2014 будет являться непростой задачей. В то же время отечественные разработчики имеют определенное преимущество, т.к. имеется возможность провести комплексные системные исследовательские работы по испытанию разрабатываемых новых составов отечественных лыжных смазок в условиях соревнований Сочи 2014, и оперативно варьировать составами мазей в зависимости от полученных результатов испытаний для достижения наилучших результатов.
Поэтому необходимо проведение системных исследовательских работ по испытанию разрабатываемых на специализированных предприятиях России новых составов лыжных смазок на отечественном сырье.
Фирмы, производящие лыжные смазки, используют, как правило, в качестве исходного сырья торговые формы фторосодержащих компонентов различной природы -перфторуглеводы, фторосодержащие поверхностно-активные вещества и др., на основе которых готовятся композиционные составы лыжных смазок. Известно также, что эти фирмы в течение многих лет закупают фторосодержащие компоненты в России. Нами впервые разработаны и успешно апробированы на практике отечественные аналоги зарубежных смазок. Также впервые в России предлагается использование наноструктурных пленок, для улучшения скользящей поверхности лыж.
На основе проведенных работ есть все предпосылки для разработки рецептур отечественных лыжных смазок и формирования предложений по их созданию отечественного производства, что позволит избежать дорогостоящего импорта зарубежных смазок.
Также в процессе исследования будут определены основные температурные режимы разработанных лыжных смазок и рекомендации их применения.
Использование достижений отечественной химии и технологий фторорганических соединений, нано и микро-материалов и веществ, позволит создать новые конкурентоспособные отечественные лыжные смазки, специализированные для климатогеографических условий проведения Олимпийских игр в Сочи.
Область применения планируемых результатов. Обеспечение сборных команд РФ по биатлону высокотехнологичными лыжными смазками, адаптированными к климатогеографическим характеристикам г. Сочи.
Представленная статья подготовлена на основе материалов по Государственному Контракту опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ выполняемых ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» для Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по теме «Разработка лыжных смазочных составов для сборных команд России по биатлону к Олимпийским играм в Сочи-2014».
Контактная информация: [email protected] УДК 371.4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Светлана Феликсовна Сокунова, доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский Государственный университет (УлГУ)
Валентина Борисовна Белянцева, старший преподаватель, Технологический институт - филиал ФГОУВПО «Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия» (ТИ- ф УГСХА) г. Димитровград
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию и разработке методики определения подготовительной группы студентов на основе мониторинга физической подготовленности. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обеспечения препода-
вателя методическими рекомендациями по определению качественного состава занимающихся.
Ключевые слова: мониторинг, послойное описание, качественный состав занимающихся.
DETERMINATION OF THE STARTING-UP GROUP STUDENT ON BASE OF THE MONITORING TO PHYSICAL PREPAREDNESS
Svetlana Feliksovna Sokunova, the doctor of the pedagogical sciences, professor,
Ulyanovsk State University,
Valentina Borisovna Beljantseva, the senior teacher,
Technology Institute branch of Ulyanovsk State Agricultural Academy,
Dimitrovgrad
Annotation
In article are presented results of study on motivation and development of the methods of the determination of the medical group students on base of the monitoring to physical preparedness. This subject is actual because teacher needs the methodical recommendation on determination of the qualitative composition of students.
Keywords: monitoring, description of layer, qualitative composition of students.
ВВЕДЕНИЕ
Все документы, регламентирующие основные мероприятия по физическому воспитанию населения, содержат положение о необходимости построения тренировочного процесса с учётом здоровья занимающихся. Резкое увеличение числа студентов с ослабленным здоровьем, поставило перед кафедрами физического воспитания сложную задачу организации педагогического процесса. Причем решать эту проблему приходится на фоне общей тенденции ухудшения состояния здоровья выпускников школ и их недостаточной физической подготовленностью [7]. Формирование технологических подходов к педагогически управляемому процессу диагностики и коррекции факторов, лимитирующих двигательную деятельность студентов подготовительной группы, является современной и актуальной задачей исследования.
