ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 657 ББК 65
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ МВД РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СУГЛОБОВ,
Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, полковник внутренней службы
E-mail: a_suglobov@mail.ru ОЛЕГ САВЕЛЬЕВИЧ ПРАВОСУД,
заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России,
полковник внутренней службы E-mail: pos64@mail.ru
Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются перспективы развития управленческого учета и бюджетирования недвижимого имущества МВД РФ на этапах жизненного цикла, позволяющие, в зависимости от стадий, обоснованно применять методы изучения, исследования, учета, бюджетирования, оценки объектов. Рекомендованы этапы организации системы управленческого учета и контроля недвижимого имущества, основанного на элементах бюджетирования в подразделениях МВД. Представлена иерархия технологий управленческого учета, дополненная с учетом специфики деятельности МВД.
Ключевые слова: управленческий учет, бюджетирование, недвижимое имущество, этапы жизненного цикла.
Annotation. This paper torn prospects of management accounting and budgeting of real estate of the Interior Ministry on lifecycle, which allow depending on the stages reasonably apply the methods of study, research, accounting, budgeting, evaluation of objects. Recommended stages of organization management accounting and control of real estate, based on the elements of budgeting in the Interior Ministry. Represented a hierarchy of management accounting techniques, complemented with the specifics of the Interior Ministry.
Keywords: management accounting, budgeting, real estate, lifecycle.
Управленческий учет сочетает информацию всех функций управления (планирование, учет, контроль и анализ) и отражает ее в структурированной отчетности для принятия обоснованных управленческих решений менеджерами экономических субъектов.
Н.А. Ермакова предложила схематично рассматривать с позиции теории классификацию информационных систем управленческого учета [2]; нами данная система адаптирована на возможность ее использования в управленческом учете недвижимого имущества МВД на стадиях жизненного цикла (см. рис. 1).
Построение системы управленческого учета в подразделениях МВД невозможно без использования бюджетирования в контрольно-информационной системе. Предложенная методика управленче-
ского учета на этапах жизненного цикла недвижимого имущества позволяет, в зависимости от стадии обоснованно применять методы изучения, исследования, учета, бюджетирования, оценки объектов.
Так, на стадии принятия решения и проектирования предлагаем использовать следующие методы изучения и исследования объектов недвижимого имущества: экономического анализа, статистический, математический, бюджетный, прогнозные методы (SWOT-анализ, дисконтирование и т.п.).
На стадиях приобретения, создания и эксплуатации используются практически одинаковые методы. Методы учета затрат и бюджетирования по первоначальной и справедливой стоимости, а при создании объектов нормативный и индексный методы определения стоимости.
ы
'VI
00
я
л о Н Я Я
я
2 о о Я о
03 о
я
о п о
я я и п ■о
о
Н л
н »
-й
4
о о о
8
£
--4
Управленческий учет МВД
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Принятие решения и проектирование
Приобретение объектов недвижимого имущества
\/
й
н
и
к
^ ю
о
«
к
X
й
ю о
«
к
Ч
о
о
к
к
«
к
X
<и
ЕГ ->
СО
к
_
л
«
о
н к
2
Прогнозные методы — 8\¥ОТ-анализ, дисконтирование
Бюджетный метод
Математический метод
Статистический метод
Метод экономического анализа
Ж
Создание объектов недвижимого имущества
V
\
\ к
\ X
1 й
1 ю
1 о
а
к
н
к
*
1
\ а
\ ю
V к
> н
г й
/ а
/ н
/ й
/ СО
й
1 н
1 к
ЕГ
1 л
1 «
1 о
1 н
1 к
У 2
Метод учета по первоначальной стоимости
->
Нормативный метод учета
Метод учета по справедливой стоимости
§
в
га
« О
00
« л Ч
к О
к с
иг й о 8
Й
а о
о 2
-е- в
X §
X
ч> и
X ■е
X ■е
й т
ю се
о £2
а В
И! М
в
а се
о «
е О &
В
и
Я
А
л а
& и
«
К К о Ч о
т К й о я
с &
о К
л
К а
а н
Я о о
и К
§ К
К 8
о и
Ч '
о «
й Я
л н
«
о С
«
к Сг1 О
5!
