Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ И ФУНКЦИОНАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ» ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

МОДЕЛЬ И ФУНКЦИОНАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ» ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление кадров / внешнеторговые операции / коррупционные риски / моделирование / система «Управление коррупционными рисками» / personnel management / foreign trade operations / corruption risks / modeling / «Corruption Risk Management» system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мавлонов Акмалхужа Юсупович

В статье рассматривается процесс управления внешнеторговыми операциями в сочетании с управлением кадровым потенциалом таможенной службы Республики Узбекистан. Моделируется процесс контроля зон коррупционного риска и обосновывается отсутствие альтернатив цифровизации этого процесса. Показана разработанная графовая триггерная модель управления коррупционными рисками в таможенной сфере. Приведены основные задачи и функциональная модель взаимодействия системы «Управление коррупционными рисками» с другими информационными системами таможенной службы Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мавлонов Акмалхужа Юсупович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL AND FUNCTIONALITY OF THE INFORMATION SYSTEM «CORRUPTION RISK MANAGEMENT» OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article deals with the process of managing foreign trade operations in combination with the management of the personnel potential of the Customs Service of the Republic of Uzbekistan. The process of controlling corruption risk zones is modeled and the lack of alternatives to digitalization of this process is justified. The developed graph trigger model of corruption risk management in the customs sphere is shown. The main tasks and functional model of interaction of the system «Corruption risk management» with other information systems of the Customs service of the Republic of Uzbekistan are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ И ФУНКЦИОНАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ» ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 004.891.2

модель и функционал информационной системы «управление коррупционными рисками» таможенной службы республики узбекистан

Мавлонов Акмалхужа Юсупович

Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан, председатель, e-mail: sobirs59@mail.ru

В статье рассматривается процесс управления внешнеторговыми операциями в сочетании с управлением кадровым потенциалом таможенной службы Республики Узбекистан. Моделируется процесс контроля зон коррупционного риска и обосновывается отсутствие альтернатив циф-ровизации этого процесса. Показана разработанная графовая триггерная модель управления коррупционными рисками в таможенной сфере. Приведены основные задачи и функциональная модель взаимодействия системы «Управление коррупционными рисками» с другими информационными системами таможенной службы Республики Узбекистан

Ключевые слова: управление кадров; внешнеторговые операции; коррупционные риски; моделирование; система «Управление коррупционными рисками»

MODEL AND FUNCTIONALITY OF THE INFORMATION SYSTEM «CORRUPTION RISK MANAGEMENT» OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Mavlonov Akmalhuja Yu.

Customs Committee under the Ministry of Economy and Finance of the Republic of Uzbekistan, Chairman, e-mail: sobirs59@mail.ru

The article deals with the process of managing foreign trade operations in combination with the management of the personnel potential of the Customs Service of the Republic of Uzbekistan. The process of controlling corruption risk zones is modeled and the lack of alternatives to digitalization of this process is justified. The developed graph trigger model of corruption risk management in the customs sphere is shown. The main tasks and functional model of interaction of the system «Corruption risk management» with other information systems of the Customs service of the Republic of Uzbekistan are presented

Keywords: personnel management; foreign trade operations; corruption risks; modeling; «Corruption Risk Management» system

Для цитирования: Мавлонов А.Ю. Модель и функционал информационной системы «Управление коррупционными рисками» таможенной службы Республики Узбекистан // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2023. № 3 (87). С. 56-61.

Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-419 «О противодействии коррупции» принят 3 января 2017 г. [1]. Начиная с того момента вопросы борьбы с коррупцией находятся под особым контролем Президента Республики.

В результате глубокого анализа сложных мировых процессов и этапов развития страны Президентом Республики Узбекистан утверждена «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы». Одной из целей данной Стратегии является: «Выявление сфер и отраслей, подверженных коррупции, повышение эффективности системы предотвращения коррупционных факторов, формирование непримиримого отношения в обществе к коррупции» (Цель 84). Главный инструмент достижения данной цели определён как «внедрение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, в противодействие коррупции» [2].

