Научная статья на тему 'Европейские приоритеты в управлении развитием сельских территорий до 2020г'

Европейские приоритеты в управлении развитием сельских территорий до 2020г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / KEY RURAL AREAS / MANAGING RURAL DEVELOPMENT / INTERNATIONAL EXPERIENCE / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрунова Алина

Предмет исследования приоритеты и механизмы государственной поддержки развития сельских территорий в ЕС; цель рассмотреть приоритеты европейских стран в управлении развитием сельских территорий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены европейские концепции развития сельских территорий, проанализирована европейская институциональная база по поддержке развития сельских территорий, рассмотрены приоритеты и механизмы финансирования программ развития сельских территорий. В исследовании использовались экономико-статистические методы и системный подход. Исследование базируется на изучении законодательных актов Европейского союза, авторских расчетах. Определено, что управление развитием сельских территорий в ЕС осуществляется в соответствии с территориальным подходом. Выявлено, что развитие сельских территорий стало вторым из генеральных направлений в единой аграрной политике ЕС. Показано, что программы развития сельских территорий основаны на шести приоритетах, установленных регламентом ЕС, а финансирование осуществляется из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (EAFRD) с обязательным софинансированием из национальных или региональных бюджетов. Основные положения, выводы и рекомендации могут использоваться органами власти РФ для формирования эффективной системы устойчивого развития сельских территорий. Автором сделан вывод о том, что европейская модель развития сельских территорий носит комплексный характер, а сельская территория рассматривается как единый социально-экономический и природный комплекс и соответственно меры по развитию сельских территорий имеют широкий спектр направлений от сохранения и укрепления экосистемы сельского и лесного хозяйства до создания рабочих мест на селе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theme of the study is to explore priorities and mechanisms of state support of development of rural territories in the EU. The goal is to consider the priorities of the European countries in the management of development of rural territories. To achieve this goal have been resolved following tasks: we have studied the European concept of rural development, analysed by the European institutional framework to support the development of rural areas, considered priorities and mechanisms of financing of programs of development of rural territories. The study used economic and statistical methods and a systematic approach. The study is based on the study of legislative acts of the European Union, author’s calculations.It is determined that the management of development of rural territories in the EU is implemented in accordance with territorial-ness of the approach. It is revealed that the development of rural areas became the second of the General directions in the common agricultural policy of the EU. It is shown that a program of development of rural areas OS-based on six priorities established by the EU regulation, and is funded by Xia from the European agricultural Fund for rural development (EAFRD), with mandatory co-financing from national or regional budgets. Basic provisions, conclusions and recommendations can be used by the authorities of the Russian Federation for the formation of an effective system of sustainable development of rural areas. The author concludes that the European model of rural development is comprehensive and the rural territory is considered as a unified socio-economic and natural complex, and accordingly measures for the development of rural territories have a wide range of areas, from preserving and enhancing ecosystems agriculture and forestry to create jobs in rural areas

Текст научной работы на тему «Европейские приоритеты в управлении развитием сельских территорий до 2020г»

УДК 338.43.

08.00.00 Экономические науки

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ДО 2020Г.

Добрунова Алина Ивановна

канд. социол. наук, доцент кафедры организации и управления

ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина» г. Белгород, Россия E-mail: dobrunova@mail. ru

Предмет исследования - приоритеты и механизмы государственной поддержки развития сельских территорий в ЕС; цель - рассмотреть приоритеты европейских стран в управлении развитием сельских территорий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены европейские концепции развития сельских территорий, проанализирована европейская институциональная база по поддержке развития сельских территорий, рассмотрены приоритеты и механизмы финансирования программ развития сельских территорий. В исследовании использовались экономико-статистические методы и системный подход. Исследование базируется на изучении законодательных актов Европейского союза, авторских расчетах. Определено, что управление развитием сельских территорий в ЕС осуществляется в соответствии с территориальным подходом. Выявлено, что развитие сельских территорий стало вторым из генеральных направлений в единой аграрной политике ЕС. Показано, что программы развития сельских территорий основаны на шести приоритетах, установленных регламентом ЕС, а финансирование осуществляется из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (EAFRD) с обязательным софинансированием из национальных или региональных бюджетов. Основные положения, выводы и рекомендации могут использоваться органами власти РФ для формирования эффективной системы устойчивого развития сельских территорий. Автором сделан вывод о том, что европейская модель развития сельских территорий носит комплексный характер, а сельская территория рассматривается как единый социально-экономический и природный комплекс и соответственно меры по развитию сельских территорий имеют широкий спектр направлений от сохранения и укрепления экосистемы сельского и лесного хозяйства до создания рабочих мест на селе

