development of system mechanisms for providing the student youth with optimal motion conditions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 29-34.
3. Dzuravskaya, N.V. (2009), ”The problems of forming motivation for healthy life style for students of nonphysical education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 49-52.
4. Nizhnik, G.N. and Morozov, S.N. (2011), “Aqua aerobic at elementary swimming stage for the girls aged 18-20 years old”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 116-119.
5. Serova T.V. (2012), “Analysis of the results of the fitness program application at lessons of physical training in the technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 79-83.
6. Sajkina, E.G. and Smirnova, J.V. (2008), “Methodical aspects of musical illustration in fitness classes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 68-71.
Контактная информация: fitness-zhanna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2012.
УДК 796.42
МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ
Виктор Михайлович Башкин, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)
Аннотация
В исследовании представлен алгоритм разработки методики индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам. Основу методики составляют модельные характеристики изменения функционального состояния организма спортсменов в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки. В процессе исследований были определены зависимости между функциональными параметрами, определяющими состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсменов и изменением тренировочной нагрузки в различные периоды (модельные характеристики). Методика реализована с помощью автоматизированной системы управления, которая состоит из: аппаратно-программного комплекса, производящего сбор данных о функциональном состоянии и специальной подготовленности спортсмена, управляет вводом данных и характеристик на спортсмена, формирует базу данных. В комплекс входит система телеметрии, которая получает информацию от датчиков, находящихся на спортсмене. Комплекс работает в режиме реального времени.
Ключевые слова: индивидуальная адаптация, функциональное состояние, нервномышечный аппарат, центральная нервная система.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p17-22
METHODS OF INDIVIDUAL ADAPTATION OF ATHLETES TO TRAINING LOADS
Victor Mikhajlovich Bashkin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, managing
chair,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The research presents the algorithm of development of methods for individual adaptation of athletes' organism to training loads. The basis of methodology is made up with model characteristics of change of the functional condition of athletes' organism depending on the executed training load. In the course of researches the dependences between the functional parameters defining the condition of the cen-
tral nervous system and neuromuscular apparatus of athletes and change of training load during the various periods (model characteristics) have been defined. The methodology is realized by means of automated control system, which consists from: the hardware-software complex making data collection about a functional condition and special readiness of the athlete, operating data input and characteristics of the athlete, forming the database. The complex includes system of telemetry, which receives information from the sensors attached to the athlete. The complex works in real time.
Keywords: individual adaptation, functional condition, neuromuscular apparatus, central nervous
system.
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация физических нагрузок спортсменов невозможна без научнообоснованных методологических подходов к тренировочному процессу. Несмотря на то, что с середины XX столетия проблеме адаптации и методам оценки адаптивных состояний организма, изучению «долговременной» и «срочной» адаптации к мышечным нагрузкам организма спортсменов уделяется особое внимание, по этой проблеме имеются только отдельные наработки.
По определению H.A. Агаджаняна [1] двигательная активность человека обеспечивается за счёт психофизиологической адаптации, характеризующей устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем. В основе психофизиологической адаптации лежит соотношение психических и физиологических процессов.
Психический фактор является фактором корковой активности ЦНС, который воздействует через вегетативную систему на многие системы организма, а через них и на характер адаптации [5]. Для определения психофизиологической адаптации человека необходимо правильно выбрать методы исследования, с помощью которых можно оценить функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата [6].
В спортивной практике придается большое значение оценке адаптивного состояния спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям. Как правило, это состояние определяется: диагностикой мышечной деятельности, оценкой уровня функционального состояния физиологических систем и функций организма в покое и в реакции на нагрузку. По мнению Ф.А. Иорданской [7] распознавание донозологических состояний у спортсменов должно предусматривать комплексную оценку всех показателей функционального состояния организма с учетом представлений о функциональном резерве. Цель донозологической диагностики - распознать пограничные состояния между нормой и патологией, найти количественные критерии оценки индивидуального здоровья, которое отличается от заболеваний. Существенным компонентом управления является постоянная коррекция процесса подготовки спортсменов в зависимости от динамики их индивидуального состояния [2].
Целью исследования явилось создание методики индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам, специализирующихся в скоростносиловых видах спорта.
Основными задачами исследования были: 1. Разработка методов тестирования и обработки информации о функциональном состоянии ЦНС и НМА спортсменов, позволяющей оценивать это функциональное состояние в реальном масштабе времени.
2. Определение модельных характеристик функционального состояния ЦНС и НМА спортсменов от выполненных тренировочных и соревновательных нагрузок.
3. Разработка методики индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам [2, 4].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования проводились в течение подготовительного и соревновательного периодов на учебно-тренировочных занятиях со спортсменами сборной Санкт-Петербурга
по легкой атлетике. Всего в исследованиях приняло участие 52 спортсмена различной квалификации.
