Массовая физическая культура и оздоровление населения
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
51
А.С. ПАВЛОВА, А.Д. ЛИФАНОВ, И.А. ЗЕНУКОВ,
КНИТУ, г. Казань
Аннотация
В работе рассматриваются отличия системы личностно ориентированного обучения от более «традиционных» его форм. Проанализировано отношение студентов к результатам обучения по физической культуре. Предложена направленность занятий, позволяющая более эффективно повышать физическую подготовленность студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, личностно ориентированное обучение.
Abstract
Differences of system of the personally oriented education from its more “traditional” forms are considered in this article. The attitude of students to results of process of sport education is analyzed. The orientation of training allowing more effectively to increase physical readiness of students is offered.
Key words: students, physical training, personally oriented education.
Введение
В основу государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО 3) положен компетентностный подход, основная задача которого - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, под которыми понимается «целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся» [1].
Общеизвестно, что физическая культура, являясь обязательным компонентом высшего профессионального образования, воздействует не только на физиологическую природу человека, но и на его духовную сферу, способствуя формированию личности, а также играет определяющую роль в адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
В ФГОС ВПО 3 поколения - это базовая часть (Б.4), обеспечивающая обязательное формирование общекультурных компетенций ОК-16, однако тем же стандартом предусматривается и вариативная составляющая изучения дисциплины «Физическая культура», позволяющая преподавателю углублять, расширять и добавлять компетенции, формируемые базовой частью. Таким образом, в ходе освоения студентами вариативной части дисциплины «Физическая культура» возможно формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых будущим специалистам в современных социально-экономических условиях [1].
При проектировании содержания обучения дисциплины «Физическая культура» необходимо включать перечень тем, направленных на формирование профессиональных компетенций бакалавра. При этом использование разнообразия применяемых средств и методов физического воспитания может способствовать формированию профессиональных компетенций.
В связи с этим цель настоящей работы - разработка и апробация инновационной программы по дисциплине «Физическая культура» на основе личностно ориенти-
рованного содержания учебного процесса для успешного стимулирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Экспериментальная часть
Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее - КНИТУ) в 2010-2013 гг. В исследовании приняли участие 159 студентов с первого по третий курс направлений «Менеджмент» (78 чел.), «Социальная работа» (45 чел.) и «Туризм» (36 чел.) в возрасте 17-18 лет. Из совокупной выборки студентов выделили контрольную (КГ) - 75 чел. и экспериментальную (ЭГ) - 84 чел. группы. Группы формировались по принципу равномерного распределения студентов каждого из направлений обеих групп.
Исследование типа темперамента осуществлялось с помощью личностного опросника Б.Н. Смирнова для выявления свойств темперамента: (экстраверсия - ин-троверсия; нейротизм - эмоциональная стабильность; темп реакций; активность) [2]. Удовлетворенность процессом физического воспитания студентов исследовалась на основании анализа данных, полученных с помощью методики Л.В. Лихачева.
Оценку переносимости динамических нагрузок осуществляли по пробе Руффье, отражающей адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы в ответ на дозированную физическую нагрузку [1].
Оценку двигательной подготовленности проводили с использованием стандартных педагогических тестов [2].
Результаты и их обсуждение
Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом во многом зависит от социальнопсихологических факторов общения обучающихся друг с другом, психологического климата в группе, личности преподавателя, содержания занятий [3]. При разработке программ по физическому воспитанию учащихся необ-
ФНЦ ВНИИФК
52
Массовая физическая культура и оздоровление населения
ходимо учитывать их психотипические особенности, что оказывает существенное влияние на уровень удовлетворенности и формирование положительной мотивации к занятиям.
Индивидуально-психологические особенности личности определяют различия предпочтений в выборе форм физкультурно-спортивной деятельности с наиболее подходящим режимом физических нагрузок для достижения того уровня физической подготовленности, который необходим для осуществления полноценной социальной и профессиональной деятельности.
С целью определения типа темперамента студентов нами использован личностный опросник Б.Н. Смирнова. С помощью двух шкал - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность - установлено, что у 46% студентов наблюдался повышенный уровень нейротиз-ма личности, свидетельствующий об эмоциональной впечатлительности и нестабильности нервной системы. Эти студенты были неудовлетворены содержанием и результатами физического воспитания в вузе. Более половины (54%) студентов испытывают эмоциональную устойчивость.
Общеизвестно, что на уровень удовлетворенности процессом физического воспитания влияют как объективные (не зависящие от субъектов образовательного процесса: педагогов, специалистов, руководителей, студентов и др.), так и субъективные процессы (зависящие от профессиональной компетентности, мотивированности участников образовательного процесса).
