Научная статья на тему 'Модель контроля физической подготовленности студентов на основе мониторинга и диагностики'

Модель контроля физической подготовленности студентов на основе мониторинга и диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА / УРОВЕНЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / MONITORING / PHYSICAL TRAINING / INDIVIDUAL / MODEL / ESTIMATION / LEVEL / VARIETY / TEACHER STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокунова С. Ф., Белянцева В. Б.

В работе рассмотрен педагогический мониторинг физического развития студентов, как начальный этап реализации личностно ориентированной технологии, а также как один из факторов управления качеством образовательного процесса на уровне преподавателя. Приведены результаты исследования индивидуального развития студентов на основе корректировки личных программ физического развития. Предложена модель педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокунова С. Ф., Белянцева В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work was considered the pedagogical monitory of the physical development the students, as a model of the quality management of the physical training process to the teacher standard. It was given the results of the individual development the students and was suggested the pedagogical monitory.

Текст научной работы на тему «Модель контроля физической подготовленности студентов на основе мониторинга и диагностики»

На основе этих графиков, полученных теоретическим путем, установлено, что подача спирально-винтового устройства открытого типа возрастает с увеличением частоты вращения рабочего органа, увеличения его радиуса и диаметра проволоки рабочего органа.

Литература:

1. Зенков РЛ., Гриневич Г.П., Исаев В.С. Бункерные устройства. - М.:

«Машиностроение», 1977.

2. Исаев Ю.М. Длинномерные спирально-винтовые транспортирующие устройства. Монография. ФГОУ ВПО «УГСХА». - Ульяновск: 2006. - 433 с.

3. Ландау Л.Д., Лившиц Е.М. Теоретическая физика: Учебное пособие. В 10 т. Т. VI Гидродинамика. - 4-е изд., стер. - М.: Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит., 1988.

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК:371.4

МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ

С.Ф. Сокунова, доктор педагогических наук, доцент Ульяновский Государственный университет, ул. Л. Толстого, 42, soksf@mail.ru.

В.Б. Белянцева, старший преподаватель,

Технологический институт - филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», г. Димитровград, ул. Куйбышева 310, 7-11-59, valentine1950@mail.ru.

Ключевые слова: мониторинг, физическая подготовка, индивидуальный, модель, оценка, уровень, вариативность, преподаватель, студент.

Key words: monitoring, physical training, individual, model, estimation, level, variety, teacher, student.

В работе рассмотрен педагогический мониторинг физического развития студентов, как начальный этап реализации личностно ориентированной технологии, а также как один из факторов управления качеством образовательного процесса на уровне преподавателя. Приведены результаты исследования индивидуального развития студентов на основе корректировки личных программ физического развития. Предложена модель педагогического мониторинга.

1. Новая личностноориентированная парадигма физического воспитания.

В последнее десятилетие в жизни страны произошли серьезные изменения. Они нашли своё отражение в различных сферах деятельности человека.

Изменениям подверглась и система образования России. Физическая культура является частью всей образовательной системы. Поэтому прошедшие годы были, как периодом анализа существовавшей системы физического воспитания, так и периодом внесения изменений и поиска новых подходов в процесс физического

воспитания.

Со сменой парадигмы образования меняются и приоритеты в системе физического воспитания, меняется сама система физического воспитания.

Утверждение личностно ориентированной парадигмы в теории и практике российского образования поставило принцип индивидуального подхода в ряд наиболее актуальных и значимых проблем [1].

Систематизируя исследуемый материал можно предположить, что личностно-ориентированные педагогические технологии применимы в физическом воспитании, так как по уровню применения все эти технологии относятся к частно-предметным, имеют гуманистическую философскую основу, опираются на биогенные, социальные и психогенные факторы, следуют развивающей концепции усвоения, ориентированной на личностные структуры.

В соответствии с концепцией физической культуры и физкультурного воспитания, и личностной ориентацией образования, основной целью системы физического воспитания и деятельности преподавателя является всестороннее физическое развитие личности ученика и формирование его физической культуры. Здесь хотелось бы добавить, что под всесторонним развитием личности, исходя из новой парадигмы образования и воспитания, предполагается индивидуальное, всестороннее физическое развитие личности, без заданных параметров, как это было в традиционном физическом воспитании. Но на первое место мы бы поставили - воспитание мотивации к физическому совершенствованию [2].

