11. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 2001. - Т. 1.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. - М., 2005.
13. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. В.В. Старовойтова; общ. ред. и послесл. Г.В. Бурменской. - М., 2005.
14. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 2001.
15. Иванова, И.В. Переживание как проявление субъектности в трудах отечественных психологов // Психология субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научно-практич. конф. - Киров, 2001.
16. Сорокина, В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. - 2003. - № 10.
17. Галимзянова, М.В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореферат дис. ... канд. психол. наук. -
СПб., 2006.
18. Andronnikova, О.О. Research of psychological factors emergence Victim Behavior of teenagers. INTERNATIONAL JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH. - 2010. - Vol. 2. - № 3.
Bibliography
1. Kolyadin, A.P. Podkhodih k izucheniyu «Ya-koncepcii» v psikhologicheskoyj nauke // Seriya «Gumanitarnihe nauki». - 2005. - № 1.
2. Agapov, V.S. Stanovlenie Ya-koncepcii lichnosti: teoriya i praktika. - M., 2009.
3. Stolin, V.V. Samosoznanie lichnosti. - M., 2011.
4. Krayjg, G. Razvitie Ya-koncepcii. - SPb., 2009.
5. Psikhicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma / pod red. I.V. Dubrovinoyj, A.G. Ruzskoyj. - M., 2001.
6. Vundt, V. Zadachi i metodih psikhologii narodov. - M., 2007.
7. Kryuger, F. Suthnostj ehmocionaljnogo perezhivaniya // Psikhologiya ehmociyj. Tekstih / pod red. V. K. Vilyunasa, Yu.B. Gippenreyjter. -
M., 2000.
8. Dzheyjms, U. Psikhologiya. - M.: 2001.
9. Freyjd Z. Psikhologiya bessoznateljnogo. - M., 2000.
10. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 t. - M., 2001. - T. 4.
11. Leontjev, A.N. K teorii razvitiya psikhiki rebenka // Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 2001. - T. 1.
12. Vasilyuk, F.E. Psikhologiya perezhivaniya. - M., 2005.
13. Khorni, K. Nevroticheskaya lichnostj nashego vremeni / per. s angl. V.V. Starovoyjtova; obth. red. i poslesl. G.V. Burmenskoyj. - M., 2005.
14. Vlasova, T.A. O detyakh s otkloneniyami v razvitii / T.A. Vlasova, M.S. Pevzner. - M., 2001.
15. Ivanova, I.V. Perezhivanie kak proyavlenie subjhektnosti v trudakh otechestvennihkh psikhologov // Psikhologiya subjhektnosti. Chelovek kak
avtor zhizni: Materialih mezhregionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Kirov, 2001.
16. Sorokina, V.V. Negativnihe perezhivaniya deteyj v nachaljnoyj shkole // Voprosih psikhologii. - 2003. - № 10.
17. Galimzyanova, M.V. Subjhektivnihe perezhivaniya detstva i Ya-koncepciya vzroslogo: avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2006.
18. Andronnikova, O.O. Research of psychological factors emergence Victim Behavior of teenagers. INTERNATIONAL JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH. - 2010. - Vol. 2. - № 3.
Статья поступила в редакцию 24.01.14
УДК 159.9.07
Kuznetsov A. V. MODEL PERSONAL PROFILE OF THE MILITARY MAN-SPORTSMAN. In article the basic distinctive qualities of military men-sportsmen are considered, the comparative characteristic of the specified category of military men from the military men who are engaged in physical preparation is resulted, on the basis of it the model of a personal profile of the military man-sportsman is made. The author cites data of the psychological research spent on the basis of military high school, on the basis of it does corresponding conclusions and represents multicomponent model of a personal profile of the military man-sportsman.
Key words: personal profile, model, the military man-sportsman, socially-psychological research, qualities of the military man-sportsman.
А.В. Кузнецов, преп. каф. физической подготовки и спорта Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-СПОРТСМЕНА
В статье рассмотрены основные отличительные качества военнослужащих-спортсменов, осуществлен сравнительный анализ различий в особенностях личности указанной категории военнослужащих спортсменов и военнослужащих, занимающихся физической подготовкой, на основе этого составлена модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена. Автор приводит данные психологического эмпирического исследования, проведенного на базе военного вуза, на основании которого представляет многокомпонентную модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена.
