Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ (ЕТТ ЕАЭС) / COMMON CUSTOMS TARIFF (CCTEAEC) / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS DUTIES / ВЫВОЗНАЯ ПОШЛИНА / EXPORT DUTY / ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА / IMPORT DUTY / НАЛОГИ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗ / EXCISE / УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР / RECYCLING / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / CUSTOMS FEES / СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / THE STRUCTURE OF CUSTOMS DUTIES / BUDGETARY / BUDGETING / STATE BUDGET / TILLAGE / EXCISE DUTY / EXCISE TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Евгения Викторовна

В современных условиях доходная часть государственного бюджета в значительной степени формируется за счет взыскания таможенных платежей при внешнеторговой деятельности. В данной статье на подробном статистическом материале рассмотрена современная структура таможенных платежей и динамика поступления таможенных платежей в государственный бюджет Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF SYSTEM OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In modern conditions the revenues of the state budget is largely formed at the expense of collection of customs payments for foreign trade. In this article, on significant statistical material is considered modern structure of customs payments and the dynamics of receipts of customs payments to the state budget of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 340 КОМАРОВА Евгения Викторовна,

ББК - 67 кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Московского государственного университета

путей сообщения e-mail: komarov187@yandex.ru

12.00.12 - таможенное право

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В современных условиях доходная часть государственного бюджета в значительной степени формируется за счет взыскания таможенных платежей при внешнеторговой деятельности. В данной статье на подробном статистическом материале рассмотрена современная структура таможенных платежей и динамика поступления таможенных платежей в государственный бюджет Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджет, Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС), таможенные платежи, вывозная пошлина, ввозная пошлина, налоги, налог на добавленную стоимость, акциз, утилизационный сбор, таможенные сборы, структура таможенных платежей.

KOMAROVA Evgenya Viktorovna,

Candidate of Economic Sciences, associate professor «Customs right and organization of customs affairs» Moscow State University of means of communication

e-mail: komarov187@yandex.ru

THE CURRENT STATE OF SYSTEM OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Summary. In modern conditions the revenues of the state budget is largely formed at the expense of collection of customs payments for foreign trade. In this article, on significant statistical material is considered modern structure of customs payments and the dynamics of receipts of customs payments to the state budget of the Russian Federation.

Keywords: budgetary, budget, budgeting, state budget, Common Customs Tariff (CCTEAEC) ,customs duties, export duty, import duty, tillage, excise, excise duty, excise tax, recycling, Customs fees, the structure of customs duties.

Таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 2010 г. произошли значительные изменения в таможенной сфере - начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. А с 1 июля 2010 г. вступил в силу основополагающий документ, регламентирующий таможенные правоотношения в Союзе, — Таможенный кодекс Таможенного союза.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

В 2010 г. таможенная служба РФ на 5,68% превысила контрольный показатель перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. собрала 4330,1 млрд. рублей. Таким образом, доходы федерального бюджета в 2010 г., администри-руемые ФТС, не просто превысили на 810,3 млрд. рублей показатель 2009 г., но и составили более 50% от всей суммы доходов бюджета [5, с. 10].

С каждым годом, вплоть до 2014 г., ФТС России увеличивала сумму собранных та-

Рисунок 1 — Гистограмма «Динамика перечисления таможенных платежей в доход

федерального бюджета в 2010 - 2014 гг.».

моженных платежей, перечисляемых в доходную часть государственного бюджета.

Динамика перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета

в 2010 — 2014 гг. представлена гистограммой [6, с. 10].

Особый интерес представляет анализ структуры таможенных платежей, показанный в следующей таблице.

Таблица 1.

Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет

в 2010 - 2014 гг. [3]

В млрд. рублей

Вид платежа 2010 г. 2011 г 2012 г. 2013 г 2014 г.

Ввозные таможенные пошлины 566,8 631,8 655,5 596,7 568,1

Вывозные таможенные пошлины 2 508,1 3 710,3 4 099,7 4 163 4 747,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 114,29 1 405,5 1 557 1 561,9 1 631

Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ 29,86 46,2 51,4 56,9 60,1

Таможенные сборы 25,57 31,3 27,78 16,3 16,4

Утилизационный сбор - - 18,7 (с 1 сентября по 31 декабря) 16,3 43,7

Иные платежи 85,48 204,2 170,92 91,3 34,1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Следует отметить, что структура таможенных платежей с 2010 г. по 2014 г. не претерпела существенных изменений. В ней все также значительную долю занимали вывозные таможенные пошлины.