Процесс физического воспитания основывается на коллективной форме обучения, а процесс оценки физической подготовки студента сугубо индивидуальный. В этом основное противоречие современной системы физического воспитания в учебных заведениях, где преподаватели пользуются общими контрольными нормативами при оценке фи-

зического развития студентов.

Для устранения противоречий между коллективной формой обучения и индивидуальным характером темпа деятельности, способностей, интересов и возможностей каждого студента необходим поиск путей организации учебного процесса.

Наиболее важно, с нашей точки зрения, сконструировать и апробировать конкретные личностно ориентированные образовательные технологии современной системы физического воспитания.

Личностно - ориентированное обучение во всём объёме и со всеми нюансами сложно проводить в группах, в которых учится по 25-30 студентов.

Целью нашей работы является реализация личностно ориентированной технологии - уровнево-дифференцированного подхода на занятиях по физической подготовке, при оценке физического развития студентов.

Предлагаемый нами тип обучения сочетает как традиционный (коллективный, фронтальный способ обучение), так и инновационный - уровневый подход при оценке физической подготовленности студентов.

2. Оздоровительная технология определения уровня физической подготовленности студентов

К основным элементам организации педагогического процесса с использованием личностно ориентированных технологий относят педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг представляет собой диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса и выполняет функцию управления качеством процесса физического воспитания. По результатам педагогического контроля осуществляется оценка его эффективности [3].

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полно-

стью из учебного процесса приводит к снижению качества обучения.

Современная цель высшего образования предполагает разработку новых технологий обучения, новых принципов планирования учебного процесса, а также и новых форм контроля и оценки [4].

Болезнь системы состоит в унифицировании студентов, в существовании стандартов в оценке возможностей личности. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем студентам без учёта особенностей их индивидуальнопсихологического развития, тормозит их нормальное развитие, становится причиной отсутствия интереса к физическому совершенствованию.

Любые попытки выйти за пределы норм дают результаты обучения, не согласующиеся с задаваемыми ориентирами, что не позволяет распространить этот опыт в массовую практику, создать реальные предпосылки для решения задач личностного самоопределения, удовлетворения личностных образовательных запросов.

Наитруднейшие вопросы, которые встают перед преподавателем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать обучающихся, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого надо отталкиваться в организации процесса обучения.

Необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, создание модели мониторинга физического развития.

В целях реализации концепции модернизации Российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию, предлагается изменить систему оценивания на занятиях по физической подготовке и перейти на метод контроля и учёта физического развития студентов, разработанный в Технологическом институте,

филиале Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.

Оценка по физической культуре -научная работа, в которую должен быть вовлечён и студент в качестве исследователя.

Развитие творческих способностей у каждого студента является глубинным содержанием индивидуализированного обучения.

Именно эта направленность на исследовательский характер всей системы вузовского образования отражает современный этап его реформирования.

Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии студента и стремление к ним, а «норму» рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса. Оцениваются реальные сдвиги в показателях физического развития и функциональных возможностей за определённый период времени, то есть по приросту результатов. Таким образом, студент с низкими и средними возможностями может получить хорошие и отличные оценки, что стимулирует его к дальнейшему спортивному совершенствованию.

Вместе с повышением интереса к своему физическому развитию у студентов формируется позитивная самостоятельность на основе рефлексии личных достижений физического развития, развиваются способности регулирования физических нагрузок, создаются условия для готовности студентов к исследовательской деятельности. Только в процессе научно-исследовательской деятельности у студента сформируется убеждение в том, что существенным фактором, определяющим состояние здоровья человека, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни [5].

Предлагаемый метод оценки физической подготовки студентов и школьников апробирован в профильных классах школы № 19 при Механико-технологическом

колледже молочной промышленно-

сти, в Механико-технологическом колледже молочной промышленности, в Технологическом институте, филиале Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.

В модель входят индивидуальный и групповой мониторинг физического развития студентов. Предлагаемая форма педагогического мониторинга позволяет ввести стратиграфию - послойное описание; в педагогике - послойное описание ученического коллектива.

Педагогический мониторинг положительно влияет на профессиональное развитие преподавателя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег. Студенту мониторинг даёт возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать положительную мотивацию, успешнее продвигаться к намеченной цели. Руководители учебного заведения получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность преподавателя и студентов.

