УДК 332.146.2(4)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ О. А. ПАШКЕВИЧ, В. О. ЛЁВКИНА
Институт системных исследований в АПКНАН Беларуси г. Минск, Беларусь, 220108, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 25.09.2017)
Развитие сельских территорий выступает одним из стратегических направлений развития любой страны, поскольку в своей основе оно ориентировано на поддержание демографической базы для воспроизводства сельского населения, укрепление региональной продовольственной безопасности, сохранение культурно-исторического наследия, обеспечение экологического равновесия. Несмотря на то, что сельские территории имеют много общего, их развитие идет преимущественно по индивидуальному сценарию. Это обусловлено совокупностью различных факторов, среди которых государственная политика, нацеленная на те, или иные национальные приоритеты, ресурсный и производственный потенциал территорий, менталитет сельского населения. В этой связи особый научный интерес представляет изучение зарубежного опыта развития сельских территорий с учетом их особенностей и подходов к решению возникающих проблем. Результаты исследования имеют важное социально-экономическое значение при разработке эффективных мер по развитию сельских территорий в Республике Беларусь. Целью настоящего исследования явилось изучение региональных подходов к развитию сельских территорий в Европейском Союзе. Были проанализированы показатели, приоритеты, объем, структура и источники финансирования программ по развитию сельских территорий. Это позволило сформировать актуальную базу данных для проведения сравнительного анализа и продолжения исследований по данному направлению.
Ключевые слова: Европейский Союз,сельские территории, сельское хозяйство, агробизнес, занятость, диверсификация.
The development of rural areas is one of the strategic directions for the development of any country, since it is basically oriented towards maintaining demographic base for the reproduction of rural population, strengthening regional food security, preserving the cultural and historical heritage, ensuring ecological balance. Despite the fact that rural areas have much in common, their development is mainly based on an individual scenario. This is due to a combination of various factors, including state policy aimed at some national priorities, the resource and production potential of the territories, and the mentality of rural population. In this regard, the study of foreign experience in the development of rural areas, taking into account their specific features and approaches to solving emerging problems, is of special scientific interest. The results of the research are of great socio-economic importance when developing effective measures for the development of rural areas in the Republic of Belarus. The purpose of this study was to study regional approaches to the development of rural areas in the European Union. The indicators, priorities, scope, structure and sources offinancing for rural development programs were analyzed. This allowed us to create an up-to-date database for conducting comparative analysis and continuing research in this area.
Key words: European Union, rural areas, agriculture, agribusiness, employment, diversification.
Введение
Сельская территория выступает в качестве одного из важнейших компонентов региональной социально-экономической системы и выполняет следующие народнохозяйственные функции: производственную - обеспечение удовлетворения потребностей общества в продовольствии и сельскохозяйственном сырье для нужд других отраслей экономики; демографическую - основа для воспроизводства сельского населения, обеспечения аграрной отрасли трудовыми ресурсами; социальную - сохранение сельского уклада, сельских общин, сельского образа жизни; культурно-этническую - сохранение языка и культуры, традиций, обрядов, истории; природоохранную (экологическую) - поддержание экологического равновесия в агробиоценозах, содержание заповедников, заказников, парков, ландшафтов; пространственно-коммуникационную - размещение и обслуживание дорог, линий электропередач, связи, водопроводов и других инженерных коммуникаций; рекреационную - создание условий для отдыха, восстановления духовных и физических сил как сельского, так и городского населения; нравственную - сохранение и укрепление нравственного потенциала, духовного богатства и здоровья общества, воспитания патриотизма. Кроме этого, сельские территории выступают как перспективные объекты для развития агробизнеса и предпринимательства с целью диверсификации сельской экономики и повышения уровня благосостояния сельских жителей.
Исследованию опыта развития сельских территорий посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей, среди которых Р. Х. Адуков, К. Ю. Волошенко, Р. М. Газизов, Т. Г. Мозжерина, Н. С. Морозова, В. Юрсениене и многие другие.
Цель данной публикации - изучение региональных подходов к развитию сельских территорий Европейского Союза на основе анализа показателей, приоритетов, объема, структуры и источников финансирования программных мероприятий.
Основная часть
Развитие сельских территорий представляет собой одно из важнейших направлений деятельности Европейского Союза (ЕС), ведущего активную политику их сбалансированного развития наряду с городскими [11-22].
Основные показатели развития сельских территорий ЕС представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1. Основные показатели развития сельских территорий ЕС
Территории Территория (2013 г.) Население (2014 г.) Валовая добавленная стоимость (2012 г.) Занятость (2014 г.)
