Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОМОЩНИКОВ ВОЖАТЫХ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОМОЩНИКОВ ВОЖАТЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩНИК ВОЖАТОГО / ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Проанализировано понятие «личностно-профессиональная готовность». Статья посвящена проблематике подготовки вожатых - будущих педагогов, способных помочь ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Цель работы - выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого. Представлены результаты исследования и опыт апробации программы, в рамках которой происходит не только формирование интереса к профессии педагога, но и развитие необходимых компетенций. Авторский подход к содержанию программы заключается в использовании инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские, профессиональные пробы, дистанционное взаимодействие и др. В исследовании использовались теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых (20 человек) в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных, пришкольных лагерях; обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY OF COUNCELLOR ASSISTANTS

The question of the development of personal and professional readiness for pedagogical activity among counselors’ assistants is considered. The concept of “personal and professional readiness” is analyzed. The article is devoted to the problem of training counselors - future teachers who can help the child enter the new digital world and not lose their individuality. Its purpose is to identify the features of the development of personal and professional readiness for pedagogical activity among counselor assistants, to develop and test a program aimed at developing personal and professional readiness for pedagogical activity among counselor assistants. The results of the study and the experience of testing the program are presented, within the framework of which not only the formation of interest in the teaching profession, but also the development of the necessary competencies takes place. The author’s approach to the content of the program is to use innovative technologies: an interactive seminar, business games, classes with elements of training, art therapy, parables, project sessions, workshops, professional tests, remote interaction, etc. The study used theoretical, empirical methods and methods data processing. The study was conducted on the basis of the children’s public association “Young Aleksin” in Aleksin, Tula region. The study involved assistant counselors in the amount of 20 people aged 15 to 17 years. The results of the study can be used in the preparation of counselors for work in children’s healthimproving, school camps; students who are interested in teaching activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОМОЩНИКОВ ВОЖАТЫХ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 4 (44). С. 172-180 Pedagogical Review. 2022, vol. 4 (44), pp. 172-180

Научная статья УДК 159 . 9

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-4-172-180

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПОМОЩНИКОВ ВОЖАТЫХ

Елена Викторовна Декина1, Ксения Сергеевна Шалагинова2

12 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

1 kmppedagogika@yandex.ru

2 shalaginvaksenija99@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Проанализировано понятие «личностно-профессиональная готовность». Статья посвящена проблематике подготовки вожатых - будущих педагогов, способных помочь ребенку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Цель работы - выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого. Представлены результаты исследования и опыт апробации программы, в рамках которой происходит не только формирование интереса к профессии педагога, но и развитие необходимых компетенций. Авторский подход к содержанию программы заключается в использовании инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские, профессиональные пробы, дистанционное взаимодействие и др. В исследовании использовались теоретические, эмпирические методы и методы обработки данных. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых (20 человек) в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных, пришкольных лагерях; обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности.

Ключевые слова: помощник вожатого, профессия педагога, детский оздоровительный лагерь, личностно-профессиональная готовность, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, программа подготовки

Для цитирования: Декина Е. В., Шалагинова К. С. Особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 172-180. https:// doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-172-180

Original article

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY OF COUNCELLOR ASSISTANTS

Elena V. Dekina1, Kseniya S. Shalaginova2

12 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russian Federation

1 kmppedagogika@yandex.ru

2 shalaginvaksenija99@yandex.ru

Abstract

The question of the development of personal and professional readiness for pedagogical activity among counselors' assistants is considered. The concept of "personal and professional readiness" is

© Е. В. Декина, К. С. Шалагинова, 2022

analyzed. The article is devoted to the problem of training counselors - future teachers who can help the child enter the new digital world and not lose their individuality. Its purpose is to identify the features of the development of personal and professional readiness for pedagogical activity among counselor assistants, to develop and test a program aimed at developing personal and professional readiness for pedagogical activity among counselor assistants. The results of the study and the experience of testing the program are presented, within the framework of which not only the formation of interest in the teaching profession, but also the development of the necessary competencies takes place. The author's approach to the content of the program is to use innovative technologies: an interactive seminar, business games, classes with elements of training, art therapy, parables, project sessions, workshops, professional tests, remote interaction, etc. The study used theoretical, empirical methods and methods data processing. The study was conducted on the basis of the children's public association "Young Aleksin" in Aleksin, Tula region. The study involved assistant counselors in the amount of 20 people aged 15 to 17 years. The results of the study can be used in the preparation of counselors for work in children's health-improving, school camps; students who are interested in teaching activities.