Ключевые слова: СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

UDC 338.43. Economics

EUROPEAN UNION PRIORITIES FOR RURAL DEVELOPMENT UNTIL 2020

Dobrunova Alina Ivanovna Candidate of sociology, associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin» Belgorod state agricultural university named after V. Gorin Belgorod, Russia

Theme of the study is to explore priorities and mechanisms of state support of development of rural territories in the EU. The goal is to consider the priorities of the European countries in the management of development of rural territories. To achieve this goal have been resolved following tasks: we have studied the European concept of rural development, analysed by the European institutional framework to support the development of rural areas, considered priorities and mechanisms of financing of programs of development of rural territories. The study used economic and statistical methods and a systematic approach. The study is based on the study of legislative acts of the European Union, author's calculations.It is determined that the management of development of rural territories in the EU is implemented in accordance with territorial-ness of the approach. It is revealed that the development of rural areas became the second of the General directions in the common agricultural policy of the EU. It is shown that a program of development of rural areas OS-based on six priorities established by the EU regulation, and is funded by Xia from the European agricultural Fund for rural development (EAFRD), with mandatory co-financing from national or regional budgets. Basic provisions, conclusions and recommendations can be used by the authorities of the Russian Federation for the formation of an effective system of sustainable development of rural areas. The author concludes that the European model of rural development is comprehensive and the rural territory is considered as a unified socio-economic and natural complex, and accordingly measures for the development of rural territories have a wide range of areas, from preserving and enhancing ecosystems agriculture and forestry to create jobs in rural areas

Keywords: RURAL AREAS, MANAGING RURAL DEVELOPMENT, INTERNATIONAL EXPERIENCE, PROGRAM OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

ТЕРРИТОРИЙ

йо1: 10.21515/1990-4665-133-041

Сельские территории имеют немаловажное значение для каждого государства, так как являются основными производителями продуктов питания, обеспечивают продовольственную безопасность государства. А для Европейских стран (ЕС) сельские территории выступают в качестве основных источников производства возобновляемой энергии. Сельские территории в ЕС занимают 91% площади, на них проживает более половины населения ЕС, производят 42% ВВП ЕС и предоставляют 53% рабочих мест, но доход, в расчете на душу населения, вдвое ниже, чем на городских территориях [1].

На процесс изменения концепции развития сельских территорий значительно повлияло расширение ЕС за счет присоединения новых государств-членов, а так же рост следующих проблем: депопуляция и старение населения; миграция молодежи в города, низкий уровень доходов сельских жителей, узкий спектр экономической деятельности, ограниченный доступ к сфере социальных услуг; менее развитая информационная и коммуникационная инфраструктура и т.п. Кроме того, проблемой во всем мире, является перенаселение городов, рост социальных издержек в городах [2,3].

Одним из приоритетных направлений экономической политики ЕС является государственное регулирование сельского хозяйства. В этой связи была принята единая аграрная политика ЕС (САР ЕС), предусматривающая систему гарантированных цен, регулирование сельскохозяйственного рынка и таможенный протекционизм в торговле с другими странами [4,5]. Внедрение единой аграрной политики и единой политики развития сельских территорий, прежде всего, связано с тем, что не все страны-участники ЕС могут позволить себе политику, в которой

они нуждаются. Более того, многие вопросы, рассматриваемые в рамках политики развития сельских территорий, невозможно четко разделить по государственным или региональным границам, поскольку они затрагивают жителей других стран (например, загрязняющие вещества очень легко пересекают границы; в широком смысле вопросы устойчивости окружающей среды стали общеевропейскими и общемировыми вопросами) [6]. В последние годы в мире остро стоит необходимость перехода к устойчивому развитию сельских территорий и «зеленой» экономике, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом значительно снижает риски для окружающей среды, а так же ее деградацию [7].

