Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ'

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODEL OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования информационно-воспитательной среды. Анализ научных трудов позволил выяснить взаимосвязь образовательной среды и информационно-воспитательной среды, выявил необходимость разработки информационно-воспитательной среды. В работе представлена модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия, направленная на развитие информационной культуры обучающихся, описаны ее структурные части, условия реализации, обоснована необходимость развития и просвещения всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF SOCIAL DIVERSITY

At the present stage of the development of higher education, the need for the use of interactive technologies is being updated, which are necessary not only to optimize the educational process, but also as an effective means of forming key and professional competencies. The article considers the main concepts related to the use of interactive technologies, taking into account the peculiarities of the pedagogical process in a physical education university. The authors consider the problems of using interactive technologies and propose methodological approaches to implement various forms, tools and methods of interactive interaction directly in a practical lesson.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ»

Педагогика

УДК 371+ 379.8

аспирант Жигалова Елена Сергеевна

Академия социального управления (г. Москва), заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1 (г. Одинцово)

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования информационно-воспитательной среды. Анализ научных трудов позволил выяснить взаимосвязь образовательной среды и информационно-воспитательной среды, выявил необходимость разработки информационно-воспитательной среды. В работе представлена модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия, направленная на развитие информационной культуры обучающихся, описаны ее структурные части, условия реализации, обоснована необходимость развития и просвещения всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, образовательная среда, модель информационно-воспитательной среды, информационная культура.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of information and educational environment. The analysis of scientific works allowed us to find out the relationship between the educational environment and the information and educational environment, and revealed the need to develop an information and educational environment. The paper presents a model of information-educational environment of educational organizations in conditions of social diversity aimed at the development of information culture of students, described its structural part, the conditions of implementation, the necessity of development and education of all participants of educational process.

Keywords: education, educational environment, model of information and educational environment, information culture.

Введение. Школа является частью общества, и ее деятельность зависит от социальных установок и требований общества. Поэтому одно из главных условий ее успешности является адаптация к современным моделям развития. Современная школа - часть информационного общества. Модель современной школы предполагает создание единого информационного пространства, которое будет способствовать свободному доступу всех участников образовательного процесса к информации. В каждой школе создана своя информационно-образовательная среда, основанная на индивидуальных особенностях школы, условий образования и целей [5].

В современной науке наблюдается повышенный интерес к различным проблемам применения информационных технологий в учебном процессе, в том числе создание модели информационно-образовательной среды. Вопросами моделирования образовательной среды занимались многие учение, такие как В.А. Ясвин, В.П. Лебедев, М.П. Нечаев, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, С.В. Тарасов и пр. Разработаны, описаны и классифицированы различные модели образовательных сред.

Однако наблюдается недостаток исследований информационно-воспитательной среды как компонента информационно-образовательной среды.

Создание модели информационно-воспитательной среды общеобразовательного учреждения, облегчит сбор, систематизацию и хранение информации, позволит наладить информационные взаимоотношения между педагогами, обучающимися и родителями, определит содержание информационно-воспитательного пространства, развивающее информационную культуру подрастающего поколения, позволит создать такую среду, которая с помощью IT-технологий будет воздействовать на формирование личности обучающегося, готовить его к жизни в современном информационном обществе.

Под информационной культурой личности мы понимаем способность ориентироваться в повышенном потоке информации, умение анализировать и синтезировать ее. Высокие требования к развитию личности задает современное информационное общество. А.Р. Айдагуловой [1] считает обязательным вовлечением школьника в социально-культурный процесс посредством взаимодействия с обществом, культурой и информацией. Это способствует развитию креативности мышления и быстрой выработке различных способов деятельности, укреплению психологической и нравственной устойчивости.

Отметим социальное многообразие как условие воспитательной деятельности. Оно определяет социальную организацию как систему единиц с типологическим различием, при этом предполагает учет многоаспектности, принципов обособленности и единства, индивидуальности и коллективизма, так называемое «единство в многообразии» [8].

Изложение основного материала статьи. Метод моделирования в педагогике используют часто для решения различных задач, как теоретических, так и практических. Е.А. Лодатко [4] определяет модель образовательной системы как концепцию организации образовательной системы, направленную на формирование демократических или авторитарных общественных ценностных ориентаций.

На этапе проектирования педагогической модели необходимо:

1. определить объект исследования;

2. собрать о нем информацию;

3. доказать обязательность метода моделирования;

4. определить значимые переменные.

