Научная статья на тему 'Ревизия учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам'

Ревизия учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2046
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВИЗИЯ / УЧЕТ / СОХРАННОСТЬ / ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ИМУЩЕСТВО / ИЗЪЯТЫЕ ЦЕННОСТИ / ХИЩЕНИЕ / ОВД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Т.С., Игонина Е.С.

В связи с усилением контроля в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, методические основы проведения ревизии отдельных объектов бюджетного бухгалтерского учета приобретают особую актуальность для участников бюджетного процесса. В данной статье предлагается методика ревизии, рассматриваются ключевые позиции по проведению ревизии учета, вопросы обеспечения сохранности и передачи вещественных доказательств, ценностей, изъятых по уголовным делам в подразделениях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ревизия учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам»

Учет и отчетность в казенных учреждениях

РЕВИЗИЯ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЦЕННОСТЕЙ, ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ИЗЪЯТЫХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Т. С. МАСЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Е. С. ИГОНИНА,

старший ревизор контрольно-ревизионного отдела

УТ МВД России по ПФО, Нижний Новгород, Российская Федерация

В связи с усилением контроля в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, методические основы проведения ревизии отдельных объектов бюджетного бухгалтерского учета приобретают особую актуальность для участников бюджетного процесса. В данной статье предлагается методика ревизии, рассматриваются ключевые позиции по проведению ревизии учета, вопросы обеспечения сохранности и передачи вещественных доказательств, ценностей, изъятых по уголовным делам в подразделениях системы МВД России.

Ключевые слова: ревизия, учет, сохранность, вещественные доказательства, имущество, изъятые ценности, хищение, ОВД

Вопросы организации учета, обеспечения сохранности и передачи по принадлежности изымаемого имущества в настоящее время приобретают значительную актуальность, и их решению уделя-

ется особое внимание Министерством внутренних дел Российской Федераций. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Для проверки вещественных доказательств ревизор истребует журнал регистрации уголовных дел, книги учета депозитных сумм, вещественных доказательств и изъятых наркотических средств, книги учета изъятого, добровольно сданного и найденного оружия и боеприпасов, книги учета бланков строгой отчетности, бланки квитанций и копии использованных квитанций на прием изъятых ценностей и оружия, акты приема-передачи вещественных доказательств и изъятого оружия при смене материально ответственных лиц, акты проверок состояния и условий хранения вещественных доказательств и изъятого оружия, акты осмотра задержанных и изъятых транспортных средств, книгу учета сообщений о преступлениях (КУСП), копии приговоров или решений судов по уголовным делам и административным правонарушениям, в ходе

расследования которых изымались вещественные доказательства или ценности.

Ревизору необходимо проверить:

— факт назначения приказом начальника ОВД лиц, ответственных за учет и хранение вещественных доказательств, а также учет и хранение изъятого, добровольно сданного и найденного оружия и боеприпасов;

— факт отражения данных об изъятых ценностях, наркотических средствах и оружии соответственно в книге учета ценностей, книге учета изъятых наркотических средств и книге учета изъятого оружия;

— факт того, пронумерованы, прошнурованы ли листы таких книг, опечатаны и скреплены, а также наличие подписи начальника ОВД;

— факт регистрации изъятых вещественных доказательств независимо от места их хранения в книге учета вещественных доказательств с отметкой о месте хранения: в камере хранения или при уголовных делах (в этом случае в книге должны быть указаны должность и фамилия ответственного должностного лица).

При наличии в книге учета отметок о возврате ценностей или направлении их в Гохран России, учреждение банка или другие учреждения следует проверить наличие, правильность оформления и достоверность документов, послуживших основанием для передачи ценностей и подтверждающих сам факт передачи.

Проверяется наличие вещественных доказательств: выборочно или при небольшом их количестве сплошным методом.

Необходимо осмотреть камеру хранения вещественных доказательств, обратив внимание на следующие факты:

— на соответствие помещения камеры установленным требованиям по технической укреп-ленности;

— на наличие и исправность охранно-пожарной сигнализации;

— на наличие предназначенных для хранения вещественных доказательств металлических шкафов или сейфов (при отсутствии отдельного помещения камеры);

— на наличие отдельной камеры или места хранения — металлического шкафа или сейфа, находящегося в помещении, обеспечивающих их сохранность, для наркотических средств (ключи от шкафов, сейфов должны храниться в опечатанном пенале в дежурной части или секретариате ОВД);

— на соблюдение требований по раздельному хранению отдельных видов изъятого имущества (материальные ценности, оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные вещества и др.), а также вещественных доказательств по различным уголовным делам в упакованном и опечатанном виде;

— на наличие на хранимых пакетах с вещественными доказательствами бирок с указанием номера дела, даты его возбуждения и наименования находящихся в пакете предметов;

— на соответствие фактического наличия пакетов с вещественными доказательствами данным об их наличии согласно книге учета.