Необходимо указать, что с 1 сентября 2012 г. на Федеральную таможенную службу была возложена обязанность по взиманию еще одного платежа — утилизационного сбора.

Утилизационный сбор, или «экологический» сбор, взимается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Россию. Вид и категория транспортного средства, а также порядок взимания и размер сбора определяются Правительством РФ [8].

Начиная с 2014 г. Россия оказалась в непростых условиях, что было связано с усложнением политической и экономической обстановки. И это, безусловно, повлияло на поступление таможенных платежей в бюджет страны в 2015 г.

В 2015 г. ФТС России перечислила в федеральный бюджет 5 008,2 млрд. рублей, что составляет 70,5% от показателя предыдущего года. Однако эта сумма все же превысила сумму, запланированную на 2015 г. (4 880 млрд. рублей) почти на 2,5%.

Изначально контрольный показатель,

установленный для ФТС, был выше. Но в связи с изменением макроэкономических условий исполнения федерального бюджета в 2015 г. прогноз объемов доходов, предусмотренный Федеральным законом № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», был скорректирован [9].

В 2015 г. на поступление таможенных пошлин оказало влияние и снижение ставок таможенных пошлин в рамках обязательств России, которые она на себя взяла при вступлении во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) в 2012 г. С 1 сентября 2015 г. произошло очередное снижение таможенных пошлин по ряду товаров.

ЕАЭС снизил ввозные таможенные пошлины на 4061 позицию товаров, среди которых мебель, посуда, бытовая техника, текстильные ткани, обои, бумага, комплектующие для авиа- и судостроения, шины. По большей части позиций снижение составило от двух до пяти процентов. Таким образом, средневзвешенная ставка ЕТТ ЕАЭС составила 5% - 5,3%.

Самое значительное снижение ставок было в группе электромашин и электроники [1].

Поступление различных видов таможенных платежей в федеральный бюджет РФ в 2015 г. представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Доходы в федеральный бюджет РФ в 2015 году [7, с. 10, 19].

Показатели Кассовое исполнение, млрд. руб. Доля в доходах, администрируемых таможенными органами Отклонение от показателя 2014 г., в млрд. руб.

Ввозные таможенные пошлины 484,2 9,7% - 83,9

Вывозные таможенные пошлины 2780,4 55,5% - 1 966,8

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1643,5 32,8% + 12,5

Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ 54 1,1% - 6,1

Утилизационный сбор 22,6 0,45% - 21,1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Как видно из приведенной таблицы, почти по всем платежам, администрируемым таможенными органами (за исключением НДС), произошло уменьшение суммы, перечисленной в бюджет страны, по сравнению с 2014 г.

Известно, что доходы федерального бюджета принято делить на налоговые и неналоговые. В 2015 г. было собрано 8590,7 млрд. рублей налоговых доходов. К ним, в частности, относятся НДС и акциз на товары, ввозимые на территорию РФ.

Поступление НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, составило 1643,5 млрд. рублей, что меньше уточненного прогноза на 4,4%. Согласно ФЗ-329 [10], в соответствии с которым были внесены последние изменения в ФЗ-384 [10], данные доходы были предусмотрены в сумме 1719,1 млрд. рублей, что на 35,6 млрд. рублей, или на 2%, меньше первоначального прогноза.

Однако по сравнению с 2014 г. сумма НДС увеличилась на 0,8%, что можно объяснить ростом курса доллара США по отношению к рублю.

В отличие от НДС, поступление от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, превысило прогнозное значение на 4 344,4 млн. рублей, или на 8,8%. Но следует отметить, что в результате внесенных изменений уточненный прогноз был уменьшен на 11,3% и составил 49630,3 млн. рублей.

В 2015 г. объем доходов по акцизам в сравнении с показателем 2014 г. сократился на 11,1%, что в первую очередь связано со снижением объемов импорта подакцизных товаров [2].

Неналоговых доходов в 2015 г. в федеральный бюджет поступило 4805,9 млрд. рублей, основную часть которых составили поступления от внешнеэкономической деятельности (68,6%). К данным доходам относится и ряд платежей, администриру-емых таможенными органами: ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы.

В 2015 г. в бюджет государства поступило доходов от ВЭД на сумму 3 295,3 млрд. рублей, что меньше показателя 2014 г. на 39,7%.

Вывозные таможенные пошлины составляют более 80% поступлений от ВЭД. За прошедший год было собрано 2 789,4 млрд. рублей, и эта сумма больше прогнозируемой на 2,7%. Как и в случае с НДС и акцизом, первоначальный прогноз также был изменен в сторону уменьшения и в итоге составил 2 707,9 млрд. рублей (сократился на 18,7%).