В процессе исследований были определены зависимости между функциональными параметрами, определяющими состояние центральной нервной системы (ЦНС) и нервномышечного аппарата (НМА) спортсменов и изменением тренировочной нагрузки в различные периоды (модельные характеристики).
Для реализации поставленной цели была разработана программа исследования спортсменов, которая осуществлялась с помощью методов комплексного контроля ЦНС и НМА на базе автоматизированной системы управления (АСУ) [3].
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для разных групп спортсменов были определены модельные характеристики изменения функционального состояния ЦНС (табл.1). Тестирование осуществлялось с помощью трех тестов: оценка микроколебаний конечностей (МКК); сенсомоторная реакция на свет (РС); сенсомоторная реакция на звук (РЗ).
Таблица 1
Модельные характеристики функционального состояния ЦНС спортсменов
Степень изменения реакции Функциональное состояние ЦНС МКК (мв) Реакция на свет (мс) Реакция на звук (мс0
1 Сильное утомление 0,30- 0,90 401- 450 451- -500
2 Умеренное утомление 0,91- 1 ,40 351- 400 401- -450
3 Легкое утомление 1,41- 2,00 251- 350 351- -400
4 Нормальное состояние 2,01- 3,10 171- 250 251- -350
5 Активное состояние 3,11- 4,10 131- -170 181- -250
6 Очень активное состояние 4,11- -5,20 100- -130 130- -180
В приведенных тестах количественно оценено функциональное состояние ЦНС спортсменов, начиная от сильного утомления и заканчивая очень активным состоянием.
Тестирование НМА проводилось с помощью двух тестов: определение времени включения мышц (Т); определение показателя упругости мышц ^).В табл. 2 приведено функциональное состояние икроножной мышцы и прямой мышцы бедра в зависимости от Т и показателя упругости F.
Таблица 2
Функциональное состояние мышц в зависимости от Т и F_______________
№ п/п Функциональное состояние мышц Время включения икроножной мышцы (мс) Время включения прямой мышцы бедра (мс) Показатель упругости (Гц)
1 Отличное 100-110 140-160 29,0-31,0
2 Хорошее 111-130 161-180 31,1-33,0
3 Слабое утомление 131-150 181-200 33,1-35,0
4 Среднее утомление 151-180 201-230 35,1-37,0
5 Сильное утомление 181-210 231-260 37,1-41,0
На основе тестирования были получены модельные характеристики НМА спортсменов, которые представляют из себя рабочие и коррекционные зоны тренировочной нагрузки. Рабочая зона - это интегральная область. Длина области учитывает численное значение тренировочной нагрузки, а ширина учитывает вариативность функционального параметра при одной и той же нагрузке. Для спортсменов разной квалификации эти области различные. С одной стороны от рабочей зоны находится зона отрицательной коррекции (уменьшение тренировочной нагрузки), а с другой стороны находится зона положительной коррекции (увеличение нагрузки).
Методика индивидуальной адаптации предусматривает проведение срочной и
перспективной коррекции тренировочной нагрузки.
Срочная коррекция проводится по результатам тестирования одного тренировочного занятия. Перспективная коррекция проводится по результатам тестирования микроцикла.
Проведение срочной коррекции предусматривает отрицательную и положительную коррекцию. Отрицательная коррекция проводится, если значение функционального параметра превышает более, чем на 10% предельно-допустимое значение. Положительная коррекция проводится, если функциональный параметр выходит более чем на 30% в зону положительной коррекции.
Перспективная коррекция также предусматривает проведение отрицательной и положительной коррекции. Отрицательная коррекция производится, если среднее значение функционального параметра выходит более, чем на 10% за недельный микроцикл в зону отрицательной коррекции. Положительная коррекция проводится, если среднее значение функционального параметра выходит в зону положительной коррекции более, чем на 20% за недельный микроцикл.
Все тесты функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нервно-мышечного аппарата (НМА) были объединены автоматизированной системой управления (АСУ). Блок-схема АСУ показана на рис. 1.
Рис. 1. Автоматизированная система управления тренировочным процессом
АСУ состоит из: аппаратно-программного комплекса, который производит сбор данных о функциональном состоянии и специальной подготовленности спортсмена, управляет вводом данных и характеристик на спортсмена, формирует базу данных; системы телеметрии (СТ), которая получает информацию о состоянии ЦНС и НМА тестирования от датчиков, находящихся на спортсмене и передает ее на АПК, телеметрических датчиков, которые передают информацию о состоянии ЦНС (данные о функциональном состоянии центрального и периферического звена) и НМА (данные о времени включения мышц - Т, показателе упругости мышц - F и взрывной мышечной силе - X) спортсменов. АПК работает в режиме реального времени. Полученные данные тестирования функционального состояния спортсмена сравниваются с модельными характеристиками. После этого АСУ выдает отчет, где указаны рекомендации для тренера по проведению тренировочного процесса. АСУ работает в режиме реального времени. Все исходные данные и результаты обработки этих данных можно наблюдать на экране мони-
тора или получить в распечатанном виде. В отчет входит: идентификационная информация на спортсмена, план тренировочных занятий на исследуемый период, результаты тестирования ЦНС, НМА, специальная подготовленность, личные результаты спортсмена, рекомендации по коррекции тренировочных нагрузок.
