Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный транзит / перемещение товаров / логистические цепочки / таможенные процедуры / таможенные платежи / таможенный контроль / customs transit / movement of goods / logistics chains / customs procedures / customs payments / customs control

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И. Киселева, П. Климова, И.В. Гомон

Процессы автоматизации в таможенных органах играют важную роль в ускорении проведения таможенных операций и таможенного контроля. В настоящее время таможенная служба РФ проходит через этап оптимизации таможенных операций посредством введения автоматизированных и цифровых систем и процессов обработки информации при проведении таможенного контроля. В статье проведен анализ автоматизации таможенной процедуры таможенного транзита и перемещения товаров в рамках международных мультимодальных перевозок. По результатам проведенного анализа выявлены проблемы, связанные с использования электронных и автоматизированных систем и приведены направления для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — И. Киселева, П. Климова, И.В. Гомон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC AND AUTOMATED SYSTEMS IN THE CUSTOMS PROCEDURE OF CUSTOMS TRANSIT IN ORDER TO IMPROVE THE TRANSPORT AND LOGISTICS SECTOR

Automation processes in customs authorities play an important role in speeding up customs operations and customs control. Currently, the Customs Service of the Russian Federation is going through a stage of optimization of customs operations through the introduction of automated and digital systems and information processing processes during customs control. The article analyzes the automation of the customs procedure of customs transit and movement of goods within the framework of international multimodal transportation. Based on the results of the analysis, the problems associated with the use of electronic and automated systems are identified and directions for their solution are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЕ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

И. Киселева, студент П. Климова, студент

Научный руководитель: И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-160-163

Аннотация. Процессы автоматизации в таможенных органах играют важную роль в ускорении проведения таможенных операций и таможенного контроля. В настоящее время таможенная служба РФ проходит через этап оптимизации таможенных операций посредством введения автоматизированных и цифровых систем и процессов обработки информации при проведении таможенного контроля. В статье проведен анализ автоматизации таможенной процедуры таможенного транзита и перемещения товаров в рамках международных мультимодальных перевозок. По результатам проведенного анализа выявлены проблемы, связанные с использования электронных и автоматизированных систем и приведены направления для их решения.

Ключевые слова: таможенный транзит, перемещение товаров, логистические цепочки, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль.

В современном мире важную роль при перемещении товаров играют транспортная доступность и логистические цепочки. В связи переориентацией рынков сбыта со стран Европы на страны Азии, возникла необходимость в поиске новых логистических коридоров для доставки товаров на новые географические рынки сбыта.

Оперативная логистика при перемещении товаров имеет актуальное значение во взаимодействии участников ВЭД, в связи с чем при поиске новых логистических и транспортных коридоров также важно учитывать эффективный таможенный контроль при использовании таможенной процедуры таможенной транзита. Все эти факторы оказывают положительное влияние на развитие различных секторов экономики и торговли [1].

Таможенная процедура таможенного транзита (далее - ТПТТ) является одной из наиболее частых таможенных процедур, применяемых при ввозе товаров. ТПТТ заключается в том, что товары ввозятся на таможенную территорию Союза через государства, не являющимися членами Союза, или же перевозятся от таможенного ор-

гана отправления до таможенного органа назначения на таможенной территории Союза [2].

Основным стратегическим документом, определяющим направления развития деятельности таможенной службы, является Стратегия Развития ФТС РФ до 2030 года [3]. Одним из важных направлений и перспектив в указанном периоде можно название развитие информационно-коммуникационных (цифровых) технологий, а также внедрение новых развитых цифровых технологий. Данные технологии должны обладать широким спектром действия при решении широкого спектра задач. Одной из таких технологий, способствующих решению многих задач в человеческой деятельности выступает искусственный интеллект (Далее - ИИ).

Важнейшим аспектом современного этапа совершенствования транспортно-логистической сферы является активное развитие и внедрение инновационных цифровых технологий на каждом из этапов цепочек поставок [4]. Так, в настоящее время происходит переход на автоматизацию и упрощение проведения ТПТТ и та-

моженного декларирования при данной таможенной процедуре, что благоприятно способствует сокращению временных и материальных издержек как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Поскольку система автоматизации направ-

лена на результат и цифровизацию таможенных операций, данная электронная система исключает человеческий фактор при принятии решений [5]. Динамика автоматизации ТПТТ представлена в таблице 1.

Таблица 1. Автоматизация таможенной процедуры таможенного транзита в 20202022 гг. [61_____

Показатель 2020г. 2021г. 2022г. 2022г. в % к

2020г. 2021г.

Авторегистрация ЭТД 270018 802688 804458 297,9 100,2

Автоматизированный выпуск ЭТД 57861 154921 154790 267,5 99,9

По данным из таблицы, можно увидеть положительную динамику в части авторегистрации электронной транзитной декларации (ЭТД). В 2022 году было зарегистрировано более 804тыс. ЭТД в режиме авторегистрации. Данный показатель увеличился на 0,2% по сравнению с аналогичным показателем 2021 года и практически в 3 раза по сравнению с показателем 2020 года.

Что касается автоматизированного выпуска ЭТД, то здесь также присутствует положительная динамика, несмотря на снижение в 2022 году количества выпущенных ЭТД в автоматизированном режиме на 0,1%. По сравнению с 2020 годом, количество автовыпущенных ЭТД увеличилось на 167,5%.

В целях совершенствования системы транзитных перевозок как в пределах России, так и ЕАЭС, продолжается работа по реализации и усовершенствованию пилотной программы по обмену документации в электронном формате при транзитных железнодорожных перевозках с участием та-

моженных служб России и Республики Беларусь. В рамках указанного проекта ФТС РФ было оформлено 2519 ЭТД при следовании ж/д транспортом с Дальнего Востока до Западных регионов страны. 2519 ЭТД включили в себя 442 контейнера в 1228 вагонов ж/д состава.