История борьбы с коррупцией в органах таможенной службы на международном уровне официально начинается с «Декларации совета по таможенному сотрудничеству по надлежащему управ-

лению и борьбе с коррупцией на таможне», принятой в г. Аруша (Танзания) 7 июля 1993 г. и пересмотрена Арушская декларация была в июне 2003 г. [3]. Данной декларацией определены условия проявления коррупционных рисков: «Коррупция обычно имеет место тогда, когда используются устаревшие и неэффективные методы работы и когда клиенты мотивированы попытаться избежать медленной или обременительной процедуры за счёт предложения взяток и уплаты мзды за помощь» [3]. Согласно данному определению в декларации особое внимание уделяется цифровизации всех таможенных функций. Так, в разделе «Автоматизация» подчёркивается, что «... автоматизация или компьютеризация таможенных функций может повысить действенность и эффективность и устранить многие возможности для коррупции. . Автоматизированные системы должны быть конфигурированы так, чтобы минимизировать возможность . личных контактов таможенного персонала с клиентами» [3].

Таможенные органы Республики Узбекистан активно продолжают работать над цифровиза-

цией всех процессов. На сегодняшний день жизненный цикл управления таможенными органами охвачен более чем 50-ю интегрированными информационными системами, из них 39 % - информационные системы внешнего управления таможенными процедурами, 35 % - информационные системы внутреннего управления таможенными процедурами, 26 % - информационные системы внутреннего администрирования таможенных органов.

Информационные системы, которыми сегодня оснащены практически все таможенные органы, позволяют автоматизировать и обеспечить прозрачность жизненного цикла процесса таможенного оформления. Об этом общественность была информирована на «The Brussels Times» в октябре 2022 г. [4]. Консолидация элементов искусственного интеллекта данных систем против коррупции в таможенных органах, исследование моделей

коррупционных рисков и разработка информационной системы «Управление коррупционными рисками» таможенной службы - безусловно, актуальная задача.

Для неукоснительного выполнения задач, поставленных перед таможенными органами Республики Узбекистан, сформирована и постоянно развивается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность таможенных органов. Анализ информационно-поисковой системы Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан (https://lex.uz/) показал, что к началу второй половины 2023 г. действовало более 2 216 нормативно-правовых документов, касающихся регулирования деятельности таможенных органов республики (см. таблицу).

Несмотря на столь обширную законодательную базу, регулирующую таможенную деятельность, основные задачи и функции таможенных

Таблица

Нормативно-правовые документы, касающиеся регулирования деятельности таможенных органов Республики Узбекистан

Тип нормативного документа Кол-во единиц

Законы Республики Узбекистан 57

Кодексы Республики Узбекистан 12

Указы Президента Республики Узбекистан 322

Постановления Президента Республики Узбекистан 767

Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан 1011

Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан 11

Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 36

Итого: 2 216

органов Республики Узбекистан (и не только Республики Узбекистан) сконцентрированы на выполнении двух основных задач, это:

а) контроль и управление внешнеторговыми операциями;

б) управление кадровым потенциалом таможенных органов.

На первый взгляд данные задачи кажутся самостоятельными, однако на практике они во многом связаны между собой, и выполнение одной из них в отрыве от другой невозможно.

С одной стороны, при управлении таможенным персоналом аттестационная комиссия учитывает результативность каждого работника в управлении внешнеторговыми операциями. Каждое назначение сотрудника на определенную должность, представление к поощрению, повышение или понижение в должности, административное наказание, вплоть до увольнения из таможенных органов, полностью зависит от решений, принятых в процессе управления внешнеторговыми операциями. На рис. 1. представлена информационная модель взаимосвязи этих задач.

Например, если сотрудник проявит высокий профессионализм в принятии решений в процессе управления внешнеторговыми операциями, степень владения языковыми навыками, инициативу по совершенствованию организации таможенной службы, добросовестное выполнение своих обязанностей, то его карьера, безусловно, будет упрочена, и он будет включен в резерв кадров на руководящие должности. Если же сотрудник таможенной службы принимает непрофессиональные решения в процессе управления внешнеторговыми операциями, проявляя неграмотность, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, а также склонен к коррупционным рискам, в этом случае необходимо принимать незамедлительные меры, например, повышение его профессионализма - направление на курсы повышения квалификации, проведение профилактических бесед по искоренению у сотрудника таможенной службы признаков коррупционных рисков.

