Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА'

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вавилов Алексей Михайлович

В статье представлена модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива. Модель представляет собой поликомпонентный системный конструкт, включающий в себя целевой, организационный, дидактический, методический, процессно-сопроводительный и оценочно-диагностический компоненты. Раскрыт комплексный характер научно-методического обеспечения, а также уточнен состав его компонентов и характер взаимосвязи между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTEGRATED SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CAMP COUNSELORS’ TRAINING FOR ORGANIZING ACTIVITIES OF A SHORT-TERM CHILDREN’S COLLECTIVE

The article presents a model of integrated scientific and methodological support of the camp counselors’ training for organizing activities of a short-term children’s collective. The model is a multicomponent system construct that includes task, organizational, didactic, methodological, process-accompanying and evaluative-diagnostic components. The complex nature of scientific and methodological support is revealed, as well as the composition of its components and the nature of the relationship between them are clarified.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233-243

ББК 74.02

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

MODEL OF INTEGRATED SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CAMP COUNSELORS' TRAINING FOR ORGANIZING ACTIVITIES OF A SHORT-TERM CHILDREN'S COLLECTIVE

Вавилов Алексей Михайлович

Начальник Отдела обучения педагогического персонала, Государственное автономное учреждение культуры города Москвы «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «МОСГОРТУР»); аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» E-mail: alekseivav@gmail.com

Vavilov Alexey M.

Head of the Educational Division, Moscow State autonomous institution of culture "Moscow Agency for Recreation and Tourism" ("MOSGORTUR"); PhD postgraduate student at the Department of Pedagogy, Mordovia M. E. Evsevyev State Pedagogical Institute E-mail: alekseivav@gmail.com

Аннотация. В статье представлена модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива. Модель представляет собой поликомпонентный системный конструкт, включающий в себя целевой, организационный, дидактический, методический, процессно-сопроводительный и оценочно-диагностический компоненты. Раскрыт комплексный характер научно-методического

Abstract. The article presents a model of integrated scientific and methodological support of the camp counselors' training for organizing activities of a short-term children's collective. The model is a multicomponent system construct that includes task, organizational, didactic, methodological, process-accompanying and evaluative-diagnostic components. The complex nature of scientific and

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Вавилов А. М., 2022

обеспечения, а также уточнен состав его компонентов и характер взаимосвязи между ними.

methodological support is revealed, as well as the composition of its components and the nature of the relationship between them are clarified.

Ключевые слова: модель комплексного научно-методического обеспечения, системный подход, компетентностный подход, контекстный подход, подготовка вожатых.

Keywords: model of integrated scientific and methodological support, the system approach, the competency-based approach, contextual education, camp counselors' training.

Для цитирования: Вавилов А. М. Модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 233-243. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233243.

Cite as: Vavilov A. M. Model of integrated scientific and methodological support of the camp counselors' training for organizing activities of a short-term children's collective. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 233-243. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-233-243.

Подготовка будущих вожатых к выполнению ими целевой деятельности в детских лагерях является одной из ключевых задач как минимум в обеспечении организаций отдыха детей и их оздоровления квалифицированными кадрами и как максимум - в обеспечении функционирования целостного воспитательного пространства, частью которого является система детского отдыха.

Особенно эта задача становится актуальна на фоне новых вызовов, стоящих перед нашей страной, отразившихся, в частности, в принятии решения о создании Российского движения детей и молодежи. Соответствующий нормативный акт предполагает активное включение в воспитательную деятельность участников-наставников, выполняющих функции вожатых [1].

Однако существующие противоречия в подходах к подготовке будущих вожатых к организации деятельности временного детского коллектива, различные взгляды на целевой и содержательный аспекты подготовки вожатых и отсутствие понимания роли и четких рамок деятельности вожатых в детских лагерях приводит к нарушению связи между подготовкой вожатых и выполнением ими своих функций на практике что, в свою очередь, обуславливает общее снижение потенциала детского лагеря как пространства обучения, воспитания и социализации детей. В данном контексте комплексное научно-методическое обеспечение является необходимым условием качественной подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива.

Цель статьи - представить модель комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива.

Подготовка вожатых ведется преимущественно на базе организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в рамках соответствующих образовательных программ, либо в форме отдельных программ профессионального обучения, а также на безе учебных центров при организациях различной организационно-правовой формы [2, с. 56]. Распространенной также является ситуация, когда процесс подготовки вожатых осуществляется отдельными лицами или объединениями, не имеющими статуса юридического лица, без лицензии на осуществление образовательной деятельности, либо организующими обучение вожатых в рамках образовательных программ, не дающих освоившим их обучающимся права на работу по должности вожатого (например, в случае обучения вожатых по дополнительным общеразвивающим программам).