О
к ч о к
5! о К
к
Н й
5 я
V
Эксплуатация объектов недвижимого имущества
ж
л
«
о н к
к
к
ЕГ О
а С
Простые методы
Дисконтные методы
Интегральные методы
V
Ликвидация объектов недвижимого имущества
V
К н о о X ю х н и к
со
К И X <и ИГ
о «
о н к
Методы оценки э ффективности го су дарственных расходов
Методы оценки эффективности расходов на ликвидацию
Методы оценки э ффективности использования материалов от ликвидации
ы о
Рис. 1. Методика управленческого учета объектов недвижимого имущества учреждений МВД
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Важно отметить, что на этих стадиях в центрах ответственности формируется информация для проведения анализа эффективности использования государственных средств, выделяемых на содержание недвижимого имущества. Кроме основных методов, используются прочие дисконтные, интегральные и простые методы. На стадии ликвидации объектов применяются методы оценки эффективности государственных расходов, в том числе на ликвидацию и использование материалов от разборки. Использование всех методов в совокупности позволит эффективно и рационально использовать государственные ассигнования на всех этапах жизненного цикла недвижимого имущества.
Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет происходит на протяжении последних 15 лет на многих крупных предприятиях. В настоящее время следует отметить, что данный процесс затронул и бюджетные учреждения.
Систематизированные нами дефиниции понятия управленческого учета, данные российскими и зарубежными экономистами, позволили выделить подходы к определению понятия «управленческий учет» как системе информации, удовлетворяющей запросы менеджеров экономических субъектов по обеспечению принятия ими эффективных управленческих решений.
Дефиниции понятия управленческого учета свидетельствуют о том, что на современном этапе развития экономического общества он существенно отличается от первоначального управленческого учета, который был направлен на учет затрат. В настоящее время управленческий учет, применяемый хозяйствующими субъектами, расширил область своего применения, объединив в себе бюджетирование, анализ отчетности, поведенческие аспекты учета и принятия управленческих решений. В нашем исследовании таким объектом выступает недвижимое имущество системы МВД.
Хорошо поставленный управленческий учет включает использование системы бюджетирования, что особенно актуально для бюджетных учреждений. Рассмотрим соотношения понятий бюджетирования и управленческого учета, содержащиеся в исследованиях экономистов. Ряд ученых управленческий учет характеризуют как информационную базу для бюджетирования. Другая часть ученых считает, что управ-
ленческий учет является управленческой технологией высшего уровня, включающей бюджетирование.
Следует отметить, что представленные варианты имеют недостатки разной степени существенности. В первом случае управленческий учет рассматривается в узком и одностороннем смысле, во втором, — имеет место явное принижение роли бюджетирования. Поэтому представляется необходимым внести ясность в понимание соотношения элементов бюджетирования и управленческого учета для целей управления в системе МВД.
Управленческий учет процессу бюджетирования предоставляет информацию, методы и функции. В свою очередь, бюджетирование также предоставляет по каналам обратной связи информацию в систему управленческого учета и в некотором роде может считаться методом управленческого учета. Логично предположить, что если не будет выполняться первая часть соотношения, то не выполнится и вторая его часть [3, с. 11].
Л.В. Пашкова отмечает, что «бюджетирование следует рассматривать как подсистему управленческого учета, которая в соответствии со стратегическими целями организации предполагает разработку и исполнение бюджетов как по структурным подразделениям (центрам ответственности), так и в целом по предприятию с осуществлением последующего контроля за достижением целевых бюджетных показателей и проведение анализа отклонений. Таким образом, бюджеты представляют собой механизм, посредством которого происходит воздействие процесса бюджетирования на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Данное определение наделяет бюджетирование статусом подсистемы управленческого учета, что кардинально отличает его от прочих элементов» [5, с. 13].
