ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Литература
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
3. ГригоренкоМ.А. Возникновение и основные этапы эволюции аудиторской деятельности в мировой и отечественной практике // Учет и статистика. 2011. № 24 (58).
4. Макоед И.А., Пупко Г.М. Аудит: в 2ч. Ч.1. Мн.: НИУ, 2009. 227с.;
5. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. Мн.: ООО Мисанта, 2004. 429 с.
6. Ремизов Н.А. Из истории российского аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 9 (58).
7. Самойлов Е.А. Новый закон об аудиторской деятельности // Налоговая политика и практика. 2009. № 2.
8. Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист, 2007. 256 с.
9. Суглобов А.Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгалтерский учет. 2004. № 4. С. 3-7.
10. Суглобов А.Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 3. С. 18-20.
11. Суглобов А.Е. Проблемы и тенденции внедрения Международных стандартов аудита в России // Закон и право. 2004. № 7. С. 59-61.
12. Суглобов А.Е., Бобошко В.И., Ладнюк И.А. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С. 20-31.
13. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Концептуальные основы стандартизации аудиторской деятельности в России и значение аудита в этом процессе // Управленческий учет. 2013. № 3. С. 87-95.
14. Тютюрюков В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник / В.Н. Тютюрюков. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. 200 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА МВД РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ОПЕРАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
О.С. Правосуд,
соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России, заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России Научная специальность: 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика Научный руководитель: доктор экономических наук,
профессор Суглобов А.Е. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обобщены понятия термина «недвижимое имущество»; доказана необходимость использования единой информационной системы учета и контроля недвижимого имущества в целях принятия оперативных решений на всех уровнях управления МВД РФ.
Ключевые слова: недвижимое имущество, система учета и контроля, информационная система
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
THE USE OF A SINGLE INFORMATION SYSTEM OF ACCOUNTING AND CONTROL OF REAL ESTATE IN THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TO PROVIDE A RAPID MANAGEMENT DECISIONS
O.S. Pravosud,
the competitor of chair offinance and the economic analysis of the Moscow university of Russia of the Ministry of Internal Affairs, the deputy chief of Department on material and medical providing of the Ministry of Internal Affairs of Russia Annotation. The paper summarizes the concept of «real estate», and prove the need for a unified information system of accounting and control of real estate in order to make operational decisions at all levels of the Interior Ministry.
Keywords: real estate, accounting and control system, the information system.
В современной российской экономике бухгалтерский учет становится неоценимым источником информации не только для менеджмента и собственников организации, нельзя забывать и о государственном имуществе, всеобъемлющий контроль за которым и определение возможностей инвестирования существенно влияют на выполнение государственных программ. Все это, в конечном итоге, определяет государственные возможности и оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Следует отметить, что механизм управления объектами недвижимости и достижение целей эффективного управления этими объектами возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве. Одна из главных задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам. Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие (в том числе через взаимодействие и с негосударственными субъектами рынка) для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур. Это обстоятельство сегодня является одним из наиболее значимых для повышения инвестиционной привлекательности таких фирм. Необходимый толчок в системе интересов конкурентных структур к поиску и формированию инновационных факторов дает система государственных интересов, вводя соответствующие ограничения природопользования [3].
Деятельность учреждений МВД обеспечивается эффективным использованием недвижимого имущества. Эффективный менеджмент управления
недвижимым имуществом основывается на тесной взаимосвязи между тремя важными составляющими: инвестиции, управление недвижимым имуществом, бухгалтерский учет и контроль.
Как известно, законодательно установленные перед бухгалтерским учетом цели и задачи охватывают область как финансового, так и управленческого учета. Повышение требований к качеству информации со стороны руководящего состава МВД России, к действенной организации учетного процесса, реальности оценки эффективности использования имущества (особенно недвижимого), возможности повышения уровня готовности личного состава МВД к выполнению своих задач за счет его переоснащения новым высокоэффективным оборудованием, обусловливают растущий теоретический и практический интерес к проблеме совершенствования бухгалтерского учета имущества и контроля за ним.