Ключевые слова: личностный профиль, модель, военнослужащий-спортсмен, социально-психологическое исследование, качества военнослужащего-спортсмена.
Современные условия, в которых в настоящее время, происходит становление личности военнослужащего-спортсмена, значительно отличаются от тех, которые существовали ранее. Прежде всего, это связано со значительными изменениями (политической, экономической, аксиологической систем) как общества в целом, так и собственно военизированной организации, под которой мы понимаем целенаправленную социальную систему, осуществляющую решение определенных задач, связанных с обеспечением военной безопасности страны методами и средствами вооруженной борьбы [1].
Данные изменения не могут не оказывать влияние на военнослужащего- спортсмена, что наиболее заметно при глубоком изучении и анализе его личности.
Актуальность рассмотрения личностного профиля военнос-лужащего-спортсмена продиктована тем, что специфика его личности исследована недостаточно, что обусловливает необходимость организации специальной работы по выявлению этих особенностей с точки зрения психических, психофизиологических, эмоциональных, волевых, коммуникативных и нравственных качеств, необходимых для его успешной военно-профессиональной деятельности.
В целом структура вышеперечисленных свойств и качеств представляется нам в виде совокупности (симптомокомплекса) определенных компонентов, в которой отражаются основные стороны деятельности военнослужащего-спортсмена [2].
Таблица 1
Сравнительные результаты тестирования двух групп по методике Р. Кэттелла
Выявленные личностные факторы: Группа военнослужащих Группа военнослужащих - спортсменов
Коммуникативный блок
фактор «А» - описывает особенность динамики эмоциональных переживаний в полярных бытовых терминах «замкнутость - общительность»:
отличаются замкнутостью 23% 0%
отличаются общительностью 6% 25%
находятся в средней зоне диапазона 71% 75%
фактор «Н» - «робость, смелость»:
невосприимчивость к угрозе, смелость, решительность 50% 85%
застенчивость, робость, неуверенность 50% 15%
Фактор «L» - отражает метод личностной зашиты от тревожности, выражающий разновидность компенсирующего поведения и интерпретируемый в бытовых терминах как «подозрительность - доверчивость»:
продемонстрировали повышенную доверчивость 6% 25%
находятся в средних границах диапазона 94% 75%
фактор «Е» - «независимость - подчинение»:
личность самобытная, несгибаемая 14% 33%
проявляют элементы зависимости, нуждаются в поддержке, склонны ориентироваться на групповые нормы 33% 17%
находятся в средней зоне диапазона 53% 50%
Фактор <^2» - «самостоятельность - зависимость от группы»:
продемонстрировали полную самостоятельность, независимость 6% 37%
ориентируются в своем поведении на групповое мнение, нуждаются в постоянной опоре коллектива 32% 6%
находятся в средней зоне диапазона 62% 57%
Фактор «Ы» - связан с особенностями поведения и в бытовых терминах интерпретируется как «прямолинейность -дипломатичность»":
демонстрируют дипломатический стиль поведения 55% 17%
отличается прямолинейностью поведения 3% 32%
находятся в средней зоне диапазона 42% 51%
Эмоционально-волевой блок
Фактор «С» - характеризует эмоциональную устойчивость:
отличаются высокой эмоциональной устойчивостью 26% 67%
находятся в средних границах диапазона 65% 30%
находятся чуть ниже средней зоны диапазона 9% 3%
Фактор «О» - «уверенность в себе - тревожность»:
отличаются высокой уверенностью в себе 42% 73%
обнаруживают повышенную тревожность, недостаточную уверенность в себе 6% 0%
находятся в средних границах диапазона 52% 27%
Фактор «G» - характеризует настойчивость стремления к соблюдению моральных требований и измеряется в терминах «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»:
отличаются высокой нормативностью поведения 34% 55%
находятся в средней зоне диапазона 51% 30%
в поведении зачастую подвержены больше чувствам 15% 15%
Фактор «Q3» - характеризует силу принципов испытуемого относительно общественных норм и моральных требований:
отличаются высоким самоконтролем поведения, который отражает надежность руководителя 81% 75%
находятся в средних границах диапазона 19% 25%
Фактор «Q4» - «расслабленность - напряженность»:
повышенная мотивация, наличие возбуждения и беспокойства 65% 83%
расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность 35% 17%
100% -90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -
АHLEQ2NCOGQ3
□ группа военнослужащих □ группа военнослужащих-спортсменов
Рис. 1. Сравнительный данные по результатам исследования двух групп
85%
50%
гз%
0%
81%
73%
67%
33%
55% 37%
25% 14%
6%
6%
С
26%
7%
42%
55%
34%
5%
п--------1-------1-------1-------1-------1-------1------1-------г
7
Самым важным качеством, которое значительно отличает военнослужащего-спортсмена от военнослужащего, занимающегося физической подготовкой в рамках программы образовательной деятельности, заключается в его способности совмещать имеющиеся знания, умения и навыки как в конкретных социальных, так и профессиональных ситуациях. Это обуславливается накапливаемым опытом профессиональной деятельности самого военнослужащего в конкретной социальной и личностно-значимой сфере, то есть непосредственно в условиях военной организации в соответствии с видами деятельности.
