ффалпота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 5. С. 575-581 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 575-581
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Лицейская образовательная среда как педагогическое условие формирования личности старшеклассника с позиций аксиологии
Аль-Янаи Е. К.
Аннотация. Цель исследования - выявление педагогического потенциала лицейской образовательной среды как одного из педагогических условий формирования личности старшеклассника с позиций аксиологического подхода в образовании. Автором представлены методологические подходы к толкованию сущности понятия «образовательная среда», выделены структурные компоненты. В статье раскрываются основные функции и характеристики лицейской образовательной среды. Научная новизна заключается в обосновании значимости лицейской образовательной среды, обладающей высоким педагогическим потенциалом, в качестве педагогического условия формирования ценностных ориентаций личности старшеклассника. В результате исследования на основе анализа и обобщения подходов к оценке структуры образовательной среды выявлены основные компоненты лицейской образовательной среды, включающие предметно-пространственный, информационно-культурный, деятельностный и социальный компоненты, функции, характеристики данного педагогического феномена, доказано влияние лицейской образовательной среды на формирование ценностно-смысловой сферы личности обучающегося.
EN
Lyceum Educational Environment as Pedagogical Condition of Senior Pupil's Personality Formation: Axiological Perspective
Al-Yanai E. K.
Abstract. Using the axiological approach, the paper reveals the pedagogical potential of lyceum educational environment as a pedagogical condition of a senior pupil's personality formation. The author provides a survey of the existing methodological approaches to defining "educational environment", reveals the basic features of lyceum educational environment, identifies its structural components. Scientific originality of the study involves justifying the pedagogical potential of lyceum educational environment as a pedagogical condition of a senior pupil's value orientations formation. The research findings are as follows: relying on an analysis of the existing approaches to understanding educational environment structure, the author identifies its basic components (subjective-spatial, informational-cultural, pragmatic and social), describes the functions and features of this pedagogical phenomenon, reveals influence of lyceum educational environment on a learner's value-meaningful sphere formation.
Введение
В настоящее время проблема формирования личности школьника с позиций аксиологии становится актуальной на государственном уровне; задачи, связанные с реализацией аксиологической направленности обучения, заявлены в законе «Об образовании в Российской Федерации» [29], «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [17], «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [34], «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» [11], Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего [37] и среднего общего образования [38]. Документы отражают необходимость формирования системы ценностей школьников в целях достижения высоких личностных результатов образования.
Ценностно-ориентированное воспитание гармоничной личности невозможно без тщательно организованной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию и приобщению учащихся к духовным ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Согласно требованиям ФГОС, образовательная
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200141
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
среда образовательного учреждения должна обеспечивать «достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» [37]. Таким образом, образовательная среда является одним из педагогических условий достижения образовательных результатов в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Понятие «образовательная среда» имеет свою историю становления, тесно связанную с понятием «среда», которое активно используется в педагогике в последнее десятилетие. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения педагогического потенциала «образовательной среды» в качестве одного из педагогических условий и анализа перспективных направлений работы с целью формирования ценностных ориентаций личности обучающихся.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать подходы к определению сущности категории «образовательная среда», включая исторический аспект становления понятия;
- выделить компоненты структуры образовательной среды;
- выявить педагогический потенциал и роль лицейской образовательной среды в формировании ценностно-смысловых ориентиров становления и развития личности обучающихся.
Методами исследования выступают теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез научных источников, обобщение, наблюдение, интервьюирование.
Теоретической базой исследования являются работы О. С. Газмана [8], Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой [18], Ю. С. Мануйлова [22], А. М. Новикова [28], А. В. Петровского [30], А. В. Хуторского [39], В. И. Слободчикова [33], В. А. Ясвина [42] и других теоретиков и практиков педагогики и психологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения рассмотренных педагогических концепций в качестве методологической основы педагогических исследований. Выделенные структурные компоненты образовательной среды могут быть использованы при моделировании и проектировании развивающей образовательной среды с учетом создания педагогических условий целостного педагогического процесса.
