МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
АЛИЕВ М.А.
ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА ПРИМЕРЕ ЕС
Аннотация. Активизация интеграционных процессов в регионах мира и расширение интеграции на территории стран СНГ актуализирует задачу по формированию и функционированию таможенной системы в рамках Евразийского экономического союза (в составе России, Беларуси и Казахстана). Дальнейшая либерализация, гармонизация и унификация таможенных отношений ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешённых задач, проблем и спорных вопросов, требующих углублённого изучения таможенной системы РФ. Кроме того, необходимость совершенствования таможенной системы России в условиях глобализации мировой экономики во многом обусловлена ее вхождением во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Ключевые слова: таможенная система, глобализация, таможенная администрирование.
ALIEV M.A.
THE PRINCIPLE OF FUNCTIONING OF CUSTOMS SYSTEMS IN INTEGRATIONAL UNIONS BASED ON THE EXAMPLE OF THE EU
Abstract. Activation of integrational processes in world regions and expansion of integration on the territory of the CIS countries makes the task of formation and functioning of the customs system more relevant in the context of the Eurasian Economic Union (including the Russian Federation, Belarus and Kazakhstan).
Further liberalization, harmonization and unification of customs relations sets a wide spectrum of unresolved problems and disputable issues for modern researchers. These issues require intensive studying of the customs system of the Russian Federation.
Besides, the need to improve the customs system of the Russian Federation in the conditions of globalization of the world economy is, in many ways, due to its inclusion in the World Trade Organization (the WTO). Keywords: the customs system, globalization, the customs administration.
К середине 2013 года в ВТО было нотифицировано 489 региональных торговых соглашений, из которых 297 (61%) вступили в силу. Три четверти нотифицированных соглашений (358) подписаны на основании статьи XXIV ГАТТ, разрешающей странам — участницам ВТО создавать объединения, которые относятся к таможенным союзам и зонам свободной торговли. Из включённых в статистику ВТО 90% относятся к созданию зоны свободной торговли, 10% — к созданию таможенных союзов.[11]
С учётом того факта, что на сегодняшний день существует огромное количество интеграционных объединений, нами были проанализированы характерные особенности деятельности ведущих из них (ЕС, Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР, Анд-ское сообщество) с позиций изучения таможенных систем данных объединений. Анализ особенностей функционирования данных интеграционных объединений показал, что наиболее продвинутым в части развития наднациональной инфраструктуры является таможенная система ЕС, что предопределило актуальность изучения опыта её реформирования.
Отличительной особенностью таможенной системы ЕС является наличие единого унифицированного таможенного законодательства государств — членов таможенного союза, т. е. принципиально иной системы нормативно-правового регулирования, выходящей за национальные пределы с частичным отказом от национального суверенитета в определённых сферах. В качестве документа, обеспечивающего унификацию национального таможенного законодательства,
применяется Таможенный кодекс ЕС 1993 года (модернизированная электронная версия которого вступила в силу в 2009 году), имеющий прямое действие и обязательный для исполнения во всех государствах-членах.
Данная система нормативного правового регулирования всё больше приобретает наднациональный характер и в настоящее время находится в стадии совершенствования в соответствии с международными нормами и стандартами, что позволяет в зависимости от характера функционирования в сфере таможенного дела отличать наднациональную таможенную систему, рассматриваемую в контексте единой таможенной системы интеграционного объединения, от национальной таможенной системы.
Вместе с тем развитие наднациональной таможенной системы существенным образом влияет на функционирование национальных таможенных систем государств — членов таможенного союза, что связано с приведением в соответствие законодательства этих государств положениям и нормам Таможенного кодекса ЕС и других нормативных правовых актов в сфере таможенного дела в направлении смещения вектора приоритетности национальных интересов с государственного на наднациональный уровень, усиления комплементарного внешнеторгового взаимодействия институтов таможенного администрирования и субъектов таможенных отношений. В рамках национальной таможенной системы национальное законодательство государства применяется только в тех сферах, которые не подпадают под правоотношения, регулируемые нормами ЕС и касаются организации и управления таможенными органами, ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в рамках национального административного или уголовного права [12].
Несмотря на ликвидацию таможенных границ внутри ЕС, связанную с созданием и функционированием единой таможенной территории, усиливается роль национальных таможенных органов государств — членов ЕС в части реализации мероприятий на региональном уровне по борьбе с контрабандой, торговлей контрафактными товарами, незаконным ввозом наркотиков, оружия и рабочей силы, по сбору статистических данных о торговых потоках между странами ЕС и третьими странами, что позволяет утверждать о разноуровневое функционирования таможенной системы в контексте национальной таможенной системы (в интересах обеспечения национального суверенитета) и наднациональной таможенной системы.