Методологические документы по управленческому учету финансово-хозяйственных операций (корпоративные стандарты), по мнению Н.И. Чупа-хиной, должны включать:
систему показателей деятельности предприятия; систему учета затрат и формирования себестоимости;
план счетов управленческого учета; систему ценообразования; нормы и нормативы; систему бюджетирования;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
положение о конфиденциальной информации в системе управленческого учета; $ технологию бизнес-процессов [8, с. 16].
Обмен информацией способствует передаче сведений о достижении показателей бюджетной системы; в зависимости от фактических результатов позволяет контролировать последовательность их выполнения и корректировать бюджет их исполнения, а для достижения поставленной цели принимать другие необходимые оперативные меры.
Сформулируем задачи, выполняемые посредством бюджетирования в системе управленческого учета недвижимого имущества учреждений МВД: контроль за исполнением бюджетных показателей;
оптимизация финансовых средств и ресурсов учреждений МВД в целях эффективного управления недвижимым имуществом; управление недвижимым имуществом учреждений МВД в целях обеспечения роста капитализации; планирование деятельности учреждений МВД посредством тактических и стратегических целей, отраженных в показателях бюджетов, интегрируемых средствами управленческого учета; предоставление необходимой информации управленческому персоналу учреждений МВД.
Рекомендуемые этапы организации системы управленческого учета и контроля недвижимого имущества, основанного на элементах бюджетирования в учреждениях МВД, отражены в табл. 1.
Таблица 1
Рекомендуемые этапы организации системы управленческого учета и контроля недвижимого имущества в подразделениях МВД
№ п/п Этапы Документы Цель
1 2 3 4
1 Принятие решения постановки управленческого учета Приказ начальника подразделения МВД Определение стратегических и тактических целей и задач управленческого учета и контроля недвижимого имущества
2 Разработка регламента управленческого учета и контроля Регламент управленческого учета и контроля. Регламент бюджетирования. Учетная политика Распределение стратегических и тактических целей и задач по срокам и приоритетам. Выбор задач, соответствующих конкретному бюджетному периоду
2.1 Определение центров ответственности Перечень центров ответственности Выделение в составе учреждений МВД центров ответственности
2.2 Разработка бюджета, отражающего: - бюджет на стадии принятия решения и проектирования; - бюджета строительства объекта недвижимого имущества; - эксплуатационного бюджета; - разработка ликвидационного бюджета Регламент бюджетирования Определение взаимосвязи между бюджетами. Взаимосвязь с данными управленческого учета в целях своевременного контроля исполнения бюджетов по объектам недвижимого имущества
2.3 Написание методики формирования бюджетных форм. Выработка бюджетных показателей, характеризующих ожидаемые параметры объектов недвижимого имущества Бюджетные формы, методики их заполнения. Бюджетные показатели, методики их расчета Закрепление соответствующих бюджетных показателей в целях контроля за эффективным использованием недвижимого имущества
2.4 Построение управленческого учета Учетная политика управленческого учета Формирование счетов и субсчетов управленческого учета недвижимого имущества, аккумулирующих фактические данные для контроля бюджетов по недвижимому имуществу
2.5 Построение порядка взаимодействия ответственных за использованием недвижимого имущества Порядок взаимодействия ответственных за использование недвижимого имущества Определение порядка документ оборота и доступа к конкретной информации. Определение порядка согласования, утверждения и сведения бюджетов. Определение ответственных за документооборотом
2.6 Интеграция информации Регламенты: управленческого учета, контроля, бюджетирования Консолидация сведений об управлении недвижимым имуществом
2.7 Выбор программного продукта автоматизации управленческого учета, контроля и бюджетирования Техническое задание на автоматизацию и др. Автоматизация управленческого учета, контроля и бюджетирования недвижимого имущества
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 2. Иерархия технологий управленческого учета (переработано авторами с учетом стратегических задач и целей МВД)
На рис. 2 представлена иерархия технологий управленческого учета, предложенная О.Е. Николаевой, О.В. Алексеевой [4, с. 206] и дополненная нами с учетом специфики деятельности МВД.
