Научная статья на тему 'Методы регулированя цен на рынке потребительских товаров'

Методы регулированя цен на рынке потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВОЙ ДИСПАРИТЕТ / PRICE DISPARITY / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ / THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF COUNTRY / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / PRICE REGULATION / ДЕЙСТВИЕ ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА / EFFECT OF THE PRICE MECHANISM / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ / RUSSIAN AGRARIAN ECONOMY / СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / RAPID PRICE INCREASE FOR FOOD / СНИЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ / REDUCTION IN LIVING STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Наталия Сергеевна, Полякова Екатерина Александровна

Цель статьи. Одну из самых актуальных и острых проблем аграрной экономики представляет ценовой диспаритет. Кроме того, цены во многом определяют уровень экономической безопасности страны. Отказ от регулирования цен в надежде на стихийное действие ценового механизма обернулся разрушительными последствиями для аграрной экономики России. Из-за отсутствия учета особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, началось стремительное повышение цен на продовольствие. Это привело к снижению жизненного уровня населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of article. One of the most actual and acute problems of the agrarian economy is the price disparity. Besides that, prices largely determine the level of economic security of the country. Deregulation of prices in the hope of spontaneous action of the price mechanism turned devastating consequences for the agrarian economy of Russia. Because of the lack of accounting features of pricing for agricultural products, it began a rapid price increase for food. This resulted to a reduction in living standards.

Текст научной работы на тему «Методы регулированя цен на рынке потребительских товаров»

формулировок и научных результатов), неправомерного манипулирования со ссылками на источники, голословных нападок на Минтранс России и Правительство РФ и клонирования псевдотрудов конференций могут соответствовать кодексам научной и нравственной этики и служебного поведения работников ДВГУПС и МГУ им. адм. Г.И. Невельского? Как эти факты могут способствовать выполнению ДВГУПС и МГУ им. адм. Г.И. Невельского одной из определенных федеральным законом своих основных задач - сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества?

Разве вскрытые в работах [1-8] и в настоящей статье факты профанации науки, фальсификата и подлога не могут создать следующее множество локальных и общероссийских конфликтов интересов

между:

1) продуцентами «трудов» №№ 1,2,3 (Комаровой и Фисенко) и добросовестными преподавателями ДВГУПС и МГУ им. адм. Г.И. Невельского;

2) ДВГУПС и Росжелдором;

3) Росжелдором и ОАО «РЖД»;

4) МГУ им. адм. Г.И. Невельского и Росмор-речфлотом;

5) продуцентами «трудов» №№ 1,2,3 (Комаровой и Фисенко) и обокраденными ими авторами И.А. Павлова, С.А. Суслова и др.;

6) университетами (ДВГУПС и МГУ им. адм. Г.И. Невельского) и академическими учреждениями (ИЭ РАН и ИПУ им. В.А. Трапезникова РАН);

7) Минтрансом России (Росжелдором и Ро-сморречфлотом) и РАН;

8) продуцентами «трудов» №№ 1,2,3 (Комаровой и Фисенко) и лицами, способствующими опубликованию этих опусов, поскольку для этих лиц возникли соответствующие латентные и деликтные риски?

И, наконец, не грозят ли отраслевому образованию указанные проявления приобретшего системный характер подлога научных трудов перерасти в негативное массовое явление в этой сфере, если не предпринять адекватные превентивные меры?

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 Список использованной литературы

1. Леонтьев, Р.Г. "Крах" классики экономтео-рии и низложение "Прейскуранта № 10-01" путем агентного моделирования: монография [Текст] / Р.Г. Леонтьев - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. - 131 с.

2. Леонтьев, Р.Г. О несуществующем противостоянии «Прейскуранта № 10-01» и поведенческой экономической теории [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Транспорт: наука, техника, управление. - 2014. - № 2. - С. 53-55.

3. Леонтьев, Р.Г. «Прорыв» прикладными инструментами «ПЭ» «Прейскуранта № 10-01» Правительства РФ» (как не надо формулировать труд в научном сборнике ВУЗа) [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2014. - № 5. - С. 11-20.

4. Леонтьев, Р.Г. «Прорыв» прикладными инструментами «ПЭ» «Прейскуранта № 10-01» Правительства РФ» (как не надо формулировать труд в научном сборнике ВУЗа) (окончание) [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2014. - № 6. - С. 12-22.

5. Леонтьев, Р.Г. «Прихватизация» поведенческой теории: небылицы о тарифах на железной дороге [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2014. - № 12. - С. 21-30.

