УДК 346.6:339.923
ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС
Н. П. ПАНАСЮГА
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: 85nata_p@mail.ru
(Поступила в редакцию 11.10.2021)
Продовольственную проблему можно назвать одной из старейших глобальных проблем человечества, поскольку ученые обсуждают ее уже более двух веков. Однако именно в XXI в. проблема ощущается намного острее, чем ранее. Симптомы глобальной продовольственной проблемы присутствуют в мировой экономике давно, и для борьбы с ними человечество создало весомую плеяду организаций и механизмов — от Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) до Целей устойчивого развития (ЦУР). При этом все более ощутимым остается тот факт, что экономическая стоимость решения глобальной продовольственной проблемы в XXI в. намного выше, чем в период всей истории изучения этого феномена. «Зеленая» революция в XX в. сдержала рост цен на продовольствие, однако в XXI в. ее результаты исчерпали себя, поэтому необходимы принципиально новые механизмы урегулирования глобальной продовольственной проблемы. Следует отметить, что в XXI в. глобальная продовольственная проблема состоит не в том, что Земля не может произвести достаточного количества продовольствия для своего растущего населения, а в том, что стоимость продовольственных товаров постоянно возрастает. И хотя COVID-19 значительно снизил индексы цен на продовольствие в апреле 2020 г. из-за падения покупательной способности населения, цены неминуемо пойдут вверх в контексте снижения производительности сельскохозяйственного сектора и ограничительных мер на экспорт, вводимых крупнейшими экспортерами продовольствия. Росту цен традиционно способствует много факторов: рост численности населения Земли; повышение энергоемкости сельскохозяйственной деятельности; растущий спрос на биотопливо; трансформация потребительского поведения в развивающихся странах, вызванная ростом благосостояния населения, другие экзогенные факторы.
Ключевые слова: страны БРИКС, сельскохозяйственные товары, цены, волатильность цен и доходов, государственные закупки (интервенции), агропродовольственный сектор.
The food problem can be called one of the oldest global problems of mankind, since scientists have been discussing it for more than two centuries. However, it is in the XXI century that the problem is felt much more acutely than before. The symptoms of global food problem have been present in the world economy for a long time, and to combat them, humanity has created a significant constellation of organizations and mechanisms - from the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) to the Sustainable Development Goals (SDGs). At the same time, the fact that the economic cost of solving the global food problem in the 21st century is much higher than during the entire history of the study of this phenomenon remains more and more tangible. "Green" revolution in the XX century kept the rise in food prices, but in the XXI century its results have exhausted themselves, therefore, fundamentally new mechanisms for resolving the global food problem are needed. It should be noted that in the XXI century the global food problem is not that the Earth cannot produce enough food for its growing population, but that the cost of food is constantly increasing. And although COVID-19 significantly lowered food price indices in April 2020 due to falling purchasing power of the population, prices will inevitably rise in the context of lower agricultural productivity and export restrictive measures imposed by the largest food exporters. Many factors traditionally contribute to the rise in prices: the growth of the world's population; increasing the energy intensity of agricultural activities; growing demand for biofuels; transformation of consumer behavior in developing countries caused by the growth in well-being of the population, other exogenous factors.
Key words: BRICS countries, agricultural products, prices, price and income volatility, government procurement (interventions), agri-food sector.
Введение
В настоящее время страны БРИКС представляют собой наиболее динамично развивающиеся экономики мира. Государства БРИКС обладают огромными ресурсами и торгово-экономическим потенциалом, являются привлекательными с точки зрения привлечения инвестиций, показывают стабильный экономический рост на протяжении последних лет. Страны БРИКС входят в число 20 самых крупных поставщиков продовольствия в мире, а Бразилия и Китай в этом рейтинге стоят на 3-м и 4-м местах соответственно [1]. Более того, все 5 стран объединения имеют сильные исследовательские традиции в области сельского хозяйства, которые могут значительно улучшить положение развивающихся стран и предложить методы обеспечения растущего населения продовольствием в устойчивой форме.
В данном контексте особенно актуальным становится изучение опыта ценового регулирования в странах БРИКС.
