ПСИХОЛОГИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Бурмистрова Елена Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Омского государственного педагогического университета, (г. Омск), e-mail: [email protected]
Зарипова Татьяна Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета, (г. Омск), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10024
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи черт личности и успешности деятельности военнослужащих - командиров подразделений. Введение. Во введении обосновывается необходимость изучения проблемы успешности деятельности в такой профессиональной области как военная служба; выделены особенности личности, влияющие на профессиональную успешность военнослужащих; делается вывод о необходимости организации планомерного развития значимых для военно-профессиональной деятельности личностных черт. Материалы и методы. Для решения поставленных задач предлагается использование 13-факторного опросника Р. Кеттела и теста Ю. Куля; приводится описание результатов корреляционного анализа выявленной связи исследуемых черт личности по методу Пирсона. Результаты исследования. В статье представлены диагностика и корреляционный анализ исследуемых показателей, влияющих на профессиональную успешность офицеров и командиров воинских подразделений; делается вывод о необходимости развития значимых для военных командиров личностных черт, влияющих на достижение профессионального успеха. Обсуждение и заключение. В заключении делается вывод о необходимости учета проявления личностных черт, значимых для осуществления успешной военно-профессиональной деятельности при подборе командиров воинских подразделений и воспитательной работе с рядовым составом.
Ключевые слова: личностные черты, профессиональная успешность,
профессиональная успешность военнослужащих, успешность деятельности, способность к самоконтролю.
RELATIONSHIP OF PERSONAL TRAITS AND PROFESSIONAL SUCCESS OF MILITARY SERVICES
Burmistrova Elena Vladimirovna
Ph. D. in Pedagogy, professor of the department of social pedagogy and social work Omsk State Pedagogical University (Omsk), e-mail: [email protected]
Zaripova Tatiana Vasilievna
Ph. D. in Psychology, professor of the department of general and pedagogical psychology Omsk State Pedagogical University, (Omsk), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10024
Annotation:
The article presents the results of a study of the relationship between personality traits and the success of military personnel - unit commanders. Introduction. The introduction substantiates the need to study the problem of the success of activities in such a professional field as military service; highlighted the personality traits that affect the professional success of military personnel; the conclusion is drawn that it is necessary to organize the planned development of personality traits that are significant for military professional activity. Materials and methods. To solve the set tasks, it is proposed to use the 13-factor questionnaire by R. Kettel and the test by J. Kuhl; the description of the results of the correlation analysis of the revealed connection of the studied personality traits according to the Pearson method is given. Research results. The article presents the diagnostics and correlation analysis of the studied indicators affecting the professional success of officers and commanders of military units; the conclusion is drawn that it is necessary to develop personality traits that are significant for military commanders that affect the achievement of professional success. Discussion and conclusion. In the conclusion, it is concluded that it is necessary to take into account the manifestation of personality traits that are significant for the implementation of successful military-professional activities in the selection of commanders of military units and educational work with the rank and file.
Key words: personality traits, professional success, professional success of military personnel, performance success, ability to self-control.
В современном российском обществе профессию офицера отличают высокий уровень социальной ответственности, сложность выполняемых функций. Современная армия нуждается в таком военном командире, который стремится к самореализации, достижению успеха, проявляет инициативность и ответственность. Специфичность профессиональной деятельности военнослужащих предполагает наличие у них определенных личностных черт, необходимых для данной профессии, таких как развитые способности к самоорганизации и самоконтролю, умение самостоятельно принимать решения, эмоционально-волевая устойчивость, решительность, проницательность, стремление к соблюдению правил, ответственность.
В зарубежной и отечественной психологии проблема успеха разрабатывается Д. Аткинсоном, Б. Вайнером, Д. Гольманом, Д. Д. Зиглером, Л. И. Дементий [11], Н. В. Лейфрид, В. Майером, Д. Мак-Клелландом, Х. Хекхаузеном [27], Л. А. Хьеллом [28], Ю. В. Щербатых [30]и др.
Изучению военной психологии, педагогики и воспитательной работе в Вооруженных силах посвящены работы И. А. Алехина [1, 2], А. Н. Безматерных
[5], П. В. Бухтоярова [7], О. Г. Заеца [13], А. Г. Караяни [14],И. Ю. Лепешинского [15], А. Н. Померляна [19], В. Л. Разгонова [21], Н. И. Резника [9], А. Н. Саргсяна [22] и др.
Исследованию вопросов развития профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и профессионального опыта военнослужащих уделяется внимание в работах А. А. Алиева [3], В. В. Баннова [4], В. И. Белякова
[6], И. В. Васильева [8], Д. А. Гриднева [10], А. З. Жумаханова [18], Ф. Икле [31], Д. В. Мещерякова [17], М. Мотена [32], Н. В. Съединой [24], А. И. Хомченко [25, 26], А. А. Шейкина [29] и др.
Целью данного исследования было выявление взаимосвязи черт личности и успешности деятельности военнослужащих - командиров отделений, взводов и старшин. Исследование проводилось на основе запроса командира войсковой части на базе армейского соединения 16-го военного городка Октябрьского административного округа г. Омска в январе - марте 2020 г. В исследовании приняли участие военнослужащие - командиры подразделений разного ранга в количестве 31 человека. Испытуемые подразделялись на три категории -офицеры (12 человек в возрасте 24 - 32 лет), прапорщики (6 человек в возрасте 24 - 32 лет), сержанты (8 человек в возрасте 20 - 24 лет). В исследовании приняли участие только военнослужащие-мужчины. Исследование проводилось на основе принципов добровольности и анонимности.