Вместе с тем возникают определенные трудности, возникающие как при проведении научных исследований в данной области, так и при использовании их результатов в практической деятельности. Как показали наши исследования, это обусловлено тем, что проблема совершенствования учета и контроля недвижимого имущества зачастую решается автономно: либо только в рамках финансового, либо управленческого учета. Системные же решения проблемы, в единстве финансового, управленческого учета и внутреннего контроля, остаются, как правило, вне поля зрения исследователей и практиков. При этом следует заметить, что управленческий учет содержательно не ведется в российских бюджетных организациях, хотя это и предусмотрено задачами, поставленными перед бухгалтерским учетом Федеральными законами № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете в Российской Федерации» и № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете в Российской Федерации».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В целом управление недвижимым имуществом можно разделить на задачи учета недвижимого имущества и собственно задачи управления им. Под учетом недвижимого имущества понимаются: инвентаризация, сбор, консолидация данных и формирование структурированной информации об имуществе и имущественных комплексах, а также поддержание этой информации в актуальном состоянии.
Результатом учета и инвентаризации недвижимого имущества является создание реестра имущества экономического субъекта, представляющего собой единую систему оперативного учета объектов недвижимого имущества и прав на них.
К задачам эффективного управления недвижимым имуществом в учреждениях относятся организация внутреннего контроля и мониторинг текущих и прогнозирование будущих состояний недвижимого имущества в тактической (операционной) или стратегической перспективе в соответствии с целями и задачами.
Перейдем к рассмотрению понятия «недвижимое имущество». Начнем с определения понятия «имущество»:
В экономической литературе под имуществом понимается:
1) совокупность вещей, материальных ценностей, ценных бумаг, находящихся в собственности или оперативном управлении юридических и физических лиц. Круг объектов имущества зависит от формы собственности, к которой это имущество относится;
2) совокупность вещей и имущественных прав, на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц (актив)....;
3) совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, характеризующих имущественное положение их носителя (актив и пассив) [12., с. 353].
В экономической литературе имущество подразделяется на движимое и недвижимое. В международной практике в состав материальных долгосрочных активов, имеющих физическую натуральную форму, входят недвижимость (земля, здания, сооружения, оборудование), транспортные средства и прочее, а также природные ресурсы. В российском учете аналогичная группировка объектов бухгалтерского наблюдения обобщается понятием «основные средства» [5., с. 134].
Основные средства - совокупность материально-вещественных ценностей (в установленной стоимости за единицу), эксплуатируемых в качестве средств труда при производстве продуктов труда либо для управленческих нужд организации в течение длительного периода (свыше одного года) [6., с. 73].
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешне-
го вида или формы в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они постепенно снашиваются и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы (срока полезного использования) путем начисления износа (амортизации) по установленным или рассчитываемым самостоятельно нормам [4].
Проблемы бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества важны для учреждений МВД, так как в составе активов данных учреждений такие объекты занимают значительную долю. Некорректный учет объектов недвижимого имущества будет существенно искажать бухгалтерскую отчетность МВД.
Столь высокой значимостью и обусловлена актуальность и целесообразность более полного исследования проблем:
• уточнения понятийного аппарата недвижимого имущества для целей бухгалтерского учета в рамках существующих теоретических подходов к определению «основных средств», учитывающего особенности их эксплуатации в системе МВД России;
• исследования существующих стандартов бухгалтерского учета;
• сопоставление способа бухгалтерского отражения фактов хозяйственной деятельности и экономической сущности происходящего процесса;
• совершенствование методики учета и контроля недвижимого имущества для удовлетворения потребностей руководящего состава МВД России.
Рассматривая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, следует отметить, что значительный вклад в теоретическое исследование особенностей и оптимизации организации учета и внутреннего контроля недвижимого имущества внесли следующие отечественные и зарубежные экономисты и теоретики: В.Б. Ивашкевич, К.М. Гарифуллин, В.Р. Захарьин, М.А. Вахруши-на, М.И. Кутер, Е.А. Мизиковский, Т.М. Садыкова, А.Е. Суглобов и др. Несмотря на наличие трудов в данной области, вопросам организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля недвижимого имущества в учреждениях МВД не уделено достаточного внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской информации о составе недвижимого имущества учреждений МВД, необходимой для контроля за эффективным использованием данного имущества, принятия управленческих решений очевидна.
Как мы отмечали ранее, обеспечению эффектив-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ной деятельности учреждений МВД способствует недвижимое имущество.
