Научная статья на тему 'Концепция автоматизированного учета средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации'

Концепция автоматизированного учета средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЕТ / БАНК СИСТЕМЫ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МАРКЕР / МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО / МАТЕРИАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / НОСИТЕЛЬ / ОБЪЕКТЫ / ОБНАРУЖЕНИЕ / ПРОВЕРКА / СРЕДСТВА ВООРУЖЕНИЯ / СЧИТЫВАТЕЛЬ / УЧЕТ / ХИЩЕНИЕ / AUTOMATED ACCOUNTING SYSTEMS BANK / INVENTORY / CONCEPT / MARKER MATERIAL RESPONSIBLE PERSON / MATERIAL POSSESSIONS / MEDIA OBJECTS / DETECTION / INSPECTION / WEAPONS AGENTS / READER / ACCOUNTING / EMBEZZLEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуканов Андрей Сергеевич

В данной статье рассматриваются проблемы ведения учета и проведения проверок сохранности средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, а также порядок оформления полученных в ходе проведенной работы результатов. Решение указанных проблем обеспечит сохранность средств вооружения, оптимизацию затрачиваемых ресурсов на учет и проверку наличия материального имущества. Предлагаются пути решения. Проведен анализ нормативных документов, регламентирующих рассматриваемую сферу деятельности. Предложена новая концепция автоматизированного учета средств вооружения органов МВД России, рассмотрены ее преимущества. Вынесено предложение по внедрению концепции автоматизированного учета средств вооружения в систему учета материального имущества органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of automated accounting of weapons in the arsenals of weaponry and units of internal affairs agencies of the Russian Federation

This article deals with the problems of record keeping and safety inspections of weapons in the arsenals of funds and units of internal affairs agencies of the Russian Federation, as well as the order of registration received during the carried out work results. Solving these problems will ensure the safety of weaponry, the optimization of resources spent on accounting and check for material possessions. The ways of solution. The analysis of normative documents regulating the considered activity. The new concept of automated accounting weaponry agencies MVD of Russia, discussed its advantages. Made suggestions for the implementation of the concept of automated accounting of weapons means in tangible assets accounting agencies MVD of Russia.

Текст научной работы на тему «Концепция автоматизированного учета средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

См.: Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013. С. 54.

5 Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2013. С. 400.

6 Эбзеев Б.С. Конституционное правосудие в России: системность и роль в обеспечении единства и целостности Российского государства // Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы. Казань, 2005. С. 15.

7 См.: КлеандровМ.И. В защиту конституционных (уставных) судов субъектов РФ. // Российская юстиция. 2015. № 6.

8 Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России?// Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9.

9 См.: Анишина В.И. Конституционно-правовой статус судеб-

ной власти в Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования и реализации// Администратор суда. 2008. № 1. С. 1.

10 Следует отметить, что и в теории иногда неверно трактуется правовой статус федеральных судов в качестве судов субъектов РФ. Так, например, по мнению Е.В. Буянова, под органами государственной власти субъекта РФ, согласно Конституции РФ, «понимаются органы представительно (законодательной) и исполнительной власти на уровне субъекта РФ, а также суды на территории субъекта РФ». См.: Буянов Е.В. Государственное строительство на юге Дальнего Востока России 1990—1997 гг. Благовещенск, 1998. С. 5.

11 См.: Ульихин В.С. Является ли конституция (устав) субъекта Российской Федерации законом? // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 10.

УДК 34 ББК 67

КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА СРЕДСТВ ВООРУЖЕНИЯ В АРСЕНАЛАХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ЦУКАНОВ,

соискатель кафедры экспертно-криминалистической деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, старший научный сотрудник отдела испытаний центра технического регулирования и каталогизации Федерального казенного учреждения «Научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» МВД России

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.М. Колотушкин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы ведения учета и проведения проверок сохранности средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, а также порядок оформления полученных в ходе проведенной работы результатов. Решение указанных проблем обеспечит сохранность средств вооружения, оптимизацию затрачиваемых ресурсов на учет и проверку наличия материального имущества. Предлагаются пути решения.

