ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы гражданского права ^^
ДОГОВОР ИНВЕСТИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ОБЪЕКТЫ
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ЗА УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
М.Н. ПЕРЕГУДИНА,
адъюнкт кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института МВД России Научная специальность: 12.00.03. — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected] Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Е.П. Чорновол
Аннотация. В статье анализируется вопрос о юридической природе договора инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России.
Ключевые слова: договор инвестирования внебюджетных средств, объекты недвижимого имущества, юридическая природа.
THE CONTRACT OF EXTRA-BUDGETARY RESOURCES INVESTMENT INTO THE ITEMS OF IMMOVABLE PROPERTY ALLOCATED TO THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATION INSTITUTIONS
M.N. PEREGUDINA,
post-graduate student of the Ural Institute of the Ministry of the Interior of Russian Federation
Annotation. The article highlights the legal nature of contract of extra-budgetary resources investment into the items of immovable property allocated to the Ministry of the Interior of Russian Federation institutions. Keywords: the contract of extra-budgetary resources investment, items of immovable property, legal nature.
Почти у всех учреждений, входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время имеются основные фонды (здания, сооружения, земельные участки), принадлежащие им на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации1, далее — ГК РФ) и постоянного (бессрочного) пользования (п. 1. ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации2). Большинство объектов обладают моральным и физическим износом и нуждаются в реконструкции, которая недостаточно финансируется из федерального бюджета.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» отмечено, что инвестиции «должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно
привлечение внебюджетных ресурсов»3. В проекте Концепции развития системы тылового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2011—2015 гг. (исх. 22/1/2-3082 от 27 июля 2010 г.) установлено, что одним из приоритетных направлений деятельности капитального строительства является привлечение не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования в строительство объектов для учреждений системы МВД России.
Согласно п. 2 Положения о принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого
1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2009. № 29. Ст. 3618.
2 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2010. № 30. Ст. 3998.
3 Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011—2013 годах // Пенсия. 2010. № 7. С. 5.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ № 505 от 10 августа 2007 г.4 (далее — Положение от 10 августа 2007 г.), инвестиционный договор в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества — это договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции недвижимого имущества независимо от его наименования (инвестиционный договор, договор об инвестировании и т.д.). Однако приведенный тезис не может считаться определением самостоятельного вида инвестиционного договора, так как в данном случае дано собирательное, объединяющее различные правовые конструкции определение, исходя из единой экономической цели участников инвестиционной деятельности5.
Следует отметить, что относительно юридической природы инвестиционного договора среди цивилистов не сложилось единого мнения.
Б.В. Муравьев считает, что инвестиционный договор в строительстве «во-первых, не может считаться смешанным договором, а во-вторых, не может отождествляться с каким-либо иным типом или видом договорных конструкций, предусмотренных ГК РФ, в других законах или нормативных актах»6.
Вместе с тем, отдельные авторы отстаивают тезис о том, что инвестиционный договор выражается в форме определенных видов гражданско-правовых договоров. Так, Г.Д. Отнюкова в качестве правовых форм осуществления инвестиций называет договоры поставки, строительного подряда7. Д. Бирюков относит к инвестиционным договор купли-продажи объекта недвижимости8, В.С. Анохин считает, что инвестиции могут осуществляться также в рамках договора строительного подряда9.
Обобщая выводы правоведов относительно сущности инвестиционного договора, автор считает возможным присоединиться к точке зрения Е.В. Лапутевой, отметившей, что «инвестиционный договор не может существовать как самостоятельный договорный тип — он подразумевает различные виды гражданско-правовых договоров, общим для которых является регулирование инвестиционной деятельности»10.
Следовательно, особую актуальность приобретает определение юридический природы договора инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России.
О.А. Красавчиков юридическую природу, в частности, гражданского правоотношения определяет как «показатель правообразующей основы (юридического факта и нормы права), которая связывает с указанным фактом соответствующие юридические последствия, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения»11. Ученый делает вывод о том, что «отраслевая принадлежность правоотношений — это их место в общей системе правоотношений, юридическая же природа данных отношений — показатель право-образующей основы (юридического факта и нормы права), которая связывает с указанным фактом соответствующие юридические последствия, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения»12. Таким образом, определение юридической природы договора инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, состоит в его юридической характеристике как правового явления, что предполагает:
♦ установление его правообразующей основы (нормы права и юридического факта);
♦ вычленение его признаков и формирование его дефиниции; определение места рассматриваемого договора в системе гражданско-правовых договоров;
♦ его сравнительный анализ со смежными гражданско-правовыми договорами.
4 Российская газета. 2007, 21 авг.
5 Козлова Е.Б. Инвестиционный договор как нетипичная договорная конструкция // Хозяйство и право. 2008. № 12. С. 25.
6 Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 126.
7 Российское предпринимательское право: учебник // Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2006. С. 657.
8 Бирюков Д. О некоторых аспектах правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в РФ // Хозяйство и право. 2005. № 4. С. 122.
9 Анохин В.С. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов. М., 1999. С. 259.
10 Лапутева Е.В. Совершенствование договорных отношений в области жилищного строительства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 86.
11 Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 180.
12 Там же. С. 179.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
Нормативно-правовые предписания, регулирующие отношения по привлечению внебюджетных инвестиций в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, по своему предметно-функциональному назначению относятся к гражданскому праву (ст. 8 ГК РФ).
