Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ШКОЛУ'

ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ШКОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА / ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ В ЦИФРОВУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ / INFORMATION SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION COMPETENCE / DIGITAL EDUCATION / MODEL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FUNCTIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES AND TOOLS / INFORMATION ETHICS / STAGES OF ENTERING THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преснякова Татьяна Николаевна, Непочатых Ирина Анатольевна, Исаева Надежда Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме вхождения студентов в профессиональную среду. Инновационные процессы, связанные с цифровым образованием, еще более усложняют процедуру формирования профессиональных компетенций. Адаптация к профессии представляет большую трудность для студентов и требует от преподавателей высшей школы разработки методик вхождения студентов педагогических направлений в цифровую среду школы. Поэтапное вхождение обеспечивает снятие некоторых трудностей этого процесса. В статье дан анализ научной разработанности основных дефиниций, связанных с цифровым образованием. Показана иерархическая "лестница" образовательных результатов. Рассмотрена эффективная модель формирования информационно-образовательной среды и представлены ее уровни. Среди различных компонентов структуры образовательной среды особое внимание уделено подготовки кадрового компонента, которыми являются студенты педагогических направлений Дальневосточного федерального университета. Результатами работы является описание вхождения студентов педагогических направлений в современную цифровую образовательную среду. Так, первым этапом вхождения студентов в образовательный процесс является создание условий для овладения навыками работы в открытом информационном пространстве. На втором этапе проводятся педагогические практики, предваряющим элементом которых в системе подготовки ДВФУ выступают проводимые студентами занятия со школьниками в студенческих кружках и проектах. Третий этап - это вхождение молодых учителей в среду цифрового образования, специфика которого заключается в том, что молодые учителя обладают здоровыми амбициями, большой степенью целеустремленности и карьерного роста, высокой степенью обучаемости. На данном этапе большое значение имеет система менторства, получившая большую популярность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Преснякова Татьяна Николаевна, Непочатых Ирина Анатольевна, Исаева Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of entering students of a pedagogical university in a digital school

The Article is devoted to the actual problem of students ' entry into the professional environment. Innovative processes related to digital education further complicate the process of forming professional competencies. Adaptation to the profession is very difficult for students and requires higher school teachers to develop methods for students to enter the digital environment of the school. Step-by-step entry removes some of the difficulties of this process. The article analyzes the scientific development of the main definitions related to digital education. The hierarchical "ladder" of educational results is shown. The effective model of information and educational environment formation is considered and its levels are presented. Among the various components of the structure of the educational environment, special attention is paid to the training of the personnel component, which is students of pedagogical areas of the far Eastern Federal University. The results of the work are a description of the entry of students of pedagogical directions into the modern digital educational environment. Thus, the first stage of students ' entry into the educational process is to create conditions for mastering the skills of working in an open information space. At the second stage, pedagogical practices are conducted, the preliminary element of which in the FEFU training system is classes conducted by students with students in student circles and projects. The third stage is the entry of young teachers into the digital education environment, the specificity of which is that young teachers have healthy ambitions, a high degree of purposefulness and career growth, and a high degree of learning ability. At this stage, the mentoring system, which has become very popular, is of great importance.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ШКОЛУ»



LU

s ^

о

LU

< ct

LU

* * *

314

but also the success of a new developed social skill. The teacher gives bonuses and additional resting time for the next lesson as a reward and proposes to develop further new social skill at the next lesson. One of the most important things about learning in cooperation is that every student's success contributes to the high score of the whole group and all the participants take advantage of it. [7, p.164-166]

One of the drawbacks of this method the teacher may encounter is that students with lower level will not take the relevant part in common workand that highly prepared students will prevail and will not let other members of the group work appropriately. The teacher has to divide the class into groups which are equitable so that every student is able to participate in full and make a positive contribution to the group work. [9, p. 26-27]