млн км2 % млн чел. % млн евро % млн чел. %
Преимущественно сельские (удельный вес сельского населения в общей численности населения более 50 %) 2,31 51,8 112,92 22,3 1,76 15,6 38,46 20,5
Промежуточные (удельный вес сельского населения в общей численности населения 20-50 %) 1,71 38,4 177,64 35,0 3,76 31,4 64,84 34,6
Преимущественно городские (удельный вес сельского населения в общей численности населения менее 20 %) 0,44 9,8 216,28 42,7 6,35 53,0 83,92 44,8
Всего 4,45 100,0 506,85 100,0 11,98 100,0 187,23 100,0
П р и м е ч а н и е. Таблица составлена по данным источника [17].
Сельские территории в ЕС условно делятся на три категории: преимущественно сельские, промежуточные и преимущественно городские территории, площади которых носят дифференцированный характер. По данным 2013 г. преимущественно сельские территории занимают наибольший удельный вес в структуре общей площади - 51,8 %. Однако численность населения, проживающего на данной территории, является наиболее малочисленной и составляет 22,3 % от общей численности населения сельских территорий. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что концентрация населения наблюдается в преимущественно городских регионах и составляет 42,7 %. Это способствует развитию пригородных зон стран-членов ЕС, обеспечивая получение подавляющей доли валовой добавленной стоимости (53 %) и высокий уровень занятости (44,8 %).
Программы развития сельских территорий ЕС разработаны на период 2014-2020 гг. и направлены на решение ряда экономических, природоохранных и социальных проблем [16].
Т а б л и ц а 2. Объемы и структура финансирование программ развития сельских территорий стран ЕС в 2014-2020 гг.
Страна Число действующих программ Объем финансирования, млн. евро % от общего объема финансирования ЕС
Бельгия 2 648 0,7
Болгария 1 2367 2,4
Чехия 1 2306 2,3
Дания 1 919 0,9
Германия 15 9446 9,5
Эстония 1 823 0,8
Ирландия 1 2191 2,2
Греция 1 4718 4,7
Испания 19 8297 8,4
Франция 30 11385 11,5
Хорватия 1 2026 2,0
Италия 23 10444 10,5
Кипр 1 132 0,1
Латвия 1 1076 1,1
Литва 1 1613 1,6
Люксембург 1 101 0,1
Венгрия 1 3431 3,5
Мальта 1 97 0,1
Нидерланды 1 765 0,8
Австрия 2 3938 4,0
Польша 1 8698 8,8
Португалия 3 4058 4,1
Румыния 1 8128 8,2
Словения 1 838 0,8
Словакия 1 1560 1,6
Финляндия 2 2380 2,4
Швеция 1 1764 1,8
Соединенное королевство 4 5200 5,2
Всего по ЕС 118 99349 100,0
П р и м е ч а н и е. Таблица составлена по данным источника [16].
Анализ объемов и структуры финансирования программ развития сельских территорий стран ЕС в 2014-2020 гг. (табл. 2) показывает, что лидерами по количеству действующих программ в ЕС являются Франция (30 программ с долей финансирования 11,5 %), Италия (23 программы с долей финан-
сирования 10,5 %), Испания (19 программ с долей финансирования 8,4 %), Германия (15 программ с долей финансирования 9,5 %).
Франция не случайно является самым активным участником развития сельских территорий. Проблема опустения сельской местности серьезно обострилась еще в послевоенные годы, в период экономического подъема страны, явившегося катализатором массовой урбанизации французских провинций. Это послужило поводом для разработки и создания в 1963 г. межведомственного инструмента восстановления равновесия между крупными городами и провинцией - агентства ДАТАР (DATAR), основными целями которого являлось: развитие производства преимущественно в провинциях (создание «полисов конкурентоспособности»). С этой целью были разработаны комплексные меры по созданию благоприятных условий для предпринимателей в сельской местности - новая современная инфраструктура, льготные режимы налогообложения, субсидирование и т. д.; развитие сельского туризма как средства освоения и обустройства сельских территорий.
Такое решение было принято французским правительством после проведенного масштабного исследования, показавшего, что большие города концентрируют все экономические, культурные, политические и другие важные направления в ущерб развитию сельских территорий. Благоприятным фактором, обусловившим смещение акцента государственной политики в пользу сельских провинций, являлось то, что в этот период значительно вырос уровень механизации сельского хозяйства, которое представляло собой основную сферу занятости сельских жителей. Создание ДАТАР позволило переломить негативную тенденцию миграции сельского населения, что в конечном итоге привело к повышению занятости в сельской местности и высокому уровню диверсификации сельской экономики, позволяющей французским провинциям интенсивно развиваться.