Для исследования выявления взаимосвязи черт личности и успешности деятельности военнослужащих мы использовали две методики:13-факторный опросник Р. Кеттела для определения главных черт личности [23, с. 243 -275] и тест Ю. Куля, предназначенный для выявления общей мотивационной направленности человека в различных жизненных ситуациях и прогнозирования эффективности поведенческих стратегий в ситуациях успеха, неуспеха и планирования деятельности [20, с. 211 - 232]. Выбор методик был обусловлен тем,
что они позволяют достоверно диагностировать исследуемые черты личности, доступны и удобны в применении, обработке и интерпретации результатов, применимы для данного количества испытуемых.
Для обработки полученных результатов исследования использовался корреляционный анализ по методу Пирсона, т.к. он позволяет выявить, в какой связи находятся исследуемые черты личности. Данный метод используется для определения наличия или отсутствия корреляционной связи и надежности результатов исследования на основании двух параллельных тестов. В нашем случае таковыми выступили данные, полученные в ходе проведения вышеназванных методик исследования попарно. Расчет производился по формуле [16, с. 115]:
Е
Г = .
'у
Е ч.2 -Е
Поскольку коэффициенты корреляции вычислялись для выборочных наблюдений, то было необходимо определить достоверность полученных результатов. Для определения достоверности коэффициента корреляции сначала вычислялась его ошибка по формуле [16, с. 119]:
Ф
1 - Г.
т, = ■
п -1
Достоверность коэффициента корреляции рассчитывалась по формуле [12, с. 23]:
I = т„
Г
Результаты проведения корреляционного анализа представлены в таблицах
3 - 5.
Поскольку в данной работе мы исследовали взаимосвязь черт личности и успешности деятельности военнослужащих, то целесообразно было обратить внимание на степень проявления этой взаимосвязи. Анализ заключался в установлении и интерпретации связей между показателями личностных черт и успешности профессиональной деятельности.
Результаты анализа личностных черт военнослужащих по тесту Р. Кеттела представлены в таблице 1.
2
Г
Таблица 1
Результаты анализа личностных черт военнослужащих (по тесту Р. Кеттела) The results of the analysis of the personality traits of military personnel (according to the test of R. Cattel)
Шкала B C E G H I L N O Q1 Q2 Q3 Q4
Среднее значение по 4,05 7,5 5,5 7,8 7,7 7,8 4,3 5,5 6,58 8,1 5,7 6,3 6,0
шкале
Границы 2,55 6 4 6,3 6,2 6,3 2,8 4 5,08 6,6 4,2 4,8 4,5
нормы 5,55 9 7 9,3 9,2 9,3 5,8 7 8,08 9,6 7,2 7,8 7,5
Все военнослужащие 3,84 3,77 4,61 4,55 3,97 4,39 3,61 3,81 3,71 4,16 4,32 4,45 4,16
Офицеры 5,20 3,73 5,20 4,00 3,87 4,60 3,60 3,47 3,93 4,40 4,20 4,20 4,13
Прапорщики 3,17 3,00 4,00 4,50 3,67 4,67 3,50 3,17 4,67 4,83 4,00 4,17 4,33
Сержанты 1,50 4,38 4,63 5,38 4,25 3,75 3,13 3,88 3,13 3,38 4,25 5,25 4,13
Примечание: Жирным курсивом выделены значения показателей, выходящие за границы нормы.
Проведенный анализ показал следующее.
По шкале В (интеллект) значения показателей находятся в пределах нормы для двух категорий испытуемых офицеров и прапорщиков, для сержантов этот показатель оказался заниженным. Это говорит о том, что офицеры наиболее склонны к абстрактному мышлению, более проницательны и эрудированны. У прапорщиков эти черты менее выражены. Для сержантов характерна в значительной степени конкретность, ригидность и эмоциональная дезорганизованность мышления. Значение показателя, выходящее за пределы нижней границы нормы, свидетельствует о несобранности данной категории испытуемых, их низких умственных способностях, неумение мыслить абстрактно.
По шкале С (эмоциональная стабильность) показатели всех категорий испытуемых находятся вне пределов нижней границы нормы, что свидетельствует о яркой выраженности эмоциональной неустойчивости. Наиболее эмоционально неустойчивыми являются прапорщики, менее - сержанты. Данный факт обусловлен сложностью, напряженностью военно-профессиональной деятельности, повышением требований к личностным и специальным чертам военнослужащего в современных условиях.
По шкале Е (доминантность - подчиненность) значения показателей находятся в пределах нормы для всех категорий испытуемых. Причем офицеры склонны к доминированию, что обусловлено, помимо специфики деятельности, необходимостью руководить и нести ответственность за личный состав в большей степени и большем объеме, чем прапорщики и сержанты. Они авторитарны,
могут проявлять властность, упрямство, самоуверенность. Следует отметить, что эта склонность не является ярко выраженной. Для прапорщиков и сержантов преобладающей является конформность поведения. Они склонны к подчинению, пассивности, могут быть легко выведены из равновесия, что подтверждает значение показателя по предыдущей шкале.
По шкале G (сознательность - безответственность) показатели всех категорий испытуемых находятся вне пределов нижней границы нормы. Это свидетельствует о несогласии с общепринятыми моральными нормами, непостоянстве, независимости, небрежности, неорганизованности, подверженности влиянию случая. В силу специфики профессиональной деятельности военнослужащие вынуждены придерживаться установленного порядка, с которыми, как показывают полученные данные, они зачастую не согласны. Это также выступает фактором повышенной эмоциональной напряженности и способствует внутреннему конфликту.
По шкале Н (смелость - робость) показатели всех категорий испытуемых также находятся вне пределов нижней границы нормы. Это говорит о том, что военнослужащие очень осторожны и сдержанны. Внутренне не принимая во многом ситуацию, они, тем не менее, вовсе не склонны пытаться что-либо изменить, что опять-таки обусловлено спецификой военной профессии.