According to Johnson & Johnson, the cooperative learning approach includes five fundamental features: positive interdependence; individual accountability; face-to-face promotive interaction; social skills; and group processing. Some authors underline that in the cooperative learning activity the main principle to determine failure or success is the group dynamics. Dornyei's suggestions for achieving success through cooperative learning are proximity or physical closeness, individual contact, cooperation for a common goal, rewarding nature of the group experience, intergroup competition, and group identity. [12. p. 102]

Many researches showed different results comparing cooperative learning (CL) approach with traditional methods such as Grammar-Translation or other teacher-centered ones. Some of the data support an efficient superiority of CL method results in reading comprehension as compared with a traditional approach. While others report the difference in efficiency of low significance. [12, p. 113] The results differ in some extent in investigation concerning speaking and

listening tasks. Researchers attribute these results to the difference of speech activities such as reading (receptive) and speaking (productive), and also to supervisors' monitoring abilities during the class work.

References:

1. Попкова E.M. Содержательные компоненты успешности в обучении взрослых английскому языку и их реализация в учебнике Face2Face.

2. Кривоносова Е.В. Особенности обучения взрослых иностранному языку // История, философия, филология. - 2013. - №5. - С. 189-191.

3. Назарьков А.А. Психолого-педагогические основы обучения взрослых иностранному языку в системе дополнительного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013,-№9 (27).-4.1.

4. Требования ФГОС нового поколения и обучения иностранным языкам в средней школе.

5. Романовская Н.В., Черняева Е.В., Пособие по переводческой грамматике английского языка. -М., 2004.

6. Онорин Д.Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком // Мир науки. - 2017. Т. 5. - № 5.

7. Diane Larsen-Freeman. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford, Second Edition University Press, 2003, p. 164-166.

8. Dornyei Z. Psychological processes in cooperative language learning: Group dynamics and motivation //The Modern Language Journal. 1997. 81 (4). p. 482-49.

9. Hsuan-Yu Chen (Jack). Structuring Cooperative Learning in Teaching English Pronunciation//English Language Teaching. 2011. vol. 4. №3. p. 26-27.

10. Johnson D.W., Johnson R.T. & Holubec E.J. Cooperation in the classroom (7th Ed), Edina, MN: Interaction, 1998.

11. Johnson, D. W., & Johnson, R. T. The impact of cooperative, competitive, and individualistic learning environments on achievement. In J. Hattie & E. Anderman (Eds.), International handbook of studentachievement(372-374). NewYork: Routledge, 2013.

12. Ning, Huiping and Hornby, Garry. The effectiveness of cooperative learning in teaching English to Chinese tertiary learners // Effective Education. 2010.2:2.99-116. p. 113.

STAGES OF ENTERING STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN A DIGITAL SCHOOL

Presnyakova Tatyana Nikolaevna, PhD of Philosophical science, Associate Professor of Department of Historical Education

Nepachatykh Irina Anatolevna, Senior Lecturer ofDepartment ofinformatics, Information Technologies andTeaching Methods

Branch of the Far Eastern Federal University in Ussuriysk (School of Pedagogy), Ussuriysk

Isaeva Nadezhda Evgenievna, Chairman of the Ussuri Union Organization Trade Union of Public Education and Science Russian Federation, Ussuriysk

The Article is devoted to the actual problem of students ' entry into the professional environment. Innovative processes related to digital education further complicate the process of forming professional competencies.

Adaptation to the profession is very difficult for students and requires higher school teachers to develop methods for students to enter the digital environment of the school. Step-by-step entry removes some of the difficulties of this process. The article analyzes the scientific development of the main definitions related to digital education. The hierarchical "ladder" of educational results is shown. The effective model of information and educational en vironment formation is considered and its levels are presented. Among the various components of the structure of the educational environment, special attention is paid to the training of the personnel component, which is students of pedagogical areas of the far Eastern Federal University. The results of the work are a description of the entry of students of pedagogical directions into the modern digital educational environment. Thus, the first stage of students ' entry into the educational process is to create conditions for mastering the skills of working in an open information space. At the second stage, pedagogical practices are conducted, the preliminary element of which in the FEFU training system is classes conducted by students with students in student circles and projects. The third stage is the entry of young teachers into the digital education environment, the specificity of which is that young teachers have healthy ambitions, a high degree of purposefulness and career growth, and a high degree of learning ability. At this stage, the mentoring system, which has become very popular, is of great importance.