Основная часть
Аграрная политика Бразилии формируется двумя государственными структурами-министерствами: Министерством сельского хозяйства, животноводства и закупок Бразилии (MAPA), которое регулирует развитие сельского хозяйства, и Министерством аграрного развития Бразилии (MDA), которое занимается мелкими семейными фермерами [2]. В целях преодоления волатильности
цен и доходов товаропроизводителей применяются три основных инструмента: сельские кредиты, минимальные гарантированные цены и страхование сельскохозяйственных субсидий [3].
Программа минимальных цен обеспечивает фермерам гарантированную цену за их продукцию на основе затрат на ее производство, тем самым осуществляется защита фермеров от резких падений цен на рынке. Регулирующим органом, отвечающим за реализацию политики в сфере минимальных гарантированных цен, является Национальная компания снабжения (CONAB) [4]. Данная программа охватывает более 30 культур, включая хлопок, кукурузу, рис, сою, пшеницу и другие, а также некоторые продукты животноводства.
Для сельского хозяйства ценовая поддержка распределяется на региональном уровне и включает в себя прямые государственные закупки (AGF) и финансовую поддержку развития мощностей по хранению сельскохозяйственных культур ^ЕРМ) [5]. Инструменты, ориентированные на цены для мелких фермеров, включают в себя государственные закупки (интервенции). Национальная компания снабжения закупает сельскохозяйственную продукцию у семейных ферм по рыночным ценам и распределяет ее в рамках продовольственных программ, а также использует для пополнения своих продовольственных запасов.
Ценовое регулирование в области агропродовольственного сектора Индии включает в себя следующие инструменты:
- минимальные гарантированные цены. Объявляются Правительством Индии, как правило, в начале посевного сезона для основных сельскохозяйственных товаров. Они являются долгосрочной гарантией для фермеров и направлены на поддержку расширения сельскохозяйственного производства. В случае падения рыночных цен ниже минимальных Правительство покупает весь товарный профицит производителей по закупочным ценам;
- закупочные цены. Декларируются Правительством, как правило, на момент сбора урожая сельскохозяйственных культур, и государство закупает по ним сельскохозяйственную продукцию у фермеров. Закупочные цены выполняют сразу две задачи: гарантия фермерам того, что цены на эту продукцию не будут опускаться ниже определенного уровня, и возможность Правительства поддерживать общественную систему распределения продукции и формировать запасы. Данные виды цен активно используются Правительством для закупки пшеницы и риса. Закупочные цены, как правило, выше, чем минимальные гарантированные цены;
- отпускные цены. Соответствуют требованиям государственной системы распределения. По ним продовольственное зерно выделяется и поставляется Продовольственной корпорацией Индии. Цены на товары, поставляемые через магазины справедливой цены (общественные продовольственные магазины), напрямую зависят от отпускных цен, обычно они ниже рыночных и выше закупочных цен;
- розничные цены. Публичная система распределения осуществляется через продовольственные магазины, которые снабжают домашние хозяйства основными потребительскими товарами по ценам, установленным Правительством. Розничные цены выше отпускных, так что расходы системы публичного распределения компенсируются государством, а сельхозтоваропроизводители получают определенную маржу.
Также в Индии в целях регулирования ценовых отношений в агропродовольственном секторе используется аналог отечественных закупочных и товарных интервенций - покупка и продажа продовольственных запасов Правительством из резервного фонда. Данный механизм используется для регулирования волатильности цен, также он позволяет Правительству закупать запасы продовольствия с тем, чтобы обеспечить регулярное снабжение населения продукцией в течение всего года и по всей стране. Эти операции осуществляются продовольственной Корпорацией Индии. В случае падения цен на сельскохозяйственную продукцию Продовольственная корпорация начинает покупать их по закупочным ценам, а в случае роста цен на них - начинает продавать. Таким образом, операции с интервенционными запасами играют важную роль в стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию [6].
Политика в области регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию в Индии способствует стабилизации ценовых отношений в агропродовольственном секторе страны путем установления Комиссией по сельскохозяйственным расходам и ценам минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию. Однако из-за различных критериев проведения закупок в разные годы сложилась существенная волатильность фермерских цен. В то же время повышение минимальных и закупочных цен стало стимулом для производителей к увеличению производства, но эти преимущества были в основном использованы крупными фермерами. Большинством экономистов отмечается, что последова-
тельное повышение закупочных цен в Индии привело к инфляционному давлению в экономике и обусловило повышение цен на продовольственное зерно [7].