6. Леонтьев, Р.Г. «Прихватизация» поведенческой теории: небылицы о тарифах на железной дороге (окончание) [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2015. - № 1. - С. 31-42.

7. Леонтьев, Р.Г. Ненужные сведения из «замшелого багажа»: небылицы о тарифах на железной дороге [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2015. - № 4. - С. 22-32.

8. Леонтьев, Р.Г. Хула «Прейскуранта № 1001» и госаппарата: небылицы о тарифах на железной дороге [Текст] / Р.Г. Леонтьев // Вестник транспорта. - 2015. - № 5. - С. 14-18.

9. Павлов, И.А. Поведенческая экономическая теория - позитивный подход к исследованию человеческого поведения: Научный доклад [Текст] / Павлов И.А. - М.: ИЭ РАН, 2007. - 62 с.

10. Суслов, С.А. Агентное моделирование как средство анализа и прогноза спроса на энергоресурсы [Текст] / С.А. Суслов, М.А. Кондратьев, К.В. Сергеев // Проблемы управления. - 2010. - № 2. - С. 46-52.

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНЯ ЦЕН НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ _ТОВАРОВ_

Макарова Наталия Сергеевна к.э.н.,

доцент кафедры «экономики и финансов» АНОВО Московского международного университета

Полякова Екатерина Александровна

к.э.н., доцент кафедры «экономики и финансов» АНОВО Московского

международного университета

Цель статьи.

Одну из самых актуальных и острых проблем аграрной экономики представляет ценовой диспаритет. Кроме того, цены во многом определяют уровень экономической безопасности страны. Отказ от регулирования цен в надежде на стихийное действие ценового механизма обернулся разрушительными послед-

ствиями для аграрной экономики России. Из-за отсутствия учета особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, началось стремительное повышение цен на продовольствие. Это привело к снижению жизненного уровня населения.

The purpose of article.

One of the most actual and acute problems of the agrarian economy is the price disparity. Besides that, prices largely determine the level of economic security of the country. Deregulation of prices in the hope of spontaneous action of the price mechanism turned devastating consequences for the agrarian economy of Russia. Because of the lack of accounting features of pricing for agricultural products, it began a rapid price increase for food. This resulted to a reduction in living standards.

Ключевые слова: ценовой диспаритет; уровень экономической безопасности страны; регулирование цен; действие ценового механизма; аграрная экономика России; стремительное повышение цен на продовольствие; снижение жизненного уровня населения.

Keywords: price disparity; the level of economic security of country; price regulation; effect of the price mechanism; Russian agrarian economy; rapid price increase for food; reduction in living standards.

Текст статьи: В современной России крайнюю остроту приобрела проблема государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, так как последние являются основой всей системы розничных цен на продовольствие и товары народного потребления из сельскохозяйственного сырья. Кроме того, они во многом определяют уровень экономической безопасности страны. Отказ от регулирования цен в 1992 г. в надежде на стихийное действие ценового механизма обернулся разрушительными последствиями для аграрной экономики России. Так как не были учтены особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, началось стремительное повышение цен на продовольствие. Это привело к снижению жизненного уровня населения. Одну из самых актуальных и острых проблем аграрной экономики представляет ценовой диспаритет.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что в условиях рыночной экономики широко используется влияние государства на цены сельскохозяйственной продукции посредством регулирования. Однако в нашей стране мировой опыт в области регулирования цен применяется не достаточно успешно. Кроме того, экономика России представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в других странах. При этом в России действует множественная и нестабильная система законодательно-правового регулирования сельскохозяйственного производства. До сих пор не сложился экономический механизм стимулирования сельскохозяйственного производства, предполагающий построение цен, налогов и финансово-кредитных отношений на единой методологической основе

В начале 2015 года наблюдался колоссальный рост цен. Правительство предпринимало меры, чтобы как-то контролировать ситуацию.

Индекс цен к концу 2015 года грозил по некоторым товарным группам подняться выше 300%. Снизилась покупательская способность населения.

Между тем ни в Евросоюзе, ни в США, ни в Израиле с розничными ценами не происходит ничего похожего на наши «русские горки». За четыре года ни молоко, ни масло, ни мясо, ни курятина, ни

фрукты и овощи, ни сахар, ни яйца там существенно не подорожали. Есть позиции, по которым цены выросли довольно значительно. Например, баночка зелёного горошка в США теперь стоит не 59 центов, а целый доллар. Но таких головокружительных полётов, как у нас за неделю или две там продукты не совершают. По отношению к средней зарплате еда стоит гораздо дешевле, чем в России. Обычная средняя семья в Германии и США тратит на продукты не более 15% бюджета.