В настоящее время агентство ДАТАР прекратило свое существование. В 2014 г. был создан Генеральный комиссариат по обеспечению равенства территорий (Commissariat général à l'égalité des territoires - CGET) [11], в задачи которого входит разработка и реализация мер по равнозначному развитию потенциала городских и сельских территорий, содействие устойчивому развитию территорий, оптимальной занятости через создание новых эффективных рабочих мест, обеспечение равнозначного доступа граждан к ресурсам и услугам, содействие сохранению и повышению устойчивости экосистем. Кроме Генерального комиссариата, к решению проблем сельских территорий привлечены и другие ведомства и министерства Франции, среди которых:
Министерство экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства (Ministère de la Transition écologique et solidaire), в задачи которого входит разработка и реализация мероприятий по содействию устойчивому развитию, защите окружающей среды и предотвращению изменения климата, распространению принципов «зеленой экономики», внедрению экологически чистых технологий и производств; Министерство сельского хозяйства (Ministère de l'Agriculture), способствующего развитию сельскохозяйственной отрасли страны, пищевой промышленности, популяризации и поддержке аграрного образования; Министерство экономики (Ministère de l'Economie), поддерживающее развитие малого и среднего бизнеса посредством предпринимательства, ремесленничества, торговли, туризма, защиту и продвижение местных торговых марок, в особенности сыров и вин, что обеспечивает более высокие цены на продукцию местных сыроварен и виноделов. Деятельность Министерства направлена на привлечение инвестиций в инновационные сектора экономики, развитие высоких технологий, способствует равноценному экономическому развитию городских и сельских территорий; Министерство спорта (Ministère des Sports), целью которого является пропаганда здорового и активного образа жизни, укрепление здоровья граждан, что обеспечивает популярность экотуризма, горнолыжных видов спорта, конного спорта (в этой связи коневодческие фермы широко распространены во Франции), а также вовлечение людей с ограниченными возможностями в рамках специальных спортивных программ, которые носят оздоровительный характер; Министерство культуры (Ministère de la culture), поддерживающее в регионах инициативы местных художников, скульпторов, ремесленников, творческих коллективов, кулинарных мастерских с целью сохранения французских традиций и колорита, памятников архитектуры, исторического наследия.
Политика ЕС в области развития сельских регионов нацелена на решение широкого спектра экономических, экологических и социальных проблем XXI века. Это одна из составных частей Общей сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy - CAP), которая дополнена системой прямых выплат фермерам и мерами по управлению сельскохозяйственными рынками. Политика развития сельских территорий разделяет ряд целей с другими европейскими структурными и инвестиционными фондами (European Structural and Investment Funds - ESIF). Политика ЕС в области развития
сельских регионов финансируется Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских территорий (European Agricultural Fund for Rural Development - EAFRD). На реализацию программы в 2014-2020 гг. выделено порядка 100 млрд. евро, при этом каждая страна-член ЕС получает финансовые ассигнования на семилетний период. Кроме того, предусмотрено привлечение дополнительно 61 млрд. евро государственного финансирования в странах-членах.
В течение этого периода в 28 государствах-членах было разработано и внедрено 118 различных программ развития сельских регионов (Rural Development Programmes - RDP), 20 из которых представляют единые национальные программы и 8 государств-членов предпочли иметь две или более региональные программы. Государства-члены разрабатывают собственные программы развития сельских регионов на основе потребностей их территорий и рассматривают, по меньшей мере, четыре из шести следующих общих приоритетов ЕС: содействие передаче знаний и инноваций в сельское, лесное хозяйство и сельские регионы; повышение жизнеспособности и конкурентоспособности сельского хозяйства, а также содействие внедрению инновационных сельскохозяйственных технологий и устойчивому лесопользованию; организация продовольственной цепочки, обеспечение комфортных условий для содержания животных («благополучие») и управление рисками в сельском хозяйстве; восстановление, сохранение и укрепление экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством; содействие ресурсосбережению и поддержка перехода к низкоуглеродной и устойчивой к климатическим изменениям экономике в секторах сельского хозяйства, пищевой и лесной промышленности; содействие социальной интеграции, сокращению масштабов бедности и экономическому развитию в сельских регионах.
