Атюшев Антон Александрович - старший лейтенант, командир учебной роты учебного центра ВМФ (г.Санкт-Петербург, Кронштадт), аспирант кафедры общей прикладной психологии Ленинградского
Г осударственного Университета А.С.Пушкина.
Г убин Владимир Алексеевич - полковник в отставке, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного
института внутренних войск МВД России.
уап§о§-гоЬт@тай. гц
Динамика развития доминирующих психологических характеристик военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота.
Статья написана на основании исследования, проходившего на базе учебного центра Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург). Целью исследования являлось выявление ведущих профессионально значимых качеств военнослужащих как субъектов учебной деятельности по специальностям техник и повар, определяющих успешность обучения.
Военнослужащий включается в новый для него тип ведущей деятельности - учебный, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей военно-служебной деятельности, его отношение к воинскому труду [1,6].
Связь обучения и развития военнослужащих является одной из центральных проблем педагогической психологии [6]. Особое значение при ее рассмотрении имеет то, что саморазвитие есть сложное инволюционноэволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят интеллектуальные, поведенческие, деятельностные изменения в самом военнослужащем [5].
В русле личностно-деятельностного подхода военнослужащий рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия [2]. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач [3,4]. Во время обучения в учебном центре Военно-Морского Флота формируется прочная основа военно-профессиональной деятельности: социально-психологическая комфортность среды обучения, личностный адаптационный потенциал, общее интеллектуальное развитие военнослужащего и, усвоенные в обучении, знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства будущей военно-профессиональной деятельности.
Налицо противоречие между большим количеством исследований по усвоению знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности и недостаточностью исследований по выявлению психологических характеристик военнослужащих, определяющих успешность обучения в учебном центре Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар.
Было проведено исследование военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар (г. Санкт-Петербург). В исследовании принимали участие психолог учебного центра, офицеры, мичманы и старшинский состав старшего призыва. Объем выборки
- 288 человек, из них 105 военнослужащих, обучающихся по специальности повар, 168 военнослужащих, обучающихся по специальности техник, 5 офицеров, 5 мичманов и 5 старшин. Все исследуемые имеют различное семейное положение, хорошие или удовлетворительные материальные и жилищно-бытовые условия, среднее и средне-специальное образование. Средний возраст исследуемых 20 лет. Исследование проводилось в три этапа: в начале обучения (первый месяц службы), на втором месяце обучения и в конце обучения (третьем месяце).
В соответствии с теоретико-методологической базой исследования были использованы следующие методики: многоуровневый личностный опросник (МЛО «Адаптивность»); Личностный опросник "НПН-А" (нервнопсихическая неустойчивость - акцентуации); оценка индивидуальнопсихологических особенностей личности (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла «форма С»); изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (опросник К.Н. Томаса); дифференциально диагностический опросник (ДДО Е.А.Климов); методика применения теста "Сант-30" для определения риска несанкционированного применения оружия против окружающих; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
На первом этапе обучения были выявлены психологические характеристики, определяющие успешность обучения военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар (рисунок 1,2).
Рисунок 1. Психологические характеристики успешных военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальности техник, на
начальном этапе обучения.
Красная шкала - обратная
Синяя шкала - прямая
МБ - адекватность самооценки
КС - Коммуникативные способности
Q3 - низкий самоконтроль - высокий
самоконтроль
А - замкнутость - общительность
N - прямолинейность -дипломатичность
Пс (психастения) - тревожно мнительный тип характера Пя (паронояльность) - склонность к формированию сверхценных идей ^ - сдержанность - экспрессивность
М - практичность - развитое воображение
Пп (психопатии) - социальная дезодаптация
С - эмоциональная неустойчивость эмоциональная устойчивость Н - робость - смелость В - интеллект
Е - подчиненность - доминантность
Рисунок 2. Психологические характеристики успешных военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальности повар, на
начальном этапе обучения.
Красная шкала - обратная G - подверженность чувствам -
Синяя шкала - прямая высокая нормативность поведения
^ - сдержанность - экспрессивность О - уверенность в себе, тревожность
Н - робость - смелость КС - Коммуникативные
Q1 - консерватизм - радикализм способности(обр.)
М - практичность - развитое Пс (психастения) - тревожно
воображение мнительный тип характера(обр.)
Ь - жесткость - чувствительность Пя (паронояльность) - склонность к
N - прямолинейность - формированию сверхценных идей
дипломатичность Пп (психопатии) - социальная
J- доверчивость - подозрительность дезодаптация(обр.)
