Научная статья на тему 'СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
943
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (МДП) / КНИЖКА МДП / КОНВЕНЦИЯ МДП / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО / USTOMS TRANSIT / TRANSPORTS INTERNATIONAL ROUTIERS (TIR) / TIR CARNET / TIR CONVENTION / FOREIGN TRADE ACTIVITY / INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT UNION / GUARANTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фукс Елена Николаевна, Викентьев Вячеслав Анатольевич

В статье проводится анализ действующих подсистем таможенного транзита, применяемых в международных автомобильных перевозках. Раскрывается их значение, определяются проблемы и перспективы использования при формировании единой транзитной системы Евразийского экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фукс Елена Николаевна, Викентьев Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

TECHNOLOGIES AND MEANS OF CUSTOMS CONTROL

E. H. Фукс, В. А. Викентьев

СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проводится анализ действующих подсистем таможенного транзита, применяемых в международных автомобильных перевозках. Раскрывается их значение, определяются проблемы и перспективы использования при формировании единой транзитной системы Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенный транзит; международные дорожные перевозки (МДП); книжка МДП; Конвенция МДП; внешнеторговая деятельность; Международный союз автомобильного транспорта; поручительство.

E. N. Fuks, V. A. Vikentiev

CUSTOMS TRANSIT SYSTEM IN FOREIGN TRADE ACTIVITY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN MODERN CONDITIONS

The analysis of existing subsystems of customs transit used in international road transport is conducted in the article. Their significance is revealed, and the problems and prospects for using them in the formation of a unified transit system of the Eurasian Economic Union are determined by the authors.

Keywords: customs transit; transports international routiers (TIR); TIR Carnet; TIR Convention; foreign trade activity; International Road Transport Union; guarantee.

Важную роль в формировании благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) играет таможенная процедура таможенного транзита, которая призвана содействовать устойчивому развитию транспорта и упрощать экономические отношения между государствами [1].

В системе таможенного транзита ведущая роль отводится международным автомобильным перевозкам грузов, которые наряду с другими видами транспорта участвуют в создании и функционировании эффективного единого транспортного пространства Союза [2].

Перевозки товаров автомобильным транспортом занимают лидирующие позиции в грузоперевозках в ЕАЭС. В 2019 г. их доля составила 82,8% от общего объема перевозок. В целом грузооборот автомобильного транспорта в 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 г. увеличился на 5,6% и составил

488,2 млрд т-км. Анализ данного направления по государствам - членам Союза также свидетельствует об увеличении грузооборота: в Армении он вырос на 17,1%, в Кыргызстане - на 13,3%, в Казахстане и России - на 15,8% [3].

В настоящее время на территории России перевозка товаров автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита осуществляется преимущественно с использованием двух подсистем:

1) подсистемы международных дорожных перевозок (процедура МДП);

2) подсистемы поручительства.

Процедура МДП установлена таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций (ООН) от 14.11.1975 «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенция МДП). Товар по данной процедуре перемещается в опломбированном грузовом отсеке от страны отправления до страны назначения, делая невозможным несанкционированный доступ к перевозимым товарам. Одним из основополагающих принципов подсистемы, делающих такие перевозки возможными, является взаимное признание мер таможенного контроля всеми странами в пути следования. В настоящее время процедура МДП является единственной глобальной и универсальной системой таможенного транзита, которая применяется на практике в 63 странах мира [4]. Несмотря на различия в национальном законодательстве, перевозчики этих стран имеют возможность осуществлять перевозку товаров по единому и гармонизированному документу -книжке МДП. С одной стороны, книжка МДП является транзитной декларацией, а с другой - подтверждает, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия, являющаяся обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов.

Международная гарантия означает, что в любой момент таможенные пошлины и налоги, в отношении которых существует риск неуплаты в ходе транзитной перевозки, покрываются гарантией национального объединения на случай, если перевозчик не может быть привлечен к ответственности. Реализуется это за счет того, что в каждой стране функционирует признанное местными таможенными органами национальное объединение, которое гарантирует уплату таможенных пошлин, налогов в случае нарушения процедуры МДП на территории данной страны. Причем это национальное объединение гарантирует уплату таможенных пошлин и налогов как за национальных, так и иностранных перевозчиков, находящихся на территории страны в момент осуществления перевозки по процедуре МДП.

Все международные гарантийные объединения составляют своеобразную гарантийную цепь во всех странах - участницах Конвенции МДП. Функционирование гарантийной цепи находится в ведении Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ / Ши) в рамках соответствующего мандата ООН. Работа гарантийной цепи обеспечивается крупными международными страховыми компаниями и контролируется Исполнительным советом МДП (ИСМДП), одним из девяти членов которого на сегодняшний день является и представитель Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Таким национальным объединением на территории Российской Федерации (РФ) является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). АСМАП имеет соответствующее соглашение с ФТС России. В Республике Беларусь функционирует ассоциация БАМАП, заключившая соглашение с ГТК РБ.