ВЫВОДЫ
Можно констатировать, что основная причина срыва адаптационных процессов у спортсменов заключается в несоответствии подбора средств и методов, объема и интенсивности нагрузки с функциональными возможностями ЦНС и НМА.
Главное назначение методики индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам это приведение в соответствие тренировочных нагрузок и вызванные при этом изменения в функциональном состоянии НМА и ЦНС. Ответ организма спортсмена должен соответствовать модельным характеристикам тренировочных нагрузок.
Разработка методологических основ создания автоматизированной системы управления относится к числу актуальных научных направлений. АСУ позволяет комплексно оценивать адаптивные состояния спортсмена, корректировать тренировочные нагрузки и управлять адаптивными возможностями спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 175 с.
2. Башкин, В.М. Система индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Башкин В.М. ; Гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. - СПб., 2012. - 38 с.
3. Башкин, В.М. Автоматизированная система индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам / В. М. Башкин // Ежегодная научнопрактическая конференция ППС ГУАП / Гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. -СПб., 2012. - С. 108-109.
4. Башкин, В.М. Функциональная диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 23-28.
5. Гаркави, Л.Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия / Л. X. Гар-кави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. - М. : Имедрис, 1998. - 655 с.
6. Исаев, А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки : дис. ... д-ра биол. наук / Исаев А.П. - Челябинск, 1993. - 482 с.
7. Иорданская, Ф.А. О взаимосвязи диагностики функционального состояния с диагностикой состояния здоровья ведущих спортсменов // Материалы Всесоюзного симпозиума по спортивной медицине / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1979. - С. 16-24.
REFERENCES
1. Agadzhanyan, N.A. (1983), Adaptation and organism reserves, publishing house “F&S”, Moscow.
2. Bashkin, V.M. (2012), System of individual adaptation of an organism of athletes to training loadings in high-speed and power types of track and field athletics: dissertation, publishing house “GUAP”, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Bashkin, V.M. (2012), “The automated system of individual adaptation of an organism of athletes by training loadings”, PPS GUAP Annual scientific and practical conference,
publishing house “GUAP”, St.-Petersburg, Russian Federation, pp.108-109.
4. Bashkin V.M. (2011), “Functional diagnostics as the factor of management of athletes' motor activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 2328.
5. Garkavim L.Kh., Kvakina, E.B. and Ukolova, M.A. (1998), Anti-stress reactions and activation therapy, publishing house “Imedris”, Moscow, Russian Federation.
6. Isayev, A.P. (1993), Mechanism of long-term adaptation and a deregulation offunctions of athletes to loadings of the Olympic cycle of preparation: dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.
7. Iordanskaya, F.A. (1979), “About interrelation of diagnostics of a functional condition with diagnostics of a state of health of leading athletes”, Materials of the All-Union symposium on sports medicine, publishing house “VNIIFK”, Moscow.
Контактная информация: kfv@guap.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2012.
УДК: 371.4.
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО АНТИСТАРЕНИЯ
Валентина Борисовна Белянцева, старший преподаватель, Технологический институт - филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им П.А. Столыпина» (ТИ - ф УГСХА), г. Димитровград, Ульяновская область
Аннотация
Констатируется наличие кризиса профессиональной компетентности, который испытывают многие преподаватели, уже работающие в вузе, но не обладающие достаточно развитыми, личностными качествами, обеспечивающими гуманизацию их педагогической деятельности. Количество преподавателей, носителей знаний, перешедших в старшую возрастную группу во всём мире увеличивается. Обучение учителей - современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретённых навыков и необходимостью приобретения новых, переходом большинства преподавателей во второй период зрелого возраста. На данном этапе модернизации образования особую актуальность приобретают принципы андрагогики. Анализ ситуации должен помочь в построении образовательной технологии для опытных преподавателей физической культуры, осуществляющих педагогическую деятельность в рамках гуманитарной парадигмы.
Ключевые слова: кризис, старение, антистарение, андрагогика, инновационный, самообразование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p22-26 ANDRAGOGICAL PRINCIPLES OF READINESS FORMATION FOR TEACHER TO INNOVATION EVALUATION ACTIVITY IN PHYSICAL EDUCATION AS METHOD
OF ANTI-AGING
Valentina Borisovna Belyantseva, the senior teacher,
Technology Institute branch of Ulyanovsk state Agricultural Academy named P.A. Stolypin,
Dimitrovgrad, Ulyanovsk region
Annotation
Existence of crisis in professional competence which is experienced by many teachers who are already working in higher education institution, but not possessing rather developed, personal qualities providing humanization of their pedagogical activity is stated. The number of teachers, carriers of the