Концепция развития сельских территорий в Европейских странах основана на следующих подходах: отраслевой, перераспределительный и территориальный [8,9]. При отраслевом подходе основные усилия государства были направлены на поддержку сельскохозяйственного производства, при этом считалось, что при развитом аграрном производстве получат развитие и сельские территории. Но при достижении устойчивого развития аграрного бизнеса сельские территории так и не получили должного развития, что и вызвало необходимость внедрения второго - перераспределительного подхода. Сущность которого, заключалась не только в поддержке аграрного бизнеса, но и поддержке других смежных отраслей. Но данный подход тоже не принес долгожданного эффекта, при этом оказался высокозатратным. С сокращением доли сельского хозяйства в экономике сельских территорий государственная политика ЕС была переориентирована на территориальный подход [10]. Таким образом, только системное понимание проблем сельских территорий, координированные действия и целевое расходование средств, позволят создать среду, удобную и привлекательную для жизнедеятельности сельских жителей [11].

В настоящее время используются две концептуальные модели государственной поддержки развития сельских территорий: первая модель -условия и механизмы государственной поддержки закреплены рамках единого законодательного акта. Именно эту модель использует Европейский союз и вторая модель - имеются различные программы, которые могут реализоваться независимо друг от друга. Используют эту модель США, Мексика и др. [12].

Осуществление ЕС политики развития сельских территорий на период 2014-2020 регулируется рядом законодательных актов: регламент ЕС №1305/2013; регламент ЕС №1306/2013; регламент ЕС № 1303/2013; регламент ЕС № 1310/2013. В дополнение к Правилам, принятым Европейским парламентом и Европейским Советом, Европейской комиссией был принят ряд актов внедрения и делегированных актов, регулирующих более детальные аспекты политики [13].

В период с 2000 г. по 2014 гг. развитие сельских территорий стало вторым из генеральных направлений в единой аграрной политике ЕС, которое дополняло систему прямых выплат фермерам и мер по регулированию аграрных рынков. Опыт европейских стран, свидетельствует, что устойчивое состояние производства и социальных процессов на селе во многом обусловлено масштабами и организационно-хозяйственными факторам кооперативного движения, причем преимущественно в вертикальных формах (сбыт продукции, материально-техническое снабжение, переработка, сервисное обслуживание) [14]. За период с 2000 г. по 2006 г. на развитие сельских территорий было выделено 10 % бюджета САР ЕС, а в 2007-2013 гг. на поддержку выделили 25 %. При этом государства - члены ЕС самостоятельно разрабатывают программы развития сельских территорий (КОР), но основываются на приоритетах, установленных ЕС [15].

На период 2014-2020, комиссия установила три главные стратегические цели политики ЕС по развитию сельских территорий, которые воплотились в шести приоритетах (рис. 1).

Стратегические цели политики ЕС по развитию сельских территорий1.

рентоспособности сельскохозяйственно й продукции вого управления природными ресурсами и изменениями климата риального развития сельских экономик и общин, в том числе по созданию и сохранению рабочих мест

>

>

Рис. 1. Стратегические цели и приоритеты политики ЕС развития

сельских территорий [16]

Развитие сельских территорий финансируется из Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (БАБКО) с обязательным софинансированием из национальных или региональных бюдже-

Содействие передаче знаний и инноваций в области сельского хозяйства, лесного

хозяйства и сельской местности

Повышение устойчивости/конкурентоспособности всех видов сельского хозяйства, а также продвижение инновационных сельскохозяйственных технологий и устойчивого лесопользования

тов [17]. Таким образом, из фонда с 2014 г. по 2020г. будет выделено более 100 млрд. евро, а также дополнительно будет привлечено 61млрд. евро за счет государственного финансирования страна членов ЕС. Все 28 государств-членов разработали национальные программы по развитию сельских территорий, в результате комиссия получила 118 национальных и региональных программ от государств-членов. Некоторые крупные страны ЕС представили одну национальную программу и несколько региональных: Франция - 30 программ, Италии - 23, Испания - 19 и Германия - 15 программ. Тем не менее, большинство государств-членов разработали единую национальную программу [18].

