СЕКЦИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА ПО
ДОРОГЕ К SMART-ОБЩЕСТВУ
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
33
УДК 378.02
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ
© Козырева Ольга Анатольевна1
1 кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева» Россия, Красноярский край, г. Красноярск
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01300373 А «Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования».
Значимость образовательной среды определяется в целом проблемой средового подхода к образованию, который разрабатывали многие исследователи (В.П. Делия, С.Д. Дерябо, Ю. С. Мануйлов, В.Д. Семёнов, В.А. Ясвин и др.). Средовой подход связан с процессом формирования и развития личности в зависимости от условий окружающей среды, оказывающей влияние на жизнь человека, находящегося во взаимодействии с ней. А.И. Артюхина указывает на методологическую функцию средового подхода, состоящую в исследовании и использовании в педагогических целях таких факторов развития личности, которые выходят за рамки возможностей их преднамеренного конструирования и управления ими и даны как объективные предметы и обстоятельства, влияние которых опосредовано педагогическим «управлением через среду» и
избирательностью самой формирующейся личности.
Как правило, исследователи рассматривают образовательную среду вуза как часть социальной среды, которая понимается исследователями как
окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его развития, существования, формирования и деятельности, как конкретное проявление публичных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность.
Ключевые слова: образовательная среда вуза, готовности будущих педагогов к инклюзии, академическая мобильность.
Понятие «среда» определяется в педагогике как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности, ее академическую мобильность. Будем считать
основополагающим определение
образовательной среды В.А. Ясвина, который понимает ее как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого обучающегося, т.е. возможность является в равной мере как фактом образовательной среды, так и поведенческим фактом личности [21].
По определению В.Т. Лисовского, социальная среда - это совокупность общественных условий, факторов, отношений и т.д., в которых существует личность, которые ее окружают и оказывают то или иное воздействие на ее сознание и поведение [11].
Федеральные государственные
образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), разработанные на основе компетентностного подхода, представляют собой комплекс требований к профессиональной и личностной подготовке выпускников вуза. Реализация
компетентностного подхода в системе высшего образования обусловливает переход от традиционной, знаниево-ориентированной схемы построения учебного процесса к схеме, позволяющей обеспечить формирование у студентов требуемых компетенций, понимаемых как готовность личности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для решения задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности, т.е. смещение центра тяжести с процесса обучения на его результаты - профессиональную и личностную подготовленность выпускников вуза.
Переход к реализации
компетентностного подхода рассмотрен в работе целого ряда ученых (В.И. Блинов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.Н. Лейбович, А.В.
34
Пономарев, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.).
ФГОС ВО 3++ содержит перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов к моменту окончания вуза. Естественно, что перечни профессиональных компетенций для различных направлений подготовки должны быть различны, в то время как перечень общекультурных (с некоторой
вариативностью) будет практически повторяться для всех направлений подготовки. Выполнение требований ФГОС ВО, особенно в части формирования общекультурных компетенций, неизбежно приведет к изменению образовательного процесса и, как следствие, к становлению новой образовательной среды.
Следует сказать, что подвижность и многокомпонентность образовательной среды отмечаются всеми исследователями. Так, например, по мнению А.А. Вербицкого, любая новая образовательная модель затрагивает все структурные звенья педагогической системы, предполагая их определенную «переналадку»: цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, деятельность обучающих и обучающихся, образовательную среду. Автор включает в понятие «образовательная среда» цепочку последовательно взаимосвязанных элементов: цели образования - результаты обучения и воспитания; субъект-субъектные отношения (деятельность преподавателя -деятельность студента), взаимодействие которых обеспечивается содержанием обучения, организационными формами, методами обучения и воспитания, средствами обучения и воспитания. Это и составляет образовательную среду, способствующую качественному освоению образовательной программы. Изменение хотя бы в одном структурном звене неизбежно приводит к системному эффекту - изменению в каком-то отношении (лучшем или худшем) функционирования всей системы и качества ее работы [3].
По определению В.П. Делия, вузовская образовательная среда
рассматривается как «система формирования определенного типа личности и освоения ею профессиональных знаний и умений», отмечается, что образовательная среда во многом определяет влияние на личность будущего специалиста [8]. Усиливая данную
позицию, Л.В. Мардахаев дает определение образовательной среды вуза в контексте специально организованного пространства (территории) обучения человека, группы, отличающейся своей социокультурной средой, профессорско-преподавательским составом, своеобразием (спецификой) профессиональной подготовки и составом учебных групп, педагогическими технологиями обучения [12].
Т.В. Менг рассматривает
образовательную среду вуза как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения
социокультурных ценностей. Выделяя, таким образом, ценностные ориентации и отношения, формируемые у студентов в условиях вузовской образовательной среды, автор задает определенные основания для дальнейшего рассмотрения и создания педагогических условий в вузе по личностному становлению студента [13].
