Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИК-КОМПЕТЕНЦИИ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИК-КОМПЕТЕНЦИИ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИК-КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЕМ (ЛМС) / СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ (ЭДМОДО) / ICT COMPETENCY / IC-COMPETENCE / DIGITAL LITERACY / BLENDED LEARNING / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL TEACHING ENVIRONMENT (PTE) / PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT (PLE) / DIGITAL RESOURCES / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM (LMS) / SOCIAL EDUCATIONAL NETWORK (EDMODO)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Татьяна Константиновна

В статье рассматриваются способы формирования предметно-педагогической ИК-компетенции студентов направления «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки “Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)”». Автор утверждает, что при неполноценной информационно-образовательной среде вуза возможно формирование ИК-компетенции на предметно-педагогическом уровне, что подтверждается опытом двухлетнего пробного обучения на виртуальной платформе Edmodo в качестве образовательной социальной сети. В статье уточняются умения, входящие в ИК-компетенцию предметно-педагогического уровня. Приводятся результаты письменного опроса студентов об их отношении к мобильным устройствам в обучении, к социальной образовательной сети Эдмодо, их рефлексивная самооценка сформированных умений. Автор приходит к выводу, что проведенная работа привела к сформированной готовности студентов использовать цифровые образовательные ресурсы в будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SUBJECT AND PEDAGOGICAL IK-EXPERTISE IN BLENDED LEARNING TO STUDENTS OF LANGUAGE PROFILES OF TRAINING

The article focuses on the ways of building subject-pedagogical competence of the students majoring in Pedagogical education with 2 educational programs specialization “Foreign language (Chinese) and Foreign language (English)”. The author maintains that it is possible to form ICT -competency on the subject-pedagogical level even if the information educational environment in a university is deficient, by way of using educational social network Edmodo for 2 years. The author elaborates the ICT skills, included into ICT-competency on the subject - pedagogical level. The article is concluded with the results of students surveys about their attitude to mobile devices, to the social network Edmodo, their reflexive evaluation of their own skills. The author surmises, that the experience of using Edmodo in blended learning has led to the students preparedness to employ digital resources in their future professional work

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИК-КОМПЕТЕНЦИИ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ»

КРАВЧЕНКО Татьяна Константиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры образования в области романо-германских языков филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске e-mail: tatkrav@mail.ru

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИК-КОМПЕТЕНЦИИ В СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования предметно-педагогической ИК-компетенции студентов направления «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки "Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)"». Автор утверждает, что при неполноценной информационно-образовательной среде вуза возможно формирование ИК-компетенции на предметно-педагогическом уровне, что подтверждается опытом двухлетнего пробного обучения на виртуальной платформе Edmodo в качестве образовательной социальной сети. В статье уточняются умения, входящие в ИК-компетенцию предметно-педагогического уровня. Приводятся результаты письменного опроса студентов об их отношении к мобильным устройствам в обучении, к социальной образовательной сети Эдмодо, их рефлексивная самооценка сформированных умений. Автор приходит к выводу, что проведенная работа привела к сформированной готовности студентов использовать цифровые образовательные ресурсы в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИК-компетенция, цифровая компетенция, смешанное обучение, информационно-образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, персональная среда преподавателя, цифровые образовательные ресурсы, системы управления учением (ЛМС), социальная образовательная сеть (Эдмодо).

KRAVCHENKO Tatiana Konstantinovna,

candidate of Pedagogy, associate Professor, associate Professor of the Department of education in Romanic-German languages, Far Eastern Federal University, Ussuriysk

THE FORMATION OF SUBJECT AND PEDAGOGICAL IK-EXPERTISE IN BLENDED LEARNING TO STUDENTS OF LANGUAGE PROFILES OF TRAINING

Annotation. The article focuses on the ways of building subject-pedagogical competence of the students majoring in Pedagogical education with 2 educational programs specialization "Foreign language (Chinese) and Foreign language (English)". The author maintains that it is possible to form ICT -competency on the subject-pedagogical level even if the information educational environment in a university is deficient, by way of using educational social network Edmodo for 2 years. The author elaborates the ICT skills, included into ICT-competency on the subject - pedagogical level. The article is concluded with the results of students surveys about their attitude to mobile devices, to the social network Edmodo, their reflexive evaluation of their own skills. The author surmises, that the experience of using Edmodo in blended learning has led to the students preparedness to employ digital resources in their future professional work.