Keywords: information space; educational environment; information competence; digital education; model of the educational environment; functions of the educational environment; digital technologies and tools; information ethics; stages of entering the digital educational environment.

ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЦИФРОВУЮ ШКОЛУ

Статья посвящена актуальной проблеме вхождения студентов в профессиональную среду. Инновационные процессы, связанные с цифровым образованием, еще более усложняют процедуру формирования профессиональных компетенций. Адаптация к профессии представляет большую трудность для студентов и требует от преподавателей высшей школы разработки методик вхождения студентов педагогических направлений в цифровую среду школы. Поэтапное вхождение обеспечивает снятие некоторых трудностей этого процесса. В статье дан анализ научной разработанности основных дефиниций, связанных с цифровым образованием. Показана иерархическая "лестница" образовательных результатов. Рассмотрена эффективная модель формирования информационно-образовательной среды и представлены ее уровни. Среди различных компонентов структуры образовательной среды особое внимание уделено подготовки кадрового компонента, которыми являются студенты педагогических направлений Дальневосточного федерального университета. Результатами работы является описание вхождения студентов педагогических направлений в современную цифровую образовательную среду. Так, первым этапом вхождения студентов в образовательный процесс является создание условий для овладения навыками работы в открытом информационном пространстве. На втором этапе проводятся педагогические практики, предваряющим элементом которых в системе подготовки ДВФУ выступают проводимые студентами занятия со школьниками в студенческих кружках и проектах. Третий этап - это вхождение молодых учителей в среду цифрового образования, специфика которого заключается в том, что молодые учителя обладают здоровыми амбициями, большой степенью целеустремленности и карьерного роста, высокой степенью обучаемости. На данном этапе большое значение имеет система менторства, получившая большую популярность.

Ключевые слова: информационное пространство; образовательная среда; информационная компетентность; цифровое образование; модель образовательной среды; функции образовательной среды; цифровые технологии и инструменты; информационная этика; этапы вхождения в цифровую образовательную среду.

УДК 378.09 ВАК РФ 13.00.08

©Преснякова Т.Н, 2020 © НепочатыхИ.А., 2020 © Исаева Н.Е., 2020

ПРЕСНЯКОВА Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Исторического образования

НЕПОЧА ТЫХ Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры Информатики, информационных технологий и методики обучения

Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики), Уссурийск

О си о си

Q-<

X

СО

кд№ -Г

S

315

В Дальневосточном федеральном университете большое внимание уделяется проблеме вхождения студентов педагогических направлений в цифровую среду школы. В связи с чем реализуются инновационные проекты, разрабатываются методики поэтапного их внедрения с учетом специфики условий Дальневосточного региона. Одним из таких проектов является Федеральный проект "Цифровая школа", который направлен на формирование грамотного пользователя, способного функционировать в цифровом простран-

ИСАЕВА Надежда Евгеньевна, председатель Уссурийской объединенной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Уссурийск

стве на высоком профессиональном уровне. Значимость постановки проблемы заключается в том, что цифровизация образования диктует необходимость поэтапного вхождения студентов в педагогическую среду, что, в свою очередь, требует разработки необходимых рекомендаций по созданию условий правильной адаптации в цифровой среде.

К возникновению термина "цифровая школа" привели достижения в области информационных и телекоммуникационных технологий и их применение в образовании с целью достижения новых образовательных результатов.

В отечественной научно-исследовательской литературе нет чёткого однозначного толкования новых терминов, связанных с понятием "цифровое образование", с многоаспектностью самого понятия "образование". Под образованием здесь и далее будем понимать единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. В качестве цифрового образования понимается организация взаимодействия между педагогами и обучающимися при движении от цели к результату в информационно-образовательной среде.