Государства-члены или регионы разработали свои программы развития сельских районов (КОР), с учетом как минимум четырех из шести приоритетов, и установили количественные целевые показатели по основным направлениям, с учетом детальной оценки потребностей территории, для которой разработаны КОР. При этом каждое государство обозначило, какие меры из списка, предусмотренных регламентом БАБКО они будут использовать для достижения своей цели и сколько средств будет выделено для каждого направления. В КОР также представлена стратегия и тщательный анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (8ШОТ-анализ) сельской территории.

Стоит отметить, что «инновации», «окружающая среда» и снижение последствий изменения климата и адаптации являются обязательными задачами для всех программ.

По сравнению с прежними правилами, БАБКО в 2014-2020 гг. предлагает упрощение процедуры по предоставлению финансовых ресурсов, кроме того предусматривается некоторая гибкость в выборе мер, то есть страны могут использовать различные комбинации приоритетов в зависимости от проблем сельских территорий. При реализации программ развития сельских территорий предусмотрен премиальный фонд в размере 6%

от выделенных средств для развития каждой страны. Комиссия рассматривает выполнение программы государствами-членами в 2017 и 2019 годах и в случае достижения целевых показателей страны могут дополнительно получить средства на развитие сельских территорий, а случае невыполнения предусмотрены финансовые санкции.

На реализацию единой аграрной политики (САР) в 2014-2020 гг. будет выделено 408.31 млрд. евро или 38 % от общего бюджета ЕС. Первоначально, этот бюджет был распределен между двумя главными направлениями: поддержка фермеров и регулирование аграрных рынков -312.74 млрд. евро или 29 % от общего бюджета ЕС (финансирование из Европейского фонда гарантий в области сельского хозяйства (БАОБ) и развитие сельских территорий -95.58 млрд. евро или 9 % (финансирование БАБКО) (табл. 1).

Таблица 1

Бюджет единой аграрной политики ЕС в 2014-2020 гг.

Направления единой аграрной политики (САР) Млрд. евро В % В % к бюджету ЕС

Блок 1 - поддержка фермеров и регулирование аграрных рынков 312.74 76,6 29

Блок 2 - развитие сельских территорий 95.58 23,4 9

ИТОГО 408,31 100 38,0

В разрезе государств объем бюджетных ассигнований, выделенных на развитие сельских территорий выглядит следующим образом:

1 т

I I I

П7 ■ ■ В I

8 О ^н Г>1 О О ^н о о о о о о В I I I

Бельгия Болгария Чехия Дания Германия Эстония Ирландия Греция Испания Франция Хорватия Италия Кипр Латвия Лита Люксембург Венгрия Мальта Нидерланды Авария Польша Португалия Румыния Словения Словакия Финляндия Швеция Великобритания

Рис. 2. Размер государственных ассигнований на развитие сельских территорий при утверждении программ в 2013г., млрд. евро

При этом государства-члены могут уменьшать сумму по одному направлению и увеличивать по другому до 15% от первоначальной суммы, а для некоторых государств-членов, до 25%. По данным программ, представленных странами и регионами в Европейскую Комиссию, 11 стран решили использовать эту возможность, чтобы увеличить поддержку сельских территорий (Бельгия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Латвия, Нидерланды, Румыния и Великобритания). В результате, бюджет развития сельских территорий ЕС вырос до 106,8 млрд. евро и в % к общему бюджету ЕС составил 11,5 % (рис.2).

