Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

658
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / AGRICULTURAL PROTECTIONISM / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЯПОНИИ / AGRICULTURE OF JAPAN / ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / IMPORTS OF FOOD / ДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / SUFFICIENCY OF FOOD SUPPLIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Алла Анатольевна

Статья посвящена аграрной политике Японии в исторической ретроспективе. Современное состояние продовольственной безопасности Японии характеризуется недостаточным снабжением населения продуктами питания за счет собственных ресурсов. По данным Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии в 2011 г. страна лишь на 39% обеспечивала население продовольствием за счет собственного производства, что меньше на 50% по сравнению с уровнем 1961 г. Правительство Японии стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, оказывая помощь агропродовольственному сектору. Аграрный протекционизм заключается в колоссальных субсидиях и высоких импортных тарифах. По объемам государственной поддержки индивидуальным сельхозпроизводителям Япония занимает третье место среди стран мира. Такие протекционистские меры без радикального реформирования аграрной сферы привели к множеству проблем. Маленькие размеры хозяйств обусловливают очень высокую себестоимость продукции, низкий уровень производительности, неконкурентоспособность сельскохозяйственного сектора. Из-за высоких импортных тарифов цены на продукты питания в стране очень высоки. Сокращаются посевные территории. Отмечается сильная нехватка молодой рабочей силы при отчетливом старении населения. Уменьшается производство основных сельскохозяйственных культур. Существует сильная зависимость от импорта, особенно от поставок из США. К 2020 г. Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии поставило задачу поднять уровень продовольственной безопасности до 50%. Для этого планируется модернизировать сельскохозяйственный сектор, укрупняя размеры существующих хозяйств и создавая новое молодое поколение фермеров при сохранении протекционистской политики. В статье рассматриваются основные направления аграрной политики японского государства в области продовольственной безопасности на ближайшие годы: укрупнение размеров хозяйств, внедрение передовых технологий, переподготовка фермеров и привлечение молодых сельскохозяйственных работников, развитие аквакультуры, увеличение объемов экспорта, помощь сельскому хозяйству развивающихся стран, сохранение протекционистской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF JAPANESE POLICY IN THE SPHERE OF FOOD SECURITY

The article is devoted to the agrarian policy of Japan in historical retrospect. The current state of food security in Japan is characterized by inadequate supply of the population with food from its own resources. According to the data of the Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries only 39% of the food consumed by the Japanese population was produced in Japan in 2011. This is only a half of the 1961 volumes. The Japanese government is seeking the ways of reducing the country''s dependence on food imports by granting assistance to the agri-food sector. Agricultural protectionism involves huge subsidies and high import tariffs. Japan ranks third in the world in the volumes of state support to individual farmers. Due to the lack of drastic reforms in the agricultural sector these protectionist measures have led to a variety of problems. Small-size farms result in very high production costs, low productivity, and lack of competitiveness in the agricultural sector. Food prices in the country are very high because of high import tariffs. Cultivated areas are being reduced. There is a shortage of young labor force aggravated by the population ageing. Production of major crops is decreasing as well. There is a strong dependence on imports, especially from the United States. The Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries of Japan put the task to raise the level of food security to 50% by 2020. This task requires modernizing the agricultural sector, enlarging the size of existing farms, and creating a new generation of farmers while maintaining the protectionist policies. The article deals with the basic agrarian policies of Japan in the area of food security in the years to come: enlarging farms, introducing advanced technologies, retraining farmers and attracting young agricultural workers, developing the aquaculture, increasing exports, rendering agricultural aid to developing countries, and maintaining the protectionist measures.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

3. Заусаев, В. К. О развитии лесопереработки на Дальнем Востоке / В. К. Заусаев, С. П. Быстрицкий, Д. Н. Богуш // Экономист. - 2006. -№ 12. - С. 72-76.

4. Om Gu Huo. Russian-Korean Cooperation at the Regional level : Problematic issues and Prospects for growth // Far Eastern Affairs. - 2012. - № 3. -Р. 42-57.

5. Zhao Xin. PRC Foreign Trade in 21stCentury: Specifics of State Regulation and growth Dynamics // Far Eastern Affairs. - 2012. - № 3. - P. 41-55.

REFERENCES

1. Osorgin A.N. Vneshnetorgovye svyazi Dal'nego Vostoka [Foreign Trade Relations of the Far East]. Khabarovsk: Khabarov. kn. izd-vo [Khabarovsk Printing House], 1973. 133 p.

2. Khoroshavin A.V., Zausaev V.K. Sakhalin v XXI veke: novyi vektor razvitiya [Sakhalin in XXI Century: a new growth Vector]. Khabarovsk: KGUP «Khabarovskaya kraevaya tipografiya» [KGUP Khabarovsk Regional Printing House], 2012. 456 p.

3. Zausaev V.K., Bystritsky S.P., Bogush D.N. O razvitii lesopererabotki na Dal'nem Vostoke [On the development of wood processing in the Far East]. Ekonomist [The Economist], 2006, no. 12, pp.72-76.

4. Om Gu Huo. Russian-Korean Cooperation at the Regional level: Problematic issues and Prospects for growth. Far Eastern Affairs, 2012, no. 3, pp. 42-57.