Поэтому перейдем к рассмотрению понятия «недвижимое имущество». Согласно определению, данному в Энциклопедии, - недвижимость - вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме недвижимости по происхождению, в России существует «недвижимость по закону». К ней относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты [ru.wikipedia. org/wiki/недвижимость]. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все что, прочно связано с землей.
На рисунке 1 представлена классификация объектов недвижимого имущества в системе учреждений МВД.
Определившись с понятием недвижимого имущества, целесообразно перейти к рассмотрению экономического содержания понятия «инвестиции в недвижимое имущество» или «инвестиционная недвижимость».
Инвестиции в недвижимое имущество, производимые в форме капитальных вложений, являются необходимым элементом воспроизводства данного вида имущества, заключаются в замене (восстановлении) недвижимого имущества, если их дальнейшее использование физически невозможно или экономически нецелесообразно, либо в приобретении нового недвижимого имущества и в обеспечении данного процесса путем выделения соответствующих источников его финансирования.
Долгосрочные инвестиции в недвижимое имущество, осуществляемые в форме капитальных вложений, связаны с:
• приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств;
• осуществлением капитального строительства, а также реконструкцией, расширение-ми техническим перевооружением действующих предприятий и объектов непроизводительной сферы;
• приобретением земельных участков и объектов природопользования.
Большое количество объектов недвижимого имущества и субъектов ведомственного контроля (при отсутствии их четкого взаимодействия) часто приводит к неэффективности контрольных меро-
приятий, отвлечению контролируемых субъектов от выполнения своих непосредственных функциональных обязанностей. Для создания эффективной системы управления недвижимым имуществом МВД предлагаем использование современных информационно-телекоммуникационных технологий. Суть данной идеи заключается во внедрении информационной системы ведомственного учета и контроля недвижимого имущества МВД России через создание специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем учета на базе разработанных информационных технологий, в том числе интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений.
Внедрение информационной системы ведомственного учета и контроля МВД России позволит повысить результативность деятельности контролирующих субъектов по оценке эффективности и соблюдения целевого использования бюджетных средств, оптимизировать административные процессы по организации функционирования органов внутренних дел, а также унифицировать процедуры учета, хранения и предоставления информации для принятия рационализаторских управленческих решений по недвижимому имуществу.
Создание информационной системы ведомственного учета и контроля МВД России позволит решить следующие задачи:
• совершенствовать интегрированную универсальную транспортную среду, связав между собой учетные и контролирующие подразделения органов внутренних дел и подразделения, непосредственно управляющие объектами недвижимого имущества, на различных уровнях служебной иерархии;
• совершенствовать информационно-технологическое обеспечение органов внутренних дел путем создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем;
• повышение эффективности деятельности ведомственных контрольных органов при оценке эффективности и соблюдения целевого использования бюджетных средств, направляемых на создание объектов недвижимого имущества;
• уменьшение уровня коррупции посредством перехода к электронному документообороту и исключения личных контактов между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными управлять недвижимым имуществом;
• обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационном обеспечении органов внутренних дел;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Реализация указанных задач позволит создать на базе информационной системы ведомственного учета и контроля МВД России инструментально-технологическую инфраструктуру, которая на функциональном уровне позволит:
1. Формализовать и оптимизировать административные процессы по организации эффективного функционирования органов внутренних дел.
Указанную функцию предполагается реализовать в первую очередь за счет использования единой системы электронного документооборота и делопроизводства между взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на управление недвижимым имуществом.
2. Регламентировать и унифицировать процедуры учета, хранения и выдачи информации, используемой для организации и в процессе непосредственного осуществления оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел, уполномоченных на управление недвижимым имуществом.
Указанную функцию предполагается реализовать путем осуществления следующих основных положений:
• все подразделения органов внутренних дел, уполномоченные управлять недвижимым имуществом, выполняют разные функции, при этом используют единую систему учета и отчетности;
• системы учета и отчетности подразделений органов внутренних дел, образуют единую систему учетно-аналитического пространства, которая является основным источником информации, используемой для принятия оперативных управленческих решений по эффективному использованию недвижимого имущества;
• консолидированная информационная система учета и отчетности включает в себя определенные сегменты, соответствующие уполномоченным подразделениям ОВД и руководящим должностным лицам МВД России; в зависимости от компетенции конкретного подразделения или должностного лица в пользование предоставляется определенный сегмент информационной системы ведомственного контроля МВД России с индивидуальными полномочиями (рис.2.);
• информационная система учета и контроля МВД России оснащена функцией поиска и обнаружения информационных ресурсов и услугами по их обработке.