В России допуск перевозчиков к осуществлению международных перевозок по процедуре МДП осуществляется ФТС России после проверки соответствия необходимым критериям, установленным в приложении 9 к Конвенции МДП.

К проверяемым сведениям относятся:

- наличие опыта осуществления международных автомобильных перевозок грузов не менее шести месяцев;

- устойчивое финансовое положение, обеспечивающее выполнение обязательств перевозчика;

- отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного законодательства РФ и задолженности по уплате таможенных платежей;

- отсутствие серьезных или неоднократных нарушений налогового законодательства РФ;

- наличие знаний в области применения Конвенции МДП [5].

Процедура МДП имеет особое значение и для всех стран - участниц Союза, учитывая характер единой таможенной территории стран. На страны ЕАЭС в 2019 г. приходилось 18,1% от общего количества выданных книжек МДП, что, безусловно, является весомой величиной и характеризует значимость этой процедуры для стран Союза. Общее количество книжек МДП, выданных МСАТ национальным объединениям в странах ЕАЭС, составило в 2019 г. 155,35 тыс. единиц. На Россию из этого числа пришлось 95,2 тыс. книжек МДП, на Республику Беларусь - 43,1 тыс., на Республику Казахстан - 15 тыс., на Кыргызскую Республику - 2 тыс., в Республике Армения книжки МДП в 2019 г. не выдавались (рис. 1).

140000 120000 100000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

Армения

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Россия

Рис. 1. Общее количество книжек МДП, выданных МСАТ национальным объединениям в 2016-2019 гг. (по данным ООН) [6]

Исходя из данных, приведенных на рис. 1, а также с учетом анализа статистики за предшествующие периоды, в России выдача книжек МДП с 2014 г. начала существенно сокращаться, что обусловлено следующими факторами:

- ограничением применения книжек МДП и развитием национальной системы гарантий;

- созданием ЕАЭС и развитием системы таможенного транзита ЕАЭС;

- развитием системы электронного декларирования в странах ЕАЭС и в России в частности, в том числе электронного декларирования таможенного транзита и распространения услуг поручительства в электронном виде (книжка МДП до сих пор используется на бумажном носителе).

Несмотря на эту тенденцию, Россия для подсистемы МДП является страной, где завершается процедура МДП, открытая за пределами таможенной территории ЕАЭС. Так, в 2019 г. на территории страны прекращено 288,3 тыс. операций МДП из 855,9 тыс. операций МДП, совершенных в мире. Это означает, что 33,7% всех грузоперевозок по книжке МДП в мире следуют назначением в РФ.

Если посмотреть на все страны ЕАЭС, то общее число прекращения книжек МДП за 2019 г. - 382,6 тыс., что составляет соответственно 44,7% от общего числа (рис. 2). Это означает, что почти половина всех используемых книжек МДП в мире следует с назначением в страны ЕАЭС. Среди перевозчиков, которые едут в страны Союза по данной процедуре, не только перевозчики ЕАЭС, но и перевозчики из Европейского союза, Украины, Турции, стран Средней Азии и др.

400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150000 100000 50 000 0

□ 2017 г.

□ 2018 г.

□ 2019 г.

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

Рис. 2. Количество операций по процедуре МДП, прекращенных в странах ЕАЭС, в 2017-2019 гг. (по данным ООН) [7]

Вместе с тем, как уже отмечалось выше, основной причиной снижения конкурентоспособности процедуры МДП и, как следствие, сокращения количества используемых книжек МДП является отсутствие электронного формата данной процедуры. Поэтому на сегодняшний день принципиальным для устойчивого развития системы МДП является развитие и внедрение электронного формата процедуры.

Вопрос о необходимости скорейшей цифровизации процедуры МДП поддерживается всеми договаривающимися сторонами Конвенции МДП и стоит на повестке дня рабочих органов Конвенции МДП в ООН на протяжении уже нескольких лет. За это время была проведена огромная работа, которая завершилась разработкой приложения 11 к Конвенции, устанавливающего единую правовую базу для применения электронной процедуры МДП. Важно отметить, что текст

приложения 11 был единогласно принят 05.02.2020 в ходе очередного заседания Административного комитета (AC.2) в Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Следовательно, через 15 месяцев можно ожидать его вступления в силу.

Параллельно с работой над правовой базой для применения цифровой процедуры МДП в ООН МСАТ / IRU велась работа по цифровизации отдельных элементов системы. Так, наиболее значимыми информационно-техническими разработками IRU стали программные средства TIR-EPD, RTS (Real-TimeSafe-TIR) и AskTIRWeb.