Цель исследования: повышение эффективности процесса физического воспитания студентов на основе использования специальной технологии комплексной оценки физической подготовленности и определения подготовительной группы в условиях учебного заведения.
Такая целевая направленность исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Разработать специальную технологию определения студентов подготовительной группы в условиях учебного заведения.
2. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность предложенной модели.
Основным критерием, определяющим подготовительную группу может служить средний балл при комплексной оценке физической подготовленности студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение 2007-2011 учебных годов. Начиналось исследование с двух экспериментальных групп с общим количеством студентов - 50 человек. Каждый год количество экспериментальных групп увеличивалось за счёт студентов нового набора. В конце эксперимента в исследованиях приняло участие 245 студентов из 11 учебных групп. Учитывая достаточно большой объем выборки, все представленные численные значения статистически достоверны с уровнем значимости < 0,05 [1].
Входной мониторинг проводится в начале обучения. Упражнения мониторинга, рекомендуются программой по дисциплине Физическая культура Государственного образовательного стандарта [5]. Вид упражнений и их количество утверждается на кафедре
физического воспитания [2].
Показанные результаты переводятся в баллы и вычисляется средний балл. После вычисления среднего балла делается послойное описание учебной группы. Определяется качественный состав, студентов подготовительной группы. Пример диаграммы с послойным описанием одной из экспериментальных групп приведён далее.
1 курс 2 курс 3 курс
□ низкий уровень развития □ слабый уровень развития
□ удовлетворительный уровень развития □ хороший уровень развития
□ отличный уровень развития
Диаграмма. Послойное описание экспериментальной группы за период проведения эксперимента
Из приведённого примера следует, что процентное содержание студентов, не справившихся с зачётными нормативами Госстандарта на «удовлетворительно», составляет 70,6% на первом курсе, на втором курсе - 47,7%, на третьем - 58,9%. Предлагается переводить студентов, имеющих средний балл меньше «2» («зачётный» балл по требованиям Госстандарта) в подготовительную группу, как студентов с отставанием в физическом развитии. Студенты, имеющие средний балл больше «2», относятся к основной группе. В настоящее время, при данном состоянии здоровья современных студентов, которое констатируют медицинские учреждения, наблюдается постоянная миграция студентов из одной группы в другую в течение учебного года. Некоторые студенты несколько раз в год могут переходить из одной группы в другую, с перерывами в занятиях.
Это наглядно демонстрируют диаграмма послойного описания, приведённая выше. На первом курсе 35,3% студентов показали средний балл меньше «2», на втором -17,7%, на третьем - 47,1%. Успешными в эксперименте являются студенты 4-ого и 5-ого слоёв, показавшие средний балл больше «3»и «3,5» (соответственно «хорошо» и «отлично» по требованиям Госстандарта).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ успеваемости студентов экспериментальных групп Технологического института в первом семестре 2010-2011уч/г показал общую неудовлетворительную физическую подготовленность юношей на 2, 3, 4 курсах, на 1 курсе удовлетворительная.
У девушек неудовлетворительная физическая подготовленность была зафиксирована на втором и третьем курсах, на первом и четвёртом - удовлетворительная. Особенно низкие показатели (средний балл < 1) у юношей и девушек в беговых упражнениях: на выносливость (кросс), скоростно-силовых упражнениях (бег-100м). Уровень подготовленности определялся по требованиям программы Госстандарта.
Как следует из таблицы, после проведенного эксперимента, мы получили следующие результаты: по итогам мониторинговых исследований в одиннадцати экспериментальных группах института 57% студентов показали средний балл меньше «2» и 43% выше «2». По условиям эксперимента 57% студентов составляют подготовительную группу, как студенты с отставанием в физическом развитии, 43% - основную группу. Подготовительная группа не всегда определяется наличием болезни и потому уровень физической подготовленности может представлять самостоятельный критерий оценки состояния здоровья. Поэтому выбор предложенного критерия, выраженного средним баллом, является, на наш взгляд, самым оптимальным [6].
