Научная статья на тему 'Андрагогические принципы формирование готовности преподавателя к инновационной оценочной деятельности в физическом воспитании как средство антистарения'

Андрагогические принципы формирование готовности преподавателя к инновационной оценочной деятельности в физическом воспитании как средство антистарения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / СТАРЕНИЕ / АНТИСТАРЕНИЕ / АНДРАГОГИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ / САМООБРАЗОВАНИЕ / CRISIS / AGING / ANTI-AGING / ANDRAGOGY / INNOVATIVE / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянцева Валентина Борисовна

Констатируется наличие кризиса профессиональной компетентности, который испытывают многие преподаватели, уже работающие в вузе, но не обладающие достаточно развитыми, личностными качествами, обеспечивающими гуманизацию их педагогической деятельности. Количество преподавателей, носителей знаний, перешедших в старшую возрастную группу во всём мире увеличивается. Обучение учителей – современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретённых навыков и необходимостью приобретения новых, переходом большинства преподавателей во второй период зрелого возраста. На данном этапе модернизации образования особую актуальность приобретают принципы андрагогики. Анализ ситуации должен помочь в построении образовательной технологии для опытных преподавателей физической культуры, осуществляющих педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Andragogical principles of readiness formation for teacher to innovation evaluation activity in physical education as method of anti-aging

Existence of crisis in professional competence which is experienced by many teachers who are already working in higher education institution, but not possessing rather developed, personal qualities providing humanization of their pedagogical activity is stated. The number of teachers, carriers of the knowledge, having passed to the senior age group increases around the world. Science is constantly evolving. Knowledge and skills of teachers cannot be modified. Retraining of teachers is a problem of the present. This problem can be solved by using the principles of andragogy. Intellectual development of teachers can be used as method of anti-aging and obtaining of new knowledge. I propose a model of activities of physical education teacher. This model will help the teacher in his profession. Thus, education becomes more humane. The analysis of situation shall help in designing the educational technology for experienced physical culture teachers, fulfilling their activities within the frames of humanitarian paradigm.

Текст научной работы на тему «Андрагогические принципы формирование готовности преподавателя к инновационной оценочной деятельности в физическом воспитании как средство антистарения»

publishing house “GUAP”, St.-Petersburg, Russian Federation, pp.108-109.

4. Bashkin V.M. (2011), “Functional diagnostics as the factor of management of athletes' motor activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 2328.

5. Garkavim L.Kh., Kvakina, E.B. and Ukolova, M.A. (1998), Anti-stress reactions and activation therapy, publishing house “Imedris”, Moscow, Russian Federation.

6. Isayev, A.P. (1993), Mechanism of long-term adaptation and a deregulation offunctions of athletes to loadings of the Olympic cycle of preparation: dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.

7. Iordanskaya, F.A. (1979), “About interrelation of diagnostics of a functional condition with diagnostics of a state of health of leading athletes”, Materials of the All-Union symposium on sports medicine, publishing house “VNIIFK”, Moscow.

Контактная информация: kfv@guap.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2012.

УДК: 371.4.

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО АНТИСТАРЕНИЯ

Валентина Борисовна Белянцева, старший преподаватель, Технологический институт - филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им П.А. Столыпина» (ТИ - ф УГСХА), г. Димитровград, Ульяновская область

Аннотация

Констатируется наличие кризиса профессиональной компетентности, который испытывают многие преподаватели, уже работающие в вузе, но не обладающие достаточно развитыми, личностными качествами, обеспечивающими гуманизацию их педагогической деятельности. Количество преподавателей, носителей знаний, перешедших в старшую возрастную группу во всём мире увеличивается. Обучение учителей - современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретённых навыков и необходимостью приобретения новых, переходом большинства преподавателей во второй период зрелого возраста. На данном этапе модернизации образования особую актуальность приобретают принципы андрагогики. Анализ ситуации должен помочь в построении образовательной технологии для опытных преподавателей физической культуры, осуществляющих педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы.

