Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Мотивационная сфера педагога, ценность и смысл профессиональной деятельности - это мощный фактор, который определяет профессиональное развитие, задает его содержание, направленность, интенсивность и закономерности использования личностного потенциала. Цели исследования: выявить у педагогов дополнительного образования уровень развития мотивации к инновационной деятельности, спроектировать психолого-педагогическую программу по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития инновационной системы дополнительного образования детей, мотивационной сферы педагога. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тулы. В исследовании приняли участие педагоги дополнительного образования в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала следующие методики: шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С. Ю. Степанов), диагностика самоактуализации личности (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина), диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов), оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Разработанная психолого-педагогическая программа направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления и др. Разработанная программа включает следующие формы работы: семинарские занятия, занятия с элементами тренинга, проектирования, конкурс, творческие задания и другие, опирается на принципы научности, системности, доступности, активности и сознательности. В рамках программы педагоги дополнительного образования овладевают педагогическими приемами развития мотивации к инновационной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при организации психолого-педагогического сопровождения педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR INNOVATIVE ACTIVITY AMONG TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

The relevance of the problem under study is connected with the study of the peculiarities of the development of motivation for innovative activity among teachers of additional education. The motivational sphere of a teacher, the value and meaning of professional activity is a powerful factor that determines professional development, sets its content, direction, intensity and patterns of using personal potential. The purpose of the study: to identify the level of development of motivation for innovative activity among teachers of additional education, to design a psychological and pedagogical program for the development of motivation for innovative activity among teachers of additional education. The theoretical and methodological basis of the study was the work of domestic and foreign scientists in the field of developing an innovative system of additional education for children, the motivational sphere of a teacher. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the municipal budgetary institution of additional education "Center for Children's Creativity" in Tula. The study involved 20 teachers of additional education. The diagnostic program included the following methods: a scale of readiness for creative and innovative activity (S.Yu. Stepanov), diagnostics of personal self-actualization (A.V. Lazukin’s method adapted by N.F. Kalin), diagnostics of group motivation (I.D. Ladanov), assessing the readiness of a teacher to participate in innovative activities. The developed psychological and pedagogical program is aimed at improving the professional competence of additional education teachers, developing motivational readiness for innovative activities, positive thinking skills, etc. The developed program includes the following general forms of work: seminars, classes with elements of training, design, competition, creative tasks, etc. It is based on the following principles: science, system, availability, activity and consciousness. As part of the program, teachers of additional education master pedagogical techniques for developing motivation for innovation. The results of the study can be used in organizing psychological and pedagogical support for teachers of additional education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221022 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-110222 УДК 371.132

Формирование мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования

Development of motivation for innovative activity among teachers of additional education

Авторы статьи

Authors of the article

Декина Елена Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0003-4995-9071 kmppedagogika@yandex.ru

Шалагинова Ксения Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия ORCID: 0000-0002-9037-449X shalaginvaksenija99@yandex.ru

Elena V. Dekina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Russia ORCID: 0000-0003-4995-9071 kmppedagogika@yandex.ru

Ksenia S. Shalaginova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Russia ORCID: 0000-0002-9037-449X shalaginvaksenija99@yandex.ru

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Декина Е. В., Шалагинова К. С. Формирование мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 04. С. 35-49. URL: http://e-koncept.ru/2022/221022.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11022

E. V. Dekina, K. S. Shalaginova, Development of motivation for innovative activity among teachers of additional education // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 04. P. 35-49. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211022.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11022

Поступила в редакцию Received 14.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.03.22

Принята к публикации Accepted for publication 14.03.22 Опубликована Published 30.04.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Декина Е. В., Шалагинова К. С., 2022