В целом в 2015 г. доход от таможенных платежей сократился на 40% по сравнению с 2014 г.

Поступление от вывозных таможенных пошлин по видам товаров представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Поступление вывозных таможенных пошлин по видам товаров [2].

Кассовое исполнение в 2015 г. Отклонение от уточненного прогноза Отклонение от показателя 2014 г.

В % В млрд. рублей В % В млрд. рублей

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть 1 431,2 + 3 + 42,1 - 45,4 - 1 188,8

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 748,5 - 5,4 - 42,4 - 99 - 740,9

Вывозные таможенные пошлины на природный газ 552,5 + 14,7 + 70,9 + 13,3 + 64,9

Прочие вывозные таможенные пошлины 48,2 + 4,2 + 1,9 + 20 + 8

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Сумма ввозных таможенных пошлин по итогу 2015 г. составила 484,2 млрд. рублей. В целом данные платежи показали отрицательную динамику:

1) по сравнению с уточненным прогнозом эта сумма меньше на 14,9%, или на 84,5 млрд. рублей; относительно показателя

2014 г. меньше на 14,8%, или на 83,9 млрд. рублей.

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами при перемещении товаров не для коммерческих целей по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, также относятся к доходам от внешнеэкономической деятельности. В

2015 г. этих платежей было собрано на сумму 8761,3 млн. рублей, что на 9,9% больше уточненного прогноза. Однако по сравнению с 2014 г. поступление этого вида доходов снизилось на 15607,6 млн. рублей, или в 2,8 раза, что объясняется, главным образом, снижением количества ввозимых физическими лицами транспортных средств.

Следует отметить, что на поступление доходов от внешнеэкономической деятельности в 2015 г. существенное влияние оказало снижение авансовых платежей в счет будущих таможенных и иных платежей на 73,9 млрд. рублей. В соответствии с возложенными обязанностями в 2015 г. таможенные органы осуществляли контроль при исчислении и уплате утилизационного сбора. В итоге общая сумма, собранная Федеральной таможенной службой, составила 22,6 млрд. рублей (117,7% уточненного прогноза), что на 48,3% меньше, чем в 2014 г. [7, с. 19] В 2015 г. одним из важных направлений деятельности таможенных органов было осуществление таможенного контроля после выпуска товаров. По результатам проверочных мероприятий федеральный бюджет пополнился за счет:

- доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на сумму 8,9 млрд. рублей, что на 22% больше, чем в 2014 г.;

- взысканных таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 3,8 млрд. рублей (на 31% больше показателя 2014 г.) [7, с. 23, 24].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

По данным Счетной палаты РФ, существуют потенциальные резервы увеличения доходов федерального бюджета. По-прежнему остается значительная сумма возвращаемых из федерального бюджета таможенных платежей, которая в 2015 г. выросла.

Если по итогам 2014 г. было возвращено процентов за нарушение сроков возврата сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных пошлин и сборов в объеме 66,5 млн. рублей (5,8% всех возвращенных платежей), то в 2015 г. эта сумма составила 330,3 млн. рублей (21%).

Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета остается и активизация работы по сокращению задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей и пеней, которая на 1 января 2016 г. составила 43,4 млрд. рублей, в том числе: по таможенным платежам — 25 млрд. рублей, по пеням - 18,4 млрд. рублей. При этом с января 2015 г. задолженность увеличилась на 3,7%, или более чем на 1,5 млрд. рублей.

Более 30% от образовавшейся задолженности по уплате таможенных платежей приходится на задолженность, образовавшуюся в результате недоставки товаров по процедуре международной перевозки грузов. Она составляет более 8 млрд. рублей. Нарушение таможенных процедур явилось причиной образования 23,7% задолженности по уплате таможенных платежей (более 6 млрд. рублей) [2].

