Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОБИРАЕМОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ГАРАНТИЙНЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ'

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОБИРАЕМОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ГАРАНТИЙНЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS DUTIES / СОБИРАЕМОСТЬ / COLLECTION / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ФАКТОРЫ / FACTORS / ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ / CUSTOMS TRANSIT / ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛУГИ / WARRANTY SERVICES / СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ / INSURANCE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков Андрей Романович

В статье описана логика формирования общих показателей оценки собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг в процессе перемещения товаров через таможенную границу. В результате использования данных показателей удалось выявить факторы, непосредственно влияющие на полноту поступления таможенных доходов в федеральный бюджет. При наличии соответствующих статистических данных возможна оценка их влияния на суммы взыскания и возврата таможенных платежей, складывающихся в реальной таможенной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION INDICATORS OF COLLECTING CUSTOMS PAYMENTS DURING THE PROVISION OF WARRANTY AND INSURANCE SERVICES

The article describes the process of conducting the overall performance evaluation of collecting customs payments during the provision of warranty and insurance services in the process of moving commodities across the customs border. The analysis of this evaluation revealed the factors influencing the completeness of transferring the customs revenues to the federal budget. The presence of certain statistical data makes possible the evaluation of their impact on the recovery sums and refunds of customs payments, existing in the customs practice.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОБИРАЕМОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ГАРАНТИЙНЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ»

3. Березинская О., Ведев А. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103-115.

4. Шнайдер А. Северный морской путь - стратегический проект Российской Федерации в Арктике // Экономист. 2015. № 10. С. 64-68.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14.12.2016 № 572-СФ «О мерах Правительства Российской Федерации по развитию транспортной инфраструктуры и транспортного машиностроения на среднесрочную перспективу» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Новиков В. Е., Крайнова М. В., Круглова О. В., Чернышевская Е. А. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015. 208 с.

7. Замараев Б., Маршова Т. Производственные мощности российской промышленности: потенциал импортозамещения и производственного роста // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 5-24.

8. Чернышевская Е. А. Теоретические и методические основы таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза продукции судостроения // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 162-170.

9. Летюхин И. Д., Прохорович В. Г. Обеспечение конкурентоспособности российского судостроения. Ч. 2 // Стандарты и качество. 2015. № 8 (938). С. 88-90.

10. Меры защиты внутреннего рынка [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ nae/news/Pages/24-05-2012-3.aspx; http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/ Documents/21_01_13_DokLpdf;http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/trade/podm/ mery/Pages/measures_list_applied.aspx; http://www.eurasian commission.org/ru/act/trade/ podm/rassledovaniya/Pages/current.aspx.

А. Р. Гладков

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОБИРАЕМОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ ГАРАНТИЙНЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ

В статье описана логика формирования общих показателей оценки собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг в процессе перемещения товаров через таможенную границу. В результате использования данных показателей удалось выявить факторы, непосредственно влияющие на полноту поступления таможенных доходов в федеральный бюджет. При наличии соответствующих статистических данных возможна оценка их влияния на суммы взыскания и возврата таможенных платежей, складывающихся в реальной таможенной практике.

Ключевые слова: таможенные платежи; собираемость; показатели; факторы; таможенный транзит; гарантийные услуги; страховые услуги.

В современных условиях перед Федеральной таможенной службой (ФТС России) по-новому встает вопрос о выполнении фискальной функции. В предыдущие годы высокий уровень таможенных доходов обеспечивался в основном за счет сумм вывозной таможенной пошлины (рис. 1) [1]. Но, учитывая реализацию

налогового маневра и негативное воздействие внешних факторов, в настоящее время все большую значимость приобретает целенаправленная работа таможенных органов по увеличению собираемости таможенных платежей.