По шкале I (жесткость - мягкость) показатели всех категорий испытуемых также находятся вне пределов нижней границы нормы. Следовательно, военнослужащие всех категорий испытуемых, в особенности сержанты, в значительной степени склонны к жесткости, практичности, ответственности и логичности в своей деятельности. Можно предположить, что это обусловлено тем, что, не имея возможности изменить ситуацию при внутреннем несогласии с ней, военнослужащие вынуждены принимать установленный порядок, делая над собой волевое усилие. Внешне это может проявляться как склонность к доминированию (шкала Е), сопровождающаяся эмоциональными срывами (шкала С).
По шкале L (доверчивость - подозрительность) значения показателей находятся в пределах нормы. Для представителей всех категорий испытуемых характерна склонность к внутренней расслабленности, откровенности, небрежность к замечаниям. При этом они способны легко забывать трудности и эффективно работать в коллективе.
По шкале N (дипломатичность - прямолинейность) показатели всех категорий испытуемых также находятся вне пределов нижней границы нормы. Это говорит о том, что военнослужащие всех категорий испытуемых не склонны анализировать мотивы поступков личного состава, прямолинейны в общении и деятельности, что зачастую может быть причиной их бесконтактности.
По шкале О (тревожность - спокойствие) показатели всех категорий испытуемых также находятся вне пределов нижней границы нормы, что является проявлением самоуверенности, самонадеянности, хладнокровия.
По шкале Q1 (радикализм - консерватизм) показатели всех категорий испытуемых также находятся вне пределов нижней границы нормы. Такие
значения свидетельствуют о склонности испытуемых к консерватизму, стремлению следовать устоявшимся традициям и принятию традиционных трудностей, несмотря на внутреннее несогласие с ними (шкала Н). Они с подозрительностью относятся ко всему новому и склонны к моралистическим учениям.
По шкале Q2 (самодостаточность - конформизм) значения показателей для офицеров и сержантов находятся в пределах границы нормы на грани ее нижнего значения, значения показателей для прапорщиков находятся вне пределов нижней границы нормы. Данные свидетельствуют о том, что военнослужащие всех категорий испытуемых склонны к конформизму, зависимы от группы, нуждаются в ее поддержке. В большинстве случаев они безинициативны и следуют общественному мнению, ориентируясь на одобрение окружающих и вышестоящих по рангу командиров. Наиболее это проявляется у прапорщиков.
По шкале Q3 (недисциплинированность - контролируемость) значения показателей для офицеров и прапорщиков находятся вне пределов нижней границы нормы, значения показателей для сержантов находятся в пределах нормы. По полученным данным, для первых двух категорий испытуемых характерно низкое самомнение. Это проявляется в слабой контролируемости своего поведения, следованию возникающим побуждениям, невнимательности, внутренней конфликтности представлений о себе (шкала G). Для третьей категории испытуемых эти проявления менее выражены и проявляются на уровне склонности.
По шкале Q4 (расслабленность - напряженность) значения показателей для всех категорий испытуемых находятся вне пределов нижней границы нормы. Им свойственна низкая эго-напряженность, проявления которой могут меняться от спокойного, сдержанного невозмутимого состояния до пониженного рабочего напряжения, апатичности, снижения мотивации осуществляемой деятельности.
Таким образом, преобладающими личностными чертами для данной группы испытуемых явились абстрактность (офицеры) и конкретность мышления (прапорщики, сержанты), эмоциональная нестабильность, подчиненность, жесткость, консерватизм, расслабленность, конформизм, недисциплинированность.
В целом можно сказать, что военнослужащие эмоционально не стабильны, склонны к доминированию и жесткости, с одной стороны, и подчинению - с другой. Для них характерно состояние внутренней конфликтности на фоне, с одной стороны, склонности к консерватизму, зависимости от группы, а с другой, - непринятия, нежелания, а, зачастую, и невозможности изменить установленный Уставом порядок.
Результаты анализа успешности деятельности, полученные по тесту Ю. Куля, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа успешности деятельности военнослужащих
(по тесту Ю. Куля) Results of the analysis of the success of military personnel (according to the test of J. Kuhl)
Шкала Неуспех Успех Планирование
Офицеры 12,80 19,33 15,47
Прапорщики 12,50 17,50 16,33
Сержанты 12,25 18,13 16,88
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что преобладающим для всех категорий испытуемых является стремление к успеху, что более характерно для офицеров и менее для прапорщиков. При этом, офицеры менее всего стремятся планировать свою деятельность. В большей степени это присуще сержантам. Показатели ситуаций неуспеха в деятельности военнослужащих, напротив, выше у офицеров и ниже у сержантов. Возможно такие значения показателей связаны с тем, насколько испытуемые данных категорий стремятся планировать свою деятельность.
С целью проверки наших предположений и правильности сделанных выводов мы обратились к методу корреляционного анализа, который позволяет установить взаимосвязь между полученными показателями.
Первое направление анализа заключалось в определении и интерпретации связей между показателями личностных черт и успешности деятельности офицеров. По итогам проведенного анализа были получены данные о том, что по отдельным шкалам выявлены значимые корреляции, что свидетельствует о взаимосвязи данных параметров. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности офицеров (по тесту Ю. Куля) Values of corrélation coefficients results of analysis of personality traits (according to test of R. Kettel) and the success of officers (according to the test of J. Kuhl)
Шкала по тесту Кеттела / тесту Куля Неуспех Успех Планирование
B -0,11 0,08 -0,17
C 0,04 0,14 0,27
E -0,40 0,05 -0,20
G 0,12 0,02 0,15
H 0,12 0,35 0,34
I -0,15 -0,27 -0,31
L 0,20 0,18 0,00
N 0,27 -0,16 0,43
O 0,26 0,16 0,05
Q1 -0,29 -0,14 -0,13
Q2 0,22 0,09 0,04
Q3 0,44 0,09 0,68
Q4 0,11 0,05 -0,13
Примечание: 0 - 0,29 - слабая связь (выделена обычным шрифтом);
0,3 - 0,69 - средняя связь (выделена жирным курсивом);
0,7 - 1,0 - сильная связь (выделена жирным курсивом с подчеркиванием).