Проведен анализ нормативных документов, регламентирующих рассматриваемую сферу деятельности. Предложена новая концепция автоматизированного учета средств вооружения органов МВД России, рассмотрены ее преимущества. Вынесено предложение по внедрению концепции автоматизированного учета средств вооружения в систему учета материального имущества органов МВД России.

Ключевые слова: автоматизированный учет, банк системы, инвентаризация, концепция, маркер, материально ответственное лицо, материальное имущество, носитель, объекты, обнаружение, проверка, средства вооружения, считыватель, учет, хищение.

Abstract. This article deals with the problems of record keeping and safety inspections of weapons in the arsenals of funds and units of internal affairs agencies of the Russian Federation, as well as the order of registration received during the carried out work results. Solving these problems will ensure the safety of weaponry, the optimization of resources spent on accounting and check for material possessions. The ways of solution.

The analysis of normative documents regulating the considered activity. The new concept of automated accounting weaponry agencies MVD of Russia, discussed its advantages. Made suggestions for the implementation of the concept of automated accounting of weapons means in tangible assets accounting agencies MVD of Russia.

Keywords: automated accounting systems Bank, Inventory, concept, marker material responsible person, material possessions, media objects, detection, inspection, weapons agents, the reader, accounting, embezzlement.

В последнее время в средствах массовой информации зачастую приходится слышать о хищениях вооружения, в том числе совершенных материально ответственными лицами, либо выявленных недостачах при проведении инвентаризационных или внеплановых проверок арсеналов, оружейных комнат, складских помещений. В связи с большим объемом вооружения, находящегося на балансе силовых структур России, сверка по его наличию зачастую носит формальный характер. При несвоевременном выявлении недостачи имущества крайне сложно установить временной период хищения вооружения, а так же виновное лицо, по причине ранее формально проведенных проверок и возможной смены нескольких материально ответственных лиц. Понятно, что ответственность будет нести материально ответственное лицо, принявшее вооружение и отвечающее за его сохранность, на момент выявления его отсутствия, далее уже работа оперативных и следственных органов в определении степени вины и причастности данного конкретного должностного лица к преступлению. Основной причиной несвоевременности обнаружения отсутствия средств вооружения, являются так называемые человеческие факторы (лень, недобросовестность, коррупционная составляющая, ограниченный лимит времени на проведение проверки). Хищение средств вооружения, в особенности огнестрельного оружия, вызывает наибольший общественный резонанс, подрывает доверие к органам власти, а его использование несет наибольшую угрозу жизни и здоровью граждан. По данной причине мы предлагаем к внедрению автоматизированный учет средств вооружения органов МВД России (далее — АУСВ), принципы работы которого подойдут практически к любому виду материального имущества, позволив избежать, либо свести к минимуму, перечисленные негативные факторы.

Нами будет рассматриваться учет средств вооружения применительно к системе органов вну-

тренних дел Российской Федерации, к которой относятся подразделения, организации, учреждения и органы МВД России (далее — органы МВД России) организующие свою финансово-хозяйственную деятельность на основе бюджетного финансирования. Основной функцией органов МВД России является правоохранительная деятельность, для реализации которой необходимо материально-техническое обеспечение с целью надежной работы системы и своевременной реализации поставленных задач. Для эффективного финансового обеспечения и контроля материального имущества в органах МВД России ведется его учет в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, ведомственными нормативными актами и документами издаваемыми Министерством финансов России, в части касающейся. Бюджетный учет материальных средств, среди прочих включает учет средств вооружений, который является его специфической частью регламентируемой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 13 «Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с приложение № 1 к данному приказу (Инструкция по организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации) под средствами вооружения понимают: табельное оружие, боеприпасы, специальные средства, вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты, средства инженерного вооружения, средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны, снаряжение и принадлежности к оружию, оптические приборы наблюдения, учебно-стрелковые приборы, запасные части, смазочно-обтирочные и ремонтные материалы. Бухгалтерский учет вооружения ведется

по фактической стоимости, без указания наименований с присвоением инвентарных номеров, как по объектам основных бюджетных средств, с начислением амортизации и присвоением кодов по общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ). Поименный учет вооружения и специальных средств ведется в службе вооружения органов МВД России. Для уничтожения, пришедшего в негодность вооружения, приказом начальника органа МВД России назначается техническая комиссия. Уничтоженное вооружение списывается с бухгалтерского учета.