Отдельные пакеты следует вскрыть в целях проверки:

— наличия в них конкретных вещественных доказательств и их соответствия данным книги учета, квитанциям на их сдачу в камеру хранения и копиям протоколов изъятия, которые должны храниться вместе с вещественными доказательствами;

— наличия постановлений следователя или дознавателя о признании хранимых предметов вещественными доказательствами.

Необходимо также проверить по аналогичной схеме вещественные доказательства, хранящиеся при уголовных делах, сопоставив их наличие с данными книги учета.

По изъятым наркотическим средствам ревизор проверяет:

1) наличие заключения экспертизы о признании вещества наркотическим;

2) наличие справки об исследовании или заключения эксперта (если на проведение такой экспертизы была израсходована часть вещества);

3) факт передачи на основании постановления следователя веществ, признанных наркотическими, в течение суток после проведения экспертизы в камеру хранения наркотических средств;

4) факт хранения наркотических средств в упакованном и опечатанном виде в пакете, который должен быть снабжен биркой с указанием порядкового номера по книге учета изъятых наркотических средств;

5) наличие соответствующего решения суда, постановления следователя и акта на уничтожение установленной формы в случае уничтожения наркотических средств.

При изъятии скоропортящихся предметов и отсутствии в ОВД условий их хранения такие предметы подлежат реализации с учетом срока их

годности и использования по назначению, а вырученные за них денежные средства должны быть зачислены на депозитный счет ОВД. В этой связи ревизору следует проверить:

— обоснованность признания направленных на реализацию предметов скоропортящимися, руководствуясь при этом перечнями (списками), установленными соответствующими нормативными правовыми актами (в ред. постановления Правительства РФ от 19.11.2003 № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче»);

— наличие соглашения (договора) о передаче вещественных доказательств на хранение или реализацию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, ранее эти вопросы входили в компетенцию Российского фонда федерального имущества;

— соблюдение сроков реализации скоропортящихся товаров, предусмотренных договором, и полноту поступления вырученных от реализации средств на депозитный счет ОВД.

В органах внутренних дел нередки случаи, когда вещественные доказательства, в том числе большие партии товаров, скоропортящейся продукции, передаются на хранение и реализацию юридическим и физическим лицам без заключения договоров на хранение, без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности в текущем году в одном из линейных отделов внутренних дел установлены факты передачи изъятой в принудительном порядке 1,3 т рыбопродукции на сумму 152 тыс. руб. на хранение в коммерческую организацию без каких-либо правовых оснований и оформления актов приема-передачи. В нарушение положений постановления Правительства РФ от 19.11.2003 № 694 представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом об этом не информировались, средства от реализации рыбы на счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение ОВД, не зачислялись. В настоящее время материалы по данному факту переданы в следственный комитет города, проводится служебная проверка, по результатам которой виновные должностные лица будут привлечены к

ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений и хищений при изъятии, хранении и передаче вещественных доказательств проверяется полнота постановки на учет изъятых вещественных доказательств. С этой целью на первоначальном этапе проведения проверки ревизор должен:

— запросить в информационном центре сведения по уголовным делам, возбужденным по тем статьям Уголовного кодекса РФ, по которым наиболее вероятно изъятие в качестве вещественных доказательств материальных и денежных средств, наркотических веществ, оружия и боеприпасов (а именно: по ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство», по которой могут изыматься денежные средства как в рублях, так и в иностранной валюте, широкий перечень промышленной продукции; ст. 222 и 223, связанным с незаконным изготовлением, приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (устройств); ст. 228 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ» и др.);

— произвести выборку уголовных дел из журналов регистрации прекращенных и приостановленных уголовных дел, в ходе расследования которых изымались вещественные доказательства;

— сверить полученные сведения с уголовными делами в следственном подразделении ОВД; сопоставить данные приобщенных к уголовному делу протоколов изъятия, выемки с данными по учету и наличию соответствующих вещественных доказательств в ревизуемом ОВД;

— выбрать из КУСП материалы, по которым уголовные дела не возбуждались, но материальные ценности изымались;

— провести соответствующую проверку в тех службах, которым начальником ОВД были отписаны такие материалы;

— сопоставить данные об изъятых предметах, содержащиеся в указанных материалах, с данными по учету и наличию соответствующих вещественных доказательств в ревизуемом ОВД.