Рис. 3. Размер государственных ассигнований на развитие сельских территорий после перераспределения в 2015г., млрд. евро1

На рисунке 3 показаны размеры государственных ассигнований членов ЕС после межотраслевых трансфертов, согласно статье 14 Регламента ЕС № 1307/2013 и уменьшение платежей в соответствии со статьей 11 Рег-

о

ламента ЕС №1307/20132 На прежнем уровне размер трансфертов оставили такие страны как Австрия, Бельгия, Финляндия, Ирландия, Италия, Литва, Мальта, Португалия, Словения и др. При этом на 1 жителя наименьшие затраты на развитие сельских территорий составили в Нидерландах 6,55 евро, а наибольшие в Эстонии 980,3 евро в год. В среднем на 1 жителя ЕС выделяется на развитие сельских территорий 30,2 евро в год за счет средств Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (табл.2).

1 Regulation (EU) No 1305/2013; Commission delegated regulation (EU) 2015/791 of 27 April 2015 -http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1440746255069&uri=CELEX:32015R0791

2 Regulation (EU) No 1307/2013 - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32013R1307

Таблица 2. Размер государственных ассигнований на развитие сельских территорий по программам на период 2014-2020 гг. в расчете на од-

3

ного жителя в год, евро

Государс тво Выделено на 1 жителя в год, евро Государство Выделено на 1 жителя в год, евро

Бельгия 8,41 Литва 76,81

Болгария 46,32 Люксембург 27,63

Чехия 31,37 Венгрия 49,50

Дания 23,87 Мальта 33,34

Германия 16,50 Нидерланды 6,55

Эстония 980,28 Австрия 66,97

Ирландия 69,54 Польша 32,27

Греция 60,18 Португалия 55,22

Испания 25,71 Румыния 54,51

Франция 24,91 Словения 59,85

Хорватия 68,92 Словакия 41,26

Италия 25,16 Финляндия 62,97

Кипр 23,62 Швеция 26,80

Латвия 76,83 Великобрита ния 11,72

В среднем на 1 жителя ЕС 30,2

Кроме этого, обязательным для каждого государства является резервирование части ассигнований (4 %) в целях финансирования создания и функционирования национальной сети сельской связи, которая объединяет организации и администрации, участвующих в развитии сельских террито-

Общее население Евросоюза. Численность населения стран Евросоюза - URL: http://fb.ru/article/211968/obschee-naselenie-evrosoyuza-chislennost-naseleniya-stran-evrosoyuza;

рий. Целью их создания является расширение участия заинтересованных сторон в области развития сельских территорий, а также обмен опытом и передовой практикой, развитие сотрудничества и совместного обучения для улучшения планирования и реализации программ, ликвидации ошибок и нарушений.

С изменением целей и задач в ЕС изменился подход к дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Такой экономический показатель, как уровень валового регионального продукта на душу населения, по-прежнему остается базовым критерием оказания поддержки регионам. Однако пороговые величины для отнесения конкретного региона к той или иной группе и назначения ему помощи теперь несколько иные. Теперь регионы подразделяют на: менее развитые (с уровнем валового регионального продукта на душу населения менее 75% от среднего по ЕС-28), переходные (с аналогичным показателем в диапазоне от 75 до 90%) и более развитые (с уровнем душевого дохода выше 90% от среднего по ЕС-28) [19].

Большинство (70%) из средств европейского фонда регионального развития выделено на менее развитые сельские территории - 15 812 млн. евро. Для сельских территорий переходного типа выделено 2 764 млн. евро (12%) из европейского фонда регионального развития, для более развитых - 2 591 млн. евро (12%) и только 1 410 млн. евро для территориального сотрудничества (6%) (рис. 4).

1,40%

ЛЛЛЛЛГ !а1,ж

88,40% 11 со/ шй; 11,0/0 ЧН«п 7П0/ УЛЧМ! ш / /п

% щуулу 'УУУУУУУУ> о,1и/о "^да'

* менее развитые сельские территории

® более развитые сельские территории

я переходные сельские территории

* территориальное сотрудничество

Рис. 4. Структура расходов европейского фонда регионального развития на 2014-2020гг. для развития сельских территорий, % [13]

Финансирование мероприятий по развитию сельских территорий осуществляется также за счет средств Европейского социального фонда (Е8Б), который согласно статьям 32, 33 и 34 Регламента ЕС № 1303/2013 может поддерживать сообщества местных стратегий развития сельских территорий, местные инициативы в области занятости, включая занятость молодежи, воспитания и социальной интеграции .

