Научная статья на тему 'Развитие рамочных стандартов безопасности на основе системы SafeTIR в реальном времени и концепции уполномоченной цепи поставок'

Развитие рамочных стандартов безопасности на основе системы SafeTIR в реальном времени и концепции уполномоченной цепи поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1293
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РАМОЧНЫЕ СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЛЕГЧЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ / СИСТЕМА SAFETIR / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / УПОЛНОМОЧЕННАЯ ЦЕПЬ ПОСТАВОК / INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION / FRAMEWORK OF STANDARDS TO SECURE AND FACILITATE GLOBAL TRADE / SAFETIR SYSTEM / INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES / AUTHORIZED SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Александр Викторович

The article examines the development of framework standards for security and facilitation of world trade based on the SafeTIR system in real time and the concept of the authorized supply chain, identifies the main elements and principles of the Framework Standards for Security and Facilitation of World Trade, substantiates the role of customs authorities as state structures that control and manage foreign trade cargo flows with the aim of increasing security, are global supply chain

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORK OF STANDARDS TO SECURE DEVELOPMENT BASED ON THE REAL-TIME SAFETIR SYSTEM AND THE AUTHORIZED SUPPLY CHAIN CONCEPT

The article examines the development of framework standards for security and facilitation of world trade based on the SafeTIR system in real time and the concept of the authorized supply chain, identifies the main elements and principles of the Framework Standards for Security and Facilitation of World Trade, substantiates the role of customs authorities as state structures that control and manage foreign trade cargo flows with the aim of increasing security, are global supply chain

Текст научной работы на тему «Развитие рамочных стандартов безопасности на основе системы SafeTIR в реальном времени и концепции уполномоченной цепи поставок»

УДК 339.543

РАЗВИТИЕ РАМОЧНЫХ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ SAFETIR В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ И КОНЦЕПЦИИ УПОЛНОМОЧЕННОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК

А.В. Дмитриев

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье исследуются вопросы развития Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли на основе системы SafeTIR в реальном времени и концепции уполномоченной цепи поставок, определяются основные элементы и принципы Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, обосновывается роль таможенных органов как государственных структур, контролирующих внешнеторговые грузопотоки и управляющих ими с целью повышения безопасности глобальных цепей поставок

Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, система SafeTIR, взаимодействие таможенных органов, уполномоченная цепь поставок

FRAMEWORK OF STANDARDS TO SECURE DEVELOPMENT BASED ON THE REAL-TIME SAFETIR SYSTEM AND THE AUTHORIZED SUPPLY CHAIN CONCEPT

A.V. Dmitriev

St.Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya st., 21 The article examines the development of framework standards for security and facilitation of world trade based on the SafeTIR system in real time and the concept of the authorized supply chain, identifies the main elements and principles of the Framework Standards for Security and Facilitation of World Trade, substantiates the role of customs authorities as state structures that control and manage foreign trade cargo flows with the aim of increasing security, are global supply chain

Keywords: international customs cooperation, framework of standards to secure and facilitate global trade, SafeTIR system, interaction of customs authorities, authorized supply chain

В настоящее время безопасность международной торговли является одной из важнейших движущих сил экономического развития и процветания и представляет собой совокупность механизмов и действий, создающих условия, обеспечивающие устойчивость текущего и перспективного эффективного функционирования экономических систем.

По мнению автора Трофимовой Л.Н. [12], экономическую безопасность следует рассматривать в качестве целостного системного понятия, объединяющего внутренние и внешние аспекты, исследуемые как части целого и связанные с хозяйствованием субъектов на разных уровнях экономики: предприятий, отраслей и соответствующих им рынков. При этом автор разделяет понятие экономической безопасности на категории: экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, торговой организации и общая безопасность.

Такой подход укладывается в русло сложившихся тенденций исследования эконо-

мической безопасности на различных иерархических уровнях экономики, обеспечивая неопасное состояние национальной экономики, хотя и не отражает сущность экономической безопасности в мировом масштабе, поскольку мировая торговая система также уязвима перед различными рисками, такими как террористические угрозы, санкционная политика, недобросовестность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), наносящими существенный ущерб всей мировой экономике.

