Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования информационно-воспитательной среды. Теоретически обоснована важность правильно построенной образовательной среды и ее воспитательного потенциала при формировании личности подрастающего поколения. В статье рассматривается взаимосвязь воспитательной и образовательной сред общеобразовательной организации. Анализ имеющихся научных трудов позволил выделить некоторые подходы к определению понятия «образовательная среда», классифицировать существующие модели образовательных сред, определить их общие и различные структурные компоненты. Анализ зарубежных источников показал актуальность данной темы и среди иностранных педагогов. Но отмечено преобладание социально-психологической методологии при решении лишь частных проблем. Таким образом, определены основы для формирования модели информационно-воспитательной среды, ориентированной на развитие личности каждого обучающегося общеобразовательной организации в условиях социального многообразия. В результате исследования установлено, что наиболее обоснованным является экологический подход построения среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of formation of information and educational environment. The importance of a properly constructed educational environment and its educational potential in shaping the personality of the younger generation is theoretically justified. The article deals with the relationship of educational and educational secondary educational organizations. The analysis of available scientific papers allowed us to identify some approaches to the definition of the concept of "educational environment", classify existing models of educational environments, and determine their General and various structural components. Analysis of foreign sources has shown the relevance of this topic among foreign teachers. However, the predominance of socio-psychological methodology in solving only specific problems is noted. Thus, we identified the framework for building models of information-educational environment focused on personal development of each student's educational organizations in conditions of social diversity. As a result of the study, it was found that the most justified approach is the ecological approach of building the environment.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

вузе [2], кроме того, студенты получали опыт субъектного (активного, внутренне значимого) отношения к своему профессиональному здоровью.

После практического занятия студентам было предложено написать краткие отзывы по поводу проведенного занятия для получения обратной связи. Анализ их содержания показал, что студенты восприняли получения знания и навыки не только как профессионально значимые (что вполне объяснимо с точки зрения отсутствия профессионального опыта), но и как лично-значимые. Присутствовали такие утверждения: «теперь я понял, почему после длительной работы на компьютере чувствую резь в глазах. Надо чаще моргать и давать глазам отдых»; «обратил внимание на то, что нужно правильно выбирать сетевой фильтр»; «дома я прочитал лекцию брату, работающему фрилансером, о том, что нужно работать при дневном свете и чаще проветривать помещение»; «я понял, что при моем высоком росте одним подъемно-поворотным креслом не обойтись, высоту стола нужно будет тоже приспосабливать к моим размерам» и т.п.

Выводы. Таким образом, проектирование практического занятия по теме «Безопасность труда на ПЭВМ» с учетом приемов и методов повышения учебной мотивации способствует повышению его эффективности, реализации общей цели обучения по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», и создает условия для формирования субъектного отношения к своему профессиональному здоровью у студентов вуза.

В качестве основных условий можно выделить:

• мотивированность преподавателя на передачу нужных знаний, его собственная убежденность в том, что студенты должны стать субъектами своего будущего профессионального здоровья;

• наличие актуальных учебных материалов, в которых освещены современные проблемы охраны здоровья профессиональных пользователей ПЭВМ и способы сбережения профессионального здоровья на основе анализа новейших российских и зарубежных источников информации;

• визуальное краткое представление наиболее значимой информации в виде презентации;

• привлечение жизненного опыта студентов по пользованию ПЭВМ во время учебы и отдыха;

• сочетанное изложение требований (рекомендаций) по охране труда и последствий их невыполнения для здоровья пользователя ПЭВМ;

• практические действия по оценке параметров рабочего места оператора ПЭВМ;

• самостоятельная разработка студентами рекомендаций по оптимизации рабочего места при работе с персональным компьютером;

• краткая рефлексия полученных знаний и навыков, актуализирующая пройденную тему в сознании студентов.

Литература:

1. Ахмадеев Р.Р. Информационные технологии в управлении и здоровье пользователей компьютеров // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 3 (95). С. 31-33.

2. Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности». -М.: Изд-во МГТУ, 2010. - 46 с.

3. Дыхан Л.Б. Безопасность труда при работе на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ): учебное пособие / Дыхан Л.Б.: Южный федеральный университет. - Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. - 128 с.

4. Дыхан Л.Б., Марченко Б.И., Страшевская Л.О. Динамика отношения к здоровью у студентов вуза // Валеология. 2015. № 1. С. 29-36.

5. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. №5 (96). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/motivatsiya-k-obuchemyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 15.01.2020).