Полученные значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности (по тесту Ю. Куля) офицеров позволяют утверждать, что они также частично взаимосвязаны. По большинству шкал связь является слабой. По некоторым параметрам связь является средней, по одному из них - сильной.
Так, по шкале «Неуспех» и шкале Е (доминантность - подчиненность) связь является средней и обратной, по шкале Q3 (недисциплинированность -контролируемость) средней и прямой. По остальным шкалам связь является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 2. Это позволяет утверждать, что неуспех в деятельности офицеров определенным образом связан с тем, насколько они могут владеть ситуацией. Их властность, доминантность, излишняя напористость, невнимательность к подчиненным при недостаточном уровне контролируемости своего поведения и недисциплинированности по отношению к себе оказываются не всегда оправданными и могут привести к возникновению ситуации неуспеха. Соответственно, контролируя свое поведение, проявляя внимание к личному составу, офицеры могут способствовать снижению риска возникновения ситуаций неуспеха в профессиональной деятельности.
По шкале «Успех» и шкале Н (смелость - робость) связь является средней и прямой, по остальным шкалам она является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 1. Полученные данные говорят о том, что на успешность деятельности офицеров некоторым образом влияет осторожность, взвешенность и практичность, с которой они принимают ответственные решения и строят свою профессиональную деятельность.
По шкале «Планирование» и шкалам Н (смелость - робость) и N (дипломатичность - прямолинейность) связь является средней и прямой, по шкале Q3 (недисциплинированность - контролируемость) - сильной и прямой, по шкале L (доверчивость - подозрительность) - связи нет, по остальным шкалам - слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 3. Полученные данные 12
позволяют сделать вывод о том, что на планирование деятельности офицерами, как и на ее успешность, некоторым образом влияет осторожность, взвешенность и практичность, с которой они принимают решения и строят профессиональную деятельность, а также умение строить взаимоотношения с рядовым составом. В значительной степени планированию деятельности способствует их уверенность в себе, внимание и самоконтроль.
В целом можно сделать вывод о том, что успешность деятельности офицеров связана с развитием их способности к самоконтролю эмоций и поведения, осторожностью, проницательностью, продуманностью принимаемых решений и последовательностью их реализации.
Второе направление анализа заключалось в определении и интерпретации связей между показателями личностных черт и успешности деятельности прапорщиков. По итогам проведенного анализа были получены данные о том, что по отдельным шкалам также выявлены значимые корреляции, что свидетельствует о взаимосвязи данных параметров. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности прапорщиков
(по тесту Ю. Куля) Values of correlation coefficients results of analysis of personality traits (according to the test of R. Kettel) and the success of warrant officers (according to the test of J. Kuhl)
Шкала по тесту Кеттела / тесту Куля Неуспех Успех Планирование
B 0,6 -0,46 0,32
C 0,63 -0,29 0,56
E 0,08 0,84 0,25
G 0,66 -0,42 0,14
H -0,6 0,46 -0,32
I 0,29 -0,05 0,39
L -0,26 -0,28 -0,08
N -0,04 0,57 0,32
O -0,02 -0,61 -0,27
Q1 0,03 0,31 -0,07
Q2 -0,16 0,48 0,12
Q3 0,52 -0,64 0,12
Q4 0,49 0,55 0,73
Примечание: 0 - 0,29 - слабая связь (выделена обычным шрифтом);
0,3 - 0,69 - средняя связь (выделена жирным курсивом);
0,7 - 1,0 - сильная связь (выделена жирным курсивом с подчеркиванием).
Полученные значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности (по тесту Ю. Куля) прапорщиков позволяют утверждать, что они взаимосвязаны в большей степени, чем у офицеров. Тем не менее, по большинству шкал связь также является слабой. По некоторым параметрам связь является средней, по двум из них - сильной.
Так, по шкале «Неуспех» и шкалам В (интеллект), С (эмоциональная стабильность), G (сознательность - безответственность), Q3 (недисциплинированность - контролируемость) и Q4 (расслабленность -напряженность) связь является средней и прямой, по шкале Н (смелость - робость)
- средней и обратной, по остальным шкалам связь является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 6. Это позволяет утверждать, что неуспех в деятельности прапорщиков в определенной степени является следствием:
- неумения мыслить абстрактно, т.е. видеть ситуацию целиком во взаимосвязи происходящего;
-повышенной эмоциональности и слабой контролируемости поведения;
- внутренней неорганизованности и несогласия с теми нормами, которые являются общепринятыми в армии, и попытками что-либо изменить, не имея для этого достаточных возможностей и полномочий;
- недисциплинированности, пониженного рабочего напряжения и незаинтересованности в процессе и результатах своей деятельности, суть которой, к тому же, не вполне принимается;
- неумения принимать ответственные решения в контексте ситуации.