Key words: ICT- competency, IC-competence, digital literacy, blended learning, information-educational environment, Personal Teaching Environment (PTE), Personal Learning Environment (PLE), digital resources, Learning Management System (LMS), digital literacy, social educational network (Edmodo).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

В утвержденном в 2013 г. и вступившем в силу в 2017 г. Профессиональном стандарте педагога дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изм. от 25.12.2014 г.) подчеркивается актуальность «формирования и совершенствования ИКТ-ком-петентностей, необходимых и достаточных для планирования, реализации и оценки образовательной работы» [1, с. 5]. При наличии трех уровней ИКТ-компетентностей (общепользовательского, общепедагогического и предметно-педагогического) особое внимание преподавателей иностранных языков привлекает последний из трех, поскольку будущие учителя должны будут применять информационные технологии прежде всего в контексте своего предмета, и способность делать это будет зависеть от того опыта работы в современной информационной образовательной среде, который они получили в вузе. Помимо владения общепользовательскими и общепедагогическими ИКТ-уме-ниями студенты должны не только знать, какие именно цифровые образовательные ресурсы можно использовать в рамках своего предмета как на уроках, так и при организации самостоятельной работы учащихся, но и уметь пользоваться ими грамотно и эффективно. К концу пятилетнего обучения выпускники должны знать дидактические возможности и функции сервисов Веб 2.0, уметь использовать эти сервисы для развития умений аудирования, говорения, чтения и письма, для создания веб-проектов и е-портфолио, для проектирования тестов по существующим веб-шаблонам и т.д. Все перечисленное подразумевает достаточный уровень владения предметно-педагогической ИК-компе-тенцией.

Под предметно-педагогической ИК-компе-тенцией мы вслед за С.В. Титовой имеем в виду профессиональную характеристику, отражающую способность применять ИКТ в профессиональной деятельности «как для решения широкого круга педагогических задач моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности» [2, с. 42, 43]. Обращая внимание на различие аббревиатур и терминов в Профессиональном стандарте (ИКТ-компетентность) и в вышеприведенном определении (ИК-компетенции), мы, тем не менее, придерживаемся последнего, так как расшифровка аббревиатуры соответствует функции определения: « информационно-коммуникационная компетенция» (буква Т, означающая «технологии», представляется здесь лишней).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Вслед за В.В. Краевским и А.В. Хуторским мы дифференцируем понятия «компетенция» и «компетентность», понимая под последней «совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленной опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере» [3, с. 135].

Из этого следует, что студенты, вступающие в свою профессиональную деятельность только на этапе педагогической практики, не могут получить мгновенный результат (т.е. компетентность) , который достигается лишь по прошествии нескольких лет преподавания, и то при наличии определенных условий, таких как техническое оснащение школы (подключенность к интернету), кабинета (наличие компьютеров, интерактивной доски), мотивации как преподавателя, так и обучающихся к использованию информационно-коммуникационных технологий. Однако это отнюдь не означает, что студент не может иметь определенного уровня ИК-ком-петенции хотя бы из-за принадлежности к так называемым «digital natives», по меткому выражению M. Пренски [4] (M. Prensky, 2009) , в русскоязычном переводе «цифровым аборигенам» [5]. Оставаясь в парадигме М. Пренски, следует признать, что для многих преподавателей высшей школы путь «цифровых иммигрантов» (имеются в виду «учителя/преподаватели») к «цифровой мудрости» едва ли преодолим без специальных курсов повышения квалификации по формированию ИК-компетенции, которые, в частности, организует и проводит С.В. Титова, доктор педагогических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, опыт прохождения которых позволил автору данной статьи провести двухгодичное исследование по формированию предметно-педагогической ИК-компетенции у студентов 3-5 курсов направления «Педагогическое образование с двумя профилями обучения "Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)"».

Необходимо отметить, что несколько лет назад в научной литературе использовались термины «информационная компетентность», «информационно-компьютерная компетентность» [6]. Документ ЮНЕСКО, опубликованный в 2011 г., подвел всех к общему знаменателю заголовком "UNESCO's ICT Competency Framework for Teachers" (Структура ИКТ-ком-петентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО). В нем выделено шесть модулей педагогической деятельности, связанной с применением ИКТ, а именно: «понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программ-

ные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом и профессиональное развитие» [7, с. 16]. На основе этого документа отечественные ученые разработали структуру ИКТ-компетентности преподавателя любой специальности с учетом трех подходов, обозначенных в документе ЮНЕСКО: применение знаний ИКТ, освоение знаний и создание новых знаний [8], - в частности структуру ИК-компетен-ции преподавателя иностранных языков [2], где прописаны необходимые знания и умения, входящие в эту компетенцию. Вышеназванные авторы отмечают, что общепедагогический уровень ИК-компетенции предполагает овладение знаниями и умениями в области ИКТ без поддержки информационно-обучающей среды (ИОС) вуза или школы, в то время как предметно-педагогический - при наличии информационно-обучающей среды вуза или школы [2, с. 42, 43 ]. Означает ли это, что при отсутствии ИОС невозможно формирование предметно-педагогической компетенции? Какие именно умения можно сформировать в условиях, когда нет ИОС или когда она, казалось бы, есть, но Wi-Fi медленный и ненадежный, мультимедийное оборудование оставляет желать лучшего, а из 10 аудиторий только в одной есть компьютер? Выход здесь видится в создании так называемых PTE (Personal Teaching Environment) и PLE (Personal Learning Environment), т.е. персональной среды обучения (преподавателя) и Персональной среды учения (студента). Заимствованные из англоязычной научной литературы эти аббревиатуры встречаются в статье Б.Е. Стариченко , в пособии В.А. Стародубцева , где речь идет о персональной образовательной среде [8], в отличие от ИОС вуза, иначе называемой ИКТ-насыщенной образовательной среде [9], электронной информационно-образовательной среде [10]. Если, как отмечалось выше, нет полноценной информационно-образовательной среды вуза (или филиала вуза), формирование предметно-педагогической компетенции, на наш взгляд, все же возможно за счет персональных образовательных сред (как преподавателя, так и каждого отдельного студента) на виртуальной образовательной платформе LMS (Learning Management System). В 2012 - 2014 гг. такой платформой для автора этой статьи стала LMS MOODLE, результаты работы на которой отражены в ряде публикаций [11; 12], но эта работа была прервана из-за закупки руководством ДВФУ новой образовательной платформы BlackBoard и массовой загрузки учебно-методических комплексов на эту платформу. Здесь необходимо согласиться с мнением Б.Е. Стариченко, что вышеназванные ЛМС имеют некоторые ограничения для студен-