Ключевые слова: кризис, старение, антистарение, андрагогика, инновационный, самообразование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p22-26 ANDRAGOGICAL PRINCIPLES OF READINESS FORMATION FOR TEACHER TO INNOVATION EVALUATION ACTIVITY IN PHYSICAL EDUCATION AS METHOD

OF ANTI-AGING

Valentina Borisovna Belyantseva, the senior teacher,

Technology Institute branch of Ulyanovsk state Agricultural Academy named P.A. Stolypin,

Dimitrovgrad, Ulyanovsk region

Annotation

Existence of crisis in professional competence which is experienced by many teachers who are already working in higher education institution, but not possessing rather developed, personal qualities providing humanization of their pedagogical activity is stated. The number of teachers, carriers of the

knowledge, having passed to the senior age group increases around the world. Science is constantly evolving. Knowledge and skills of teachers cannot be modified. Retraining of teachers is a problem of the present. This problem can be solved by using the principles of andragogy. Intellectual development of teachers can be used as method of anti-aging and obtaining of new knowledge. I propose a model of activities of physical education teacher. This model will help the teacher in his profession. Thus, education becomes more humane. The analysis of situation shall help in designing the educational technology for experienced physical culture teachers, fulfilling their activities within the frames of humanitarian paradigm.

Keywords: crisis, aging, anti-aging, andragogy, innovative, self-education.

ВВЕДЕНИЕ

Учёные констатируют наличие кризиса профессиональной компетентности, который испытывают многие преподаватели, уже работающие в вузе, но не обладающие достаточно развитыми, личностными качествами, обеспечивающими гуманизацию их педагогической деятельности [5]. Количество преподавателей, носителей знаний, перешедших в старшую возрастную группу во всём мире увеличивается. Как в теоретических обобщениях, так и при поиске методов замедления старения наряду со всем арсеналом традиционных для биологии молекулярных, клеточных и организменных подходах, учёные считают целесообразным использование эвристического потенциала таких гуманитарных сфер как искусство, религия, педагогика. В ходе исследования было выявлено следующее противоречие: между ориентацией современной образовательной парадигмы на приоритет личностного развития и недостаточной готовностью преподавателей физической культуры к использованию личностно-ориентированных технологий в процессе физического воспитания как способа гуманизации образования и признаками устаревания знаний в профессиональной деятельности. В связи с этим, проблема исследования определена необходимостью научного обоснования условий эффективного формирования у преподавателя старшей возрастной группы готовности к профессиональной деятельности в границах гуманитарной парадигмы.

Цель исследования: разработка структурной модели деятельности преподавателя на послевузовском этапе, обновляющей профессиональные знания в области современных личностно-ориентированных технологий.

Гипотеза исследования: эффективное формирование у преподавателя готовности к инновационной оценочной деятельности в физическом воспитании, как условие гуманизации образования, будет оптимально осуществляться на послевузовском этапе в условиях локальной профессиональной среды, если профессиональная готовность понимается как процесс профессионального самоопределения преподавателя в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности.

Научная новизна исследования заключается в разработке модели процесса формирования готовности преподавателя к реализации уровнево-дифференцированного контроля физической подготовленности студентов, как основного способа, обеспечивающего реальное участие педагога в гуманизации образования.