По шкале «Успех» и шкале Е (доминантность - подчиненность) связь является сильной и прямой, шкалам Н (смелость - робость), N (дипломатичность
- прямолинейность), Q1 (радикализм - консерватизм), Q4 (расслабленность -напряженность) - средней и прямой, по шкалам В (интеллект), G (сознательность -безответственность), О (тревожность - спокойствие) и Q3 (недисциплинированность
- контролируемость) - средней и обратной, по остальным шкалам она является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 10. Полученные данные говорят о том, что успешность деятельности прапорщиков в значительной степени определяется их активностью и внутренним равновесием. На степень успешности профессиональной деятельности также влияют следующие личностные черты:
- абстрактность и аналитичность мышления, умение видеть взаимосвязи происходящего, прогнозировать развитие ситуации;
- организованность и внутреннее согласие с общепринятыми в армии нормами и правилами;
- внимательное отношение к подчиненным;
- способность принимать самостоятельные, независимые, нестандартные решения в зависимости от меняющейся ситуации;
- умение контролировать свое поведение и достаточный уровень рабочего напряжения.
По шкале «Планирование» и шкале Q4 (расслабленность - напряженность) связь является сильной и прямой, по шкалам В (интеллект), С (эмоциональная стабильность), I (жесткость - мягкость) и N (дипломатичность - прямолинейность)
- средней и прямой, по шкале Н (смелость - робость) - средней и обратной, по остальным шкалам - слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций
- 6. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что планированию деятельности прапорщиками, как и ее успешности, в определенной степени способствуют:
- умение мыслить аналитически, прогнозировать развитие ситуации;
- умение контролировать свои эмоции;
- осторожность и видение перспективы планируемых решений и решений, принимаемых в условиях неопределенности ситуации;
- логичность и последовательность выполнения действий.
Наибольшую значимость при планировании деятельности имеют
собранность, активность, заинтересованность в результатах выполняемой деятельности, достаточный уровень рабочего напряжения.
В целом можно сделать вывод о том, что успешность деятельности прапорщиков, как и офицеров, связана с развитием абстрактного мышления, способности к самоконтролю, принятию решений, а также заинтересованностью в процессе, переживанием за результаты своей деятельности и достаточным уровнем рабочего напряжения.
Третье направление анализа заключалось в определении и интерпретации связей между показателями личностных черт и успешности деятельности сержантов. По итогам проведенного анализа были получены данные о том, что по отдельным шкалам также выявлены значимые корреляции, что свидетельствует о взаимосвязи данных параметров. Результаты анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5
Значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности сержантов (по тесту Ю. Куля) The values of the corrélation coefficients the results of the analysis of personality traits (according to the test of R. Kettel) and the success of sergeants (according to the test of J. Kuhl)
Шкала по тесту Кеттела / тесту Куля Неуспех Успех Планирование
B -0,59 -0,58 -0,78
C -0,31 0,35 -0,09
E -0,28 -0,50 0,26
G 0,12 -0,55 -0,26
H -0,13 -0,20 0,52
I 0,24 -0,35 0,27
L -0,79 -0,44 -0,72
N -0,20 -0,31 -0,44
O 0,06 -0,19 0,46
Q1 0,47 0,14 -0,12
Q2 -0,34 -0,24 -0,29
Q3 -0,20 -0,40 -0,18
Q4 0,64 0,70 0,44
Примечание: 0 - 0,29 - слабая связь (выделена обычным шрифтом);
0,3 - 0,69 - средняя связь (выделена жирным курсивом);
0,7 - 1,0 - сильная связь (выделена жирным курсивом с подчеркиванием).
Полученные значения коэффициентов корреляции результатов анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности (по тесту Ю. Куля) сержантов позволяют утверждать, что они взаимосвязаны примерно в той же степени, что и у прапорщиков. Тем не менее, по большинству шкал связь также является слабой. По некоторым параметрам связь является средней, по четырем из них - сильной.
Так, по шкале «Неуспех» и шкале L (доверчивость - подозрительность) связь является сильной и обратной, шкалам Q1 (радикализм - консерватизм) и Q4 (расслабленность - напряженность) - средней и прямой, по шкалам В (интеллект), С (эмоциональная стабильность), Q2 (самодостаточность - конформизм) - средней и обратной, по остальным шкалам связь является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 6. Это позволяет утверждать, что на неуспешность деятельности сержантов, в первую очередь, влияет их внутренняя расслабленность, небрежность и нежелание прислушиваться к мнению командиров, обладающих достаточным опытом военно-профессиональной деятельности. Их неуспех в определенной степени также обусловлен:
- излишним вниманием к чему-либо конкретному и неумением мыслить абстрактно;
- повышенной эмоциональной неустойчивостью и слабой контролируемостью поведения;
- консерватизмом и склонностью к нравоучениям по отношении к рядовому составу;
- безинициативностью и склонностью к подчинению;
- низким уровнем рабочего напряжения.
По шкале «Успех» и шкале Q4 (расслабленность - напряженность) связь является сильной и прямой, шкалам С (эмоциональная стабильность) - средней и прямой, по шкалам В (интеллект), Е (доминантность - подчиненность), G (сознательность - безответственность), I (жесткость - мягкость), L (доверчивость - подозрительность), N (дипломатичность - прямолинейность) и Q3 (недисциплинированность - контролируемость) - средней и обратной, по остальным шкалам она является слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 9. Полученные данные говорят о том, что успешность деятельности
сержантов в значительной степени определяется их активностью и уровнем рабочего напряжения. На степень успешности профессиональной деятельности также влияют такие личностные черты и способности как:
- абстрактность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации;
- эмоциональная стабильность и контролируемость поведения;
- логичность и последовательность выстраивания взаимоотношений как с подчиненными, так и с командирами с учетом мнения и опыта старших по званию;
- принятие и следование установленным в армии нормам и порядку;
- ответственное отношение к выполняемой деятельности;
- организованность и внутреннее согласие с общепринятыми в армии нормами и правилами;
- внимательное отношение к подчиненным;
- умение контролировать свое поведение и достаточный уровень рабочего напряжения.