Все субъекты, организующие подготовку вожатых, имеют свое представление о конечном результате данной подготовки: компонент формируемой компетентности учителя; представитель конкретной организации, организующей детский отдых; работник детского лагеря, реализующий программу детского отдыха в рамках со временем сложившегося в конкретном детском лагере подхода к организации детского отдыха. Общим для всех данных представлений является то, что ни одно из них не рассматривает вожатого как самостоятельную должность или профессию, несмотря на наличие таковой в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [3] и несмотря на наличие утвержденного профессионального стандарта [4]. Данные обстоятельства сложились в результате исторически обусловленного процесса изменения статуса и роли вожатого в системе организации работы с детьми и молодежью.

Принятый профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» по сути является нормативным документом, содержащим компромиссный взгляд на характеристику квалификации вожатого, однако этого достаточно, чтобы взять его за основу для поиска оптимального и наиболее эффективного подхода к организации подготовки вожатых, основой которого является комплексное научно-методическое обеспечение (далее - НМО).

Комплексное НМО представляет собой систему взаимосвязанных средств, процессов, методов, необходимых для успешной подготовки будущих вожатых к организации деятельности временного детского коллектива, имеющую структурное единство и выражается в двух аспектах - научном, являющемся основанием для разработки научно-методического обеспечения, и методическом, характеризующем совокупность способов, методов и приемов организации совместной деятельности участников процесса подготовки [5, с. 29].

Основная характеристика деятельности вожатого вынесена в само название профессионального стандарта - участие в организации деятельности детского коллектива.

Подготовка вожатых к организации деятельности детского коллектива включает в себя, согласно требованиям профессионального стандарта, профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки, а также деятельность по оценке

кандидатов на прохождение обучения и сопровождение деятельности вожатых в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей после прохождения обучения, что обусловлено особенностями правового статуса вожатых и особенностями области их профессиональной деятельности. Таким образом становится очевидным комплексный характер НМО, охватывающего целую группу процессов, действий, явлений [6, с. 446].

Подготовка вожатых имеет ярко выраженную практическую ориентированность, направленность на освоение будущими вожатыми конкретных приемов и способов деятельности, что актуализирует важность поиска решения одной из ключевых задач в подготовке любого специалиста - преодоления противоречия между учебной и профессиональной деятельностью. Необходимость решения данной задачи обусловило выбор в качестве основания для разработки НМО системного, компетентностного и контекстного подходов.

Для отражения связи и взаимозависимости между компонентами комплексного НМО используется метод моделирования [7, с. 168]. Модель представляет собой образ системы-оригинала, воспроизводящий наиболее существенные ее свойства [8, с. 112]. Модель комплексного НМО подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива представлена на рис. 1.

Комплексное НМО имеет многокомпонентный состав и включает в себя целевой, организационный, дидактический, методический, процессно-сопроводительный и диагностический компоненты. Все указанные компоненты взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи друг с другом.

Целевой компонент определяет конечную цель подготовки будущих вожатых к организации деятельности временного детского коллектива, а именно формирование компетенции (компетенций), необходимых вожатому для осуществления профессиональной деятельности в детском лагере. Целевой компонент должен учитывать социальный заказ (в данном случае интересы родителей и детей), интересы работодателей, профессионального сообщества, а также нормативные требования.

Фактический целевой компонент является точкой соприкосновения и балансировки личных потребностей обучающихся и будущих специалистов и общественно-государственных потребностей. Ответственность за достижение конечной цели подготовки будущих вожатых несут в большей степени организации, осуществляющие образовательную деятельность, и профессиональное сообщество организаторов детского отдыха. Устанавливаемые целевые характеристики в конечном итоге станут ориентирами для дальнейшей институционализации вожатской профессии и определения ее места в системе работы с детьми и молодежью.

Организационный компонент обуславливается поставленными целями и отражает деятельность по организации процесса подготовки вожатых.