В - интеллект 02 - конформизм - нонконформизм
В ходе исследования, на начальном этапе обучения в учебного центре Военно-Морского Флота выявлены психологические характеристики, определяющие успешность обучения военнослужащих: по специальности
техник: ЖО - адекватность самооценки; КС - коммуникативные способности; Q3 - низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; А - замкнутость -общительность; N - прямолинейность - дипломатичность; Пс (психастения) -тревожно мнительный тип характера; Пя (паронояльность) - склонность к формированию сверхценных идей; Б - сдержанность - экспрессивность; М -практичность - развитое воображение; Пп (психопатии) - социальная
дезодаптация; С - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; Н - робость - смелость; В - интеллект; Е - подчиненность -доминантность; по специальности повар: Б - сдержанность - экспрессивность; Н
- робость - смелость; - консерватизм - радикализм ; М - практичность -развитое воображение; Ь - жесткость - чувствительность; N - прямолинейность
- дипломатичность; I - доверчивость - подозрительность; В - интеллект; О -подверженность чувствам - высокая нормативность поведения; О - уверенность в себе, тревожность; КС - Коммуникативные способности(обр.); Пс (психастения) - тревожно мнительный тип характера(обр.); Пя (паронояльность)
- склонность к формированию сверхценных идей; Пп (психопатии) - социальная дезодаптация(обр.); - конформизм - нонконформизм.
После проведенного анализа были построены графики развития “сквозных” на всех этапах обучения психологических характеристик успешных в учебнопрофессиональной деятеьности военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар (рисунки 3, 4).
Рисунок 3. Развитие психологических характеристик успешных в учебнопрофессиональной деятеьности военнослужащих по специальности повар. Пя (паронояльность) - склонность к С -эмоциональная устойчивость
формированию сверхценных идей N -дипломатичность
Н - смелость
Рисунок 4. Развитие психологических характеристик успешных в учебнопрофессиональной деятеьности военнослужащих по специальности техник. НПУ- Нервно - психическая С - эмоциональная неустойчивость,
устойчивость эмоциональная устойчивость
В - интеллект КС - Коммуникативные способности
Н - смелость Пя (паронояльность) - склонность к
N - дипломатичность формированию сверхценных идей
Пс - психастении Е - подчиненность, доминантность
Пп - психопатии
Таким образом, мы видим, что для того чтобы военннослужащий по специальности повар был высокоуспеваемым, ему необходимо развивать следующие психологические характеристики: H - смелость; С -
эмоциональная устойчивость; N -дипломатичность; соперничество; сотрудничество. Для того чтобы военннослужащий по специальности техник был высокоуспеваемым ему необходимо развивать следующие психологические характеристики: H - смелость; C - эмоциональная устойчивость; КС - коммуникативные способности.
Следующим этапом стало проведение множественного регрессионного анализа методом Stepwise (по шагам). Эта мера объясняется необходимостью выделения из числа переменных, связанных с «Успешностью» тех, которые будут прогнозировать с определенной долей вероятности ее присутствие у различных групп испытуемых. Было получено регрессионное уравнение для военнослужащих по специальности техник, которое выглядит следующим образом:
У (успешность прогнозируемая) = 0,12 - 0,02*Х1 - 0,01*Х2 + 0,02*Х3+ 0,05*Х4 + 0,03*Х5 + 0,04*Х6 + 0,06*Х7- 0,03*Х8 + 0,03*Х9,
где: X1 - нервно психическая устойчивость сфере г = - 0,02;
Х2 - психопатия г = - 0,01;
Х3 - психастения г = 0,02;
Х4 - сотрудничество г = 0,05;
Х5 - соперничество г = 0,03;
Х6 - интеллект г = 0,04;
Х7 - эмоциональная устойчивость, эмоциональная
неустойчивость г = 0,06;
Х8 - робость, смелость г = - 0,03;
Х9 - прямолинейность, дипломатичность г = 0,03;
Уравнение линейной регрессии для военнослужащих по специальности повар:
У (успешность прогнозируемая) = 0,22 + 0,05*Х1 + 0,04*Х2+
0,06*Х3 - 0,04*Х4,
где: X1 - сотрудничество г = 0,05;
X2 - соперничество г = 0,04;
Xз - эмоциональная устойчивость, эмоциональная
неустойчивость г =0,06;
X4 - робость, смелость г = 0,04;
Доминирующие психологические характеристики, выявлены с помощью регрессионного анализа и развития психологических характеристик военнослужащих по военно-учетным специальностям техник и повар
представлены на графиках 5 и 6.
Данные психологические характеристики определяют успешность обучения военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как
субъектов учебной деятельности по специальностям техник и повар, что диктует необходимость их целенаправленного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Т.С. Возрастная психология - М., 1999. - 672 с.
2. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991.- 84 с.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы
формирования личности профессионала. Сб. науч. трудов. - М.: Ин-т
психологии АН СССР, 1991.- С.27 24
4. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.,2005. - 464с.
5. Губин В.А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: Автореф. дис.на сиск.учен.степ.д-ра. психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996. - 36 с.
6. Губин В.А, Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно-
профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург: Уральский институт практической
психологии, 2011. - 248 с.