Интересным как с методологической, так и с практической точки зрения является опыт ценового регулирования в Китае.
На начальных этапах экономических преобразований в стране были введены обязательные госпоставки и госзакупки, повышались закупочные цены для стимулирования процесса перехода к рыночной экономике. В настоящее время введены госзаказы по договорным ценам, что способствует поддержанию соответствия индексов закупочных цен на продукцию и средства производства и обеспечивает паритетность цен между отраслями АПК.
Основная цель ценового регулирования в Китае - необходимость поддержания уровня продовольственной безопасности по таким зерновым культурам, как пшеница и рис на уровне не ниже 95 %. В октябре 2019 г. Правительством КНР было обнародовано стратегическое видение обеспечения устойчивости продовольственной безопасности страны - Белая книга по продовольственной безопасности [8].
В Китае устанавливаются несколько видов цен на сельхозпродукцию:
- основанием для установления рыночной цены являются себестоимость производства и хозяйствования и соотношения рыночного спроса и предложения. Поддержка баланса между спросом и предложением на рынке осуществляется с помощью системы переходных страховых и резервных запасов продовольствия, в первую очередь зерна. Эти резервы используются для целей ценового регулирования, товарных поставок на рынок и смягчения колебаний объемов производства. Цены на продовольствие определяются рынком, но с учетом государственного контроля для гарантирования уровня и стабильности цен [9];
- фиксированные цены. Устанавливаются, в частности, на зерно, мучные продукты, яйцо, масло, учитывают норматив рентабельности, разрабатываемый Управлением цен Минэкономики Китая. Регулируемыми ценами являются цены на зерновые вне обязательных государственных закупок. Также существуют устанавливаемые цены - розничные, закупочные и оптовые цены на зерновые при обязательных поставках на межпровинциальном уровне. Соответствующие ведомства народных правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и их подразделения устанавливают в пределах своей территории регулируемые Правительством цены в соответствии с полномочиями и границами их применения, которые определяются перечнем фиксируемых цен местного уровня. При установлении фиксированных (регулируемых) цен исходят из средней себестоимости на соответствующий товар, а также из соотношения рыночного спроса и предложения, потребностей национальной экономики и социального развития, при этом рассчитывается разница между закупочной, оптовой и розничной, поясной и сезонной ценой [10]. При установлении регулируемых цен на продукцию, затрагивающую жизненные интересы населения, и продукцию естественных монополий создается система экспертных советов по ценам, организуемых правительственным ведомством по ценовому регулированию для заслушивания мнений потребителей и всех заинтересованных субъектов, а также обсуждения возможности и необходимости принимаемого решения. Потребители и субъекты хозяйственной деятельности могут обратиться к Правительству со своими корректирующими предложениями по вопросу регулирования и установления фиксированных цен;
- минимальные гарантированные цены устанавливаются на пшеницу и рис, для других сельскохозяйственных товаров проводятся интервенции.
В сочетании с тарифами, тарифными квотами и правительственным контролем эти инструменты обеспечивают фермерам минимальный уровень цен на свою продукцию. Кроме того, ряд других программ предоставляет финансовую поддержку китайским фермерам: прямые платежи производителям зерна; субсидии на сельскохозяйственные ресурсы (удобрения и энергия), улучшенные семена и оборудование; финансовые взносы на сельскохозяйственное страхование.
Минимальные гарантированные цены на зерно определяются Национальной комиссией по развитию и реформам (НКРР) в тесном сотрудничестве с китайским Министерством сельского хозяйства и другими государственными учреждениями. Ценовые гарантии ограничиваются крупнейшими зерно-производящими провинциями и различаются для различных видов зерна;
- закупочные цены. Механизм минимальных закупочных цен осуществляется следующим образом: когда цены на рынке ниже минимальных закупочных, то государство покупает сельхозпродукцию по минимальным закупочным ценам. Производители зерна решают: продавать ли продукцию государственным предприятиям, на рынок или хранить ее. При этом минимальные закупочные цены определяются Китаем ежегодно в соответствии с уровнем производственных издержек [11].