Организационный компонент комплексного НМО включает в себя:

• кадровое обеспечение - подбор преподавательского состава и состава кураторов групп подготовки. Преподаватели, участвующие в реализации программы подготовки вожатых должны иметь соответствующий уровень образования и

Целевой компонент

Цель подготовки будущих вожатых к организации деятельности временного детского коллектива

Организационный компонент

Дидактический компонент

1

Нормативно-

документационное

обеспечение

1 1

Принципы организации обучения

Методический компонент

Процессно-сопроводительный компонент

Принципы взаимодействия участников процесса подготовки вожатых

Программа совместной деятельности будущих вожатых и представителей профессионального сообщества

Рекомендации по сопровождению деятельности вожатых в период смены

Оценочно-диагностический компонент

I

Результат:

наличие у будущих вожатых целевой компетенции или набора компетенций, обеспечивающих успешность их профессиональной деятельности

Рис. 1. Модель комплексного НМО подготовки вожатых к организации деятельности

временного детского коллектива

квалификации, а также опыт работы в сфере детского отдыха, а кураторы групп должны набираться из действующих вожатых или старших вожатых, не имеющих серьезных замечаний к работе на сменах;

• материально-техническое обеспечение - подбор подходящих помещений для организации процесса подготовки и их техническое оснащение, а также обеспечение процесса подготовки необходимыми расходными материалами;

• нормативно-документационное обеспечение - подготовка проектов необходимых документов по сопровождению движения контингента обучающихся и процесса подготовки вожатых (договоры, приказы, правила, положения, регламенты).

Дидактический компонент представляет собой совокупность методов и средств обучения, форм организации деятельности обучающихся, целью которой является усвоение обучающимися учебного материала и освоение ими предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности. В дидактическом компоненте находит отражение выбранное методологическое основание профессиональной подготовки вожатого.

В данном контексте важно конкретизировать понятие «профессиональная подготовка вожатого». В различных исследованиях понятие «профессиональная подготовка» рассматривается с нескольких точек зрения:

1. Профессиональная подготовка как система, имеющая целью профессиональное становление обучающихся и усвоение ими соответствующих специальности знаний, умений и навыков. Сущность профессиональной подготовки составляет единство форм, методов и содержания обучения. Под профессиональной подготовкой понимается «Совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии» [9, с. 12].

2. Профессиональная подготовка как совокупность знаний, умений и навыков, необходимая для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также достижение «Профессиональности как реализованной способности человека взаимодействовать в мире профессии с учетом норм, требований, которые предъявляет этот профессиональный мир, реализуя при этом субъектность в профессиональном самоопределении» [10, с. 56].

3. Профессиональная подготовка как единство процессного и результативного аспектов системы профессионального образования, где процессный аспект заключается в обеспечении необходимых условий для развития и формирования профессиональных компетенций, а результативный - в достижении требований к подготовке обучающихся, то есть готовности выпускников к актуализации ключевых компетенций в профессиональной деятельности [11, с. 87].

4. Профессиональная подготовка как система управляющих действий, направленная на процесс усвоения обучающимися знаний и способов выполнения действий в конкретной профессиональной области. В широком смысле профессиональная подготовка понимается как освоение обучающимися своей будущей профессиональной среды [12, с. 206].

Анализ подходов к определению понятия «профессиональная подготовка» позволяет сделать вывод о том, что профессиональная подготовка вожатого

является сложным системным понятием, которое может быть рассмотрено как процесс, в который включены внутренние и внешние условия подготовки будущего специалиста, и как результат образовательного процесса [13, с. 118], который в рамках компе-тентностного подхода выражается в наличии у обучающегося целевой компетенции или набора компетенций, обеспечивающих успешность его профессиональной деятельности.

Дидактический компонент базируется на принципах, сформулированных в рамках контекстного и компетентностного подходов [14, с. 28-29]:

• учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

• научность и практикоориентированность содержания образования;

• единство обучения и воспитания в образовательном процессе;

• обеспечение личностно-смысловой включенности обучающихся в образовательную деятельность;

• учет потребностей профессионального сообщества;

• целостность и системность процесса подготовки.

Методический компонент комплексного НМО является практическим воплощением дидактического компонента в процессе профессиональной подготовки вожатых и представляет собой совокупность взаимосвязанных приемов и форм организации деятельности участников процесса профессиональной подготовки вожатых, обусловленных задачами усвоения конкретных разделов, модулей и тем программы профессиональной подготовки. Иными словами, методический компонент характеризует деятельность преподавателей по отбору содержания учебного материала, поиску форм его передачи, организации процесса усвоения материала обучающимися, отбор адекватных форм контроля деятельности обучающихся, а также деятельность обучающихся по восприятию, анализу, переработке и усвоению содержания предметного и социального контекста своей будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, методический компонент подразумевает наличие учебно-методического комплекса, методических разработок и рекомендаций, необходимых преподавателям для эффективной организации образовательного процесса и достижения максимальных образовательных результатов.