TIR-EPD (предварительное декларирование перевозок) - это программный модуль, с помощью которого перевозчики, следующие по процедуре МДП, могут бесплатно, не используя услуги третьих лиц (посредников, таможенных представителей), выполнить требование об обязательном предоставлении таможенным органам электронной предварительной информации (ЭПИ) о перемещаемых товарах. При этом информация, внесенная однократно, направляется во все таможенные органы стран на пути следования, с учетом специфики и характерных требований национального законодательства. Пользоваться преимуществами TIR-EPD и передавать ЭПИ можно было уже с 2009 г., однако в ЕАЭС требование обязательного предоставления ЭПИ в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, стало обязательным только с 2012 г. По статистике, к 2019 г. доля ЭПИ, формируемой с использованием приложения TIR-EPD, в мире превысила 50% [4].

Приложение TIR-EPD полностью соответствует «Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли» Всемирной таможенной организации (ВТамО), учитывает специфические потребности таможенных органов разных стран при таможенном транзите товаров, что позволяет повысить эффективность таможенного контроля при осуществлении международных автоперевозок.

Real-TimeSafeTIR (RTS) - это инструмент управления рисками МДП, разработанный в рамках рекомендаций ООН от 20.10.1995, который стал обязательным для таможенных служб в соответствии с приложением 10 к Конвенции МДП. SafeTIR предоставляет сотрудникам таможни доступ к последней информации о статусе и сроках действия книжек МДП в целях своевременного выявления возможных нарушений. Кроме того, по прекращении операции МДП RTS отправляет сообщение SafeTIR в МСАТ автоматически, без необходимости каких-либо дополнительных действий со стороны таможенного органа. В случае разногласий по операции МДП технология RTS предлагает услугу электронной сверки данных SafeTIR.

AskTIRWeb - это программное средство, которое автоматизировало взаимодействие национальных ассоциаций и МСАТ / IRU по вопросам выдачи книжек МДП, их возврату, формированию отчетов и прочим вопросам.

Благодаря комбинации разработанных МСАТ / IRU вышеперечисленных программных средств цифровая процедура МДП может быть реализована на практике еще до принятия приложения 11. А ст. 48 и 49 Конвенции МДП.

Первый пилотный проект, реализуемый МСАТ / IRU совместно с ЕЭК ООН по применению электронной процедуры МДП (eTIR), был осуществлен в 2015 г. при перевозке товаров между Турцией и Ираном. При пересечении границ был пройден пограничный и таможенный контроль, при этом обмен данными между

перевозчиками, таможенными органами, гарантийными ассоциациями стран-участниц и органами ООН проводился в электронном формате. Формально проект был завершен в 2017 г. и признан ЕЭК ООН успешным.

В июне 2019 г. был запущен пилотный проект по применению электронной процедуры МДП между Азербайджаном и Ираном. Следующей инициативой является проект по использованию электронной процедуры МДП на интермодальном маршруте вдоль Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана.

Помимо электронной процедуры МДП, в отдельных странах успешно реализуются новые инструменты МДП. Например, в Казахстане и Кыргызстане внедрена система повышенной гарантии МДП ТШ+, увеличивающая стандартный размер гарантии дополнительно на 100 тыс. евро. Более года на Украине применяется система iCarnet для обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых под таможенным контролем между двумя таможенными органами, находящимися на территории одного государства. Вопрос о внедрении такой системы прорабатывают Молдова, Таджикистан и Кыргызстан.

Эти мероприятия свидетельствуют о том, что техническая сторона внедрения электронной книжки МДП Международным союзом автомобильного транспорта проработана и даже реализована в ходе ряда пилотных проектов. Факт, что в начале февраля 2020 г. состоялось принятие правовой базы применения электронной процедуры МДП, является подтверждением того, что к середине 2021 г., когда приложение 11 вступит в силу, процедура МДП станет полностью компьютеризированной системой.

При всем удобстве система МДП - не универсальное решение в области международных автомобильных перевозок. В частности, Конвенция МДП гарантирует национальным таможням уплату таможенных сборов на сумму до 60 тыс. евро. Если сборы превышают эту сумму, то ТИР уже не действует и требуется дополнительное гарантийное обеспечение.

В силу этих причин, а также из-за возникающих в последнее время политических и экономических угроз России со стороны западных стран ФТС России стала внедрять подсистему обеспечения уплаты таможенных платежей посредством использования технологии поручительства [8].

Данная технология является сравнительно новой подсистемой, но, несмотря на это, она уже сейчас предоставляет возможность для участников ВЭД заблаговременно обеспечивать транзитную перевозку, тем самым сокращая временные издержки. Для таможенных органов - это эффективный механизм контроля за транзитными перевозками в части уплаты таможенных платежей.