Внедрение информационной системы учета и контроля недвижимого имущества МВД России позволит:
• повысить оперативность и эффективность деятельности подразделений органов вну-
тренних дел за счет совершенствования информационного обеспечения;
• сократить и оптимизировать кадровую численность сотрудников;
• создать электронный документооборот;
• обеспечить требуемый уровень контроля за эффективностью и соблюдением целевого использования бюджетных средств, направляемых на создание и эксплуатацию недвижимого имущества;
• обеспечить прозрачность и открытость организации управленческого учета и контроля недвижимого имущества МВД РФ на стадиях жизненного цикла;
• увеличить доступность, достоверность, своевременность, точность, конфиденциальность учетно-аналитического массива информации для контролирующих субъектов и руководства министерства.
Повышение требований к качеству информации со стороны руководящего состава МВД России, к действенной организации учетного процесса, реальности оценки эффективности использования имущества (особенно недвижимого), возможности повышения уровня готовности личного состава МВД к выполнению своих задач за счет его переоснащения новым высокоэффективным оборудованием обусловливают растущий теоретический и практический интерес к проблеме совершенствования бухгалтерского учета имущества и контроля за ним.
В отличие от имеющихся разработок, автором в ходе исследования разработана и предложена система управленческого учета и контроля объектов недвижимого имущества МВД (рис. 3) на стадиях жизненного цикла.
Использование инновационных технологий позволит оптимизировать процесс организации информационного взаимодействия как внутри системы МВД России, так и с органами государственного управления различных уровней. Перечисленные выше результаты внедрения информационной системы учета и контроля недвижимого имущества позволят Департаментам тыла выполнять управленческую функцию в системе МВД.
Управленческая функция Департамента тыла МВД при распоряжении недвижимым имуществом состоит в обеспечении законности и эффективности совершаемых хозяйственных операций с момента принятия решения о создании объекта недвижимого имущества, далее реализации инвестиционно-строительного цикла (управленческий учет и контроль формирования фактической стоимости недвижимого имущества), в дальнейшем передачи объекта в эксплуатацию и его эксплуатация (проверка целесо-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
образности управленческих решений, финансовых повышения эффективности затрат на содержание операций эксплуатирующих организаций с целью объектов недвижимого имущества).
Рис. 1. Классификация объектов недвижимого имущества в системе МВД РФ.
Сегменты информационной системы ведомственного контроля МВД России
Подразделение МВД России, выступающее государственным заказчиком Руково дитель
Анали тик
Испол нитель м
Подразделение МВД России, курирующее определенные направления деятельности Руково дитель
Анали тик : т.
Испол нитель т
Возможность ввода первичных учетных данных, оперативной справочной информации Возможность ведения учета и заполнения отчетности
Руково дитель
■э Анали тик
¡¿¡е- Испол нитель
Возможность запроса «Аналитические сведения, формирование и получение отчетных
материалов» Возможность запроса «Прогнозируемые результативные показатели» Возможность запроса «Предлагаемые управленческие решения и их вероятные последствия»
Рис. 2. Разграничение полномочий должностных лиц при пользовании единой информационной системой учета и контроля
недвижимого имущества МВД России
Руководство МВД России
Начальник Департамента
Заместитель министра Ш
Министр 1:
Территориальное подразделение ОВД, выполняющее определенный вид деятельности
Финансово-экономическое подразделение МВД России, территориального ОВД
Контрольно-ревизионное подразделение МВД России, территориального ОВД
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОС
х
X ш
3
ш о.
ос
ОС X
о. с
5?
13
ш ^
ш
О о;
п О о
о;
о
Постановка задачи о создании объекта недвижимого имущества
Решение задачи (в рамках ФАИП, включая Гособоронзаказ)
Организация тендера
Решение вопроса об отводе или приобретении земельного участка под
Инвестиционный замысел (соинвестирование)
Заключение договоров на изыскательск
Л
Предварительное
планирование этапов
Планирование затрат по техническим
Технико-экономический анализ финансовых и
строительных рисков *--
Контроль и анализ соответствия плановым и фактическим
/
С 5 £ ^ И
V' 00 « |
2 ^
Учет и контроль эффективности расходов на капитальный или
I
Заключение договора с проектной организацией
У
ОС
х
X ш
3
ш о.