Исследуя педагогический феномен образовательной среды вуза, А.И. Артюхина представляет ее как развивающийся континуум пространственно-временных, социально-
культурных, деятельностных,
коммуникативных, информационных и других факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы. Это взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, возникающих в сферах деловых и межличностных контактов, творческих структур научно-педагогических школ, предметно-пространственного и
информационного окружения, интегрирующее начало которых - обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов. Автор выделяет вузовскую образовательную среду как необходимый компонент целостного механизма
профессиональной социализации, источник коллизий, жизненно-профессиональных
ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения специалиста [1].
Обобщая определения российских исследователей (Б.Н. Боденко, Л.А. Боденко,
35
Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, В.Ю. Тенюшев, В.А. Ясвин и др.), Н.А. Морозова представляет образовательную среду образовательного учреждения, с одной стороны, как совокупность ряда компонентов, среди которых выделяются: состояние качества преподавания; уровень предъявляемых к ученику в процессе обучения требований; установленный тип стандарта образования; принятые в данном учебном заведении нормы поведения и стиль общения; заранее обусловленные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник и др., с другой - как совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида. При этом автор отмечает, что в данном контексте образовательная среда характеризуется в большей степени как учебная, познавательная, информационная и в меньшей степени как воспитательная, хотя любая образовательная среда является воспитывающей.
Подчеркивая многомерность
образовательной среды, многие исследователи признают комплексность проблемы ее формирования. Изучая данную проблему, Н.А. Морозова и М.Э. Жуковская, основываясь на позиции И.А. Зимней [9], определяющей «образовательное (воспитательное)
пространство как ряд встроенных (от межгосударственного уровня до
индивидуально-типической основы «Я»)» образовательных уровней, и позиции В.А. Ясвина [21], рассматривающего
образовательную среду в качестве совокупности взаимопроникающих
образовательных сред различного уровня: от макросреды (общекультурная, федеральная и др. образовательные среды) до микросреды (локальные образовательные среды - семейная, школьная и другие), рассматривают образовательную среду образовательного учреждения «как целостность, объединяющую две составляющие: внешнее (по отношению к образовательному учреждению)
образовательное пространство и внутреннюю образовательную среду образовательного учреждения».
При этом внешнее образовательное пространство интегрирует в образовательную среду вуза влияние органов управления, научных учреждений, учреждений культуры и спорта, учреждений, осуществляющих
профессиональную практику студентов, других профильных вузов и т.д. на формирование общекультурных компетенций студентов. Внутреннюю образовательную среду вуза авторы определяют как систему условий ряда локальных сред: культурной, гуманитарной, исследовательской, социокультурной,
информационной, виртуальной, учебной, спортивной, трудовой и др. , комплексно влияющих на становление специалиста, развитие его личностных качеств, формирование профессиональных и общекультурных компетенций.
В контексте необходимости формирования общекультурных компетенций студентов в образовательном процессе значимыми для нашего исследования являются две локальные среды, входящие в образовательную среду вуза: гуманитарная и культурная.
Первая в обобщенном виде понимается нами как пространство духовного и нравственного развития человека, а вторая -как пространство жизнедеятельности людей, что подробно представлено в исследованиях разных авторов (А.В. Иванов, С.Б. Каверин, В.Н. Косырев, Н.Б. Крылова, Н.А. Морозова, Б.И. Тенюшев, П.Г. Щедровицкий и др.).
По определению В.Н. Косырева, гуманитарная среда - это духовно-нравственная атмосфера, складывающаяся в конкретном подразделении социальной среды и являющаяся прямым отражением
общественных отношений [10].
Н.А. Коваль рассматривает гуманитарную среду как духовное пространство, откуда индивид черпает и куда возвращает ценности в виде духовно обновленной позиции, созданного продукта уже в процессе самостоятельной профессиональной деятельности (Коваль, 1997).
С тех же позиций в исследовании Б.И. Тенюшева показано, что гуманитарная среда становится фактором духовного развития человека лишь в той мере, в которой происходит взаимодействие человека с ней. Это взаимодействие, как многоплановое явление, характеризуется:
- процессуальностью и развернутостью во времени;
- влиянием комплекса детерминирующих факторов, важнейшие из которых особенности личности человека, с
36
одной стороны, а с другой - ценностные и смысловые характеристики среды;
- активностью процесса, так как и сам человек, и среда по своей природе активны [19].
Благодаря своему свойству активности, гуманитарная среда может воздействовать на все уровни регуляции психического состояния, прежде всего на личностный уровень - уровень мотивационно-смысловой регуляции [15-18].
Н.Б. Крылова характеризует культурную среду как окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное (но потенциально возможное), предметное и знаковое, ценностное для него и нейтральное. Это - и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где личность активно действует и реализует себя как субъект культуры, выбирая наиболее значимое как материал для самообразования. Культурная среда - это пространство потенциальных возможностей культурного развития человека [14].
