Научная статья на тему 'ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС'

ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВОЛАТИЛЬНОСТЬ ЦЕН И ДОХОДОВ / ЦЕНОВЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасюга Н. П.

Обеспечение устойчивого развития аграрного сектора экономики требует проведения государственной политики, направленной на формирование оптимального процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, стимулирование сельскохозяйственного производства. Необходимость государственного регулирования воспроизводственных процессов в отрасли связана с особенностями функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночной экономики. Большинство исследователей при изучении развития аграрной сферы акцентируют внимание на аграрной политике государства. Изучение базовых принципов построения системы государственного регулирования в экономически развитых странах, рассмотрение роли продовольственного рынка в их национальной политике и анализ основных методов регулирования продовольственного обеспечения представляются полезными и пригодными к внедрению с учетом местных особенностей не только на республиканском, но и региональном уровне. С целью обобщения зарубежного опыта в сфере государственной ценовой политики рассмотрен практический опыт стран ЕС по использованию инструментов государственного регулирования цен. Каждая европейская страна обладает своими особенностями: географическое положение и природно-климатические условия, плотность населения, факторы сельскохозяйственного производства, формы хозяйствования, достигнутый уровень и потенциал развития, конкурентоспособность на внутренних и внешних продовольственных рынках, формы государственной поддержки аграрного сектора, особенности развития сельских территорий и др. В статье описаны основные механизмы регулирования цен в ЕС: импортные сборы; импортные квоты; квоты на производство и «отложенные» платежи; прямые субсидии, выплачиваемые фермерам; установленная цена внутренних интервенций, а также специфические формы и механизмы регулирования цен и ценовых отношений в АПК в таких странах, как Франция, Испания, Дания, Греция, Австрия, Финляндия, Швеция.Ensuring sustainable development of the agricultural sector of the economy requires a state policy aimed at creating an optimal reproduction process in agriculture, stimulating agricultural production. The need for state regulation of reproduction processes in the industry is associated with the peculiarities of functioning of agricultural producers in a market economy. Most researchers in the study of agrarian sector development focus on the agrarian policy of the state. The study of the basic principles of building a system of state regulation in economically developed countries, consideration of the role of food market in their national policy and analysis of the main methods of regulation of food supply seem useful and suitable for implementation, taking into account local characteristics, not only at the republican, but also at the regional level. In order to generalize foreign experience in the field of state pricing policy, the practical experience of the EU countries on the use of instruments of state price regulation has been considered. Each European country has its own characteristics: geographical location and climatic conditions, population density, factors of agricultural production, forms of management, the achieved level of development and development potential, competitiveness in domestic and foreign food markets, forms of state support for the agricultural sector, features of the development of rural areas, etc. The article describes the main mechanisms of price regulation in the EU: import duties; import quotas; production quotas and deferred payments; direct subsidies paid to farmers; the established price of domestic interventions, as well as specific forms and mechanisms for regulating prices and price relations in the agro-industrial complex in countries such as France, Spain, Denmark, Greece, Austria, Finland, Sweden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС»

УДК 346.6(4)

ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС Н. П. ПАНАСЮГА

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]

(Поступила в редакцию 11.10.2021)

Обеспечение устойчивого развития аграрного сектора экономики требует проведения государственной политики, направленной на формирование оптимального процесса воспроизводства в сельском хозяйстве, стимулирование сельскохозяйственного производства. Необходимость государственного регулирования воспроизводственных процессов в отрасли связана с особенностями функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночной экономики. Большинство исследователей при изучении развития аграрной сферы акцентируют внимание на аграрной политике государства. Изучение базовых принципов построения системы государственного регулирования в экономически развитых странах, рассмотрение роли продовольственного рынка в их национальной политике и анализ основных методов регулирования продовольственного обеспечения представляются полезными и пригодными к внедрению с учетом местных особенностей не только на республиканском, но и региональном уровне.

С целью обобщения зарубежного опыта в сфере государственной ценовой политики рассмотрен практический опыт стран ЕС по использованию инструментов государственного регулирования цен. Каждая европейская страна обладает своими особенностями: географическое положение и природно-климатические условия, плотность населения, факторы сельскохозяйственного производства, формы хозяйствования, достигнутый уровень и потенциал развития, конкурентоспособность на внутренних и внешних продовольственных рынках, формы государственной поддержки аграрного сектора, особенности развития сельских территорий и др. В статье описаны основные механизмы регулирования цен в ЕС: импортные сборы; импортные квоты; квоты на производство и «отложенные» платежи; прямые субсидии, выплачиваемые фермерам; установленная цена внутренних интервенций, а также специфические формы и механизмы регулирования цен и ценовых отношений в АПК в таких странах, как Франция, Испания, Дания, Греция, Австрия, Финляндия, Швеция.