При наличии в книгах учета вещественных доказательств и изъятых наркотических средств отметок об их передаче ревизор должен проверить наличие документов, послуживших основанием для такой передачи; в случае передачи вещест-

венных доказательств на хранение сторонним организациям — наличие договоров хранения и накладных на передачу. При необходимости следует провести встречную проверку в органе (организации), в который переданы вещественные доказательства, в целях установления достоверности факта передачи и ее полноты, а при передаче на хранение, помимо этого — наличия условий, обеспечивающих сохранность переданных вещественных доказательств.

При принятии соответствующим органом решения о возврате изъятого имущества владельцу ревизору необходимо проверить наличие решения уполномоченного органа о таком возврате. В случае отказа владельца получить имущество или его неявки, проверить наличие уведомления об этом суда в целях признания имущества бесхозяйным. При получении такого решения суда проверить наличие документа о передаче имущества в федеральную собственность. При признании имущества не имеющим ценности проверить наличие акта о его уничтожении.

Изъятые по уголовным делам денежные средства должны храниться на депозитном счете ОВД как изъятые в качестве вещественных доказательств, так и не являющиеся таковыми, например, залоговые суммы.

Исключение составляют денежные купюры, индивидуальные признаки которых имеют значение для доказывания.

Ревизору необходимо проверить:

— наличие документальных оснований для ее оприходования или передачи по принадлежности: постановления следственных органов, решения суда, протокола изъятия или добровольной выдачи, расписки в получении и т. д.;

— соответствие суммы, указанной в таком документе, сумме, фактически поступившей (израсходованной) согласно банковской выписке по депозитному счету;

— соблюдение 3-дневного срока сдачи изъятых денег в кассу ОВД со стороны следователей, работников органов дознания после проведения необходимых следственных и иных действий в рамках расследуемого уголовного дела;

— соответствие сумм, проходивших по депозитному счету, суммам, отраженным в соответствующих регистрах Книги учета депозитных сумм ОВД;

— соответствие даты ее зачисления на счет дате ее выдачи из кассы согласно Книге учета депозит-

ных сумм ОВД при зачислении на депозитный счет депозитной суммы, поступившей из кассы;

— факт использования средств депозитного счета на нужды ОВД.

В бухгалтерском учете изъятые по уголовным делам денежные средства, денежные средства в качестве вещественных доказательств, залоговые суммы и другое учитываются как средства во временном распоряжении. В разряде 18 кода счета бюджетного учета указывается код вида финансового обеспечения (деятельности) «3» — средства во временном распоряжении [6]. Бухгалтерские записи представлены в таблице.

Проверка правильности ведения учета и наличия изъятого оружия проводится по схеме, аналогичной схеме проверки учета и наличия вещественных доказательств, включая осмотр помещения для хранения изъятого оружия.

По отраженному в соответствующей Книге учета добровольно сданному и найденному оружию и боеприпасам ревизор должен проверить:

— факт признания этих оружия и боеприпасов в качестве вещественных доказательств (с соответствующим отражением по учету и последующим хранением);

— факт передачи данного оружия и боеприпасов на склады управления и отдела материально-технического обеспечения (УМТ и ОМТ ХО) МВД, ГУВД, УВД в установленный 10-дневный срок, в случае непризнания вещественными доказательствами нарезного и самодельного огнестрельного оружия, охотничьих гладкоствольных и комбинированных ружей, боеприпасов к такому оружию и пороха, а также холодного оружия. В этом случае, а также в случае передачи в УМТ и ХО (ОМТ и ХО) на уничтожение изъятого оружия ревизор проверяет:

— соответствие количественных и качественных данных по переданному оружию, содержащихся в копиях актов передачи, находящихся в ревизуемом ОВД, данным оригиналов этих актов, которые должны храниться в управлении (отделе) материально-технического хозяйственного обеспечения;

— наличие сопроводительных писем на него за подписью начальника ревизуемого отдела внутренних дел на складе УМТ и ХО (ОМТ и ХО), куда передано оружие;

— соответствие данных, указанных в сопроводительном письме, данным актов передачи оружия.