Таблица
Качественный состав студентов Технологического института
_____________в I семестре 2010-2011 уч/г., %___________________________
№ экспериментальных групп Качественный состав студентов экспериментальных групп
Количество студентов со средним баллом < 2-х Количество студентов со средним баллом >2-х
1 30,7 69,3
2 36,0 64,0
3 38,7 61,3
4 50,0 50,0
5 56,0 44,0
6 57,8 42,2
7 55,0 45,0
8 71,4 28,6
9 77,5 22,0
10 62,5 37,5
11 77,0 23,0
общий 57,0 43,0
Анализируя статистические данные, приведённые в таблице, можно утверждать, что студентов с отставанием в физическом развитии в учебных группах может быть большинство. Эти студенты не в состоянии выполнять нагрузки на уровне абсолютно здоровых студентов предусмотренных стандартной учебной программой [4].
Выявленные затруднения при выполнении упражнений выступают как эффективное диагностическое средство, определяющее отставание в физическом развитии [3]. Поэтому необходима методика, которая позволит предложить студенту те нагрузки, которые наиболее соответствуют его природным возможностям, а также сделает возможным переход на соответствующую систему оценивания его физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что в учебных группах института состав студентов резко отличается по уровню физической подготовленности.
На основании результатов проведенного исследования, по изучению качественного состава занимающихся нами была рекомендована следующая модель мониторинга физической подготовленности студентов: контрольное тестирование, послойное описание, экспертное заключение, реализация полученных результатов в учебном процессе.
Используя разработанную технологию по определению подготовительной группы в условиях учебного заведения, преподаватели института постоянно получают информацию о физическом состоянии всех обучающихся, и во-избежании несчастных и летальных случаев на занятиях, своевременно переводят обучающихся в подготовительную группу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкин, А.В. Оптимизация процесса психологической реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД в постэкстремальный период // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 3-8.
2. Белянцева, В.Б. Интенсификация учебного процесса по физической подготовке студентов на основе педагогического мониторинга // Педагогические проблемы высшей школы : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Димитров-град, 2010. - С. 24-30.
3. Бучнев, С. С. Психолого-акмеологические детерминанты совершенствования физического воспитания студентов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. - 2010. - № 11 (69). -С. 16-19.
4. Коледа, В. А. Основы мониторинга функционального и физического состояния студентов / В.А. Коледа, В.А. Медведев, В.И. Ярмолинский ; Бел. гос. ун-т. - Минск : Изд-во БГУ, 2005. - 127 с.
5. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». - М. : [б.и.], 2000.
- 12 с.
6. Соколов, Н.Г. Системно-дифференцированный подход и разработка методики оценки эффективности организации и проведения студенческих соревнований по баскетболу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 8791.
7. Щетинина, С.Ю. Адаптация сельских школьников к образовательной студенческой среде города средствами физкультурно-спортивной среды // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 110-114.
Контактная информация: [email protected]
УДК 811.512.145
МОНИТОРИНГ - ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИ РАБОТЕ С КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
Хана Хайдаряновна Сулайманова, учитель,
МОУ «Лицей-интернат №79», г. Набережные Челны
Аннотация
За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля в условиях школьного обучения. В данной статье рассматриваются проблемы совершенствования системы контроля знаний на основе мониторинга, который позволяет повысить уровень знаний и умений учащихся по татарскому языку.
Ключевые слова: традиционные формы, современное средство контроля, тестовый контроль, объективность, педагогический мониторинг.
MONITORING - TOOLKIT AT WORK WITH QUALITY OF TRAINING TO THE
TATAR LANGUAGE Напа Haydaryanovna Sulaimanova, the teacher,
Municipal educational institution «Lyceum a boarding school №79»
Annotation
The efforts to improve the methods and means of control in school have been intensified over the last several years. This article discusses the problems of improving monitoring systems, knowledge-based monitoring that can help understand the level of the Tatar language learners.
Keywords: traditional and modern means of control, test control, fairness, pedagogical monitoring.