Научная статья на тему 'Совершенствование алгоритма контроля таможенного транзита информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан'

Совершенствование алгоритма контроля таможенного транзита информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный транзит / NCTS / алгортим управления / информационная система «Е-Tranzit» / мультимодальные перевозки / customs transit / NCTS / management algorithm / information system “E-Tranzit” / multimodal transportation

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И.М. Мухторов, М.М. Хамраев, А.А. Саидов

Рассматриваются вопросы организации таможенного транзита и развития таможенной информационной системы Республики Узбекистан. Изучен опыт развитых стран в организации таможенного транзита. Проанализированы основные этапы работы алгоритма информационной системы Европейского союза «Новая компьютеризированная транзитная система» (NCTS) по прибытию транзитных грузов. Предложен алгоритм управления многоэтапным таможенным транзитом информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — И.М. Мухторов, М.М. Хамраев, А.А. Саидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the Algorithm for Controlling the Customs Transit of the Information System “E-Tranzit” of the Republic of Uzbekistan

The issues of organizing customs transit and developing the customs information system of the Republic of Uzbekistan are considered. The experience of developed countries in organizing customs transit has been studied. The main stages of the algorithm of the information system “New Computerized Transit System” (NCTS) of the European Union for the arrival of transit goods have been analyzed. An algorithm for managing the multi-stage customs transit of the information system “E-Tranzit” of the Republic of Uzbekistan has been proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование алгоритма контроля таможенного транзита информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 004.057.8:339.543.62

БСИ 10.24412/1815-0683-2023-4-25-33

И. М. МУХТОРОВ*, М. М. ХАМРАЕВ**, А. А. САИДОВ**

Совершенствование алгоритма контроля таможенного транзита информационной системы «Е-Тгап71Ь> Республики Узбекистан

МУХТОРОВ Илхом Мухторович -первый заместитель председателя Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан. info@customs.uz.

MUKHTOROV I. M. - the First Deputy Chairman of the State Customs Committee under the Ministry of Economy and Finance of the Republic of Uzbekistan.

ХАМРАЕВ

Мираъзам Мирахматович -начальник факультета переподготовки и повышения квалификации. mirakhmatovich7@mail.ru.

KHAMRAEV M. M. - the Head of the Faculty of Retraining and Advanced Training.

Рассматриваются вопросы организации таможенного транзита и развития таможенной информационной системы Республики Узбекистан. Изучен опыт развитых стран в организации таможенного транзита. Проанализированы основные этапы работы алгоритма информационной системы Европейского союза «Новая компьютеризированная транзитная система» (NCTS) по прибытию транзитных грузов. Предложен алгоритм управления многоэтапным таможенным транзитом информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан.

Ключевые слова: таможенный транзит, NCTS, алгортим управления, информационная система «Е-Tranzit», мультимодальные перевозки.

I. M. MUKHTOROV, M. M. KHAMRAEV, A. A. SAIDOV

Improvement of the Algorithm for Controlling the Customs Transit of the Information System "E-Tranzit" of the Republic of Uzbekistan

The issues of organizing customs transit and developing the customs information system of the Republic of Uzbekistan are considered. The experience of developed countries in organizing customs transit has been studied. The main stages of the algorithm of the information system "New Computerized Transit System" (NCTS) of the European Union for the arrival of transit goods have been analyzed. An algorithm

* Государственный таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан. 100003, г. Ташкент, пр-т Ислама Каримова, 3.

Customs Committee under the Ministry of Economy and Finance of the Republic of Uzbekistan. 100003, Tashkent, Islam Karimov Avenue, 3.

** Таможенный институт Государственного таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан. 100071, г. Ташкент, ул. 2-й проезд Козиробод, 118. Customs Institute of the State Customs Committee under the Ministry of Economy and Finance of the Republic of Uzbekistan. 100071, Tashkent, 2nd Kozirobod Passage, 118.

САИДОВ

Абдусобир Абдурахмонович -доктор технических наук, профессор, начальник кафедры «Информационные технологии и математика». sobirs59@mail.ru.