Профессор Д.А. Ендовицкий процесс формирования бюджета представляет девятью иерархическими технологиями:
взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетированием; Ф разработка действенных показателей, характеризующих соответствующие целям и задачам параметры деятельности в будущем; Ф сбор прошлых и текущих данных об экономическом (ресурсном) потенциале хозяйствующего субъекта, а также состояние и влияние внешних факторов при ведении бизнеса; Ф определение допущений при возможных изменениях параметров будущей деятельности хозяйствующего субъекта;
экспертирование модели бюджета хозяйствующего субъекта работниками учетно-финансовой службы (периодическое); корректировка модели бюджетирования; ввод необходимых данных в систему бюджетирования;
проведение ряда организационно-управленческих мероприятий по представлению, санкцио-
нированию и выполнению утвержденного бюджета;
Ф мониторинг фактических результатов, анализ отклонений и корректировка целевых показателей в контрольно-аналитической стадии процесса бюджетирования [1, с. 3—10]. Мы в своем исследовании предлагаем иерархию технологии управленческого учета, бюджетирования и контроля определять исходя из стадий жизненного цикла недвижимого имущества: Ф стадии принятия решения и проектирования; ф стадия создания объекта недвижимого имущества;
ф стадии эксплуатации и ликвидации.
Следует обратить внимание на тот факт, что стадии принятия решения и проектирования будут соответствовать бюджету на стадии принятия решения и проектирования, стадии создания объекта — бюджету строительства объекта недвижимого имущества, стадии эксплуатации и ликвидации — эксплуатационному и ликвидационному бюджету.
Система управленческого учета и контроля объектов недвижимого имущества учреждений МВД на стадиях его жизненного цикла, основанная на бюджетном подходе приведена на рис. 3.
В.Л. Поздеев пишет о том, что «циклические колебания могут проявляться в производстве, тех-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
X
ш □
ш
ОС X
5?
ш
ш
О
о; ^
х
с с!
со О О
о;
г?
О
< н
35
с
и ас т к х
С1 <
X <
ой О
О
<
С1 X
ей
ас
*Федеральная адресная инвестиционная программа России / Официальный сайт. Министерство экономического развития Российской Федерации
Рис. 3. Организационная модель управленческого учета, бюджетирования и контроля недвижимого имущества учреждений МВД РФ на стадиях жизненного цикла
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
нологии, организации, управлении предприятием. В качестве циклических объектов выступают: продуктивный цикл, производственный цикл, оперативный цикл, инвестиционный цикл, финансовый и другие» [6]. В рамках нашего исследования, объектом циклических колебаний будет выступать недвижимое имущество, рассматриваемое посредством модели жизненного цикла.
На стадии принятия решения и проектирования после постановки задачи о создании объекта недвижимого имущества для МВД, создающегося в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы России, (включая Гособоронзаказ) государственный заказчик организует электронный аукцион, после проведения которого заключаются договоры на проектные и изыскательские работы, решается вопрос об отводе или приобретении земельного участка под создание объекта.
Бюджетирование на этой стадии имеет множество оценочных процедур, проводимых на основе информации оперативного и управленческого учета. Основными процедурами являются: планирование этапов и сроков создания объекта (в зависимости от стратегических задач), планирование затрат по техническим условиям, предварительная оценка критериев экономической эффективности вариантов выполнения задачи создания объекта. Этот этап предусматривает точки возврата и заканчивается заключением договора с генподрядной организацией, воплощающей инвестиционный замысел заказчика.
Особенностью проведения аукциона (конкурса) является необходимость учитывать степень секретности создаваемого объектов и возможность использования рабочей силы (допуска на объект). Учитывая специфику деятельности МВД, может проводиться закрытый аукцион с участием лицензированных строительных организаций, осуществляющих деятельность с сохранением государственной тайны или входящих в структуру МВД (например, РСУ МВД).
На стадии создания объекта, для контроля инвестиционного процесса и управления проектом, реализуются инжиниринговые услуги, организуется аукцион на поставку оборудования, государственный заказчик осуществляет контроль качества строительных работ.