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Мотивационная сфера педагога, ценность и смысл профессиональной деятельности - это мощный фактор, который определяет профессиональное развитие, задает его содержание, направленность, интенсивность и закономерности использования личностного потенциала. Цели исследования: выявить у педагогов дополнительного образования уровень развития мотивации к инновационной деятельности, спроектировать психолого-педагогическую программу по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития инновационной системы дополнительного образования детей, мотивационной сферы педагога. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тулы. В исследовании приняли участие педагоги дополнительного образования в количестве 20 человек. Диагностическая программа включала следующие методики: шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С. Ю. Степанов), диагностика самоактуализации личности (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина), диагностика групповой мотивации (И. Д. Ла-данов), оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Разработанная психолого-педагогическая программа направлена на повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, развитие мотивационной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления и др. Разработанная программа включает следующие формы работы: семинарские занятия, занятия с элементами тренинга, проектирования, конкурс, творческие задания и другие, опирается на принципы научности, системности, доступности, активности и сознательности. В рамках программы педагоги дополнительного образования овладевают педагогическими приемами развития мотивации к инновационной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при организации психолого-педагогического сопровождения педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the problem under study is connected with the study of the peculiarities of the development of motivation for innovative activity among teachers of additional education. The motivational sphere of a teacher, the value and meaning of professional activity is a powerful factor that determines professional development, sets its content, direction, intensity and patterns of using personal potential. The purpose of the study: to identify the level of development of motivation for innovative activity among teachers of additional education, to design a psychological and pedagogical program for the development of motivation for innovative activity among teachers of additional education. The theoretical and methodological basis of the study was the work of domestic and foreign scientists in the field of developing an innovative system of additional education for children, the motivational sphere of a teacher. Research methods: theoretical (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systema-tization of information from scientific sources); empirical (testing, questioning, pedagogical experiment); methods of quantitative and qualitative analysis. The study was conducted on the basis of the municipal budgetary institution of additional education "Center for Children's Creativity" in Tula. The study involved 20 teachers of additional education. The diagnostic program included the following methods: a scale of readiness for creative and innovative activity (S.Yu. Stepanov), diagnostics of personal self-actualization (A.V. Lazukin's method adapted by N.F. Kalin), diagnostics of group motivation (I.D. Ladanov), assessing the readiness of a teacher to participate in innovative activities. The developed psychological and pedagogical program is aimed at improving the professional competence of additional education teachers, developing motivational readiness for innovative activities, positive thinking skills, etc. The developed program includes the following general forms of work: seminars, classes with elements of training, design, competition, creative tasks, etc. It is based on the following principles: science, system, availability, activity and consciousness. As part of the program, teachers of additional education master pedagogical techniques for developing motivation for innovation. The results of the study can be used in organizing psychological and pedagogical support for teachers of additional education.

Key words

мотивация, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования, инновационная деятельность, компетентность

motivation, additional education, institution of additional education, innovation activity, competence

Благодарности

_ Acknowledgements

Авторы выражают благодарность педагогам МБУ ДО «Центр детского творчества», г. Тула, принявшим активное участие в педагогическом эксперименте.

The authors express their gratitude to the teachers of the institution of additional education "Center for Children's Creativity" in Tula, who took an active part in the pedagogical experiment.

Введение / Introduction

Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением

уровня образования. В национальном проекте «Образование» доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в Российской Федерации, к 2024 году должна составлять 80% от общей численности детей этого возраста. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. В. А. Березина подчеркивает, что система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в различных областях [1].

Дополнительное образование, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации», - это особый вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном и (или) профессиональном усовершенствовании и несопровождаемый повышением уровня образования [2]. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2025 года, конкурентные преимущества дополнительного образования проявляются в следующих характеристиках: свободный личностный выбор деятельности; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [3]. Дополнительное образование расширяет возможности человека в целеполагании и целереализации, определении стратегии индивидуального развития, направлено на обеспечение персонального жизне-творчества обучающихся в контексте позитивной социализации; позволяет обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [4]. По мнению А. Г. Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию и творчеству [5]. Дополнительное образование ориентировано на формирование и развитие креативных возможностей личности, удовлетворение потребностей каждого ребенка в интеллектуальном, нравственном, физическом, творческом становлении, на организацию свободного времени. По мнению М. Б. Коваль, «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить её и сделать частью своей жизни одно только школьное образование не сможет, оно, безусловно, должно быть дополнено внешкольными формами» [6]. Дополнительное образование возмещает удовлетворение когнитивных, коммуникативных, творческих и других потребностей детей, которые не могут быть реализованы в рамках школьного обучения. Дополнительное образование детей предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой, эколого-биологической деятельностью, спортом, исследовательской работой с учетом потенциальных возможностей обучающегося. Т. Д. Привалова, О. Ю. Петрова указывают на важность развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования [7]. Превосходство дополнительного образования, по мнению Л. И. Магомедовой, заключается в его особом социально-педагогическом потенциале [8]. Н. В. Машинистова обращает особое внимание на воспитание социально активной личности и индивидуальности, формирование уникальной среды личностного развития и свободного самовыражения ребенка [9]. Г. Олпорт подчеркивал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей [10]. Н. Л. Буйлова отмечает, что своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целена-

правленном использовании свободного времени для полноценного развития потенциальных возможностей обучающихся, в вариативности образовательных областей, видов деятельности, программ [11, 12].

По мнению А. В. Хуторского, инновационные изменения идут по таким направлениям, как использование новых технологий обучения, создание условий для самоопределения личности и др. [13] В связи с этим возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, способном к обогащению и изменению содержания и форм своей деятельности, решению воспитательных и развивающих задач современных детей. В. П. Голованов воспитание в дополнительном образовании рассматривает как целенаправленно организованную деятельность детей, в рамках которой осуществляется взаимодействие с другими, качественное изменение в личности ребенка [14, 15].

Т. В. Дьячкова отмечает, что в Тульской области за последние два года более чем на 20% возросла степень доверия к педагогам дополнительного образования со стороны не только родителей и администрации образовательной организации, но и региональных сообществ [16].