Ключевые слова: зарубежная практика, сельскохозяйственная политика, волатильность цен и доходов, ценовые интервенции, агропродовольственные продукты.

Ensuring sustainable development of the agricultural sector of the economy requires a state policy aimed at creating an optimal reproduction process in agriculture, stimulating agricultural production. The need for state regulation of reproduction processes in the industry is associated with the peculiarities of functioning of agricultural producers in a market economy. Most researchers in the study of agrarian sector development focus on the agrarian policy of the state. The study of the basic principles of building a system of state regulation in economically developed countries, consideration of the role offood market in their national policy and analysis of the main methods of regulation of food supply seem useful and suitable for implementation, taking into account local characteristics, not only at the republican, but also at the regional level.

In order to generalize foreign experience in the field of state pricing policy, the practical experience of the EU countries on the use of instruments of state price regulation has been considered. Each European country has its own characteristics: geographical location and climatic conditions, population density, factors of agricultural production, forms of management, the achieved level of development and development potential, competitiveness in domestic and foreign food markets, forms of state support for the agricultural sector, features of the development of rural areas, etc. The article describes the main mechanisms of price regulation in the EU: import duties; import quotas; production quotas and deferred payments; direct subsidies paid to farmers; the established price of domestic interventions, as well as specific forms and mechanisms for regulating prices and price relations in the agro-industrial complex in countries such as France, Spain, Denmark, Greece, Austria, Finland, Sweden.

Key words: foreign practice, agricultural policy, price and income volatility, price interventions, agri-food products.

Введение

Общая сельскохозяйственная политика (ОСП) ЕС состоит из нескольких инструментов, которые помогают фермерам бороться с волатильностью цен и доходов. Со временем эти инструменты претерпели значительные изменения.

Установленная в начале 1960-х годов ОСП направлена на обеспечение справедливого уровня жизни фермеров путем поддержания высоких и стабильных цен на основные сельскохозяйственные продукты посредством как внутренних (например, интервенционных закупок), так и таможенно-тарифных мер (например, экспортных субсидий и переменных налогов на импорт). В 1970-1980-е годы политика ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей в основном продолжалась, однако были внесены некоторые корректировки с учетом специфики аграрного сектора для преодоления некоторых ее негативных последствий, например путем установления квот на производство и добровольных отчислений [1].

В результате ряда реформ, проведенных за последние два десятилетия, ОСП перешла к ликвидации ценовой поддержки фермеров и повышению рыночной ориентации сельского хозяйства, что привело к большему колебанию цен вследствие изменений в мировом спросе и предложении [2]. Наиболее важные изменения, которые были внесены ОСП на период 2014-2020 гг., связаны с системой фиксированных прямых платежей, которые не предназначены специально для борьбы с вола-

тильностью цен, однако помогают защитить европейских фермеров от сильных колебаний доходов. По оценкам Европейской комиссии, эти платежи составляют почти 1/3 доходов европейских фермеров. Поскольку эти непрерывные финансовые потоки не подвержены рыночным результатам и неожиданным изменениям, они обеспечивают фермерам стабильность доходов [3].

Цель исследования - изучение опыта ценового регулирования в ЕС.

Основная часть

В настоящее время Европейская комиссия регулирует только цены на пшеницу, масло и сухое обезжиренное молоко. ОСП подразумевает ценовые интервенции на следующие агропродоволь-ственные продукты: рис, картофель, масло, сахар, молоко и молочные продукты, говядина, телятина, мясо птицы, яйца, свинина, овечье и козлиное мясо, фрукты и овощи, хлопок, горох и фасоль, оливки, льняное семя и льноволокно.