Бюджетирование на этом этапе характеризуется сбором информации о стоимости работ и услуг и ее соответствии сметной документации. При этом проводятся следующие процедуры: технико-экономический анализ финансовых и строительных рисков, контроль и анализ соответствия плановым и фактическим затратам по видам проведенных работ и техническим условиям, учет, контроль и анализ выполнения плана создания объекта в разрезе целевой задачи.
На стадии эксплуатации и ликвидации в рамках бюджетного процесса проводятся следующие процедуры: учет и контроль эффективности расходов на капитальный ремонт или реконструкцию, учет и контроль эффективности расходов на эксплуатацию и текущей ремонт. Контроль ликвидационных мероприятий поможет вернуть в бюджет часть государственных средств. Бюджетирование расходов на всех стадиях жизненного цикла недвижимого имущества и проведение комплексной оценки эффективности позволит оптимизировать выделяемые государственные ассигнования.
Таким образом, нами разработана организационная модель управленческого учета, бюджетирования и контроля недвижимого имущества подразделений МВД РФ на стадиях его жизненного цикла.
Литература
1. Ендовицкий Д.А. Учетно-аналитические процедуры на этапах бюджетирования деятельности фирмы // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 7. С. 78.
2. Ермакова Н.А. Контрольно-информационные системы в экономическом пространстве управленческого учета: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.12. Казань, 2005. 416 с.
3. МикаелянГ.М., СуглобовА.Е. Значение бюджетирования для построения эффективной системы внутреннего контроля в региональных банках // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 14. № 1. С. 102—109.
4. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. 2 изд. М.: ЛКИ, 2008. 304 с.
5. Пашкова Л.В. Бюджетирование в системе управленческого учета малых предприятий: авторе-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2011, 23 с.
6. Поздеев В.Л. Анализ циклических колебаний в развитии хозяйствующего субъекта. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2007. 212 с.
7. Суглобов А.Е., Правосуд О.С. Методика управленческого учета и бюджетирования недвижимого имущества МВД РФ на этапах жизненного цикла // Управленческий учет. № 5. 2015.
8. Чупахина Н.И. Методология управленческого учета в агрохолдингах: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.12. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. 48 с.
References
1. Endovickyi D.A. Accounting and analytical procedures at the stages of the budgeting activity of the firm // Economic analysis: theory and practice. 2003. No. 7. P. 78.
2. Ermakova N.A. Monitoring information system in the economic space management accounting: the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of economic Sciences: 08.00.12. Kazan, 2005. 416 p.
3. Mikayelyan G.M., Suglobov A.E. the Importance of budgeting to build an effective system of internal control in regional banks // Problems of regional economy. 2013. T. 14. No. 1. P. 102—109.
4. Nikolaeva O.E., Alekseeva O.V. Strategic management accounting. 2 edit. M.: LCI, 2008. 304 p.
5. Pashkova L.V. Budgeting in the management accounting system of small enterprises: the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic sciences. Voronezh, 2011, 23 p.
6. Pozdeyev V.L. Analysis of cyclic fluctuations in the development of the economic entity. Yoshkar-Ola: Mari state University, 2007. 212 p.
7. Suglobov A.E., Pravosud O.S. The technique of management accounting and budgeting immovable property of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation on the life cycle // Management accounting. No. 5. 2015.
8. Chupakhin N.I. The methodology of management accounting in the agricultural holdings: the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of economic Sciences: 08.00.12. M.: Moscow state University. M.V. Lomonosov Moscow State University, 2010. 48 p.
Актуальные проблемы институциональной экономики. Теория и практика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Magister»). Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 327 с.
В учебном пособии представлены современные течения институциональной теории: институциональное поле, институт контрактных отношений, институт общественных потребностей и иные важные позиции.
12 учебных кейсов содержат не только теоретический материал для подготовки, но и практические аспекты, необходимые студентам магистратуры и аспирантам при изучении курсов «Институциональная экономика», «Экономическая теория (продвинутый уровень)», «Государственное и муниципальное управление». К кейсам даются вопросы и задания, а также темы для дискуссий. Для студентов магистратуры и аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям. Может использоваться как для групповых семинарских занятий, так и для самостоятельной работы.