Цифровое образование осуществляется в условиях сетевого общества, посредством применения компьютерных инструментов и информационных технологий. Так, например, Н.Ю. Игнатова [6] считает, что "цифровое образование" отличает "ведение блогов, использование социальных медиа в аудитории, применение особых, отличающихся от стандартных учебных планов...", a A.M. Кондаков [8] утверждает, что это "система возможностей, открывающаяся цифровыми технологиями".

В связи с этим необходимо на основе накопленного опыта преподавания в ДВФУ, "пошагово" определить возможности разрешения такой проблемы, как вхождение обучающегося в цифровую среду. При этом следует научиться минимизировать негативные последствия цифровизации такого отдаленного региона, как Приморский край. По мнению А. Афанасьева [1 ], к отрицательным последствиям можно отнести непроверенные технологии, утрату навыков письма, утрату способностей воспринимать большие тексты, экранную зависимость, снижение социальных навыков, проблему речевого развития у детей, компьютерную зависимость.

Анализ категории "цифровое образование" позволит рассмотреть проблему как с позиции процесса, так и с позиции результата.

В качестве основных системных компонентов цифрового образования выделяются: цифровая образовательная среда; цифровые технологии взаимодействия, организации и мониторинга учебного процесса; цифровые инструменты и цифровые следы.

Основными средствами являются цифровые технологии и цифровые инструменты. К современным цифровым технологиям относятся мультимедийный, в том числе интерактивный электронный контент как инструмент эффективной доставки информации до обучающихся; технологии виртуальной и дополненной реальности как инструмент эффективного способа преподавания; технология панорамных изображений и ЗР моделирования как инструмент создания учебных материалов; образовательная робототехника как средство построения новой образовательной среды, развивающей и технологичной. Цифровые инструменты могут быть представлены программными продуктами для управления образовательным процессом.

Наши действия в цифровом пространстве всегда оставляют всевозможные следы - результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате. Цифровой след, или цифровой отпечаток - это определенная информация о посещенных сайтах; о действиях учащихся в Интернет-пространстве; создание личных профилей и учетных записей в социальных сетях; открытие и создание файлов, отправка сообщений, комментариев; виртуальная активность [6] .

Образование как результат - это достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Б.С. Гершунский предлагает следующую иерархическую "лестницу" образовательных результатов:

1) "грамотность" - "стартовый" уровень образования, обеспечивающий человеку возможность для дальнейшего продолжения образования;

2) "компетентность" - способность человека накапливать, объединять знания и опыт, использовать их в различных жизненных ситуациях;

3) "образованность" - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни природы, общества, человека [5].

Цифровая школа способствует формированию у обучающихся информационной актив-

ности, медиаграмотности, способности к стратегическому мышлению. Готовность работать в команде, коммуникативные качества личности и усвоение норм правовой этики приобретают особую значимость в условиях цифровой школы.

Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения включает в себя, с одной стороны, информационно-программно-технический комплекса с другой стороны, социально-психолого-педагогический. Необходимо учитывать данные аспекты при проектировании, моделировании и оценке качества информационно-образовательной среды.

Согласно мнению В.А. Власенко и Е.В. Якушиной [4], информационно-образовательная среда общеобразовательной организации имеет сложную структуру и состоит из таких компонентов, как организационный, программный, методический, ресурсный, кадровый.

Организационный компонент связывают с информационно-коммуникационными технологиями в общеобразовательном учреждении и управлением процесса информатизации.

Программный компонент включает в себя изменение образовательных программ в соответствии с возможностями информационно-коммуникационных технологий, проектирование образовательно- воспитательного процесса в информационно-образовательной среде общеобразовательной организации, а также разработку программ дополнительного образования для обучающихся и педагогов в данной среде.

