Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЛАТВИИ'

МОДЕЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЛАТВИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕР / ЛАТВИЯ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ФОНД / АГРОКОНСАЛТИНГ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лёвкина В. О.

В статье приведены результаты исследования кадровой политики в аграрном секторе Латвии. Выявлено, что развитие сельского хозяйства и сельских территорий страны затруднено по ряду проблем, схожих с Республикой Беларусь: интенсивная миграция сельского населения, истощение демографического потенциала села, дефицит рабочей силы в сельскохозяйственных организациях, отток высококвалифицированных кадров. В ходе исследования установлено, что решение данных проблем осуществляется правительством Латвии в двух направлениях. Первое формируется в рамках общей аграрной политики Европейского Союза, основным инструментом которой является субсидирование стран-участниц за счет созданных специализированных фондов поддержки, что содействует таким образом развитию аграрного сектора и сельских территорий страны. Отдельно подчеркнута роль в решении кадровых вопросов развития сети агроконсалтинговых служб. Второе направление ориентировано на сокращение роста безработицы, вызванной рядом факторов, среди которых и распространение инфекции COVID-19, за счет активного вовлечения в экономическую деятельность местного населения. Отмечается, что применение последних мер противоречит позиции фермеров, которые видят решение кадровых вопросов через привлечение иностранной рабочей силы из постсоветского пространства. Основным аргументом в данной позиции является то, что цена аграрного труда, которую могут предложить сельскохозяйственные товаропроизводители Латвии, является низкой для местного населения, имеющего возможность заработать больше в экономически развитых странах Европейского Союза, и, наоборот, привлекательной для работников из Украины, Беларуси, Таджикистана и других стран бывшего СССР. На основе проведенного анализа кадровой политики в аграрном секторе Латвии сделаны основные выводы и обобщения.The article presents results of a study of personnel policy in the agricultural sector of Latvia. It was revealed that the development of agriculture and rural areas of the country is hampered by a number of problems similar to those of the Republic of Belarus: intensive migration of rural population, depletion of demographic potential of the village, shortage of labor in agricultural organizations, outflow of highly qualified personnel. The study found that the solution of these problems is carried out by the government of Latvia in two directions. The first is formed within the framework of common agricultural policy of the European Union, the main instrument of which is subsidizing the participating countries through the created specialized support funds, which thus contributes to the development of agricultural sector and rural areas of the country. The role of development of a network of agricultural consulting services in solving personnel issues was emphasized separately. The second direction is focused on reducing the growth of unemployment caused by a number of factors, including the spread of COVID-19 infection, through the active involvement of local population in the economic activity. It is noted that the use of the latest measures contradicts the position of farmers, who see the solution of personnel issues through the attraction of foreign labor from the post-Soviet space. The main argument in this position is that the price of agricultural labor that agricultural producers in Latvia can offer is low for the local population, which has the opportunity to earn more in economically developed countries of the European Union, and, conversely, is attractive for workers from Ukraine, Belarus, Tajikistan. and other countries of the former USSR. Based on the analysis of personnel policy in the agricultural sector of Latvia, the main conclusions and generalizations are drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЛАТВИИ»

УДК 631.158:658.310.82 (474.3)

МОДЕЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЛАТВИИ

В. О. ЛЁВКИНА

РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь, 220108, e-mail: roz-l21@mail.ru

(Поступила в редакцию 18.10.2021)