Ни одна инновация в системе образования не преодолеет естественной устойчивости системы к изменениям без готовности к ней преподавателя, достижимой только путём самообразования. В свою очередь постоянная умственная работа, включённость личности в образовательную деятельность сохраняет высокий уровень психофизиологических функций. Одновременно образование выступает одним из способов успешного разрешения кризиса зрелого возраста. Жизненный и профессиональный опыт, которым обладают взрослые, с одной стороны, содействует более глубокому осмыслению изучаемых проблем, а с другой - источник стереотипных, эмпирических и рутинных оценок, защищающих человека от нового. Мы должны учитывать, что преподаватель является не просто личностью, а уже сформированным профессионалом для которой характерно некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, наличие морально-этических ценностей, воображения и др. В связи с этим, на данном этапе модернизация образования

особую актуальность приобретает принципы андрагогики. Андрагогика - область научного знания, которая не только описывает факторы, связанные с образованием взрослых, но и объясняет их, ищет ответ на вопрос, как должен быть организован процесс обучения, чтобы обеспечивалось гармоничное развитие взрослого человека. Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. По выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского учёного М.Ш. Ноулза - дело обучения взрослых, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне становится ещё более сложным, напряжённым и тяжёлым. Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер. Целесообразно по мере взросления преподавателя, развития его личности, накопления жизненного опыта, всё шире применять в его обучении андрогоги-ческие принципы [5]. Из положения о том, что у разных людей те или иные способности формируются на разной генетической основе, а путь их развития у каждого человека специфичен, вытекает необходимость тщательного учёта индивидуальнопсихологических свойств в работе с людьми, в их обучении и воспитании. Вполне вероятно, что именно старение является основным препятствием на пути дальнейшего научного и технологического прогресса, потому, что людям просто не хватает времени для освоения и использования нарастающей информации. [6]. Так постиндустриальная (информационная) цивилизация на фоне смены образовательной парадигмы востребовало андрагогику и акмеологию.

Одним из условий повышения качества работы образовательного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам старшей возрастной группы на основе диагностики их профессионального уровня. Вся система методических мероприятий образовательного учреждения должна быть подчинена главной цели - стимулированию педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Путь к самообразованию лежит через самостоятельную работу, которая представляет собой особую, высшую форму дальнейшей учебной деятельности педагога, специалиста, предполагает выполнение целого ряда входящих в неё действий. Чтобы реализовать личностно-ориентированную педагогику с её множеством истин, нужен новый учитель, главные черты которого способность и готовность к творчеству. Большой потенциал готовности к реализации личностно-ориентированной педагогической деятельности содержат в себе педагоги, находящиеся в данный момент в кризисной ситуации, поскольку наличие профессиональноличностных проблем и трудностей способствует поиску путей их решения. На начальном этапе формирование готовности преподавателя к инновационной деятельности наиболее активно формируется такие способности, как контроль и оценка [4]. В процессе проведённого исследования на основе выводов, полученных теоретически и экспериментально, разработана схема структурной деятельности преподавателя по физической культуре (рис. 1).

Как следует из блок-схемы: деятельность преподавателя по физической культуре в вузе должна начинаться с анализа действующей программы по дисциплине «Физическая культура», рекомендуемых контрольных тестов и упражнений, разработки на их основе переходных оценочных таблиц для всех упражнений. Показатели в мониторинговых упражнениях переводятся в баллы, вычисляется средний балл студента. На основании индивидуальных показателей осуществляется послойное описание физической подготовленности студентов и определяется качественный состав группы. Определив качественный состав, формируется подготовительная и основная группы. Уровнево-дифференцированный контроль и зачёт происходит на основании сравнения предыдущих показателей среднего балла и полученного в результате проведённых вычислений. Учитывается прирост среднего балла. Если прироста не произошло, студенту предлагается повторная попытка в любых выбранных им упражнениях. Задача преподавателя не пла-

нировать общий, единый и обязательный для всех уровень физической подготовленности, а развивать каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей.