Основная часть
Понятие «среда» в педагогике впервые употребил известный ученый П. Ф. Лесгафт, который, выделяя типы личностного развития ребенка («школьные типы»), соотносил их с соответствующим типом педагогической среды [20]. Воспитывающая роль среды была объектом внимания К. Д. Ушинского [36], Н. И. Пирогова [31],
A. С. Макаренко [21], С. Т. Шацкого [40] и других отечественных педагогов.
В первой половине XX века в советской педагогике развиваются следующие научные направления:
• «педагогика среды» С. Т. Шацкого, который, рассматривая виды взаимодействия школы и среды, проанализировал влияние условий среды на социализацию ребенка и пришел к выводу, что школа педагогизи-рует среду [Там же];
• «окружающая среда» А. С. Макаренко. По мнению педагога, воспитание и развитие личности в коллективе, «окружающая» (образовательная) среда, трудовое воспитание и дисциплина способны «проектировать лучшее в человеке» [21];
• «общественная среда ребенка» П. П. Блонского, который предложил программу изучения ребенком окружающей среды, назвав ее «человековедением», и др. [6].
Реализация идей «педагогики среды» осуществлялась путем создания экспериментальных учебных заведений (опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР): трудовая колония «Бодрая жизнь», Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР С. Т. Шацкого; Шатурская, Гагинская станции, Московская опытно-показательная школа имени П. Н. Лепешинского; школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского, основанная В. Н. Сорока-Росинским; коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, которой руководил А. С. Макаренко, и др.
Таким образом, педагогические (воспитательные) системы первой половины XX века рассматривали среду в качестве одного из структурных компонентов, оказывающих влияние на процесс воспитания и образования личности.
В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. в работах исследователей появляется понятие «образовательная среда», которое разрабатывается рядом педагогов-новаторов, педагогов-практиков (В. В. Давыдов [10], Д. Б. Эльконин [41], В. С. Библер [5], Ш. А. Амонашвили [1]). «Образовательная среда» рассматривается ими как «образовательное пространство».
В настоящее время в педагогической науке большое внимание уделяется сущности понятия «образовательная среда», характеристике его структурных компонентов. В работах О. С. Газмана [8], Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой [18], Ю. С. Мануйлова [22], А. М. Новикова [29], А. В. Петровского [30], А. В. Хуторского [39],
B. И. Слободчикова [33], В. А. Ясвина [42] и других теоретиков и практиков педагогики и психологии обосновываются трактовки данного понятия, структура и факторы среды. Рассмотрим основные подходы к трактовке данного феномена с точки зрения педагогики (см. Табл. 1).
Таблица 1. Толкования понятия «образовательная среда» в педагогике
Исследователи / научные школы Определение
Научная школа Института педагогики и психологии МПГУ, РАО (Е. Г. Житомирская, В. А. Карпов, В. П. Лебедева, В. А. Ясвин и др.) В. А. Ясвин понимает под образовательной средой (или средой образования) «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Исследователь подчеркивает значение слова «образовательная» - связанная с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу [42, с. 14].
Научная школа человекосообразного образования (Г. А. Андрианова, С. Г. Воровщиков, А. Д. Король, Ю. В. Скрипкина, А. В. Хуторской и др.) А. В. Хуторской определяет понятие «образовательная среда» как «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способных обеспечивать его продуктивную деятельность» [39, с. 72-73].
Научная школа Института педагогических инноваций РАО (Школа антропологической практики В. И. Слободчикова) В. И. Слободчиков считает, что «образовательная среда - динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося» [33, с. 183].
Средовой подход в педагогике (Ю. С. Мануйлов (РАО), А. П. Тряпицына, С. А. Писарева (РПГУ им. А. И. Герцена)) Ю. С. Мануйлов рассматривает средовой подход как технологию опосредованного через среду управления процессом формирования и развития личности ребенка [23, с. 109]. Функционально исследователь определяет среду как то, «среди кого (чего) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [22, с. 21].
