Научная статья на тему 'Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания'

Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КОМПЬЮТЕР / ИССЛЕДОВАНИЕ / MONITORING / COMPUTERS / STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянцева Валентина Борисовна

В статье предложена модель учебно-исследовательской деятельности студентов на основе мониторинга физической подготовленности с последующей обработкой личных результатов на персональном компьютере. Введение студента в самостоятельное научно-педагогическое исследование развивает умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность. Предложенная нами модель учебно-исследовательской деятельности студентов по формированию контрольно-оценочных действий способствует более высокому уровню активизации познавательной деятельности за счет: 1) более тесной связи теории и практики, 2) актуализации самостоятельной работы. Именно эта направленность на исследовательский характер всей системы вузовского образования отражает современный этап его реформирования, позволяет реализовать образовательную часть физической культуры, расширяет и углубляет систему специальных знаний. Принципиально важным в процессе реализации модели является стимулирование исследовательской деятельности обучающихся, которое мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне как источник движения к более высокому личностному достижению. Анализ полученных результатов по формированию контрольных и оценочных действий позволяет утверждать, что за четыре года все фиксируемые показатели физической подготовленности студентов, обучающихся по экспериментальной программе, улучшились. Причем повышение результатов педагогического тестирования наблюдалось после каждого года обучения, вплоть до окончания педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белянцева Валентина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of control and estimation actions of students in the course of physical training

The article proposes the model of scholastic-research activity of students based on monitoring of physical preparedness with the subsequent processing of personal results on the personal computer. Introduction of the student in independent scientific and pedagogical research develops among the students ability to check and control themselves, estimate critically their activity. The model of educational-research activity of students offered by us, covering formation of the control-estimated actions, promotes higher level of activation of informative activity for the account of: 1) tighter connection of theory and practice, 2) actualization of independent work. This orientation on research character of all system of higher school education reflects the present stage of its reforming, allows realizing the educational part of physical culture, expands and deepens the system of special knowledge. In the course of model realization the stimulation of students` research activity, which we consider at the personal-semantic level as a movement source to higher personal achievement, is essentially important. The analysis of the received results on formation of control and estimated actions allows asserting that for four years all fixed indicators of physical readiness of the students trained under the experimental program have improved. Moreover, the increase of results of pedagogical testing has been observed after each year of training, up to the termination of pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Формирование контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания»

and methodological conditions for psychological support of socialization of adolescents with delinquent behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72 No. 2, pp. 1420.

5. Kachanova, O.B. (2010), "Role of family and personal peculiarities of adolescents in the genesis of deviant behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63 No.

5, pp. 89-92.

6. Raigorodsky, D.J (2010), Practical Psychology diagnostics. Methods and tests: a tutorial, Letopis, Samara, Russian Federation.

7. Soloveva, T.A. Belov, V.G. and Parfyonov, Y.A. (2010), "Peculiarities of the structure of socio-psychological climate in adolescent labor groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69 No. 11, pp. 12-16.

Контактная информация: my-internety@yandex.ru

УДК:371.4

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ И ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Валентина Борисовна Белянцева, старший преподаватель, Технологический институт - филиал ФГОУВПО «Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия» (ТИ - ф УГСХА) г. Димитровград

Аннотация

В статье предложена модель учебно-исследовательской деятельности студентов на основе мониторинга физической подготовленности с последующей обработкой личных результатов на персональном компьютере. Введение студента в самостоятельное научно-педагогическое исследование развивает умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность. Предложенная нами модель учебно-исследовательской деятельности студентов по формированию контрольно-оценочных действий способствует более высокому уровню активизации познавательной деятельности за счет: 1) более тесной связи теории и практики, 2) актуализации самостоятельной работы. Именно эта направленность на исследовательский характер всей системы вузовского образования отражает современный этап его реформирования, позволяет реализовать образовательную часть физической культуры, расширяет и углубляет систему специальных знаний. Принципиально важным в процессе реализации модели является стимулирование исследовательской деятельности обучающихся, которое мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне как источник движения к более высокому личностному достижению. Анализ полученных результатов по формированию контрольных и оценочных действий позволяет утверждать, что за четыре года все фиксируемые показатели физической подготовленности студентов, обучающихся по экспериментальной программе, улучшились. Причем повышение результатов педагогического тестирования наблюдалось после каждого года обучения, вплоть до окончания педагогического эксперимента.