4 Яе^Ышп (ЕЙ) N0 1303/2013 №Ь: http://eur-lex.europa.eu/legal-сотет/ЕК/ТХТ7?фё=1434637312357&ип=СЕЬЕХ:32013Ю303

0,70%

менее развитые сельские территории ш переходные сельские территории ■ территориальное сотрудничество

Рис. 5. Структура расходов Европейского социального фонда на 2014-2020 гг. для развития сельских территорий, %

Финансовый пакет ЕС для Е8Б на период 2014-2020 гг. составляет 86 405 млн. евро. Из них 6 089 млн. евро выделяется для развития сельских территорий, что составляет 7,0 % от общего бюджета Е8Б (рис.5)5.

Из средств Европейского социального фонда большая часть денежных средств выделяется на поддержку менее развитых сельский территорий 74 % или 4 509 млн. евро. Территориальное сотрудничество поддерживается объемом средств 1 000 млн. евро (16 %) из Е8Б, в то время как переходные сельские территории получат 579 млн. евро (10 %).

Поддержку сельских территорий в ЕС также осуществляет Фонд сплочения ЕС, однако, он предполагает поддержку адаптации и развития сельских территорий, при условии, что эта поддержка подразумевает экологические выгоды. Около 4 664 млн. евро (7,4 % от бюджета фонда) планируется потратить для развития сельских территорий за период реализации программы 2014-2020 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 European Commission, Directorate-General for Budget (2014), EU budget 2013 Financial Report - Also covering Multiannual Financial Framework 2007-13, Office for official Publications of the European communities, 2014

Таким образом, развитие сельских территорий в Европейских странах осуществляется на комплексной основе, а сельская территория рассматривается как единый социально-экономический и природный комплекс и соответственно меры по развитию сельских территорий имеют широкий спектр направлений [20]:

- увеличение секторов сельского и лесного хозяйства -ориентировано на развитие человеческого капитала, поддержку производства качественной продукции;

- улучшение окружающей среды и ландшафта - предполагает сохранение и обновление природных ресурсов, поддержание зон, имеющих особую природную ценность для сельского хозяйства и т.д.;

- диверсификация экономики сельских территорий и улучшение качества жизни - проявляется в развитии местной инфраструктуры и увеличении человеческого капитала в сельской местности;

- развитие экономики сельских территорий, межрегиональные и международные связи - направлено на улучшение качества жизни и экономическое благосостояние в сельской местности;

- создание и развитие малых предприятий, в том числе создание рабочих мест; стимулирование развития сельских территорий;

- повышение доступности и повышение качества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сельских районах.

На современном этапе Европейский Союз имеет эффективно действующие программы развития сельских территорий. Многие программы развития сельских территорий вполне соотносятся с целями развития сельских территорий Российской Федерации, такие, например, как поддержка малых и средних форм хозяйствования, поддержка производства экологически чистой продукции, разработка программ, способствующих заинтересованности молодежи в сельскохозяйственной деятельности, широкомасштабное внедрение инноваций в аграрном секторе экономики. По-

этому изучение опыта ЕС по развитию развития сельских территорий, с нашей точки зрения, будет способствовать выработке оптимальных решений при устранении проблем российских сельских территорий, их более эффективному развитию.

Список литературы:

1. Крутиков В. К. Развитие сельских территорий: инновации, диверсификация /

B.К. Крутиков, О.В. Федорова - Калуга: ЗАО «Типография Флагман», 2011. 216 с.

2. Ташмагамбетов Т.Ж. Перспективы развития сельских территорий: зарубежный опыт / Т.Ж. Ташмагамбетов URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01477.htm

3. Богодухова О. А. Сравнительный анализ мер по поддержке развития сельских территорий России и ЕС // О. А. Богодухова, А.Ю. Нежельченко, А.М. Данилова // Материалы XXI международной научно-производственной конференции. Белгород, 2017. С.176-177.

4. Газизов Р. М. Зарубежный опыт развития сельских территорий / Р.М. Газизов // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 416-418.