Очевидно, что именно таможенные органы как государственные структуры, контролирующие внешнеторговые грузопотоки и управляющие ими, находятся в уникальном положении, позволяющем повысить безопасность глобальных цепей поставок и способствовать социально-экономическому развитию своих стран не только за счет пополнения государственного бюджета, но и облегчения мировой торговли.

1 Дмитриев Александр Викторович - доктор экономических наук, доцент кафедры Логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ, e-mail: dmitriev.a@unecon.ru

Данной точки зрения придерживается целый ряд специалистов, в частности, Холина Е.А. отмечает значительную роль, отведенную таможенным органам в сфере управления внешней торговлей, выполнению функционала, связанного с взиманием сборов, пошлин, налогов, подготовке отчетов по статистике внешней торговли, а также проведению работы, связанной с повышением уровня добросовестности и законопослушности участников внешнеэкономической деятельности, упрощением торговой деятельности, обеспечением безопасности цепей поставок, защитой общества, культурного наследия и окружающей среды. По мнению автора Холиной Е.А. невозможно развивать внешнюю торговлю в отрыве от учета требований безопасности мировой экономики. В связи с этим, требуется устранить устаревшие и малоэффективные таможенные операции, что будет стимулировать данное развитие [13].

В работе Гупановой Ю.Е. реализацию указанных направлений предлагается осуществлять через последовательное и планомерное совершенствование таможенного администрирования, что позволит создать комфортные условия осуществления внешнеэкономической деятельности, составляющей основу прогресса в сфере таможенного сервиса и развития таможенного администрирования, в рамках принятых стратегических документов, учитывающих мировой опыт взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД [1].

Действительно, таможенные органы выступают непосредственными регуляторами процессов перемещения товаров через таможенную границу и, реализуя унифицированные подходы к упрощению и повышению эффективности таможенных операций на основе принципов последовательности, транспарентности, партнерства и предсказуемости, а также влияют на достаточно большое число элементов, составляющих национальную безопасность государства, в том числе защиту жизни и здоровья населения, наполняемость федерального бюджета, обеспечение удовлетворения потребностей в импортных товарах, предотвращение правонарушений в сфере таможенного дела.

Дальнейшее развитие политики в сфере безопасности предоставления таможенных услуг целесообразно осуществлять, учитывая требования Всемирной торговой организации (ВТО, WTO) и Всемирной таможенной организации (ВТамО, WCO), обеспечивающих безопасность торговли и содействующих деятельности бизнес-сообщества, путем проведения мероприятий по расширению перечня государственных услуг, предоставляемых Федеральной

таможенной службой (ФТС) России, и модернизации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов [1].

В своей работе автор Дробот Е.В. [4] в рамках концепции развития ВТамО и обеспечения модернизации и сотрудничества таможенных органов в 21 веке предлагает стратегию, основанную на следующих основных направлениях:

1) Обеспечение безопасности и содействия внешней торговле на основе упрощения и гармонизации таможенных операций;

2) Обеспечение справедливого и эффективного поступления доходов;

3) Защита общества и усиление борьбы терроризмом и преступностью;

4) Наращивание экономического и организационного потенциала;

5) Развитие цифровых таможенных технологий, поддерживающих скоординированное управление границами и обмен информацией между субъектами внешнеторговых грузовых потоков;

6) Развитие профильности и эффективности таможни, в том числе, на основе проведения аналитических исследований и получения обратной связи.

В данном контексте является вполне оправданным активизация работы по внедрению принятых еще в июне 2005 года ВТамО Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade, далее - Рамочные стандарты) [8], целью которых является разработка таких инициатив по повышению безопасности мировой торговли, которые бы не только не препятствовали её осуществлению, а наоборот - способствовали бы её поддержанию и развитию. В соответствии с заявленной целью Рамочные стандарты должны быть основаны на следующих принципах (рис. 1):

- обеспечение повышения уровня безопасности и облегчение функционирования глобальных цепей поставок для достижения большей предсказуемости и определенности параметров внешнеторговых товарных потоков;

- комплексность и гармонизированность системы управления транспортно-логистическим обеспечением глобальных цепей поставок с точки зрения эффективного взаимодействия всех видов транспорта;

- усиление роли, расширение функционала, возможностей и полномочий таможенных служб в условия современных вызовов и угроз в 21 веке;

- укрепление международного таможенного сотрудничества в области выявления поставок с высоким уровнем риска.