Для определения места рассматриваемого нами договора в системе гражданско-правовых договоров необходимо обозначить его предмет. «Условия о предмете договора индивидуализируют предмет исполнения, а нередко определяют и характер самого договора. Предмет договора, а вернее, предмет обязательства, вытекающего из условий договора, представляет собой действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или соответственно воздержаться от их совершений)»13. Вкладывая объект недвижимого имущества и денежные средства как инвестиции, учреждение системы МВД России и инвестор преследуют единую цель, имеющую инвестиционную направленность, — совместная деятельность по строительству или реконструкции объекта недвижимого имущества.
Как справедливо отмечает Ю.В. Романец: «в отличие от всех остальных договоров участники данных обязательств преследуют единую цель, их интересы тождественны. Направленность общецелевых договоров как нормообразующий фактор выражается не в конкретной экономической (юридической) цели, а в организации деятельности лиц, преследующих единую цель»14. Учитывая изложенное, предметом инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждениями системы МВД России, является совместная деятельность сторон по реализации инвестиционного проекта по строительству или реконструкции объекта недвижимого имущества.
«Договорное правоотношение может одновременно характеризоваться несколькими признаками, имеющими самостоятельное нормооб-разующее значение. Это — и цель, преследуемая сторонами при заключении договора, и характер предмета договора, и особенности субъектного состава и ряд других факторов»15. Рассмотрение договора инвестирования внебюджетных средств
в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, с точки зрения субъектного состава, также позволяет выявить особенности рассматриваемого договора. Так, согласно п. 2 Положения от 10 августа 2007 г. инициатором рассматриваемого договора может выступать только учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или постоянного (бессрочного) пользования.
Анализ существенных условий инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, императивно установленных в п. 9 Положения от 10 августа 2007 г., показывает, что условия договора направлены на определение (опосредование) деятельности инициатора и инвестора проекта по осуществлению совместной деятельности в целях строительства (реконструкции) объекта недвижимого имущества. Кроме того, следует отметить, что интересы его участников «не противоположно направлены, а устремлены к достижению общей для всех цели, т.е. однонаправлены»16.
Учитывая изложенное, договор инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, относится к договорам о совместной деятельности. Однако отождествление его с договором простого товарищества является ошибочным по следующим соображениям. Как справедливо отмечено Е.М. Щукиной, «понятие «совместная деятельность» шире понятия «простое товарищество», и простое товарищество — лишь один из видов совместной деятельности»17. В качестве одного из примеров отграничения договора простого товарищества и договора инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, приведем норма-
13 БрагинскийМ.И., ВитрянскийВ.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 608, 609.
14 Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2004. С. 128.
15 Там же. С. 204.
16 Гражданское право: учебник. Часть II // под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 653.
17 Щукина Е.М. Содержание и юридическая природа договора простого товарищества по российскому гражданскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 32.
jjÉiSk.
-^pr-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
тивные предписания п. 1 ст. 1047 ГК РФ, согласно которым, если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Вместе с тем, согласно п. 2 ст.120 ГК РФ учреждение системы МВД России отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Не относится рассматриваемый нами договор и к договору подряда. Так, Арбитражный суд Свердловской области, рассматривая спор об исполнении контракта, по которому инвестор обязан за счет собственных средств осуществить проектирование и строительство жилых домов на земельном участке, закрепленном за УВД г. Екатеринбурга, а также передать часть квартир безвозмездно для со-
трудников органов внутренних дел, в решении от 28 ноября 2008 г. № А60-17120/2008-СР указал, что «по условиям контракта истец не является заказчиком, а ответчик — подрядчиком, предметом договора выполнение определенных работ также не является»18. Рассмотрение в качестве оплаты по договору подряда права использования инвестором земельного участка противоречит нормативным предписаниям земельного законодательства Российской Федерации.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что договор инвестирования внебюджетных средств в объекты недвижимого имущества, закрепленные за учреждениями системы МВД России, является особым самостоятельным видом договора о совместной деятельности.
18 Архив Арбитражного суда Свердловской области // Дело № А60-17120/2008-СР.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Э.И. САБИРОВ
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Правовое положение иностранных физических и юридических лиц, филиалов и представительств иностранных компаний в России определяется национальным законодательством, законодательством страны их пребывания, а также международными актами. Раскрываются основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; делается вывод о том, что возрастающий товарооборот с зарубежными странами и политика Российского государства, направленная на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, привели к значительному росту числа иностранных фирм.
Ключевые слова: хозяйствующий субъект; предприятие; деятельность транснациональных корпораций; уставной капитал; коммерческие и некоммерческие организации; организационно-правовые формы.
FORM OF REALISATION BY FOREIGNERS OF ENTERPRISE ACTIVITY IN TERRITORY OF RUSSIA
E.I. SABIROV
Annotation. The legal status foreign physical and legal bodies, branches and representations of the foreign companies in Russia is defined by the national legislation, the legislation of the country of their stay, and also the international certificates. The basic guarantees of the rights of foreign investors on investments and incomes received from them and profit, conditions of enterprise activity of foreign investors in territory of the Russian Federation reveal; the conclusion that increasing goods turnover with foreign countries and the policy of the Russian state directed on attraction of foreign investments into a national economy, have led to considerable growth of number of foreign firms becomes.
Keywords: the managing subject; the enterprise; activity of transnational corporations; the authorised capital; the commercial and noncommercial organisations; the organizational-legal form.