В статье приведены результаты исследования кадровой политики в аграрном секторе Латвии. Выявлено, что развитие сельского хозяйства и сельских территорий страны затруднено по ряду проблем, схожих с Республикой Беларусь: интенсивная миграция сельского населения, истощение демографического потенциала села, дефицит рабочей силы в сельскохозяйственных организациях, отток высококвалифицированных кадров. В ходе исследования установлено, что решение данных проблем осуществляется правительством Латвии в двух направлениях. Первое формируется в рамках общей аграрной политики Европейского Союза, основным инструментом которой является субсидирование стран-участниц за счет созданных специализированных фондов поддержки, что содействует таким образом развитию аграрного сектора и сельских территорий страны. Отдельно подчеркнута роль в решении кадровых вопросов развития сети агроконсалтинговых служб. Второе направление ориентировано на сокращение роста безработицы, вызванной рядом факторов, среди которых и распространение инфекции COVID-19, за счет активного вовлечения в экономическую деятельность местного населения. Отмечается, что применение последних мер противоречит позиции фермеров, которые видят решение кадровых вопросов через привлечение иностранной рабочей силы из постсоветского пространства. Основным аргументом в данной позиции является то, что цена аграрного труда, которую могут предложить сельскохозяйственные товаропроизводители Латвии, является низкой для местного населения, имеющего возможность заработать больше в экономически развитых странах Европейского Союза, и, наоборот, привлекательной для работников из Украины, Беларуси, Таджикистана и других стран бывшего СССР. На основе проведенного анализа кадровой политики в аграрном секторе Латвии сделаны основные выводы и обобщения.

Ключевые слова: кадровая политика, сельское хозяйство, фермер, Латвия, субсидирование, фонд, агроконсалтинг, иностранная рабочая сила, оплата труда.

The article presents results of a study ofpersonnel policy in the agricultural sector of Latvia. It was revealed that the development of agriculture and rural areas of the country is hampered by a number ofproblems similar to those of the Republic of Belarus: intensive migration of rural population, depletion of demographic potential of the village, shortage of labor in agricultural organizations, outflow of highly qualified personnel. The study found that the solution of these problems is carried out by the government of Latvia in two directions. The first is formed within the framework of common agricultural policy of the European Union, the main instrument of which is subsidizing the participating countries through the created specialized support funds, which thus contributes to the development of agricultural sector and rural areas of the country. The role of development of a network of agricultural consulting services in solving personnel issues was emphasized separately. The second direction is focused on reducing the growth of unemployment caused by a number offactors, including the spread of COVID-19 infection, through the active involvement of local population in the economic activity. It is noted that the use of the latest measures contradicts the position offarmers, who see the solution ofpersonnel issues through the attraction offoreign labor from the post-Soviet space. The main argument in this position is that the price of agricultural labor that agricultural producers in Latvia can offer is low for the local population, which has the opportunity to earn more in economically developed countries of the European Union, and, conversely, is attractive for workers from Ukraine, Belarus, Tajikistan. and other countries of the former USSR. Based on the analysis ofpersonnel policy in the agricultural sector of Latvia, the main conclusions and generalizations are drawn.

Key words: personnel policy, agriculture, farmer, Latvia, subsidies, fund, agricultural consulting, foreign labor, wages.

Введение

Латвия является одной из стран прибалтийского региона, имея во многом схожие с Беларусью демографические, природно-климатические и исторические признаки.

Исследования показывают, что за последние тридцать лет Латвия коренным образом изменила свой аграрный экономический уклад через переход от крупнотоварного (коллективного) производства к средне-и мелкотоварному производству, в основе которого лежит развитие фермерства с ориентацией на кооперацию. Это в свою очередь обусловило трансформацию как государственной кадровой политики в аграрном секторе, так и подходы к кадровому обеспечению на уровне сельскохозяйственных организаций.

Анализ актуальных социально-экономических трендов, складывающихся в сельском хозяйстве и сельских территориях Латвии, свидетельствует о снижении эффективности развития аграрного сектора, сельских сообществ, демографических проблемах на селе.

Цель настоящей публикации - проанализировать кадровую политику в аграрном секторе Латвии, выделить особенности ее формирования и условия реализации под влиянием внутренних и внешних факторов.

Основная часть

Теоретической и методологической базой исследований послужили статистические данные Латвии и Беларуси, научные труды зарубежных авторов по вопросам развития аграрной отрасли Латвии.