- укрепление сотрудничества между таможенными органами и бизнес сообществом с

целью обеспечения непрерывности и сквозной прослеживаемости продвижения грузовых потоков в цепях поставок внешнеторговых грузов.

Элементы рамочных стандартов

Гармонизация Обоснованность

Последовательность Предпочтительность

Система соглашений

Партнерские отношения

Стандартизация Облегчение Безопасность

Определенность Комплексность Предсказуемость

Устойчивость Непрерывность Прослеживаемость

Принципы рамочных стандартов

Рисунок 1 - Основные элементы и принципы Р;

мировой

Рамочные стандарты ВТамО имеют три концептуальных базиса (систему соглашений между таможенными администрациями различных стран и партнерское взаимодействие между таможенными органами и бизнес сообществом, сотрудничество таможенных органов с прочими государственными учреждениями), гарантирующие легкость их понимания и внедрения, а также оперативность использования на глобальном уровне.

Элементами Рамочных стандартов являются:

1) гармонизация требований в отношении предварительного электронного декларирования товаров при различных таможенных процедурах, таких как экспорт, транзита, выпуск для внутреннего потребления;

2) обязательство всех стран без исключения, которые присоединились к настоящим Рамочным стандартам, разрабатывать с целью решения вопросов безопасности цепей поставок внешнеторговых грузов последовательные и целенаправленные подходы в области функционирования системы управления рисками;

3) определение льгот (преференций), предоставляемых таможенными органами компаниям, которые соблюдают минимальные тре-

1мочных стандартов безопасности и облегчения торговли

бования стандартов безопасности цепей поставок внешнеторговых грузов и используют эффективные методы осуществления внешнеэкономической деятельности;

4) обязанность таможенных органов направляющей страны осуществлять досмотр товаров и / или транспортных средств повышенного риска при экспорте, в том числе, с применением неинтрузивных технологий контроля, используя рентгеновское или гамма оборудование по обоснованным запросам принимающей страны, базирующихся на сопоставимой методике отслеживания рисков.

В работе автора Сорокина В.В [11] отмечается, что рамочные стандарты безопасности по облегчению мировой торговли можно рассматривать в качестве упрощенного порядка взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов в части электронного декларирования, таможенного контроля, в том числе, за таможенным транзитом с применением системы управления рисками (СУР), а также используя предварительное информирование о прибывающих партиях товаров.

Указанные методы упрощения мировой торговли, окажут положительное воздействие на деятельность экономических, финансовых и социальных отраслей государства, обеспечив

им значительные дивиденды и выгоды. Однако, требуют более детальной проработки вопросы обеспечения безопасности цепей поставок и логистического обслуживания внешнеторговых грузовых потоков.

Автор Сорокин В.В. [11] также обращает внимание на то, что рассмотрение рамочных стандартов безопасности с точки зрения таможенной логистики и управления цепями поставок внешнеторговых грузов, позволяет выявить и осуществить регулирование основных проблем и затруднений при осуществлении внешней торговли товарами, в частности:

- недостаточный уровень соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства, приводящий к нарушениям в области экономической безопасности государства и функционирования социально-экономической сферы;

- невысокая степень внедрения и использования современных информационных технологий и несоблюдение стандартов внешнеторговой деятельности;

- недостаточный уровень развития систем обмена информацией и сотрудничества, как между таможенными органами одной страны, так и на международном уровне, в том числе, в сфере тарифообразования, торговой и промышленной специализации иностранных государств;

- недостаточный контроль за товарными потоками, помещенными под таможенную процедуру «Таможенный транзит», а также участниками ВЭД, осуществляющими транзитное перемещение грузов через таможенную территорию государства и интеграционного объединения.

Несколько иного мнения придерживаются авторы Рыбак С.В. и Ануфриева Л.И. [10]. С их точки зрения, уровень развития международного таможенного сотрудничества и таможенных правоотношений, как на национальном, так и на наднациональном уровне, достаточно высок, что выражается в усилении экономической интеграции государств, повышения эффективности международно-правого регулирования классификации и кодирования товаров в таможенных целях, процессов таможенной оценки товаров, определения страны происхождения товаров и других вопросов.