Ключевые слова: мониторинг, компьютер, исследование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p25-30

FORMATION OF CONTROL AND ESTIMATION ACTIONS OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING

Valentina Borisovna Beljantseva, the senior teacher,

Technology Institute branch of Ulyanovsk State Agricultural Academy,

Dimitrovgrad

Annotation

The article proposes the model of scholastic-research activity of students based on monitoring of physical preparedness with the subsequent processing of personal results on the personal computer. Intro-

duction of the student in independent scientific and pedagogical research develops among the students ability to check and control themselves, estimate critically their activity. The model of educational-research activity of students offered by us, covering formation of the control-estimated actions, promotes higher level of activation of informative activity for the account of: 1) tighter connection of theory and practice, 2) actualization of independent work. This orientation on research character of all system of higher school education reflects the present stage of its reforming, allows realizing the educational part of physical culture, expands and deepens the system of special knowledge. In the course of model realization the stimulation of students' research activity, which we consider at the personal-semantic level as a movement source to higher personal achievement, is essentially important. The analysis of the received results on formation of control and estimated actions allows asserting that for four years all fixed indicators of physical readiness of the students trained under the experimental program have improved. Moreover, the increase of results of pedagogical testing has been observed after each year of training, up to the termination of pedagogical experiment.

Keywords: monitoring, computers, studies.

ВВЕДЕНИЕ

Современное высшее образование требует развития самостоятельности студентов, которая формируется, прежде всего, в их исследовательской работе.

Впервые в Национальной образовательной доктрине обозначено формирование у молодежи объективного оценивания своих достижений, поведения, черт своей личности [5]. Наша задача последовательно, системно вести работу по формированию контрольных и оценочных действий студентов в процессе физического воспитания. С этой целью разработаны специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий. Процесс контроля это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для студентов, так и для преподавателя. Преподаватель не может единолично определять насколько успешно и эффективно протекает процесс физического развития студента, без опоры на его самооценку, понимаемую как отношение этого ученика к уровню развития своих способностей и возможностей для достижения поставленных им перед собой конструктивных целей. Студент также оказывается не в состоянии с достаточной точностью и адекватностью оценить ход и результат своего развития без оценочного мнения ответственного, компетентного, заинтересованного в его успешном развитии взрослого (преподавателя). В ходе педагогического диалога субъектов процесса обучения происходит согласование оценочных позиций, корректировка субъективных оценок, их совместное осмысление и интерпретация, выработка стратегии дальнейшего развития личности. Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит коммуникационным и информационным технологиям. Применение информационных систем в подготовке студентов имеет место, но не всегда наблюдается полное использование огромного потенциала информационных технологий и компьютеризированного обучения. Проблема исследования заключается в вопросе: «Каким образом осуществить интеграцию дидактических и информационных технологий для обеспечения эффективности подготовки студентов» [1,4,6].

Цель исследования: практическая реализация интерактивной формы обучения физической культуре через учебно-исследовательскую, познавательную деятельность студентов с применением информационных компьютерных технологий. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Апробация разработанной модели учебно-исследовательской деятельности на базе Технологического института -филиала УГСХА. 2. Оценка эффективности модели.

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ

Исследование проводилось поэтапно на базе Технологического института в течение 2007-2011 уч./г. В исследовании участвовало 166 студентов 1-х, 2-х, 3-х и 4-х курсов.

Количество студентов в экспериментальных и контрольных группах было приблизительно одинаковым.