Среди регулирования цен в ЕС выделяются следующие механизмы [4]:

- импортные сборы, применяемые к конкретным товарам, ввозимым на территорию ЕС. Они установлены на уровне, позволяющем поднять цену на импортируемые товары до целевой цены ЕС. Целевая цена выбирается в качестве максимальной рекомендуемой цены для этих товаров в пределах ЕС;

- импортные квоты. Используются как средство ограничения количества продуктов питания, импортируемых в ЕС. Некоторые страны, не являющиеся членами ЕС, договорились о квотах, позволяющих им продавать определенные товары в пределах ЕС без тарифов. Это особенно относится к странам, которые имели традиционную торговую связь со страной-членом ЕС;

- установленная цена внутренних интервенций. Если внутренняя рыночная цена падает ниже уровня вмешательства, тогда ЕС закупает продукцию, чтобы поднять цены. Интервенционная цена установлена ниже целевой цены. Внутренняя рыночная цена может варьироваться только в диапазоне между ценой интервенций и целевой ценой;

- квоты на производство и «отложенные» платежи были введены в целях предотвращения перепроизводства некоторых продуктов питания (например, молока, зерна, вина), которые существенно субсидировались за счет бюджета ЕС. Необходимость хранить и утилизировать излишки продуктов приводила к расточительству ресурсов. Начал развиваться вторичный рынок по перепродажам квот на молоко;

- прямые субсидии, выплачиваемые фермерам. Первоначально они были направлены на то, чтобы побудить фермеров специализироваться на выращивании тех культур, по которым не достигнуто самообеспечение, чтобы стимулировать их отечественное производство. Субсидии, как правило, выплачивались исходя из площади, на которой выращивалась конкретная культура, а не с общего объема валового сбора.

Реформы, проведенные с 2005 г., постепенно отменили конкретные субсидии в пользу фиксированных ставок, основанных только на площади обрабатываемых земель, для принятия экологически выгодных методов ведения сельского хозяйства. Эти изменения направлены на то, чтобы дать фермерам больше свободы выбирать для себя те культуры, которые наиболее востребованы, и снизить перепроизводство в отрасли.

Что касается отдельных стран ЕС, то в них также существуют свои специфические формы и механизмы регулирования цен и ценовых отношений в АПК.

Во Франции действует принцип свободного установления цен в условиях рыночной экономики, при этом государство прямо регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию, электроэнергию, газ, транспортные услуги. Это регулирование находится в ведомстве Департамента по конкуренции Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. Примерно 20 % цен во Франции регулируются государством, а остальные 80 % являются свободными и рыночными [5].

В Испании государством регулируются и контролируются цены на монопольные товары и услуги на основе Закона о защите конкуренции. Органами, осуществляющими контроль над формированием цен, выступают Высший Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании.

К основным видам цен относятся:

- разрешительные цены. Действуют на соевое масло, электроэнергию, газ, сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, услуги почты и телеграфа, телефонной связи, на железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки, морские пассажирские перевозки в пределах страны, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны. Механизм их образования таков: компания, планирующая по-

вышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший Совет по ценам и повышает цены после получения разрешения от Правительственной комиссии;

- уведомительные цены на молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения повышаются через месяц после уведомления об этом Высшего Совета по ценам;

- местные цены. Водоснабжение населения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев и больниц входят в компетенцию провинциальных комиссий по ценам. В настоящее время в Испании вес регулируемых цен, устанавливаемых непосредственно государством, составляет 10 % в общей структуре цен.

В Дании процесс ценообразования на сельскохозяйственную продукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. В стране существует обширная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные инвестиционные кредиты для капитального строительства, внедрения энергосберегающих систем, дренажных и оросительных работ и др. Молодым фермерам, которые купили собственное хозяйство, предоставляются льготные кредиты [5].

В Греции государственное регулирование в области цен осуществляется путем непосредственного определения цен и контроля над их соблюдением в рамках общеэкономической политики или отдельных отраслей экономики. Кодекс рыночного регулирования, утвержденный Президентом Греции, является правовой основой регулирования цен в стране. По нему все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяются на две группы:

1. Товары и услуги, входящие в компетенцию Правительства и других государственных и частно-государственных организаций. Виды продукции: основные сельскохозяйственные продукты (пшеница, табак, изюм и др.), тарифы на электроэнергию, общественный транспорт и авиапассажирские перевозки, связь и почтовые отправления и т.д. Решением вопросов об изменении цен занимается Межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. На товары и услуги этой категории устанавливается верхний предел цен или максимальная прибыль в процентном или абсолютном выражении отдельно для розничного и оптового предприятия. В эту категорию также входят продукты питания, на некоторые из них устанавливается верхняя граница цены (сыры, хлеб, мука и сахар, на который устанавливается оптовая цена). Сюда же относятся безалкогольные напитки, услуги ресторанов и баров, закусочных, некоторые виды автомобилей, бензин, топливо, услуги такси и др.