Крайне важно, чтобы диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой

Упражнения мониторинга рекомендуются программой по дисциплине «Физическая культура государственного образовательного стандарта». Вид упражнений и их количество утверждаются на кафедре физического воспитания. С перечнем мониторинговых упражнений студенты знакомятся заранее. Преподавателю необходимо предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у студентов при выполнении мониторинговых упражнений и рекомендовать дополнительные, самостоятельные занятия в виде домашних заданий.

По данным индивидуального мониторинга, для каждого студента заполняется лепестковая диаграмма, показывающая уровень развития физических качеств и определяются приоритетные качества. Примеры таких диаграмм приведены на рис. 1 (а, б, в).

Диаграммма показателей физической подготовленности Горностаевой В., гр. ТП-11 2007-2008 уч. г.г.

Бег 100 м

а)

Диаграммма показателей физической подготовленности Горностаевой В., гр. ТП-21 2008-2009 уч. г.г Бег 100 м

б)

Диаграммма показателей физической подготовленности Горностаевой В., гр. ТП-31 2009-2010 уч. г.г.

Бег 100 м

в)

Рис. 1. Диаграмма показателей физической подготовленности Горностаевой В.А.

а) первый курс (2007-2008 уч.гг.);

б) второй курс (2008-2009 уч.гг.);

в) третий курс (2009-2010 уч.гг.)

После заполнения лепестковой диаграммы вычисляется средний балл (сумма оценок всех упражнений делится на их количество). Средний балл, является начальным уровнем, с которого начинаем контролировать физическое развитие студента. Повышение среднего

балла, служит основанием для зачёта по физической подготовке. Использование показателя среднего балла позволяет определить оценку по физической подготовке, как комплексную. Это решение проблемы вариативности в развитии личности.

Сравнение результатов мониторинга по годам обучения позволяет выяснить, в каком направлении и как идёт процесс физического развития студента и группы в целом.

По данным индивидуального мониторинга выстраивается график, показывающий динамику уровня физической подготовленности студентов группы.

Вертикальная шкала - значения среднего балла, горизонтальная шкала: одна клетка - один студент.

Студенты, зная свой средний балл, находят свой «слой». Таким образом, они получают информацию, в каком из слоёв находятся в данный момент. Сталкиваясь в деятельности с другими студентами, сравнивая себя с ними, может выявлять отличия себя от других. Происходит самоидентификация, узнавание себя, своих особенностей и возможностей.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даёт возможность увидеть, насколько подбор упражнений поможет скорректировать учебно-тренировочный процесс, выявить пробелы и отставание в развитии физических качеств. Эти графики позволяют сделать послойное описание физического развития студентов в группе и сравнить со средними показателями по институту.

Всё это повышает интерес к занятиям физическими упражнениями, позволяет контролировать своё физическое развитие.

Практическая значимость исследования выражается в повышении эффективности занятий по физической культуре за счёт применения разработанной и научно обоснованной методики дифференцированного оценивания физической подготовленности студентов на основе

учёта уровня физической подготовленности.

Реализовать возможности индивидуализации обучения можно только на основе обоснованной перестройки систем и методов преподавания физического воспитания, при которых прямые и обратные информационные связи со студентами станут многоканальными, а методы управления процессом физического воспитания - замкнутыми, то есть использующими индивидуальные особенности.

Поэтому применение уровневой дифференциации на основе мониторинга и диагностики физического развития студентов представляется актуальной.

Достоинством предлагаемой нами модели оценки физической подготовленности студентов является её универсальность. С одной стороны, в большом диапазоне отражаются индивидуальные способности студентов, а с другой - объективно оцениваются усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов контрольных тестов.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика, 1997, №3 с.12-14.

2. Белянцева В.Б., Максина А.Б. Интенсификация учебного процесса по физической подготовке студентов на основе педагогического мониторинга // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Димитровград: фУлГУ, 2010, с. 24-30.

3. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. Волгоград: Учитель, 2007, 124 с.

4. Biddle S., Mutrie N. Psychology of physical activity and exercise: Health related perspective. London: Springer-Verlag, 1991, 310 p.

5. Krill W.P. Graduate study and research in physical education. London: Human Kinetics Publ., 1992, 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.