П.Г. Щедровицкий [20], исходя из известной трактовки образования как формы практики культуры, рассматривает культурную среду одновременно и как культурно-образовательную, в которой происходит вхождение субъектов в культуру в процессе их жизнедеятельности. Данное утверждение находит свое развитие в работах других исследователей (Е.П. Белозерцев [2], Р.А. Войко [5] и др.), рассматривающих культурно-образовательную среду как средоточие природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность человека [2], как составляющую бытия, в которой субъекты в процессе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять потребности в образовании, расширять способы познания мира, развивать личностные качества [5], при этом ее духовное содержание определяется степенью развития как общей культуры, духовных потребностей, ценностных ориентаций и интересов людей, так и социальных и материально -хозяйственных условий сообщества [4].
В структуре образовательной среды современного вуза выделяются следующие факторы:
- фактор познавательного развития, представленный проблемным полем
профессиональных значений и познавательной деятельности по его освоению;
- фактор развития личности, представленный диапазоном норм и ценностей социума, в котором вращается индивид, а также спектром собственно гуманитарных (психологических) и общечеловеческих, общекультурных значений и деятельностью человека по их освоению;
- фактор нравственного, духовного развития личности;
- фактор общения как фактор социализации, который представлен общением в широком смысле и общением с преподавателями;
- фактор творчества как создания нового, креативной деятельности студента как более высокой формы профессиональной деятельности, выходящей за пределы заданной ситуации [6; 7].
Список источников и литературы:
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007. 40 с.
2. Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда-миф или реальность, традиция или инновация // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2008. № 7. С 182-189.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос,
2009. 336 с.
4. Вишнякова-Вишневецкая А.К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.,
2010. 23 с.
5. Войко Р.А. Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды // Вестник Сургутского
6. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2. № 2.
7. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №1. С. 98-105.
37
8. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. 484 с.
9. Зимняя И.А. Воспитательный потенциал образовательной среды // Проблемы качества образования, его нормирования и управления. Сборник научных статей / Под общ. ред. Н.А. Селезневой и В.Г. Казановича. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. С.83-87.
10. Косырев В.Н. Самоизменение студента в деятельности овладения культурой учебного труда // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 1. С. 82-89.
11. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
12. Мардахаев Л. В. Педагогическая среда вуза // Методика преподавания в вузе. М.: Из-во РГСУ, 2006. 203 с.
13. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной средывуза: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 23 с.
14. Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крылова. М.: Нар. Образование, 2002. 269 с.
15. Ревякина В.И. Проблемы профессиональной деятельности учителя// Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы научно-методической конференции 31.01-01.02.2001. Томск. 2001. С. 60-70.
16. Ревякина В.И. Региональные подходы к решению проблем подготовки педагогических кадров // Школа и педагогическая мысль Сибири: история и современность (К 100-летию со дня рождения Ф.Ф.Шамахова): Сборник статей межвузовской научно-практической конференции 19-21 октября 2000 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. С. 53-59.
17. Ревякина В.И. Социальное и профессиональное положение учительства в мировой практике // Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра. Материалы второй городской научно-практической конференции учащихся. Томск, ООО «Графика», 2000. С. 66 -70.
18. Ревякина В.И. Аксиологические аспекты педагогического образования // Вестник ТГПУ. Серия «Педагогика». 2000. №8 (24). С. 9-12.
19. Тенюшев Б.И., Миронова О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала. Тамбов: Изд. ТГУ, 2005. 200 с.
20. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. 450 с.
21. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 2001. 365 с.
THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR INCLUSION
© Kozyreva Olga Anatolyevna'
1 candidate of pedagogical sciences, associate professor FSBEI of HE "Krasnoyarsk State Pedagogical University named after VPAstafyeva »Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk
Abstract. The significance of the educational environment is generally determined by the problem of the environmental approach to education, which was developed by many researchers (V.P. Delia, S.D. Deryabo, Yu.S. Manuylov, V.D. Semenov, V.A. Yasvin, etc.). The environmental approach is associated with the process of personality formation and development, depending on environmental conditions that affect the life of a person who is in interaction with her. A.I. Artyukhina points to the methodological function of the environmental approach, which consists in the study and use for pedagogical purposes of such factors of personality development that go beyond the scope of their intentional design and management and are given as objective objects and circumstances whose influence is mediated by the pedagogical "management through the environment" and selectivity of the most emerging personality.
As a rule, researchers consider the educational environment of the university as part of the social environment, which is understood by researchers as the social, material and spiritual conditions of a person's development, existence, formation and activity, as a concrete manifestation of public relations in which a specific personality, social community develops.
Key words: educational environment of the university, readiness of future teachers for inclusion, academic mobility.
Рукопись поступила: 24 июня 2020 г. Submitted: 24 June 2020