Средовой подход в этнопедагогике (Д. М. Абдуразакова, Л. Н. Бережнова, Г. Н. Волков, Е. А. Меньшикова, И. Л. Набок, Г. В. Нездемковская, В. И. Щеглов и др.) Гуманитарная образовательная среда представляет собой целостную совокупность условий, способствующих развитию личности в процессе решения образовательных задач, в котором активизируется роль преподавателя как посредника между миром образования (обучения) и культуры. По мнению В. И. Щеглова, объединение разных образовательных сред создает некоторое образовательное пространство, которое обладает культуроемкостью и удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности людей. Языки, духовная культура и традиции субъектов образования, религия и др. - данные культурные факторы являются составляющими культуроемкости образовательного пространства [4, с. 120].
Мы разделяем точку зрения исследователей, которые разграничивают понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» (В. А. Ясвин [42; 43], Ю. С. Мануйлов [22; 23], В. И. Слободчиков [33], А. В. Хуторской [39], Л. Н. Бережнова [4], И. Л. Набок [27] и др.), полагая, что образовательное пространство включает в себя образовательную среду. В свою очередь, понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий, как «семейная среда», «школьная среда» и т.п.
Образовательная среда имеет многокомпонентную структуру, однако подходы исследователей к определению структурных компонентов неоднозначны:
- предметно-пространственный компонент (В. А. Ясвин, В. А. Карпов [42; 43], И. М. Лебеденко [19], С. В. Журавлева [12], К. С. Казакова [15], Г. Ю. Беляев [3]);
- информационный или информационно-культурный (К. С. Казакова [15], И. М. Лебеденко [19], О. Ю. Мондонен [25]);
- социальный или социально-контактный (В. А. Ясвин, В. А. Карпов [42; 43], О. Ю. Мондонен [25], Г. Ю. Беляев [3], С. В. Журавлева [12], К. С. Казакова [15]);
- деятельностный или технологический (В. А. Ясвин, В. А. Карпов) [42; 43].
Таким образом, обозначенные подходы позволяют нам выделить различные компоненты образовательной среды, среди которых основными являются предметно-пространственный, информационно-культурный, деятельностный и социальный компоненты (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Компоненты образовательной среды
Понятие «образовательная среда» подчеркивает воздействие на личность и является одним из факторов, определяющих обучение и воспитание учащихся. В трудах Д. А. Пряхина, Е. П. Белозерцева и др. разрабатывается понятие культурно-образовательной среды, которое предполагает «педагогическое прочтение феномена, определяющее перспективную возможность творческого отношения к миру» [2, с. 14].
Исследования В. В. Давыдова [10], И. А. Зимней [13], Д. Б. Эльконина [41], А. М. Молокостовой, И. С. Якиманской [24] подтверждают влияние особым образом организованной образовательной среды на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
На наш взгляд, образовательная среда включает в себя несколько взаимосвязанных сфер, которые формируют ценностно-смысловые ориентиры учащихся. Педагогический потенциал образовательной среды, его сущность как педагогической категории детально проанализированы в исследованиях Т. Л. Божинской, А. М. Бод-нар, В. А. Митраховича и других исследователей. В своей работе мы будем опираться на определение Т. Л. Бо-жинской, по мнению которой педагогический потенциал определяется как «совокупность ценностных содержательных и методических средств, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на людей» [7, с. 92].
Лицейская образовательная среда, обладая высоким педагогическим потенциалом, является важнейшим условием формирования ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, воспитания духовных и нравственных качеств ребенка в процессе приобщения его к осознанию и принятию ценностей.
Ценностно-смысловые ориентиры становления и развития личности успешно формировались и формируются в условиях лицейской образовательной среды. Лицей - уникальное явление в истории педагогики. В 1808 г. М. М. Сперанский, «стараясь о пользе государственной», создал проект нового высшего учебного заведения для высокоодаренных детей всех сословий. 19 октября 1811 г. был открыт Царскосельский лицей -центр духовной жизни, нравственных исканий плеяды выдающихся государственных деятелей России. Прогрессивные общественные деятели М. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский и другие стремились к созданию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Именно поэтому «нравственные науки» (история права, философия права, правоведение, история религии, логика и др.) должны были стать в Лицее основными [32, с. 24-27]. Лицей всегда считался привилегированным учебным заведением, чьи выпускники составляли военную и гражданскую элиту России, становились известными писателями, учеными, деятелями культуры.