Качество деятельности педагога дополнительного образования может определяться следующими факторами: насколько педагог готов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области педагогики и психологии; насколько эффективно функционирует система по повышению психолого-педагогической грамотности педагогов; в какой мере сам педагог обладает качествами и способностями, которые необходимы для работы в системе дополнительного образования и др. По мнению Е. Б. Евладовой, актуальны вопросы взаимодействия педагога и ребенка, психолого-педагогической поддержки как основы деятельности в системе дополнительного образования, контакта взрослого и ребенка [17]. Поэтому, как пишут И. В. Красикова и Ю. А. Горбачева, важно учитывать, что педагог дополнительного образования работает с разными категориями детей, взаимодействует с их родителями, коллегами и другими специалистами [18]. Для совершенствования профессионально важных качеств, повышения качества педагогического мастерства необходимо создать условия для развития и творческого поиска педагога, мотивировать его на повышение собственного профессионального уровня. Сегодня педагог дополнительного образования должен быть нацелен на диалог с ребенком, развитие его мотивации к различным видам деятельности, помочь стать исследователем, «сделать шаг вперед», познать себя, свою индивидуальность, самореализоваться, сформировать готовность действовать в условиях неопределенности и т. д.

Актуальность исследования связана с изучением особенностей формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования, разработкой психолого-педагогической программы повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, развитием мотивацион-ной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления, мотивации к действию и достижению успеха, самореализации педагогов.

Обзор литературы / Literature review

Е. П. Ильин мотивацию рассматривает как комплекс внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих данной деятельности направленность, ориентированную на достижение поставленных целей [19]. А. К. Маркова называет мотивацией многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов,

намерений, идеалов; рассматривает мотивацию как сложносочиненную структуру, а не просто привычное ее наличие или отсутствие (хочу/ не хочу) [20]. Структурными компонентами мотивации являются потребности, мотивы, цели.

Мотивация педагога дополнительного образования является ключевым условием, определяющим успешность и эффективность его деятельности. Мотивация -один из важнейших компонентов педагогической деятельности, под которым, по мнению Н. С. Пряжникова, понимается «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности» [21].

Мотивационная сфера педагога, ценность и смысл профессиональной деятельности - это мощный фактор, который определяет профессиональное развитие, задает его содержание, направленность, интенсивность и закономерности использования личностного ресурса. Изучая мотивы педагогической деятельности, А. К. Байметов выделил мотивы долженствования, заинтересованности и увлеченности своим преподаваемым предметом, мотивы увлеченности общением с детьми. При этом по характеру доминирования данных мотивов автор выделил четыре группы учителей: с преобладанием мотивов долженствования; с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине; с доминированием потребности общения с детьми; без ведущего мотива [22].

Успешность деятельности педагога дополнительного образования предполагает умение прогнозировать конечный результат своей работы, способность подобрать необходимые методы и формы развития ребенка с учетом его индивидуальности. А. И. Щетинская особое внимание обращает на развитие творческого потенциала самого педагога, от уровня профессионализма которого, его заинтересованности зависит желание детей посещать учреждения дополнительного образования с целью получения новых знаний и навыков [23].

Термин «инновация» подразумевает новшество, изменение, новизну. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение чего-либо нового в содержание, цели, методы и формы обучения и воспитания, а также организацию совместной деятельности педагога и обучающегося. В целом процессы инноваций - это групповая деятельность по созданию, использованию, освоению и распространению нововведений, приводящих к стабильным изменениям в образовательной системе и позволяющих ей производить новое свойство. Инновационная деятельность педагога направлена на проектирование новых планов, идей, программ и т. д. А. В. Хуторской полагает, что инновационный процесс - это, с одной стороны, комплекс процедур и средств, с помощью которых открытие в науке или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное, нововведение; с другой стороны, это целостность трех компонентов: создание, освоение и применение новшеств [24]. Инновационные процессы затрагивают всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить организацию разнообразных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях; обеспечение индивидуально-личностного подхода; организацию экспериментирования и моделирование ситуаций. Содержание инновационной деятельности педагога включает применение новых методов, методик, технологий, средств в образовательном процессе; разработку авторских программ, технологий, методик, проектов и методического инструментария; проведение учебных занятий, мастер-классов с использованием инновационных технологий; участие в опытно-экспериментальной или проектно-исследовательской деятельности. Следовательно, к признакам инновационной деятельности педагогов дополнительного можно отнести: открытость человека новому, гибкость мышления, готовность совершенствовать себя и свою деятельность, развитое инновационное сознание.