По оценкам экспертов, в 2019 г. доля поручительства при оформлении таможенного транзита на границе РФ составила 42%, на долю МДП пришлось всего 10% [9]. Это свидетельствует о востребованности подсистемы поручительства.

Основные достоинства технологии поручительства в части влияния на собираемость таможенных платежей заключаются в возможности:

- дополнительной гарантийной защиты при перевозке товаров;

- гибкой цены предоставления услуг;

- предоставления дополнительных услуг помимо страхования ответственности перед таможенными органами;

- сокращения времени выплаты страховых сумм, что позволяет снижать риск неуплаты таможенных платежей;

- контроля деятельности страховых компаний со стороны таможенных органов;

- информационной интеграции и взаимодействия страховых компаний и таможенных органов [10].

В настоящее время технология поручительства реализуется на основе договоров поручительства, заключенных ФТС России с рядом организаций, наиболее известны среди которых ООО «Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», ФГУП «РОСТЭК» и ООО «Мультисервисная платежная система».

Работа данной подсистемы осуществляется путем взаимодействия двух автоматизированных систем (АС) Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов - АС «Обеспечение» и автоматизированной системы контроля таможенного транзита (АС КТТ-2). Каждый поручитель обеспечивает свою деятельность банковскими гарантиями, сведения о которых, а также о заключенных договорах поручительства содержатся в АС учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (АС «Обеспечение») [8]. Это является существенным преимуществом данной системы по сравнению с процедурой МДП.

На сегодняшний день поручительство функционирует в странах ЕАЭС на национальном уровне как средство обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите на территории всех стран ЕАЭС в пути следования. Однако при выезде за пределы ЕАЭС возникает необходимость использовать другую транзитную процедуру. Это является существенным недостатком поручительства по сравнению с процедурой МДП и в то же время одним из главных преимуществ подсистемы МДП, поскольку за счет глобального охвата она способна обеспечить безопасный транзит с предоставлением международной гарантии по маршруту, проходящему по территории нескольких государств с различным уровнем развития национальных и региональных процедур транзита.

Таким образом, современная транзитная система ЕАЭС представлена двумя подсистемами - МДП и поручительства. Вторая подсистема более конкурентоспособна в силу возможности осуществления транзита с помощью электронных документов. Она в большей степени соответствует интересам государства, поскольку имеет более эффективные и действенные механизмы гарантии уплаты таможенных платежей и контроля за совершением операций таможенного транзита, чем процедура МДП. Однако серьезным недостатком подсистемы поручительства является ограничение сферы ее использования - только на таможенной территории ЕАЭС. Это обусловливает необходимость оформления дополнительных документов при открытии и закрытии процедуры таможенного транзита, если грузы начинают или продолжают перемещаться за пределами ЕАЭС.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что обе транзитные подсистемы ЕАЭС обладают существенными недостатками, которые влекут экономические потери государства в виде объема недополученных таможенных доходов (подсистема МДП) и непроизводительные затраты бизнеса на многократное открытие и закрытие процедуры таможенного транзита (подсистема поручительства). Эти недостатки свидетельствуют о необходимости создания новых перспективных подсистем таможенного транзита в рамках единой транзитной системы ЕАЭС.

Использованные источники

1. Старых С. А., Солодухина О. И., Солодухин Д. Ю. Анализ применения таможенной процедуры таможенного транзита в условиях действия Евразийского экономического союза // Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции «Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты». Курск, 2018. Т. 2. С. 132-136.

2. Холопов К. В., Соколова О. В. Использование системы МДП во внешней торговле ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8. С. 84-96.

3. Справочная информация о деятельности автомобильного транспорта в государствах - членах Евразийского экономического союза в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org.

4. The United Nations Economic Commission [Electronic Resource]. URL: http://www.unece. org/tir/system/countries.html.

5. Информация о системе МДП [Электронный ресурс]. URL: https://www.asmap.ru/asmap/ sistema-mdp/Predvarite27noe-informirovanie.

6. Total amount of TIR Carnets issued by IRU to National Associations 2001-2019 [Electronic Resource]. URL: http://www.unece.org/tir/figures/safe_tir_sta.html.

7. SafeTIR Statistics [Electronic Resource]. URL: http://www.unece.org/tir/figures/safe_tir_sta. html.

8. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

9. IRU (The International Road Transport Union) [Electronic Resource]. URL: https://www.iru. org/resources/iru-library/electronic-tir-guarantee-user-manual.

10. Липатова Н. Г., Сомов Ю. И., Мантусов В. Б., Тебекини А. В. и др. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Проведение исследований и разработка концептуальных и методических основ модели собираемых таможенных платежей за счет совершенствования услуг в едином таможенном пространстве при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС». Люберцы, 2016 [Электронный ресурс]. URL: /rta.customs.ru/nrta/ attachments/2172_osnov_rez_nauch_deytel_2016g.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.