5. Zhao Xin. PRC Foreign Trade in 21stCentury: Specifics of State Regulation and growth Dynamics. Far Eastern Affairs, 2012, no. 3, pp. 41-55.

Кравченко Алла Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: kravchenko.aa@dvfu.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена аграрной политике Японии в исторической ретроспективе. Современное состояние продовольственной безопасности Японии характеризуется недостаточным снабжением населения продуктами питания за счет собственных ресурсов. По данным Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии, в 2011 г. страна лишь на 39% обеспечивала население продовольствием за счет собственного производства, что меньше на 50% по сравнению с уровнем 1961 г.

Правительство Японии стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, оказывая помощь агропродовольственному сектору. Аграрный протекционизм заключается в колоссальных субсидиях и высоких импортных тарифах. По объемам государственной поддержки индивидуальным сельхозпроизводителям Япония занимает третье место среди стран мира. Такие протекционистские меры без радикального реформирования аграрной сферы привели к множеству проблем. Маленькие размеры хозяйств обусловливают очень высокую себестоимость продукции, низкий уровень производительности, неконкурентоспособность сельскохозяйственного сектора. Из-за высоких импортных тарифов цены на продукты питания в стране очень высоки. Сокращаются посевные территории. Отмечается сильная нехватка молодой рабочей силы при отчетливом старении населения. Уменьшается производство основных сельскохозяйственных культур. Существует сильная зависимость от импорта, особенно от поставок из США.

К 2020 г. Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии поставило задачу поднять уровень продовольственной безопасности до 50%. Для этого планируется модернизировать сельскохозяйственный сектор, укрупняя размеры существующих хозяйств и создавая новое молодое поколение фермеров при сохранении протекционистской политики.

В статье рассматриваются основные направления аграрной политики японского государства в области продовольственной безопасности на ближайшие годы: укрупнение размеров хозяйств, внедрение передовых технологий, переподготовка фермеров и привлечение молодых сельскохозяйственных работников, развитие аквакультуры, увеличение объемов экспорта, помощь сельскому хозяйству развивающихся стран, сохранение протекционистской политики.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, аграрный протекционизм, сельское хозяйство Японии, импорт продовольствия, достаточность продовольствия.

Kravchenko A. Anatolievna, PhD in Economics, Associate Professor, School of Business and Public Administration, Far Eastern Federal University, Vladivostok. E-mail: kravchenko.aa@dvfu.ru

MAIN DIRECTIONS OF JAPANESE POLICY IN THE SPHERE OF FOOD SECURITY

The article is devoted to the agrarian policy of Japan in historical retrospect. The current state of food security in Japan is characterized by inadequate supply of the population with food from its own resources. According to the data of the Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries only 39% of the food consumed

by the Japanese population was produced in Japan in 2011. This is only a half of the 1961 volumes.

The Japanese government is seeking the ways of reducing the country's dependence on food imports by granting assistance to the agri-food sector. Agricultural protectionism involves huge subsidies and high import tariffs. Japan ranks third in the world in the volumes of state support to individual farmers. Due to the lack of drastic reforms in the agricultural sector these protectionist measures have led to a variety of problems. Small-size farms result in very high production costs, low productivity, and lack of competitiveness in the agricultural sector. Food prices in the country are very high because of high import tariffs. Cultivated areas are being reduced. There is a shortage of young labor force aggravated by the population ageing. Production of major crops is decreasing as well. There is a strong dependence on imports, especially from the United States.

The Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries of Japan put the task to raise the level of food security to 50% by 2020. This task requires modernizing the agricultural sector, enlarging the size of existing farms, and creating a new generation of farmers while maintaining the protectionist policies.

The article deals with the basic agrarian policies of Japan in the area of food security in the years to come: enlarging farms, introducing advanced technologies, retraining farmers and attracting young agricultural workers, developing the aquaculture, increasing exports, rendering agricultural aid to developing countries, and maintaining the protectionist measures.

Keywords: food security, agricultural protectionism, agriculture of Japan, imports of food, sufficiency of food supplies.

Начиная с XX в., Япония никогда не обеспечивала собственным производством потребности населения в продуктах питания. До Второй мировой войны Япония в значительной степени зависела от азиатских колоний, которые были основными поставщиками продовольствия в страну. По результатам войны Япония утратила свои колонии, а также сами военные действия нанесли тяжелый урон сельскому хозяйству страны, что превратило продовольственную проблему в одну из острейших.

Неотложность реформ перестройки землевладения была очевидна, и Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства еще в период войны подготовило основные положения аграрной реформы. В 1945 г. был разработан «План реформы землевладения», в соответствии с которым государство выкупало у «отсутствующих помещиков» все принадлежащие им земли, у «обрабатывающих помещиков» - земли, превышающие площадь 3 тё (1,976 га), а на Хоккайдо - более 12 тё (11,904 га). Из этого земельного фонда участки земли продавались по установленным твердым ценам крестьянам-арендаторам. Устанавливались максимальные размеры участка,

который крестьянский двор мог приобрести в собственность: в среднем по стране не более 3 тё (1,976 га) на одно хозяйство, на Хоккайдо - до 12 тё (11,904 га). Институт земельной аренды сохранялся, но устанавливались предельные нормы арендной платы в денежной форме [5, с. 61].