В исследованиях автора Малевич Ю.В. [5] отмечается практически полный переход федеральной таможенной службы на безбумажный документооборот в процессе декларирования товаров, активное развитие технологии удаленного выпуска, снижение времени проведения таможенного контроля и совершения та-

моженных операций за счет внедрения современных информационных технологий, а также упрощение таможенных формальностей и совершенствование таможенного администрирования глобальных цепей поставок на основе автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров.

В работе авторов Малевич Ю.В., Пла-стуняк И.А. [6] обосновывается, что формированию цепей поставок, снижению логистических затрат на транспортировку способствует наличие развитой транспортно-логистической инфраструктуры, а в случае глобальных цепей поставок дополнительным фактором являются таможенные органы. При этом, активное применение и использование основанных на широком использовании информационных технологий отслеживания грузов и транспортных средств методов и моделей логистики, среди которых можно выделить, методику доставки «точно-в-срок», имитационное моделирование логистических процессов, системы массового обслуживания, позволяет принимать обоснованные управленческие решения в области обеспечения и укрепления экономической безопасности государства.

В целом соглашаясь с мнением авторов [5, 6, 10], отметим также, что одним из факторов развития рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, в том числе, с логистической точки зрения, следует считать систему SafeTIR (рис. 2), которая долгое время, начиная с октября 1995, носила рекомендательный характер, а после того, как стали очевидны ее достоинства, была включена в виде Приложения 10 от 12 августа 2006 года в Конвенцию международной дорожной перевозки (МДП, TIR), что сделало использование системы SafeTIR обязательным для всех субъектов системы МДП.

Система SafeTIR в реальном времени (Real Time SafeTIR) (RTS) позволяет упростить интеграцию процедуры МДП в существующие компьютеризированные системы таможенных органов, предоставляя таможенным постам возможность осуществлять таможенный контроль в режиме онлайн. RTS является фактором повышения безопасности глобальных цепей поставок, упрощения внешней торговли за счет применения современных технических средств таможенного контроля и работает в рамках процедуры МДП.

Функционирование системы SafeTIR в реальном времени осуществляется на основе Международного банка данных МДП (МБД МДП), созданного в 1999 году секретариатом МДП в соответствии с полномочиями Испол-

нительного совета МДП, установленными Административным комитетом Конвенции МДП, а также приложения TIR-EPD, позволяющего держателям книжек МДП бесплатно отправлять электронную предварительную информацию о перевозке одновременно во все страны маршрута движения. При использовании системы TIR-EPD у таможенных органов есть уверенность, что предварительная информация предоставлена авторизованными держателями книжек МДП и что сама книжка МДП действительна.

Веб-приложение asktirweb.org разработано Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ, Жи) для эксклюзивного использования и управления допуском перевозчиков в систему МДП, а также выдачи, контроля и возврата книжек МДП, в соответствии с правилами и инструкциями МСАТ и Конвенции МДП. С помощью подобного обмена предварительной информацией происходит упрощение процедуры пересечения границы, которая становится быстрой и безопасной, а также облегчается процесс проведения анализа рисков до прибытия грузов.

Таможни

Данные о перевозчиках МДП

ЕЭК ООН Международный банк

данных МДП (Электронные ресурсы)

МБД МДП

Предварительная информация о грузах, проверка гарантии, передача данных SafeTIR, процедура сверки данных

Таможенный портал МДП

МСАТ (!Ш)

Приложение та EPD

SafeTIR в реальном времени

База данных МДП

asktirweb.org

Предварительная информация о перевозимых грузах МДП

Управление держателями МДП, выдача / возврат гарантий МДП

Рисунок 2 - Архитектура системы SafeTIR в реальном времени [14]

Следует также отметить, что еще одним драйвером повышения уровня безопасности внешнеторговых товарных потоков может стать объединение экспортных и импортных информационных потоков в единую базу данных, которую бы совместно использовали участники ВЭД и таможенные администрации в рамках концепции «уполномоченной цепи поставок», являющейся базисом при подтверждении таможенными органами соблюдения установленных стандартов безопасного обращения с грузами и соответствующей информацией всеми участниками ВЭД и субъектами международных торговых сделок. Исключительно в рамках таких цепей в отношение всех грузовых отпра-

вок, доставляемых от мест их происхождения до пунктов назначения, должен выполнятся комплекс упрощенных процедур пересечения таможенной границы, в соответствии с которыми при импорте и экспорте будет необходим только один документ, содержащий минимум информации.

