Решетневскуе чтения. 2013
УДК 339.565.4
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МДП В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ
Н. М. Лялин, И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Объектом исследования выступает конфликт между ФТС России и гарантирующей организацией АСМАП, а также измененный впоследствии порядок применения таможенной процедуры таможенного транзита на территории Российской Федерации. Определяется ряд причин, препятствующих взысканию таможенных платежей с АСМАП в судебном порядке. Проведен анализ требований ФТС России и вносимых в процедуру МДП изменений.
Ключевые слова: транзит, МДП, ФТС России, АСМАП, таможенные платежи, перевозчик.
MODIFICATION OF TIR PROCEDURE IN RUSSIA: CAUSE AND EFFECT ANALYSIS
N. M. Lyalin, I. V. Polukhin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The object of this research is the conflict between FCS of Russia and ASMAP, and also the subsequently modified customs transit procedure within the borders of Russian Federation. The grounds that prevent ASMAP from being fined through a legal procedure are stated. The claims of FCS of Russia and the changes being introduced to the TIR procedure are analyzed.
Keywords: transit, TIR, FCS of Russia, ASMAP, customs charges, carrier.
В настоящее время Россия является основным пользователем системы международных дорожных перевозок (МДП): свыше 75 % объема страхового фонда или дохода Международного союза автомобильного транспорта формируется за счет российских перевозок (более 85 % международных грузоперевозок автотранспортом в России осуществляются с использованием процедуры МДП). Однако 4 июля 2013 г. ФТС России изъявила намерение изменить сложившийся за 30 лет порядок применения книжек МДП на территории РФ. Так, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП с 14 сентября 2013 г. осуществляется по общему правилу - при условии применения мер обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных статьей 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [1].
Причиной изменений, расцениваемых мировым сообществом как нарушение норм международного права, послужил конфликт ФТС России и Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), в основу которого лег рост случаев недоставки товаров, перемещаемых с использованием книжек МДП, и неисполнение АСМАП своих обязательств по уплате соответствующих гарантированных таможенных платежей таможенным органам (по состоянию на 1 июня 2013 г. сумма задолженности превышала 20 млрд руб.). Затем последовали требования ФТС России о проверке отчетной документации и счетов АСМАП, связан-
ных с применением процедуры МДП, и предоставлении покрытых финансовых гарантий, на что гарантийное объединение ответило отказом.
АСМАП свои задолженности перед ФТС России не признает, и на это есть основания. В частности, абсолютное большинство требований ФТС России о взыскании с АСМАП таможенных платежей не были удовлетворены судом. Анализ актов судов различных инстанций позволяет выделить следующие причины сложившейся практики.
Должностными лицами таможенных органов должным образом не фиксируется в документах факт утраты или недоставки товаров перевозчиками, время и место обнаружения данного правонарушения.
Пропускаются сроки подачи иска о принудительном взыскании таможенных платежей с ассоциации, что обусловлено отсутствием в Конвенции МДП положений, регулирующих данный вопрос, неоднозначным характером правоотношений между ФТС России и АСМАП и конфликтом в применении к ним норм таможенного и гражданского законодательства.
Нарушается порядок направления требований об уплате таможенных платежей перевозчикам и иным ответственным лицам: требование должно быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования, а в случае уклонения от получения, оно направляется
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
по почте заказным письмом. Нарушается установленный международными соглашениями порядок уведомления иностранных лиц.
Не принимаются меры по взысканию таможенных платежей с иных ответственных за уплату платежей лиц, помимо перевозчика: получателя товара, владельцев складов временного хранения и др.
В отношении иностранных перевозчиков не применялось таможенное сопровождение в случаях, когда такое сопровождение в соответствии с системой управления рисками является обязательным.
При недостаточности средств на счетах ответственных лиц не используется возможность взыскания платежей за счет их иного имущества, предусмотренная ст. 47 НК РФ, ст. 91 ТК ТС.
Перевозчик обвиняется в недоставке товара после завершения операции МДП по всем правилам, проверки представленных им документов, снятия с контроля соответствующей таможенной операции и выпуска перевозчика с таможенной территории ТС таможенными органами.