Полнота поступления таможенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации (РФ) связана с уровнем соблюдения законодательства при перемещении товаров через таможенную границу и их дальнейшей перевозке по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для борьбы с правонарушениями в данной области таможенные органы имеют возможность применять меры взыскания таможенных пошлин, налогов, однако эффективность данных мер оставалась до сих пор весьма низкой (рис. 2) [1]. В этом отношении интересной и вместе с тем малоизученной представляется роль выбора участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) варианта доставки груза, основанного на предпочтении процедур международной дорожной перевозки (МДП) или таможенного транзита. В соответствии с условиями этих процедур уплата таможенных платежей может осуществляться в процессе оказания гарантийных либо страховых услуг [2; 3]. Рассмотрим подробнее данные процессы с точки зрения их влияния на собираемость таможенных платежей.

Поступления, млрд. руб.

8 000,00

7 000,00 6 000,00 5 000,00 4 000,00 3 000,00 2 000,00 1 000,00 0,00

Поступления, % к доходам федерального бюджета

60,00

п

' ч . ' ✓ V /

* ч п s s

Р( N ч У" Ч Р s

N «8: Рп 1111 ¡8.

50,00 40,00 30,00 20,00 - 10,00

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 = Таможенные сборы

0,00

Период времени

Вывозная пошлина ■-■.■.■■■ Ввозная таможенной пошлина ЕЗЭНЭ Акциз ......НДС

----Общая сумма таможенных платежей

-Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета

Рис. 1. Динамика перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ

В 1975 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция). Конвенция регулирует вопросы

А. р. ГлаДков_

перевозки грузов в дорожных транспортных средствах от таможни отправления до таможни назначения с пересечением одной или нескольких границ и отрывом пары листов книжки на таможне въезда и выезда при открытии и закрытии процедуры МДП в каждой из стран транзита [2]. При прибытии товара в таможню назначения его помещают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и у перевозчика отрывается последний лист книжки МДП. Использованная книжка сдается перевозчиком в национальное гарантийное объединение РФ - Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Уровень взыскания,

Сумма задолженности, млрд. руб.

100,00 -90,00

90,00 --80,00

80,00 --/Ч -70,00

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00

60,00 50,00 40,00 30,00

20,00 -^.....................................................................20,00

10,00 -^-—........--- '.---•-10,00

0,00 ---------------0,00

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 п

Период времени

----Общая сумма взысканной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней

..............Уровень взыскания, %

-Общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней

Рис. 2. Динамика показателей взыскания таможенных пошлин, налогов

При недоставке товара в таможню назначения или его доставке с нарушением законодательства и неполной уплатой таможенных платежей ФТС России направляет в АСМАП претензию с требованием возместить сумму неуплаченных таможенных пошлин, налогов. Далее претензия ФТС России направляется АСМАП в Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Если МСАТ признает претензию, то он вносит требуемую сумму на счет Федерального казначейства и получает возмещение от своих международных страховщиков [3; 4]. Если МСАТ отклоняет претензию, то для получения гарантированной выплаты от АСМАП ФТС России обращается в Международный арбитражный суд, и процесс взыскания таможенных платежей в таком случае затягивается. При этом часть из них может быть признана судом как необоснованно выдвинутые требования. Для тех претензий, которые будут удовлетворены, должны быть уплачены пени за нарушения срока уплаты платежей, поскольку сроком их уплаты при таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления является момент выпуска товаров [5; 6].

В зависимости от длительности периода взыскания должны осуществляться расчеты по приведению суммы взысканных таможенных пошлин, налогов к уровню цен, сложившемуся на момент образования задолженности [7]. Такая оценка может быть найдена из соотношения (1):

FV

РУ< = , (1)

т

,=1

где РУ1 - оценка взысканной суммы ввозных таможенных пошлин, налогов на момент образования задолженности, руб.;

FVt - взысканная сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, руб.;

т

П К - коэффициент накопленного изменения общего уровня цен в экономике за период

t=1

взыскания таможенных платежей

t - период взыскания ввозных таможенных пошлин, налогов, дней.

Согласно действующим нормативным правовым актам пени для таможенных пошлин, налогов рассчитываются как произведение суммы задолженности и одной трехсотой ключевой ставки Банка России (2) [8]:

FVt х Д х СтЦБ

Пен = £ -ЦБ, (2)

300х 100% 4 '

где Пен - сумма пеней по ввозным таможенным пошлинам, налогам, руб.;

Д - число календарных дней просрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; СтцБ - ключевая ставка Банка России [9].