В процессе исследования использовались различные методы: монографический, абстрактно-логический, обобщения и аналогий, экспертных оценок, сравнения и другие.

Основная часть

Аграрный сектор Латвии, специализирующийся на выращивании зерновых и молочном животноводстве, представлен меньшими, чем в среднем по Европейскому Союзу, молочными хозяйствами и достаточно крупными организациями, занимающимися выращиванием зерновых культур. Следует отметить, что немалую долю сельскохозяйственных предприятий представляют и те, которые в принципе не продают никаких сельскохозяйственных продуктов. По оценкам латвийских экспертов, это является одним из факторов, который существенно тормозит экономическое развитие сельского хозяйства. Как результат - невысокий (по сравнению с другими странами Европейского Союза) уровень производительности труда, медленное развитие кооперации между хозяйствами, низкая инновационная активность аграрного сектора, производство продукции с низкой добавленной стоимостью [6, 8].

Исследования показывают, что усугубление проблем в сельском хозяйстве происходит также под влиянием демографической ситуации. Так, происходит сокращение численности сельского населения как за счет снижения рождаемости, так и за счет миграции трудоспособного населения в страны Европейского Союза. В настоящее время пропорция сельского и городского населения составляет 31,8 % и 68,2 % соответственно (для сравнения: сельское население Республики Беларусь на 01.01.2021 г. составило 22,1 %) [1, 8, 9, 10, 11].

В этой связи в сельской местности на фоне истощения демографического потенциала формируется дефицит аграрной рабочей силы. Те работники, которые остаются в сельском хозяйстве, имеют невысокий уровень квалификации. Недостаток профессиональных компетенций работников сдерживает инновационное развитие хозяйств, внедрение прогрессивных технологий в аграрное производство даже при условии финансовой поддержки государства.

Как отмечают эксперты, в настоящее время эффективное решение кадровых проблем в аграрном секторе Латвии затруднено по ряду причин. Основная из них заключается в расхождении подходов к разрешению кадрового кризиса в сельском хозяйстве между государством и сельскохозяйственными производителями, работодателями.

Исследования показывают, что меры государственной поддержки в Латвии в данном направлении строятся на двух фундаментальных позициях.

Первая, формируемая в рамках общей аграрной политики Европейского Союза, основанной на субсидировании стран-участниц в части развития стартапов, бизнес-инкубаторов, поддержки предпринимательской инициативы фермеров, особенно молодежи; разработки новых продуктов, методов, процессов и технологий для сельского хозяйства; восстановления потенциала сельскохозяйственного производства, и внедрение подходящих профилактических мероприятий; поддержка инвестиций в сельское хозяйство; выделение субсидий на аграрное образование сельскохозяйственных кадров; развитие сельской инфраструктуры и т.д.

С этой целью в Европейском Союзе созданы специальные фонды, средства которых доступны для каждой страны-участницы (табл. 1).

Таблица 1. Фонды, оказывающие поддержку субъектам хозяйствования аграрной сферы в Европейском Союзе

Наименование Целевая деятельность

Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund -ERDF) Предусмотрен для развития регионов и уменьшения различий уровня жизни в разных частях Европы

Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF) Создан для финансирования мероприятий по обеспечению занятости и свободы перемещения рабочей силы в странах Европейского союза

Фонд Кохезии (Kohezia Fund - KF) Сформирован для выравнивания экономических и социальных отличий, существующих между странами Европейского Сообщества, для финансирования крупномасштабных проектов в сфере охраны окружающей среды и транспорта

Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (European agricultural guarantee fund - EAGF) Предназначен для финансирования прямых выплат фермерам в рамках Общей сельскохозяйственной политики и мер по регулированию сельскохозяйственных рынков

Европейский сельскохозяйственный фонд для развития села (European agricultural fund for rural development - EAFRD) Поддерживает реструктуризацию сельского хозяйства и способствует развитию села

Европейский фонд морских дел и рыбного хозяйства (EMFF - European Maritime and Fisheries Fund) Призван обеспечивать финансирование рыбной промышленности и прибрежных общин с целью адаптации к изменяющимся условиям в отрасли и содействия повышению экономической и экологической устойчивости

Примечание. Таблица составлена автором по результатам проведенных исследований.