2. Прочие товары и услуги, регулирование цен на которые осуществляется министром торговли. Существует возможность передачи министром своих исполнительных функций местным органам власти. Товары и услуги второй группы делятся на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные и несущественные. Также имеются товары первой необходимости, цены на которые формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Контролем над ценами и сбором информации об их уровне занимается специальный отдел Министерства торговли Греции, в ведении которого находится рыночная полиция, систематически осуществляющая контроль над ценами на рынках и в магазинах. Для поддержания цен на пониженном уровне, а также для повышения объема реализации товаров в стране 2 раза в год проводится распродажа этих товаров [5].

В Австрии ценообразование осуществляется на основе Закона о ценах, Закона о картелях и Антидемпингового закона. Государством регулируется около 10 % цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия и газ, теплоснабжение). Парламентом устанавливаются цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Ценообразованием в Австрии занимаются следующие органы: Межведомственная комиссия по ценам, Министерство финансов Австрии (устанавливает цены на спиртные напитки). Министерство экономики Австрии имеет право регулировать цены до 6 месяцев на любые товары или виды услуг [5].

В Финляндии в политике ценообразования государство осуществляет важные функции: планирование и контроль за ценами на продукты питания, зерно, энергоносители, продукцию винно-водочной промышленности через Министерство торговли Финляндии. Государственный сектор играет значимую роль в кредитовании предпринимательства, которое реализует товары и услуги по доступным для средних и низших слоев населения ценам. Фирмы, продающие товары по низким ценам, получают государственные кредиты под низкий процент и на значительные сроки. В целом система ценообразования в Финляндии отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг.

Практически все национальные программы по важнейшим отраслям экономики страны основаны на планово-расчетном ценообразовании, т.е. рыночным ценообразованием регулируются только текущие потребности общества. Для решения глобальных задач перспективного развития экономики и технического прогресса необходима система цен, которая гибко реагирует на конъюнктуру рынка, эффективно воздействует на производство и потребление и позволяет стимулировать устойчивое развитие экономики [5].

В Швеции наблюдение и контроль за ценами находятся в ведении Государственного управления цен и конкуренции, подчиненного Министерству гражданской администрации. Приняты и действуют Закон о регулировании цен и Закон об обязательности предоставления сведений о ценах и условиях конкуренции.

Закон о регулировании цен дает право Правительству принимать меры прямого воздействия на цены (например, замораживание их уровня) либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. По Закону государство может устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров и вводить порядок, при котором их повышение допускается только после подачи предварительного уведомления об этом с обоснованием размера повышения. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, доходов и конкуренции принимаются только парламентом страны.

Воздействие на уровень цен в Швеции осуществляется путем государственной монополии и государственного регулирования. С учетом интересов фермеров государство жестко регулирует закупочные цены на такие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и др. Ежегодно устанавливается уровень цен на продовольственные товары путем переговоров между Правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей. Основная форма возмещения издержек товаропроизводителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между Правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен.

Важным источником средств для субсидирования сельского хозяйства Швеции выступают таможенные сборы на импортируемое сырье, которые устанавливаются как разница между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

Применение различных форм контроля над ценами и их ограничение зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую шведские компании могут переносить на цены [5].

Заключение

Таким образом, практически во всех развитых странах мира применяется значительное количество механизмов по стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке, многие из которых прописаны в законах и других нормативных правовых актах с выделенными на эти цели конкретными финансовыми ресурсами. Учитывая долгосрочный и позитивный международный опыт, а также важность инструментов государственного воздействия на уровень цен и контроль за ними, целесообразно внедрить в отечественную практику многие зарубежные подходы и механизмы по регулированию ценовых отношений в АПК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тангерманн, С. Управление рисками в сельском хозяйстве и будущее общей сельскохозяйственной политики ЕС / С. Тангерман // Вып. док. Междунар. центра по торговле и устойчивому развитию. - 2011. - № 34. - С. 1-41.

2. European Parliament Think Tank, Comparative Analysis of Risk Management Tools supported by the 2014 Farm Bill and the CAP 2014-2020, 2014. - P. 39.

3. House of Commons, The Common Agricultural Policy after 2013, Fifth Report of Session 2010-2011. - 2011. - Р. 34.

4. Недюхина, О. М. Зарубежный опыт государственного регулирования аграрного сектора экономики / О. М. Недю-хина, Н. П. Панасюга // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2020. - № 1(30) - С. 203-210.

5. Публикации, доступные на веб-сайте Генерального директората (AGRI) (сельское хозяйство и развитие сельских территорий) Европейской комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/agriculture/ index_en.htm. - Date of access: 10.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.