Из формулы (2) видно, что сумма пеней изменяется прямо пропорционально объему взысканных платежей. Для приведения данной величины к сопоставимому с ним уровню цен используем соотношение (3):

Пен, = -П^, (3)

т

£ =1

где Пен,- - оценка суммы пеней на момент образования задолженности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, руб.

Следовательно, оценка собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных услуг в рамках процедуры МДП может быть произведена с помощью показателей уровня собираемости и объема недополученных таможенных платежей, рассчитываемых по формулам (4), (5):

умдп = РТП Пен х 100%; (4)

ТПМДП

Пмдп = ТПмдп - (Р^ + Пен,), (5)

где УМдП - уровень собираемости таможенных платежей при перемещении товаров по книжкам МДП, %;

ТПМдП - сумма задолженности по претензиям к национальному гарантийному объединению, руб.;

ПМдП - объем недополученных таможенных платежей при перемещении товаров по книжкам МДП, руб.

А. р. ГлаДков_

Перемещение товара от таможни отправления до таможни назначения при таможенном транзите имеет много общего с процедурой МДП. Однако исполнение обязанности по уплате таможенных платежей здесь обеспечивается за счет страхования [10; 11]. Если к моменту прибытия товара по какой-либо из описанных выше причин платежи не уплачены, но у перевозчика имеется дополнение к договору о поручительстве между ФТС России и страховщиком, то таможенный орган имеет возможность взыскать платежи со счета последнего до разрешения споров с плательщиком. Однако плательщик может обратиться в суд и через определенный период возвратить свое денежное имущество.

Текущая оценка возвращенных декларантам и иными лицам сумм может быть определена из соотношения [7]:

FV

PVr =, (6)

г

г=1

где РУг - оценка суммы возвращенных ввозных таможенных пошлин, налогов на момент образования задолженности, руб.;

FVг - сумма возвращенных ввозных таможенных пошлин, налогов, руб.;

d

П кг - коэффициент накопленного изменения общего уровня цен в экономике за период

г

г=1

возврата ввозных таможенных пошлин, налогов; г - период возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, дней.

Отсюда легко получаем соотношения (7), (8) для общих показателей собираемости таможенных платежей при таможенном транзите:

ТП - PV

у = ТПтт РУг х 100%; (7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТТ ТПТТ ' V '

ПТТ = ТПТТ - (ТПТТ - PVr), (8)

где УТТ - уровень собираемости таможенных платежей при таможенном транзите, %;

ТПтт - сумма задолженности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, которая списывается в безакцептном порядке со счета плательщика при таможенном транзите, руб.;

ПТТ - объем недополученных таможенных платежей при таможенном транзите, руб.

Для непосредственного сравнения уровней собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг формулы (4), (7) можно детализировать, выделив в них показатели, не превышающие и превышающие максимальную сумму, которая может быть истребована ФТС России от национального гарантийного объединения (гарантийное покрытие):

у ру + Пен^ х 100о% рУ5° + Кпен х рУ50 х

У МДП = ТП Х 100% = ТП50 + ТП>50 + pV50 + рк>50 х 100%; (9)

111МДП 111невоз "Т" 111невоз ^ Г Vt ^ГVt

т50 . -ГТГ>50 птл50 птл>50

тптт-рк _____ тп50+тп -ркж-рк>

ТТ

УТТ =-ТТ-г1 Х100% =-=--х 100%, (10)

ТТ ТПтт ТП50 + ТП>50 4 ;

где PVt50 - оценка суммы взысканных при процедуре МДП таможенных платежей, не превышающих гарантийное покрытие, на момент образования задолженности, руб.; КПен - коэффициент отношения суммы пеней к сумме взысканных при процедуре МДП таможенных платежей;

ТП5н0евоз - часть непогашенной задолженности по уплате таможенных платежей при процедуре МДП, не превышающая гарантийное покрытие, руб.;