Непосредственно для решения кадровых проблем предназначены средства Европейского социального фонда (ESF). Его целью является содействие занятости в странах-участницах Европейского Союза, предотвращение дискриминации всех видов и неравенства на рынке труда, а также развитие человеческих ресурсов и содействие созданию информационного общества.

Финансирование фонда распределяется по следующим направлениям:

1. Стимулирование развития локальной занятости, в том числе для разработки эффективной политики на рынке труда.

2. Разработка мер по предотвращению долгосрочной безработицы, поддержки безработных, остающихся продолжительное время в данном статусе на рынке труда, и поддержки профессиональной интеграции молодежи.

3. Обеспечение равенства между женщинами и мужчинами в сфере занятости.

4. Предоставление равных возможностей на рынке труда для всех, особенно группам риска социальной отчужденности.

5. Стимулирование развития системы образования и консультаций с целью содействия непрерывному образованию граждан, создания новых рабочих мест и др. [4].

Что касается стимулирования развития системы образования и консультаций, то в Латвии данному вопросу уделяется большое внимание. Еще в 1998 г. было разработано «Практическое пособие для фермеров», куда включались вопросы по финансовому планированию, управлению капиталом, бюджетированию в фермерских хозяйствах. Кроме этого, местные органы самоуправления обеспечивали фермеров и другой специальной литературой по повышению компетенций в области сельского хозяйства.

В настоящее время делается акцент на совершенствовании сети агроконсалтинга. Весь персонал агроконсалтинговых служб обязан посещать обучающие семинары и курсы обучения как минимум 2 раза в год. Курсы проводят преподаватели университетов, научно-исследовательских институтов, делятся опытом практики. Семинары и курсы направлены на развитие профессиональных знаний сельскохозяйственных работников в целом, с ориентацией на рассмотрение самых острых и актуальных аграрных проблем [7].

Второе направление латвийской государственной кадровой политики в аграрном секторе строится исходя из актуальной ситуации, складывающейся под влиянием ряда факторов.

Так, на фоне острого дефицита рабочей силы в сельском хозяйстве, вызванного не только демографическими проблемами, но и отчасти пандемией СОУГО-19, фермеры требуют от государства упрощения процедуры ввоза в страну сезонной иностранной рабочей силы, главным образом из Беларуси и Украины. Работодатели отмечают, что нанимать местное население на полевые работы не всегда экономически выгодно по нескольким причинам.

Первая заключается в том, что цена часа труда на таких работах, которую могут предложить фермеры, является непривлекательной для латышей (5-7 евро), имеющих возможность заработать в сельском хозяйстве в разы больше в Германии, Франции, Великобритании и других странах, где качество жизни значительно выше, чем в Латвии. О разнице в уровне последнего можно судить на основании сравнительного анализа размера минимальной заработной платы, которая является для работника социальным гарантом от государства, позволяющим удовлетворить его базовые потребности, поддерживая таким образом воспроизводство рабочей силы.

Согласно статистическим данным, на 01.01.2021 г. минимальная заработная плата в Латвии составила 500 евро, в то время как в экономически развитых странах больше: Люксембурге - 2202 евро, Нидерландах - 1685 евро, Германии - 1614 евро, Франции - 1555 евро, Испании - 1108 евро [11].

Размер среднемесячной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве и в целом по экономике Латвии представлен в табл. 2. Размер средней заработной платы аграрного работника в 2020 г. составил 933 евро.