По уровню внедрения науки и техники в сельское хозяйство в послевоенный период страна также достигла хороших результатов. Механизация рисоводства, которое являлось основой японского сельскохозяйственного производства, началась в середине 50-х годов. Стали применяться прогрессивные технологии и передовые методы производства, обеспечивающие высокий уровень урожайности. Тем самым в конце 1950-х годов, прежде всего благодаря устойчиво высоким урожаям риса, а также в связи с не очень высоким в то время уровнем потребления, был достигнут благополучный уровень самообеспечения продовольствием, составивший 78% (рис. 1) [8].

Производство риса Потребление риса

Производство пшеницы Потребление пшеницы

Рис. 1. Самообеспечение рисом и пшеницей в Японии, тыс. т

К началу 60-х годов сельское хозяйство подошло с набором проблем в развитии отрасли. Постоянно продолжал увеличиваться разрыв в уровне производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, хотя этот показатель в сельском хозяйстве рос высокими темпами. Японское сельское хозяйство сильно отставало по этому показателю в сравнении с другими развитыми странами. Цены на сельскохозяйственную продукцию

превысили цены мирового рынка. Структура производства не отвечала потребностям населения. В большинстве случаев основой этих проблем являлся мелкотоварный характер производства, прежде всего мелкие размеры землепользования.

В 60-70-х годах сельское хозяйство Японии очень отличалось от сельского хозяйства других развитых стран. Его особенность была связана, прежде всего, с его замкнутостью. Японские фермеры, в отличие от западных фермеров, не зависели непосредственно от колебаний мирового рынка, и их производство формировалось исключительно для удовлетворения внутреннего спроса. Также не менее уникально и то обстоятельство, что сельское хозяйство Японии практически не испытывало конкуренции со стороны других стран. Политика жесткого аграрного протекционизма открывала доступ в Японию лишь тем видам сельскохозяйственной продукции, которые либо не представляли собой основных элементов традиционного японского рациона, либо не могли производиться в стране, учитывая ее природные условия, хотя бы с минимальной эффективностью. Отличительной чертой являлось отсутствие в японском сельском хозяйстве иностранного капитала. Причиной этому служила та же протекционистская аграрная политика государственной поддержки мелких хозяйств, которая стала в известной мере тормозом на пути дальнейшего развития отрасли, затрудняя процесс концентрации производства и перелива капитала.

Все последующие годы аграрный протекционизм постоянно дополнялся различными мерами поощрения сельскохозяйственных производителей и смягчения негативного влияния рынка на них. Среди этих мер необходимо выделить политику контроля над продовольствием как одну из приоритетных, важнейшим инструментом которой являлась система гарантированных закупочных цен на основные виды продовольствия, особенно риса. Система закупочных цен гарантировала не только сбыт, но и, по крайней мере, компенсацию издержек его производства. Государство осуществляло политику поддержания цен на продукцию сельского хозяйства, суть которой состояла в том, что государственные закупочные цены всегда должны были превышать издержки фермерского производства. В основе торговли лежала формула «издержки производства плюс доход», при этом доход должен был быть равен среднему доходу городской семьи [7, с. 25].

В начале 80-х годов проходила структурная перестройка всей японской экономики в условиях углубления интернационализации хозяйственной жизни страны. Происходящие в экономике изменения непосредственно отразились и на аграрном секторе - правительство было вынуждено отходить от административных методов регулирования и увеличивать масштабы функционирования рыночных механизмов в сельском хозяйстве. В соответствии с договоренностями, достигнутыми в 1993 г. в

ходе «уругвайского раунда» переговоров в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), Япония перешла от системы импортных квот к мерам таможенного импортного регулирования в отношении молочных продуктов, крахмала и пшеницы. Вплоть до 1995 г. импорт риса в страну был запрещен [4, с. 5]. Но по результатам «уругвайского раунда» Япония стала устанавливать объем минимального импорта риса в размере определенной пропорции от величины его внутреннего потребления. Минимальный размер этой пропорции должен был постепенно подниматься с 4% до 8%. В 1998 г. этот размер был установлен на уровне 5%. Однако значительных изменений в протекционистской политике государства не произошло.

В целом проблема обеспечения населения продовольствием решалась двумя способами: развитием отечественного производства и импортом. В первые послевоенные годы импорт продовольствия в сильной степени лимитировался необходимостью ввоза основных видов сырья для развития промышленности и хроническим отрицательным сальдо торгового баланса. Правительственная политика была направлена на поддержание и развитие собственного производства сельскохозяйственной продукции. За 10-15 послевоенных лет Японии удалось достичь и превысить довоенный уровень производства продовольствия. Постепенно из-за высоких издержек производства в мелких хозяйствах их продукция оказалась неконкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках. Несмотря на протекционистские меры, в стране наращивался импорт. В итоге самообеспеченность продовольствием в Японии, составлявшая 78% в 1961 г., снизилась к 2010 г. до рекордно низкого уровня в 39%.