Цены на продукты регулируются в таких странах, как Франция, Швеция, Норвегия, Испания, Греция. А в США система регулирования фермерских цен действует аж с 1933 года. Механизмы могут быть самыми разными, но практически нигде цены на товары первой необходимости не отпущены на самотек. Зато можно вспомнить примеры, к чему приводил отказ от регулирования. Это и «шоковая терапия» 1992 года в России, и кровавая революция в Египте в 2011-м.

Обеспечить покупательную способность населения возможно двумя основными способами:

1. Повышение доходов и снижением розничных цен на продукты питания.

2. Во многих странах используют второй путь: контроль розничных цен.

Государство должно в этом случае контролировать цены на минеральные удобрения, ГСМ, семенной материал и другие материалы, потребляемые сельскохозяйственными производителями, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. Контролю подлежат прибыль перерабатывающих предприятий, наличие различных посредников, величина торговой надбавки для розничной торговли и, в конечном счете, розничные цены на продукты питания.

Разумеется, обеспечить доступность продуктов питания для населения по приемлемым ценам невозможно только за счет государственного регулирования цен. Рынок должен сам формировать цены на основе соотношения спроса и предложения, поэтому необходимо наращивать производ-ство1.

В этой связи нельзя обойти вниманием вопрос об импортозамещении.

1 С. Глазьев Продовольственная безопасность России : пн, 16/06/2014 - 10:09 | altim69 угрозы нарастают

Необходимость замещения российского импорта продовольствия внутренним производством обусловлена несколькими факторами, важнейший из которых — сохранение независимости страны и её населения. Даже если в настоящее время закупка того или иного вида импортного продовольствия является экономически более выгодной, чем развитие соответствующей отрасли сельхозпроизводства внутри России, нет никаких гарантий, что такая экономическая (и даже физическая) доступность импортного продовольствия будет сохраняться и в будущем. Кроме того, даже если необходимое продовольствие за границей будет экономически доступно, в действие могут вступить политические соображения потенциального экспортёра, что может повлечь ограничение суверенитета страны-импортёра.

Продовольственная безопасность страны заключается не только в том, чтобы обеспечить каждому гражданину физическую и экономическую доступность продовольствия в необходимом объёме и ассортименте, но и в том, чтобы это продовольствие было безопасным для здоровья. Россель-хознадзор и Роспотребнадзор контролируют качество ввозимого продовольствия, однако отечественное продовольствие контролируется ещё на стадии производства, что гораздо надёжнее. Поэтому нарушения санитарных стандартов (вплоть до сальмонеллы, кишечной палочки и обычной тухлятины) гораздо чаще встречаются в импортируемых продуктах питания, нежели в произведённых в России. 2

Современная концепция создания рынка выкристаллизовалась в Израиле не сразу. Многие годы здесь шел поиск оптимального - применительно к конкретным внутренним и внешним условиям формирования экономики этой переселенческой страны - соотношения и взаимодействия двух механизмов регулирования хозяйственных процессов - рыночного и государственного.

В Израиле был осуществлен дополнительный контроль над ценами и заработной платой.

Причинами снижения индекса потребительских цен стало значительное снижение цен на импортируемые товары, в первую очередь нефти; усиление конкуренции в розничных сетях; снижение суммы, которую потребители готовы потратить при совершении покупок; развитие интернет торговли; реформы правительства, направленные на снижение стоимости жизни; и девальвация шекеля.

3. Особенности регулирования цен в Китае.

Особенности регулирования цен в Китае осуществлялось поэтапно с применением Градуалист-ского способа :

а) постепенно на маленький процент;

б) постепенное сокращение меду плановыми и рыночными ценами.

Как результат:

Минимизация издержек в социальном

плане;

Развитие и подъем экономики в целом;

Увеличило ВВП при умеренных темпах инфляции;

Достигнут экономический рост.

Ценовое регулирование в Китае:

- выступает в форме введения гарантированных цен;

- Позволяет углублять систему госзаказов по договорным ценам

Способствует поддержанию соответствия индекса закупочных цен на продукцию и средства производства

Развивать сельское хозяйство.

Периоды реформирования цен Китая осуществлялись поэтапно:

1. Реформа системы цен на товары на товары 1978-1988 гг.:

1.1. Масштабный пересмотр цен на продукцию, начало упорядочивания ценовой системы;

1.2. Введение двойных цен на средства производства;

1.3. Постепенно отпускались цены на некоторые потребительские товары, цены устанавливались рынком.