Следует отметить, что на современном этапе развитие наднациональной таможенной системы ЕС осуществляется в направлении совершенствования таможенного администрирования, необходимость которого была отражена в 2012 году в проекте Европейского парламента и Европейского экономического комитета «Стратегия для дальнейшего развития таможенного союза». Основные проблемы, требующие совершенствования сферы таможенного дела, общие стратегические цели таможенных органов стран ЕС и реализация основных направлений новой стратегии ЕС представлены на рисунке 1.
В новом ТК ЕС закреплены положения, касающиеся создания так называемой новой электронной таможенной среды, реализация которой означает: представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронном виде, обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме, применение единого бланка декларирования при перемещении товаров в пределах ЕС и странах ЕАСТ, способствующего рационализации и уменьшению издержек управления, систематизации данных.
В рамках модернизации таможенного кодекса особое значение придаётся реализации программы «Таможня-2013», направленной на создание электронной таможенной среды в пределах государств — членов ЕС с целью защиты экономических интересов граждан и проведения мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, внедрение модернизированного таможенного кодекса, сотрудничество между таможенными управлениями государств — членов ЕС и третьих стран, упрощение таможенных формальностей и процедур и механизмов таможенного контроля с целью уменьшения издержек участников ВЭД при совершении экспортно-импортных операций. Участницами данной программы являются как страны ЕС, так и страны — кандидаты на вступление в ЕС. Программа «Таможня-2013» продолжает реализацию мероприятий, начатых в рамках предыдущих программ в области таможенного дела, в частности «Таможня-2007», и создаёт основу для внедрения электронных таможенных систем.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА перспектива дальнейшей либерализации международной торговли, грозящей увеличением притока контрафактной продукции на единый рынок из третьих стран;
нарастающие угрозы: терроризм, организованная преступность, нелегальная торговля наркотиками, оружием и другими опасными материалами;
увеличение масштабов трансграничного товарооборота, проходящего через европейские таможни; повышение уровня требований, предъявляемых к скорости поставок;
5) необходимость повышения квалификации персонала таможен в присоединившихся странах
ОБЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕС
Защита общественных и экономических интересов стран ЕС посредством осуществления эффективных мероприятий против нелегального ввоза товаров, которые подлежат запретам и ограничениям, а также развитие системы управления рисками в борьбе с террористической деятельностью.
Повышение конкурентоспособности европейских предприятий благодаря усовершенствованию методов взимания таможенных платежей и развитию новых норм ЕС.
Контроль и управление за перемещением товаров с применением более эффективного и систематического обмена данными на основе системы управления рисками.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ СТРАТЕГИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕС
Упрощение и совершенствование законодательства в сфере таможенного дела с привлечением представителей бизнес-среды, осуществляющих внешнеторговые операции, при подготовке законодательных актов, внедрение процесса электронного декларирования во всех странах ЕС.
Совершенствование таможенного контроля, заключающееся в улучшении процессов контроля, укреплении сотрудничества между таможенными, налоговыми органами, органами власти и полицией, применении новых информационных технологий в таможенном управлении (программа анализа рисков). Предоставление сервисных услуг предприятиям, способствующее упрощению и оптимизации всех процессов, облегчению доступа к необходимой информации в сфере таможенного управления. Повышение уровня образования и переподготовки сотрудников таможенных органов — содействие в организации и участие в международных форумах и программах обмена опытом.
Рис. 1. Основные направления совершенствования таможенной системы ЕС на современном этапе
Источник: составлено автором.
Таким образом, модернизированный таможенный кодекс является базовым документом в сфере таможенного дела государств — членов ЕС, на основе которого применяются современные технологии электронного декларирования, система «одного окна», а также создаются условия для обеспечения быстрого обмена информацией.
Помимо принятия модернизированного таможенного кодекса в ЕС осуществляются проекты, без реализации которых невозможно дальнейшее развитие таможенной системы, представленные в таблице 1.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает программа по утверждению и предоставлению статуса УЭО/АЕО (уполномоченного экономического оператора), реализуемая во всех странах Европейского союза. Предоставление данного статуса является развитием института специальных таможенных упрощений, закреплённым в Рамочных стандартах безопасности и облегчения торговли. Особенности его применения в таможенной практике ЕС заключаются в том, что он не ограничен по времени и реализуется в трёх вариантах: статус, дающий предприятиям право на использование упрощённых таможенных процедур при таможенном оформлении; статус, облегчающий условия по обеспечению уплаты таможенных платежей при ввозе/вывозе и транзите товаров; статус, позволяющий сочетать два предыдущих варианта. В этом случае предприятие имеет возможность максимально использовать упрощённые таможенные процедуры и соблюдать минимальные требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе/вывозе и транзите товаров.