Кажется, что для успешного развития сельскохозяйственной отрасли в Японии существуют необходимые условия: относительно благоприятный климат с точки зрения ведения сельского хозяйства, современное техническое оснащение, передовые научные разработки, трудолюбие японцев как национальная черта. Однако число людей, занятых в отрасли, продолжает сокращаться, молодежь уходит из деревень в города. Экономически активное население в сельском хозяйстве Японии сократилось с 6 млн человек в 1980 г. до 1,4 млн человек в 2011 г. Рассмотрим источники обеспечения продовольствием в Японии (табл. 1) [8].

Сокращается площадь посевных земель, и, как было указано в «Белой книге по сельскому хозяйству» Японии, выпущенной в 2009 г., на них приходится всего 14% всей площади страны, то есть на треть меньше площадей, использовавшихся для земледелия в 1961 г., когда их размеры достигли пика. Спрос на основной японский продукт питания и сельскохозяйственную культуру - рис - постепенно уменьшается под влиянием западной культуры. Из-за масштабного импорта продовольствия Япония конъюнктурно зависима от других стран, особенно от США (табл. 2).

Таблица 1

Источники обеспечения продовольствием

Вид продукции Потребление в год, тыс. т Самообеспечение, % Импорт, %

Рис 9 563 96 4

Пшеница 7226 11 89

Ячмень 2 128 7 93

Кукуруза 14 941 0 100

Соевые бобы 3 050 7 93

Овощи 14 953 79 21

Фрукты 7 926 38 62

Мясо 5 904 54 46

Куриные яйца 2 621 95 5

Молоко и молочные продукты 11 551 65 35

Таблица 2

Основные поставщики продовольствия в Японию, млрд иен

Страна 2011 г.

США 1 417

Китай 751,2

Австралия 393,9

Канада 385,2

В Японии открыто признается важность продовольственной независимости и ее влияние на национальную безопасность еще с 1980 г., когда была разработана доктрина комплексной национальной безопасности Японии. В доктрине вопросу обеспечения продовольственной безопасности страны наряду с военной безопасностью и топливной проблемой отведено ведущее место. В документе на долгосрочную перспективу была поставлена цель преодоления зависимости от импортных поставок продовольствия и обес-

печения устойчивого и гарантированного снабжения населения страны собственным продовольствием. Цель предполагалось реализовать решением следующих задач:

- генеральной задачей комплексной безопасности Японии объявлялось наращивание собственного сельскохозяйственного производства, несмотря на то, что из-за неустранимых природных и трудноразрешимых экономических причин производство продовольствия оказывается в Японии дороже, чем в США, как минимум в 2-3 раза, а по большинству продуктов - в 4-5 раз [7, с.1];

- вторая задача состояла в преодолении зависимости от поставок продовольствия из США - главного стратегического партнера Японии [4, с. 2]. На сегодня эти задачи остаются более чем актуальными.

Правительство Японии стремится снизить зависимость страны от импорта продовольствия, оказывая помощь агропродовольственному сектору, в первую очередь отечественным производителям риса. Закупка риса у крестьян до сих пор производится из средств госбюджета по приемлемой для крестьян цене, а продается рис потребителям несколько дешевле. На рис, пшеницу и ячмень государство также устанавливает твердые закупочные цены, а на остальную сельхозпродукцию устанавливаются минимальные гарантированные цены.

Таблица 3

Поддержка сельхозпроизводителей, в % от общих доходов

Год 1986 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Помощь 65,1 53,8 51,6 46,7 48,3 49,0 53,3 51,6

Аграрный протекционизм Японии все еще очень силен и в настоящее время. Ключевой способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях. Япония ежегодно направляет в собственное сельское хозяйство десятки миллиардов долларов, помощь составляет более 50 % от общих доходов (табл. 3). По уровню государственной поддержки индивидуальных сельхозпроизводителей, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, Япония находится на третьем месте после Норвегии и Швейцарии. Такая политика объясняется не только относительно неблагоприятными природно-климатическими условиями для аграрного производства, ограниченностью земельных ресурсов, но и высоким уровнем жизни населения. Поскольку одной из целей правительственного покровительства выступает поддержка доходов фермеров на приемлемом уровне, то в странах с высоким уровнем жизни на эти цели приходится выделять больше средств.

Другое выражение аграрного протекционизма Японии - в очень высоких импортных тарифах. Импортные тарифы на рис, сахар и пшеницу составляют 778%, 328% и 252% соответственно [8]. Тарифы на масло, сыр, орехи и молоко варьируются от 218% до 737%. Более чем на сто сельскохозяйственных культур установлен тариф более 200%. К сравнению, в Европейском Союзе и США довольно редки тарифы более 200%, и отсутствуют тарифы более 500%. В соответствии с данными Всемирной Торговой Организации, среднее значение сельскохозяйственного тарифа в Японии составляет 22,2%, в США - 5,2%, и в Европейском союзе - 13,5%. Совокупная финансовая поддержка сельского хозяйства Японии, Евросоюза и США в прошлом году составила 52 млрд долл., 168 млрд долл. и 96 млрд долл. соответственно. В сумме финансовая поддержка сельскохозяйственному сектору этих трех стран составляет 84% всех сельскохозяйственных субсидий стран - членов ОЭСР [9, с. 29].