С другой стороны, высокий профессионализм таможенника влияет на качество принимаемых им решений в процессе управления внеш-

Таможенное законодательство, директивные и нормативные документы

Информация о внешнеторговом грузе

Информация о профессиональной подготовке персонале

Контроль и управление внешнеторговыми операциями

А1

Информация о законности принятых решений

Управление кадровым потенциалом таможенной службы

А2

Должностное лицо

Аттестационная комиссия

Решение должностного лица

Решение аттестационной

NODE: АО TITLE:

Информационная модель процесса управления таможенными органами

N0.:

Рис. 1. Информационная модель процесса управления таможенными органами [5]

неторговыми операциями, неизменно повышая уровень таможенных услуг в отношении участников внешнеэкономической деятельности. Эти качества обеспечивают чёткое выполнение задач, поставленных перед таможенными органами в целом, и повышают рейтинг национальной таможенной службы на международной арене.

Как отмечалось выше, сегодня весь жизненный цикл таможенного управления охвачен комплексными информационными системами, в автоматизированном режиме осуществляется контроль и управление внешнеторговыми операциями, а также управление кадровым потенциалом таможенных органов. Однако актуальной остаётся организация взаимодействия этих задач в автоматизированном режиме. Для решения данной проблемы необходимо автоматизировать следующие процессы:

- регистрация и учёт ошибочных или неправомерных решений, принятых сотрудником органов таможенной службы и повлекших за собой неправильное начисление таможенных платежей в процессе таможенного оформления товаров внешней торговли;

- создание достоверного списка должностных лиц таможенных органов, неоднократно допускавших ошибки при таможенном оформлении;

- формирование списка сотрудников, показавших низкую результативность и не достигших эффективности в процессе таможенного досмотра товаров внешней торговли;

- применение эффективных превентивных

мер в отношении таможенников, допускающих ошибки в процессе таможенного оформления внешнеторговых операций;

- соблюдение принципов справедливости при ротации, определении вознаграждения и при назначении работников на более высокие должности;

- создание информационной и технической платформы для выявления скрытых коррупционных схем и содействия их ликвидации;

- устранение коррупционных элементов в рядах таможенных органов и повышение уровня здоровой социальной среды;

- информационное обеспечение комплекса мер, направленных на устранение выявленных коррупционных рисков и их предотвращение;

- создание информационно-технологической платформы для оптимального использования имеющихся сил и средств таможенных органов.

Для решения указанных задач возникает необходимость создания информационной системы «Управление коррупционными рисками», графовая модель которой показана на рис. 2.

В целях цифровизации процессов таможенного оформления и системного мониторинга деятельности сотрудников, занимающих должности в таможенных органах с высокими коррупционными рисками, разработана информационная система «Управление коррупционными рисками», которая внедрена приказом ГТК Республики Узбекистан № 180 от 22 07.2022 г. (не опубликован в широкой печати).

Информационная система «Управления кор-

Рис. 2. Графовая модель (а) и пояснительная схема (б) управления коррупционными рисками в таможенной сфере (составлено автором)

рупционными рисками» состоит из следующих подсистем:

- оценка коррупционных рисков: данная подсистема позволяет на постоянной основе контролировать деятельность сотрудников, напрямую подключаясь к базе данных таможенных органов и классифицируя действия каждого сотрудника в соответствии с установленными системой критериями;

- отчёты: указанная подсистема позволяет графически отображать уровни коррупционных рисков в контексте всех структурных подразделений и сотрудников таможенной службы, при этом на основании критериев коррупционных рисков, включённых в базу данных системы, отчёты отображаются в виде красных, жёлтых и зелёных дорожек в разрезе структурных подразделений;

- критерии коррупционных рисков: данная подсистема позволяет создавать новые критерии коррупционных рисков, редактировать и архивировать их в диалоговом режиме.

Информационная система «Управление коррупционными рисками» интегрирована

со следующими базами данных органов таможенной службы посредством прямого подключения (рис. 3, 4):

- база данных грузовых таможенных деклараций;

- база персональных данных сотрудников органов таможенной службы;

- база данных результатов таможенного досмотра грузов внешней торговли;

- база данных результатов перевозки грузов внешней торговли автомобильным транспортом;

- база данных результатов перевозки грузов внешней торговли железнодорожным транспортом;

- база данных учёта фактов нарушения таможенного законодательства.

