УДК 657 ББК 65
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА МВД РОССИИ
ОЛЕГ САВЕЛЬЕВИЧ ПРАВОСУД
заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению
МВД России, полковник внутренней службы Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика
E-mail: pos64@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается понятие управленческого учета применительно к учету недвижимого имущества, в частности, недвижимого имущества МВД России. Обосновывается необходимость создания информационной системы ведомственного управленческого учета и контроля МВД России.
Ключевые слова: управленческий учет, информационная безопасность, недвижимое имущество, информационная система управленческого учета и контроля недвижимого имущества.
Annotation. Considered the concept of management accountingin relation to accounting of immovable property, partic-ularlyimmovable property ofthe Ministry of internal Affairsof Russia.Proved the necessity of creation theinformation system of departmentalmanagement accountingand control in the Ministry of internal Affairsof Russia.
Keywords: management accounting, information safety, immovable property, information system of departmentalmanagement accountingand control of immovable property.
Взаимосвязь бухгалтерского, управленческого учета, бюджетирования и контроля очевидна. Это обусловлено тем, что экономическая информация, базирующаяся на учетных данных, имеет наибольшее значение при принятии эффективных управленческих решений. Бухгалтерская информация составляет примерно 70% от общего объема экономической информации. Управленческий учет является составной частью информационной системы хозяйствующего субъекта, обеспечивающей информацией о деятельности структурных подразделений, служб, учреждений.
М.А. Вахрушина указывает, что «система управленческого учета представляет собой ноу-хау предприятия. Общие подходы к его построению следуют из организационной модели управленческого учета» [1, с. 371, 372]. С этим определением нельзя не согласиться, так как управленческий учет не регламентируется нормативно и поэтому может представлять собой ноу-хау хозяйствующего субъекта. Поскольку в качестве объекта исследования у нас выступают не предприятия, а учреждения системы МВД России, являющиеся бюджетными организациями, мы к данной
концепции управленческого учета также подошли с применением элементов внедрения инновационных методов управления (рис. 1).
В чем же заключается новизна к подходу управленческого учета хозяйствующих субъектов. В теории бухгалтерского учета, в концептуальных подходах к управленческому учету в основном обуславливаются предметом управленческого учета различного рода затраты. Мы же полагаем, что для учреждений МВД важен управленческий учет, предметом которого являются не просто затраты на строительство, ремонт и эксплуатацию недвижимого имущества, а полный комплекс учета недвижимого имущества на всех стадиях его жизненного цикла.
Нашу точку зрения подтверждают и утверждения В.В. Ковалева и Вит.В. Ковалева о том, что для принятия управленческих решений по вопросам прибыльности деятельности организаций менеджерам необходима оперативная база данных бухгалтерского учета, что обуславливает причину появления управленческого учета. Интерес к управленческому учету объясняется и тем, что показатель прибыли — это разность
- -я.¿¿¿Ь'-
Учреждения и подразделения МВД, наделенные полномочиями
Централизованная (линейная) система управления с внедрением единого электронного документооборота и делопроизводства
Формирование организационной и инструментально-технологической структуры учреждений МВД
т
& к & с
£ Ё
иг я 53 ас ке из
из
§ а
са
лв
' Центры ответственности; ' Направления деятельности; ' Проекты и т.п.
Определение формы взаимодействия управленческого учета с бюджетным учетом
• Постоянные
и переменные затраты;
• Прямые и косвенные затраты;
• Контролируемые
и неконтролируемые затраты.
• Управленческая учетная политика;
• Управленческий рабочий план счетов
и их корреспонденция;
• Регламентации
и унификации процедур управленческого учета, хранения и выдачи информации;
• Формы управленческой отчетности МВД.