И
к Ъ
X ^ ф Ш
* 2 с &
Заключение договора генподряда
Инвестиционный процесс
Управление проектом создания объекта
Инжиниринг
Организация тендера на поставку оборудования
Контроль качества
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ш
Предварительная оценка критериев экономической эффективности и вариантов выполнения задачи создания
Управленческий учет
и контроль денежных потоков на создание объекта
5?
Ь с
X
зе =1
ш
Контроль выполнения стратегической задачи
ЛИКВИДАЦИЯ
Оценка комплексной эффективности
контрольных
с \
Учет, контроль и
анализ выполнения
плана создания
объекта в разрезе
\ й /
\
Учет и контроль
эффективности
расходов по
ч эксплуатацию и /
>
с
со
ь
-О
СО =1 ш X
Л
С со
ь
ш
>
У
эе
=1 &
О ш
5 о
-О
х х
О
>
и
с
и
ЭС
т
зе =1 2 ш
Рис. 3. Система управленческого учета и контроля объектов недвижимого имущества МВД на стадиях жизненного цикла.
Литература
1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
2. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов, В.Ю. Савин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТИТАН ЭФФЕКТ, 2010. 320 с.
3. Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономии. М.: Наука и экономика, 1999.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ИНФРА. М, 2004. 592с.
5. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. с. 592.
6. Теория бухгалтерского учета: Учеб. посо-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
бие / Под ред. Е.А. Мизиковского, М.: Экономист, 2004. 555 с.
7. Суглобов А.Е., Михайлов С.В. Коммерческая информация: приоритеты и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и без-опасность. М., 2009. № 12. С. 56-59.
8. Суглобов А.Е., Хмелев С.А. Методологические аспекты организации комплексной учетно-ин-формационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 67-72.
9. Суглобов А.Е. Аудит бюджетных учреждений: обоснованность сметы расходов социальной сферы // Бухгалтерский учет в бюджетных и неком-
мерческих организациях, 2006. № 13. С. 24-28.
10. Суглобов А.Е., Орлова. Е.А. Особенности контроля за эффективным использованием основных средств в образовательных учреждениях // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2007. Т. 3. № 21. С. 36-46.
11. Суглобов А.Е., Жиляков А.П. Автоматизация учета, как метод повышения эффективности финансового контроля строительства олимпийских объектов МВД России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 44. С. 35-41.
12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов: Под общ. ред. А.Г. Грязно-вой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с., С. 353.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Ласкин,
доктор педагогических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
E-mail: al.laskin @yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается развитие экономического мышления личности в социально-культурной деятельности и учебных заведениях высшего профессионального образования, как совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, но оказывающих свое влияние на развитие жизни всего общества. Поэтому развитие экономического мышления у студентов ВУЗов выступает, как история их индивидуального развития и развитие условий нового экономического мышления среди молодежи в России.
Ключевые слова: сущность экономического мышления личности, культурно-экономическое развитие, активность личности, экономическая и социальная среда, педагогическое взаимодействие, регулирование, профессиональная подготовка, профессиональное образование, социально-экономическая деятельность, формационные типы мышления.
ECONOMIC STUDENTS' MENTALITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
A.A. Laskin,
doctor of pedagogical sciences, professor
Annotation. In the article development of economic mentality of the personality in welfare activity and educational institutions of higher education, as a set of the material, financial and human resources functioning in borders of the infrastructure, but having the impact on development of life of all society is considered. Therefore development of economic mentality in students of higher education institutions acts, as history of their individual development and development of conditions of new economic mentality among youth in Russia.
Keywords: essence of economic thinking of the personality, cultural and economic development, activity of the personality, economic and social environment, pedagogical interaction, regulation, vocational training, professional education, social and economic activity, formational types of mentality.
С переходом общества на рыночные отношения, формирование демократических структур управления изменение многих концептуальных подходов в развитии экономического мышления личности требует новых подходов и к развитию экономического
мышления у студентов в учебных заведениях высшего профессионального образования.
Подготовка будущих специалистов предусматривает развитие огромного объема знаний, творческой, духовной и физической энергии, ибо умения