В начале учебного года проводился мониторинг физической подготовленности студентов по видам упражнений, утверждённых на кафедре Физического воспитания [2]. Полученные результаты студенты заносили в персональный компьютер. Кроме показанных на занятиях результатов, студенты в своих компьютерах хранили всю информацию о физической культуре: перечень мониторинговых упражнений, таблицы оценки результатов в баллах, разработанные на базе требований Госстандарта (требования Госстандарта из примерной программы по физическому воспитанию необходимы для определения уровня своего физического развития); домашние задания, общие и индивидуальные; фотографии с занятий и соревнований; учебные фильмы; лекции; темы рефератов; экзаменационные вопросы и другую полезную и необходимую информацию. Каждый студент по окончании семестра по результатам индивидуального мониторинга строил в программе Microsoft Excel лепестковую диаграмму (рис. 1). Перед построением личной диаграммы результаты в баллах располагаются в порядке возрастания значений. В этом случае диаграмма получается в виде «ракушки». Идеальный вариант - диаграмма имеет вид замкнутого круга.

кросс 3000

уголки пресс

Рис.1. Пример индивидуальной лепестковой диаграммы студента первого курса за 1 семестр 2010-2011 уч./г.

Далее выстраивается гистограмма, показывающая уровень показателей в отдельных упражнениях (рис. 2).

Индивидуальные графики позволят наглядно проследить динамику улучшения показателей в каждом упражнении по годам обучения. Построенная по значениям среднего балла каждого студента групповая гистограмма позволяет определить свой рейтинг в группе. Все эти действия по графической обработке показанных результатов составляют модель учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по физической культуре. В реализации данной модели происходит формирование контрольнооценочных умений. Студенты сами высчитывают средний балл и определяют уровень своей физической подготовленности, используя требования Госстандарта. Для получения зачёта, студенту необходимо выполнить все упражнения и набрать в среднем 2 балла (цифровая оценка «удовлетворительно» на всех курсах). На оценку «хорошо» надо набрать - 3 балла, на оценку «отлично» - 3,5 балла.

В нашем исследовании студенты являются активными участниками процесса оценивания. Таким образом, преподавателю удаётся избежать негативного оценочного заключения, занизить или завысить оценку, а студенту современная информация дает основы для саморазвития. Необходимость учета активности студентов вытекает из ведущего принципа отечественной психологической науки - принципа единства сознания и дея-

тельности. Реализация принципа активности в работе со студентами предполагает стимулирование их сил в решении встающих перед ними задач. В том случае, если студентам присуща высокая активность, можно говорить об установлении между ними и преподавателем субъектно-субъектных отношений. Принимая во внимание наметившуюся в последние годы тенденцию перехода от обучения к учению, опора на принцип активности в подготовке студентов представляется нам правомерной и целесообразной [3].

□ Максимальная оценка достигнутого студентом результата по требования Госстандарта

□ Оценка достигнутого студентом результата по системе

"Индивидуальны й контрольный норматив"

Наименование упражнений

Рис.2. Пример индивидуальной гистограммы студента первого курса за 1 семестр 20102011 уч./г.

Индивидуальная гистограмма используется для исследования отстающих физических качеств и величины отставания относительно требований Госстандарта.

8 -| 7 -6 -5 -4 -

Результаты в баллах в 1 семестре на I курсе □ Результаты в баллах в 1 семестре на II курсе

Рис.3. Пример сравнительных графиков уровня физической подготовленности студента в первом семестре на I (2009-2010 уч./г.) и II (2010-2011 уч./г.) курсах

Заинтересовать, привлечь студентов к занятиям физическими упражнениями можно лишь в том случае, если они будут видеть, пусть небольшой, но зримый результат

своей работы. Критерием же результативности является увеличение среднего балла при комплексной оценке физической подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный эксперимент показал, что предложенная нами модель учебноисследовательской деятельности студентов по формированию контрольно-оценочных действий способствует более высокому уровню активизации познавательной деятельности за счет: 1) более тесной связи теории и практики, 2) актуализации самостоятельной работы. Именно эта направленность на исследовательский характер всей системы вузовского образования отражает современный этап его реформирования, позволяет реализовать образовательную часть физической культуры, расширяет и углубляет систему специальных знаний. Принципиально важным в процессе реализации модели является стимулирование исследовательской деятельности обучающихся, которое мы рассматриваем на личностно-смысловом уровне как источник движения к более высокому личностному достижению.

