Научная статья на тему 'Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся'

Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2311
343
Поделиться
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Леснянская Лариса Александровна

В статье проведён анализ терминов «среда» и «образовательная среда» в исследованиях учёных XX-XXIвв. Рассказывается о связи среды и социокультурной ситуации, способах организации образовательной среды и компонентах образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, её структурирующих. От педагогики требуется, прежде всего, преодоление типичной для массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды в воспитании человека, так как формирование личности как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий. Представлено понятие средового подхода в воспитании, развивающей среды, принципа дополнительности. Рассказано о компонентах образовательной среды. Раскрыта связь процесса социализации и образовательной среды. Описано, какая образовательная среда способствует успешной социализации. Представлены подходы учёных к понятию «социализация

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Леснянская Лариса Александровна,

Educational School Environment as a Factor in Schoolchildren's Socialization

The article analyzes the terms "environment" and "educational environment" in the works of the scientists of the 20th 21st centuries. It explains the connection between the environment and the socio-cultural situation, ways of organizing the educational environment and the components of the educational environment, depending on the type of connections and relationships that structure it. Pedagogy should, above all, overcome pedagogical isolation that is typical for mass practice and the underestimation of the social environment in man's education, as the formation of the individual is a holistic process, in the totality of the objective social conditions. The paper presents the concept of the environmental approach in education, developing environment and the principle of subsidiarity, discusses the components of the educational environment, discloses the connection of the socialization process and educational environment and describes how the educational environment promotes successful socialization. The article presents some approaches to the concept of "socialization".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся»

УДК 37.012 ББК Ч31

Лариса Александровна Леснянская,

Новокручининская средняя общеобразовательная школа (Чита, Россия), e-mail: lesnjanskaja@list.me-mail

Образовательная среда школы как фактор социализации учащихся

В статье проведён анализ терминов «среда» и «образовательная среда» в исследованиях учёных ХХ-ХХ1 вв. Рассказывается о связи среды и социокультурной ситуации, способах организации образовательной среды и компонентах образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, её структурирующих. От педагогики требуется, прежде всего, преодоление типичной для массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды в воспитании человека, так как формирование личности как целостного процесса - во всей совокупности объективных социальных условий. Представлено понятие средового подхода в воспитании, развивающей среды, принципа дополнительности. Рассказано о компонентах образовательной среды. Раскрыта связь процесса социализации и образовательной среды. Описано, какая образовательная среда способствует успешной социализации. Представлены подходы учёных к понятию «социализация».

Ключевые слова: среда, образовательная среда, воспитание, социализация.

Larisa Aleksandrovna Lesnyanskaya,

Novokruchininskaya secondary comprehensive school (Chita, Russia), e-mail: lesnjanskaja@list.me-mail

Educational School Environment as a Factor in Schoolchildren’s Socialization

The article analyzes the terms “environment” and “educational environment” in the works of the scientists of the 20th - 21st centuries. It explains the connection between the environment and the socio-cultural situation, ways of organizing the educational environment and the components of the educational environment, depending on the type of connections and relationships that structure it. Pedagogy should, above all, overcome pedagogical isolation that is typical for mass practice and the underestimation of the social environment in man’s education, as the formation of the individual is a holistic process, in the totality of the objective social conditions. The paper presents the concept of the environmental approach in education, developing environment and the principle of subsidiarity, discusses the components of the educational environment, discloses the connection of the socialization process and educational environment and describes how the educational environment promotes successful socialization. The article presents some approaches to the concept of “socialization”.

Keywords: environment, educational environment, education, socialization.

Проблема образовательной среды - одна из самых разрабатываемых в педагогике, особенно в последнее время. Актуальна роль образовательной среды в социализации учащихся. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причём в научном обороте активно используется ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т. п.

Ещё в начале XX в. выдающийся польский ученый Я. Корчак сделал попытку определить типологию образовательной среды и определить наиболее благоприятную среду для развития учащихся [8, с. 112].

В. А. Сухомлинский в своих работах рассматривал организацию образовательной среды как необходимое условие для творческого развития детей.

В конце XX и начале XXI вв. проблемам образовательной среды посвящены исследования Л. А. Каменщиковой, Г. А. Ковалева, М. И. Мазур, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, И. Д. Фрумина, Н. В. Ходяковой, Н. Е. Щурко-вой, Б. Д. Эльконина, В. А. Ясвина и др. Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социокультурных сред, а также специально организованных в образовательном учреждении педагогических условий. Образовательная среда может быть представ-

© Л. А. Леснянская, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

123

лена как развивающаяся целостная структура, в которой в единстве выступает субъектный и содержательный элемент, развивающиеся за счёт внутренних потенциалов и за счёт расширения внешних связей.

В. А. Ясвин понимает образовательную среду как систему влияния и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Он также выделяет локальную образовательную среду как конкретное окружение какого-либо учебного заведения, и образовательную среду в широком смысле - макросреду. Локальная образовательная среда, по мнению В. А. Ясви-на, это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи [7, с. 12].