В 2007 г. Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства подготовило и представило в Совет по экономической и финансовой политике отчет «Желательная сельскохозяйственная политика в эпоху глобализации», в котором изложило свои подходы к заключению соглашений о свободной торговле и экономическом партнерстве. Наряду с утверждением о необходимости реформирования отечественного сельского хозяйства в отчете неоднократно подчеркивается «недопустимость ускорения процесса либерализации условий международной торговли сельскохозяйственной продукции». В отчете также содержится заявление о том, что «Министерство намеревается твердо защищать интересы национальных производителей сельхозпродукции до тех пор, пока они будут нуждаться в защите» [4, с. 3].

Несмотря на отсутствие курса на либерализацию сельского хозяйства, государство проводит другие меры по увеличению конкурентоспособности национального сельского хозяйства. Главным средством подъема конкурентоспособности (роста производительности труда и снижения издержек производства) продолжает оставаться, прежде всего, укрупнение размеров хозяйствования - как индивидуальных дворов, так и разного рода объединений. Мероприятия правительства Японии, предпринимаемые с конца 80-х годов, несколько ускорили темпы увеличения размеров хозяйств в земледелии, но пока что достигнутые результаты очень далеки от желаемых цифр, заявленных в концепции новой сельскохозяйственной политики. В настоящее время подавляющее большинство хозяйств составляют мельчайшие (до 0,5 га), мелкие (0,5-1 га) и средние (1-2 га). Согласно японской статистике, 92,7% всех хозяйств имеют площадь земли менее 2 га [8]. К сравнению, средний размер хозяйств в Евросоюзе - 14 га, в США -198 га, в Австралии - 3 024 га. В такой стране, как Япония, естественно, нет возможностей для создания крупных по земельной площади хозяйств, как,

например, в США [6, с. 19]. Но цель по доведению средних размеров хозяйств до 10-15 га не является недостижимой.

Отодвигание сроков осуществления реформ по повышению уровня продовольственной безопасности страны, и в частности по подъему сельскохозяйственного производства, привело к появлению альтернативных взглядов на реформирование аграрного сектора. Одной из альтернативных точек зрения придерживаются радикальные либералы. Как и правительство, они считают, что решение основных проблем - высоких издержек, недостаточной производительности труда и избыточного государственного протекционизма - лежит в создании крупных фермерских хозяйств, благодаря которым сельскохозяйственное производство стало бы более эффективным. Ориентируясь на опыт крупных фермерских хозяйств западных государств, основной упор должен быть сделан на технику, которая позволила бы значительно повысить производительность труда. Радикализм либералов в том, что, в отличие от правительства, они настаивают на быстром и решительном крупномасштабном перераспределении земли, необходимом для формирования сектора эффективных хозяйств. По их мнению, всё перераспределение должно строиться на основе аренды, путем индивидуальной или более эффективной коллективной сдачи земли мелкими собственниками в аренду фермерам-предпринимателям, которые укрупняют свои хозяйства. К последним должно отойти до 90% всей сельскохозяйственной земли, а остальная часть останется у мелких и мельчайших собственников в виде небольших приусадебных участков. Чтобы побудить всех мелких землевладельцев принять такое решение, либералы предлагают правительству отказаться от принципа ориентации на самообеспечение страны рисом и от аграрного протекционизма. Они рекомендуют направить развитие сельского хозяйства страны в сторону животноводства как основной отрасли, отменить импортные квоты и отказаться от контроля государства над системой распределения продовольствия и сельскохозяйственных производственных факторов, то есть по большей части перейти к свободной торговле. По мнению либералов, правительство поступает неправильно и недальновидно, сводя проблему национальной продовольственной безопасности к задаче текущего самообеспечения рисом вместо того, чтобы искать ее решение в радикальной модернизации аграрной экономики.

Сторонники радикального либерализма настаивают на быстром переходе к открытому рынку вместо системы государственного аграрного протекционизма. При этом либералы не берут в расчет социальные и социокультурные аспекты перехода к открытой рыночной системе. Либералы представляют деревню как совокупность индивидуальных землевладельцев, которые уже несильно связаны непосредственно с самим сельским хозяйством, которые уже утратили некогда сильные основы коллективисткой организации и сам дух коллективизма и которые могут легко передать

свою землю или, по крайней мере, большую её часть в пользу фермеров-предпринимателей. Однако это и подвергается сомнению в японском обществе.

Другой альтернативной точки зрения придерживаются социалисты, которые основываются на принципе «социальной ответственности землевладельцев за эффективное использование земли». Они выступают за социализацию землевладения, под которой имеется в виду необходимость для владельцев земли нести социальные обязательства перед обществом в отношении эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, а также контроль общества и государства над земельными отношениями. Государству социалисты предписывают приведение земельного законодательства в соответствие с задачей перехода к коллективному ведению сельского хозяйства. Кроме этого, государству необходимо максимально снизить земельную ренту и стабилизировать цены на землю. Социалисты считают, что тем самым будут созданы условия для восстановления землевладения на основе группового, кооперативного фермерства. Этим же сельскохозяйственным коллективам должно быть предоставлено преимущественное право покупки и аренды земли.