По шкале «Планирование» и шкалам В (интеллект) и L (доверчивость -подозрительность) связь является сильной и обратной, по шкалам Н (смелость -робость), О (тревожность - спокойствие) и Q4 (расслабленность - напряженность) - средней и прямой, по шкале N (дипломатичность - прямолинейность) - средней и обратной, по остальным шкалам - слабой и прямой или обратной. Значимых корреляций - 6. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что планированию деятельности сержантами, как и ее успешности, в значительной степени способствуют умение абстрактно мыслить и прислушиваться к замечаниям командиров, обладающих достаточным опытом военно-профессиональной деятельности. Планомерной организации деятельности в определенной степени способствуют такие черты как:
- дипломатичность, сдержанность, осторожность и уверенность в себе;
- логичность и последовательность выстраивания взаимоотношений как с подчиненными, так и с командирами с учетом мнения и опыта старших по званию;
- достаточный уровень рабочего напряжения.
Таким образом, результаты анализа личностных черт (по тесту Р. Кеттела) и успешности деятельности (по тесту Ю. Куля) военнослужащих позволяют сделать следующие выводы:
1. Успешность деятельности сержантов, как и прапорщиков и офицеров, связана с развитием абстрактного мышления, уверенности в себе, способности к самоконтролю, осмотрительностью, а также достаточным уровнем рабочего напряжения, принятием установленных норм и правил и умением прислушиваться к мнению командиров.
2. Для представленных в исследовании категорий испытуемых установлена взаимосвязь личностных черт и успешности профессиональной деятельности. Для прапорщиков и сержантов взаимосвязь личностных черт и успешности профессиональной деятельности является более выраженной - число значимых корреляций по категориям испытуемых соответственно равно 23 и 21. Для
офицеров - менее выраженной - число значимых корреляций 6.
3. Успешность деятельности офицеров в определенной степени связана с развитием способностей к самоконтролю эмоций и поведения, осторожностью, проницательностью, продуманностью принимаемых решений и последовательностью их реализации.
4. Успешность деятельности прапорщиков в значительной степени обусловлена уровнем рабочего напряжения и в определенной степени развитием абстрактного мышления, способности к самоконтролю, принятию решений, а также заинтересованностью в процессе и переживанием за результаты своей деятельности.
5. Успешность деятельности сержантов в значительной степени обусловлена уровнем рабочего напряжения, принятием установленных норм и правил, развитием осмотрительности и умением прислушиваться к мнению и перенимать опыт командиров. На результаты деятельности сержантов в определенной степени также влияет развитие абстрактного мышления, уверенности в себе, способности к самоконтролю.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что, подбирая военных командиров, следует учитывать проявление у них черт личности, значимых для осуществления успешной военно-профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при подборе и при назначении на руководящие должности военных командиров, работе с рядовым составом.
Литература
1. Алехин, И. А. Военная педагогика: учебник для вузов; [Под общ. ред. И. А. Алехина]. М. : Юрайт, 2018. 414 с.
2. Алехин, И. А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации; [Ред. И. А. Алехин]. М. : Военный университет, 2003. 288 с.
3. Алиев, А. А. Педагогическая технология профессионального тренинга формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов военных институтов войск национальной гвардии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08., 25.09.2019. СПб. : ФГКВОУ ВО «СПВИ войск национальной гвардии», 2019. 248 с.
4. Баннов, В. В. Формирование готовности курсантов военного вуза к самоконтролю: учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08., 21.06.2018. Омск : ФГБОУ ВО «ОмГПУ», 2018. 204 с.
5. Безматерных, А. Н. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъективности курсантов / А. Н. Безматерных, А. А. Муралёв // Социосфера. 2016. № 27. С. 69 - 71.
6. Беляков, А. А. Военно-профессиональная подготовка будущего офицера: от методики к технологической культуре // Сибирский педагогический журнал.
2016. № 3. С. 65 - 68.
7. Бухтояров, П. В. Психологические условия профилактики суицидального поведения личности: на примере военнослужащих: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01., 23.11.2006. Новосибирск : ГОУ ВПО «НГПУ», 2006. 278 с.
8. Васильев, И. В. Современная система комплектования военнослужащими по контракту должностей рядового, сержантского состава, прапорщиков и мичманов в Вооружённых Силах Российской Федерации // Военно-профессиональное воспитание сержантского состава контрактной службы Вооруженных Сил : сб. науч. статей; [Под ред. Л. В. Фотиной]. М. : MAKS Press, 2016. С. 28 - 32.
9. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: учебное пособие для слушателей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации; [В. Н. Богатырев и др.]; [Под общ. ред. Н. И. Резника]; М. : ГУВР ВС РФ, 2005. 344 с.
10. Гриднев, Д. А. Проблемы управления системой военного образования в период реформы // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 2 (113). С. 187 - 202 // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры [сайт]. URL: https://joumals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/833 (дата обращения 23.11.2020).
11. Дементий, Л. И. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид // Вестник Омского университета. Омск : Изд-во ОмГУ, 2012. № 3. С. 289 - 295.
12. Денисов, А. П. Учебно-методическое пособие по статистике для студентов вузов / А. П. Денисов, В. В. Дробышев, С. В. Моисеенко, А. Г. Рожков, В. С. Сергеева. Омск : Изд-во ОмГМА. 2003. 56 с.
13. Заец, О. Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08., 23.03.2014. Москва : ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, 2014. 190 с.
14. Караяни, А. Г. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. М : Военный университет, 2016. 500 с.
15. Лепешинский, И. Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. Омск : ОмГТУ, 2011. 180 с.
16. Мерков, А. М. Санитарная статистика / А. М. Мерков, Л. Е. Поляков. Л. : Медицина, 1974. 384 с.