Образовательная среда, по мнению В. И. Слободчикова, «не есть нечто однозначно и наперёд заданное; среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения» [5, с. 178]. Учёный вписывает образовательную среду в механизмы развития ребёнка, определяя тем самым её целевое и функциональное назначение, а также выделяет её истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимопола-гании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и её состав» [4, с. 67].

По мнению Д. В. Смирнова, «среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей» [6].

Д. В. Смирнов выделяет два основных показателя: насыщенность (ее ресурсный потенциал) и структурированность (способ её организации). Он считает, что можно выделить три

разных способа организации образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, её структурирующих:

- среда, организованная по принципу единообразия (доминируют административноцелевые связи и отношения. Определяются, как правило, одним субъектом - властью. Показатель структурированности стремится к максимуму);

- среда, организованная по принципу разнообразия (связи и отношения имеют конкурирующий характер, так как происходит борьба за разного рода ресурсы. Начинается автоно-мизация образовательных систем, разрушается единое образовательное пространство. Показатель структурированности стремится к минимуму);

- среда, организованная по принципу вариативности, как единство многообразия (связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках программ, обеспечивающих свои маршруты социокультурного развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам. Показатель структурированности стремится к оптимуму) [6].

В понятие образовательной среды В. И. Слободчиков включает также профессионально-деятельностную (управленческую) позицию, «так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность её образовательными ресурсами». Следовательно, именно через понятие «образовательная среда», как обобщающее и интегрирующее, наилучшим образом можно проектировать ведущие управленческие ориентиры в социокультурной среде.

В. В. Слободчиков, Е. И. Исаев считают, что в понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизнедеятельности человека, к которым относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. В этой связи они выделяют природную среду и социальную. Социальная среда, по их мнению, представляет собой сложный, многообразный, нередко противоречивый мир. Это - все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества [5, с. 155].

По мнению В. Г. Бочаровой, социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей

жизни оказывают на человека соответствующее влияние, охватывая все фазы его онтогенеза. Школа, другие воспитательные институты проводят в жизнь заказ общества. Мы согласны с утверждением автора, что невозможно сформировать личность только педагогическими средствами [1]. При формировании личности как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий от педагогики требуется, прежде всего, преодоление типичной для массовой практики педагогической замкнутости, недооценки социальной среды (макро- и микро-) в воспитании человека.

По мнению учёного, «открытость» школы и педагогической науки к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизация и педагогизация взаимосвязей с другими элементами целостной системы, с семьёй, микросредой как фактором социализации и развития детей, создание педагогики отношений в социуме становятся наиболее реальным выходом из современной кризисной ситуации в воспитании» [1, с. 34].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. С. Мануйлов считает необходимым подход к ребёнку со стороны среды - «сре-довой подход» - как «условие реализации и важное дополнение к существующему инструментарию воспитательной системы и как способ организации и оптимизации её влияния на личность школьника» [2, с. 5]. Под средовым подходом в воспитании автор понимает «систему действий со средой, обеспечивающих её превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [2, с. 6].

Термин «развивающая среда» так же широко используется в научном обиходе и психолого-педагогической практике. Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять на жизнь ребенка. «Развивающая предметная среда», по концепции С. Л. Новоселовой, рассматривается как система материальных объектов деятельности ребёнка или подростка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовно-нравственного и физического развития». В данной трактовке автор рассматривает «предметную среду» в узком смысле - как сре-довое пространство, заполненное атрибутами и предметами образовательного учреждения. В этой материальной и информационной среде (мебель и стенды учебных кабинетов, учебнонаглядные пособия, дидактические материалы,

учебные фильмы, оборудование, оформление рекреационных помещений, школьный музей, выставки творческих работ и спортивных достижений обучающихся и пр.) обучающийся с помощью педагогов осваивает окружающий его мир.

Окружающая среда регулируется отношениями между людьми - от малых групп до человеческого сообщества, а также между людьми и созданными ими ценностями или между людьми и природой и т. д. Существуют нормы отношений, которые регулируют отношения людей в окружающей среде. Среди общих норм отношений выделяются педагогические нормы, направленные на адекватное воздействие среды на индивида с целью воспитания личностных качеств и сохранения его индивидуальности.

Рассмотрим образовательную среду школы. Мы вслед за В. А. Ясвиным говорим о взаимопроникновении локальных образовательных сред. Внешкольная образовательная среда, семейная образовательная среда и образовательная среда школы взаимопроникают друг в друга и являются встроенными в образовательную среду поселения. Сама же образовательная среда школы содержит ряд образовательных микросред (классы), которые встраиваются в образовательную среду школы. Структура образовательной среды включает в себя, по

В. А. Ясвину, три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся;

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.);

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [8, с. 15].

Существуют разные подходы к определению места школы среди окружающих её социальных институтов. Так, в модели известного специалиста в области детской психологии Ури Бронфенбреннера, использующейся в социологии образования, социум рассматривается как совокупность структур, входящих друг в друга по принципу матрёшки:

- микросоциальные структуры (группы, в которые ребёнок входит непосредственно: семья, класс, компания и другие);

- социальные структуры, куда он непосредственно не входит, но которые оказывают на него влияние через ближайшее социальное окружение;

- макросоциум (культура, экономика, политическая система и другие).