Значительные средства не поступают в бюджет в результате предоставления в соответствии с законодательством РФ и международными договорами льгот по уплате таможенных платежей. Общая сумма льгот, предоставленных в 2015 г., составила 464,8 млрд. рублей, что на 77,7 млрд. меньше аналогичного показателя 2014 г. (542,5 млрд. рублей). В частности, льготы предоставлялись в отношении следующих товаров:

а) перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции - 160,3 млрд. рублей;

б) ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской обла-

сти и вывозимых с этой территории — 123,9 млрд. рублей;

в) ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Елабужском районе и вывозимых с этой территории — 1,8 млрд. рублей;

г) перемещаемых в рамках отдельных международных договоров - 91,1 млрд. рублей;

д) ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства - 28,3 млрд. рублей;

е) технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, — 27,3 млрд. рублей;

ж)судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, — 18,3 млрд. рублей;

з) вывозимых припасов и ввозимой продукции морского промысла — 1,4 млрд. рублей;

и)других товаров, в том числе ввозимых в иные особые экономические зоны, ввозимых в качестве гуманитарной, технической помощи, — 12,4 млрд. рублей [7, с. 12, 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем проверки, проводимые Счетной палатой, выявляют факты недостаточно эффективного применения данных льгот. Например, отсутствие ограничений в части применения льгот по НДС в отношении ввозимого оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, приводит к тому, что в составе технологического оборудования ввозится бывшее в употреблении и устаревшее оборудование, а также то, которое не связано с деятельностью, требующей дополнительной государственной поддержки.

В целом среди всех администраторов доходов федерального бюджета Федеральная таможенная служба в период с 2010 по 2014 гг. неизменно занимала первое место (см. таблицу 4).

Таблица 4.

Доля в общем объеме доходов федерального бюджета главных администраторов доходов

в 2010 - 2014 гг. [4]

В процентах

Наименование администратора доходов федерального бюджета 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Федеральная таможенная служба 55,2 59,3 56,3 55,6 49

Федеральная налоговая служба 38,6 39,4 40,2 41,2 42,9

Министерство финансов РФ 4,3 2,4 2,4 1,4 1,2

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 0,9 1 1,8 1,1 1,6

Другие администраторы 1 - 2,1 - 0,7 0,6 5,4

Однако в 2015 г. Федеральная таможенная служба России заняла второе место вслед за Федеральной налоговой службой, т.е. за последний год она опустилась на одну позицию. ФТС России перечислила в федеральный бюджет 5008,2 млрд. рублей, что составило 36,7% от общей суммы доходов.

Поступление доходов, администрируе-мых ФТС, обеспечено, главным образом, за

счет вывозных таможенных пошлин (55,5% от общего объема доходов ФТС России) и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (32,8%) [2]. В целом 2015 г. характеризовался снижением доходов федерального бюджета и, в частности, доходов, адми-нистрируемых Федеральной таможенной службой России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Список литературы:

[1] Сайт «Итар-ТАСС» http://tass.ru/

[2] Сайт «Счетная палата Российской Федерации» http://audit.gov.ru/

[3] Сайт «Федеральная таможенная служба» http://www.customs.ru/

[4] Сайт «Федеральное казначейство» http: //roskazna.ru/

[5] Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: Ежегодный сборник // Федеральная таможенная служба России. Москва, 2011.

[6] Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году: Ежегодный сборник // Федеральная таможенная служба России. Москва, 2015.

[7] Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: Ежегодный сборник // Федеральная таможенная служба России. Москва, 2016.

[8] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления», ст. 24.1 // СПС «Консуль-тантПлюс».

[9] Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015-год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

[10] Федеральный закон от 28.11.2015 № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»».

Spisok literatury:

[1] Sajt «Itar-TASS» http://tass.ru/

[2] Sajt «Schetnaya palata Rossijskoj Fede-racii» http://audit.gov.ru/

[3] Sajt «Federal'naya tamozhennaya sluzhba» http://www.customs.ru/

[4] Sajt «Federal'noe kaznachejstvo» http:// roskazna.ru/

[5] Tamozhennaya sluzhba Rossijskoj Federa-cii v 2010 godu: Ezhegodny'j sbornik // Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossii. Moskva, 2011.

[6] Tamozhennaya sluzhba Rossijskoj Fede-racii v 2014 godu: Ezhegodny'j sbornik // Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossii. Moskva, 2015.

[7] Tamozhennaya sluzhba Rossijskoj Federa-cii v 2015 godu: Ezhegodny'j sbornik // Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossii. Moskva, 2016.

[8] Federal'ny'j zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ (red. ot 29.12.2015) «Ob otxodax proizvodstva i potrebleniya», st. 24.1 // SPS «Konsul'tant Plyus».

[9] Federal'ny'j zakon ot 1 dekabrya 2014 g. № 384-FZ «O federal'nom byudzhete na 2015god i na planovy'j period 2016 i 2017 godov».

[10] Federal'ny'j zakon ot 28.11.2015 № 329-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon «O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovy'j period 2016 i 2017 godov»».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.