Как видно, ни одна из сторон не предлагает оставить без изменений систему сельского хозяйства, состоящую из мелких хозяйств. Все, так или иначе, выступают за укрупнение производства на основе многоукладной системы хозяйства как главный способ решения проблемы высоких издержек сельскохозяйственного производства страны и соответственно неконкурентоспособности продукции.

Таким образом, выделим основные направления политики японского государства в области продовольственной безопасности на ближайшие годы.

1. Укрупнение размеров хозяйств

Увеличение размеров традиционно мелких японских хозяйств выступает одним из ключевых путей повышения низкой производительности японского сельского хозяйства, снижения издержек и, следовательно, повышения конкурентоспособности продукции. По подсчетам специалистов, если в рисоводстве будут действовать около 150 тыс. индивидуальных хозяйств размером 10-20 га и до 20 тыс. по 35-50 га каждое, это позволит почти вдвое снизить себестоимость продукции [4]. В апреле 2013 г. министр сельского хозяйства Японии Ёшимаса Хаяши заявил, что «правительство прикладывает все усилия для того, чтобы модернизировать сельскохозяйственный сектор, укрупняя размеры существующих хозяйств...» [3, с. 3].

2. Внедрение передовых технологий

К 2020 г. государством поставлена цель снизить импорт продовольствия до 50%. Для этого предполагается увеличить производство риса на 260 тыс. т, а пшеницы - в два раза, по сравнению с показателями 2008 г.

(2008 г. - 881 200 т) [8]. Достигать этого планируется не только созданием крупных хозяйств, но и путем внедрения передовых технологий по выращиванию данной продукции. Ориентируясь на опыт крупных фермерских хозяйств западных государств, в Японии считают, что основной упор должен быть сделан на технику, которая позволила бы значительно повысить производительность труда.

Правительство Японии первоначально поставило задачу - за счет подобной структурной реформы, а также других мер повысить коэффициент самообеспеченности продовольствием к 2010 г. до 45%. Однако позже Комитетом по продовольственной политике было признано, что достигнуть цели в 45% к 2010 г. будет крайне сложно. Срок достижения уровня 45% был перенесен на 2015 г. Но срок был перенесен снова, когда Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства в 2009 г. разработало новый План развития национального сельского хозяйства, который предусматривает снижение импорта продовольствия в течение 10 лет, то есть до 2020 г., до 50% [4, с. 1]. Для этого предполагается увеличить производство риса на 260 тыс. т, а пшеницы - в два раза по сравнению с показателями 2008 г. Достигнуть этого можно будет путем внедрения передовых технологий по выращиванию этой продукции. Себестоимость риса в Японии сейчас очень высока. Он в пять раз дороже таиландского и в два с половиной раза - американского [7, с. 2].

3. Переподготовка фермеров и привлечение молодых сельскохозяйственных работников

В рамках программы повышения самообеспечения продовольствием предусматривается переподготовка фермеров в связи с еще большей механизацией производства и внедрением передовых технологий, а также привлечение примерно 12 тыс. чел. до 40 лет, желающих заняться фермерским хозяйством [2, с. 31]. В январе 2011 г. Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии заявило о решении предоставлять гранты более 1 млн йен ежегодно людям, которые начинают заниматься сельским хозяйством, переехав из городов в сельские районы.

4. Развитие аквакультуры

С учетом сложившихся в мире промысловых условий, а также необходимости сохранения и увеличения своих собственных биоресурсов, Япония будет продолжать уделять большое внимание искусственному разведению рыбы и морепродуктов. Среди крупнейших производителей аквакультуры Япония уже занимает третье место после Китая и Индии. В основе столь стремительного развития аквакультуры в Японии лежит огромный и все увеличивающийся глобальный спрос на рыбопродукцию. Ожидается, что мировое потребление будет возрастать. В связи с этим специалисты считают, что дальнейшее увеличение объемов рыбопродукции возможно либо

посредством вовлечения в активный промысел ныне невостребованных объектов, либо за счет искусственного выращивания гидробионтов. По словам генерального директора Всемирного центра рыболовства и Международного Института продовольственных исследований доктора М. Уиль-ямса, в условиях быстрого роста мирового народонаселения и истощения рыбных запасов спрос на гидробионты может удовлетворить лишь постоянно растущее производство аквакультуры.

5. Увеличение объемов экспорта

Предусматривается увеличить экспорт японской сельскохозяйственной продукции и морепродуктов (речь идет, прежде всего, о дорогих продуктах высокого качества) до 1 трлн йен или 10,3 млрд долл. [3, с. 3].

6. Помощь сельскому хозяйству развивающихся стран

Япония планирует и дальше расширять помощь сельскому хозяйству развивающихся стран (Афганистану, Азербайджану, Мозамбику, Зимбабве и др.), рассматривая это как один из способов снижения импортозависимо-сти от своих основных поставщиков продовольствия в долгосрочном периоде, диверсифицирования источников импорта.

