ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В. Б. Мантусов, Н. Г. Липатова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНЗИТНОМ СИСТЕМЫ И ЕЕ ГАРАНТИЙНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Статья посвящена одной из актуальных научно-практических проблем организации внешнеэкономической деятельности между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - созданию единой транзитной системы и единых гарантийных механизмов при транзите товаров как альтернативы системе по «книжкам МДП». Обоснована необходимость и показаны возможности создания такой системы, дана оценка результатов использования в качестве гарантов национальных финансовых и страховых организаций, а также применения единых механизмов обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите товаров в ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; международные дорожные перевозки (МДП); Конвенция МДП; книжки МДП; транзит; товар; транспортные средства; таможенные органы; таможенные платежи; обеспечение; гарантии; поручительство.
Внешнеэкономическая, и в частности внешнеторговая, деятельность во все времена являлась движущей силой экономического развития любого государства. Сфера внешней торговли предоставляет всем странам большие возможности для становления и развития их национальных экономик, формирования бюджетов, обеспечения экономической и в целом национальной безопасности. Внешняя торговля предполагает перемещение товаров через таможенную границу из одной страны или интеграционных экономических объединений стран (экономического союза и (или) таможенного союза) в другие. Для регулирования такого товарооборота существуют органы государственного и (или) межгосударственного управления внешнеэкономической, и в частности внешнеторговой, деятельностью, в системе которых особую роль играют таможенные органы.
В условиях функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (свободное перемещение товаров и услуг, свободное перемещение факторов производства - капитала и рабочей силы) деятельность таможенных органов государств - членов ЕАЭС должна быть направлена на поддержание и развитие интеграции национальных экономик, на обеспечение экономической безопасности стран. Одним из наиболее актуальных вопросов организации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стран ЕАЭС является создание единой транзитной системы в рамках Таможенного союза и единых гарантийных механизмов при транзите товаров на базе законодательных норм Таможенного кодекса Таможенного
В. Б. Мантусов, Н. Г. Липатова
союза (ТК ТС). Именно на его основе должны осуществляться развитие интеграционных экономик, электронное информационное взаимодействие, организация единого электронного документооборота с использованием электронной подписи единого образца во всех странах ЕАЭС.
Подтверждением важности этого вопроса является поручение Президента РФ, в соответствии с которым Правительство РФ должно обеспечить взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией в целях достижения договоренности о создании единой транзитной системы в рамках Таможенного союза и единых гарантийных механизмов при транзите товаров [1, п. 4].
Необходимо отметить, что проблема транзита и обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите товаров не нова в практике международной торговли и перемещении товаров через таможенную границу. Длительное время (с 1994 г.) таможенные органы РФ ориентировались на обеспечение уплаты таможенных платежей посредством применения книжек международной дорожной перевозки (книжки МДП) как гаранта уплаты таможенных платежей и доставки грузов (товаров), поскольку отечественная система обеспечения уплаты таможенных платежей находилась тогда еще в зачаточном состоянии. Товары в Россию привозились в основном иностранными перевозчиками, для которых было удобно использовать книжки МДП. Международные автомобильные перевозки товаров по территории России практически находились под контролем Женевской неправительственной некоммерческой организации - Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) [2].
С течением времени, уже к 2002 г., стало понятно, что МСАТ не готов выполнять в полном объеме гарантийные обязательства перед таможенными органами, в результате чего образовалась и нарастала задолженность по уплате таможенных платежей. По состоянию на 2014 г. таможенные органы РФ недополучили от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) (АСМАП -посредник МСАТ в России) порядка 20 млрд. руб. [3].
В силу этих причин, а также из-за возникающих в последнее время политических и экономических угроз России со стороны западных стран Федеральная таможенная служба (ФТС России) стала внедрять систему обеспечения уплаты таможенных платежей, основанную на взаимодействии с отечественными финансовыми и страховыми организациями [4]. Такая система гарантий по обеспечению уплаты таможенных платежей базируется на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [5].
Анализ зарубежного опыта функционирования транзитных систем показал, что в Европейском союзе (ЕС) в настоящее время Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.) не является основополагающим документом, регламентирующим транзитные перевозки по территории ЕС. Она применяется ЕС и странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) только при транзите товаров и транспортных средств в отношении третьих стран. Внутренние транзитные перевозки ЕС регулируются Конвенцией о процедуре общего транзита от 20.05.1987. Потребность создания европейской процедуры общего таможенного транзита в дополнение к действующей процедуре МДП возникла в 1968 г., когда были сделаны первые шаги по созданию Общего таможенного тарифа стран ЕС. В отличие от
Конвенции МДП 1975 г. система общего транзита предполагает в случае необходимости возможность перегрузки, переадресовки и складирования товаров. При этом не учитываются ни вид товара, ни его происхождение [6].