5. Европейский Союз: факты и комментарии [Электронный ресурс] / отв. ред. Борко Ю.А. / Ассоциация европейских исследований. 2012. Выпуск 66. С. 15-20 // URL:: http://www.edcaes.ru

6. Буздалов И.Н. Методологические аспекты устойчивости сельского развития / И.Н. Буздалов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. № 6. С.2-4.

7. Добрунова А.И. От экологизации землепользования к производству экологически чистой продукции и к устойчивому развитию сельских территорий/ А.И. Добрунова, Л.В. Олива, А.А. Сидоренко// Казанская наука. 2015. № 10. С. 127-131.

8. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе: политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней /Ф. Мантино. URL: http://www.fao.org/ docrep/013/i2001 r/i2001 r.pdf

9. Пантелеева О. И. Концептуальные подходы к государственной поддержке развития сельских территорий в мире / О.И. Пантелеева, А.В. Шулдяков //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 2 С.68-71.

10. Автайкина Е.В. Применение зарубежного опыта формирования политики развития сельских территорий для Российской Федерации / Е.В. Автайкина. - URL: http://www.scienceforum.ru/2013/130/1732

11. Дорофеев А.Ф. Кластерный подход к развитию сельских территорий / А.Ф. Дорофеев, А.И. Добрунова // Вестник ОрелГАУ. 2015. № 2. С.94-100.

12. Морозова Н.С. Развитие сельских территорий: зарубежный опыт / Н.С. Морозова, Е.В. Иванова// Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т.10. № 6.

C.63-69.

13. Soldi R. Evolution of the Budget Dedicated for Rural Development Policy / R. Soldi URL: http://cor.europa.eu/en/documentation/studies/Documents/Evolution-Budget-Dedicated-Rural-Development-Policy.pdf

14. Augere-Granier M.-L. EU rural development policy / M.-L. Augere-Granier URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/568340/EPRS_BRI(2015)568340 _EN.pdf

15. Agriculture and rural development - URL: https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-2014-2020_en

16. Прохоренко И.Л. Многолетний финансовый план ЕС на 2014-2020 годы: новые приоритеты / И.Л. Прохоренко // Электронный ресурс URL: http ://www. fao. org/ docrep/013/i2001 r/i2001 r.pdf

17. Конева Д. А. Зарубежный опыт как основа решения проблем развития сельских территорий в волгоградской области / Д. А. Конева // Novaum. 2017. № 7. URL: http://novaum.ru/public/p243

18. Юркенайте Н. Реформа единой аграрной политики Европейского союза на период после 2013 года / Н. Юркенайте // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 3. С. 26-30.

19. Шеламова Н.А. Реформа Единой аграрной политики ЕС на период с 2014 по 2020 год / Н.А. Шеламова // Сахарная свекла. 2014. № 7. С.2-6.

20. Фалькович Е.Б. Особенности аграрной политики ЕС и направления ее совершенствования / Е.Б. Фалькович URL http://www.sworld.com.ua/konfer29/1049.pdf

References

1. Krutikov V. K. Razvitie sel'skikh territorij: innovatsii, diversifikatsiya [Development of rural areas: innovation, diversification]. Kaluga, CJSC "Printing house Leader", 2011, 216 p.

2. Tasmagambetov T. J. Perspektivy razvitiya sel'skikh territorii: zarubezhnyi opyt [Prospects for the development of rural areas: foreign experience]. Available at http://www.be5 .biz/ekonomika1/r2010/01477.htm

3. Bogodukhov O. A., Neglicence A. Yu., Danilova A. M. [Comparative analysis of measures to support the development of rural territories of Russia and the EU] Sravnitel'nyi analiz mer po podderzhke razvitiya sel'skikh territorii Rossii i ES : Materialy XXI mezhdu-narodnoi nauchno-proizvodstvennoi konferentsii [Proceedings of the XXI international scientific-production conference]. Belgorod, 2017, pp. 176-177.