В настоящее время наблюдается возрождение лицейской образовательной системы, связанное с идеей организации современного гуманистически ориентированного образовательного пространства, отвечающего актуальным целям и потребностям российского образования. А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова дают определение специфики лицейского образования как «альтернативной формы общего образования привилегированного характера, предназначенной для воспитания интеллектуальной элиты общества» [4, с. 14]. По мнению исследователей, лицейское образование представляет собой особую разновидность многопрофильного общего образования, интегрирующего многообразие разноуровневых основных и дополнительных образовательных программ в единое целое с целью обеспечения возможностей получения всеми школьниками, независимо от их способностей, наклонностей, интересов, полного среднего образования повышенной сложности и создания условий для их успешной социализации [4; 35].
Помимо выделенных ранее компонентов, в качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена следует рассмотреть целеполагание, организацию педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность.
В образовательной среде лицея педагогического вуза реализуются основные, традиционно выделяемые функции: образовательная, воспитательная, формирующая, развивающая, социальная (социально-правовая). Образовательная функция проявляется в реализации профильного обучения, достижении обучающимися предметных, метапредметных результатов. Воспитательная функция реализуется в формировании духовно-нравственного потенциала школьников. Формирующая функция предполагает работу над формированием жизненной позиции учащихся. Развивающая функция предполагает интеллектуальное и духовное развитие личности, формирование способности к саморазвитию. Социальная функция реализует социализацию учащихся.
Лицейская образовательная среда как условие полноценного личностного развития обучающихся с позиций аксиологии обладает рядом характеристик:
• инновационность, которая позволяет осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ведущими тенденциями развития образования; готовность профессорско-преподавательского состава к внедрению инноваций и к осуществлению развивающей деятельности, направленной на формирование творческих способностей обучающихся;
• индивидуализация обучения, предполагающая введение личностно-ориентированного образовательного пространства, педагогическую поддержку одаренных детей, предоставление возможностей для самореализации обучающихся;
• регионализация образования, которая является одним из приоритетных направлений развития образования. Лицей реализует региональный компонент ФГОС как часть содержания образования, отражающую национальное и региональное своеобразие своего региона. Особое внимание необходимо уделять формированию представлений о своеобразии, самобытности и уникальности русского языка, ценностного отношения к родному языку, родной речи;
• профильное обучение наряду с углубленным уровнем подготовки выпускников.
Л. А. Тотфалушина подчеркивает, что «лицеи формируют тесные связи с каким-либо вузом в соответствии с профилем и направлением лицейского образования; лицей выступает как подготовительная ступень подготовки будущих студентов» [35, с. 8].
Таким образом, лицей как инновационное учебное заведение отличает непосредственная связь с вузами, преемственность. Неслучайно большинство лицеев существует при высших учебных заведениях.
Помимо вышеперечисленных характеристик лицейской образовательной среды, являющихся общеизвестными, особое внимание следует обратить на аксиологически ориентированный подход как одно из педагогических условий формирования ценностных ориентаций обучающихся. Задача лицея - совместить изучение наук с разносторонним развитием личности. Урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа должны быть направлены на формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Напомним, что общечеловеческими ценностями признаны: жизнь; человек (любовь, добро, общение, счастье); познание и его составляющие (знания, культура, истина); красота (искусство, творчество, эстетика); труд; отечество и т.д. [14].
Аксиологически ориентированный подход является основным фактором формирования мотивационной, эмоционально-волевой и духовной сфер личности в условиях лицейской образовательной среды. Высокая учебная нагрузка, обусловленная углубленным преподаванием отдельных предметов, строгая дисциплина закладывают фундамент личности старшеклассников. Лицеисты не только постигают науку, но и учатся преодолевать трудности, нести ответственность за свои слова и поступки, становятся духовно зрелыми людьми.