В рамках общего транзита в ЕС действует единый административный документ - декларация «Т1» или «Т2». Использование той или иной декларации зависит от статуса перемещаемых товаров. Процедура «Т1» применяется в отношении иностранных товаров, а процедура «Т2» - в отношении следующих товаров:
- полностью произведенных на таможенной территории ЕС без привлечения товаров, производимых в третьих странах;
- произведенных в третьих странах, но выпущенных в свободное обращение в государстве - члене ЕС;
- произведенных на таможенной территории ЕС из товаров, указанных в первых двух пунктах.
Основными способами обеспечения гарантий по уплате таможенных платежей на таможенной территории ЕС являются денежный залог и поручительство, процесс предоставления которых компьютеризирован с помощью системы NCTS (англ. New Computerised Transit System - Новая компьютерная транзитная система).
Нестабильность в мировой экономике, распространение санкций в торговой сфере, нарастающая задолженность участников ВЭД перед таможенными органами и необходимость усиления контроля за движением товаров и за поступлениями таможенных платежей с использованием автоматизированных информационных технологий требуют совершенствования существующей системы транзита в таможенных органах государств - членов ЕАЭС, а также системы гарантийных обязательств по уплате таможенных платежей в направлении сочетания интересов как участников ВЭД, так и национальных экономических интересов государств - членов ЕАЭС.
Одним из путей такого совершенствования является создание единой транзитной системы в ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров по территории Таможенного союза ЕАЭС.
Преимуществом системы единого транзита по сравнению с Конвенцией МДП 1975 г. является возможность покрытия общего стоимостного объема транзитных партий товаров. Данное обстоятельство позволит сократить суммы задолженности в случае полной или частичной недоставки товаров. Кроме того, единая гарантийная система Таможенного союза ЕАЭС обеспечит предотвращение вывода значительных денежных средств из экономик государств - членов Таможенного союза ЕАЭС, который наблюдается в рамках гарантийной системы по процедуре МДП.
Электронная система таможенного транзита, практика применения которой уже существует на территории Таможенного союза, упростит таможенные операции по начислению сумм обеспечения и взысканию сумм задолженности. Создание электронной базы товаров и участников транзитных перевозок на таможенной территории Таможенного союза также обеспечит сокращение случаев незаконного вовлечения транзитных товаров в торговый оборот на территориях государств - членов Таможенного союза ЕАЭС.
Развитие единой транзитной системы Таможенного союза ЕАЭС и единой гарантийной системы при транзите товаров имеет перспективы, обусловленные их взаимодействием с системой общего таможенного транзита ЕС NSTC, которая обеспечивает более современное управление процедурой общего транзита
В. Б. мантусов, н. Г. липатова
(в настоящее время в ЕС бумажный вариант транзитных деклараций полностью заменен на электронный). NCTS полностью компьютеризирует обслуживание процедуры общего транзита. Информация о перемещаемых транзитных товарах сохраняется, передается и перерабатывается с момента заявления процедуры общего транзита до ее закрытия. Для простой идентификации пересылок в рамках системы NCTS каждая транзитная операция получает свой индивидуальный номер [6].
Объединение NCTS и электронной системы таможенного транзита Таможенного союза позволит создать единую электронную базу, обеспечивающую компьютеризацию всех транзитных перевозок, осуществляемых по территориям ЕС и Таможенного союза ЕАЭС. Данное обстоятельство положительно повлияет на интеграцию двух союзов и рост торгового оборота между государствами - членами ЕС и ЕАЭС.
Поскольку в настоящее время в России и других государствах ЕАЭС действует и продолжает развиваться рынок предоставления гарантийных услуг по обеспечению уплаты таможенных платежей, формирование единой гарантийной системы на основе поручительства позволит создать конкурентный рынок соответствующих услуг. Сегодня АСМАП является монополистом в отношении выдачи книжек МДП, что негативно сказывается на работе перевозчиков и таможенных органов. Наличие нескольких поручителей дает перевозчикам возможность выбора более низких цен при получении, например, индивидуальных листков гарантии.
Следует отметить, что в России в системе уплаты таможенных платежей применяются новые технологии, в частности: уплата таможенных платежей осуществляется с использованием таможенных платежных карт; реализована удаленная уплата, позволяющая осуществлять платежи в режиме реального времени; во всех таможенных органах используется автоматизированный учет обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов; совершенствуется совместная работа ФТС России с Федеральным казначейством, которая направлена на ускорение сроков поступления информации об уплате и перечислении денежных средств; создаются условия, при которых участник ВЭД может не авансировать таможенные платежи, при этом информирование таможенных органов об уплате и перечислении денежных средств (таможенных платежей) осуществляется в электронном виде; сроки доведения информации об уплате и перечислении денежных средств до таможен сокращены до двух часов [7].
Если гарантийные суммы обеспечения уплаты таможенных платежей непосредственно вносятся на счета таможенных органов перед совершением процедуры таможенного транзита, то, следовательно, порядок взыскания таких сумм при недоставке товаров упрощается и не несет за собой значительных временных и стоимостных издержек, как в случае применения процедуры МДП, когда взыскание сумм задолженности происходит только в судебном порядке.