Концепция (от лат. сопсерйо — «понимание», «система») ведения АУСВ предоставляет возможность, за счет внедрения прогрессивных методов и технологий, исключить хищения средств вооружения, а так же сокрытие данного вида преступления, при этом сократив время на проведение и оптимизировав данное направление работ.

Под предлагаемой нами концепцией АУСВ следует понимать систему, представляющую совокупность трех элементов:

• пассивных маркировок-датчиков с информационными носителями (далее — маркеров), устанавливаемых на средства вооружения (далее — объекты);

• переносного мобильного считывающего устройства бесконтактного типа (далее — считывающее устройство);

• электронной базы органа МВД России с хранимыми в ней учетными системными данными о находящемся на балансе имуществе (далее — банк системы).

Руководящая идея внедрения АУСВ базируется на возможности сокращения бюрократической составляющей учета и контроля казенного имущества, упрощении процесса инвентаризации и уменьшении бумажного документооборота.

Метод работы системы заключается в возможности обнаружения маркеров считывающими устройствами, при нахождении которых бесконтактно сканируется записанная на их электронные носители информация об объекте, при подключении считывателя к банку системы она копируется и автоматически обновляется на данный момент времени.

Для наглядности преимуществ АУСВ предлагаем коротко рассмотреть порядок проведения инвен-

таризаций и контрольных проверок с последующим внесением изменений в учет средств вооружения согласно их фактическому наличию и состоянию.

В настоящее время в органах МВД России инвентаризационный учет материального имущества производится в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», где достаточно подробно и четко даны инструкции по проведению инвентаризации и учету материального имущества. Плановая проверка наличия материального казенного имущества органа МВД России в виде ежегодной инвентаризации, осуществляющейся формируемыми инвентаризационными комиссиями назначаемыми руководством на основании утверждаемого им приказа (распоряжения). Проверка наличия находящегося на балансе структурного подразделения имущества, проводится при обязательном участии материально ответственного лица, сотрудниками и работниками, входящими в состав инвентаризационной комиссии. В соответствии с формой утвержденной приказом Министерства финансов России от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» входящими в состав комиссии лицами составляется и подписывается акт о результатах проведенной инвентаризации. На основании полученных актов о результатах проведения инвентаризаций, контрольных проверок ФЭО проводит сверку и систематизацию данных по материальному имуществу, с последующим внесением изменений в текущий учет согласно фактическому наличию и состоянию.

Далее рассмотрим более подробно принципы работы и технические данные, необходимые для успешного внедрения и эффективного функционирования АУСВ. На средства вооружения находящиеся на бухгалтерском учете, за исключением боеприпасов, запасных частей, смазочно-обтирочных и ремонтных материалов для оружия относящихся

к расходным материалам, материально ответственным лицом устанавливаются маркеры пассивного действия (без элемента питания), которые при попытке снятия с имущества приходят в негодность и отдельно от объекта не работают. Маркеры должны иметь возможность накапливать, сохранять и передавать считывающему устройству определенный массив информации об объекте, на который они установлены: дата получения, производитель, техническое обслуживание, ремонт (с указанием даты и перечня проведенных работ), гарантийный и эксплуатационный срок. Маркеры должны надежно и однократно крепиться на объекте, любым способом отвечающем принципу одноразовости его использования, то есть при попытке его снятия с объекта, происходит уничтожение, как самого датчика, так и записанных на его носителе учетных персональных данных по объекту, без возможности их восстановления. Данная функция в маркере необходима для исключения возможности его использования без объекта с целью сокрытия его хищения. К тому же они должны соответствовать требованиям надежности при воздействии негативных факторов не ниже эксплуатационных требований предъявляемых к объектам и местам их хранения: влагостойкость, рабочий температурный режим, воздействие давления (при взлете/посадке самолета), стойкость к электромагнитному и электростатическому воздействию, СВЧ-излучению и прочее.