В заключение следует отметить, что согласно требованиям Постановления Президента Республики Узбекистан от 12 января 2022 г. № ПП-81 «О мерах по внедрению системы рейтинговой оценки эффективности работ по противодействию коррупции» в стране введена система оценки эффективности антикоррупционной деятельности министерств и ведомств Республики Узбе-

Рис. 3. Функциональная модель взаимодействия информационных систем таможенной службы

Республики Узбекистан

О ■ле-рлпргш 6а

5| :<.*соЛотлир

И- КАВФЛДРНИ БОШКАРИШ

185 вакант

тларсони

Гэркнвчй ЛЯИИИЫШЦ

е "МЭД" бош'кбна пйегмдв • 'ТИФ' бвжМОНй ПОСШД» в Чйгй^й бамхана пйстнда в Бошк,зрыэ

курсвтничяар

9 Хиэматтекширувн

УыуммЙ профилит ими в Якка профилактика

Кушнмча ундирилган • ЖИНООТ мши И^ЯМТИПГИМ в Бушатнлган

в топшири^лар

12В +7 527 + 2 6 +2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данасгм н Нолир ^

£ бошдомв В "от 19 -

| Тмикигг )м*ар 15» Т

^^^ Фар*она еилоятм: 60 Т

Суржмцшр* »»пояти и т

Тошкентвилоити 39 Т

Да в лат божхонв к,умитаси

Пд^аллм'ам НЩИаИф 5>7 Т£

МЗДиооида.«!«

ТМФпосляла: Шп

5?7 "

Рис. 4. Главный интерфейс информационной системы «Управление коррупционными рисками» таможенной службы Республики Узбекистан

кистан [6].

При оценке эффективности антикоррупционной деятельности министерств и ведомств Республики Узбекистан особое место уделяется уровню цифровизации и действующим информационным системам государственных учреждений.

Информационные системы таможенных органов Республики Узбекистан внедрялись в течение последних нескольких лет поэтапно. Концепция и техническая платформа этих систем разработаны таможенными специалистами на основе изучения опыта развитых стран.

Информационные системы таможенных органов Республики Узбекистан, в том числе система «Управление коррупционными рисками», играют важнейшую роль в создании и обеспечении деятельности таможенной службы без коррупции.

По результатам оценки эффективность антикоррупционной деятельности министерств и ведомств Республики Узбекистан за 2022 г., проведённой Агентством по противодействию коррупции Республики Узбекистан, Государственный таможенный комитет занял 1 место, набрав 91 балл из 100 [7].

Библиографический список:

1. Закон Республики Узбекистан, от 03.01.2017 г. № ЗРУ-419 «О противодействии коррупции» // База данных национального законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/uz/pdfs/3088008 (дата обращения: 22.07.23).

2. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28 января 2022 г. // База данных национального законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения: 22.07.23).

3. Декларация совета по таможенному сотрудничеству по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне // Всемирная таможенная организация. Аруш. Танзания. 1993. URL. https://rad. wcoomd.org/wp-content/uploads/2022/04/revised-arusha-declarati on_rus.pdf (дата обращения: 22.07.23).

4. Akmalkhuja Mavlonov. New customs service of new Uzbekistan: harmonization of digitalization and simplification // Brussels, Belgium. 2022. Daily online

news website and print magazine «The Brussels Times». URL: https://www.brusselstimes.com/303535/new-cus-toms-service-of-new-uzbekistan-hormonisation-of-digita-lisation-and-simplification.11.10.2022 (дата обращения: 22.07.23).

5. Саидов А.А., Хакимова Ф.А., Абдурахмонов Т.Т. Концепция и модель «мягкого компонента» системы управления рисками таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 100-109.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 января 2022 г. № ПП-81 «О мерах по внедрению системы рейтинговой оценки эффективности работ по противодействию коррупции». URL: https://lex.uz/docs/5819323 (дата обращения: 22.07.23).

7. Завершена работа по рейтинговой оценке эффективности работ по противодействию коррупции в государственных органах и организациях // Ташкент, 2022, Отчёт Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан. URL. https://anti-corruption.uz/ru/item/2022/07/15 (дата обращения: 22.07.23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.