Для создания модели информационно-воспитательной среды воспользуемся определением В.М. Полонского [9]. Педагог определяет модель как совокупность знаков или объектов, способную восстановить отдельные значимые элементы системы. Модель предназначена для обобщенного вывода по результатам опыта полученного в ходе реализации.

В.А. Штофф [10] описал условия существования модели, которые необходимо учитывать при ее создании:

1. сходство оригинала с моделью;

2. репрезентативность, т.е. возможность заменить исследуемый объект моделью;

3. экстрополяция, т.е. наличие в модели полной информации об оригинале. В.П. Беспалько [2] отмечает свойства содержания среды:

• информативность;

• целенаправленность;

• системность;

• управляемость;

• направленность на разрешение социокультурных проблем;

• способность гуманизации педагогических отношений.

Согласно концепции воспитывающего потенциала образовательной среды школы, предложенной М.П. Нечаевым [6; 7], при разработке модели мы определили цель, методологические основания, задачи модели и структурно-технологические составляющие.

ЦЕЛЬ: создание психолого-педагогических условий для формирования социально активной личности обучающихся с успешной киберсоциализацией в условиях многообразия информационных ресурсов.

К

<

со

1. Развитие информационной культуры учащихся. 2. Формирование социальной активности, коммуникативного и лидерского

потенциала.

3. Обучение учащихся навыкам анализа информации и информационных

объектов.

4. Поддержка критического восприятия информации.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ:

- принцип открытости; - принцип согласованности; - принцип вариативности.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ:

- административный блок; - медиа-блок; - блок виртуального общения.

яа щ

ю

уя

ри иц

цк

нн р

еф

ф

ф

и

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ:

1. Курс тематических классных часов в 1-11 классах. 2. Тематические беседы с родителями. 3. Курс занятий с учащимися в рамках внеурочной деятельности.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:

- самоанализ достижения целей; - внешняя оценка достижения целей; - оценка новых воспитательных результатов.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

1. Обеспечение методической поддержки педагогов в отношении формирования информационной культуры учащихся. 2. Реализация педагогического просвещения родителей по вопросам развития ребенка в условиях информационного общества. 3. Управление процессом социализации учащихся в информационном пространстве.

Рисунок 1. Модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации в

условиях социального многообразия

Модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия (Рисунок 1).

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования социально активной личности обучающихся с успешной киберсоциализацией в условиях многообразия информационных ресурсов.

Данная цель достижима лишь при условии соблюдения принципов, которые составляют методологические основания модели.

Принцип открытости предполагает прозрачность и публичность всех этапов проекта, а также процесса образования и воспитания в целом.

Критериями открытости выступают:

1. влияние обучающихся на организацию образовательного и воспитательного процесса,

2. открытость содержания образования и воспитания,

3. открытость познавательного процесса,

4. вовлеченность в образовательное пространство других участников.

Принцип согласованности выражается в упорядоченности всех компонентов и гармоничности педагогических преобразований и воздействий.

Принцип вариативности реализуется в появлении вариантов модели при дальнейшем развитии. В образовательной организации данный принцип возможно реализовать на различных уровнях:

1. управленческом, при выборе методов регулирования процессов,

2. преподавательском, при выборе программ, средств, методов образования и воспитания, а также повышения квалификации и самообразования,

3. на уровне обучающихся реализуется при выборе направления развития посредством внеурочной деятельности, в проявлении креативности к решению тех или иных задач воспитательных и образовательных.

Принцип вариативности обеспечивает индивидуальных путь развития каждого участника образовательного процесса.

Задачи модели:

1. Повышение информационной культуры обучающихся.

2. Формирование компетенций социально-активной личности.

3. Выработка у обучающихся навыка анализа информационных объектов и критического восприятия

их.

Модель основана на функциях интеграции, позволяющей объединить усилия всех участников образовательного процесса, и дифференциации, которая способствует развитию и самореализации каждого обучающегося и педагога.

Модель предполагает содержание воспитания, которое представлено в виде блоков [3]:

1. Административный наполнен базами данных обучающихся и документами, регламентирующими образовательно-воспитательный процесс.

2. Медиа-блок содержит аудио- и видео- материалы, каталоги Интернет-сайтов, используемые в воспитательном процессе.

3. Блок виртуального общения: форумы, Интернет-конкурсы, соц-сети.

Средствами реализации модели являются направления деятельности:

1. Система классных часов для обучающихся о безопасном Интернете и культуре виртуального общения.