Анализ имеющихся возможностей создания единой транзитной системы в рамках Таможенного союза и единых гарантийных механизмов при транзите товаров в ЕАЭС выявил следующее [8]:
1. В соответствии с нормами ТК ТС единые гарантийные механизмы обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите в ЕАЭС опираются на институты гарантии и поручительства.
2. В России использование поручительства при транзите товаров компьютеризировано и активно применяется на практике. Внедрена технология
поручительства при таможенном транзите товаров, оформляемого в электронном виде с применением электронных подписей (технология поручительства). Нормативной базой для применения технологии поручительства является приказ ФТС России от 10.02.2012 № 245 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством по обязательствам нескольких лиц при таможенном транзите товаров».
3. В настоящее время ФТС России заключила три договора поручительства по обязательствам нескольких лиц с ООО «Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», ФГУП «РОСТЭК» и ООО «АДАЛ», где каждый поручитель обеспечивает свою деятельность банковскими гарантиями. Сведения о банковских гарантиях и заключенных договорах поручительства содержатся в автоматизированной системе (АС) учета и контроля за применением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (АС «Обеспечение»).
4. Технология поручительства реализовывается при взаимодействии двух автоматизированных систем Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов - АС «Обеспечение» и автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2). При этом в реализации технологии поручительства участвуют автоматизированные системы поручителей, которые посредством международной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» взаимодействуют с АС «Обеспечение».
5. В целях ускорения и упрощения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, упрощения порядка предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, а также совершенствования системы обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите товаров Евразийской экономической комиссией разработано и находится на рассмотрении Соглашение об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита [9].
Проведенные в Российской таможенной академии исследования [8], основанные на оценке результатов функционирования вариантов гарантийных систем при транзите товаров в ЕАЭС, показали, что использование в качестве гарантов национальных финансовых и страховых компаний, а также единых гарантийных механизмов обеспечения уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС позволит:
- увеличить собираемость таможенных платежей до 8% от их общей суммы;
- сократить суммарные риски собираемости таможенных платежей (включая риски прямых потерь и риски недополученной выгоды) на 14%;
- обеспечить информационную безопасность сопровождения ВЭД РФ за счет участия отечественных операторов предоставления услуг вместо зарубежных;
- исключить вероятность блокирования внешнеторговых операций РФ зарубежным монополистом МСАТ.
Использованные источники 1. Поручение Президента РФ от 25.02.2015 № Пр-321 «Перечень поручений, направленных
на обеспечение действия на территории России Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» [Электронный ресурс]. URL: http://
kremlin.ru/acts/assignments/orders/47751#assignment-0.
22 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2016
Е. С. Пожидаева
2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, заключена в Женеве 14.11.1975) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Мантусов В. Б. Что может помешать становлению Евразийского союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ra/mdex.php?option=TOm_mntent& view=article&id=19534:-q-q-q-q-19062014-&catid=26:2011-01-24-14-45-21&Itemid= 1830&Itemid=1851; http://tass.ru/opinions/1597332.
4. Письмо ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».
5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999).
6. Выборка из Руководства по транзиту ЕС. TRANSIT MANUAL. TAXUD/A2/ TRA/003/2016-EN. Working document. Brussels, 27-04-2016.
7. Бельянинов А. Ю. Сумма технологий в таможенной сфере // Ракурс. 2015. № 3. С. 2-9.
8. Проведение исследований и разработка концептуальных и методических основ модели собираемых таможенных платежей за счет совершенствования услуг в едином таможенном пространстве при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС: отчет о НИР (шифр «Платежи-2016») / науч. рук. Н. Г. Липатова; Российская таможенная академия. Люберцы, 2016. 475 с.
9. Соглашение об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (проект) / ЕЭК, 2016.
Е. С. Пожидаева
ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются динамика и структура основных показателей внешней торговли РФ; исследуется динамика цен, физического объема и стоимости экспорта и импорта; проводится анализ географической структуры внешнеэкономических связей, выявляются тенденции их развития, появившиеся после введения санкций.
Ключевые слова: экспорт; импорт; внешнеторговый оборот; сальдо внешней торговли; статистика внешнеэкономической деятельности; географическая структура внешнеэкономической деятельности.
Глобальный системный кризис, начавшийся в 2008 г., оказывает влияние на все сферы деятельности страны, в том числе и на внешнюю торговлю. Поиск нового равновесного состояния выражается в формировании новой модели глобализации и международной торговли. Статистика внешней торговли любой страны характеризует внешнеторговый оборот, экспорт, импорт и сальдо торгового баланса в распределении по товарам и странам; все товары регистрируются в натуральных и стоимостных единицах измерения, а динамика показателей оценивается с помощью системы взаимосвязанных индексов [1].
Как следует из рисунка, объемы экспорта и импорта имели стойкую положительную динамику в периоды с 2000 по 2008 г. и с 2009 по 2013 г.