Научная статья на тему 'Методика поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям техник и повар'

Методика поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям техник и повар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТЕХНИК И ПОВАР / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Атюшев Антон Александрович

В статье представлена методика поступательного развития психологических характеристик военнослужащих, проходящих обучение в учебном центре Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Атюшев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям техник и повар»

Г убин Владимир Алексеевич Атюшев Антон Александрович

Методика поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям

техник и повар.

Статья написана на основании исследования, проходившего на базе учебного центра Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург). Целью исследования являлось выявление ведущих психологических характеристик военнослужащих как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям техник и повар, определяющих успешность обучения в учебном центре Военно-Морского Флота.

Военнослужащий включается в новый для него тип ведущей деятельности - учебный, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей военно-служебной деятельности, его отношение к воинскому труду.

Было проведено исследование военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар (г. Санкт-Петербург). В исследовании принимали участие психолог учебного центра, офицеры, мичманы и старшинский состав старшего призыва. Объем выборки

- 569 человек, из них 352 военнослужащих, проходящих обучение по специальности техник, 217 военнослужащих, проходящих обучение по специальности повар. Экспертами выступили 5 офицеров, 5 мичманов и 5 старшин. Всего в исследовании принимало участие 584 человека. Все исследуемые имеют различное семейное положение, хорошие или удовлетворительные материальные и жилищно-бытовые условия, среднее и средне специальное образование. Средний возраст исследуемых 20 лет.

В соответствии с теоретико-методологической базой исследования были использованы следующие методики: многоуровневый личностный опросник (МЛО «Адаптивность»); Личностный опросник "НПН-А" (нервнопсихическая неустойчивость - акцентуации); оценка индивидуально-

психологических особенностей личности (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла «форма С»); изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (опросник К.Н. Томаса); дифференциально диагностический опросник (ДДО Е.А.Климов); методика применения теста "Сант-30" для определения риска несанкционированного применения оружия против окружающих; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Для определения прогноза успешности обучения военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота по специальностям техник и повар был проведен множественный регрессионный анализ методом Stepwise (пошаговый). Уравнение линейной регрессии успешных в обучении военнослужащих по специальности техник выглядит следующим образом:

Y (прогнозируемая успешность) = 4,5 - 0,035*X1 - 0,005*X2+ 0,03*X3+

0,015*X4,

где: Xj - нервно-психическая устойчивость (НПУ);

X2 - желание быть в центре внимания (И);

Х3 - интеллектуальны способности (В);

Х4 - нонконформизм (Q2);

Уравнение линейной регрессии успешных в обучении военнослужащих по специальности повар:

Y (прогнозируемая успешность) = 4,7 -0,02*X1 + 0,037*X2- 0,01*X3 + 0,013*X4,

где: Xj - моральная нормативность (МН);

X2 - интеллектуальные способности (В);

X3 -нервно-психическая устойчивость (НПУ);

X4 - соперничество;

Для определения точности прогноза было соотнесено количество оправдавшихся прогнозов в каждой группе испытуемых. Первую группу испытуемых составили военнослужащие, которые распределялись по

специальностям без использования методики поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих. Во вторую группу вошли военнослужащие, которые распределялись и обучались по специальностям с учетом данной методики. То есть, в первой группе испытуемых из 273 военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота у 132 оправдался прогноз успешности обучения, что составило 48,5%. У второй группы испытуемых из 296 военнослужащих у 221 прогноз успешности обучения по специальностям составил 74,2%.

Данная разница в результатах обучения напрямую связана с внедрением в учебный процесс методики поступательного развития профессиональнозначимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъекта учебно-профессиональной деятельности по специальности техник и повар, которая отражает связь обучения и развития и включает:

- изучение военнослужащих прибывших в учебный центр, их жизненного и профессионального пути;

- выявление психологических характеристик, определяющих успешность учебно-профессиональной деятельности военнослужащих по специальностям техник и повар;

- выявление динамики поступательного развития профессиональнозначимых качеств по специальностям техник и повар;

- прогнозирование успешности учебно-профессиональной деятельности на основе поступательного развития профессиональнозначимых качеств военнослужащих как субъектов учебнопрофессиональной деятельности по специальностям техник и повар. Успешность обучения военнослужащих учебного центра ВоенноМорского Флота на основе внедрения методики поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих как субъектов учебнопрофессиональной деятельности повысилась у техников с 44,3% до 71,9%, а у поваров с 52,7% до 76,4%. В целом успешность обучения по специальностям техник и повар достигла 74,2%, таблица 2.

Таблица 2.

Методика

поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальностям

техник и повар.

Таким образом, в методику поступательного развития профессионально-значимых качеств военнослужащих учебного центра Военно-Морского Флота как субъектов учебно-профессиональной деятельности по специальности техник и повар заложена связь обучения и развития военнослужащих, так как в ходе развития происходят интеллектуальные поведенческие, деятельностные изменения в самом военнослужащем.

Это позволило видоизменить общепринятую методику преподавания в учебном центре Военно-Морского Флота, суть которой выражается в следующем:

- переход от отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования к ценности мышления, творчества, качеств личности, определяющих успешность обучения;

- интегративные цели обучения доминируют над предметными, а деятельностный подход вытесняет преподносящий;

- авторитаризм уступает место сотрудничеству, вдалбливание знаний «сверху» - партнёрству в познании и деятельности;

- личностно ориентированное взаимодействие обучающего с субъектами учебной деятельности становится важнейшей составляющей педагогического процесса;

- в основу преподавания учебных дисциплин заложен сочетанный вариант использования ассоциативно-рефлекторной теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Г альперина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Т.С. Возрастная психология - М., 1999. - 672 с.

2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности DOC. М.: МОДЭК, 1999, - 224с.

3. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991.- 84 с.

4. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы

формирования личности профессионала. Сб. науч. трудов. - М.: Ин-т

психологии АН СССР, 1991.- С.27 24

5. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.,2005. - 464с.

5. Губин В.А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: Автореф. дис.на соиск.учен.степ.д-ра. психол.наук. СПб.: СПбГУ, 1996. - 36 с.

6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н. В.

Кузьмина - Л. : Знание, 1985. - 32 с.

7. Губин В.А, Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно-

профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург: Уральский институт практической

психологии, 2011. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.