Для повышения эффективности процесса физического воспитания в вузе респонденты как наиболее важные выделили необходимость следующих изменений:
- введение в учебную программу других видов спорта с учетом интересов учащихся (63,2% студентов, 32,4% преподавателей);
- улучшение материально-технической оснащенности спортивных залов и сооружений (78,4% студентов, 56,5% преподавателей);
- увеличение количества внеучебных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (27,8% студентов, 45,6% преподавателей).
В работе [3] показано, что изменение содержания программы по физическому воспитанию путем увеличения средств на развитие выносливости (плавание, туризм) за счет уменьшения объема средств игровой и скоростно-силовой направленности для студентов, по психотипическим свойствам отнесенных к категории интровертов, способствует повышению у этой группы студентов уровня удовлетворенности процессом физического воспитания.
На формирующем этапе эксперимента нами разработана примерная программа по дисциплине «Физическая культура», основанная на дифференцированном выборе средств физического воспитания с учетом психотипических свойств личности студентов.
Вместо беговых видов легкой атлетики предложено использовать кроссовые пробежки, представляющие собой преодоление дистанций 90, 150 и 300 м, организуемые как на ровной, так и на пересеченной местности
(терренкур). Данное обстоятельство представляет несомненный интерес для студентов, освобожденных от практических занятий физической культурой (около 15% студентов), так как терренкур подходит людям с различным уровнем физической подготовленности.
Помимо этого в нашей экспериментальной программе для студентов первых курсов баскетбол и волейбол в разделе Спортивные игры был заменены бадминтоном. Это связано с тем, что на первом курсе происходит сближение студентов на основе эмоциональной (психологической) совместимости [4], поэтому наиболее предпочтительными формами физкультурно-спортивной деятельности являются упражнения в парах, занятия одинаковым видом спорта по интересам [2]. Бадминтон допускает участие небольшого (2-4) количества игроков. Игры, предполагающие единоборство соперников, стимулируют развитие оперативности мышления, стремление к самосовершенствованию (например, в бадминтоне, чтобы добиться превосходства над соперником, необходимо расширять арсенал технических приемов и повышать тактическое мастерство) [5]. Кроме того, бадминтон является универсальным средством развития физических качеств и помимо развития скоростно-силовых качеств развивает также и выносливость, что вызывает повышенный интерес со стороны студентов, относящихся к группе интровертов и испытывающих затруднения в общении с сокурсниками.
На втором и третьем курсах развитие отношений в студенческом коллективе определяется характером совместной деятельности в процессе обучения в вузе [4]. Поэтому наряду со спортивными (баскетбол и волейбол) и подвижными играми включен раздел «Спортивное ориентирование».
Спортивное ориентирование также является одним из наиболее эффективных инструментов построения команды. Потому что оно несет в себе уникальную возможность коллективного и индивидуального принятия решений, проявления лидерства или, наоборот, отработки навыков подчиненного, требует эффективных коммуникаций и сильного доверия. При этом достаточно использовать даже начальный уровень сложности ориентирования для достижения постав=туации. Спортивное ориентирование довольно сложный вид спорта и требует от преподавателя высокой профессиональной компетентности. Поэтому программный материал данного раздела разрабатывался при непосредственном участии одного из авторитетнейших преподавателей кафедры, мастера спорта СССР по спортивному ориентированию, старшего преподавателя кафедры физического воспитания и спорта Б.Б. Шимкунаса.
Нами предположено, что у студентов направления «Туризм» включение в процесс физического воспитания активных форм туризма способствует увеличению удовлетворенности процессом физического воспитания всеми студентами. Как известно, область профессиональной деятельности выпускников направления «Туризм», реализуемого в ФГБОУ «КНИТУ», включает в себя разработку и реализацию туристского продукта, обла-
ФНЦ ВНИИФК
Массовая физическая культура и оздоровление населения
53
дающего качествами, удовлетворяющими требованиям потенциальных потребителей. При этом в роли потенциальных потребителей могут выступать индивидуальные и корпоративные клиенты, в том числе с необходимостью в оказании спортивно-оздоровительных услуг. Программа включала такие факультативные разделы, как «Сплав на рафтах», «Веревочный курс», а также различные виды активных методов туризма.