Методический компонент направлен на накопление и соединение методических ресурсов, разделенных по тематике и предметам обучения, и информационно-коммуникационных технологий. Под их влиянием на образовательные результаты формируется информационная компетентность субъектов образовательного процесса. Происходит внедрение в образовательную систему дистанционного образования.

Ресурсный компонент включает в себя техническое и технологическое обеспечение образовательной системы рабочих и учебных мест образовательного учреждения, создание цифровых образовательных ресурсов, виртуальной образовательной среды.

По мнению исследователей, "информационно-образовательная среда как целостность позволяет говорить об особом характере связи ее составляющих: изменение содержания в

одном компоненте ведет к изменениям в содержании других, их связей между собой и среды в целом" [18].

В общеобразовательных организациях центрами информационно-образовательной среды являются сайт, библиотека, электронная почта, а также школьные газеты,журналы, стенды, которые выполняют информационные и навигационные функции.

Эффективная модель формирования информационно-образовательной среды включает четыре этапа. На диагностическом этапе происходит установка на определение исходного уровня организации информационно-образовательной среды общеобразовательной организации. Системообразующий этап предполагает проектирование информационно- образовательной среды и разработку программы информатизации общеобразовательной организации с конкретными проектами, ожидаемыми, измеряемыми результатами. Реализация проектов информатизации общеобразовательной организации при построении и развитии информационно-образовательной среды происходит на обобщающе-внедренческом этапе. Аналитический этап является завершающим, на нем осуществляется диагностика и коррекция состояния организации информационно-образовательной среды общеобразовательной организации [3,13].

Информационно-образовательная среда общеобразовательной организации представлена на уровнях:

- репродуктивном: использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках, через использование мультимедийных презентаций, видео- и аудиомате-риала, заданий для работы с персональным компьютером или смартфоном;

- продуктивном: частичное взаимодействие участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде общеобразовательной организации: создание личных блогов, на платформах с учебной информацией, упражнений для самостоятельной и исследовательской работы,а также интересные материалы по предмету или определенной теме;

- творческом: непрерывное взаимодействие в режиме онлайн и офлайн всех участников образовательного воспитательного процесса.

Таким образом, по мнению авторов [1, 8], исследующих данную проблему, информационное пространство общеобразовательной организации требует обеспечения эффектив-

ного взаимодействия, которое представляется возможным лишь при использовании информационно-образовательной среды как одного из условий достижения нового качества образования.

При определении общих подходов к модели информационно-образовательной среды необходимо исходить из функции обеспечения образовательного процесса научно-методическими разработками; хранения и использования учебных программ, методических рекомендаций для проведения уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов.

Создание баз данных (электронных дневников учащихся, электронных журналов общеобразовательной организации) осуществляется на основе результатов мониторинга качества образовательного процесса. Данные ресурсы используются для внешней и внутренней оценки деятельности общеобразовательной организации.

С целью привлечения родителей к образовательному процессу, повышению уровня их осведомленности в вопросах воспитания и обучения в школе, для обсуждения и решения важных проблем в жизни школы организуется виртуальное пространство субъектов образовательного процесса посредством общения членов коллектива образовательного учреждения с родителями учеников и сучащимися.

Функция педагогического сопровождения процесса обучения учащихся заключается в предоставлении материалов уроков, дополнительной информации для интересующихся, материалов для подготовки к контрольным работам и тестам. Организация дистанционного обучения особенно важна для обучающихся с ОВЗ.

Немаловажную роль играет накопление и распространение педагогического опыта, повышение квалификации педагогов.

Связь с общественностью преследует цель создания положительного имиджа общеобразовательной организации [7].

Наряду с такими компонентами структуры образовательной среды, как организационный, программный, методический, ресурсный, особое внимание необходимо уделить кадровому компоненту.

