УДК 159.9.072.432 Губин Владимир Алексеевич
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженный деятель науки РФ [email protected]
Атюшев Антон Александрович
командир учебной роты учебного центра ВМФ (г. Санкт-Петербург, Кронштадт) [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННОМОРСКОГО ФЛОТА [1]
Gubin Vladimir Alekseyevich
D.Phil. in Psychology, Professor of the Psychology of Service Activity Department, Saint-Petersburg Military Institute under the Internal Troops of the Ministry for Internal Affairs, Honored Scientist of the Russian Federation [email protected]
Atyushev Anton Aleksandrovich
Command Officer of the Training Company at the Navy Educational Center (Saint Petersburg, Kronstadt)
PSYCHOLOGICAL FACTORS DETERMINING THE SUCCESS IN EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN THE NAVY EDUCATIONAL CENTER [1]
Аннотация:
В статье даны психологические факторы, влияющие на успешность обучения военнослужащих, проходящих обучение по военно-учетным специальностям «техник» и «повар» в учебном центре Военно-Морского Флота.
Ключевые слова:
психологические характеристики военнослужащих; успешность обучения, учебно-служебной деятельности; учебно-профессиональная деятельность.
Summary:
The article discusses psychological factors influencing efficient education of the military personnel learning a technician and a cook professions in the Navy Educational Center.
Keywords:
psychological characteristics of military personnel, successful education, educational and service activities, educational and professional activities.
В соответствии с рассмотренными теоретико-методологическими подходами были использованы следующие методики:
- многоуровневый личностный опросник (МЛО «Адаптивность»);
- личностный опросник «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации);
- оценка индивидуально-психологических особенностей личности (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла «Форма С»);
- изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (опросник К.Н. Томаса);
- дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климов);
- методика применения теста «Сант-30» для определения риска несанкционированного применения оружия против окружающих;
- методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Психологические характеристики являются одной из форм отражения индивидуальных особенностей личности, коллектива, группы, - они часто используются в системе образования [2]. Наряду с общей характеристикой личности военнослужащего есть необходимость выявления и развития психологических факторов, определяющих успешность обучения военнослужащих в учебном центре Военно-Морского флота по военно-учетной специальности «техник» и «повар». Были обследованы 273 военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъекты учебной деятельности по военно-учетным специальностям «техник» и «повар».
Обучение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенность обучения состоит в том, что оно прямо служит средством психологического развития индивида.
Таким образом, в русле личностно-деятельностного подхода обучение военнослужащих -весьма сложный и многообразный процесс. Его можно определить как:
- реальную связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика [3];
- динамическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение или воплощение в объекте психического образа, а также реализация опосредованных субъектом отношений с окружающей действительностью [4];
- специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условия своего существования [5].
В учебном центре Военно-Морского Флота на начальном этапе службы происходит адаптация военнослужащих к условиям ВС РФ, к новой жизнедеятельности, к новому коллективу, что влияет на результаты учебно-служебной деятельности [6].
Для выявления связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности «повар» был проведен корреляционный анализ [7], результаты которого представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура интеркорреляционных связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками военнослужащих
по специальности «повар»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Н - смелость;
Шкала 2 - низкий уровень риска несанкционированного применения оружия по окружающим;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
У военнослужащих по специальности «повар» интегральный показатель (ЛАП) имеет прямые устойчивые связи (р < 0,05) с интеллектом (В), смелостью (Н), оценкой по учебной деятельности и обратные связи с риска несанкционированного применения оружия по окружающим (шкала 2), и склонности к наркомании и токсикомании (шкала 3) (рисунок 1).
Корреляционный анализ между оценкой учебной деятельности и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности техники представлен на рисунке 2.
лап Н о,59 К Оценка
Рисунок 2 - Структура интеркорреляционных связей между оценкой успешности обучения и психологическими характеристиками военнослужащих по специальности «повар»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Н - смелость;
Ш - низкий уровень стремления к погружению в собственный мир;
Шкала 1 - низкий уровень склонности к суицидным реакциям;
Шкала 2 - низкий уровень риска несанкционированного применения оружия по окружающим;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
На рисунке 2 видно, что оценка по учебной деятельности имеет прямые связи (р < 0,05) с личностным адаптационным потенциалом (ЛАП), интеллектом (В), смелостью (Н), стремлением к погружению в собственный мир (Ш), склонностью к суицидальным реакциям (Шкала 1), риском несанкционированного применения оружия по окружающим (Шкала 2), со склонностью к наркомании и токсикомании (Шкала 3).
Анализ корреляционных связей, представленных на рисунках 1 и 2, свидетельствует о том, что оценка учебной деятельности взаимосвязана с ЛАП и является системообразующей характеристикой в процессе обучения военнослужащих специальности «повар».
Для выявления связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками личности военнослужащего по специальности «техник», был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура интеркорреляционных связей между личностным адаптационным потенциалом и психологическими характеристиками военнослужащих
по специальности «техник»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
НПН - низкий уровень нервно-психическая неустойчивость;
04 - расслабленность;
Пя - склонность к формированию сверхценных идей.
У военнослужащих по специальности «техник» интегральный показатель (ЛАП) имеет прямые устойчивые связи (р < 0,05) с интеллектом (В), оценкой по учебной деятельности, нервно-психической неустойчивостью (НПН), адекватностью самооценки (Мй), расслабленностью (04), склонность к формированию сверхценных идей (Пя), склонностью к наркомании, токсикомании (Шкала 3) (рисунок 3).