Различные социально-психологические исследования, проводимые с данной категорией военнослужащих, показывают, что их структура личности характеризуется рядом выраженных психологических качеств, таких как:
- высокая эмоциональная устойчивость
- склонность к риску
- самоконтроль
- уверенность в себе
- независимость и самостоятельность в принятии решений
- общительность
- самодисциплинированность.
Вышеуказанные психологические качества военнослужаще-го-спортсмена являются необходимыми элементами структуры психологического личностного профиля, который характеризуется выраженностью различных факторов, измеряемых с помощью тестов у конкретного человека, т.е. данный профиль выражает соотношение различных психологических свойств человека и тем самым описывает структуру его способностей, мотивов (интересов) и качеств характера [3; 4].
В основе личностного профиля военнослужащего-спортсме-на, отвечающего задачам его качественной подготовки, прежде всего, должна лежать определенная модель, которая будет отражать всю психологическую деятельность военнослужащего.
Так, в целях создания модели личностного профиля воен-нослужащего-спортсмена в Новосибирском военном институте внутренних войск им. генерала И.К. Яковлева МВД РФ (г. Новосибирск) проводилось социально-психологическое исследование, которое было направлено на изучение психологических личностных качеств военнослужащих. В исследовании принимало участие 15 военнослужащих, которые непосредственно занимаются профессиональным спортом в военном институте и 15 военнослужащих занимающиеся спортом в рамках образовательной программы учебного заведения. Для получения эмпирических данных применялся 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. Данная методика позволила получить многогранную информацию об индивидуальности испытуемых, а так же объективные результаты, позволяющие определить психо-
логическое своеобразие симптомокомплекса основных подструктур личности военнослужащих.
В таблице 1 и на рис. 1 приведены данные сравнительного анализа по факторам, имеющим наибольшее расхождение среди членов групп.
Для выявления уровня значимости различий результатов, полученных в указанных группах, они были обработанным с помощью статистического критерия Манна-Уитни [5, с. 49], позволяющего выявить различия между двумя выборками по одному и тому же признаку. Нами были выдвинуты статистические гипотезы по всем шкалам 16-ти факторного опросника Кеттелла.
Исходя из результатов сравнения, нами были сформулированы следующие выводы:
- Исследование особенностей динамики эмоциональных переживаний в полярных бытовых терминах «замкнутость-общительность» показало, что уровень общения у военнослужащих и военнослужащих-спортсменов не отличается; в то время как показатели по шкале «А» ярче выражены у военнослужащих спортсменов.
- Исследование фактора «Н» робость-смелость показало, что уровень смелости выше у военнослужащих-спортсменов. Смелость - это сила. Военнослужащий-спортсмен не нуждается в самоутверждении, он твердо и спокойно знает, на что способен [6].
- Не выявлено значимых различий по показателям исследования «подозрительность-доверчивость» - фактор «I».
- Выявлено, что военнослужащие-спортсмены имеют значительно более выраженный уровень уверенности в себе (фактор О) и уровень эмоциональной устойчивости (фактор С), т.к. они способны регулировать эмоциональные состояния и быть эмоционально стабильными. Эмоциональная устойчивость, с одной стороны, - результат работы целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [7].