Цель: формирование готовности преподавателя к инновационной оценочной деятельности

Задачи: формирование компонентов исследуемой готовности

Анализ ВГОС

Разработка переходных оценочных таблиц Индивидуальный мониторинг [3]

Вычисление группового среднего балла [3] _________Послойное описание [3]________

Формирование подготовительной и основной группы [3]

______________________Уровнево-дифференцированный контроль [1]___________________

Результат: преподаватель с определённым уровнем сформированной готовности к инновационной _______________________________оценочной деятельности____________________________

Рис. 1. - Схема структурной деятельности преподавателя по физической культуре в условиях реализации личностно-ориентированных технологий

Готовность преподавателя к профессиональной деятельности в рамках личностной парадигмы, специфика и новизна тех профессиональных функций, которые он выполняет при этом, составили целое направление исследований. Важно, при обучении преподавателей опираться на андрагогические принципы обучения: приоритет самостоятельного обучения, принцип совместной деятельности, принцип опоры на опыт обучающегося, индивидуализация обучения, системность обучения, принцип актуализации результатов обучения, принцип осознанности обучения и др. Успешно применять их возможно лишь в том случае, когда обучающийся, независимо от возраста, способен на ответственное отношение к обучению. Только такой обучающийся может осознанно взять на себя часть ответственности за выполнении андрагогической модели обучения, только тогда, возможно, включатся механизмы антистарения [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты педагогического эксперимента показали, что модель структурной деятельности преподавателя по физической культуре и педагогические условия реализации разработанной модели способствуют эффективному формированию готовности преподавателя к инновационной оценочной деятельности в условиях профессиональной педагогической среды. Педагогические условия представлены в виде процесса, состоящего из определённого набора взаимосвязанных действий и процедур, осуществляемых преподавателем. Подлинная готовность обретает высокий уровень сформированности лишь в процессе самой деятельности, поскольку многие её компоненты не могут быть усвоены и присвоены только путём прослушивания лекций, посещения каких либо занятий. Сегодня учёные пытаются найти «выключатель» механизма старения, исследуя очень сложные процессы на молекулярном уровне. Но, может быть, разгадка тайны гораздо проще и буквально лежит на поверхности. Индивидуальное развитие не заканчивается с завершением развития физического. В завершившем физическое развитие организме потенциальным источником сигналов антистарения для самого мозга и организма в целом, могут

быть происходящие в мозге процессы развития интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белянцева, В.Б. Практическая реализация уровнево-дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе введения индивидуальных контрольных нормативов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта : электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2011. - № 2 (19). - С. 82-86. // URL: http://kamgifk.ru/magazin/n19.htm - Дата обращения 10.01.2013.

2. Белянцева, В.Б. Определение качественного состава учебной группы на основе мониторинга физической подготовленности // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 171-175.

3. Белянцева, В.Б. Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 1 (83). - С. 25-30.

4. Дильман, В.М. Большие биологические часы / В.М. Дильман. - М. : Знание, 1986. - 256 с.

5. Змеев, С.И. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика. - 2005. -№ 2 (83). - С. 26-29.

6. Ухтомский, А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Русский физиологический журнал. - 1923. - Т. VI (1-3). - С. 41-45.

REFERENCES

1. Belyantseva V.B. (2011), “Practical realization of the-level differentiated approach in physical training on the basis of introduction of individual control standards”, Pedagogical -psychological and medicobiological problems of physical culture and sport. Electronic magazine of Kamsky state academy of physical culture, sports and tourism. Vol. 19, No. 2 pp. 82-86.

2. Belyantseva, V.B. (2011), “Determination of the quality of the study group on the basis of monitoring of physical fitness”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 171-175.

3. Belyantseva, V.B. (2012), “Formation of the monitoring and evaluation of actions of students in physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No.1 pp. 25-30.

4. Dilman, V.M. (1986), Big Ed’s biological clock, publishing house “Zhanie”, Moscow, Russian Federation.

5. Zmeev, S.I. (2005). “Andragogy: The formation and the development”, Pedagogy, Vol.83, No. 2, pp. 26-29.

6. Ukhtomsky, A.A. (1923), “Dominant as the working principle of the nerve centers”, Russian Physiology Journal, Vol. VI(1-3), pp. 41-45.

Контактная информация: valentina1950@inbox.ru, j-annja@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.