Педагогика

УДК 371+ 379.8

аспирант Жигалова Елена Сергеевна

Академия социального управления (г. Москва), заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1 (г. Одинцово)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования информационно-воспитательной среды. Теоретически обоснована важность правильно построенной образовательной среды и ее воспитательного потенциала при формировании личности подрастающего поколения. В статье рассматривается взаимосвязь воспитательной и образовательной сред общеобразовательной организации. Анализ имеющихся научных трудов позволил выделить некоторые подходы к определению понятия «образовательная среда», классифицировать существующие модели образовательных сред, определить их общие и различные структурные компоненты. Анализ зарубежных источников показал актуальность данной темы и среди иностранных педагогов. Но отмечено преобладание социально-психологической методологии при решении лишь частных проблем. Таким образом, определены основы для формирования модели информационно-воспитательной среды, ориентированной на развитие личности каждого обучающегося общеобразовательной организации в условиях социального многообразия. В результате исследования установлено, что наиболее обоснованным является экологический подход построения среды.

Ключевые слова: воспитание, образовательная среда, воспитывающий потенциал образовательной среды, школьная среда.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of information and educational environment. The importance of a properly constructed educational environment and its educational potential in shaping the personality of the younger generation is theoretically justified. The article deals with the relationship of educational and educational secondary educational organizations. The analysis of available scientific papers allowed us to identify

some approaches to the definition of the concept of "educational environment", classify existing models of educational environments, and determine their General and various structural components. Analysis of foreign sources has shown the relevance of this topic among foreign teachers. However, the predominance of socio-psychological methodology in solving only specific problems is noted. Thus, we identified the framework for building models of information-educational environment focused on personal development of each student's educational organizations in conditions of social diversity. As a result of the study, it was found that the most justified approach is the ecological approach of building the environment.

Keywords: education, educational environment, educational potential of the educational environment, school environment.

Введение. Современная школа является разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором образовательных услуг, подобранных для детей разных возможностей с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов она становится гибкой моделью целенаправленного влияния инноваций на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [6, с. 26].

Современное российское образование переживает большие перемены, поэтому руководитель образовательной организации и ее педагогический коллектив должен не только обеспечить у обучающихся определенный объем знаний, но и суметь предвидеть развитие экономических, политических условий, приспособиться к ним, применить их во благо развития своей образовательной организации, создать такую среду, которая поможет обучающимся подготовиться к современной жизни [4, с. 133].

Одним из важнейших и определяющих факторов в формировании подрастающего человека является среда - материальное и духовное пространство, которое его окружает. Неслучайно изучению средовых влияний на становление личности посвящено огромное количество научной психолого-педагогической литературы, а средовой подход в педагогических исследованиях является одним из самых востребованных как в прошлых веках, так и сегодня [7, с. 17].

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологических основ информационно-воспитательной среды общеобразовательной организации.

Изложение основного материала статьи. В основу нашего исследования легли труды великих педагогов Я.А. Каменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, которые уже в 17-18 веках уделяли большое значение окружающей обстановке для воспитания ребенка, не употребляя термина «среда».

Анализ научных исследований позволил определить, что наиболее важными для понимания среды стали работы М. Монтессори. Она основывала свою педагогическую модель на создание специальных условий для каждого обучающегося, которые помогут достигнуть образовательных целей [2, с. 22].

Советские педагоги А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий занимались изучением влияния среды на воспитание и доказывали их тесную взаимосвязь. Они отмечали, что причины школьных конфликтов необходимо искать в социальном окружении, так как под его влиянием формируются и привычки, образ мыслей, интересы, поступки ребенка. С.Т. Шацкий в своих работах изложил факторы среды, отрицательно и положительно влияющие на развитие личности ребенка, и описал пути снижения отрицательного влияния. Только индивидуальный подход, изучение среды ребенка, его жизненных фактов поможет выстроить индивидуальную траекторию его развития и снизить отрицательное влияние среды на воспитание [5, с. 52].

Л.И. Новикова видела задачу школы в объединении всех влияний, испытываемых современными школьниками, для решения познавательных и воспитательных задач, при необходимости в умении предотвратить или скорректировать отрицательное влияние среды [8, с. 16]. Она же определяет среду школы как все компоненты окружающей среды, с которыми взаимодействует школа в воспитательных целях.

Современные педагоги высоко оценивают значение образовательной среды и ее воспитательного потенциала. Об этом свидетельствует большое количество научных трудов и диссертаций, посвященных этой теме. Существует немалое количество вариантов определения понятия «образовательная среда», ее признаков и компонентов. В современной науке образовательная среда определяется как образовательный процесс с разнообразием форм и возможностей для выбора индивидуальной траектории развития индивида.

В.А. Ясвин в своем определении образовательной среды отталкивается от экологического подхода Дж. Гибсона и представляет ее как общность всех воздействий и условий, необходимых для всестороннего развития личности.

Анализ современных отечественных исследований, посвященных воспитывающему потенциалу среды позволил выявить различные классификации образовательных сред. Так, В.А. Ясвин [19, с. 18-20] выделяет следующие модели:

1. Эколого-личностная модель образовательной среды В.А. Ясвина состоит из системы влияний и условий, созданных для формирования личности по образцу.

2. Коммуникативно-ориентированная модель среды В.В. Рубцова строится на коммуникации всех участников образовательного процесса.

3. Психодидактическая модель среды В.И. Панова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова.