Считывающее устройство представляет собой носимый компактный комплекс, работающий по принципу антенны направленного радиуса действия, в диапазоне эффективного обнаружения установленных на объекты маркеров от 0 до 10 метров, с возможностью считывать информацию через стандартную упаковку (деревянные ящики, картонные коробки и др.) пусть и с меньшего расстояния. Для исключения технических ошибок и путаницы при работе считывающего устройства в конкретном помещении, необходимо исключить возможность отображения на нем информации с маркеров, установленных на объектах, находящихся за капитальной стеной строения. Рассматриваемый прибор должен иметь возможность считывать с информационного носителя маркера данные об объекте с возможностью внесения в них актуальных изменений. С целью введения информации и удобства использова-

ния считывающего устройства при его разработке необходимо предусмотреть наличие клавиатуры и монитора, с сохранением при этом мобильности и компактности устройства. При работе с прибором с помощью его клавиатуры вводится обозначение места проведения учета и последовательно в порядке, предусмотренном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 осуществляется фиксация наличия маркированных объектов. Таким образом, материально ответственным лицом с помощью считывающего устройства возможно введение изменений на информационный носитель маркера, с автоматической фиксацией времени их ввода и индивидуального номера прибора, данная функция в приборе актуальна для внесения данных по проведенной профилактической работе или ремонту объектов. Так же для облегчения работы с устройством, возможно, предусмотреть цветовое выделение текста на мониторе, например, отображаемая информация по объектам с просроченным техническим обслуживанием или истекшим сроком годности выделяется красным цветом, с истекающим желтым, остальная не выделяется.

Основным элементом предлагаемой к внедрению АУСВ, фактически ее «мозгом», является банк системы с учетными данными по средствам вооружения, находящимся на балансе органа МВД России. Он должен быть способен проводить автоматизированную работу со считывающими устройствами и обрабатывать, систематизируя полученную с маркеров информацию об объектах. При подключении считывающего устройства к банку системы, должно происходить распознание его индивидуального номера, после чего необходимо ввести пароль пользователя, при принятии которого системой дается разрешение на работу с ней. Далее программой автоматически производится отметка времени входа и выхода со считыванием с прибора, полученной при работе с маркерами информации по объектам и последующей автоматической сверкой их наличия и редактированием данных на последнюю дату проверки. В банке системы, с целью исключения фальсификации необходимо предусмотреть, при разработке технического задания, невозможность внесения изменений в учет средств вооружения оператором при подключении персонального мобильного устройства. Возможность подключения банка системы АУСВ к

одному из сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) упростит доступ и ускорит передачу служебной информации для занятых в данной сфере сотрудников (работников), как внутри самого органа МВД России, так и для контролирующих подразделений. Данная функция позволит сделать проводимую работу по учету средств вооружения более открытой и оперативной, при этом снизит возможность коррупционной составляющей.

Ознакомившись с принципами работы АУСВ, предлагаем рассмотреть порядок ведения учета и проведения проверок средств вооружения органа МВД России. Должностное лицо, с соответствующими служебными (должностными) обязанностями или полномочиями, испытывающее потребность в получении актуальной информации о средствах вооружения, находящихся в конкретном служебном помещении, получает считывающее устройств под роспись в журнале финансовой службы подразделения с указанием своих персональных данных, причины и идентификационного номера прибора. При получении считывающего устройства в него осуществляется ввод данных лица проводящего работу (далее — оператора), дата и время ее начала и окончания, а так же обозначение служебного помещения, в котором производится проверка либо учет средств вооружения. Войдя в место хранения объектов, оператор включает считывающее устройство, после чего последовательно направляет от ближайшей стены в зависимости от размещения средств вооружения по сторонам их расположения. В результате проводимых действий оператор получает отображаемую на экране монитора и сохраняемую на информационном носителе считывающего устройства систематизированную электронную информацию по установлению наличия маркированных средств вооружения в конкретном помещении. Записанные считывающим устройством информационные данные оператор передает при подключении к банку системы, при этом производится автоматическое обновление информации по объектам на дату проведения последней работы с ними, устаревшие информационные файлы архивируются, заменяясь актуальными.