2. Пересмотр ценовой реформы 1989-1991

гг.:

2.1 . Зигзаги и изменения в ходе ценовой реформы;

2.2 . Структурное упорядочивание ценовой системы;

2.3 . Своевременное возвращение рынку полномочий на управление ценами на товары.

3. Формирование системы рыночных цен с 1992 г. до настоящего времени:

3.1 . Продолжение отпуска цен на потребительские товары;

3.2 . Постепенное слияние двойных цен на средства производства в единую рыночную цену;

3.3 . Реформа механизма ценообразования на рынке основных средств производства.

4. Особенности регулирования цен ЕС, США, Австралии, Японии.

Согласно мировой практике область государственного ценового регулирования составляет от 10 до 30% от общего объема выпускаемой продукции. Способы и методы государственного вмешательства в процесс ценообразования в разных странах с рыночной экономикой различны, что зависит от политических, национальных, климатических, ресурсных и других факторов, в итоге определяющих положение страны в международном разделении труда.

Регулирование цен в указанных странах осуществляется в рамках Межнационального сообщества (ЕС) на государственном уровне.

2 С. Глазьев Продовольственная безопасность России угрозы нарастают

пн, 16/06/2014 - 10:09 | аШш69

1. Межнационального сообщества (ЕС) -наднациональное регулирование на продукцию с/х и черной металлургии, осуществляется с применением дифференцированного подхода, позволяющего регулировать:

- уровень дохода;

- уровень накоплений фермеров;

- воспроизводственнй процесс в сельском хозяйстве.

Формы цены поддержки:

- интервенционная;

- целевая (контрольная или ориентированная);

- цена вмешательства.

2. Регулирование цен на государственном уровне.

В структуре государственных субсидий наибольший удельный вес занимают средства на поддержание цен.

Политика аграрных цен и фермерских доходов предполагает организацию слежения за динамикой ряда экономических показателей:

- издержки производства по группам специализированных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хозяйств или по видам производства;

- паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную

продукцию;

- доходность фермерских хозяйств и отраслей производства.

Политика государства в области цен не является постоянной, представляя гибкую систему приспосабливающуюся к меняющимся условиям производства и реализации.

Для последующей выработки мер в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ

последовательно должны быть решены следующие задачи:

• на основе изучения спроса на продукты питания определить соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицинским обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;

• с учетом данных анализа функционирования АПК определить себестоимость производства основных продуктов растениеводства, животноводства и их переработки, и минимально допустимые цены реализации для обеспечения рентабельной работы отраслей АПК;

• определить таможенные тарифы и квоты, обеспечивающие, с одной стороны, рациональный уровень аграрного протекционизма, а с другой, достаточную конкурентоспособность импортной продукции;

• разработать стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающую систему дотаций, субсидий, субвенций и т. д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения.

Список литературы:

1. С. Глазьев. Продовольственная безопасность России : угрозы нарастают. Статья в журнале Вопросы регулирования экономики, июнь 2014 - 69 с.;

2. В.Н. Иванова, С.А. Иванов Импортозаме-щение продукции АПК: факторы конкурен- тоспо-собности: монография М.: Финансы и статистика, 2014. - 216 с.:

УДК 330.8; 331.1 ББК 65011; 65013.4_

_ОПТИМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА_

Марков А.С.

АННОТАЦИЯ

К настоящему моменту стало очевидно, что капитализм, худо-бедно работающий в западном варианте, представляет для России экономический и социальный тупик, и не может, в принципе, обеспечить темпы роста экономики более 2-3%, что недостаточно для прорыва на главном, экономическом фронте.

Современный инновационный этап развития производительных сил, требует нестандартных решений, коллективных стимулов и коллективного творчества, реализации динамического экономического оптимума в инвестиционном аспекте, т.е. того, что принципиально несовместимо с законами капитализма.

Показано, что использование введенного в экономический оборот классиком буржуазной политэкономии А. Маршаллом еще в начале 20 века показателя «surplus consumer» (излишек потребителя), позволяет в сумме с прибылью сформировать интегральный критерий деятельности предприятия - «вклад предприятия в прирост благосостояния общества». На этой основе синтезировать простую с организационной точки зрения и оптимальную во всех смыслах экономику, повысить темп роста благосостояния общества до величин не менее 10%.

Ключевые слова: оптимальная экономика, коллективная собственность, интегральный критерий.

Все мы живем при капитализме. И этот самый капитализм все время подвергается критике. Он уже всем надоел. Он уже у всех как кость в горле и т.д.

Это, так сказать, обывательский взгляд на вещи. С профессиональной же точки зрения, капитализм как форма организации экономики, перестал соответствовать современному уровню развития производительных сил. Одна только неувязка -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.