4. Антрополого-психологическая модель образовательной среды В.И. Слободчикова основывается на совместной деятельности учителя и ученика.

5. Экопсихологическая модель В.И. Панова.

Так же научные деятели неоднозначны в выделении структурных компонентов образовательной среды. Каждый предлагает свои составные части. В первых трех моделях выделяются общие компоненты такие, как психо-дидактический, пространственно-предметный и социальный, но они по-разному определяются авторами.

Но в работах большинства ученых можно выделить основные компоненты:

1. социальный,

2. дидактический,

3. физический.

Анализ отечественных исследований помог выявить основные направления научных работ:

• моделирование и проектирование образовательной среды (ОС);

• управляемое развитие ОС;

• воспитательный потенциал ОС;

• развивающий потенциал ОС.

Ученые зарубежных стран в настоящее время так же занимаются изучением среды. Наиболее распространенным является «Экологический подход» У. Бронфенбреннера [1, с. 35-40], основанный на приспособлении развивающегося субъекта к его окружению. Ученый выделяет:

• микросистему - близкое взаимодействие личностей;

• мезосистему - сочетание микросистем;

• экззосистема - взаимосвязь первых двух систем;

• макросистему - смешение всех систем в пространстве.

Чаще всего в зарубежной науке исследования среды направлены на изучение социальных и предметно-пространственных компонентов (М.Черноушек) или среду семьи (Б. Краус). [11, с. 37] А в исследованиях Дж. Гатто, Ф. Джексона, Н. Постман и др. Вместо понятия «школьная среда» используют словосочетания «школьная атмосфера», «климат в классе» или «культура школы», которые не раскрывают в полной мере систему необходимых составляющих компонентов [3, с. 73-155]. Таким образом, данные педагогические труды рассматривают лишь частные проблемы образования, решение которых лежит лишь в рамках социальной психологии.

В.А. Ясвин выделяет пять методологических направления изучения образовательной среды.

1. «Коллекционерский подход». Это направление изучалось в российской и зарубежной науке с целью установления «педагогических условий и факторов». Его отличает целостность моделей и низкая научная строгость.

2. Социально-психологический подход. Большая часть иностранных исследований лежит в рамках данного направления. В российской науке отражен в работах В.И. Слободчикова и В.В. Рубцова. Отличительной чертой данного подхода является решение задач в рамках социальной и педагогической психологии.

3. Пространственно-предметный подход. Данный подход разработан эстонскими психологами (Й. Круусвал, М. Хейдметс, Т. Нийт и др.) на основан «поведенческой географии» (направление J. Gold). По мнению ученых этого направления, поведение ученика определяется особенностями пространства образовательной среды. Сюда можно отнести и деятельность школы М.Монессори, основанную на предметной среде обучения.

4. Средовой подход в воспитании Ю.С. Мануйлова совершенно оригинален. В его основе лежит системный анализ среды.

5. Эколого-личностный подход. Данное направление отражено в работах Е.А. Климова, В.А. Ясвина, Г.А. Ковалева. На основе российской и иностранной методологии производится системный анализ образовательной среды. Этот подход наиболее популярен в отечественной науке, наиболее разработан и обоснован.

Выводы. Путем теоретического анализа научной литературы мы выяснили, что понятие «среды» в образовании сложилось еще в начале зарождения педагогической науки, а в современной педагогике рассматривается более пристально в новом ракурсе. Но в современной науке нет единого определения понятия «образовательная среда», нет единого подхода к определению ее структурных компонентов. Следовательно, есть пространство для более углубленного изучения и проработки данного направления педагогической науки.

Однако наиболее методологически обоснованным является экологический подход изучения и проектирования образовательных и воспитательных сред.

Таким образом, проведен анализ имеющейся научной литературы по теме исследования, обоснованы теоретико-методологические основы образовательной среды образовательной организации, что позволит выстроить модель информационно-воспитательной среды общеобразовательного учреждения в условиях социального многообразия.

Литература:

1. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2014. С. 56-65.

2. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. Казань: ТГГПУ, 2005. 75 с.

3. Джексон Ф. Жизнь в классе / пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой; под науч. ред. А. Сидоркина, Т. Соколовой. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 248 с.

4. Ермолина Н.В. Теоретические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды дошкольной организации / Н.В. Ермолина // Международный научно-исследовательский журнал, 2018. № 10 (52), Часть 3. С. 133-137.

5. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. / Г.А. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М.: Прометей, 1993. 176 с.

6. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации: учебное пособие. М.: АСОУ, 2017. 148 с.

7. Нечаев М.П., Фролова С.Л., Романова Г.А. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова. М.: АСОУ, 2019. 140 с.

8. Новикова Л.И. Школа и среда Л.И. Новикова. М.: Знание, 1985. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология. № 8).

9. Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер.с чеш. И.И. Попа. М.: Мысль, 1989. 174 с.

10. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. М.: Народное образование, 2019. 448 с.

11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.