Подобное положение дел, естественно, усложняет исполнение фискальных функций ФТС России, в связи с чем руководством ведомства и были предприняты попытки изменения порядка взаимоотношений с АСМАП. Тем не менее, 13 сентября 2013 г. ФТС России все же было принято решение об ограничении территориального охвата вводимых мер, т. е. их поэтапной реализации. Так, требования, предусмотренные Письмом ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474, будут распространяться только на товары, перемещаемые через таможенную границу в регионах деятельности Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений [2].
Принятые изменения имеют следующий результат. На практике в отношении каждой перевозки товаров через таможенную границу ТС в указанных регионах должно быть представлено обеспечение уплаты таможенных платежей, формами которого могут являться денежные средства (деньги), залог имущества, банковская гарантия или поручительство. Представители бизнеса отмечают, что последнее является наиболее приемлемым способом обеспечения, но порядок работы с организациями, уполномоченными выдавать соответствующие поручительства (ООО «Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», ООО «Адал», ФГУП РОСТЭК и др.) для компаний пока остается неизученным. Наибольший интерес вызывает, в частности, стоимость услуг данных организаций, которая, по сведениям перевозчиков, на практике значительно превышает заявленную ФТС России. Кроме того, полностью отказаться от использования книжек МДП перевозчики не смогут, так как в пути зачастую пересекают не только российскую границу, и национальная гарантия не заменит МДП, а станет дополнительным финансовым бременем.
ТК ТС предусмотрены альтернативные способы обеспечения соблюдения таможенного транзита, в том числе таможенное сопровождение. Однако тамо-
женные органы крайне редко принимают решение о применении такой меры в связи с нехваткой кадрового состава.
Документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных платежей, является сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Сведения о таких сертификатах помещаются в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов и могут быть использованы в электронном виде на таможенной границе. Однако вызывает сомнение полное оснащение приграничных таможенных органов ДВТУ и СТУ соответствующим программным обеспечением, что потребует представления оригинала документа на бумажном носителе.
Тем не менее, проблемы, которые могут коснуться представителей бизнеса в связи с изменениями в применении процедуры МДП в ДВТУ и СТУ, окажут в целом крайне малое влияние на имеющуюся экономическую ситуацию в регионах и государстве в целом, так как абсолютное большинство автомобильных перевозок с использованием книжки МДП в России осуществляется в западной части страны.
Таким образом, изменения, внесенные ФТС России в применение процедуры МДП на российской границе 14 сентября 2013 г., не повлияют на торговые и транспортные потоки между Россией и странами Европейского союза, транспортные компании которых занимают значительную долю рынка автомобильных перевозок в России. Но нельзя утверждать, что зона действия новых правил не будет расширена в будущем, пока конфликт между ФТС России и АСМАП не урегулирован.
Библиографические ссылки
1. Об изменении условий применения процедуры МДП с 14 августа 2013 года : Письмо ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474. URL: www.consultant.ru.
2. О применении мер, предусмотренных письмом ФТС России от 4 июля 2013 г. № 01-11/28474 : Письмо ФТС России от 13.09.2013 № 01-11/40499. URL: www.consultant.ru.
References
1. Pis'mo FTS Rossii ot 04.07.2013 № 01-11/28474 «Ob izmenenii usloviy primeneniya protsedury MDP s 14 avgusta 2013 goda» (Letter of FCS of Russia from 04.07.2013 № 01-11/28474 "To change the conditions of application of the TIR procedure since August 14, 2013"). Available at: www.consultant.ru.
2. Pis'mo FTS Rossii ot 13.09.2013 № 01-11/40499 "O primenenii mer, predusmotrennykh pis'mom FTS Rossii ot 4 iyulya 2013 g. N 01-11/28474" (Letter of FCS of Russia from 13.09.2013 № 01-11/40499 «On application the measures provided a letter of FCS of Russia form July 4 2013 № 01-11/28474»). Available at: www.consultant.ru.
© Лялин Н. М., Полухин И. В., 2013