Рис. 1. Взаимосвязь организационных процедур управленческого и бюджетного учета в системе МВД
между доходами и затратами и если доходы в значительной степени определяются рынком, т.е. внешними факторами воздействия, на которые нет рычагов управления у организации, то фактор «затраты» заслуживает особого внимания в любой системе внутреннего управления и контроля. Изначально управленческий учет зародился как учет затрат. В дальнейшем область управленческого учета была значительно расширена и в известном смысле потеряла строгость, определенность — к ней стали относить такие разделы, как бюджетирование, оценка инвестиционных проектов, анализ отчетности, бихевиористские (т.е. поведенческие) аспекты учета и принятия решений, и др. [3, с. 508].
Необходимо отметить, что большое количество объектов недвижимого имущества и субъектов ведомственного контроля (при отсутствии их четкого взаимодействия), часто приводит к неэффективным конт-
рольным мероприятиям, отвлечению контролируемых субъектов от выполнения своих непосредственных функциональных обязанностей. Создание эффективной системы управления недвижимым имуществом подразделений МВД предполагает использование современных информационно-телекоммуникационных технологий. Суть данной идеи заключается во внедрении информационной системы ведомственного управленческого учета и контроля недвижимого имущества подразделений МВД России через создание специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем управленческого учета на базе разработанных информационных технологий, в том числе интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений, способствующих повышению результативности деятельности контролирующих субъектов по оценке эффективности и соблюдения целе-
вого использования бюджетных средств, оптимизации административных процессов по организации деятельности органов внутренних дел, а также унификации процедуры учета, хранения и предоставления информации для принятия рационализаторских управленческих решений по недвижимому имуществу.
Создание информационной системы ведомственного управленческого учета и контроля МВД России позволит решить следующие задачи:
♦ совершенствования интегрированной универсальной транспортной среды связав между собой учетные и контролирующие подразделения органов внутренних дел и подразделения, непосредственно управляющие объектами недвижимого имущества на различных уровнях служебной иерархии;
♦ совершенствования информационно-технологического обеспечения подразделений МВД посредством создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем;
♦ повышения эффективности деятельности ведомственных контрольных органов при оценке эффективности и соблюдения целевого использования бюджетных средств направляемых на создание объектов недвижимого имущества;
♦ уменьшения уровня коррупции посредством перехода к электронному документообороту и исключению личных контактов между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными управлять недвижимым имуществом;
♦ обеспечения необходимого уровня информационной безопасности при информационном обеспечении органов внутренних дел.
Реализация указанных задач позволит создать на базе информационной системы ведомственного управленческого учета и контроля подразделений МВД России инструментально-технологическую инфраструктуру, которая на функциональном уровне позволит:
1) формализовать и оптимизировать административные процессы по организации эффективного функционирования органов внутренних дел. Указанную функцию предполагается реализовать в первую очередь за счет использования единой системы электронного документооборота и делопроизводства между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на управление недвижимым имуществом;
2) регламентировать и унифицировать процедуры учета, хранения и выдачи информации, используемой подразделениями МВД и в процессе непосредственного осуществления оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на управление недвижимым имуществом.
Указанную функцию предполагается реализовать путем осуществления следующих положений:
♦ все подразделения органов внутренних дел, уполномоченные управлять недвижимым имуществом, выполняют разные функции, должны использовать единую систему учета и отчетности;
♦ системы учета и отчетности подразделений органов внутренних дел, должна образовывать единую систему учетно-аналитического пространства, являющуюся основным источником информации, используемой для принятия оперативных управленческих решений по эффективному использованию недвижимого имущества;
♦ комплексная информационная система управленческого учета и контроля недвижимого имущества должна включать в себя определенные сегменты, соответствующие уполномоченным подразделениям ОВД и руководящим должностным лицам МВД России [5], в зависимости от компетенции конкретного подразделения или должностного лица в пользование будет предоставляться определенный сегмент информационной системы ведомственного контроля подразделениями МВД России с индивидуальными полномочиями (рис. 2);
♦ информационная система учета и контроля МВД России должна быть оснащена функцией поиска и обнаружения информационных ресурсов и услугами по их обработке.