Таблица 2. Размер среднемесячной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве и в целом по экономике Латвии

Вид экономической деятельности 2010 г. 2013 г. 2016 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2010 г., %

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях, евро 492 587 714 887 933 189,6

Итого по экономике, евро 633 716 856 1076 1143 180,5

Отношение заработной платы в растениеводстве и животноводстве, охоте и предоставлении соответствующих услуг в этих областях к оплате труда в целом по экономике, % 77,7 82,0 83,4 82,4 81,6 -

Примечание. Таблица составлена автором по данным [11].

Следует отметить, что за последние десять лет правительством Латвии предпринимался ряд мер, направленный на сокращение разрыва между средней заработной платой в сельском хозяйстве и в целом по экономике.

В сельском хозяйстве Республики Беларусь оплата труда в 2020 г. составила 885,2 руб., по экономике - 1 250,9 руб., соотношение показателей - 70,8 %.

Что касается часовой оплаты труда в аграрном секторе и в целом по экономике Латвии, то ее размер в 2020 г. составил 6,29 и 7,97 евро (табл. 3) (для сравнения: в Республики Беларусь данные показатели в 2020 г. имели значения 4,9 и 7,7 руб. соответственно) [1, 11].

Анализ показывает, что разница в уровне оплаты труда в аграрном секторе стран является одной из причин привлекательности рабочей силы из Беларуси для латышских фермеров.

Таблица 3. Размер часовой начисленной заработной платы (в денежной и натуральной форме) в сельском хозяйстве и в целом по экономике Латвии

Вид экономической деятельности 2010 г. 2013 г. 2016 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. к 2010 г., раз

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях, евро 3,14 3,83 4,85 5,99 6,29 2,0

Итого по экономике, евро 4,17 4,80 5,84 7,47 7,97 1,9

Примечание. Таблица составлена автором по данным 11].

Вторая причина связана с высокой текучестью местного населения, занятого в сельском хозяйстве. Школьники, студенты, безработные, нанятые, например, на сбор клубники, могут уволиться, отработав всего несколько дней или неделю. Это приводит к получению больших убытков фермерами, производящими скоропортящуюся продукцию. Иностранная же рабочая сила из Украины и Беларуси в этом смысле отличается постоянством, отсутствует языковой барьер, латвийский социум и уклад сельского хозяйства не вызывают проблем с временной адаптацией [2, 6, 8, 10].

Несмотря на аргументацию фермеров, правительство Латвии видит решение кадровой проблемы в сельском хозяйстве другим путем. В 2020 г. в стране увеличился уровень безработицы, вызванной экономическими проблемами на фоне пандемии COVID-19. В этой связи ориентация государственной политики состоит в том, чтобы развивать социальное предпринимательство, создавать рабочие места для местного населения, формировать возможности для вовлечения безработных латышей в активную деятельность, в том числе в аграрный сектор. Для достижения этой цели планируется развивать образовательные системы, социальную инфраструктуру на селе, внедрять инновационные технологии.

Дополнительным аргументом со стороны правительства Латвии выдвигается тот факт, что на сезонные работы приезжают не всегда квалифицированные работники-иностранцы, большая часть из которых не имеет профессиональных компетенций в области сельского хозяйства. Это снижает эффективность функционирования аграрного сектора в целом, приводит к низкопроизводительному сельскохозяйственному труду, сокращает размер созданной там добавленной стоимости.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Современная латвийская модель кадровой политики в сельском хозяйстве характеризуется следующими признаками:

- неблагоприятными тенденциями социально-демографического характера. Дефицит рабочей силы на селе вызван снижением рождаемости, сокращением доли трудоспособного сельского населения, интенсивной внутристрановой и межстрановой миграцией, ростом безработицы, отсутствием прогрессивного развития социальной инфраструктуры на селе, низкой инновационной активностью в сельском хозяйстве, отставанием квалификационного уровня трудовых ресурсов села от общеевропейского;

- отсутствием согласованности относительно вектора решения кадровых проблем в аграрном секторе между сельскохозяйственными производителями, работодателями и органами государственного управления. Первые видят источник покрытия дефицита аграрных кадров в иностранной рабочей силе, вторые - во внутренних резервах трудовых ресурсов страны (безработных);

- активизацией государственных мер по стимулированию предпринимательской активности сельского населения, особенно молодежи, посредством развития финансовой платформы (с помощью средств специальных европейских фондов) для поддержки начинающих фермеров, создания возможностей и условий для диверсификации сельского бизнеса, повышения престижности аграрного труда, информированности в области ведения сельского хозяйства, сдерживания миграции квалифицированной части населения.