Э. А. Кузнецова, М. Э. Лизуненко пишут, что для осуществления инновационной деятельности педагоги объединяются в методические группы по направлениям деятельности; творческие (проблемные) группы; группы, которые разрабатывают отдельные методические темы, решают задачи конкретного возрастного этапа в обучении и воспитании детей [25]. К мотивации развития креативных кадров можно отнести: проведение открытых занятий; участие в конкурсах, возможность представлять свое учреждение на различных мероприятиях; публикацию своего опыта; разработку авторских программ, наставничество и т. д. И. В. Винтенбах и Н. В. Шурганова особое внимание уделяют применению инновационных технологий в учреждениях дополнительного образования, овладению учащимися проектными и исследовательскими навыками, для этого сам педагог дополнительного образования должен обладать знаниями в области социального проектирования [26]. M. A. М. Томас, Ж. Моссельсон обращаются к практической функции педагога, знанию основ научных идей, с учетом которых разрабатываются авторские технологии, методики и приемы педагогической деятельности, совершенствуется педагогическая деятельность [27, 28]. Дальнейшее развитие системы дополнительного образования связано с использованием новых образовательных и информационных технологий, повышением квалификации, проведением мониторинга эффективности деятельности педагогов дополнительного образования, включением творческих, добровольческих, просветительских, исследовательских проектов. М. В. Кайгородцева показывает важность обобщения и презентации опыта работы педагога дополнительного образования через участие в конкурсах профессионального мастерства [29].

Анализ литературы позволяет выделить следующие функции при формировании мотивации педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности: функция обратной связи (диагностические данные служат информацией для анализа имеющегося уровня мотивации педагогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности), функция оценки уровня готовности педагогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности (сравнение и сопоставление достигнутых результатов в процессе формирования мотивации с критериями и показателями, принимаемыми за эталон результативности), конструктивная функция (обеспечивает основу для дальнейшей работы в формировании мотивации педагогов дополнительного образования к реализации инновационной деятельности), информационная функция (повышение активности педагогов в процессе формирования мотивации к инновационной деятельности). Выделим педагогические приемы развития мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования: лекция, интерактивный семинар, создание ситуаций успеха через участие в конкурсах, презентациях лучших практик, использование обратной связи с учащимися, элементов проектной, исследовательской деятельности и др.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тулы. В исследовании принимали участие педагоги дополнительного образования в количестве 20 человек.

Цели исследования: выявить у педагогов дополнительного образования уровень развития мотивации к инновационной деятельности, спроектировать психолого-педагогическую программу по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (тестирование, анкетирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Диагностическая программа включает следующие методики: шкала готовности к творческо-инновационной деятельности (С. Ю. Степанов), диагностика самоактуализации личности (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина), диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов), оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Диагностическая программа состоит из двух этапов: констатирующего и контрольного - для отслеживания динамики происходящих изменений в формировании мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования.

Для формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования была составлена психолого-педагогическая программа формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования. В рамках программы осуществляется повышение теоретической компетенции педагогов в области инновационных технологий; формируется стремление к обмену опытом среди педагогов; повышается степень развития основных сфер самоактуализации; улучшается сформированность групповой мотивации; поощряется готовность педагогического коллектива к изменениям.

Занятия программы разрабатывались на основе поставленных целей и задач, индивидуальных и психологических особенностей педагогов, их профессиональных интересов.

Содержание психолого-педагогической программы выстроено таким образом, чтобы участники смогли применить полученные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности. Педагогам предложено участие в тренингах и семинарах, предоставлена возможность выступления на заданную тему, обмен лучшими практиками. В завершении программы педагогам дополнительного образования предложено участие в конкурсе. Формы проведения занятий: семинарские занятия, занятия с элементами тренинга, проектирования, конкурсы, творческие задания, самопрезентация. К методам организации программы можно отнести: проблемный, поисковый, исследовательский метод, метод творческих и нестандартных заданий, проектный метод и др. Например, в рамках проблемного метода были выявлены затруднения в использовании инновационных технологий педагогами, на основе данных анкетирования в программу были включены теоретические («Инновации в педагогическом коллективе», «Возрастные особенности детей и молодежи», «Портфолио в образовании», «Взаимодействие в коллективе» и др.) и практические занятия (семинар «Инновационные технологии в работе педагога дополнительного образования», представление проектов по направлениям работы педагогов дополнительного образования «Проектная сессия», деловая игра «Современный педагог дополнительного образования», занятие с элементами тренинга «Развитие эмоциональной готовности педагога дополнительного образования к инновационной деятельности», презентация лучших практик работы педагога дополнительного образования «Мастер-класс от наставника» и др.). Программа состоит из 15 занятий и направлена на повышение профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, развитие эмоциональной готовности к инновационной деятельности, навыков позитивного мышления, мотивации к достижению успеха. Итогом программы стал конкурс «Педагог дополнительного образования - 2022», включающий в себя написание эссе, творческую импровизацию, презентацию проекта (программы), решение кейсов и др.