Таблица 1
Основные инновационные мероприятия по совершенствованию таможенной системы ЕС в части таможенных технологий
Основные инновационные мероприятия Цели
1. Проект «Электронная таможня» Переход на электронное декларирование в полном объёме
2. Автоматизированная система экспорта и импорта, совместно с электронной системой NCTS (New Computerised Transit System) Упрощение таможенных процедур в части осуществления экспортных, импортных и транзитных операций, интеграция таможенных систем ЕС на основе полного упразднения бумажного документооборота при транзитных перевозках между странами
1. Программа «Участник ВЭД, допущенный к таможенному оформлению» Применение участниками ВЭД упрощённых процедур и льготных условий при ввозе товаров
2. Программа менеджмента риска Обеспечение быстрого обмена данными по партиям товаров, вызывающих подозрение у таможенных служб, и распространение этих данных в рамках таможенной системы ЕС
3. Программа E-Learning по утверждению и предоставлению статуса УЭО (уполномоченного экономического оператора) Развитие института специальных упрощённых таможенных процедур
4. Программа ATLAS Отказ от грузовых таможенных деклараций на бумажных носителях и переход на электронное декларирование в полном объёме
Источник: составлено автором.
Положительный опыт создания и функционирования таможенного союза в ЕС, а также особенности реформирования таможенного дела в рамках наднациональной таможенной системы представляют несомненный интерес в части применения единой системы таможенной оценки при импорте товаров для таможенных органов и бизнес-сообщества, реализации на практике института специальных таможенных упрощений (уполномоченных экономических операторов). Это должно быть учтено при совершенствовании национальной таможенной системы России и формировании ТС с участием России, особенно с учётом её лидирующей роли в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации при разработке направлений взаимодействия в области таможенного дела.
Литература
Правовые и нормативные источники
1. Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне, 1993 год(Арушская декларация).
2. Соглашение о применении статьи VIIГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действует с 1981 года.
3. Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (1961), действует с 1963 года.
4. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1959), действует с 1960 года.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) [Электронный ресурс]: официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru.
6. Российская Федерация. Законы. О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. [Текст]: федер. закон: принят Государственной думой 20.10.2010. Специальная литература
7. Данилкин А. Диалог с европейским бизнесом [Текст] / А. Данилкин // Таможня. — 2011. — № 16 (279). — С. 16.
8. Дианов А. Ю. Проблема оценки результативности деятельности таможенных органов [Текст] / А. Ю. Дианов // Транспортное дело. — 2009. — № 1.
9. Дорожкин Д. В. Формы и методы государственного воздействия на экономику и внешнюю торговлю в условиях адаптации России к международной практике [Электронный ресурс]: Дис.... канд. экон. наук // www. rsl. ru.
10. Дюмулен И. И. Международная торговля 2007-2010 годов: некоторые уроки глобального кризиса [Текст] / И. И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. — 2010. — № 7 (июль). — С. 310.
Периодическая литература
11. Оболенский В. П. Оценка роли интеграционных группировок в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 10. — С. 12.
12. Чеботарева Е. Д. Опыт создания и основные слагаемые успешной деятельности Таможенного союза ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 7 (июль). — С. 42.
References:
Legal and regulatory sources
1. Declaration on good governance and combating corruption at the customs, 1993(the Arusha Declaration).
2. The agreement on implementation of article VII of the General agreement on tariffs and trade (GATT), has been operational since 1981.
3. Customs Convention on the ATA Carnet for temporary admission of goods (1961), in force since 1963.
4. Customs Convention on the international transport of goods under cover of TIR Carnets (1959), in force since 1960.
5. Customs code of the customs Union (Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union adopted by the Decision of Interstate Council of the Eurasian economic community (Supreme body of Customs Union) at level of heads of state of 27 November 2009 No. 17) [Electronic resource]: the official site of the Customs Union Commission www.tsouz.ru.
6. Of The Russian Federation. Laws. On the accession of the Russian Federation to the International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures dated 18 may 1973 in the wording of the Protocol of amendments to the International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures of 26 June 1999. [Text]: Feder. the law: passed by the State Duma on 20.10.2010. Special literature
7. Danilkin A. the Dialogue with the European business [Text] /A. Danilkin // Custom. — 2011. — № 16 (279). — S. 16.
8. Dianov A. Y. the Problem of assessing the efficiency of activities of customs authorities [Text] / A. Yu. Dianova // Transport case. — 2009. — No. 1.
9. Dorozhkin D. V. Forms and methods of state influence on the economy and foreign trade in the conditions of adaptation of Russia to the international practice [Electronic resource]: Dis.... candidate. Econ. Sciences // www.rsl.ru.
10. Dyumulen 1.1. international trade 2007-2010: some lessons from the global crisis [Text] /1.1. dyumulen // Russian foreign economic Bulletin. — 2010. — № 7 (July). — P. 3-10.
Periodical literature
11. Obolensky V. P. Evaluation of the role of integration groupings in international trade // Russian foreign economic Bulletin. — 2013. — No. 10. — S. 12.
12. Chebotareva E. D. Experience creating and main components of successful activity of the Customs Union of the EU // the Russian external economic Bulletin. — 2013. — № 7 (July). — S. 42.