Известный психолог С. Л. Братченко рассматривает элементы социокультурной среды и окружения школы с гуманитарной точки зрения, важнейшими считая следующие:

- учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т. д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры;

- социальная микросреда;

- средства массовой информации и коммуникации.

По мнению А. В. Мудрика, развитие человека во взаимодействии с окружающей средой в самом общем виде определяется как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния государства на жизнедеятельность тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизменения человека [3, с. 9].

Доктор педагогических наук В. Д. Семёнов предложил для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека использовать принцип дополнительности. В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов - природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации [3].

Доктор педагогических наук, профессор М. И. Шилова считает, что социализация - это процесс и результат взаимодействия индивида

в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности [7, с. 23]. Автор выделяет компоненты социализации: целевой, содержательный, деятельностный, результативный - и предлагает три критерия эффективной социализации: когнитивный (степень осознания цели конкретного вида социальной деятельности, интерио-ризация социального опыта); мотивационный, или эмоциональный (отношение личности к характеру и результатам конкретного вида социальной деятельности, удовлетворённость межличностными отношениями, побуждение к участию в социальных отношениях, стремление к самоопределению и самореализации); деятельностный (интенсивность участия в деятельности, участие в поиске путей и реализации своих возможностей) [7, с. 31].

Если школа создаст условия для развития личности ребёнка и его положительной социализации, то выпускник школы должен быть личностью, обладающей ключевыми компетенциями, убеждённой в непрерывности образования и продуктивной деятельности, уважающей собственную индивидуальность и осознающей многообразие личностных проявлений в социуме, обладающей чувством эмпатии, толерантности, сотрудничества.

Ключевые компетенции. Относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трёхуровневой иерархии, предложенной А. В. Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. В образовании Европейского сообщества придаётся особое значение следующим ключевым компетенциям:

- социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокуль-турам и религиям, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями предприятия и общества);

- коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т. ч. и компьютерного программирования);

- социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

- когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению

образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

- межкультурные компетенции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Итогом работы любой общеобразовательной школы является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию.

При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения.

Владение компетенциями предполагает непрерывность образования и продуктивную деятельность. Выпускник может осознавать многообразие личностных проявлений в социуме, анализировать их. Он обладает чувством эмпатии, толерантности, сотрудничества.

Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нём. Именно в этом глубоком процессе эмпатии возникает взаимное

понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.

Успешность социализации ребёнка зависит от условий, созданных в образовательной среде, от её наполнения. Вот почему важно создание образовательной среды, которая бы наполнялась лучшим, что могут дать все среды, окружающие учащихся.

Таким образом, проблема образовательной среды имеет важное значение как фактор социализации учащихся. Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее он не имеет однозначного определения. Изучению образовательной среды посвящены исследования многих учёных XX и начала XXI вв., таких как А. В. Мудрик, Ю. С. Мануйлов, В. А. Яс-вин, Д. В. Смирнов и другие. Существуют нормы отношений, которые регулируют отношения людей в окружающей среде.

В нашем исследовании внешкольная образовательная среда, семейная образовательная среда и образовательная среда школы взаимопроникают друг в друга и встраиваются в образовательную среду поселения.

Средовый подход в воспитании предполагает создание среды для успешной социализации ребёнка.

Список литературы

1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М.: Ариус, 1994. С. 36.

2. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.

С. 5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сласте-нина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М.: Инноватор-БЕМЫЕТТ COLLEGE-М, 1997. Вып. 7.

С. 177-185.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

6. Смирнов Д. В. Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. URL: http://www.portalus.ru/ (дата обращения: 28.02.2012).

7. Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие. Изд.2-е, перераб. и доп. Красноярск: РИОКГПУ, 2002. 218 с.

8. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 127 с.

Spisok literatury

1. Bocharova V. G. Pedagogika social’noj raboty. M.: Arius, 1994. S. 36.

2. Manujlov Ju. S. Sredovyj podhod v vospitanii: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1997. S. 5-6.

3. Mudrik A. V. Social'naja pedagogika: ucheb. dlja stud. ped. vuzov / pod red. VA. Sla-stenina. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Akademija, 2000. 200 s.

4. Slobodchikov V I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v pro-stranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovanija. M.: Innovator-BENNETT COLLEGE-M, 1997. Vyp. 7. S. 177-185.

5. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: Shkola-Press, 1995. 384 s.

6. Smirnov D. V. Sociokul'turnaja i razvivajuwaja obrazovatel'naja sreda obrazova-tel'nogo uchr-ezhdenija: proektirovanie i principy formirovanija. URL: http://www.portalus.ru/ (data obrawenija: 28.02.2012).

7. Shilova M. I. Socializacija i vospitanie lichnosti shkol'nika v pedagogicheskom processe: ucheb. posobie. Izd.2-e, pererab. i dop. Krasnojarsk: RIOKGPU, 2002. 218 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Jasvin V. A. Jekspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy. M.: Sentjabr’, 2000. 127 s.

Статья поступила в редакцию 11.03.2012 г.