тов, которые не могут предлагать свой контент, не имеют доступа к материалам после прекращения учебы и т.д. [8]. Тем временем в глобальном информационном пространстве появляются новые виртуальные образовательные платформы типа социальных сетей, например Эдмодо (Edmodo.com), которую некоторые авторы называют усеченной социальной образовательной сетью [13]. На наш взгляд, термин «усеченная» не очень удачный, хотя и отражает ее отличие от «полных» социальных сетей типа Facebook, Вконтакте, Инстаграм, которые также используются преподавателями высшей школы в дидактических целях [14; 15]. Отличие Эдмодо от вышеназванных социальных сетей заключается в следующем:

- это виртуальная образовательная платформа, предназначенная только для работников образовательных учреждений и их студентов;

- это относительно закрытая образовательная сеть, доступ к которой может быть получен коллегами для обмена опытом, а также родителями в случае школьного обучения;

- это бесплатная электронная платформа, в отличие от BlackBoard, Sakai и др.;

- в ней отсутствует реклама, характерная для социальных сетей;

- инструменты, предоставляемые Эдмодо, позволяют осуществлять CMC -^mputer Mediated Communication-коммуникацию, опосредованную компьютером через комментарии как преподавателей, так и студентов;

- она позволяет формировать цифровую компетентность (digital literacy) благодаря различным заданиям (assignments), поддерживаемых файлами, аудиокастами, видеокастами;

- благодаря мобильному приложению эта сеть доступна студентам в любое время и в любом месте, что способствует повышению автономности их самостоятельной работы.

Как уже отмечалось некоторыми отечественными авторами [13; 16], платформа Эдмодо была основана в 2008 г. и базируется в городе Сан-Матео, Калифорния, США. Ее создатели — школьные преподаватели Николя Борг и Джефф О'Хара. В настоящее время количество пользователей превышает 35 млн. Отсутствие интерфейса на русском языке рассматривается некоторыми авторами как недостаток [13], но, учитывая, что нашим контингентом являются студенты языковых профилей, это можно рассматривать как дополнительную возможность развития иноязычной коммуникативной компетенции одновременно с формированием предметно-педагогической ИК-компетенции.

После окончания вышеупомянутых курсов по овладению ИК-компетенцией под руковод-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

ством C.B. Титовой возникла идея создания персональной образовательной среды обучения сначала для одной, а потом и для другой группы студентов с целью формирования у них предметно-педагогической компетенции в рамках смешанного обучения, т.е. при поддержке традиционного обучения в аудитории самостоятельной работой на платформе Эдмодо, когда результаты этой работы не только фиксируются на платформе, но и обсуждаются в традиционном классе. Существенным достоинством этой платформы является наличие мобильного приложения, что открывает доступ к заданиям в любое время и в любом месте. B связи с этим было проведено анкетирование студентов по поводу мобильных устройств в их жизни и обучении. Анкета на английском языке была заимствована на портале МГУ [17]. B анкетировании приняли участие 20 студентов 3 и 4 курсов профиля «Иностранный язык (китайский) и иностранный язык (английский)».

Прежде всего выяснилось, что смартфонами владеет абсолютное большинство студентов (85%), остальные 15% - планшетами, при этом операционной системой у 15% был Apple IOS, у остальных 85% - Android. 85% студентов пользуются смартфонами по нескольку раз в день в основном для поиска в Интернете (85%), для чтения (60%), игры (50%), мультимедиа (65%). 90% студентов используют свои мобильные устройства для обучения каждый день, при этом для самостоятельной (автономной) работы словари используют 75% студентов, электронную почту - 50%, энциклопедии - 30%, диктофон - 30%. Согласно анкетам студентов преподаватели используют мобильные устройства для коммуникации - 65%, для поиска дополнительной информации - 35%, для презентаций - 30%. По мнению 80% студентов, мобильные устройства стоит применять как в самостоятельной работе, так и на аудиторных занятиях, при этом 50% студентов считают уместным использовать их для коммуникации, а также как приложения к курсу и при использовании подкастов, 40% предлагают использовать их для выполнения тестов. И наконец, 70% хотели бы использовать мобильные устройства в обучении на регулярной основе. Таким образом, мы выяснили положительную мотивацию у большинства студентов по поводу использования мобильных устройств для самостоятельной работы. Рабочая гипотеза состояла в том, что формирование предметно-педагогической ИК-компетенции возможно при условии самостоятельной регулярной работы на платформе Эдмодо. Это не исключало, а наоборот, подразумевало, использование дополнительных цифровых образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