Корреляционный анализ между оценкой учебной деятельности и психологическими характеристиками личности военнослужащих по специальности «техник» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структура интеркорреляционных связей между оценкой успешности обучения и психологическими характеристиками военнослужащих по специальности «техник»
ЛАП - личностный адаптационный потенциал;
В - интеллект;
Мй - адекватность самооценки;
Шкала 3 - низкий уровень склонности к наркомании, токсикомании.
По рисунку 4 видно, что оценка учебной деятельности имеет прямые связи (р < 0,05) с ЛАП, интеллектом (В), адекватностью самооценки (Мй), склонностью к наркомании и токсикомании (Шкала 3).
Анализ корреляционных связей, представленных на рисунках 3 и 4, свидетельствует о том, что оценка учебной деятельности взаимосвязана с ЛАП и является системообразующией характеристикой в процессе обучения военнослужащих по специальности «техник».
Далее военнослужащие были разделены по уровню успешности на две полярные группы Мх ± %а, то есть 68 % всей выборки выпали из дальнейшего обследования. Из всей выборки остались военнослужащие высокоуспеваемые и низкоуспеваемые. В конце обучения, когда их уже видно, мы решили создать модель высокоуспеваемого военнослужащего. Провели факторный анализ с группой военнослужащих по специальности «повар» (рисунок 5).
О
0,41
0,23
Фактор уверенности в себе
0 -0,81 компромисс 0,78
01 0.77 04 -0,53
9%
Фактор адаптированностп
приспособляемость -0,72 Шуберта 0,63
ДДО -0,70 С 0,57
Ь 0,64
9%
г Фактор доминирующего поведения 11%
Н -0.55 N 0.66
избегание -0,71 МБ -0,58
Пс 0,68 Шуберта 0,55
V
Ґ Фактор агрессивности 12%
Пп 0,75 3 0,67 И 0,63 Пя 0.54
Шкала2 0,69 03 0,64 Н 0,55
^
Фактор адаптационного потенциала личности
ЛАП
НПУ
-0.96
0,90
Оценка
В
-0,88
-0,82
КС
ШкалаЗ
0,66
0,62
Шкала 1 Шкала2
0,57
0,54
Ш
0,53
17%
Рисунок 5 - Факторный анализ военнослужащих по специальности «повар»
Каждый получившийся фактор имеет свое количество переменных, которые характеризуют его название и являются доминирующим у военнослужащих по специальности «повар» (рисунок 5). Первый - фактор уверенности в себе - 17 % в дисперсии. В него вошли следующие переменные: ЛАП, НПУ, Оценка, В, КС, Шкала 3, Шкала 1, Шкала 2, Ш. Второй - фактор агрессивности - 12 % в дисперсии. В него вошли следующие переменные: Пп, Шкала 2, и, 03, И, Н, Пя. Третий - фактор доминирующего поведения, в дисперсии его - вес 11 %, в него вошли следующие переменные: Н, избегание, Пс, Ы, Мй, тест Шуберта. Четвертый - фактор адаптиро-ванности - в дисперсии его вес - 9 %. В него вошли следующие переменные: приспособляемость, ДДО, Ц тест Шуберта, С. Пятый - фактор уверенности в себе - в дисперсии его вес 9 %, в него вошли следующие переменные: О, 01, компромисс, 04.
Далее провели факторный анализ с группой военнослужащих по специальности техник (рисунок 6).
Рисунок 6 - Факторный анализ военнослужащих по специальности «техник»
Каждый получившийся фактор имеет свое количество переменных, который характеризует его название и является доминирующим у военнослужащих по специальности техник (рисунок 6). Первый - фактор уверенности в себе, в дисперсии его вес 14 %. В него вошли следующие переменные: ЛАП, Оценка, В, НПУ, КС, Q4, МН, Шкала 3. Второй - фактор агрессивности, в дисперсии его вес 12 %. В него вошли следующие переменные: НПН, Пс, Ш, Пп, Шкала 1, Шкала 2, Пя. Третий - фактор доминирующего поведения, в дисперсии его вес 9 %. В него вошли следующие переменные: Q1, сотрудничество, А, М, Н, Q3, С. Четвертый - фактор адаптиро-ванности, в дисперсии его вес 8 %. В него вошли следующие переменные: Пп, И, избегание, соперничество. Пятый - фактор уверенности в себе, в дисперсии его вес 7 %, в него вошли следующие переменные: Q2, F, 1^, приспособляемость, шкала теста ДДО.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что выявленные психологические факторы по специальностям «техник» и «повар» адекватно отражают стремление военнослужащих успешно заниматься учебно-профессиональной деятельностью на основе развития психологических характеристик, детерминирующих выявленные факторы.
Ссылки и примечания:
1. Статья написана на основании исследования, проводившегося на базе учебного центра Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург).
2. Абрамова Т.С. Возрастная психология. М., 1999. 672 с.
3. Безносов С.П., Кикоть В.Я., Иваницкий А.Т. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996. 458 с.
4. Бакеев В.А. О влиянии личности руководителя на его решения // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980. С. 23-24.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.
6. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980. 263 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. СПб., 2000. 582 с.