SAIDOV A. A. - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Information Technology and Mathematics.

for managing the multi-stage customs transit of the information system "E-Tranzit" of the Republic of Uzbekistan has been proposed.

Keywords: customs transit, NCTS, management algorithm, information system "E-Tranzit", multimodal transportation.

В последние годы таможенные администрации многих стран, не имеющих выхода к морю, уделяют повышенное внимание вопросам таможенного транзита. Изучение опыта развитых государств показывает, что путь к эффективной организации таможенного транзита лежит через цифровизацию и информационное взаимодействие таможенных служб всех стран по цепочке поставок товаров международной торговли.

Например, в Европейском союзе внедрена Новая компьютерная транзитная система (New Computerised Transit System - NCTS), и с 1 апреля 2006 г. ее использование является обязательным условием для всех уполномоченных грузополучателей/грузоотправителей. Кроме того, к данной системе подключены страны Европейской ассоциации свободной торговли: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Турция и Северная Македония.

Для контроля за транзитом в Центральной Америке была создана система «Международный транзит товаров» (TIM). Данная система действует в Мексике, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале, Коста-Рике и Панаме.

В Восточной Африке для контроля за транзитами товарами была создана система RECTS, объединившая Уганду, Руанду, Бурунди, Южный Судан, Демократическую Республику Конго.

В Российской Федерации действует программное обеспечение, позволяющее осуществлять контроль транзита товаров, - АС КТТ-2, ЕАИС ТО, КПС «Транзитные операции», КПС «Совершение операций», АС «ПП» [2].

После успешных испытаний в Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме 30 ноября 2020 г. была официально запущена система таможенного транзита ACTS для стран Юго-Восточной Азии [3].

В Республике Узбекистан управление таможенного транзита с 2022 г. осуществляется с помощью новой информационной

системы «Е-Tranzit», которая обеспечивает выработку и принятие решений на основе автоматизации информационных процессов и технологий на всех таможенных постах страны. За время эксплуатации информационная система «Е-Tranzit» показала свою эффективность: в течение 1 года через нее оформлено 268 156 транзитных деклараций, 61 176 документов по «Книге 11», 182 120 других документов [4].

В то же время анализ результатов функционирования данной системы за прошедший период указывает на наличие таможенных операций, которые ею не охватываются, что существенно влияет на эффективность работы таможенных органов. Кроме того, актуальной является задача интеграции информационной системы «Е-Tranzit» с признанными международными информационными системами, такими как eTIR, НКТС, информационные системы ЕАЭС и др.

Целью данной работы стала разработка предложений по совершенствованию алгоритма информационной системы «Е-Tranzit» для управления таможенным транзитом, основанная на результатах сравнительного анализа с информационной системой Европейского союза NCTS.

Правовая основа европейского общего метода транспортировки грузов базируется на единых законах, положениях, нормах Евросоюза в области гражданского права, налогового, банковского и страхового законодательств, дорожного кодекса ЕС и др. Одним из ключевых документов организации транзита является соглашение стран Европейского союза и стран Европейской ассоциации свободной торговли о едином административном документе для перевозок грузов (Конвенция SAD от 22.05.1987). При этом транзит грузов делится на виды: внутренний, внешний; общий, международный, почтовый.

«Внутригосударственный таможенный транзит» - это процедура транзита, применимая внутри только одной страны или только на территории таможни, и в которой отделения отправки и назначения находятся на одной и той же территории. Любое требуемое обеспечение безопасности относится только к транзитному передвижению по территории, подконтрольной таможенной службе.

«Международный таможенный транзит» - это транзитное движение, являющееся частью единой транзитной таможенной операции, в процессе которой одна или более таможенных границ пересечены в соответствии с двусторонним или многосторонним соглашением. Это соглашение обычно устанавливает форму декларации товаров для таможенного транзита и, если это требуется, гарантию,

применяемую на каждой территории, подконтрольной сторонам этого соглашения [5].