В условиях информатизации системы школьного образования информационная компетентность педагогических кадров становится необходимым фундаментом качественного преподавания. Поэтому кадровый компонент представляет собой самостоятельный

блок, основу которого составляют не только компетенции, включающие информационную, но и индивидуально-психологические особенности педагога, а также его активно-положительное отношение к педагогической деятельности как таковой. Только при условии сочетания этих составляющих можно говорить об успешности задач, выполняемых педагогом.

Под информационной компетентностью педагога здесь и далее понимается компетентность, включающая способности коммуникативного, филологического, психолого-педагогического, социального, методического характера. В состав профессиональной деятельности включается компенсаторная, общекультурная компетентности, а также готовность и способностьучителя использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Это позволит эффективно осуществлять получение, накопление, кодирование и переработку учебной информации, ее передачу и практическое использование.

Разработкой методических основ формирования и развития информационной компетентности учителей разных специальностей занимались Н.Г. Мельничук, А.Ю. Наливалкин, И.А. Нестерова [9; 10; 11].

Структура информационной компетентности остаётся темой для дискуссий в научной среде. Ученые отмечают сложный, многоаспектный характер данного явления. Всестороннему изучению структуры информационной компетентности посвящены работы В.В. Брежнева, Д.С. Ермакова, И.Г. Кислой, B.C. Триши-ной и A.B. Хуторского.

На основании исследований [2; 11; 14] можно выделить такие компоненты информационной компетентности, как мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный.

Мотивационный компонент основан на правильном понимании мотивации как побуждения к действию. Это сложный психофизиологический процесс, управляющий поведением педагога, задающий направленность на изучение методов работы с информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий. Он включает активность и упорство в осуществлении процесса обучения посредством ИКТ, стрессоустойчивость в условиях работы в информационной среде.

Когнитивный компонент включает знания основ взаимодействия посредством коммуникационных сетей, создания цифрового графического изображения, звука, видео, мульт-медиа. Кроме того, необходимы навыки разработки интерактивных приложений, осно-

ванные на понимании целей информационной деятельности и принципов работы, возможностей и ограничений аппаратно-программных средств обработки информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под деятельностным компонентом понимается апробация полученных знаний и умений. Он предполагает практическую подготовку к профессиональной деятельности в условиях информатизации учебного процесса. В этом процессе сочетаются использование средств ИКТ с опытом творческой деятельности.

Так, например, в филиале ДВФУ г. Уссурийска (Школа педагогики) в ходе изучения методики преподавания информатики студенты в электронном виде проектируют учебные материалы, посвященные изучению языка программирования Python. Данные разработки, представленные в различных форматах: текста, графики, видео со звуковым сопровождением, могут быть использованы в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Все компоненты электронных образовательных ресурса были размещены в сети Интернет на бесплатной платформе. Данные ресурсы могут быть использованы в смешанном обучении, предполагающим элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, в онлайн-обучении школьников, в системе дополнительного образования.

Под личностным компонентом понимается некоторая совокупность требований, относящихся к педагогу как к личности и к взаимодействию педагога собучающимися и их родителями, педагогическим коллективом и обществом. Студенты ДВФУ в рамках кружка "Программируем на Python" проводят занятия со школьниками Уссурийского городского округа.

Таким образом, пробуя себя в будущей профессии, они осознают, какие личностные качества им потребуются в будущей профессии. Еще будучи студентами, не вышедшими на педагогическую практику, они, перейдя на "другую сторону баррикад", реализуют свои личностные качества. Выстраиванию диалога с учащимися на равных субъектно-субъектных отношениях помогает небольшая разница в возрасте, так как детям интереснее общаться с молодыми учителями, у них больше точек соприкосновения интересов, что тоже влияет на формирование личностных качеств студентов. Большое значение имеет умение выстраивать партнёрские отношения с обучающимися, создание более жизнерадостных и энергичных взаимоотношений с детьми.

Рассмотрим структуру информационной компетентности, которая включает четыре элемента [14; 15; 16,17], среди которых: технологическая грамотность как способность эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов; информационная грамотность как способность находить, организовывать, отбирать, обрабатывать, умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров; медиа-компетенция как способность производить и распространять контент в произвольном формате с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео); критическое мышление как способность критически оценивать достоверность информации, формировать на этой основе правильные выводы; информационная этика как способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе.