17. Мещеряков, Д. В. Педагогическое обеспечение личностно профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01., 08.10.2014. Тверь : ФГБОУ ВПО «ТГУ», 2014. 207 с.
18. Петрусевич, А. А. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза / А. А. Петрусевич, А. З. Жумаханов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 78 - 85.
19. Померлян, А. Н. Правовое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на основе андрагогической и акмеологической парадигм: проблемы и пути решения / А. Н. Померлян, О. В. Григорьев, С. С. Ичитовкин // Advances in Law Studies. 2017. Т. 5. № 4 // Издательский центр РИОР [сайт]. URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/18814/view (дата обращения: 25.10.2020).
20. Постылякова, Ю. В. Проблемность в профессиональной деятельности. М., 1999. 386 с.
21. Разгонов, В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08., 15.06.2016. Барнаул : ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2016. 212 с.
22. Саргсян, А. Н. Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Республики Армения на героических традициях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01., 10.11.2017. Москва : ФГКОУ ВО «Военный университет» МО РФ, 2017. 271 с.
23. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. 672 с.
24. Съедина, Н. В. Актуализация готовности студентов к самоконтролю в воспитательно-образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 14.02.2013. Кемерово : ФГБОУ ВПО «КГУ», 2013. 188 с.
25. Хомченко, А. И. Структура профессионального опыта военного специалиста как предмет современного педагогического исследования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 3. С. 88 - 90 // Издательство «Научные технологии» [сайт]. URL: http://www.nauteh-joumaLm/index.php/2/2019/%E2%84%963 (дата обращения: 27.10.2020).
26. Хомченко, А. И. Формирование профессионального опыта у курсантов военного вуза в процессе практической подготовки: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08., 05.02.2020. Омск : ФГБОУ ВО «ОмГПУ», 2020. 232 с.
27. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001.
253 с.
28. Хьелл, Л. А. Теории личности: основные положения, исследования и применение: монография / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. [Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой]. СПб. : Питер, 2003. 606 с.
29. Шейкин, В. И. Система военно-профессиональной подготовки сержантского состава Вооруженных Сил России // Вестник Академии военных наук. 2016. № 3 (56). С. 83 - 88.
30. Щербатых, Ю. В. Психология успеха. М. : Эксмо, 2007. 560 с.
31. Ikle, F. Every War Must End. NY, Columbia University Press, 2005. 208 p.
32. Moten, M. Between War and Peace: How America Ends its Wars [Edited by Matthew Moten]. NY, Free Press, 2011. 384 p.
References
1. Alekhin I. A. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov [Military pedagogy] Moscow, Yurajt, 2018. 414 s.
2. Alekhin I. A. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhashchih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii [Theory and practice of education of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation] Moscow, Voennyj universitet Publ., 2003. 288 p.
3. Aliev A. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya professional'nogo treninga formirovaniya voenno-professional'nyh kompetencij u kursantov voennyh institutov vojsk nacional'noj gvardii. Diss. kand. ped. Nauk [Pedagogical technology of professional training for the formation of military professional competencies among cadets of military institutes of the National Guard troops. Cand. Ped. Sci. diss.]. SPb., 2019. 248 p.
4. Bannov V. V. Formirovanie gotovnosti kursantov voennogo vuza k samokontrolyu: uchebno-professional'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe voennogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the readiness of cadets of a military university for self-control: educational and professional activities in the educational process of a military university Cand. ped. sci. diss.]. Omsk, 2018. 204 p.
5. Bezmaternyh A. N., Muralyov A. A. Vzaimodejstvie sub"ektov obrazovatel'noj sredy voennogo vuza kak uslovie razvitiya sub"ektivnosti kursantov [Interaction of subjects of the educational environment of a military university as a condition for the development of cadets' subjectivity] Sociosfera [Sociosphere] 2016, no. 27, pp. 69 - 71.
6. Belyakov A. A. Voenno-professional'naya podgotovka budushchego oficera: ot metodiki k tekhnologicheskoj kul'ture [Military professional training of the future officer: from methodology to technological culture] Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal] 2016, no. 3, pp. 65 - 68.
7. Buhtoyarov P. V. Psihologicheskie usloviya profilaktiki suicidal'nogo povedeniya lichnosti: na primere voennosluzhashchih. Diss. kand. psihol. nauk [Psychological conditions for the prevention of suicidal behavior of an individual: the example of military personnel. Cand. psychol. sci. diss.]. Novosibirsk, 2006. 278 p.
8. Vasil'ev I. V. Sovremennaya sistema komplektovaniya voennosluzhashchimi po kontraktu dolzhnostej ryadovogo, serzhantskogo sostava, praporshchikov i michmanov v Vooruzhyonnyh Silah Rossijskoj Federacii [The modern system of recruiting servicemen under contract for the posts of privates, sergeants, warrant officers and warrant officers in the Armed Forces of the Russian Federation] Voenno-professional'noe vospitanie serzhantskogo sostava kontraktnoj sluzhby Vooruzhennyh Sil: sb. nauch. statej [Military professional education of non-commissioned officers of the contract service of the Armed Forces: collection of scientific. articles] Moscow, MAKS Press Publ., 2016, pp. 28 - 32. (In Russian).
9. Vospitatel'naya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii [Educational work in the Armed Forces of the Russian Federation] [V. N. Bogatyrev and others; Under total. ed. N. I. Reznik] Moscow, GUVR VS RF Publ., 2005. 344 p.