В составе транзитной системы Европейского союза NCTS функционируют следующее подсистемы [1]:

- подсистема формирования и передачи данных в формате Единого административного извещения SAM (Single Administrative Message). Предварительное уведомление таможенных органов страны отправления осуществляется с использованием принципа «обратной связи», что позволяет ускорить процесс передачи данных и получить подтверждение о прибытии груза и транспортного средства в пункт назначения;

- подсистема управления базой данных утерянных, украденных и фальшивых таможенных печатей и пломб, которые применены для оформления уведомлений о перевозке груза и поручительских свидетельств;

- подсистема кодирования товаров;

- подсистема предупреждения, позволяющая передавать сведения о перевозке товара с повышенным риском от таможни пункта отправления на таможенные транзитные пункты и таможню пункта назначения.

Технология контроля транзитных грузов с использованием NCTS предусматривает следующие этапы.

Таможенная декларация подается в таможенный орган отправления груза в электронной форме участником ВЭД. Электронная декларация может быть составлена самостоятельно или через терминалы таможенных органов отправления.

Таможенная декларация должна содержать все требуемые данные и соответствовать форматным спецификациям, т. к. система контролирует достоверность данных в автоматическом режиме. Если в данных обнаружится какое-либо несоответствие утвержденным требованиям, то NCTS это отметит и откажет в принятии таможенной декларации. В таком случае участнику ВЭД необходимо внести исправления для принятия таможенной декларации (рис. 1).

По мере принятия таможенной декларации NCTS ее регистрирует и присваивает уникальный регистрационный номер.

После получения сообщения о регистрации таможенной декларации NCTS таможенный орган отправления принимает в течение 15-30 минут решение о проведении таможенного контроля в соответствии с рекомендациями системы управления рисками.

После завершения всего процесса таможенного контроля в таможенном органе отправления товар будет выпущен в соответствии с процедурой транзита, и система распечатает сопроводительный транзитный документ. Сопроводительный документ и перечень перемещаемых товаров должны находиться с товарами на протяжении всего периода транзита.

Рис. 1. Блок-схема алгоритма взаимодействия ЫСТБ с пользователем [6]

Одновременно с печатью сопроводительного транзитного документа ЫСТБ отправляет уведомление об этом в заявленный таможенный орган назначения. В сообщении содержится информация, взятая из таможенной декларации, что позволит таможенному органу назначения проконтролировать товарную партию при ее фактическом прибытии.

Если поставка товаров будет проходить через таможенный орган транзита, ЫСТБ также отправляет уведомление об этом на все таможенные органы транзита, чтобы они могли проконтролировать их движение.

При прибытии груза в таможенный орган транзита сопроводительный транзитный документ должен быть предъявлен соответствующему таможенному органу. Его электронный подлинник в ЫСТБ будет автоматически найден при вводе уникального регистрационного номера, после чего транзит может быть продолжен. Уведомление о прибытии в таможенный орган транзита будет направлено в таможенный орган отправления.

Таможенный орган назначения, получивший заранее сообщение о грузе, будет иметь всю информацию о совершенных транзитных операциях и возможность принятия решения о необходимой форме контроля. После применения требуемых мер контроля таможенный орган назначения ЫСТБ уведомит таможенный орган отправления о результатах контроля.

В деятельность таможенных органов Республики Узбекистан внедрена информационная система «Е-ТгаигИ». При ее разработке учитывался опыт развитых стран и особенности национального законодательства. Система «Е-ТгаигИ» состоит из следующих подсистем:

1) подсистема для участников ВЭД, которая предусматривает представление предварительной транзитной декларации до прибытия на таможенную границу Республики Узбекистан (ЬИр://са^о. сшШтБ.иг);

2) подсистема для сотрудников таможенных органов для проведения таможенных процедур, таких как таможенный досмотр, транспортный контроль и др.;

3) подсистема для пользователей смежных министерств и ведомств, уполномоченных к лицензированию и сертификации товаров и разрешающих их ввоз на территорию Республики.

Транзитная декларация подается участником ВЭД в таможенные органы через информационную систему «Е-ТгаигИ», данные вводятся в четыре этапа, на 5-м этапе формируется документ.

1. Общая информация:

- вид транспорта;

- таможенный пост отправителя;

- страна начала перевозку грузов;

- страна, где заканчиваются грузовые перевозки.

2. Транспортная информация:

- информация о перевозчике;

- сведения о транспорте;

- данные водителя.