Keywords: counselor's assistant, teacher S profession, children S health camp, personal and professional readiness, pedagogical activity, professional self-determination, training program

For citation: Dekina E. V., Shalaginova K. S. Peculiarities of the development of personal and professional readiness for pedagogical activity of councellor assistants [Osobennosti razvitiya lichnostno-professional'noy gotovnosti k pedagogicheskoy deyatel'nosti u pomoshchnikov vozhatykh]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 4 (44), pp. 172-180. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-4-172-180

В настоящее время при выстраивании личностно-профессиональной траектории старшеклассникам необходимо ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире профессий, подбирать будущую профессиональную деятельность с учетом индивидуально-личностных особенностей, при этом многие выпускники при выборе направления подготовки опираются на предметы, которые сдают на ЕГЭ, профессиональные склонности и способности не всегда коррелируют с успешным освоением школьных предметов [1]. А. М. Мишкевич указывает на взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников [2].

Популяризация профессии педагога актуализирует вопрос поиска содержания и форм работы со старшеклассниками. Психолого-педагогической наукой и образовательной практикой созданы предпосылки для обеспечения процесса развития готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии как важного компонента профессионального самоопределения выпускников школы. Новые модели подготовки старшеклассников реализуются через открытие психолого-педагогических классов, признаками которых являются избирательный принцип комплектования учащихся, включение предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности, активное освоение школьниками педагогических технологий, взаимодействие с организациями образования и др. [3]. А. Д. Копытов, Т. Б. Черепанова отмечают, что формирование готовности у будущего педагога к инновационной деятельности выступает важной составляющей в профессиограмме современного педагога [4]. Е. М. Харланова, Н. А. Соколова, С. В. Рослякова обращают внимание на конфликтологическую подготовку будущих педагогов [5]. Е. И. Исаев подчеркивает способность педагога решать задачи общего развития детей педагогическими средствами [6].

Личностно-профессиональная готовность к педагогической деятельности рассматривается как сложное структурное образование, включающее профессионально значимые качества, определенную совокупность знаний, умений, навыков и способность их применения на практике. Формирование личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности в старших классах является задачей, которая требует практического решения.

Детский оздоровительный лагерь является уникальной средой для разностороннего развития ребенка, самореализации, пробы себя в будущей профессии. А. А. Сайфина рассматривает вожатст-

во как первую ступень профессиональной подготовки педагогов [7]. Детские оздоровительные лагеря ставят задачу совершенствования и развития детей: интеллектуальное, нравственное, физическое, творческое; организация свободного времени; формирование культуры и здорового образа жизни и т. д. [8]. Подходы к подготовке вожатых постоянно совершенствуются в связи с меняющимися условиями, учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вожатый, играя в воспитании подрастающего поколения особую роль, берет на себя выполнение таких педагогических функций, как коммуникационная, организационная, проектировочная, диагностическая, рефлексивная и т. д. Помощники вожатого - учащиеся в возрасте 14-17 лет, которые демонстрируют успехи в конкретном виде деятельности, проявляют лидерские качества, организаторские и коммуникативные способности. Деятельность помощника вожатого организуется для того, чтобы помочь педагогам в период их работы в оздоровительных лагерях, где им предстоит попробовать свои силы в работе с детьми и приобрести начальные навыки педагогической работы. Успешная деятельность помощника вожатого зависит от его индивидуально-личностных характеристик (коммуникативные и организаторские способности, лидерский потенциал, креативное мышление, умение понять ребенка, предотвратить конфликтую ситуацию, сплотить детский коллектив и др.), наличия опыта работы, ситуаций успеха и др. Развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых происходит в процессе взаимодействия с вожатым и детьми. Данный процесс направлен на развитие положительного отношения к педагогической деятельности у помощников вожатых, самосовершенствование и саморазвитие, выявление и поддержку талантливых детей школьного возраста. Актуальным становится проектирование модели развития личностно-профессиональ-ной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, включающей функциональный, целевой, содержательный, диагностико-результативный компоненты [9].