Внедрение информационной системы учета и контроля недвижимого имущества МВД позволит:
♦ повысить оперативность и эффективность деятельности подразделений МВД за счет совершенствования информационного обеспечения;
♦ оптимизировать кадровый состав сотрудников;
♦ создать электронный документооборот;
♦ обеспечить требуемый уровень контроля за эффективностью и соблюдением целевого использования бюджетных средств, направляемых на создание и эксплуатацию недвижимого имущества;
♦ обеспечить прозрачность и открытость организации управленческого учета и контроля недвижимого имущества подразделений МВД;
- -
Л
Министр МВД
*стрелкамиуказано движение информационных потоков
Рис. 2. Иерархическая структура руководящего состава МВД России наделенного полномочиями управленческого учета и контроля недвижимого имущества в рамках ИСОД
♦ увеличить доступность, достоверность, своевременность, точность, конфиденциальность учетно-ана-литического массива информации для контролирующих субъектов.
Как мы отмечали ранее, управление имуществом Министерства внутренних дел можно разделить на задачи управленческого учета и внутреннего контроля имущества и собственно задачи управления. Реализация основных задач управленческого учета и внутреннего контроля имущества в системе МВД России осуществится посредством: инвентаризации, сбора, консолидации данных и формирования структурированной информации об имуществе и имущественных комплексах, а также постоянном поддержании этой информации в актуальном состоянии.
Результатом управленческого учета и инвентаризации имущества будет являться создание реестра
имущества системы МВД России, представляющего собой единую систему оперативного и управленческого учета объектов имущества и прав на них, позволяющую должностным лицам принимать необходимые управленческие решения.
К задачам управления относятся контроль и мониторинг текущих и прогнозирование будущих состояний имущества в тактической (операционной) или стратегической перспективе в соответствии с целями и задачами МВД России (борьба с преступностью и терроризмом). Управление имуществом представляет собой единую систему разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, пользованием, распоряжением и владением объектами имущества при реализации специфических задач и деятельности МВД.
В результате анализа функционирования управляемого объекта (для хозяйственной единицы — ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности) могут быть приняты управленческие воздействия оперативного регулирования или осуществлены мероприятия по пересмотру планов [4, с. 14].
Управление недвижимым имуществом МВД, в свою очередь, зависит от информации, формируемой в рамках бюджетного и управленческого учетов (рис. 3).
Л.В. Гусарова для организации эффективной системы внутреннего контроля исполнения бюджетов предлагает следующие элементы [2]:
♦ соблюдение необходимых формальных процедур при совершении хозяйственных операций;
♦ четкое определение прав и обязанностей каждого работника;
♦ неукоснительное выполнение предписанных процедур;
♦ физический контроль за активами, который осуществляется путем обеспечения охраны имущества организации;
♦ плановые инвентаризации имущества в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и учетной политикой организации;
♦ обязательные инвентаризации имущества;
♦ контроль за документацией, который предполагает создание графика документооборота организации;
♦ последовательная нумерация первичных документов каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска докумен-
- -Я. -
тов при необходимости и выявлении отсутствующих документов);
♦ гашение первичных и оправдательных документов в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);
♦ брошюрование документов в папки по окончании отчетного периода;
♦ организация архива;
♦ сдача папок документов в архив по истечении сроков оперативного хранения документов в бухгалтерии, установленных графиком документооборота организации;
♦ своевременное составление первичных документов.
Важным является, то обстоятельство, что информация, систематизированная в бухгалтерском и управленческом учете о недвижимом имуществе, способствует принятию менеджментом хозяйствующего субъекта управленческих решений оперативного и стратегического характера.