10. Gridnev D. A. Problemy upravleniya sistemoj voennogo obrazovaniya v period reformy [Problems of managing the military education system during the reform period] Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i
kul'tury [Bulletin of the Ural Federal University. Ser. 1. Problems of education, science and culture] 2013. no. 2 (113), pp. 187 - 202 (In Russ.) Available at: https://journals. urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/833. (accessed 23.11.2020)
11. Dementij L. I., Lejfrid N. V. Otvetstvennost' kak determinanta social'nyh predstavlenij ob uspekhe i usloviyah ego dostizheniya [Responsibility as a determinant of social ideas about success and the conditions for achieving it] Vestnik Omskogo universiteta [Omsk University Bulletin] Omsk, OmGU Publ., 2012., no. 3, pp. 289 - 295.
12. Denisov A. P., Drobyshev V. V., Moiseenko S. V., Rozhkov A. G., Sergeeva V. S. Uchebno-metodicheskoe posobie po statistike dlya studentov vuzov [Study guide on statistics for university students] Omsk, OmGMA Publ., 2003. 56 p.
13. Zaec O. G. Povyshenie effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Diss. kand. ped. nauk [Improving the effectiveness of professional education of cadets of military engineering universities. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2014. 190 p.
14. Karayani A. G., Syromyatnikov I. V. Voennaya psihologiya: uchebnik dlya specialistov psihologicheskoj raboty Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii [Military psychology] Moscow, Voennyj universitet Publ., 2016. 500 p.
15. Lepeshinskij I. Yu., Glebov V. V., Listkov V. B., Terekhov V. F. Osnovy voennoj pedagogiki i psihologii: konspekt lekcij [Fundamentals of Military Pedagogy and Psychology] Omsk, OmGTU Publ., 2011. 180 p.
16. Merkov A. M., Polyakov L. E. Sanitarnaya statistika [Sanitary statistics] Leningrad, Medicina Publ., 1974. 384 p.
17. Meshcheryakov D. V. Pedagogicheskoe obespechenie lichnostno professional'noj kompetentnosti budushchih oficerov v voennom vuze. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical support of personal professional competence of future officers in a military university. Cand. ped. sci. diss.]. Tver, 2014. 207 p.
18. Petrusevich A. A., Zhumahanov A. Z. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'nogo opyta kursantov voennogo vuza [Pedagogical conditions for the formation of military-professional experience of cadets of a military university] Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal] 2018, no 1, pp. 78 - 85.
19. Pomerlyan A. N., Grigor'ev O. V., Ichitovkin S. S. Pravovoe vospitanie voennosluzhashchih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii na osnove andragogicheskoj i akmeologicheskoj paradigm: problemy i puti resheniya [Legal education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation on the basis of andragogical and acmeological paradigms: problems and solutions] Advances in Law Studies [Advances in Law Studies] 2017, b. 5, no. 4 (In Russ.) Available at: https://riorpub.com/ru/nauka/ article/18814/view/ (accessed 25.10.2020)
20. Postylyakova Yu. V. Problemnost' v professional'noj deyatel'nosti [Problems in professional activity] Moscow, 1999. 386 p.
21. Razgonov V. L. Cennostnye orientiry professional'nogo vospitaniya kursantov v uchebno-vospitatel'nom processe voennogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Value guidelines of professional education of cadets in the educational process of a military university. Cand. ped. sci. diss.]. Barnaul, 2016. 212 c.
22. Sargsyan A. N. Vospitanie voennosluzhashchih Vooruzhennyh Sil Respubliki Armeniya na geroicheskih tradiciyah. Diss. kand. ped. nauk [The upbringing of the military personnel of the Armed Forces of the Republic of Armenia on the basis of heroic traditions. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2017. 271 p.
23. Stolyarenko L. D. Osnovy psihologii [Fundamentals of Psychology] Rostov-n/D., Feniks Publ., 2003. 672 p.
24. S"edina N. V. Aktualizaciya gotovnosti studentov k samokontrolyu v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe. Diss. kand. ped. nauk [Actualization of students' readiness for self-control in the educational process. Cand. ped. sci. diss.]. Kemerovo, 2013. 188 p.
25. Homchenko A. I. Struktura professional'nogo opyta voennogo specialista kak predmet sovremennogo pedagogicheskogo issledovaniya [The structure of professional experience of a military specialist as a subject of modern pedagogical research] Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki» [Modern science: topical problems of theory and practice. Series "Humanities"] 2019, no. 3. pp. 88 - 90 (In Russ.) Available at: http://www.nauteh-journal.ru/index. php/2/2019/%E2%84%963. (accessed 27.10.2020)
26. Homchenko A. I. Formirovanie professional'nogo opyta u kursantov voennogo vuza v processe prakticheskoj podgotovki. Diss. kand. ped. nauk [Formation of professional experience among cadets of a military university in the process of practical training. Cand. ped. sci. diss.]. Omsk, 2020. 232 p.
27. Hekkhauzen X. Psihologiya motivacii dostizheniya [The psychology of achievement motivation] SPb., Rech' Publ., 2001. 253 p.
28. H'ell L. A., Zigler D. D. Teorii lichnosti: osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie: monografiya [Personality theories: fundamentals, research and application] SPb., Piter Publ., 2003. 606 p.
29. SHejkin V. I. Sistema voenno-professional'noj podgotovki serzhantskogo sostava Vooruzhennyh Sil Rossii [The system of military professional training of noncommissioned officers of the Armed Forces of Russia] Vestnik Akademii voennyh nauk [Bulletin of the Academy of Military Sciences] 2016, no. 3 (56), pp. 83 - 88.
30. Shcherbatyh Yu. V. Psihologiya uspekha [The psychology of success]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 560 p.
31. Ikle F. Every War Must End. NY, Columbia University Press, 2005. 208 p.
32. Moten M. Between War and Peace: How America Ends its Wars [Edited by Matthew Moten]. NY, Free Press, 2011. 384 p.