тельных ресурсов, таких как кроссворды (https://www.armoredpenguin.com), вебквесты (Zunal .com; Webquest.org), подкасты (http:// www.breakingnewsenglish.com / ; http:/ / www. breakingnewsenglish.com/; http://www.

breakingnewsenglish.com/ ; reakingnewsenglish. com), видеокасты (YouTube), блог преподавателя, совместный блог преподавателя и студентов https://researchblog2409.wordpress.com/, просмотр художественных фильмов на английском языке.

Была разработана программа смешанного обучения по двум дисциплинам: Практике устной и письменной речи английского языка и Методике обучения английскому языку. В обоих случаях речь шла об оптимизации самостоятельной работы студентов на платформе Эдмодо на регулярной основе, т.е. не менее трех часов в неделю по ПУПР и трех часов по Методике. В данной статье мы остановимся на программе смешанного обучения по «Практике устной и письменной речи английского языка» с 6 семестра 3 курса и по 9 семестр 5 курса (2017 -2018 и 2018 - 2019 уч./год). Согласно названию дисциплины студенты языкового профиля прежде всего обучаются устному и письменному общению на английском языке в контексте межкультурной коммуникации. Смешанное обучение предполагало проведение аудиторных занятий как в традиционном режиме с непосредственной коммуникацией преподаватель-студенты, студент-студенты, студент-студент, так и с коммуникацией, опосредованной мобильными телефонами (преподаватель-компьютер/смартфон-студент) частично на занятиях и по большей части в самостоятельной работе в удобном месте и в удобное время.

Пробное обучение было основано на принципах интерактивности, аутентичности и профессиональной ориентированности.

Принцип интерактивности является ключевым свойством ИКТ в учебном процессе. С.В. Титова выделяет несколько видов интерактивности: интерактивность обратной связи двух типов, временную, порядковую, содержательную и творческую. Временная и порядковая связаны с возможностью выполнения заданий в произвольном порядке за необходимое для обучающихся количество времени. Содержательная и творческая предполагает создание веб-проектов [16, с. 66]. Интерактивность двух типов обратной связи обеспечивает студентов информацией об успешности выполненного каждым из них задания, а преподавателя - об эффективности создаваемых заданий, оценки за которые вносятся в раздел "Progress".

Принцип аутентичности заключается в том, что при работе с таким классическим, но несколько морально устаревшим учебником, как Практический курс английского языка под ред. В.Д. Аракина [17], необходимы современные дополнения в виде живой разговорной речи, записанной носителями языка и для носителей языка в форме видеокастов, аудиокастов на самые острые, животрепещущие темы современной жизни, образования, воспитания, в том числе трудных детей.

Принцип профессиональной ориентированности состоит в том, что при всем разнообразии тем учебника предпочтение отдается профессионально-направленным темам, связанным с проблемами образования и воспитания как в России, так и в англоязычных странах, а самостоятельная работа должна восполнить тот недостающий современный материал, который отсутствует в учебнике (например, университеты Лиги Плюща, о них много интересных видео, интервью , по которым можно создать веб-проект).

Принцип профессиональной ориентированности также связан и с содержанием знаний, лежащих в основе ИК-компетенции, и базирующихся на них умений. Оказалось, что не вся номенклатура знаний и умений, разработанная С.В. Титовой и С.Ю. Самойленко для преподавателей высшей школы, подходит для контингента студентов [2]. Были выбраны основные знания и уточнены умения, формируемые во время пробного обучения:

- знания о существующих стандартах и форматах цифровых образовательных ресурсов для преподавания и изучения английского языка;

- знания о дидактических возможностях и функциях сервисов Веб 2.0, таких как блог, под-касты и видеокасты, технологии вики, кроссворды, сайты ментальных карт и др.;

- умение создавать кроссворды на основе веб-шаблонов;

- умение создавать тесты по лексике и грамматике на специальных образовательных сайтах;

- умение выполнять поисковые задания веб-квестов;

- умение использовать сервисы Веб 2.0, таких как блог, подкасты и видеокасты, технологии вики, для развития умений аудирования, говорения, чтения и письма;

- умение пользоваться форумом для дискуссий на английском языке;

- умение осуществлять критериальное оценивание;

- умение создавать совместный блог для выполнения творческих заданий;

- умение ориентироваться в аутентичных видеокастах на профессиональные темы и выбирать их в соответствии с заданием;

- умение участвовать в межкультурной коммуникации путем отклика на важные события реальной жизни, обсуждаемые носителями языка.