Комплексная информационная система управленческого учета и контроля недвижимого имущества МВД будет способствовать:
♦ повышению эффективности использования недвижимого имущества при минимальных затратах;
♦ обеспечению безопасности граждан РФ при оптимальном соотношении количества и качества недвижимого имущества;
♦ сокращению затрат за счет оптимизации использования ресурсов специального назначения.
Задачи управления недвижимым имуществом обладают чрезвычайной информационной сложностью, и их решение возможно при построении единой технологии управления имуществом, что может быть обеспечено только путем применения современных информационных технологий. Поэтому возникает необходимость разработки такой программы для системы МВД России как Комплексная информационная система управленческого учета и контроля недвижимого имущества МВД России, создаваемой в
Рис. 3. Взаимосвязь систем учета, контроля и управления недвижимым имуществом МВД № 3 / 2015-Вестник Академии экономической безопасности МВД России-
рамках ИСОД, обеспечивающей решение широкого круга управленческих задач.
Комплексный подход к управлению недвижимым имуществом будет способствовать полному контролю над юридическими и хозяйственными отношениями между структурными подразделениями МВД и различными хозяйствующими субъектами. Использование инновационных информационных технологий позволит оптимизировать процесс реализации информационного взаимодействия, как внутри системы МВД, так и с органами государственного управления различных уровней.
Управленческая функция Департамента тыла МВД России при распоряжении недвижимым имуществом состоит в обеспечении законности и эффективности совершаемых хозяйственных операций с момента принятия решения о создании объекта недвижимого имущества, далее при реализации инвестиционно-строительного цикла (управленческий учет и контроль формирования фактической стоимости недвижимого имущества), с дальнейшей передачей объекта недвижимого имущества в эксплуатацию, его эксплуатация (проверка целесообразности управленческих решений, финансовых операций эксплуатирующих подразделений МВД с целью повышения эффективности затрат на содержание этих объектов) и ликвидация объектов недвижимого имущества, особенно объектов бесперспективного строительства.
Литература
1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник; 8-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
2. Гусарова Л.В. Организация внутреннего аудита в некоммерческих организациях // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 1.
3. Ковалев В.В., Ковалев ВитВ. Учет, анализ и финансовый менеджмент: Учеб-метод. пособие. М., 2006.
4. Кутер М.И. Введение в бухгалтерский учет: Учебник. Краснодар, 2013.
5. Суглобов А.Е., Жиляков А.П. Автоматизация учета, как метод повышения эффективности финансового контроля строительства олимпийских объектов МВД России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 44.
6. Суглобов А.Е., Купреев В.В. Развитие методических основ оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов. В сб.: Экономическая наука — хозяйственной практике: Мат. сессий XIV Меж-дунар. науч.-практ. конф. // Отв. Ред. Н.В. Исаев. Кострома, 2012.
7. Суглобов А.Е., Светлова В.В. Внутренний контроль в системе обеспечения экономической безопасности кредитных организаций: Моногр. М., 2015.
References
1. Vakhrushina M.A. Management accounting: Textbook; 8th ed., rev. and add. M., 2013.
2. GusarovL. V. Organization of internal audit in the noncommercial organizations // International accounting. 2011. № 1.
3. Kovalev V.V., Kovalev Vit.V. Accounting, analysis and financial management: Textbook method. allowance. M., 2006.
4. Kuter M.I. Introduction to Accounting: Tutorial. Krasnodar, 2013.
5. Suglobov A.E., Zhilyakov A.P. Automation of account as a method for increasing the efficiency of financial control of construction of Olympic facilities Interior Ministry of Russia // National interests: priorities and security. 2012. № 44.
6. SuglobovA.E., Kupreev V. V. Development of methodical bases of an estimation of innovative activity of economic entities. In sat.: Economics — economic practice: Mat. XIV International conference sessions. scientific and practical. conf. // Ed. N.V. Isaev. Kostroma, 2012.
7. SuglobovA.E., Svetlov V.V. The internal control system to ensure the economic security of credit institutions: Monograph. M., 2015.