Приоритетным направлением воспитательной работы Лицея ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» в рамках реализации ФГОС является духовно-нравственное направление, способствующее формированию основ нравственного самосознания личности. Патриотическое, эстетическое, общекультурное, духовно-нравственное воспитание направлено на сохранение и приумножение лицейских традиций. Например, при посвящении в лицеисты учащиеся произносят торжественную клятву и исполняют гимн Лицея, участие в системе самоуправления позволяет научиться командовать и подчиняться приказам, отвечать за свои действия, что формирует осознание своей гражданской позиции в обществе. Ребятам прививают понятие лицейской чести. Эстетическое направление включает занятия музыкой, хореографией, литературой. Лицеисты участвуют в постановках и конкурсах. Большое внимание уделяется родному языку и культуре речи. Устав Лицея запрещает использовать бранные слова и определяет правила поведения.
Девиз Царскосельского лицея - жить «Для общей пользы», «Быть общественно полезным человеком» -стал одной из лицейских заповедей. А. М. Каменский утверждает: «Именно особый лицейский дух формирует в человеке склонность к пониманию другого, состраданию, сопереживанию чужой боли. В таком понимании лицейское образование становится духовным исканием человека, поиском собственного уникального "Я" в соотношении с окружающим "Мы"» [16, с. 147]. Воспоминания выпускников Лицея ФГБОУ ВО «БГПУ» подтверждают мнение исследователя: «Лицейское братство - это не просто слова. Когда встречаемся с выпускниками Лицея, мы ощущаем, что наша дружба скреплена чем-то особенным, мальчишеским братством... это основа для меня и моих друзей» (Г. Сизов). Годы, проведенные в Лицее, определили судьбы выпускников, именно лицейские ценности и принципы сформировали мощный жизненный фундамент.
Необходимо учитывать, что Лицей педагогического университета является особой образовательной средой, поскольку создается при высшем учебном заведении соответствующего профиля. Профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения осуществляет учебную, научную, воспитательную работу с обучающимися по образовательным программам, как правило, профильного уровня. Преподаватели педагогического вуза имеют возможность реализовывать инновационные научно-методические технологии, проекты.
По мнению Л. Г. Мясниковой, одной из задач Лицея является осуществление систематической профессиональной ориентации и довузовской подготовки, направленной на формирование у учащихся готовности к выбору педагогической профессии, выявление и развитие соответствующих способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самопознания и самосовершенствования, общения, выполнения в будущем педагогической деятельности, родительских обязанностей [26].
Формированию ценностных ориентаций учащихся способствуют интеллектуальный фон класса, лицейская атмосфера, традиции, а также социокультурная среда вуза. Обучающиеся Лицея непосредственно взаимодействуют с педагогическим вузом, происходит интеграция в социокультурную среду университета. Участие в университетских мероприятиях: конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях, внутриуниверситетских научных конкурсах и программах, внеурочной деятельности - приобщает лицеистов к университетским традициям, формирует ценностное отношение к учебе; нацеленность на самообразование и самосовершенствование способствует пробуждению творческой инициативы.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что лицейская образовательная среда является важнейшим условием формирования ценностно-ориентированной личности школьника. Педагогический потенциал лицейской образовательной среды определяется ее основными компонентами: предметно-пространственным, информационно-культурным, деятельностным и социальным. Лицейская образовательная среда как условие полноценного личностного развития обучающихся с позиций аксиологии обладает рядом характеристик: инновационность; индивидуализация обучения; регионализация образования; профильное обучение. Лицей педагогического университета характеризуется особой образовательной средой, поскольку создается при высшем учебном заведении соответствующего профиля и, наряду с углубленным уровнем подготовки выпускников, способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям, сформированным на национально-культурной основе, воспитывая подлинно духовную личность. Целевые установки лицейского обучения и воспитания, педагогическое проектирование, акцент на личностное развитие с целью реализации аксиологически ориентированного подхода позволяют рассматривать лицейскую образовательную среду как одно из значимых педагогических условий формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Список источников
1. Амонашвили Ш. А. Истина школы. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили; Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, 2006. 88 с.
2. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда: опыт личного осмысления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. Т. 17. Вып. 4. С. 8-17.
3. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дисс. ... к. пед. н. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 161 с.
4. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стер. М.: Академия, 2008. 240 с.
5. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
6. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.
7. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований // Теория и практика общественного развития. 2010. № 2. С. 87-94.
8. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования // Директор школы. 2007. № 3. C. 10-16.
9. Гостев А. Г., Киприянова Е. В. Инновационная образовательно-профессиональная среда муниципального лицея // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. № 2. С. 14-19.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. акад. образования; Психологический ин-т; Междунар. ассоциация «Развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
11. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
12. Журавлева С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; МОДЭК, 2013. 448 с.
14. Истрофилова О. И. Ценностно-ориентированный подход в построении процесса воспитания детей и подростков, проявляющих агрессивное поведение [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/140PVN614.pdf (дата обращения: 18.09.2020). DOI: 10.15862/140PVN614.
15. Казакова К. С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра Российской академии наук. 2011. № 6. С. 65-71.
16. Каменский А. М. Культурно-исторический контекст открытости лицейского образования // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 142-147.
17. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29 декабря 2014 года. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 31.08.2020).
18. Крылова Н. Б., Князева М. М. Культурная среда и особенности саморазвития культурного пространства класса // Новые ценности образования. 1996. № 4. С. 8-13.
19. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: дисс. ... к. пед. н. М., 2011. 261 с.
20. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб.: Лениздат, 2014. 216 с.
21. Макаренко А. С. Флаги на башнях / послесл. Ю. Б. Лукина. М.: Правда, 1983. 480 с.
22. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. № 4. С. 21-27.
23. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Изд-е 2-е, перераб. М. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
24. Молокостова А. М., Якиманская И. С. Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). С. 287-290.
25. Мондонен О. Ю. Влияние образовательной среды педагогического колледжа на профессиональное самоопределение студентов [Электронный ресурс]. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/355-artide_ 46-6.html (дата обращения: 01.09.2020).
26. Мясникова Л. Г. Педагогический лицей: особенности и основные принципы // Директор школы. 1994. № 4. С. 67-72.
27. Набок И. Л. Культурно-образовательная среда вуза как фактор модернизации педагогического образования // Вестник Герценовского университета. 2011. № 5 (91). С. 15-18.
28. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. 120 с.
29. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4w3hHgcwe (дата обращения: 31.08.2020).
30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Издательство политической литературы, 1982. 256 с.
31. Пирогов Н. И. Университетский вопрос // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. С. 324-393.
32. Руденская М. П., Руденская С. Д. «Наставникам... за благо воздадим»: очерки. Л.: Лениздат, 1986. 319 с.
33. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Инноватор - Bennet college, 1997. Вып. 7. С. 177-184.
34. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 326-р от 29 февраля 2016 года. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71243400/ (дата обращения: 03.09.2020).
35. Тотфалушина Л. А. Лицейское образование в России: традиции и специфика: автореф. дисс. ... к. пед. н. Саратов, 2002. 17 с.
36. Ушинский К. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 03.09.2020).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://www.obrasovanie. edusite.ru/DswMedia/prikazminobrnaukirossiiot17052012n413obutverjdeniifederal-nogogosudarstvennogoobrazovatel-nogostandartasrednegoobshaegoobrazovaniya.pdf (дата обращения: 03.09.2020).
39. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
40. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 340 с.
41. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Изд-е 6-е, стер. М.: Академия, 2011. 383 с.
42. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
43. Ясвин В. А., Карпов В. А. Мониторинг качества школьной образовательной среды // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / под ред. В. А. Ясвина, В. А. Карпова. М.: Новое образование, 2001. С. 47-56.
Информация об авторах | Author information
RU
Аль-Янаи Елена Константиновна1
1 Благовещенский государственный педагогический университет
EN
Al-Yanai Elena Konstantinovna1
1 Blagoveshchensk State Pedagogical University
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 25.08.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.
Ключевые слова (keywords): лицейская образовательная среда; формирование личности; педагогическое условие; аксиологический подход; ценностные ориентации; lyceum educational environment; personality formation; pedagogical condition; axiological approach; value orientations.