7. Сохранение протекционистской политики

Государство продолжит оказывать помощь агропродовольственному сектору, в первую очередь отечественным производителям риса. Закупка риса у крестьян производится и будет производиться из средств государственного бюджета по приемлемой для производителей цене, а продаваться он потребителям - несколько дешевле. На рис, пшеницу и ячмень государство устанавливает твердые закупочные цены, а на остальную сельскохозяйственную продукцию устанавливаются минимальные гарантированные цены. По тем продуктам, по которым импорт может конкурировать с внутренним производством, будут и дальше устанавливаться высокие импортные пошлины (например, на рис).

Один из последних официальных документов - план действий по «возрождению сельского хозяйства» [1], выпущенный Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии в конце 2011 г., - сохраняет одни из наибольших в мире размеры субсидий фермерам, что идет вразрез с одним из главных направлений реформирования сельского хозяйства страны - укрупнением хозяйств. Политика выдачи субсидий маленьким хозяйствам для поддержки их производства стимулирует сохранение этих мелких хозяйств. Выдача субсидий только крупным хозяйствам стимулировала бы появление таких хозяйств большого размера, и это бы стало значительным шагом на пути формирования японского сельского хозяйства, увеличения производительности, снижения издержек и повышения конкурентоспособности.

По нашему мнению, необходимый план действий по возрождению сельского хозяйства Японии заключается в следующем: изменении политики субсидирования фермеров, проведении реформы по консолидации хозяйств, формировании нового молодого поколения сельскохозяйственных работников и еще большем техническом оснащении производства, что постепенно приведет к снижению издержек и повышению производительности в сельском хозяйстве. И только убедившись в конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, японскому правительству стоит начать отходить от жесткого контроля и защиты аграрного сектора страны. По словам министра сельского хозяйства Японии Ёшимаса Хаяши, даже при успешном проведении реформ японскому сельскому хозяйству все равно никогда не стать таким конкурентоспособным, как сельское хозяйство США или Канады [3, с. 3]. Стоит согласиться, что, даже при ослаблении протекционистской политики по отношении к аграрному сектору, правительству необходимо будет продолжать поддержку сельского хозяйства страны, прежде всего с помощью системы субсидирования.

На сегодняшний день Япония обладает конкурентным преимуществом в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственный сектор страны имеет очень высокий потенциал производства высококачественной экологически чистой продукции, спрос на которую так растет сейчас в развитых странах. Представление о японских продовольственных товарах во всем мире вызывает ассоциации с качеством, безопасностью. Это преимущество уже используется в японском экспорте (например, в продажах голубого тунца и известной во всем мире японской говядины), однако очень слабо. Необходимо развивать данный сектор дорогой высококачественной продукции, имеющей большой потенциал, увеличивая производительность таких товаров, повышая конкурентоспособность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в последние годы сельскохозяйственный сектор Японии демонстрировал низкие темпы роста и снижения дохода, но успешное проведение планируемых аграрных реформ и дальнейшая частичная либерализация сельскохозяйственного рынка способны возродить сельское хозяйство страны и приблизить Японию к уровню продовольственной безопасности 60-х годов, когда он достиг своего пика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hays, J. Agricultural Reforms in Japan: Consolidating Farms, Improving Subsides, Creating Incentives [Electronic resourse] // Facts and Détails. - Access: http://factsanddetails.com/japan.php?itemid=1808&catid= 24&subcatid=159.

2. Japan - Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2011 [Electronic resourse] // The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). - Access: http://www.oecd.org/japan/japan-agriculturalpolicy moni toringandevaluation2011 .htm.

3. Japan's Farm Minister Walks Line Between Free Trade, Protectionism [Electronic resourse] // The Wall Street Journal. - Access: http://blogs.wsj.com/japanrealtime/2013/04/08/japans-farm-minister-walks-line-between-free-trade-protectionism.

4. Mulgan, A. Japan's new agricultural policy plan neglects trade liberalization [Electronic resourse] // East Asia Forum. - Access: http://www.eastasiaforum.org/2011/11/02/japan-s-new-agricultural-policy-plan-neglectsT -trade-liberalisation/.

5. Ozaki, R. The Japanese / R. Ozaki. - Tokyo : Tuttle, 1998. - 299 p.

6. Prakash, D. Development of Agricultural Cooperatives-Relevance of Japanese Experiences to Developing Countries [Electronic resourse] // Rural Development and Management Centre. - Access: http://www.uwcc.wisc.edu/ in-fo/intl/damanj apan.pdf.

7. Reviving Japanese Agriculture to Cope with International Competition [Electronic resourse] // Nippon. - Access: http://www.nippon.com/en/in-depth/a00902/.

8. Statistical Yearbook of Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries [Electronic resourse] // Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries. - Access:

http://www.maff.go.jp/e/tokei/kikaku/nenji_e/87nenji/index.html.

9. Yamashita, K. Ensuring Japan's food security through free trade not tariffs [Electronic resourse] // East Asia Forum. - Access: http://www. eastasiaforum.org/2010/03/10/ensuring-j apans-food-security-through-free-trade-not-tariffs/.