Анализ полученных результатов по формированию контрольных и оценочных действий позволяет утверждать, что за четыре года все фиксируемые показатели физической подготовленности студентов, обучающихся по экспериментальной программе, улучшились. Причем повышение результатов педагогического тестирования наблюдалось после каждого года обучения, вплоть до окончания педагогического эксперимента. Все рекорды института по физической подготовке в отдельных упражнениях, установили студенты экспериментальных групп. Кроме этого, состав спортивных команд по видам спорта почти на 90% состоят из студентов экспериментальных групп. Сопоставляя результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группе, отмечаются изменения, произошедшие в степени сформированности у студентов исследовательских умений. Материалы исследований представлялись студентами экспериментальных групп на научно-практических конференциях, публиковались в научных сборниках. Студенты контрольных групп такой активности не проявляли. Применение информационных технологий в преподавании физической культуры при формировании контрольных и оценочных действий обучаемых - практическая реализация интерактивных форм обучения физической культуре через учебно-исследовательскую, познавательную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 10. - С. 56.

2. Белянцева, В.Б. Модель мониторинга физической подготовленности студентов / В. Б. Белянцева // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения : материалы Международной научно-практической конференции. - Ульяновск : Изд-во Ульяновской гос. с.-х. академии, 2010. - С. 149-153.

3. Бирюкова, Г.М. Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета / Г.М. Бирюкова, Т.В. Зобнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 17-23.

4. Богданов, В.М. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий».

Ч. 2. - СПб., 2000. - С. 23-24.

5. Гайков, А.В. Старое и новое как философские категории / А.В. Гайков // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 99-104.

6. Ушаков, А.Р. Информационные технологии переподготовки сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков / А. Р. Ушаков, Д.А. Романов, Т.А. Шапошникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 95-101.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), "From High Informational Technologies - to Sport Wins", Theory and practice of the physical culture, No. 10, p. 56.

2. Belyantseva, V.B. (2010), "The Model of the monitoring to physical preparedness student”, Proceedings of the International scientifically-practical conference", Agrarian science and formation on modern stage of the development: experience, problems and way of their decision, Ulyanovsk, pp. 149-153.

3. Biryukova, G.M. and Zobnina, T.V. (2010), "Methodological principles of the ac-meological approach to psychological training of pedagogical university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68 No. 10, pp. 17-23.

4. Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Solovov, A.V. (2000), "Use modern information technology in theoretical and methods-practical preparation student on physical education", Proceedings of the Russian scientifically practical conference: "Physical culture and sport on border millennium", St.-Petersburg, Vol. 2, pp. 23-24.

5. Gaykov, A.V. (1998), "Old and new as philosophical categories", Theoretical and practical aspects of the training specialist physical culture, No. 7, pp. 99-104.

6. Ushakov, A.R., Romanov, D.A. and Shaposhnikova, T.A. (2010), "Information technologies of the retraining of employees of Federal Agency of the Russian Federation on control over drug trafficking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68 No. 10, pp. 95-101.

Контактная информация: valentina1950@inbox.ru

УДК 796.8

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ

ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Михаил Александрович Вершинин, доктор педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Алексей Сергеевич Яковлев, соискатель,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по подготовке спортивного резерва в дзюдо на основе реализации принципов спортивно ориентированного физического воспитания младших школьников. Авторами разработаны программно-методическое обеспечение и модель структуры содержания и организации подготовки юных дзюдоистов, позволяющие повысить их техническую подготовленность и соревновательную результативность. В исследовании проанализированы основные принципы и критерии проектирования спортивно ориентированного физического воспитания учащихся начальной школы, позволяющие модернизировать процесс подготовки спортивного резерва в дзюдо, реализуемого в условиях интеграции детско-юношеских спортивных школ и общеобразовательных учреждений. Разработанная и апробированная в ходе эксперимента авторская учебная программа позволяет выйти на новый качественный уровень физической подготовленности и демонстрирует прирост параметров морфофункциональных показателей юных дзюдоистов.

Ключевые слова: юные дзюдоисты, спортивно ориентированное физическое воспитание в начальной школе, подготовка спортивного резерва в дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.