Методический компонент включает в себя также педагогические условия, наличие которых будет обусловливать достижение целевых результатов подготовки вожатых:

• содержание профессиональной деятельности будущих вожатых последовательно моделируется и воспроизводится в процессе подготовки;

• методы и приемы, используемые в процессе подготовки вожатых, воспроизводят (дублируют) методы и приемы, которые будут использовать обучающиеся в своей будущей вожатской деятельности;

• каждый обучающийся в процессе подготовки должен выступить в роли организатора той или иной активности или события (игры, дела, мероприятия);

• освоение технологического и социального аспектов вожатской деятельности осуществляется в процессе непосредственного общения и совместной деятельности участников процесса подготовки будущих вожатых [14, с. 29-30].

Процессно-сопроводительный компонент характеризует включение будущих вожатых во взаимодействие с представителями профессионального сообщества (кураторы групп подготовки, опытные вожатые, старшие вожатые, руководители смен и другие организаторы детского отдыха) для освоения социального контекста будущей профессиональной деятельности. Данный компонент предполагает наличие программы совместной деятельности будущих вожатых с различными представителями профессионального сообщества в рамках различных мероприятий, событий, неформальных встреч и т. п. Кроме того, рассматриваемый компонент содержит рекомендации для административно-педагогического состава (руководителей смен, старших вожатых) детского лагеря по сопровождению деятельности вожатых в течение лагерных смен, так как процесс становления вожатого как специалиста происходит не только во время непосредственно профессиональной подготовки, но и в ходе выполнения трудовых обязанностей в детском лагере.

Реализация процессно-сопроводительного компонента основана на принципах взаимодействия всех участников процесса подготовки вожатых (распределения ролей, равноправия и уважения, выбора оптимальных форм общения, воспитания примером).

Особенность оценочно-диагностического компонента заключается в том, что он характеризует не только оценку достигнутых образовательных результатов процесса профессиональной подготовки будущих вожатых, но и оценку кандидатов на обучение, оценку кандидатов для работы в детском лагере по итогам обучения, а также оценку работы вожатых по итогам каждой лагерной смены.

Система оценки вожатых включает в себя несколько этапов:

1-й этап - при зачислении на обучение, цель этапа - оценить готовность к обучению и первичный уровень компетенций; позволяет преподавателю и куратору индивидуализировать работу с будущим вожатым в процессе профессиональной подготовки.

2-й этап - по итогам обучения, цель этапа - оценить достигнутые образовательные результаты вожатого по итогам освоения программы профессиональной подготовки; позволяет определить готовность и способность вожатого к выполнению обязанностей в детском лагере.

3-й этап - при трудоустройстве, цель этапа - определить оптимальные условия для работы в соответствии с характеристиками вожатого; позволяет корректно распределить вожатых для работы в лагерях в зависимости от возрастной категории детей, их социального статуса и состояния здоровья.

4-й этап - по итогам отработанной смены в детском лагере, цель этапа - оценить уровень характеристик вожатого по итогам работы на смене и определить перспективы его дальнейшей работы; позволяет определить дальнейшую траекторию профессионального совершенствования вожатого и перспективы его дальнейшего сотрудничества с работодателем.

Каждый из этапов оценки направлен как на достижение своей локальной цели, так и на определение степени эффективности предыдущих этапов и корректировки их содержания в случае необходимости. Система оценки в целом позволяет простроить последовательную работу с будущими вожатыми и обеспечить совершенствование процесса подготовки.

Оценочно-диагностический компонент предполагает создание адекватного инструментария для достижения цели каждого этапа оценки.

Реализация представленной модели комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива учитывает многогранный характер деятельности вожатого в организациях отдыха детей и их оздоровления и придает целостный характер их подготовке, а также способствует эффективному поиску, накоплению, распространению и внедрению актуальных знаний и передового опыта в сфере организации детского отдыха, что в конечном итоге положительным образом скажется на выполнении будущими вожатыми своей целевой деятельности в рамках детского лагеря.

Список литературы

1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025 (дата обращения: 07.08.2022).

2. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. К вопросу о подготовке вожатских кадров для организации отдыха детей и их оздоровления // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 54-62.

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарег. в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638) // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ (дата обращения: 07.08.2022).