В настоящее время меняются цели, содержание и методы воспитательно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях, она становится все более личностно ориентированной, направленной на развитие ребенка на основе его индивидуальных особенностей и учета специфики среды его жизнедеятельности. Осуществляется активное внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс детского лагеря для индивидуально-личностного, творческого развития детей. Качество подготовки вожатых к воспитательно-оздоровительной работе во многом определяет эффективность летнего отдыха детей [10]. Уделяется внимание комплексному научно-методическому обеспечению подготовки вожатых [11], проектированию модели воспитывающей среды в организациях отдыха детей и их оздоровления [12], профессиограммы вожатого [13], развитию практических навыков у вожатых [14]. Подготовка вожатых в настоящее время является актуальной психолого-педагогической задачей [15].

Цель иследования - выявить особенности развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых, разработать и апробировать программу, направленную на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатого.

Для изучения особенностей развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых использовался следующий диагностический инструментарий: анкета, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), тест «Уровень общительности» (В. Ф. Ряховский), методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников), методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. Бойко), методика Г. Дэвиса «Определение творческих способностей». Для оценки эффективности проведенного исследования нами использован /-критерий Стьюдента. Исследование проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексина Тульской области. В исследовании приняли участие помощники вожатых в количестве 20 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

Программа, направленная на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности с использованием инновационных технологий, включала интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, притч, проектные сессии, мастерские и др. Цель программы направлена на выявление и поддержку обучающихся, имеющих интерес к педагогической деятельности и формирование у них готовности к профессиональному самоопределению; интеграцию педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество в рамках детского оздоровительного лагеря. Программа включала следующие темы: «Вожатый сегодня - будущий педагог завтра», «История вожатского дела», «Психологические особенности детей», «Командообразование в работе вожатого», «Проектирование КТД», «Лидерство и общение» и др. Например, тема «Вожатый сегодня - будущий педагог завтра» состояла из лекции «Роль вожатого в детском оздоровительном лагере», дискуссии «Кодекс вожатого», творческого задания «Портрет современного вожатого» и др. Тема «Педагог в будущем или будущее в педагоге» включала круглый стол «Какой он, современный педагог?», творческое задание по микрогруппам «Тематический день», упражнение «Чемодан вожатого». Помощники вожатого вели дневник, участвовали в профессиональных пробах «Один день из смены вожатого», конкурсе «Формула успеха вожатого». Одно из назначений программы состоит в знакомстве с педагогической профессией, познанием и развитием своих психологических качеств, определением собственной линии профессионального самообразования. Происходит знакомство с опытом в области педагогики, психологии, 1Т-технологий и т. д. Предполагается привлечение вожатых к участию в олимпиадах по психологии и педагогике, конкурсах вожатых. В рамках обучения по программе и дальнейшей работы в детском оздоровительном лагере планируется использование индивидуального маршрута помощника вожатого.

Приведем сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах исследования. Анализ результатов исследования по методике «Уровень общительности» (В. Ф. Ряхов-ский) позволяет говорить о наметившейся тенденции к повышению уровня общительности в выборке. Если на констатирующем этапе в группе с уровнем общительности выше среднего было всего 10 % респондентов, то на контрольном этапе - 40 % (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Уровень общительности» (В. Ф. Ряховский) на констатирующем и контрольном этапах исследования

Этап исследования Уровень общительности / количество респондентов, %

Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Констатирующий 35 55 10 0

Контрольный 0 50 40 10

Расчет ¿-критерия Стьюдента по методике «Уровень общительности» (В. Ф. Ряховский) показал, что полученное эмпирическое значение ^ - 9,3 - находится в зоне значимости, следовательно, проведенная развивающая программа показала свою эффективность.

Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) на констатирующем и контрольном этапах позволяет утверждать, что после реализации программы помощники вожатых ведут себя более уверенно в новой обстановке, готовы расширять круг общения, с легкостью вовлекаются в общественную деятельность, помогают другим, проявляют инициативу. Так, например, высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей на контрольном этапе показали 40 % помощников вожатых (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) на констатирующем

и контрольном этапах исследования

Этап исследования Уровень коммуникативных и организаторских склонностей / количество респондентов, %

Низкий Средний Высокий

Констатирующий 15 80 5

Контрольный 0 60 40

Эффективность программы, направленной на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности, подтверждается значением /-критерия Стьюдента - 4,1, находящемся в зоне значимости.