4. Gazizov R. M. [Foreign experience of development of rural territories]. Zarubezhnyi opyt razvitiya sel'skikh territorii = Molodoi uchenyi, 2014, no 2, pp. 416-418. (In Russ.)

5. The European Union: facts and comments / Association of European studies. 2012. Edition 66. C. 15-20 // mode of access: http://www.edcaes.ru

6. Buzdalov I. N. [Methodological aspects of the sustainability of rural development]. Metodologicheskie aspekty ustoichivosti sel'skogo razvitiya = Ekonomika sel'skokhozyaist-vennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii, 2017, no. 6, pp. 2-4. (In Russ.)

7. Dobrunova A. I. [From the greening of land use to the production of environmentally friendly products and sustainable development of rural territories]. Ot ekologizatsii zemle-pol'zovaniya k proizvodstvu ekologicheski chistoi produktsii i k ustoichivomu razvitiyu sel'skikh territorii = Kazanskaya nauka, 2015, no. 10, pp. 127-131.

8. Mantino F. Sel'skoe razvitie v Evrope: politika, instituty i deistvuyushchie litsa na mestakh s 1970-kh godov do nashikh dnei [Rural development in Europe: politics, institutions and actors in the field since the 1970-ies up to our days]. Available at: http: ://www.fao.org/docrep/013/i2001 r/i2001 r.pdf

9. Panteleeva O. I., Sudakov V. [Conceptual approaches to the state support of development of rural territories in the world]. Kontseptual'nye podkhody k gosudarstvennoi pod-derzhke razvitiya sel'skikh territorii v mire = Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii, 2015, no 2, pp. 68-71.

10. Aftakina E. V. Primenenie zarubezhnogo opyta formirovaniya politiki razvitiya sel'skikh territorii dlya Rossiiskoi Federatsii [Use of foreign experience of formation of policy

of development of rural territories of the Russian Federation]. Available at: http://www.scienceforum.ru/2013/130/1732

11. Dorofeev A. F., Dobrinova A. I. [A cluster approach to the development of rural territories]. Klasternyi podkhod k razvitiyu sel'skikh territorii = Vestnik OrelGAU, 2015, no 2, pp. 94-100.

12. Morozova N., Ivanova E. V. [With. Development of rural areas: international experience]. Razvitie sel'skikh territorii: zarubezhnyi opyt = Sotsial'no-ekonomicheskie yav-leniya i protsessy, 2015, T. 10, no. 6, pp. 63-69.

13. Soldi R. Evolution of the Budget Dedicated for Rural Development Policy. Available at: http://cor.europa.eu/en/documentation/studies/Documents/Evolution-Budget-Dedicated-Rural-Development-Policy.pdf

14. Augere-Granier M.-L. EU rural development policy. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/568340/EPRS_BRI(2015)568340 _EN.pdf

15. Agriculture and rural development Available at: https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-2014-2020_en

16. Prokhorenko I. L. Mnogoletnii finansovyi plan ES na 2014-2020 gody: novye pri-oritety. [Multi-year financial plan of the EU for 2014-2020: new priorities]. Available at: http://www.fao.org/ docrep/013/i2001r/i2001r.pdf

17. Koneva D. A. [Foreign experience as a basis for the solution of problems of development of rural territories of the Volgograd region]. Zarubezhnyi opyt kak osnova resheniya problem razvitiya sel'skikh territorii v volgogradskoi oblasti = Novaum, 2017, no. 7, Available at: http://novaum.ru/public/p243

18. Urbanite N. [Reform of the common agricultural policy of the European Union for the period after 2013] Reforma edinoi agrarnoi politiki Evropeiskogo soyuza na period posle

2013 goda = Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii, 2012, no. 3, pp. 26-30.

19. Shalamova N. [Reform of the common agricultural policy of the EU for the period

2014 to 2020] Reforma Edinoi agrarnoi politiki ES na period s 2014 po 2020 god = Sakhar-naya svekla, 2014, no. 7, pp. 2-6.

20. Falkovich, E. B. Osobennosti agrarnoi politiki ES i napravleniya ee sovershenstvovaniya [Agrarian policy of the EU and ways of its improvement]. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer29/1049.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.