Для формирования вышеназванных умений были разработаны задания для самостоятельной работы, непосредственно связанные с содержанием той или иной темы и в дополнение к учебному материалу. Эти задания включают:

- аудирование видеокастов: песен, четверостиший, считалок, включающих изучаемую лексику с целью формирования социокультурной и профессионально-методической компетенции;

- аудирование подкастов с видео-портала YouTube с целью совершенствования профессиональных навыков выразительного чтения текстов рассказов, записанных известными актерами Британского телевидения BBC;

- аудирование дополнительных рассказов по теме с целью совершенствования умений аудирования, контролируемых с помощью созданных на платформе Эдмодо тестов;

- аудирование аутентичных видеокастов на ту или иную проблемную тему, записанных носителями языка, например, «Что такое счастье?» «Вызовы современного образования» и др. с целью дальнейшего развития умений говорения по теме;

- просмотр и аудирование видео об английских художниках и написание резюме этих видео;

- выполнение тестов (квизов), включающих изучаемую лексику, в частности фразовые глаголы;

- ознакомление с рекомендациями по стилистическому анализу и написание самостоятельного анализа каждого из изучаемых текстов;

- ознакомление с образцом описания картины и написание сочинения-описания любимой картины;

- чтение дополнительной информации об английских авторах классических текстов (А. Азимове, С. Моэме, Дж. Голсуорси), просмотр документальных видео об этих авторах;

- творческие сочинения на завершение рассказов Л.П. Хартли "W.S" и Агаты Кристи «Свидетель обвинения»;

- написание коротких писем поддержки жертвам урагана Харви в Техасе в сентябре 2017

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

г. в ответ на просьбу американских преподавателей.

More than 200,000 students have had their schools affected by the damage Hurricane Harvey has caused in South Texas, and we're waiting nervously to see the impact from Hurricane Irma.

Help foster empathy in your classroom by having your students share their messages of hope with those affected by these storms. Post your written letters in this Topic so that people impacted by Harvey and Irma can read them.

Рассмотрим существенные отличия этих заданий от традиционной самостоятельной работы по материалу учебников под ред. В.Д. Аракина. Во-первых, это эффект неожиданности и новизны (педагогика удивления) [20]. Многие англоязычные писатели, произведения которых изучаются согласно программе, вдруг оживают благодаря видеокастам, снятым при их жизни. Они становятся более близкими и понятными в человеческом плане. Так, студенты с изумлением смотрят видео-интервью с живым С. Моэмом и узнают о его человеческих качествах, его самокритичности, подтверждающей его искрометный юмор и иронию. Далее студенты с удивлением убеждаются, что многие лексические единицы активного вокабуляра могут быть иллюстрированы и визуализированы за счет использования имеющихся аутентичных видеокастов в виде песен, четверостиший, считалок. Усвоение глагола "pat" на основе песни «Pat' a cake", сопровождающейся действиями англоязычных носителей, прошло намного эффективнее, чем в результате выполнения традиционных упражнений по учебнику.

Во-вторых, у студентов совершенствуется социокультурная компетенция, так как они обогащаются знанием реалий и прецедентных текстов англоязычной культуры на примере тех же песен, считалок, рифмовок (nursery rhymes). Из песен студенты узнают новые для них праздники в англоговорящих странах, например President's Day (третье воскресенье февраля), и запоминают наиболее выдающихся президентов. Другие виды заданий, связанных с прослушиванием, например, интервью учителей по поводу современных вызовов в образовании (Challenges in classroom), помимо создания эффекта неожиданности и новизны формируют профессиональную коммуникативную компетенцию, так как студенты не только должны понять на слух профессиональные мнения их зарубежных коллег, но и обсудить эти мнения в комментариях, приводя свои аргументы в пользу той или иной позиции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

В-третьих, у студентов формируется мета-предметная компетенция. Согласно Профессиональному стандарту метапредметная компетенция является одной из целевых компетенций для реализации развивающей функции педагога начального, основного и среднего общего образования [1].

При работе на Эдмодо, в частности, формируются личностные метапредметные умения саморегуляции и самоконтроля, поскольку студенты самостоятельно планируют время и место выполнения каждого задания, стараясь уложиться в отведенный срок, так как своевременно выполненное задание оценивается более высоким баллом, нежели присланное с опозданием при прочих равных качествах выполнения задания. Помимо этого размещение на Эдмодо критериев оценки выполненного задания (проекта, описания любимой картины и др.) формирует умения критической рефлексивной самооценки, а возможность ознакомиться и оценить сочинения однокурсников - умения взаимооценки. Более того, это способствует личностному и профессиональному самоопределению: овладение современными способами создания виртуальной образовательной среды вызывает профессионально-педагогическую мотивацию к использованию этих способов в дальнейшей педагогической деятельности, что было отмечено в анкетах половины студентов.

Другим блоком совершенствуемых универсальных учебных действий является коммуникативный. Студенты создают проекты в парах, как, например, веб-квест "The golden age of British painting"[21], в малых группах - "Time capsules", когда студенты получают задание написать коллективное письмо в будущее, где бы описывались особенности нашего современного образования. Они учатся планировать учебное сотрудничество с однокурсниками, определяют цели проекта, функции каждого участника группы, учатся управлять вербальным поведением партнера, преодолевать конфликты, возникающие при расхождении взглядов и в конечном счете делать презентацию работы на аудиторном занятии и оценивать ее согласно критериям, размещенным на Эдмодо. Здесь подключается регулятивный блок универсальных учебных действий, включающий контроль, коррекцию и оценку, что возможно лишь при наличии четко разработанных критериев (checklist).