ТП55в0оз - часть непогашенной задолженности по уплате таможенных платежей при процедуре МДП, превышающая гарантийное покрытие, руб.;

PV¡>50 - оценка суммы таможенных платежей, которая могла быть взыскана при процедуре МДП в отсутствие ограничений по величине гарантийного покрытия, на момент образования задолженности, руб.;

ТП50 - часть задолженности по уплате таможенных платежей при процедуре таможенного транзита, не превышающая гарантийное покрытие, руб.;

Тп>50 - часть задолженности по уплате таможенных платежей при процедуре таможенного транзита, превышающая гарантийное покрытие, руб.;

PVr50 - оценка суммы возвращенных при процедуре таможенного транзита таможенных платежей, не превышающих гарантийное покрытие, на момент образования задолженности, руб.;

PV¡>50 - оценка суммы возвращенных при процедуре таможенного транзита таможенных платежей, превышающих гарантийное покрытие, на момент образования задолженности, руб.

Совокупность соотношений (1)—(10) следует рассматривать как показатели оценки собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. В результате их последовательного анализа удается выявить факторы, непосредственно влияющие на уровень собираемости таможенных платежей:

1) сумма задолженности по претензиям к национальному гарантийному объединению, образовавшаяся в связи с фактами недостоверного декларирования и недоставки товаров;

2) сумма взысканной задолженности по претензиям к национальному гарантийному объединению;

3) период взыскания задолженности по претензиям к национальному гарантийному объединению;

4) величина изменения общего уровня цен в экономике, накопленного за период взыскания задолженности по претензиям к национальному гарантийному объединению (индекс накопленной инфляции);

5) число календарных дней просрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

6) уровень ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей в дни просрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

7) максимальная сумма, которая может быть истребована ФТС России от национального гарантийного объединения по одной книжке МДП (величина гарантийного покрытия);

8) сумма задолженности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, которая образовалась в связи с фактами недостоверного декларирования

и недоставки товаров и списывается в безакцептном порядке со счета плательщика в рамках таможенной процедуры таможенного транзита;

9) сумма возвращенных плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках таможенной процедуры таможенного транзита;

10) период возврата ввозных таможенных пошлин, налогов плательщику в рамках таможенной процедуры таможенного транзита;

11) величина изменения общего уровня цен в экономике, накопленного за период возврата ввозных таможенных пошлин, налогов (индекс накопленной инфляции)1.

Для сравнения уровней собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг рассмотрим некоторые особенности поведения оценивающих их показателей.

На основе анализа справочных материалов ФТС России о перевозке грузов в дорожных транспортных средствах можно сделать вывод, что процент недоставки товаров по различным процедурам таможенного транзита в настоящее время крайне низок (в 2010-2015 гг. он составлял порядка 0,01%) и суммы претензий зависят в основном от уровня соблюдения законодательства на этапе прибытия товаров в таможню назначения (рис. 3) [1]. В терминах рассмотренных выше соотношений это означает, что знаменатель формулы (3) приблизительно равен знаменателю формулы (4) и сравнение уровня собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг сводится к представлению числителей соответствующих формул в виде неравенства (11):

ру50 + кПен х ру,50 / тп50 + тп>50 - руг50 - ру;50 .

(11)

Процент недоставки товаров 40,00

40

30 20 10

1994

1996 1999 2002 2004 2006 2007 2010 2015

Период времени

Рис. 3. Динамика недоставки товаров по различным процедурам транзита

Учитывая пропорциональность пеней за нарушение сроков уплаты пошлин, налогов сумме задолженности по процедуре МДП и градацию сумм таможен-

1 Важно отметить, что курсы иностранных валют по отношению к рублю в данном случае не будут влиять на изменение собираемости таможенных платежей, поскольку при обоих вариантах перемещения товаров применяются курсы валют, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товар.