Использование возможностей модернизации учебного процесса, реализация различных образовательных проектов приводит к повышению качества образования и обеспечивает информационную компетентность педагогических кадров образовательных организаций.

Информационное пространство общеобразовательной организации требует обеспечения эффективного информационно-образовательного взаимодействия, которое возможно при наличии информационно-образовательной среды в общеобразовательной организации, за счет применения инновационных информационно-коммуникационных технологий и управленческой компетентности ведущего кадрового состава общеобразовательной организации в современных условиях.

Рассмотрение понятия "цифровое образование" позволило выяснить, что целями циф-ровизации среднего общего образования является обеспечение широкого доступа к информационно-цифровым ресурсам с использованием их в образовательном процессе, обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; сущность понятия "образование" включает два момента: образование как процесс и как результат. Системными элементами цифрового образования выступа-

LH

s ^

о

LH

< et

LH

* * *

320

ют информационно-образовательная среда, цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые процессы проверки знаний, цифровые технологии организации обучения, цифровой контент.

Из анализа научно-педагогической литературы по определению свойств и структуры информационно-образовательной среды как необходимого условия для цифрового школьного образования следует, что информационно-образовательная среда - это сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых - информационный.

Реализация выявленныхтеоретическихтребований в практической деятельности Школы педагогики филиала ДВФУ направлена на подготовку студентов - будущих учителей, владеющих современными педагогическими технологиями, способных анализировать потоки поступающей информации, имеющих креативное мышление, обогащенных современными знаниями и способами подачи информации, владеющих навыками обучения с помощью ИКТ, способами работы в открытом информационном пространстве.

Первым этапом вхождения студентов педагогических направлений в образовательный процесс цифровой школы является создание условий, направленных на обогащение учебного процесса современными знаниями и способами подачи информации, на овладение студентами навыками работы в открытом информационном пространстве. На занятиях по педагогике и методике преподавания специальных дисциплин их обучают поиску информации с использованием различных источников; мотивируют экспериментировать в области методики обучения детей и не бояться использовать инновационные образовательные технологии.

В качестве второго этапа вхождения студентов в современную цифровую школу можно рассматривать педагогические практики, предваряющим элементом которых в системе подготовки являются проводимые в ДВФУ занятия со школьниками в рамках студенческих кружков, проектов. Перспективным в этом направлении представляется кружок "Программируем в Python", который пользуется популярностью среди студентов, а проводимые ими занятия - среди школьников.

Завершающий третий этап подразумевает вхождение молодых учителей в среду цифрового образования и связан с системой менторских отношений между опытными и молоды-

ми учителями. Современная общеобразовательная организация может иметь свою модель информационно-образовательной среды в информационном пространстве. Педагогический коллектив,обладающий информационной культурой и владеющий профессиональными компетенциями и информационными технологиями, способен поддержать молодых учителей, обладающих высокой степенью обучаемости и большой целеустремленностью к карьерному росту.

Процесс профессионального становления молодого педагога происходит благодаря включению в информационное педагогическое пространство, обучению на дистанционных программах повышения квалификации, расширяющих возможности самообразования.

Литература:

1. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? - URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi/ (дата обращения: 24.12.2019).

2. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. - 2014. - №5 (1). - С. 2-4.

3. Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов // Молодой ученый. - 2016. - №19 (1).- С. 11-14.

4. Власенко В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы. В.А. Власенко, Е.В. Якушина // Народное образование. - 2012. - №5. - С. 124-128.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций : монография. - М.,

2011.-680 с.

6. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. - Нижний Тагил, 2017. - 128 с.

7. Каменев К.В., Мовчан И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7. - Ч. 1. URL: http:// human.snauka.ru/2015/07/11937/ (дата обращения: 26.03.2019).