Представляется обоснованным также отметить, что переход к западной модели хозяйствования (от крупнотоварного производства к мелкому) не гарантирует повышения эффективности сельскохозяйственного производства, мгновенного решения кадровых проблем.

Заключение

Современная латвийская модель кадровой политики в сельском хозяйстве характеризуется неблагоприятными тенденциями социально-демографического характера, низкой инновационной активностью в сельском хозяйстве, отставанием квалификационного уровня трудовых ресурсов села от общеевропейского, отсутствием согласованности относительно вектора решения кадровых проблем в аграрном секторе между сельскохозяйственными производителями, работодателями и органами государственного управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беларусь и страны мира: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. -369 с.

2. Даже в кризис латыши не хотят работать в поле за 900 евро [Электронный ресурс] // Спутникньюс. Новости экономики Латвии. - Режим доступа: https://lv.sputniknews.ru/economy/20200521/13766829/Dazhe-v-krizis-latviytsy-ne-khotyat-rabotat-v-pole-za-900-evro-fermery-boyatsya-za-urozhay.html. - Дата доступа: 18.05.2021.

3. Жданов, С. В. Латвийский рецепт / С. В. Жданов // Вестник МГИМО-Университета. - 2009. - № 6 (9). - С. 1-10.

4. Латвийский государственный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://latvija.lv/ru/PPK/Uznemejdarbiba/Lauksaimnieciba-lauku-attistiba. - Дата доступа: 07.05.2021.

5. Межевич, Н. М. Прибалтийская экономическая модель: некоторые итоги трансформаций 1990-2015 годов / Н. М. Межевич // Балтийский регион. - 2015. - № 4 (26). - С. 27-50.

6. Работники без зарплаты, мало инноваций [Электронный ресурс] // Спутникньюс. Новости экономики Латвии. - Режим доступа: https://lv.sputniknews.ru/economy/20190415/11332411/oecd-issledovanie-selskoe-hozyajstvo-latvia.html. - Дата доступа: 17.05.2021.

7. Роллс, М. Обзор по управлению фермерскими хозяйствами в агроконсалтинговых программах стран Центральной и Восточной Европы: рабочий документ / М. Роллс. - Рим: ФАО, 2001. - 44 с.

8. Спрос на сезонных гастарбайтеров растет [Электронный ресурс] // Миксньюс. - Режим доступа: https://mixnews.lv/latviya/2020/07/30/spros-na-sezonnyh-gastarbajterov-rastet-minzemledeliya-latvii-budet-oczenivat-eobhodimost-ih-vvoza. - Дата доступа: 18.05.2021.

9. Стоимость рабочей силы [Электронный ресурс] // Нац. стат. ком-т. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/stoimost-rabochey-sily. - Дата доступа: 17.06.2021.

10. У них ни Троицы, ни Лиго: латвийское село ждет гастарбайтеров [Электронный ресурс] // Спутникньюс. Новости экономики Латвии. - Режим доступа: https://lv.sputniknews.ru/Latvia/20210412/15484012/U-nikh-ni-Troitsy-ni-Ligo-latviyskoe-selo-zhdet-gastarbayterov.html. - Дата доступа: 18.05.2021.

11. Official statistics portal of Latvia [Electronic resource]. - Mode of access: https://stat.gov.lv/en/search?Search=%22%22&DataSource=%22data%22&Type=%5B%22other_format%22%2C%22table%22%5 D&Themes=%22124%22. - Date of access: 14.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.