4. Приказ Минтруда России от 25.12.2018 № 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201901180006 (дата обращения: 07.08.2022).

5. Вавилов А. М., Неборский Е. В. Сущность и содержание комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 3 (47). С. 26-35.

6. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов; РАН, Ин-т лингвист. исслед. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бакулина М. С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168-173.

8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

9. Тутолмин А. В. Профессионализация бакалавра начального образования: моногр. М: Изд. дом Академии Естествознания, 2016. 139 с.

10. Дроботенко Ю. Б. Аспектный анализ понятия профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 12. С. 53-72.

11. Козлов О. А. Профессиональная подготовка: принципы, функции и закономерности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 86-89.

12. Войко Р. А. Содержание понятия «профессиональная подготовка педагога» в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-3. С. 204-207.

13. Кузьминова А. Н. Научные подходы к профессиональной подготовке востребованных специалистов в области образования // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 113-120.

14. Вавилов А. М. Педагогические условия подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Актуальные проблемы профессионального образования: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «58-е Ев-севьевские чтения» (г. Саранск, 25-26 апреля 2022 г.) / редкол.: М. В. Антонова, Т. И. Шукшина (отв. ред.), Ж. А. Каско, В. И. Лаптун; Мордовский гос. пед. ун-т. Саранск: РИЦ МГПУ, 2022. С. 26-35. 1 электрон. опт. диск. Текст: электронный.

References

1. Federalnyy zakon ot 14.07.2022 No. 261-FZ "O rossiyskom dvizhenii detey i molodezhi". In: Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii. Available at: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202207140025 (accessed: 07.08.2022).

2. Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu., Shalamova L. F. K voprosu o podgotovke vozhatskikh kadrov dlya organizatsii otdykha detey i ikh ozdorovleniya. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2018, No. 3, pp. 54-62.

3. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF ot 26.08.2010 No. 761n "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel "Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya" (zareg. v Minyuste RF 06.10.2010 № 18638). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_105703/ (accessed: 07.08.2022).

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 25.12.2018 No. 840n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Spetsialist, uchastvuyushchiy v organizatsii deyatelnosti detskogo kollektiva (vozhatyy)". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201901180006 (accessed: 07.08.2022).

5. Vavilov A. M., Neborskiy E. V. Sushchnost i soderzhanie kompleksnogo nauchno-metodicheskogo obespecheniya podgotovki vozhatykh k organizatsii deyatelnosti vremennogo detskogo kollektiva. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2021, Vol. 12, No. 3 (47), pp. 26-35.

6. Kuznetsov S. A. (ed.) Bolshoy tolkovyy slovar russkogo yazyka. St. Petersburg: Norint, 2000. 1536 p.

7. Bakulina M. S. Sistemnyy i kompleksnyy podkhody: skhodstvo i razlichie. Vestn. Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astafyeva. 2011, No. 2, pp. 168-173.

8. Novikov A. M. Pedagogika: slovarsistemy osnovnykh ponyatiy. Moscow: Izd. tsentr IET, 2013. 268 p.

9. Tutolmin A. V. Professionalizatsiya bakalavra nachalnogo obrazovaniya: monogr. Moscow: Izd. dom Akademii Estestvoznaniya, 2016. 139 p.

10. Drobotenko Yu. B. Aspektnyy analiz ponyatiya professionalnoy podgotovki v pedagogicheskom vuze. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2015, No. 12, pp. 53-72.

11. Kozlov O. A. Professionalnaya podgotovka: printsipy, funktsii i zakonomernosti. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017, No. 4, pp. 86-89.

12. Voyko R. A. Soderzhanie ponyatiya "professionalnaya podgotovka pedagoga" v vysshey shkole. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2010, No. 11-3, pp. 204-207.

13. Kuzminova A. N. Nauchnye podkhody k professionalnoy podgotovke vostrebovannykh spetsialistov v oblasti obrazovaniya. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2018, No. 1, pp. 113-120.

14. Vavilov A. M. Pedagogicheskie usloviya podgotovki vozhatykh k organizatsii deyatelnosti vremennogo detskogo kollektiva. In: Antonova M. V., Shukshina T. I., Kasko Zh. A., Laptun V. I. (eds.) Aktualnye problemy professionalnogo obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference "58-e Evsevyevskie chteniya" (Saransk, 25-26 Apr 2022). Saransk: RITs MGPU, 2022. Pp. 26-35. 1 CD-ROM.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 The article was received on 15.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.