2. Родительские конференции на тему «Ребенок и Интернет».

3. Занятия дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся для формирования информационной культуры школьников.

Система управления информационно-воспитательной средой включает самоанализ достижения целей всеми участниками проекта, внешнюю экспертную оценку.

Заключительным и очень важным компонентом модели являются условия ее организации. Вслед за М.П. Нечаевым [6], мы определили наиболее значимые, которые актуализируют воспитывающий потенциал информационно-воспитательной среды:

1. Методическая и психологическая поддержка педагогов, которая поможет повысить их профессиональный уровень и будет способствовать развитию информационной культуры обучающихся.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребенка в условиях информационного общества.

3. Управление процессом социализации учащихся в информационном пространстве поможет обучающимся отвечать вызовам времени, приобщаясь к свободной информации и общению в глобальной сети, избежать вреда.

Рисунок 2. Схема взаимодействия участников образовательного процесса в рамках модели информационно-образовательной среды

На схеме взаимодействия участников образовательного процесса в рамках модели информационно-образовательной среды (Рисунок 2) мы видим равное влияние администрации, педагогов и семьи на обучающегося.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Администрация обеспечивает условия организации, систему управления проектом, утверждает содержание воспитания и контролирует средства реализации, соблюдая методологические основания. Организует родительские лектории, повышающие их педагогический потенциал. Педагоги выстраивают свою траекторию развития собственной информационной культуры, повышают квалификацию. Реализуют проект посредством проведения классных часов и внеурочной деятельности для обучающихся, родительских собраний, тематических и индивидуальных бесед с родителями. Родители, только активно взаимодействуя со школой, правильно выстраивают воспитательную политику в семье. Получая теоретические знания на педагогических встречах, применяют их дома, правильно реагируют на любые ситуации, связанные с ребенком. Находятся всегда рядом с обучающимся, в курсе его успехов и переживаний и морально поддерживают его. В семье устанавливается взаимопонимание, доверие - условия, способствующие формированию высокоразвитой личности. Для достижения наивысшего результата - высокой информационной культуры обучающихся- необходимо обеспечить высокую информационную культуру и педагогов, и членов семьи обучающегося. Если хотя бы один компонент данной системы убрать или не развивать, то невозможно достигнуть необходимого результата.

Выводы. Таким образом, информационно-воспитательная среда должна быть создана в каждой школе, с учетом индивидуальных особенностей, условий и потребностей.

Предложенная модель информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации в условиях социального многообразия направлена на развитие информационной культуры школьников, при этом в ходе реализации проекта обязательно развивается IT-компетенция и педагогический потенциал других участников образовательного процесса.

Литература:

1. Айдагулова, А.Р. Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / А.Р. Айдагулова; Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. - Уфа, 2012. - 217 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005016839 (дата обращения 22.10.2019).

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.

3. Жигалова, Е.С. Информационно-воспитательная среда общеобразовательной организации / Е.С. Жигалова // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 4 (21). - С. 53-60.

4. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: монограф. / Е.А. Лодатко. -Славянск: СДПУ, 2010. - 148 с.

5. Максимова Н.А. Моделирование информационно-образовательной среды учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 5 (май). - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2016/16114.htm (дата обращения 19.10.2019).

6. Нечаев, М.П. Обеспечение преемственности воспитательной деятельности школы в условиях реализации ФГОС НОО и СОО / М.П. Нечаев // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 12-16.

7. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Куницына, С.М. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова. - М.: АСОУ, 2019. - 140 с.

8. Обросов, М.О. Развитие общества с позиции разнообразия в философии К.Н. Леонтьева [Электронный ресурс] / М.О. Обросов // Вестн. Ом. ун-та. - 2014. - № 4. - С. 96-97. https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-obschestva-s-pozitsiy-raznoobraziya-v-filosofii-k-n-leontieva (дата обращения 19.10.2019).

9. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований [Электронный ресурс] / В.М. Полонский. - М.: Педагогика, 1987. - 142 с. https://znanium.com/catalog/document?id=339250 (дата обращения 10.01.2020).

10. Штофф, В.А. Моделирование и философия: гносеологические аспекты моделирования в естественнонаучной сфере [Электронный ресурс] / В.А. Штофф, В.П. Бранский. - Л.: Наука, 1966. - 300 с. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/shtoff_v_a_modelirovanie_i_filosofija/30-1-0-2949 (дата обращения 17.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.