Но самым весомым с точки зрения компе-тентностного похода является задана просмотреть несколько видео по определенной теме, например «Воспитание трудных подростков», выбрать наиболее интересные для просмотра

другими студентами и объяснить свой выбор на английском языке. Затем остальные студенты просматривают видеокасты, выбирают самый интересный и делятся своими впечатлениями также на английском. Здесь развиваются умения как аудирования, так и письма, говорения, так как дискуссию на платформе можно продолжить и завершить в аудитории. По сути, студент здесь приобретает профессиональную компетенцию учителя, который учитывает и соответствие указанной теме, и уровень сложности языкового материала видеокаста, и особенности тембра голоса и темпа речи носителя языка, выбирает согласно этим критериям видеокаст для обсуждения вместо преподавателя. Еще более продуктивным является создание совместного блога, где студенты разместили свои проекты по «Использованию медиа нами и вокруг нас» [22].

Мониторинг пробного обучения осуществлялся с помощью рефлексивных опросников в письменном виде на английском языке, в которых изучалось:

а) отношение студентов к предлагаемым заданиям с использованием ЦОР (опросник А);

б) рефлексивная оценка уровня сформированных коммуникативных и информационно-коммуникационных умений (опросник Б);

в) отношение к способам организации смешанного обучения с использованием Эдмодо и других ЦОР;

(итоговый опросник «Что бы я изменил на месте преподавателя» (опросник В);

г) мнения о вкладе двухлетней работы на Эдмодо в профессиональное развитие студентов (опросник Г).

Опросник А был заполнен по окончании первого семестра работы на Эдмодо. Студенты оценивали свое отношение к заданиям на Эдмодо и других сайтах по 10-балльной шкале. Выяснилось, что самая большая удовлетворенность была у студентов по завершении веб-квеста «Золотой век английской живописи» (средний балл - 9) [18]. Вслед за этим студенты оценили прослушивание аудиокастов на сайте breakingnewsenglish.com [19] и просмотр видео-кастов с видео-портала YouTube. Наименьшее удовлетворение вызвали тесты на Эдмодо по прослушанному тексту и фразовым глаголам (средний балл - 7.4), хотя сам по себе балл достаточно высокий. Пришлось сделать вывод: не увлекаться тестами, а давать больше творческих заданий.

Опросник Б заполнялся по окончании года обучения на Эдмодо. Выше всего студенты оценили свои умения работать с мобильными приложениями вообще и с Эдмодо, в частности (9.9 балла). За ними следуют умения поиска инфор-

мации и осознанного выбора того или иного источника (8.9 балла). Наименьший балл получили умения аудирования и спонтанных ответов в комментариях на английском (7 баллов). Рефлексивная самооценка студентов совпадала с мнением преподавателя, т.е. была адекватной.

По окончании второго года обучения на Эдмодо в 9 семестре 5 курса, хотелось, чтобы студенты поставили бы себя на место преподавателя и написали, чтобы они сделали иначе. 50% студентов написали, что они не поменяли бы ничего, 25% хотели бы еще больше заданий на аудирование аутентичной речи и 25% - чаще бы обсуждали на аудиторных занятиях проблемы, поднятые на Эдмодо.

Последний опросник (Г) ставил целью выяснение вклада Эдмодо в предметно-профессиональную компетенцию выпускников. 25% студентов написали, что эта работа расширила их кругозор в профессиональной сфере. Еще 25% считают, что она существенно усовершенствовала их учебно-информационные и коммуникативные умения. И наконец, 50% отметили, что «работа на Эдмодо такая замечательная, что они хотели бы использовать ее в работе со своими будущими учениками». Последнее свидетельствует не только о высокой оценке разработанного проекта, но и о сформированной готовности к использованию цифровых образовательных ресурсов как компонента предметно-педагогической ИК-компетенции.

Таким образом, двухлетнее пробное обучение студентов в социальной образовательной сети Эдмодо, начатое как выполнение практических заданий на курсах повышения квалификации под руководством С.В. Титовой, показало следующие результаты:

Платформа Эдмодо, яркая, привлекательная для студентов, удобна в использовании для самостоятельной работы как на стационарном компьютере дома, так и на мобильном телефоне, благодаря приложению.

Социальная педагогическая сеть Эдмодо развивает профессионально-коммуникативную компетенцию самыми современными средствами обучения и на самом современном материале, постоянно обновляющимся на видео- портале YouTube.

Интерфейс на английском языке не только не мешает, но, наоборот, способствует развитию как коммуникативной, так и учебно-познавательной и информационно-коммуникационной компетенций.

Ценностно-мотивационный аспект работы подчеркивается желанием студентов пользоваться социальной сетью Эдмодо в своей буду-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

щей профессионально-педагогической деятельности.

Согласно данным проведенного опроса на платформе Эдмодо работа на ней не только развило умения учиться всю жизнь (long-life learning), но и существенно расширила кругозор студентов в этом глобальном мире.