8. Кондаков A.M. Цифровое образование: матрица возможностей. URL: http://www.ito2018.bytic.ru/ uploads/materials/2.pdf/ (дата обращения: 09.04.2017).

9. Мельничук Н.Г. Формирование ИКТ - компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/ administrirovanieshkoly/li bra ry/2014/04/06/ formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga/(дата обращения: 09.04.2017).

10. Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. -

2012,-№1,-С. 101-103.

11. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность// Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://

odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html - (дата об-ращения08.10.2017).

12. Орлова Е.К. Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО. URL: http://nsportal.ru/sites/default/ files/2015/02/14/kompetentnost_pedagoga. docx -(дата обращения 10.11.2017).

13. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда общеобразовательной школы. URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/ konf_lerner/Osmolovskaya_ I.M.pdf (дата обращения: 19.04.2019).

14. Пышнограй Г.В., Бронникова Л.М. Структурно-функциональная модель формирования ИКТ-компетентености педагога педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

15. Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. ИКТ-компе-тентность педагога как условие осуществления профессиональной деятельности в информаци-

онно-образовательной среде / А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова // Профессионализация кадров как основа динамического развития муниципальной системы образования: материалы XIV муниципальной конференции. - Рыбинск : Информационно-образовательный Центр, 2016. - С. 60-64.

16. Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ компетенций студентов направлений подготовки "Педагогическое образование"// Педагогическое образование в России. -2016,-№7.-С. 97-103.

17. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. URL: http://iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214694.pdf/ (дата обращения: 26.11.2019).

18. Трубицына Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды. URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/dva-podhoda-k-opredeleniyu-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 26.10.2019).

О CXI

о

CXI

Q-<

Z

:P

CO

SPECIFICITY OF EVALUATING THE EDUCATIONAL WORK OF A CLASS HEAD AT SCHOOL Pykhtina Elena Aleksandrovna, teacher of English, secondary school №3, Novokubansk

This article discusses the problem of evaluating the educational work of the class teacher at school. The functions of the class teacher are defined. The author notes that the specifics of educational work is such that it is difficult to evaluate objectively, it is necessary to develop common criteria. There is a risk of a formal approach to assessing the work of the class teacher. The results of a survey of teachers who are class teachers regarding their professional activities and the selection of criteria for evaluating educational work are presented.

Keywords: class teacher; school; job evaluation; educational work, classroom functions.

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛА ССНО ГО РУКОВОДИ ТЕЛЯ В ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается проблема оценки воспитательной работы классного руководителя в школе. Определены функции классного руководителя. Автором отмечается, что специфика воспитательной работы такова, что ее сложно оценить объективно, необходимо выработать единые критерии. Существует риск формального подхода к оценке работы классного руководителя. Представлены результаты опроса педагогов, являющихся классными руководителями, относительно их профессиональной деятельности и выбора критериев оценки воспитательной работы.

Клю чевые слова: классный руководитель; школа; оценка работы; воспита тельная работа, функции классного руководителя.

УДК 37

ВАК РФ 13.00.01

© Пыхтина Е.А., 2020

—t-

кд№ -Г

S

321

В настоящее время одним из основных социальных институтов, направленных на воспитание молодого поколения, является система образования. Происходящие изменения в социуме отражаются и на воспитании, что выражается не только в снижении финансирования образовательных учреждений, но и в неопределенности целей и содержания воспитания. [9, 10] Снижение статуса школьного воспитания в общественном мнении, потребность школ в совершенствовании системы воспитания, сформировавшиеся неэффективные практики работы классных руководителей свидетельствуют о необходимости анализа и оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе и оценки работы классных руководителей как элементов воспитательной системы школы в целом.

Классный руководитель - основная фигура организации и осуществления процесса воспитания в школе. Он осуществляет весь

ПЫХТИНА Елена Александровна, учитель английского языка, МБОУ-COLU № 3, Новокубанск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.