0

ных платежей при таможенном транзите по отношению к величине гарантийного покрытия, данное неравенство можно представить в следующей форме (12):

(1+кПен) х ру^ ф ( тп50 - руг50)+( тп>50 - ру;50). (12)

С точки зрения сопоставления рассматриваемых величин наибольший интерес представляют две характерные ситуации. Первая ситуация является скорее гипотетической и предполагает, что суммы задолженности не превысят величину гарантийного покрытия. Вторая ситуация предполагает анализ полного соотношения (12).

Ситуация 1. (ТП>50 - РКг>5°) = 0 . Величина ТП50 представляет собой сумму задолженности по уплате таможенных платежей и неизменна по отношению к обоим вариантам перемещения товаров через таможенную границу. Исходя из сущности процессов взыскания задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и организации их возврата как некоторых отклонений от нормального хода администрирования таможенных доходов федерального бюджета, следует, что сумма претензий (задолженности) ТП50, как правило, значительно превышает взысканные и возвращенные суммы таможенных платежей. Более того, в Конвенции указано, что таможенным органам рекомендуется ограничивать максимальную сумму всех выплат, которая может быть истребована от гарантийного объединения, величиной, равной 50 000 долл. США на одну книжку МДП [2]. Из этого следует, что в зависимости от изменения общего уровня цен в экономике значение (1 + КПен ) х РК5 как текущая оценка суммы взысканных по процедуре МДП ввозных таможенных пошлин, налогов может быть меньше (при повышении общего уровня цен) или больше (при снижении общего уровня цен) рублевого эквивалента указанной величины гарантийного покрытия. В такой ситуации знак неравенства (12) определяется сложившимся на момент образования задолженности соотношением оценок сумм взысканных и возвращенных таможенных платежей, выраженных величинами (1 + Кп ) х РК5 и РКг50.

Ситуация 2. (ТП> -РКг> )Ф0. В данной ситуации приходится иметь дело с полным неравенством (12). С учетом результатов анализа первой ситуации можно сделать вывод, что разница ТП>50 - РКг>50, как правило, находится в положительной области определения и тем самым увеличивает соотношение между уровнями собираемости таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг в пользу последних.

В дальнейшем представленные общие соображения об особенностях поведения показателей собираемости могут быть дополнены и расширены при условии использования предложенных соотношений в процессе сопоставления конкретных статистических данных о взыскании и возврате таможенных платежей при оказании гарантийных и страховых услуг. Точность соответствующих расчетов и качество проводимого на их базе содержательного анализа будут во многом определяться выбором величин, которые можно рассматривать как оценки показателей собираемости таможенных платежей, складывающихся в реальной таможенной практике.

Использованные источники

1. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016.

2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, заключена в Женеве 14.11.1975).

3. Приказ ФТС России от 14.12.2015 № 2568 «О перемещении товаров в соответствии с таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».

4. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-22.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 08.05.2015).

6. Федеральный закон от 27.11.2011 № 311-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

7. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Родионова Е. С., Сауренко Т. Н. Математические методы и модели в экономическом и таможенном риск-менеджменте: монография. СПб.: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2016. 236 с.

8. Письмо Северо-Западного таможенного управления от 15.12.2006 № 07-07-15/26745 «О направлении Методических рекомендаций по порядку начисления пеней таможенными органами».

9. Указание Центрального банка РФ от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России».

10. Приказ ФТС России от 10.02.2012 № 245 (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством по обязательствам нескольких лиц при таможенном транзите товаров».

11. Приказ ФТС России от 25.07.2008 № 917 (ред. от 21.10.2010) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства».

М. С. Аристеев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье рассмотрен вопрос государственной политики в области судебно-экспертной деятельности в уголовном процессе. Проанализированы проблемы судебно-экспертной деятельности и возможности их устранения в рамках единой концепции (единой политики). Дана классификация субъектов судебно-экспертной деятельности.

Ключевые слова: судебная экспертиза; государственная судебно-экспертная политика; общая теория судебной экспертизы; судебная экспертология; судебно-экспертная деятельность; криминалистика;уголовно-правовая политика.

Основные требования к проведению судебных экспертиз были сформулированы еще в XIX в. [1]. С тех пор судебная экспертиза прошла большой путь становления и развития. На сегодняшний день функционирует разветвленная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.