Кроме того, военнослужащие-спортсмены продемонстрировали значительно более высокий уровень самостоятельности и независимости (фактор Q2). Процесс психологической подготовки всегда требует творческих усилий. На соревнованиях военнослужащий спортсмен самостоятельно борется за достижение высокого результата. Поэтому очень важно в процессе подготовки формировать у военнослужащего спортсмена самостоятельность, независимость, направлять его на самовоспитание, необходимо давать ему возможность чаще экспериментировать,
Компоненты модели
Коммуникативный компонент
взаимоотношения в коллективе
Мотивационный компонент
интерес к деятельности
Эмоциональный компонент
эмоциональная устойчивость
Поведенческий компонент
темперамент,
характер
отношение к соперникам
ценностные
ориентации
волевые
качества
нервно-
психическая
деятельность
Рис. 2. Модель личностного профиля военнослужащего-спортсмена
чтобы методом проб и ошибок он сам находил какие-то оптимальные решения и выводы.
- Исследование особенностей факторов <Ю3», <Ю4» и <^» у военнослужащих и военнослужащих-спортсменов не показало существенных различий. Самоконтроль неотъемлемым образом включен во все виды служебно-боевой деятельности военных. В каждом виде военной деятельности, на различных этапах обучения самоконтроль предстает как предмет специального обучения в армии.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют нам выделить картину личностного профиля военнослужащего спортсмена, которая представлена структурированной моделью основных психологических профессионально важных качеств.
Предположительно, данная модель может состоять из четырех основных блоков, которые включают в себя основные структурные компоненты (мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и коммуникативный), и отражают основные направления исследования личности военнослужащего-спорт-смена (рис. 2).
Каждый компонент характеризуется определенными психологическими качествами человека. Мотивационный компонент включает внутренние условия деятельности военнослужащего-спортсмена, актуализирующие стремление к определенным достижениям (ценностные ориентации, мотивацию к определенной деятельности, соотношение мотивов достижения успеха
и избегания неудачи и пр.). Эмоционально-волевой компонент обеспечивает самоконтроль деятельности и саморегуляцию (эмоциональная устойчивость, волевые качества). В поведенческом компоненте представлены динамика и содержание деятельности воина-спортсмена, которые описываются типом темперамента, характером и типом нервно-психической деятельности. Коммуникативный компонент характеризует взаимоотношения человека в деятельности и прежде всего, связан с его отношениями с товарищами по команде, с соперниками, его местом в системе межличностных отношений в коллективе.
Существующая система подготовки военнослужащих-спорт-сменов, безусловно, включает позитивный опыт работы и имеет существенное значение в развитии личности, что позволяет прогнозировать результативность деятельности ее участников. Тем не менее, при отсутствии психологически обоснованных структурированных моделей личностных профилей она не всегда обуславливает ожидаемые результаты, которые мог бы показывать тот или иной военнослужащий в спортивной деятельности.
Таким образом, изучение, анализ, построение и внедрение моделей психологического личностного профиля военнослужа-щего-спортсмена в социальной среде военизированной организации является одним из важных условий формирования его личности и при правильном использовании структурных компонентов данных моделей может позволить добиться желаемых спортивных результатов.
Библиографический список
1. Агранат, Д.Л. Социализация личности в военизированных организациях: проблемы, нормы и отклонения. - М., 2010.
2. Большунова, Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. - Новосибирск, 2011.
3. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М., 1985.
4. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб., 2002.
5. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2004.
6. Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М., 2006.
7. Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте. - М., 2008.
Bibliography
1. Agranat, D.L. Socializaciya lichnosti v voenizirovannihkh organizaciyakh: problemih, normih i otkloneniya. - M., 2010.
2. Boljshunova, N.Ya. Problema kharaktera: tradicii i sovremennostj. - Novosibirsk, 2011.
3. Meljnikov, V.M. Vvedenie v ehksperimentaljnuyu psikhologiyu lichnosti / V.M. Meljnikov, L.T. Yampoljskiyj. - M., 1985.
4. Shmelev, A.G. Psikhodiagnostika lichnostnihkh chert. - SPb., 2002.
5. Sidorenko, E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2004.
6. Zharov, K.P. Volevaya podgotovka sportsmenov. - M., 2006.
7. Kretti, Brayjent Dzh. Psikhologiya v sovremennom sporte. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 24.01.14