Интервенционные закупки осуществляются государственной китайской Корпорацией по запасам зерна, если рыночная цена на пшеницу и рис упадет ниже определенного уровня [12]. Эти запасы значительны и управляются Государственной администрацией зерна. Они могут достигать 40 % внутреннего потребления Китая. Это больше, чем в любой другой стране мира.
Программа минимальных закупочных цен на рис была введена в Китае в 2004 г. В 2006 г. подобная мера была применена к пшенице и действовала в течение пяти лет. C 2008 г. Государственным комитетом Китая по делам развития и реформ стал применяться механизм государственных минимальных закупочных цен на зерно, действующий в шести ведущих зерновых провинциях. В этом же году была введена резервная программа для кукурузы, рапса, сои, свинины и сахарного тростника. В 2014-2016 гг. Правительство Китая отказалось от своей программы поддержки цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и объявило о завершении политики ценовой поддержки хлопка, соевых бобов и кукурузы. Исключение составила ценовая поддержка производителей риса и пшеницы, которые государство продолжает закупать по установленным минимальным ценам. Однако ценовая политика в отношении риса и пшеницы больше не основывается на постоянном ежегодном росте минимальных цен. Таким образом, минимальная ценовая поддержка не будет использоваться в качестве инструмента для увеличения доходов фермеров.
В случае заметного повышения цен на важнейшие товары и услуги либо вероятности такого повышения Госсовет Китая, народные правительства провинций, автономных районов и городов центрального подчинения могут в отношении некоторых цен осуществить такие меры административного вмешательства, как ограничение уровня ценовой надбавки и нормы прибыли, установление предела цен, введение системы заявок об их повышении и порядка информирования о повышении цен.
Главными сельскохозяйственными проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается китайское Правительство, являются увеличение доходов фермеров и улучшение продовольственной безопасности, чтобы при этом не произошло искажения внутренних рыночных цен и осуществлялось накопление многочисленных запасов.
Заключение
Таким образом, в странах БРИКС применяется большое количество механизмов по стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке. Учитывая важность инструментов государственного воздействия на уровень цен, целесообразно перенять опыт стран БРИКС по регулированию ценовых отношений в АПК.
ЛИТЕРАТУРА
1. World trade statistical review. 2019. P. 33. <https://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/wts2019_e/wts2019_e.pdf>. - Date of access: 02.10.2021.
2. European Parliament Think Tank, Comparative Analysis of Risk Management Tools supported by the 2014 Farm Bill and the CAP 2014-2020, 2014. - P. 39.
3. OECD-FAO, Agricultural Outlook 2015. - 2015. - P. 93.
4. FAPDA, Country Fact Sheet on Food and Agricultural Policy Trends. April 2014. - P. 2-3.
5. OECD, Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2015. - 2015. - Р. 90.
6. Политика правительства в отношении сельскохозяйственных цен - Индия [Электронный ресурс]. URL https://www.brainkart.com/article/ Agricultural-Price-Policies-of-the-Government-India_1463. />. - Date of access: 02.10.2021.
7. Сельское хозяйство в Индии - Комиссия по коммунальным услугам Союза: текущие вопросы и новости. - 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://byjus.com/free-ias-prep/issues-in-news-agriculture-in-india. - Date of access: 02.10.2021.
8. The State Council Information Office of the People's Republic of China. (2019). Food Security of China. Retrieved October 17, 2019, from http://www.scio.gov.cn/m/zfbps/32832/Document/1666228/1666228.htm. - Date of access: 02.10.2021.
9. OECD Review of Agricultural Policies (Israel) [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/9789264079397-en /. -Date of access: 02.10.2021.
10. Лев, М. Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: норм.-прав. аспект / М. Ю. Лев // Вестн. акад. - М.: Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы, 2014. - № 3. -С. 149-155.
11.Zhong, Z. China Agricultural Product Market Control Policy [Электронный ресурс]. URL: http://ap.fftc.agnet.org/ap_db.php?id=209. - Date of access: 02.10.2021.
12. Недюхина, О. М. Зарубежный опыт государственного регулирования аграрного сектора экономики / О. М. Не-дюхина, Н. П. Панасюга // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». - 2020. - № 1(30) - С. 203-210.