Существует много примеров, по которым выявлялись нарушения, связанные с учетом и обес-

Корреспонденция счетов по бюджетному учету средств во временном распоряжении в ОВД

№ п/п Содержание операции Корреспонди рующие счета

Дебет Кредит

1 Оприходованы денежные средства в кассу учреждения, числящиеся в качестве вещественных доказательств по уголовному делу № 320134510 330401730

2 Из кассы сданы денежные средства на лицевой счет учреждения в органе казначейства по решению суда (для перечисления в доход бюджета или для передачи сотруднику, ответственному за оперативные расходы) 321003560 320134 610

3 Денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения во временном распоряжении 320111510 321003660

4 Возврат денежных средств, полученных во временное распоряжение, по решению суда в соответствии с законодательством РФ в доход федерального бюджета 330401830 320111610

5 Учреждением сформирована дебиторская задолженность в сумме начисленного дохода федерального бюджета по решению суда при возврате денежных средств на лицевой счет органа ОВД в качестве дополнительного источника финансирования в будущем 120541560* 140110140

6 Отражена сумма доходов, перечисляемых в федеральный бюджет 121002140 120541660

* По мнению авторов, учреждениям ОВД при внесении изменений в учетную политику в связи с применением приказа Минфина России № 89н необходимо исключить счет 20541 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» из рабочего плана счетов бухгалтерского учета и учитывать подобные средства на счете 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».

печением сохранности вооружения. Так, в 2011 г. ревизией в линейном отделе внутренних дел при проверке сохранности и учета изъятого оружия выявлены нарушения установленных сроков его сдачи в УМТ и ХО. Изымаемые из незаконного оборота оружие и боеприпасы в нарушение приказа МВД России № 58дсп-2002 сдавались в УМТ и ХО по краю в течение 3 лет после изъятия вместо положенных 10 дней.

В случае передачи оружия в экспертно-крими-налистический центр (ЭЩ) при МВД (ГУВД, УВД) на исследование (экспертизу) ревизор проверяет:

— факт регистрации направленного в ЭКЦ оружия в журнале регистрации материалов, поступивших на исследование в учреждение, с указанием, от кого получены материалы и кому выданы;

— наличие при выдаче оружия из ЭКЦ подписи получателя в указанном журнале или приложенной к экземпляру справки об исследовании, оставшемуся в ЭКЦ, расписки в получении оружия (в расписке должны быть отражены точное наименование получаемых предметов, номер документа, удостоверяющего личность получателя, его подпись и дата получения).

Ревизор должен проверить:

— факт оприходования вновь по учету в ревизуемом ОВД оружия, возвращенного после проведения исследования (экспертизы) в ЭКЦ;

— наличие случаев неправомерной передачи оружия из ОВД, например, в музей МВД, ГУВД, УВД, справочную коллекцию ЭКЦ (такая передача может производиться только со склада УМТ и ХО

или ОМТ и ХО по письменному указанию министра, начальника ГУВД, УВД).

При выявлении ревизором каких-либо нарушений в учете и сохранности в ревизуемом ОВД вещественных доказательств, изъятых ценностей и оружия, депозитных сумм ревизор отражает их в акте ревизии и получает от ответственных должностных лиц ОВД соответствующие письменные объяснения.

Из практики работы контрольно-ревизионного отдела обращаем особое внимание на основные нарушения, выявляемые при проведении ревизий и проверок по вопросам порядка учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам. Прежде всего нарушение сроков передачи по назначению вещественных доказательств, изъятых по прекращенным, рассмотренным судами уголовным делам. В большинстве случаев это своевременное неистребование решений судов о направлении по назначению вещественных доказательств и денежных средств, изъятых по уголовным делам, рассмотренным судами (ценности, хранящиеся в кассе; денежные средства, находящиеся продолжительное время на депозитных счетах), а также неисполнение решения судов о порядке передачи по назначению вещественных доказательств, ценностей и денежных средств или несвоевременная передача по назначению вещественных доказательств, изъятых по уголовным делам, по которым вынесены решения судов.

Список литературы

1. Инструкция о порядке изъятия из незаконно -го оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: совместный приказ МВД России № 840, Минюста России N° 320, Минздрава России № 388, Минэкономики России № 472, ГТК России № 726, ФСБ России № 530 от 09.11.1999.

2.Мизиковский Е. А., Маслова Т. С. Справочник корреспонденции счетов бюджетного бухгалтерского учета: практическое пособие. М.: Магистр, 2008. 239 с.

3. О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено: постановление Правительства РФ от 23.08.2012 № 848.

4. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н.

5. Об утверждении положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: постановление Правительства РФ от 19.11.2003 № 694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.