По методике «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) отмечен рост числа респондентов с высоким уровнем лидерских способностей у помощников вожатых с 5 до 15 % и средней степенью выраженности с 60 до 70 % соответственно на констатирующем и контрольном этапах. В выборке отмечен рост числа молодых людей, которым свойственна инициативность, быстрая адаптация в новом коллективе, готовность и способность принимать самостоятельные решения, отстаивать свою точку зрения, умение ориентироваться в сложных ситуациях (рис. 1).

60%60%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

35%

25%

Констатирующий этап Контрольный этап

15%

5%

Низкий Средний Высокий

Рис . 1. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е . Жариков, Е . Крушельников) на констатирующем и контрольном этапах

Расчет /-критерия Стьюдента, его значение, равное 5,2, позволяет сделать вывод об эффективности апробированной программы.

После проведения занятий программы по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. Бойко) наметилась тенденция к повышению уровня эмпатии у помощников вожатых. Если на констатирующем этапе в группе с высоким уровнем эмпатических способностей выявлено 25 % респондентов, то на контрольном этапе 40 % опрошенных, участвующих в исследовании, характеризуются способностью к сопереживанию окружающим, умением прощать обиды, высокой степенью великодушия (рис. 2). Г-критерий Стьюдента имеет значение 5,5, что позволяет сделать вывод об эффективности формующего этапа исследования.

В ходе интерпретации методики Г. Дэвиса «Определение творческих способностей» установлен рост на 20 % числа респондентов с высоким уровнем творчества, увеличение количества опро-

шенных, демонстрирующих умение использовать воображение и креативность в своей деятельности, работать не по шаблону, а творчески, включать фантазию. Помощники вожатых с высоким уровнем творческих способностей инициативны, самостоятельны, им присуща хорошая наблюдательность (рис. 3). Как и при оценке эффективности по предыдущим методикам, использован ¿-кри-терий Стьюдента, значение которого получилось равным 7, что позволяет говорить об эффективности проведенной программы.

Средний

Рис . 2 . Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В . Бойко) на констатирующем и контрольном этапах

60%

60% 1 50% 40% 30% 20% 10% 0%

0%

%

55%

45%

'Констатирующий этап 1 Контрольный этап

Низкий Средний Высокий

Рис . 3 . Сравнительный анализ результатов исследования по методике Г . Дэвиса «Определение творческих способностей» на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по каждой из методик позволяет сделать вывод об эффективности программы подготовки помощников вожатых, направленной на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности с использованием инновационных технологий. Так, если на констатирующем этапе в группе с высоким уровнем общительности не было ни одного респондента, то на контрольном этапе их стало 40 %. Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, эмпатических способностей на контрольном этапе выявлен у 40 % помощников вожатых, 15 % опрошенных показали высокий и 70 % - средний уровень развития лидерских качеств, 45 % - высокий уровень

развития творческих способностей. Качество подготовки вожатых положительно скажется на детском отдыхе, воспитательной работе с детьми и молодежью.

Для эффективного развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых были предложены следующие рекомендации:

1. Развивающая работа с целью подготовки к будущей профессии помощника вожатого должна строиться на нормах и законах психического развития старшего школьника. Для этого необходимо учесть, что ведущим видом деятельности будущего вожатого является учебно-профессиональная (освоение элементов проектной, научно-исследовательской деятельности, опыта взаимодействия в цифровой среде, включение в сетевые научно-исследовательские проекты).

2. Для полноценной педагогической деятельности будущему вожатому необходимо развивать такие качества, как коммуникативность, общительность, организаторские склонности, творческие и креативные способности, стремление к сопереживанию, умение быть лидером. Например, повышая уровень общительности, помощники вожатых сумеют легче преодолевать возникающие в процессе общения сложности, повысят коммуникативную культуру и смогут лучше понять ребенка. Для формирования коммуникативной компетенции у помощников вожатого можно провести занятия «Особенности педагогического общения в пространстве детского оздоровительного лагеря», «Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого», игры на развитие коммуникативных качеств. Для развития творческих способностей помощника вожатого свою эффективность показали интерактивные семинары: «Вожатская песня», «Актерское мастерство», творческое задание «Создание отрядного уголка» и др.

3. Развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых представляет собой целостный педагогический процесс, в котором взаимодействует педагог и будущий вожатый. Данный процесс направлен на формирование положительного отношения к педагогической деятельности у помощника вожатого. Помощь в профессиональном самоопределении помощника вожатого, определение педагогического стиля и имиджа будущего вожатого является весьма важным компонентом для формирования личностно-профессиональной готовности. В этом направлении можно привести примеры следующих занятий: «Кодекс вожатого», творческие задания: «Конкурс на лучший девиз, название отряда детского лагеря», «Портрет вожатого», «Есть такая профессия - педагог» и др.

4. Формирование будущего педагога возможно только в реальной обстановке детского лагеря, в том числе при моделировании отрядной деятельности при непосредственном взаимодействии с детской группой. Для этого необходимо познакомить помощников вожатых со структурой лагерной смены, организацией режимных моментов, формами и технологиями работы вожатого и т. д.

Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальной работы, были определены следующие особенности, которые обеспечивают процесс развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых: учет психолого-педагогических особенностей помощников вожатых; психолого-педагогическая поддержка развития личностно-профессиональной готовности помощников вожатых; включение помощников вожатых в реальные ситуации проявления педагогической деятельности в рамках детского оздоровительного лагеря. Перспективным направлением развития данной темы является взаимодействие образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей, самих обучающихся - помощников вожатых через тематические смены, конкурсы, профессиональные пробы, развитие наставничества в педагогической деятельности.

Список литературы

1. Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 124-137. doi: 10.25629/НС.2022.01.13

2. Мишкевич А. М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 101-116. doi: 10.17759/psyedu.2021130107

3. Организация деятельности психолого-педагогических классов. М.: Академия Минпросвещения России, 2021. С. 11-12.

4. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 1 (41). С. 44-50. doi: 10.23951/2307-6127-2022-1-44-50

5. Харланова Е. М., Соколова Н. А., Рослякова С. В. Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки будущих педагогов: проактивное моделирование // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 102-121. doi: 10.32744/pse.2020.5.7

6. Исаев Е. И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. С. 174-187.

7. Сайфина А. А. Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов // Народное образование. 2019. № 2 (1473). С. 75-80.

8. Кто куда, а мы - в отряд / авт.-сост. З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 201 с.

9. Чадалина Н. С., Декина Е. В. Развитие интереса к педагогической деятельности у помощников вожатых в условиях детского оздоровительного лагеря // Научный потенциал. 2021. № 3 (34). С. 26-29.

10. Учебник для вожатого / авт.-сост. М. П. Кулаченко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 254 с.

11. Вавилов А. М., Неборский Е. В. Сущность и содержание комплексного научно-методического обеспечения подготовки вожатых к организации деятельности временного детского коллектива // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 3. С. 26-35.

12. Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю., Шаламова Л. Ф. Основные аспекты организации подготовки вожат-ских кадров для детских оздоровительных лагерей // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики: сборник статей / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. М.: МИГУ, 2018. С. 17-22.

13. Мазниченко М. А. Профессиограмма вожатого // Народное образование. 2012. № 3 (1416). С. 138-144.

14. Linda A. Reddy Group play interventions for children: strategies for teaching prosocial skills. American psychological association. Washington, DC: 20002, 2012. 295 p.

15. Линкер Г. Р., Кругликова Г. Г., Кантеева Е. А. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki. com/PDF/17PDMN220.pdf (дата обращения: 14.03.2022).

References

1. Kandybovich S. L., Razina T. V. Professional'naya oriyentatsiya i professional'nyy otbor v vuzy na sovremennom etape [Vocational orientation and professional selection to universities at the present time]. Chelovecheskiy kapital - Human capital, 2022, no. 1 (157), pp. 124-137. doi: 10.25629/HC.2022.01.13 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Mishkevich A. M. Vzaimosvyaz' lichnostnykh osobennostey i uchebnoy uspevaemosti starsheklassnikov [The correlation of personal characteristics and academic performance of high school students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological-Educational Studies, 2021, vol. 13, no. 1, pp. 101-116. doi:10.17759/ psyedu.2021130107 (in Russian).

3. Organizatsiya deyatel'nosti psikhologo-pedagogicheskikh klassov [Organization of the activities of psychological and pedagogical classes]. Moscow, Academy of the Ministry of Education of Russia Publ., 2021. 392 p. (in Russian).