На основании вышеизложенного мы считаем, что внедрение АУСВ может оказать значительную

помощь в ведении учетов средств вооружений, упростить проведение плановых, внеплановых и инвентаризационных поверок, а также облегчить повседневную работу материально ответственных лиц, отвечающих за указанный вид имущества. С целью увеличения эффективности и рентабельности внедрения предлагаемой системы, возможно, ее использование и на других видах наиболее ценного казенного материального имущества. Так же данную систему можно использовать в учете хранимого в органах внутренних дел служебного оружия частных охранных предприятий и гражданского оружия, временно изъятого у граждан за административные правонарушения, при этом финансовые издержки следует возложить на потребителя за счет уплаты государственных фиксированных пошлин, что принесет некоторый доход в бюджет государства. Помимо сказанного при минимальном дополнительном оборудовании, возможно, использовать предлагаемую систему по принципу противокраж-ных систем, успешно используемых в магазинах самообслуживания и предназначенных для защиты от несанкционированного выноса товаров. Для реализации данной функции достаточно оснастить контрольно-пропускные пункты органа МВД России противокражными рамками (антеннами) перекрывающими проход и срабатывающими на маркеры, устанавливаемые на объекты. При проносе через них маркированных средств вооружения или другого материального имущества они должны срабатывать разными по тональности звуковыми сигналами, что поможет постовому полицейскому (дежурному) определить несанкционированный вынос учетного имущества. Однако основной задачей системы является все же учет средств вооружения либо иного материального имущества, а так же его автоматизированная обработка. С целью обеспечения надежности и сохранности информации по материальному имуществу, а так же исключения негативных факторов повреждения, изменения или уничтожения информации хранимой в банке системы, необходимо обеспечить дублирование — формированием регистров учета на бумажных носителях. Реализация данной меры не вызовет сложностей, так как будет достаточно всего лишь распечатать и подписать уполномоченными должностными лицами, обработанные автоматической системой дан-

ные по объектам, после чего обеспечить надежное архивное хранение. Принятие данной меры к тому же позволит реализовать требования, изложенные в письме Министерства финансов от 1 февраля 2006 г. № 02-14-10а/187 «О порядке формирования на бумажных носителях регистров бюджетного учета».

Преимущества использования предлагаемого нами АУСВ очевидно, тем не менее, с учетом экономии бюджетных средств, при принятии решения о его внедрении необходимо проведение научно-исследовательской работы, при ведении которой необходимо подготовить техническое задание на опытно-конструкторскую разработку с целью создания наиболее экономически целесообразного, практичного и эффективного автоматизированного учета.

Литература

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] (ред. от 23 мая 2016 г.). Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 13 «Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] (ред. от 16 июля 2015 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министерства финансов России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [Электронный ресурс] (ред. от 16 ноября 2016 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 г. № 37519). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [Электронный ресурс] (ред. от 8 ноября 2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Письмо Министерства финансов от 1 февраля 2006 г. № 02-14-10а/187 «О порядке формирования на бумажных носителях регистров бюджетного учета» [Электронный ресурс] <Письмо> ФНС РФ от 22 февраля 2006 г. № ВЕ-6-16/190@ «О доведении письма Минфина России от 1 февраля 2006 г. № 02-14-10А/187» (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 1 февраля 2006 г. № 02-14-10а/187). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Конституционное право России

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ. Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.