Еще одним эффективным инструментом контроля за автомобильными и железнодорожными перевозками является использование электронных навигационных пломб (далее - ЭНП). ЭНП представляют собой электронное устройство, отслеживающее груз или транспортное средство по геолокации, маршруту следования с целью его контроля, а также отслеживающие попытки несанкционированного доступа к грузу [7]. Установка и снятие пломб производится исключительно в пунктах пропуска через границу государства.

Наглядно динамика автомобильных и железнодорожных перевозок отдельных категорий товаров через территорию Российской Федерации с использованием ЭНП представлена на рисунке 1.

25000 20000 15000 10000 5000 0

19548

1 тско

8629

2020г. 2021г. 2022г.

Рис. 1. Количество автомобильных и железнодорожных перевозок отдельных категорий товаров через территорию Российской Федерации с использованием ЭНП в 2020-2022 гг.

Применение электронных пломб способствует слежению за транспортным средством при перемещении грузов таможенным транзитом, исключить доступ исключить доступ третьих лиц к грузовому отсеку, а также своевременно реагировать на нештатные ситуации [8]. Результаты пилотного проекта показали эффективность данного механизма, что привело к созданию единой системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием электронных навигационных пломб.

Главными причинами введения автоматизированных и цифровых технологий (ИИ и ЭНП) являются рост информации о проверяемых товарах и транспортных средствах, а также факторами ниже:

1. Ограниченное количество времени для принятия решения сотрудником таможенной службы;

2. Сложность принятия такого решения;

3. Существование большой базы информации о товаре или транспортном средстве;

4. Новые информационные массивы, полученные при взаимодействии с другими государственными структурами [9].

При перемещении товаров таможенным транзитом, важную роль играют новые логистические цепочки, помогающие выйти на новые географические рынки сбыта. В связи с введенными санкциями, влияющи-

России легализован параллельный импорт товаров через третьи страны, чаще всего через Турцию, также в качестве альтернатив можно использовать логистические маршруты через ОАЭ и Иран.

С начала 2022 года произошли крупные изменения, связанные с изменением грузопотока и транспортных коридоров, так, например, один из ключевых портов Санкт-Петербурга значительно снизил показатели по перевалке контейнерных грузов. В это же время происходит переориентация на порты Дальнего Востока и Новороссийска.

Как было сказано выше, Россия находит новые транспортные коридоры с учетом появления новых судоходных компаний, обслуживающих порты Китая и Дальнего Востока, Индии, Вьетнама, Голландии, ОАЭ и др. Также необходимо отметить развитие новых или ранее не востребованных транспортно-логистических маршрутов, например МТК «Север - Юг» [10].

Таким образом, цифровизация и автоматизация процессов декларирования и выпуска транзитных деклараций при перемещении товаров посредством таможенного транзита, дает преимущества для каждой из сторон путем сокращение бумажной документации и предоставления возможности участнику ВЭД предоставить в таможенный орган пакет документов однократно.

ми на торговую и экономическую сферы, в

Библиографический список

1. Лесь А.А. Применение цифровых технологий при таможенной процедуре таможенного транзита / А.А. Лесь // Синергия Наук. - 2022. - № 68. - С. 94-107. - EDN NRVTWJ.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 29.09.2023).

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d086 62125b1b4032/.

4. Алексеева Е.В., Трутнева Н.Ю., Кучерявенко А.К. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 39-45.

5. Кузь И.А. Особенности таможенного контроля при таможенном транзите (на примере Белгородской таможни) / И.А. Кузь // Аллея науки. - 2018. - Т. 4, № 11(27). - С. 932936. - EDN YVVWTJ.

6. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 27.09.2023).

7. Курицына, Н.И. Использование электронных пломб как метод обеспечения сохранности груза при осуществлении таможенного транзита / Н.И. Курицына // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2021. - Т. 12, № 4(51). - С. 161-166.

- EDN SHTLCO.

8. Официальный сайт Центра развития цифровых платформ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://crcp.ru/ (дата обращения: 30.09.2023).

9. Мельников, С.А. Оценка совершения таможенных операций в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита / С.А. Мельников, А.А. Антонова // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 97-7. - С. 116-119.

- DOI 10.18411/trnio-05-2023-393. - EDN WNQVQR.

10. Чаплыгин М.В. Умные таможенные технологии в рамках стратегии развития таможенной службы до 2030 года // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 42 (86). - С. 218-221.

11. «Мультимодальные перевозки. Текущее состояние, изменение географии поставок, новые маршруты». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/93394/(дата обращения: 30.09.2023).

FEATURES OF THE USE OF ELECTRONIC AND AUTOMATED SYSTEMS IN THE CUSTOMS PROCEDURE OF CUSTOMS TRANSIT IN ORDER TO IMPROVE THE

TRANSPORT AND LOGISTICS SECTOR

I. Kiseleva, Student P. Klimova, Student

Supervisor: I.V. Gomon, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Automation processes in customs authorities play an important role in speeding up customs operations and customs control. Currently, the Customs Service of the Russian Federation is going through a stage of optimization of customs operations through the introduction of automated and digital systems and information processing processes during customs control. The article analyzes the automation of the customs procedure of customs transit and movement of goods within the framework of international multimodal transportation. Based on the results of the analysis, the problems associated with the use of electronic and automated systems are identified and directions for their solution are given.

Keywords: customs transit, movement of goods, logistics chains, customs procedures, customs payments, customs control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.