Различия в программах по физическому воспитанию отразились на динамике показателей удовлетворенности занятиями студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей удовлетворенности физическим воспитанием студентов
Виды удовлетворенности В начале эксперимента В конце эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
Условиями занятий 1,87 ± 0,13 2,35 ± 0,26 2,54 ± 0,15 2,49 ± 0,21
Содержанием занятий 0,51 ± 0,05 2,32 ± 0,14 2,15 ± 0,17 2,25 ± 0,23
Результатом занятий 0,45 ± 0,06 2,47 ± 0,13 2,15 ± 0,18 2,16 ± 0,15
Взаимоотношениями с товарищами 1,94 ± 0,24 2,14 ± 0,17 2,78 ± 0,19 2,05 ± 0,27
Взаимоотношениями с преподавателем 2,18 ± 0,21 2,56 ± 0,16 2,43 ± 0,24 2,32 ± 0,21
* Различия достоверны при р < 0,05.
О положительных изменениях свидетельствуют результаты пробы Руффье в начале (1) и в конце педагогического эксперимента (2) (табл. 2) и результаты физической подготовленности (табл. 3).
Таблица 2 конце семестра
Средние показатели пробы Руффье в начале и в
Группы Проба Руффье 1 Проба Руффье 2
Экспериментальная 14,78 ± 0,24 10,56 ± 0,17*
Контрольная 12,57 ± 0,63 12,41 ± 0,18
* Различия достоверны при Р < 0,05.
Средние значения пробы в конце семестра (табл. 2)
в экспериментальной группе (10,56) были лучше по сравнению с контрольной (12,41), несмотря на то, что
в начале семестра лучшие результаты были в конт- Таблица 3
рольной (12,57) по сравнению с экспериментальной Динамика показателей физической подготовленности (14,78). студентов
Показатели В начале В конце
ЭГ КГ ЭГ КГ
Бег 100 м, с 15,27 ± 0,06 14,52 ± 0,08 14,63 ± 0,07 14,76 ± 0,09
Бег 3000 м, с 876,5 ± 9,45 863,6 ± 10,73 814,5 ± 6,24* 856,3 ± 8,62*
Челночный бег 4X9, с 11,45 ± 0,16 10,68 ± 0,12 10,15 ± 0,14 10,47 ± 0,11
Подтягивания на высокой перекладине (раз) 4,58 ± 0,32 8,15 ± 0,47 11,56 ± 0,32 7,96 ± 0,57
Наклон из положения сидя (см) 23,6 ± 0,78 21,3 ± 0,63 19,8 ± 0,84 16,7 ± 0,89
* Различия достоверны при р < 0,05.
Результаты проведенного исследования показывают, что в конце педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы имели более высокие результаты по сравнению с контролем.
Литература компетенций у студентов при помощи новых педа-
1. Михайлов Б.А. Формирование коммуникативных гогических технологий / Б.А. Михайлов, И.А. Ломо-
ФНЦ ВНИИФК
54
Массовая физическая культура и оздоровление населения
ва, В. В. Трунин // Уче
им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 107-109.
2. Львова Ю.М. Физическое воспитание в высшей школе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / Ю.М. Львова // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - С. 53-58.
3. Павлова А.С. Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 3. -
С. 323-325.
4. Сивак А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных меж-
zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2011. - № 9 (79)
2. Lvova J.M. Collegiate physical training based on personally oriented content of education process / J.M. Lvova // Vestnik sportivnoj nauki. - 2010. - № 3. - P. 53-56.
3. Pavlova A.S. Formation of conflictologycal competences at the future specialists in processing is of sports and recreation activity / A.S. Pavlova, A.D. Lifanov,
I. A. Zenukov // Vestnik Kazanskogo technologicheskogo universiteta. - 2013. - № 3. - P. 323-325.
4. Sivak A.N. (2012). Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A.N. Sivak, Y.Y. Andreev //
ные записки университета
личностных отношений у курсантов вузов Внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 4 (86). - С. 133-136.
5. Синельникова Н.А. Физическое воспитание как фактор личностного и профессионального развития студента / Н.А. Синельникова, А.А. Юрченко, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2011. - № 12 (82). - С. 155-162.
References
1. Mikhaylov B. A. Formation of communicative competences at students by means of new pedagogical technologies/ B.A. Mikhaylov, I.A. Lomova, V.V. Trunin // Uchenye
- Р. 107-109.
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. -№ 4 (86) - P. 133-136.
5. Sinelnikova N.A. Physical education as a factor of personal and professional development of student / N.A. Si-nelnikova, A.A. Jurchenko, D.A. Romanov // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2011. - № 12 (82). -P.155-162.
ФНЦ ВНИИФК