Каждый приоритет развития детализируется через формирование «фокус-областей». Например, приоритет в области эффективности использования ресурсов включает в себя: сокращение выбросов парниковых газов и аммиака и содействие уменьшению углерода в сельском и лесном хозяйстве. В рамках своих программ сельского развития государства-члены или регионы устанавливают количественные целевые индикаторы в отношении достижения основных приоритетов. Затем они предлагают меры, которые будут использованы для достижения этих целей, и определяют объем финансирования для каждой меры, при условии, что не менее 30 % средств программы должны быть направлены на мероприятия по защите окружающей среды и адаптацию к изменениям климата и по меньшей мере 5 % финансирования должны расходоваться на мероприятия программы «LEADER».
Следует отметить, что ЕС проводит общую политику сельского развития, применимую во всех странах-участницах. Это объясняется тем, что ведение отдельной национальной политики сельского развития в каждой стране союза является малопродуктивным методом, так как данный аспект связан с вопросами финансирования, загрязнения окружающей среды и т. д., кроме того, ведение общей политики сельского развития увязывается с другими направлениями деятельности ЕС. Несмотря на это, страны-участницы имеют определенную свободу действий, что позволяет им вносить свои изменения в данную политику сообразно потребностям конкретных территорий.
Программа Европейского союза «LEADER» является общей политикой 28 стран-членов ЕС и направлена на развитие сельских территорий. Эта программа реализуется более 20 лет и зарекомендовала себя как действенный инструмент устойчивого развития сельских территорий [8]. Каждое государство составляет свою национальную программу «LEADER» и отрабатывает собственный механизм управления программой. По оценке Европейской комиссии ЕС такие страны, как Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия и ряд других стран стали примерами наиболее успешной реализации программы «LEADER». Главным приоритетом программы является развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности, коммуникаций, производство экологически чистых продуктов, строительство сельского жилья, решение экологических проблем, развитие государственно-частного партнерства и другие направления. Проекты программы «LEADER» реализуются некоммерческими организациями в тесном сотрудничестве с органами государственного и муниципального управления стран ЕС.
В 2014 г. государства-члены подписали соглашение о партнерстве, которое требует координации всех структурных инвестиционных фондов ЕС (European Structural and Investment Funds - ESIF) в каждой стране. Европейская комиссия и ее государства-члены также работают с Европейским инвестиционным банком (European Investment Bank - ЕШ) по созданию финансовых инструментов в рамках Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских территорий (EAFRD). Реализация политики развития сельских регионов контролируется и оценивается детально. Структура распределения финансирования по приоритетам развития сельских территорий ЕС показана на рисунке.
■ Техническая помощь
■ Рост конкурентоспособности
■ Продовольственная обеспеченность
■ Функционирование экосистем
■ Ресурсосбережение
■ Социальная инклюзия
Рис. Структура распределения финансирования по приоритетам развития сельских территорий ЕС, % П р и м е ч а н и е. Рисунок составлен по данным источника [16-18].
Следует отметить, что наивысшим приоритетом политики развития сельских территорий в ЕС является поддержка функционирования экосистем: в структуре общего финансирования она занимает 44 %. Это свидетельствует о крайней обеспокоенности стран-членов союза негативными последствиями изменения климата и окружающей среды, которые могут носить экономический, техногенный, социальный, культурный и политический характер, обусловливая тем самым изменения производственных отношений и производительных сил европейского общества. Вторую по приоритетности позицию занимает рост конкурентоспособности продукции и предприятий сельских территорий. Обеспечение равных возможностей развития подразумевает содействие повышению престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности, развитию сельской социальной инфраструктуры, обеспечение поддержки инициатив местных сельских общин. Это способствует закреплению жителей на сельских территориях и развитию диверсификации сельской экономики.
Программа предпринимательства и инноваций (Entrepreneurship and Innovation Programme - EIP) поддерживает мероприятия, направленные на развитие предпринимательской культуры, и создает лучшие рамочные условия для малого и среднего бизнеса, функционирующего в ЕС [12]. Кроме того в ЕС реализуется ряд инициатив, направленных на поддержку женского предпринимательства [10, 13, 14, 19]. ЕС содействует реализации проектов в области сельского и лесного хозяйства в рамках научно-инновационной структуры «Горизонт 2020». Ожидается, что проекты поспособствуют: повышению эффективности производства и преодолеть последствия изменения климата при одновременном обеспечении устойчивости и жизнеспособности отрасли; предоставлению экосистемных услуг; расширить права и возможности сельских районов и усилить поддержку инноваций в них; содействовать устойчивому развитию лесного хозяйства; развить устойчивую и конкурентоспособную агропродовольственную сферу; поддержать развитие рынка биопродуктов.