10. Yoshikawa, Y. Can Japanese Agriculture Overcome Dependence and Decline? [Electronic resourse] // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. Access: http://www.j apanfocus.org/-Yukie-YOSHIKAWA/3 3 79.

REFERENCES

1. Hays J. Agricultural Reforms in Japan: Consolidating Farms, Improving Subsides, Creating Incentives. Facts and Details. - Available at: http://factsanddetails.com/japan.php?itemid=1808&catid=24&subcatid=159 (accessed 20 March 2014).

2. Japan - Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 201.1 The Organization for Economic Co-operation and Development (OECD). Available at: http://www.oecd.org/japan/japan-agriculturalpolicymonitoringandevaluation20 11.htm (accessed 20 March 2014).

3. Japan's Farm Minister Walks Line Between Free Trade, Protectionism. The Wall Street Journal. Available at: http://blogs.wsj.com/japanrealtime /2013/04/08/japans-farm-minister-walks-line-between-free-trade-protectionism (accessed 20 March 2014).

4. Mulgan A. Japan's new agricultural policy plan neglects trade liberalization. East Asia Forum. Available at: http://www.eastasiaforum.org/

2011/11/02/japan-s-new-agricultural-policy-plan-neglectST-trade-liberalisation/ (accessed 20 March 2014).

5. Ozaki R. The Japanese. - Tokyo: Tuttle, 1998. - 299 p.

6. Prakash D. Development of Agricultural Cooperatives-Relevance of Japanese Experiences to Developing Countries. Rural Development and Management Centre. Available at: http://www.uwcc.wisc.edu/info/intl/damanja pan.pdf (accessed 20 March 2014).

7. Reviving Japanese Agriculture to Cope with International Competition. Nippon. Available at: http://www.nippon.com/en/in-depth/a00902/ (accessed 20 March 2014).

8. Statistical Yearbook of Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries. Ministry of Agriculture, Forestry and Fisheries. Available at: http://www.maff.go.jp/e/tokei/kikaku/nenji_e/87nenji/index.html (accessed 20 March 2014).

9. Yamashita K. Ensuring Japan's food security through free trade not tariffs. East Asia Forum. Available at: http://www.eastasiaforum.org/2010/03 /10/ensuring-japans-food-security-through-free-trade-not-tariffs/ (accessed 20 March 2014).

10. Yoshikawa Y. Can Japanese Agriculture Overcome Dependence and Decline? The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. Available at: http://www.japanfocus.org/-Yukie-YOSHIKAWA/3379 (accessed 20 March 2014).

Жариков Евгений Прокофьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры международной экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

Статья посвящена проблеме освоения Мирового океана с целью выработки эффективных подходов к организации морской хозяйственной деятельности.

Цель статьи реализуется через решение следующих задач:

- обоснование комплексного сбалансированного развития морского хозяйства;

- анализ проблем рыбохозяйственного и нефтегазодобывающего комплексов в составе единого морского комплекса;

- вычленение современных особенностей формирования морской политики по использованию и сохранению потенциала Мирового океана.

Развитие мировой экономики оказывает влияние на материально-энергетические процессы во всей биосфере, потенциальная емкость которой ограничена. Планета постоянно деформируется, и от природных катаклизмов гибнут люди.

Мировой океан является одним из источников, оказывающих регулирующее воздействие на устойчивость биосферы. Взаимодействуя с атмосферой, океан является регулятором двуокиси углерода в атмосфере.

С другой стороны, достижения научно-технического прогресса стимулируют ускорение процесса хозяйственного освоения Мирового океана. Увеличение объемов хозяйственной деятельности в Мировом океане требует сбалансированного системного подхода к комплексному освоению его богатств. Автор поддерживает идею формирования интегральных хозяйственных систем, которые должны обеспечить комплексное, сбалансированное развитие морского хозяйства. В статье анализируются возможные структуры организации морских хозяйственных комплексов. Подчеркивается, что чем выше комплексность системы, тем она устойчивее за счет объединения предприятий с горизонтальными связями в вертикально-интегрированные структуры.

В составе интегрированной системы автор выделяет наиболее проблематичные две его структуры: рыбохозяйственный и нефтегазодобывающий комплексы. Они важны в мировой экономике и достаточно конфликтны в отношениях друг к другу.

Развитие мирового рыбохозяйственного комплекса позволило в 2011 г. довести потребление рыбы на душу населения до 18,8 кг (в два раза больше, по сравнению с 1960 г.). Но, с другой стороны, это обусловило ряд проблем:

- перелова и уменьшения рыбных запасов;

- незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла;

- прилова и выброса рыбы.

В последние годы растет роль Мирового океана как источника пополнения дефицитных видов топлива, в первую очередь нефти и газа. Это обусловливает конфликт интересов между нефтегазодобывающим комплексом и рядом других пользователей океана и, в первую очередь, рыбопромышленным комплексом.

Автор отмечает усиление социальной компоненты морских зон. Поэтому требуется переход к интегрированному управлению - как прибрежными, так и отдаленными морскими экосистемами.

Ключевые слова: Мировой океан, рыбопромышленный комплекс, нефтегазодобывающий комплекс, экосистема, морская политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.