3. Информация о грузе:

- товаросопрводительные документы;

- информация о товаре;

- нетарифные меры регулирования внешней торговли.

4. Гарантия и сборы:

- гарантии;

- сборы.

5. Формирование документа:

- в виде инвойса;

- в виде транзитной декларации.

Порядок представления транзитной декларации участниками ВЭД через информационную систему «Е-Тгапгй» утвержден решением Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 31.08.2022 № 3382.

Рис. 2. Блок-схема алгоритма контроля таможенного транзита с мультимодальными перевозками информационной системой «Е-ТгапгИ» (авторская разработка)

Одной из особенностей информационной системы «Е-Тгапгй» является возможность регулирования мультимодальных транзитных перевозок - предусмотрен контроль транзитной перевозки

сборного груза, предназначенного для разных получателей. Система позволяет регистрировать такие грузовые операции, как разгрузка-перегрузка, замена вида транспорта и др., которые осуществляются под таможенным контролем. Блок-схема алгоритма контроля таможенного транзита с мультимодальными перевозками информационной системой «Е-Tranzit» приведена на рис. 2.

Предложенный алгоритм включен в функционал информационной системы «Е-Tranzit» в виде отдельного блока под названием «Грузовые операции». Опытная эксплуатация новой версии этой системы показала, что ее новый блок «Грузовые операции» позволяет управлять таможенным транзитом при мультимодальных перевозках и создает благоприятные условия для участников внешней торговли.

Ранняя версия информационной системы «Е-Tranzit» не давала возможности управлять мультимодальными транспортными перевозками и требовала представления новой транзитной декларации после каждой грузовой операции. Исследования учета рабочего времени, проведенные после внедрения новой версии информационной системы «Е-Tranzit», подвтержают, что она способствует увеличению пропускной способности таможенных постов в 1,5-2 раза.

В то же время при эксплуатации информационной системы «Е-Tranzit» в промышленных условиях ощущается необходимость ее дальнейшего совершенствования в направлении интеграции с системой управления рисками и адресности таможенного транзита.

Список литературы

1. Алданиязов К. Оценка получения Казахстаном статуса наблюдателя Конвенции ЕС об общем транзите: Отчет о результатах исследования по теме «Упрощение процедур торговли в Центральной Азии» / Германское общество по международному сотрудничеству. 2021. URL: https://www. slideshare.net/KanatAldaniyazov/common-transitrus.pdf (дата обращения: 15.12.2023).

2. Афонин Д. Н. Цифровые технологии в системе прослеживаемости товаров при таможенном контроле: Особенности контроля за транзитом в Российской Федерации // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И. Р. Бегишева, Е. А. Громовой, М. В. Залоило, И. А. Филиповой, А. А. Шутовой. В 6 т. Т. 1. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2022. С. 30-34.

3. Лозинский А. Н., Сазонов С. Л. Новый международный сухопутно-морской торговый коридор «КНР-АСЕАН» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2022. № 27. С. 324-338. DOI: 10.48647/IFES.2022.88.31.010.

4. Мухторов И.М., Дусмухмедов А. И., Саидов А. А. Автоматизация таможенного транзита: от опыта Европейского союза к практике Республики Узбекистан // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2(51). С. 45-51.

5. Путь к эффективному транзитному режиму. Руководство по транзиту. Брюссель: Всемирная таможенная организация, 2017. С. 8. URL: https:// www.wcoomd.org/-/media/wco/public/ru/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/transit/transit-guidelines-final-ru.pdf?db=web (дата обращения: 15.11.2023).

6. CTC Traders API phase 4 service guide. URL: https://developer.service. hmrc.gov.uk/guides/ctc-traders-phase4-service-guide/#api-overview (available at: 10.12.2023).

© Мухторов И. М., Хамраев М. М., Саидов А. А., 2023 © Mukhtorov I. M., Khamraev M. M., Saidov A. A., 2023

Для цитирования:

Мухторов И. М., Хамраев М. М., Саидов А. А. Совершенствование алгоритма контроля таможенного транзита информационной системы «Е-Tranzit» Республики Узбекистан // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. № 4(105). С. 25-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.