Единственный недостаток связан с большим количеством времени для разработки заданий преподавателем и их проверки, а также с определенной дополнительной нагрузкой для студентов по сравнению с теми, кто на ней не работает, однако рассчитанное время наполовину покрывает часы для самостоятельной работы, предусмотренные учебными планами.

Подводя итог проведенному исследованию, можно говорить о сформированной готовности студентов к использованию ИКТ в их будущей профессиональной деятельности, по крайней мере по аналогии с выполненными ими заданиями. Что же касается их способности применять ИКТ в профессиональной деятельности для решения широкого круга педагогических задач моделирования и конструирования образовательной деятельности, то эта способность впервые проявится на педагогической практике, которая предстоит данным студентам в 10 семестре согласно их учебному плану.

Список литературы:

[1] Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.). URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 30.11.2018).

[2] Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура ИКТ-компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». - 2017. - Т. 22. - Вып. 3 (167). - С. 39 - 48.

[3] Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Wisdom // Innovate. 2009. Vol. 5(3). URL: http://www.innovateonline.info/ index. php?view=article&id=705 (дата обращения: 28.07.2018).

[5] Асмолов А.Г. и др. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов, А.Л.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

Семенов, А.Ю. Уваров. М.: Изд-во «Некс-Принт», 2010. — 95 с.

[6] Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Формирование информационной компетентности студентов языковых специальностей // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 11(67). - С. 24 - 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-informatsionnoy-kompetentsii-studentov-yazykovyh-spetsialnostey (дата обращения: 12.12.2018).

[7] Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 13.07. 2018).

[8] Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // ИКТ в образовании. - 2015. - С. 6 -15.

[9] Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учеб. пособие. - Томск: Томский политехнический ун-т, 2012. - 124 с.

[10] Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 113 - 116. URL: http://www.vovr.ru/upload/ Educa1111.pdf (дата обращения: 12.08.2018).

[11] Кравченко Т.К. Опыт использования LMS MOODLE в самостоятельной работе студентов над вторым иностранным языком: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. «Традиции и новации в иноязычном образовании на современном этапе», 27 марта 2013 г. - Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2013. - С. 89 - 95.

[12] Кравченко Т.К. К вопросу о ценност-но-мотивационной составляющей ИКТ-компе-тенции студентов при работе в электронной образовательной среде MOODLE»: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические вопросы науки XXI века», 28 ноября 2014, Уфа. - Уфа: РИО МЦИИ «Омега-сайнс», 2014. - С. 232 - 236.

[13] Асадуллина Л.И., Шендеров В.Ю. Образовательная информационно-коммуникационная технология Эдмодо как платформа для смешанного обучения студентов иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 724 - 726. URL: https://moluch.ru/ archive/87/16911/ (дата обращения: 09.06.2018).

[14] Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования: автореф. дис.......д-ра пед.

наук. 13.00.01. M., 2017. - 38 с. URL: https:// www.mgpu .ru/wp-content/ uploads/2017/10/1495453657-

AvtoreferatPatarakin.pdf (дата обращения: 1б.08.2018).

[16] Шубина Н.Б. Oрганизация самостоятельной работы студентов CПO с использованием информационных технологий (На примере социальных сетей) || Психология, социология и педагогика. - 2016. - M 6. URL: http:||psychology. snauka.ru|2016|06|6895 (дата обращения: 07.06.2018).

[16] Шершавова Е., Kадочникова Г. «Mода на Эдмодо» - использование социальной образовательной сети в преподавании английского языка || Cайт изд-ва «Просвещение», иностранные языки, 31 мая 2013 г. URL: http:||iyazyki. ru|?p=10662 (дата обращения: 09.06.2018).

[17] URL: http:||learnteachweb.ru (дата обращения: 27.06.2017).

[18] ^това C.B. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студ. и аспирантов языковых фак-тов ун-тов и вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - M.: ЗAO «Издательство И^Р», 2014. - 240 с.

[19] Практический курс английского языка: учеб. для вузов. 4 курс. б-е изд., перераб. и доп. | под ред. B^. Aракина. - M: Гуманитар. изд. центр BЛAДOC, 2004. - 361 с.

[20] Огепичев П^. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке || Парадигмы образования. - 2016. - M 4. - C. 36 -38.

[21] https: ||docs.zoho.com|show|open|1a3 7zb1933ac1cece48e894ee278d3e330ea8| slide|3019737000000004321 Beбквeст «The golden age of British painting» (дата обращения: 09.06.2018).

[22] https:||researchblog2409.wordpress. com| (дата обращения: 09.06.2018).

Spisok literatury:

[1] Ob utverzhdenii professional'nogo standarta \»Pedagog (pedagogicheskaya deya-tel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (vospitatel', uchitel')\»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 g. M 644n (s izm. ot 26.12.2014 g.). URL: http:||www. rosmintrud.ru|docs|mintrud|orders|129 (data obrashche-niya: 30.11.2018).