4. Kopytov A. D., Cherepanova T. B. Formirovaniye gotovnosti budushchikh pedagogov k innovatsionnoy deyatel'nosti [Development of future teachers' readiness to innovative activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2022, vol. 1 (41), pp. 44-50. doi:10.23951/2307-6127-2022-1-44-50 (in Russian).

5. Kharlanova E. M., Sokolova N. A., Roslyakova S. V. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye konfliktologicheskoy podgotovki budushchikh pedagogov: proaktivnoye modelirovaniye [Methodological framework of conflict resolution training of future teachers: proactive modeling]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2020, no. 5 (47), pp. 102-121. doi 10.32744/pse.2020.5.7 (in Russian).

6. Isaeyv E. I. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Yurait Publ., 2012. 347 p. (in Russian).

7. Sayfina A. A. Vozhatstvo kak pervaya stupen' professional'noy podgotovki pedagogov [Leadership as the first stage training teachers]. Narodnoye obrazovaniye, 2019, no. 2 (1473), pp. 75-80 (in Russian).

8. Kto kuda, a my - v otryad [Every which way, and we are to the detachment]. Compiled by Z. N. Kalinina, E. V. Dekina, S. V. Sinus. Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 2018, 201 p. (in Russian).

9. Chadalina N. S., Dekina E. V Razvitiye interesa k pedagogicheskoy deyatel'nosti u pomoshchnikov vozhatykh v usloviyakh detskogo ozdorovitel'nogo lagerya [Development of interest to pedagogical activity among camp counselor assistants in the context of children's health camp]. Nauchnyy potentsial - Scientific potential, 2021, no. 3 (34), pp. 26-29 (in Russian).

10. Uchebnik dlya vozhatogo [Camp counselor's manual].Compiled by M. P. Kulachenko. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008. 254 p. (in Russian).

11. Vavilov A. M., Neborskiy E. V Sushchnost' i soderzhaniye kompleksnogo nauchno-metodicheskogo obespecheniy podgotovki vozhatykh k organizatsii deyatel'nosti vremennogo detskogo kollektiva [The essence and content of the complex scientific and methodological support for the preparation of counselors for the organization of the activities of a temporary children's team]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye, 2021, vol. 12, no. 3, pp. 26-35 (in Russian).

12. Vladimirova T. N., Leskonog N. Yu., Shalamova L. F. Osnovnyye aspekty organizatsii podgotovki vozhatskikh kadrov dlya detskikh ozdorovitel'nykh lagerey [The main aspects of the organization of camp counselors' training for children's health camps]. Modeli sozdaniya vospityvayushchey sredy v obrazovatel'nykh organizatsiyakh, organizatsiyakh otdykha detey i ikh ozdorovleniya: nauka, tekhnologii, praktiki: sbornik statey [Models of creating an educational environment in educational organizations, organizations of children's leisure and recovery: science, technologies, practices: collection of articles]. Edited by T. N. Vladimirova, N. Yu. Leskonog, L. F. Shalamova. Moscow, MSPU Publ., 2018. Pp. 17-22 (in Russian).

13. Maznichenko M. A. Professiogramma vozhatogo [Camp counselor's professiogram]. Narodnoye obrazovaniye -National Education, 2012, no. 3 (1416), 138-144 (in Russian).

14. Linda A. Reddy Group play interventions for children: strategies for teaching prosocial skills. American psychological association. Washington, DC, 2002, 2012, 295 p.

15. Linker G. R., Kruglikova G. G., Kanteyeva E. A. Sovremennyye aspekty podgotovki budushchikh pedagogov k organizatsii letnego otdykha detey [Modern aspects of future teachers training for the organization of children summer holidays]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya - World of Science. Pedagogy and psychology, 2020, no. 2 (in Russian). URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN220.pdf (accessed 14 March 2022).

Информация об авторах

Декина Е. В., кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Шалагинова К. С., кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026). E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Information about the authors

Dekina E. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Tula State Pedagogical University L. N. Tolstoy (pr. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026). E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Shalaginova K. S., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Tula State Pedagogical University L. N. Tolstoy (pr. Lenina, 125, Tula, Russian Federation, 300026). E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; принята к публикации 01.07.2022 The article was submitted 21.03.2022; accepted for publication 01.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.