УДК 159.9.072.432 Губин Владимир Алексеевич
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженный деятель науки РФ dom-hors@mail.ru
Атюшев Антон Александрович
командир учебной роты учебного центра ВМФ (г. Санкт-Петербург, Кронштадт) dom-hors@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННОМОРСКОГО ФЛОТА [1]
Gubin Vladimir Alekseyevich
D.Phil. in Psychology, Professor of the Psychology of Service Activity Department, Saint-Petersburg Military Institute under the Internal Troops of the Ministry for Internal Affairs, Honored Scientist of the Russian Federation dom-hors@mail.ru
Atyushev Anton Aleksandrovich
Command Officer of the Training Company at the Navy Educational Center (Saint Petersburg, Kronstadt)
dom-hors@mail.ru
PSYCHOLOGICAL FACTORS DETERMINING THE SUCCESS IN EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN THE NAVY EDUCATIONAL CENTER [1]
Аннотация:
В статье даны психологические факторы, влияющие на успешность обучения военнослужащих, проходящих обучение по военно-учетным специальностям «техник» и «повар» в учебном центре Военно-Морского Флота.
Ключевые слова:
психологические характеристики военнослужащих; успешность обучения, учебно-служебной деятельности; учебно-профессиональная деятельность.
Summary:
The article discusses psychological factors influencing efficient education of the military personnel learning a technician and a cook professions in the Navy Educational Center.
Keywords:
psychological characteristics of military personnel, successful education, educational and service activities, educational and professional activities.
В соответствии с рассмотренными теоретико-методологическими подходами были использованы следующие методики:
- многоуровневый личностный опросник (МЛО «Адаптивность»);
- личностный опросник «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации);
- оценка индивидуально-психологических особенностей личности (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла «Форма С»);
- изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (опросник К.Н. Томаса);
- дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климов);
- методика применения теста «Сант-30» для определения риска несанкционированного применения оружия против окружающих;
- методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Психологические характеристики являются одной из форм отражения индивидуальных особенностей личности, коллектива, группы, - они часто используются в системе образования [2]. Наряду с общей характеристикой личности военнослужащего есть необходимость выявления и развития психологических факторов, определяющих успешность обучения военнослужащих в учебном центре Военно-Морского флота по военно-учетной специальности «техник» и «повар». Были обследованы 273 военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъекты учебной деятельности по военно-учетным специальностям «техник» и «повар».
Обучение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенность обучения состоит в том, что оно прямо служит средством психологического развития индивида.
Таким образом, в русле личностно-деятельностного подхода обучение военнослужащих -весьма сложный и многообразный процесс. Его можно определить как:
- реальную связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика [3];
- динамическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение или воплощение в объекте психического образа, а также реализация опосредованных субъектом отношений с окружающей действительностью [4];
- специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условия своего существования [5].
В учебном центре Военно-Морского Флота на начальном этапе службы происходит адаптация военнослужащих к условиям ВС РФ, к новой жизнедеятельности, к новому коллективу, что влияет на результаты учебно-служебной деятельности [6].
Для выявления связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности «повар» был проведен корреляционный анализ [7], результаты которого представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура интеркорреляционных связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками военнослужащих
по специальности «повар»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Н - смелость;
Шкала 2 - низкий уровень риска несанкционированного применения оружия по окружающим;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
У военнослужащих по специальности «повар» интегральный показатель (ЛАП) имеет прямые устойчивые связи (р < 0,05) с интеллектом (В), смелостью (Н), оценкой по учебной деятельности и обратные связи с риска несанкционированного применения оружия по окружающим (шкала 2), и склонности к наркомании и токсикомании (шкала 3) (рисунок 1).
Корреляционный анализ между оценкой учебной деятельности и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности техники представлен на рисунке 2.
лап Н о,59 К Оценка
Рисунок 2 - Структура интеркорреляционных связей между оценкой успешности обучения и психологическими характеристиками военнослужащих по специальности «повар»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Н - смелость;
Ш - низкий уровень стремления к погружению в собственный мир;
Шкала 1 - низкий уровень склонности к суицидным реакциям;
Шкала 2 - низкий уровень риска несанкционированного применения оружия по окружающим;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
На рисунке 2 видно, что оценка по учебной деятельности имеет прямые связи (р < 0,05) с личностным адаптационным потенциалом (ЛАП), интеллектом (В), смелостью (Н), стремлением к погружению в собственный мир (Ш), склонностью к суицидальным реакциям (Шкала 1), риском несанкционированного применения оружия по окружающим (Шкала 2), со склонностью к наркомании и токсикомании (Шкала 3).
Анализ корреляционных связей, представленных на рисунках 1 и 2, свидетельствует о том, что оценка учебной деятельности взаимосвязана с ЛАП и является системообразующей характеристикой в процессе обучения военнослужащих специальности «повар».
Для выявления связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками личности военнослужащего по специальности «техник», был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура интеркорреляционных связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками военнослужащих
по специальности «техник»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
НПН - низкий уровень нервно-психическая неустойчивость;
04 - расслабленность;
Пя - склонность к формированию сверхценных идей.