Заключение
Таким образом, программы развития сельских территорий в ЕС ориентированы на поддержку сельского и лесного хозяйства в целом, развитие фермерских хозяйств и предпринимательства в сельской местности, поддержку молодых фермеров, развитие несельскохозяйственных видов деятельности и сферы услуг, направление инвестиций в архитектуру, культуру, охрану природы, ландшафт, развитие экологических фермерских хозяйств и другие направления.
Реализация стратегии поспособствует повышению конкурентоспособности сельского хозяйства, устойчивому управлению природными ресурсами и изменением климата, сбалансированному развитию сельских территорий ЕС.
Л И Т Е Р А Т УР А
1.Адуков, Р. Х. Базовые условия развития сельских территорий / Р. Х. Адуков, А. Н. Адукова, Р. А. Юсуфов // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 32. - № 5. - С. 38-42.
2.Волошенко, К. Ю. Инновационные факторы и условия устойчивого развития сельских территорий / К. Ю. Воло-шенко, А. А. Михайлова // Балтийский регион. - 2013. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-faktory-i-usloviya-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-1. - Дата доступа:
12.05.2017.
3.Газизов, Р. М. Зарубежный опыт развития сельских территорий / Р. М. Газизов // Молодой ученый. - 2014. - №2. -С. 416-418.
4. Зайцева, О. О. Сельские территории как объект управления: понятие, функции, типологии / О.О. Зайцева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-2. - С. 416-420.
5.Мозжерина, Т. Г. Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России / Т. Г. Мозжерина // Молодой ученый. - 2014. - №16. - С. 279-281.
6.Морозова, Н. С. Развитие сельских территорий: зарубежный опыт/ Н. С. Морозова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - №6. - С. 64-69.
7.Папело, В. Н. Стратегирование устойчивого развития сельских территорий: проблемы и направления совершенствования / В. Н. Папело, Б. А. Ковтун, К. Ч. Акберов, А. И. Терновой // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. -С. 1017- 1024.
8.Пашкевич, О. А. Приоритеты развития сельских территорий Европейского Союза [Текст] / О. А. Пашкевич // Перспективные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО и импортозамещения: м-лы Ме-ждунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 11 сент. 2014 г.) / Сибирское региональное отделение, Государственное научное учреждение «Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук, УО «Гуманитарно-техническая академия». - Новосибирск, 2014. - С. 176-180.
9. Староверова, Г. С. Сельская территория как среда обитания сфера жизнедеятельности человека / Г. С. Староверова, А. Ю. Медведев // Проблемы развития территорий. - 2014. - № 5 (73). - С. 112-122.
10. Юрсениене, В. Международный опыт развития предпринимательства на сельских территориях / В. Юрсениене // Укрепление национального потенциала в сфере продвижения женского предпринимательства в сельской местности на основе изучения зарубежного опыта: материалы семинара (Вилейка, Минская обл., 1-2 декабря 2015 г.). Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2016. - С. 90-97.
11. Commissariat général à l'égalité des territoires (CGET) [Ressource électronique]. - Mode d'accès: http://www.cget.gouv.fr. html. - Date d'accès: 29.07.2017.
12. Entrepreneurship and Innovation Programme (EIP) [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/cip/eip/promotion-entrepreneurship/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.
13. European Commission's Strategy for equality between women and men 2010-2015 [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/justice/gender-equality - Date of access: 29.01.2017.
14. European Pact for Gender Equality 2011-2020 [Electronic source]. - Mode of access: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/lsa/119628.pdf - Date of access: 29.01.2017.
15. Rural Development in the EU Statistical and Economic Information Report 2013 [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/statistics/rural-development/2013/full-text_en.pdf. - Date of access: 12.05.2017.
16. Rural Development Programmes 2014-2020 [Electronic source]. - Mode of access: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/rural-development-2014-2020/country-files/common/. - Date of access: 12.05.2017.
17. Statistical Factsheet EUROPEAN UNION [Electronic source]. - Mode of access: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/statistics/factsheets/pdf/eu_en.pdf. - Date of access: 12.05.2017.
18. Strategy Europe 2020 [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.
19. Study on «Statistical data on Women entrepreneurs in Europe» [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship/we-work-for/women/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.
20. Study on female innovators and entrepreneurship [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship/we-work-for/women/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.
21. The Entrepreneurship 2020 Action Plan [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship/action-plan/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.
22. The EU Explained. Agriculture: A partnership between Europe and farmers [Electronic source]. - Mode of access: http://ec.europa.eu/agriculture/index_en.htm. - Date of access: 29.01.2017.