Кроме того, в рекомендациях по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) должны предусматриваться возможности применения коммерческих систем проверки участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, на предмет выполнения ими требований таможенного законодательства. В частности, что касается

уполномоченных цепей поставок, следует отметить необходимость предоставлять таможенным органам возможностей иметь доступ к коммерческим системам участников внешнеэкономической деятельности в режиме онлайн. Данное обстоятельство создаст объективные предпосылки получения достоверной информации и будет способствовать открытию возможностей для существенного упрощения таможенных процедур при условии реализации всех возможных требований легитимности и конфиденциальности.

С точки зрения логистики и управления цепями поставок к дополнительным факторам развития рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли следует отнести систему грузового сообщества (СГС). С помощью неё в терминалах различных видов транспорта (морских портах, аэропортах) все участники конкретной транспортной цепи будут создавать электронную систему обмена требуемыми данными о перевозках и грузах. Поскольку указанные системы будут содержать все элементы и сведения, которые необходимы для таможенных органов, это поможет им оценить возможности подключения к подобным системам и получения из них информации, необходимой для их внутренних целей.

Таким образом, система SafeTIR в реальном времени и концепция «уполномоченной цепи поставок» являются эффективными инструментами развития рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, позволяя таможенным органам контролировать внешнеторговые грузопотоки и управлять ими с целью повышения безопасности глобальных цепей поставок на основе применения современных информационных технологий, в том числе, цифровых, и выстраивания единой сквозной системы обмена информацией по всей цепи поставок.

Литература

1. Гупанова Ю.Е. Концептуальные основы функционирования сферы таможенных услуг // Образование и наука в современных реалиях Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. -2017. - С. 270-273.

2. Дмитриев А.В. Современные тенденции развития логистики цифровых платформ//Логистика и управление цепями поставок: сб. науч. трудов/под ред. В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. - Вып. 1 (14). -СПб.: Изд-во СПбГЭУ. -2017. - С. 35-40.

3. Дмитриев А.В. Формирование цифровой среды транспортной логистики // Логистика - евразийский

мост. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Красноярск: Изд-во КГАУ, 2018. - С. 88-92.

4. Дробот Е.В. Инструменты обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли: Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации // Экономические отношения. - 2017. - Том 7. - № 4. -С. 309-320.

5. Малевич Ю.В. Некоторые аспекты проектирования международных цепей поставок с учетом современных таможенных технологий // Таможенное администрирование в Евразийском экономическом союзе сборник статей. Санкт-Петербург, - 2017. - С. 29-36.

6. Малевич Ю.В., Пластуняк И.А. Особенности формирования международных систем доставки // Логистические системы в глобальной экономике. -2017. - № 7. - С. 215-219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пантелеева В.В. Анализ современного состояния технических средств таможенного контроля на соответствие положениям рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли // Бюллетень инновационных технологий. - 2018. Т. 2. - № 4 (8). - С. 29-32.

8. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wcoomd.org.

9. Руднева З.С. Развитие института уполномоченного экономического оператора в контексте рамочных стандартов всемирной таможенной организации // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2017. - № 4-5. - С. 50-57.

10. Рыбак С.В., Ануфриева Л.И. Международное таможенное сотрудничество. СПб.: Троицкий мост, 2014. - 384 с.

11. Сорокин В.В. Использование рамочных стандартов безопасности в целях обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли // Бюллетень инновационных технологий. - 2018. Т. 2. - № 4 (8). - С. 12-16.

12. Трофимова Л.Н. Экономическая безопасность эффективности деятельности организаций торговли: ситуационно-характеристические параметры // Российское предпринимательство. - 2012. - Том 13. -№ 11. - С. 55-60.

13. Холина Е.А. Рамочные стандарты безопасности как залог упрощения мировой торговли в деятельности всемирной таможенной организации // Законность и правопорядок в современном обществе. -2012. - № 9. - С. 115-121.

14. Электронное предварительное информирование о перевозимых грузах по процедуре МДП (IRU TIR EPD) и SafeTIR в реальном времени (RTS) обмен данными между таможенными органами и МСАТ / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.iru.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.