У военнослужащих по специальности «техник» интегральный показатель (ЛАП) имеет прямые устойчивые связи (р < 0,05) с интеллектом (В), оценкой по учебной деятельности, нервно-психической неустойчивостью (НПН), адекватностью самооценки (Мй), расслабленностью (04), склонность к формированию сверхценных идей (Пя), склонностью к наркомании, токсикомании (Шкала 3) (рисунок 3).
Корреляционный анализ между оценкой учебной деятельности и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности «техник» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура интеркорреляционных связей между оценкой успешности обучения и психологическими характеристиками военнослужащих по специальности «техник»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Мй - адекватность самооценки;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
По рисунку 4 видно, что оценка учебной деятельности имеет прямые связи (р < 0,05) с ЛАП, интеллектом (В), адекватностью самооценки (Мй), склонностью к наркомании и токсикомании (Шкала 3).
Анализ корреляционных связей, представленных на рисунках 3 и 4, свидетельствует о том, что оценка учебной деятельности взаимосвязана с ЛАП и является системообразующией характеристикой в процессе обучения военнослужащих по специальности «техник».
Далее военнослужащие были разделены по уровню успешности на две полярные группы Мх ± %а, то есть 68 % всей выборки выпали из дальнейшего обследования. Из всей выборки остались военнослужащие высокоуспеваемые и низкоуспеваемые. В конце обучения, когда их уже видно, мы решили создать модель высокоуспеваемого военнослужащего. Провели факторный анализ с группой военнослужащих по специальности «повар» (рисунок 5).
О
0,41
0,23
Фактор уверенности в себе
0 -0,81 компромисс 0,78
01 0.77 04 -0,53
9%
Фактор адаптированностп
приспособляемость -0,72 Шуберта 0,63
ДДО -0,70 С 0,57
Ь 0,64
9%
г Фактор доминирующего поведения 11%
Н -0.55 N 0.66
избегание -0,71 МБ -0,58
Пс 0,68 Шуберта 0,55
V
Ґ Фактор агрессивности 12%
Пп 0,75 3 0,67 И 0,63 Пя 0.54
Шкала2 0,69 03 0,64 Н 0,55
^
Фактор адаптационного потенциала личности
ЛАП
НПУ
-0.96
0,90
Оценка
В
-0,88
-0,82
КС
ШкалаЗ
0,66
0,62
Шкала 1 Шкала2
0,57
0,54
Ш
0,53
17%
Рисунок 5 - Факторный анализ военнослужащих по специальности «повар»
Каждый получившийся фактор имеет свое количество переменных, которые характеризуют его название и являются доминирующим у военнослужащих по специальности «повар» (рисунок 5). Первый - фактор уверенности в себе - 17 % в дисперсии. В него вошли следующие переменные: ЛАП, НПУ, Оценка, В, КС, Шкала 3, Шкала 1, Шкала 2, Ш. Второй - фактор агрессивности - 12 % в дисперсии. В него вошли следующие переменные: Пп, Шкала 2, и, 03, И, Н, Пя. Третий - фактор доминирующего поведения, в дисперсии его - вес 11 %, в него вошли следующие переменные: Н, избегание, Пс, Ы, Мй, тест Шуберта. Четвертый - фактор адаптиро-ванности - в дисперсии его вес - 9 %. В него вошли следующие переменные: приспособляемость, ДДО, Ц тест Шуберта, С. Пятый - фактор уверенности в себе - в дисперсии его вес 9 %, в него вошли следующие переменные: О, 01, компромисс, 04.
Далее провели факторный анализ с группой военнослужащих по специальности техник (рисунок 6).
Рисунок 6 - Факторный анализ военнослужащих по специальности «техник»
Каждый получившийся фактор имеет свое количество переменных, который характеризует его название и является доминирующим у военнослужащих по специальности техник (рисунок 6). Первый - фактор уверенности в себе, в дисперсии его вес 14 %. В него вошли следующие переменные: ЛАП, Оценка, В, НПУ, КС, Q4, МН, Шкала 3. Второй - фактор агрессивности, в дисперсии его вес 12 %. В него вошли следующие переменные: НПН, Пс, Ш, Пп, Шкала 1, Шкала 2, Пя. Третий - фактор доминирующего поведения, в дисперсии его вес 9 %. В него вошли следующие переменные: Q1, сотрудничество, А, М, Н, Q3, С. Четвертый - фактор адаптиро-ванности, в дисперсии его вес 8 %. В него вошли следующие переменные: Пп, И, избегание, соперничество. Пятый - фактор уверенности в себе, в дисперсии его вес 7 %, в него вошли следующие переменные: Q2, F, 1^, приспособляемость, шкала теста ДДО.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что выявленные психологические факторы по специальностям «техник» и «повар» адекватно отражают стремление военнослужащих успешно заниматься учебно-профессиональной деятельностью на основе развития психологических характеристик, детерминирующих выявленные факторы.
Ссылки и примечания:
1. Статья написана на основании исследования, проводившегося на базе учебного центра Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург).
2. Абрамова Т.С. Возрастная психология. М., 1999. 672 с.
3. Безносов С.П., Кикоть В.Я., Иваницкий А.Т. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996. 458 с.
4. Бакеев В.А. О влиянии личности руководителя на его решения // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980. С. 23-24.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.
6. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980. 263 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. СПб., 2000. 582 с.