[2] Titova S.V., Samojlenko O.Yu. Struktura IKT-kompetencii prepodavatelya vu-za || Vestnik Tambovskogo un-ta. Ser. «Gumanitarnye nauki». - 2017. - T. 22. - Vyp. 3 (167). - S. 39 - 48.

[3] Kraevskij V.V., Hutorskoj A.V. Osnovy obucheniya: didaktika i metodika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster.

- M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008. - 352 s.

[4] Wisdom // Innovate. 2009. Vol. 5(3). URL: http://www.innovateonline.info/ in-dex. php?view=article&id=705 (data obrashcheniya: 28.07.2018).

[5] Asmolov A.G. i dr. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie / A.G. Asmolov, A.L. Semenov, A.Yu. Uvarov. M.: Izd-vo «NeksPrint»,

2010. — 95 s.

[6] Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Formirovanie informacionnoj kompetentno-sti studentov yazykovyh special'nostej // Vestnik TGU. - 2008. - Vyp. 11(67). - S. 24 - 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-informatsionnoy-kompetentsii-studentov-yazykovyh-spetsialnostey (data obrashcheniya: 12.12.2018).

[7] Struktura IKT-kompetentnosti uchitelej. Rekomendacii YuNESKO. UNESCO, 2011. URL: http ://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214694.pdf (data obrashcheniya: 13.07. 2018).

[8] Starichenko B.E. Professional'nyj standart i IKT-kompetencii pedagoga // IKT v obrazovanii. - 2015. - S. 6 -15.

[9] Starodubcev V.A. Sozdanie personal'noj obrazovatel'noj sredy prepodava-telya vuza: ucheb. posobie. - Tomsk: Tomskij politekhnicheskij un-t, 2012. - 124 s.

[10] Andreev A.A. Pedagogika v informacionnom obshchestve ili elektronnaya pe-dagogika // Vysshee obrazovanie v Rossii. -

2011. - № 11. - S. 113 - 116. URL: http://www. vovr.ru/upload/Educa1111.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2018).

[11] Kravchenko T.K. Opyt ispol'zovaniya LMS MOODLE v samostoyatel 'noj rabote studentov nad vtorym inostrannym yazykom: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. «Tradicii i novacii v inoyazychnom obrazovanii na sovremennom etape», 27 marta 2013 g. - Vladivostok: Izd-vo DVFU, 2013. - S. 89 - 95.

[12] Kravchenko T.K. K voprosu o cennostno-motivacionnoj sostavlyayushchej IKT-kompetencii studentov pri rabote v elektronnoj obrazovatel'noj srede MOODLE»: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Teoreticheskie i prakticheskie voprosy nauki XXI ve-ka», 28 noyabrya 2014, Ufa. - Ufa: RIO MCII \"Omega-sajns\", 2014. - S. 232 - 236.

[13] Asadullina L.I., Shenderov V.Yu. Obrazovatel'naya informacionno-kommunikacionnaya tekhnologiya Edmodo kak platforma dlya smeshannogo obucheniya studen-tov inostrannomu yazyku // Molodoj uchenyj. —

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

2015. — № 7. — S. 724 - 726. URL: https:// moluch.ru/archive/87/16911/ (data

obrashcheniya: 09.06.2018).

[14] Patarakin E.D. Pedagogicheskij dizajn sovmestnoj setevoj deyatel'nosti sub"ektov

obrazovaniya: avtoref. dis.......d-ra ped. nauk.

13.00.01. M., 2017. - 38 s. URL: (data obrashcheniya: 15.08.2018).

[15] Shubina N.B. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov SPO s ispol'zovani-em informacionnyh tekhnologij (Na primere social'nyh setej) // Psihologiya, sociologiya i pedagogika. - 2016. - № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6895 (data obrashcheniya: 07.06.2018).

[16] Shershavova E., Kadochnikova G. «Moda na Edmodo» - ispol'zovanie social'noj obrazovatel'noj seti v prepodavanii anglijskogo yazyka // Sajt izd-va «Prosveshchenie», inostrannye yazyki, 31 maya 2013 g. URL: http:// iyazyki.ru/?p=10662 (data obrashcheniya: 09.06.2018).

[17] URL: http://learnteachweb.ru (data obrashcheniya: 27.06.2017).

[18] Titova S.V. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: teoriya i praktika: posobie dlya stud. i aspirantov yazykovyh fak-tov un-tov i vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: ZAO «Izdatel'stvo IKAR», 2014. - 240 s.

[19] Prakticheskij kurs anglijskogo yazyka: ucheb. dlya vuzov. 4 kurs. 5-e izd., pererab. i dop. / pod red. V.D. Arakina. - M: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2004. - 351 s.

[20] Stepichev P.A. Pedagogika udivleniya: novaya paradigma obrazovaniya v XXI veke // Paradigmy obrazovaniya. - 2015. - № 4. - S. 35 -38.

[21] https: //docs.zoho.com/show/open/1a3 7zb1933ac1cece48e894ee278d3e330ea8/ slide/3019737000000004321 Vebkvest «The golden age of British painting» (data obrashcheniya: 09.06.2018).

[22] https://researchblog2409.wordpress. com/ (data obrashcheniya: 09.06.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.