Результаты исследования / Research results

Сравним результаты исследования, полученные на констатирующем и контрольном этапах исследования. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Шкала исследования готовности к творческо-инновационной деятельности» (С. Ю. Степанов) представлен в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (С. Ю. Степанов)

№ Испы- Сумма Степень готовности к творче- Сум- Степень готовности к

п/п туемые баллов ско-инновационной деятельно- ма творческо-инновационной

сти на констатирующем этапе бал- деятельности на контроль-

лов ном этапе

1 Л. Я. 142 Высокий 180 Высокий

2 Е. Щ. 120 Средний 131 Средний

3 Л. Ж. 90 Средний 119 Средний

4 И. Е. 80 Низкий 94 Средний

5 Е. П. 82 Средний 112 Средний

6 В. Ш. 115 Средний 134 Средний

7 И. А. 123 Средний 140 Средний

8 М. Д. 145 Высокий 150 Высокий

9 Н. А. 83 Средний 98 Средний

10 В. Н. 99 Средний 137 Средний

11 Г. А. 30 Низкий 81 Средний

12 С. И. 100 Средний 134 Средний

13 О. Р. 84 Средний 137 Средний

14 Л. К. 75 Низкий 86 Средний

15 М. М. 48 Низкий 76 Низкий

16 Т. И. 51 Низкий 91 Средний

17 Г. З. 69 Низкий 82 Средний

18 М. Ш. 57 Низкий 94 Средний

19 Н. К. 111 Средний 125 Средний

20 Т. Н. 79 Низкий 92 Средний

После реализации психолого-педагогической программы показатель высокой степени готовности к творческо-инновационной деятельности не изменился, в то время как количество педагогов дополнительного образования со средней степенью готовности к творческо-инновационной деятельности возросло на 35%. 5% испытуемых показали низкий уровень готовности к творческо-инновационной деятельности. 55% педагогов отметили желание непосредственно участвовать в инновационном процессе, а не просто наблюдать за ним со стороны, что на 5% больше, чем до реализации программы. 65% считают, что свойственный стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе, в то время как на констатирующем этапе 33% указали обратное. На 30% меньше педагогов отметили, что развитие их инновационных умений потребует больших усилий.

Динамика степени готовности к творческо-инновационной деятельности педагогов дополнительного образования после реализации программы проиллюстрируем на рис. 1.

Сравнительный анализ результатов исследования степени готовности к творческо-инновационной деятельности

85%

50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40%

10% 10% 5%

высокая степень готовности к средняя степень готовности к низкая степень готовности к творческо-инновационной творческо-инновационной творческо-инновационной деятельности» деятельности» деятельности»

■ констатирующий этап ■ контрольный этап

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования степени готовности к творческо-инновационной деятельности (С. Ю. Степанов)

Проведем анализ результатов исследования уровня мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности (оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности (диагностическая карта) (см. табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Результаты исследования уровня мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности

№ п/п Испытуемые Сумма баллов Уровень мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности на констатирующем этапе Сумма баллов Уровень мотивационной готовности педагога к участию в инновационной деятельности на контрольном этапе

1 Л. Я. 60 Средний 67 Средний

2 Е. Щ. 55 Средний 62 Средний

3 Л. Ж. 63 Средний 71 Высокий

4 И. Е. 70 Средний 75 Высокий

5 Е. П. 24 Низкий 55 Низкий

6 В. Ш. 21 Низкий 34 Низкий

7 И. А. 23 Низкий 40 Низкий

8 М. Д. 21 Низкий 55 Низкий

9 Н. А. 57 Средний 66 Средний

10 В. Н. 61 Средний 70 Средний

11 Г. А. 33 Низкий 40 Низкий

12 С. И. 50 Низкий 56 Средний

13 О. Р. 67 Средний 71 Высокий

14 Л. К. 54 Низкий 60 Средний

15 М. М. 69 Средний 76 Высокий

16 Т. И. 56 Средний 68 Средний

17 Г. З. 41 Низкий 62 Средний

18 М. Ш. 47 Низкий 56 Средний

19 Н. К. 28 Низкий 44 Низкий

20 Т. Н. 55 Средний 65 Средний

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

■ Контрольный этап ■ Констатирующий этап

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования уровня мотивационной готовности педагога

к участию в инновационной деятельности

После реализации программы четыре педагога показали высокий уровень мотивационной готовности к участию в инновационной деятельности, что на 20% больше, чем до реализации программы. Средний уровень так и остался у 50% педагогов, однако количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 20%.

70% педагогов считают, что смогут отказаться от стереотипов, в то время как до реализации программы 50% полагали, что сделать этого не могут. Изменился показатель стремления к риску на 5% - низко оценили его 50% педагогов дополнительного образования. Также способность к самоанализу и рефлексии на контрольном этапе не получила низких баллов. Стремление к лидерству отметили 40% испытуемых, что на 10% больше, чем на первом этапе исследования. Значительно изменился показатель использования опыта творческой деятельности других педагогов - 70% педагогов собираются перенять опыт у коллег (на 50% больше, чем на констатирующем этапе).

Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности групповой мотивации (методика «Диагностика групповой мотивации» (И. Д. Лада-нов)) показал, что после реализации программы средний показатель уровня сформи-рованности групповой мотивации педагогов дополнительного образования 138, что на 9,5% выше, чем на констатирующем этапе. 40% педагогов отметили высокую активность членов группы. 15% считают уровень сплоченности в группе низким, что в два раза меньше, чем на констатирующем этапе. Показатель нормальных межличностных отношений в группе остался на уровне 70%, однако наличие активной жизненной позиции отметили на 10% педагогов больше, чем до реализации программы.

По результатам диагностики по методике «Диагностика самоактуализации личности» на контрольном этапе исследования (методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина) 5% педагогов дополнительного образования имеют низкий уровень самопонимания, 10% имеют завышенные стремления к достижениям, не уверены в себе, соответственно, требуют дальнейшей работы психолога учреждения.

Результаты исследования уровня инновационного потенциала педагогического коллектива на контрольном этапе: 80% педагогов считают необходимыми изменения в учебно-воспитательном процессе Центра: повышение интереса детей к обучению, возрастание авторитета педагога среди родителей, получение новых знаний и др. Среди препятствий в освоении и разработке новшеств были названы следующие: отсутствие времени (65%); помощи (70%); недостаточное развитие исследовательских и проектных мнений (40%); недостаточная сформированность системы сопровождения профессионального развития и карьерного роста (30%).

При оценке качества условий в учреждении для развития инновационной деятельности участники исследования указали: стимулирование работников, повышение квалификации, проведение обучающих семинаров и др. Все участники программы указывают на желание улучшить качество обучения по своим программам. На вопрос анкеты «Каково, по Вашему мнению, значение дополнительного образования в социализации современных детей?» педагоги отметили: «воспитание активных участников современной жизни», «формирование активной жизненной позиции», «самореализация и саморазвитие», «профессиональное самоопределение» и др. Практически все педагоги принимали участие в разработке собственных программ (проектов), притом только три педагога выступали в качестве эксперта других программ. При этом педагоги выделяют следующие трудности в разработке программ: научное обоснование, прогнозирование эффективности, определение воспитательного компонента программы, педагогических приемов развития мотивации учащихся, практической значимости и др. Данные моменты были учтены при проектировании психолого-педагогической программы.

Заключение / Conclusion

На основе полученных эмпирических данных были разработаны рекомендации по формированию мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования:

- Создание условий для проведения семинаров педагогов в форме круглого стола, мозгового штурма, проектных сессий. Так, например, согласно данным, полученным с помощью методики «Диагностика групповой мотивации» (И. Д. Ладанов), групповая мотивация педагогов дополнительного образования находится на достаточном уровне сформированности. Периодические семинары позволят педагогам обмениваться опытом инновационной деятельности в своей предметной области. Рефлексия конкретного занятия будет способствовать корректировке занятия, демонстрации индивидуальных успехов.

- Организация внутренних конкурсов по инновационным технологиям для педагогов дополнительного образования. Анализ результатов исследования по методике «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (С. Ю. Степанов) показал, что у большинства педагогов дополнительного образования средний и высокий уровни готовности к творческо-инновационной деятельности. Проведение конкурсов поможет педагогам дополнительного образования продемонстрировать свое видение различных инновационных техник и оценить их с позиции зрителя. Конкурсы представляют собой один из способов повышения профессионализма педагога. Такие мероприятия создают благоприятную мотивационную среду для распространения инновационного опыта, профессионального самосовершенствования педагогов.

- Психолого-педагогическая поддержка педагогов дополнительного образования. Так как результаты исследования показали низкий уровень самопонимания, неуверенность в себе, то индивидуальные и групповые консультации психолога будут способствовать развитию профессионально важных качеств педагога, развитию его индивидуальности; постоянный мониторинг групповой сплоченности педагогов поможет выявить возможные трудности взаимодействия в коллективе и своевременно устранить их. Актуально сосредоточение внимания на проблемах личностно-про-фессионального развития современного педагога дополнительного образования.

- Организация совместных детских, детско-родительских мероприятий позволит наглядно продемонстрировать результаты применения инноваций в деятельности педагогов дополнительного образования. В свою очередь, публичное признание заслуг способствует повышению мотивации к профессиональной деятельности в целом и к инновационной деятельности в частности. В вопросах подготовки кадров все большее значение приобретает социальное партнерство, сетевое взаимодействие, например, с педагогическими вузами. Учреждение дополнительного образования может стать площадкой по отработке инновационных подходов в сфере воспитания детей, реализации совместных проектов и программ. В этом направлении важно обратить внимание на обновление содержания программ дополнительного образования, использование современных форм и методов обучения, развитие навыков проектной, научно-исследовательской деятельности, увеличение охвата дополнительным образованием детей с различными образовательными потребностями. При этом педагог дополнительного образования должен владеть рядом способностей, позволяющих ему исследовать особенности и потребности современных детей, проектировать инновационные программы дополнительного образования, организовывать мастер-классы, выставки, конкурсы и т. д., помочь ребенку сделать первый шаг к саморазвитию и самореализации.

- Реализация психологической (создание условий для физического, творческого, нравственного, психического развития детей, профилактика девиантного поведения), образовательной (профессиональное самоопределение, общение со сверстниками, становление ребенка как личности и индивидуальности, овладение новыми знаниями) и социальной (удовлетворение родительского, детского спроса и др.) функций дополнительного образования. Педагоги должны помочь ребенку в его самоопределении (социальном, профессиональном и т. д.), предоставить ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта, овладения нормами общественной жизни и культуры. Педагогу дополнительного образования важно научиться выстраивать свою деятельность на основе нового содержания образования, вести поиск и отработку инновационных образовательных технологий.

Таким образом, формирование мотивации к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования будет проходить более эффективно:

— при расширении знаний педагогов дополнительного образования об управленческих функциях (диагностическая, воспитательная, организаторская, коммуникативная);

— овладении педагогами дополнительного образования навыками разработки индивидуального маршрута развития и составления портфолио достижений в работе с детьми; новыми педагогическими методами, методиками и технологиями в образовательном процессе; умением проведения учебных занятий, мастер-классов в инновационных формах;

— обеспечении вариативности форм персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации.

Ссылки на источники / References

1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 18 с.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617.

3. Концепции развития дополнительного образования детей. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420219217.

4. Логинова Л. Г. Точки отчета изменения дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьника. - 2020. - № 1. - С. 58-63.

5. Асмолов А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. - 2013. - № 9. - С. 7.

6. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1994. - 62 с.

7. Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 1871-1875.

8. Магомедова Л. И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 2. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf.

9. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. научн. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 38-42.

10. Allport G. Formation of personality: Selected works. - M.: Smysl, 2002. - 462 p.

11. Буйлова Л. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? - М.: АРКТИ, 2011. - 288 с.

12. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 3 (март). - С. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1223.htm.

13. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М., 2011. - 270 с.

14. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 239 с.

15. Голованов В. П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность // Социально-политические исследования. - 2020. - № 3 (8). - С. 123-132.

16. Дьячкова Т. В. К вопросу о специфике профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=30416.

17. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2012. - 204 с.

18. Красилова И. В., Горбачева Ю. А. Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в учреждении дополнительного образования // Образование и воспитание. -2019. - № 6 (26). - С. 38-39.

19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.

20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.

21. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

22. Байметов А. К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности педагогов // Психология стилей человека / сост. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. - Пермь; М.: Книжный мир, 2013. - С. 160-176.

23. Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1999. - 39 с.

24. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М., 2011. - 270 с.

25. Кузнецова Э. А., Лизуненко М. Э. Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования // Образование и воспитание. - 2019. - № 6 (26). - С. 39-42.

26. Винтенбах И. В., Шурганова Н. В. Применение инновационных технологий в учреждениях дополнительного образования // Образование и воспитание. - 2020. - № 2 (28). - С. 40-43.

27. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD. - Paris: OECD publishing, 2013. -124 p.

28. Thomas M. A. M., Mosselson J. Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education // International Perspectives on Education and Society. - 2019. - Vol. 37. - P. 89.

29. Кайгородцева М. В. Конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. науч.-метод. ст. с междунар. участием / под общ. ред. Б. П. Черника. Вып. 2. - Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. - С. 197-198.

1. Berezina, V. A. (1998). Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak sredstvo ih tvorcheskogo razvitiya [Additional education of children as a means of their creative development]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 18 p. (in Russian).

B. E. ffemm, K. C. MaAazuHoBa

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/902389617 (in Russian).

3. Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Concepts for the development of additional education for children]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420219217 (in Russian).

4. Loginova, L G. (2020). "Tochki otcheta izmeneniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v kontekste sovremennyh vyzovov" [Points of reference for changing the additional education of children in the context of modern challenges], Vospitanie shkol'nika, № 1, pp. 58-63 (in Russian).

5. Asmolov, A. G. (2013). "Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya v Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k logike razvitiya" [Additional education of children as a zone of proximal development of education in Russia: from traditional pedagogy to the logic of development], Vneshkol'nik, № 9, p. 7 (in Russian).

6. Koval', M. B. (1994). Pedagogika vneshkol'nogo uchrezhdeniya [Pedagogy of an out-of-school institution], Orenburg, 62 p. (in Russian).

7. Privalova, T. D. & Petrova, O. Yu. (2016). "Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya" [Development of creative abilities of children in the system of additional education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhur-nal "Koncept", t. 11, pp. 1871-1875 (in Russian).

8. Magomedova, L. I. (2016). "Aktual'nye problemy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej" [Pressing issues of the system of additional education for children], Internet-zhurnal "Mir nauki", t. 4, № 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN216.pdf (in Russian).

9. Mashinistova, N. V. (2012). "Istoriya stanovleniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Rossii" [The history of the formation of additional education for children in Russia], Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauchn. konf. (g. Perm', maj 2012 g.), Merkurij, Perm', pp. 38-42 (in Russian).

10. Allport, G. (2002). Formation of personality: Selected works, Smysl, Moscow, 462 p. (in English).

11. Bujlova, L. N. (2011). Kak organizovat' dopolnitel'noe obrazovanie detej v shkole? [How to organize additional education of children at school?] ARKTI, Moscow, 288 p. (in Russian).

12. Bujlova, L. N. (2012). "Dopolnitel'noe obrazovanie detej: eksplikaciya ponyatiya" [Additional education for children: explication of the concept], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart), pp. 31-35. Available at: http://e-kon-cept.ru/2012/1223.htm (in Russian).

13. Hutorskoj, A. V. (2011). Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation], Moscow, 270 p. (in Russian).

14. Golovanov, V. P. (2014). Metodika i tekhnologiya raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya [Methods and technology of work for a teacher of additional education], Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, 239 p. (in Russian).

15. Golovanov, V. P. (2020). "Vospitanie v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: novye vyzovy, vozmozhnosti, otvetstvennost'" [Education in modern socio-cultural conditions: new challenges, opportunities, responsibility], Social'no-politicheskie issledo-vaniya, № 3 (8), pp. 123-132 (in Russian).

16. D'yachkova, T. V. (2020). "K voprosu o specifike professional'noj deyatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya" [About the specifics of the professional activity of a teacher of additional education], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30416 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Evladova, E. B. (2012). Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education for children], Vlados, Moscow, 204 p. (in Russian).

18. Krasilova, I. V. & Gorbacheva, Yu. A. (2019). "Vnedrenie professional'nogo standarta "Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh" v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya" [Implementation of the professional standard "Teacher of additional education for children and adults" in the institution of additional education], Obrazovanie i vospitanie, № 6 (26), pp.

38-39 (in Russian).

19. Il'in, E. P. (2011). Motivaciyaimotivy [Motivation and motives], Piter, St. Petersburg, 508 p. (in Russian).

20. Markova, A. K. (2012). Formirovanie motivacii ucheniya vshkol'nom vozraste [Formation of learning motivation at school age], Prosveshchenie, Moscow, 96 p. (in Russian).

21. Pryazhnikov, N. S. (2008). Motivaciya trudovoj deyatel'nosti [Motivation of labor activity], Akademiya, Moscow, 368 p. (in Russian).

22. Bajmetov, A. K. (2013). "Nekotorye tipologicheski obuslovlennye osobennosti individual'nogo stilya uchebnoj deyatel'nosti pedagogov" [Some typologically determined features of the individual style of teachers' activity], in Vyatkin, B. A. & Shchukin, M. R. (eds.). Psihologiyastilej cheloveka, Perm'; Knizhnyj mir, Moscow, pp. 160-176 (in Russian).

23. Shchetinskaya, A. I. (1999). Razvitie tvorcheskogo potenciala pedagoga v usloviyah sovershenstvovaniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Development of the creative potential of the teacher in the context of improving the additional education for children]: avtoref. dis.... d-raped. nauk, Kazan', 39 p. (in Russian).

24. Hutorskoj, A. V. (2011). Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation], Moscow, 270 p. (in Russian).

25. Kuznecova, E. A. & Lizunenko, M. E. (2019). "Vliyanie trudovoj deyatel'nosti na zdorov'e pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya" [The impact of labor activity on the health of additional education teachers], Obrazovanie i vospitanie, № 6 (26), pp.

39-42 (in Russian).

26. Vintenbah, I. V. & Shurganova, N. V. (2020). "Primenenie innovacionnyh tekhnologij v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obra-zovaniya" [Application of innovative technologies in institutions of additional education], Obrazovanie i vospitanie, № 2 (28), pp. 40-43 (in Russian).

27. (2013). Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD, OECD publishing, Paris, 124 p. (in Russian).

28. Thomas, M. A. M. & Mosselson, J. (2019). "Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education", International Perspectives on Education and Society, vol. 37, P. 89 (in English).

29. Kajgorodceva, M. V. (2020). "Konkurs professional'nogo masterstva rabotnikov sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya" [Competition of professional skills of specialists in the field of additional education], in Chernik, B. P. (ed.). Dopolnitel'noe obrazovanie detej: pedagogicheskijpoisk: sb. nauch.-metod. st. s mezhdunar. uchastiem, vyp. 2, Agentstvo "Sibprint", Novosibirsk, pp. 197198 (in Russian).

Вклад авторов

Е. В. Декина - обзор литературы, осуществление и описание эмпирического исследования.

К. С. Шалагинова - осуществление и описание эмпирического исследования, обоснование методологической базы исследования.

Contribution of the authors

E. V. Dekina - literature review, implementation and description of empirical research.

K. S. Shalaginova - implementation and description of an empirical study, substantiation of the research methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.