Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОСВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЕДИНОЕ ОКНО"'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЕДИНОЕ ОКНО" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ЕДИНОЕ ОКНО" / ЗОНА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимова Фазилат Абдусобировна, Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Мухиддинова Луиза Рафкатовна

В работе исследуются зоны коррупционных рисков при сертификации внешнеторговых товаров до внедрения таможенной информационной системы «Единое окно» Республики Узбекистан. Проведен анализ положений нормативно-правовых актов и основные этапы выдачи документов разрешительного характера, необходимых для таможенного оформления импортных операций. Определены наиболее вероятные зоны коррупционных рисков сертификации товаров внешней торговли. Проведены расчеты антикоррупционной эффективности таможенной информационной системы «Единое окно» и предложены пути ее развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакимова Фазилат Абдусобировна, Саидов Абдусобир Абдурахмонович, Мухиддинова Луиза Рафкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE INDIRECT EFFECTIVENESS OF THE CUSTOMS INFORMATION SYSTEM "SINGLE WINDOW"

The paper examines the areas of corruption risks in the certification of foreign trade goods before the introduction of the customs information system «Single Window» of the Republic of Uzbekistan. The analysis of regulatory acts and the main stages of the issuance of permits required for customs clearance of import operations was carried out. The most probable zones of corruption risks of certification of foreign trade goods are determined. Calculations of the anti-corruption efficiency of the customs information system «Single Window» were carried out and ways of its development were proposed

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОСВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "ЕДИНОЕ ОКНО"»

Исследование косвенной эффективности таможенной .

УДК 339.543.4

исследование косвенной эффективности таможенной информационной системы «единое окно»

Хакимова Фазилат Абдусобировна

Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, старший преподаватель кафедры «Таможенная экспертиза и классификация товаров», канд. техн. наук, e-mail: fazilat.khakimova@mail.ru

Саидов Абдусобир Абдурахмонович

Таможенный институт Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, начальник кафедры «Информационные технологии и математика», д-р техн. наук, профессор, e-mail: sobirs59@mail.ru

Мухиддинова Луиза Рафкатовна

Управление информационных технологий и ки-бербезопасности Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, главный инспектор, e-mail: luiza_1987@list.ru

В работе исследуются зоны коррупционных рисков при сертификации внешнеторговых товаров до внедрения таможенной информационной системы «Единое окно» Республики Узбекистан. Проведен анализ положений нормативно-правовых актов и основные этапы выдачи документов разрешительного характера, необходимых для таможенного оформления импортных операций. Определены наиболее вероятные зоны коррупционных рисков сертификации товаров внешней торговли. Проведены расчеты антикоррупционной эффективности таможенной информационной системы «Единое окно» и предложены пути ее развития

Ключевые слова: нетарифное регулирование внешней торговли; таможенная информационная система «Единое окно»; зона коррупционных рисков

investigation of the indirect

effectiveness of the customs information system «single window»

Khakimova Fazilat A.

Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, Senior Lecturer of the Department of Customs Examination and Classification of Goods, Candidate of Technical Sciences, e-mail: fazilat.khakimova@mail.ru

Saidov Abdusobir A.

Customs Institute of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, Head of the Department of Information Technology and Mathematics, Doctor of Technical Sciences, Professor, e-mail: sobirs59@mail.ru

Mukhiddinova Luiza R.

Department of Information Technologies and Cybersecurity of the State Customs Committee of the Republic of Uzbekistan, Chief Inspector, e-mail: luiza_1987@list.ru

The paper examines the areas of corruption risks in the certification of foreign trade goods before the introduction of the customs information system «Single Window» of the Republic of Uzbekistan. The analysis of regulatory acts and the main stages of the issuance of permits required for customs clearance of import operations was carried out. The most probable zones of corruption risks of certification of foreign trade goods are determined. Calculations of the anti-corruption efficiency of the customs information system «Single Window» were carried out and ways of its development were proposed

Keywords: non-tariff regulation of foreign trade; customs information system «Single Window»; zone of corruption risks

Для цитирования: Хакимова Ф.А., Саидов А.А., Мухиддинова Л.Р. Исследование косвенной эффективности таможенной информационной системы «Единое окно» // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 45-48.

В 2019 г. в деятельность таможенных органов Республики Узбекистан внедрена таможенная информационная система «Единое окно» (ТИС «Единое окно»). Концепция и техническая платформа данной системы разработана специалистами таможенных органов на основе изучения опыта развитых стран. Прошлые годы эксплуатации ТИС «Единое окно» показали её определенную эффективность: сократилось время выдачи

документов разрешительного характера, необходимых для таможенного оформления товаров, увеличились поступления в государственный бюджет средств от таможенных платежей.

Вместе с этим, анализ результатов применения ТИС «Единое окно» показал, что имеются определенные направления, которые требуются усовершенствовать. В частности, не все уполномоченные органы, ответственные за выдачу

документов разрешительного характера, необходимых для таможенного оформления, интегрированы в ТИС «Единое окно».

Данное обстоятельство ставит актуальную задачу исследования и утверждения эффективности данной системы для уполномоченных органов. Хотя концепция ТИС «Единое окно» предусматривает только организацию удаленной сертификации товаров и сокращение времени на оформление разрешительных документов, практика показывает ее косвенное влияние на сокращение зон коррупционных рисков, что особенно важно для экономической безопасности страны.

Несмотря на то, что в Республике Узбекистан принят ряд международных правовых документов, направленных на сокращение коррупционных нарушений [1, 2], «Декларации совета по таможенному сотрудничеству по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне» (Арушская декларация) [3], на сегодняшний день большая часть научных работ посвящена только проблеме коррупции в таможенных службах мира [4-7]. При этом не уделяется особого внимания коррупционным рискам других уполномоченных органов, связанных с таможенными процедурами и таможенным оформлением. Хотя известно, что подобные коррупционные риски оказывают достаточно сильное влияние на организацию прозрачного таможенного контроля. Это еще раз доказывает актуальность данного исследования.

Арушская декларация подчеркивает, что «коррупция обычно имеет место тогда, когда используется устаревшие и неэффективные методы работы и когда клиенты мотивированы попытаться избежать медленной или обременительной процедуры за счет предложения взяток и уплаты мзды за помощь». В качестве решения проблем в данной декларации предлагается автоматизация процесса, как средство «минимизации личных контактов между персоналом и клиентами».

Анализ нормативно-правовых актов, действовавших до внедрения ТИС «Единое окно», устанавливающих порядок выдачи разрешительных документов, позволяет выявить косвенное влияние данной системы на снижение зон коррупционных рисков за счет минимизации личных контактов сотрудников с клиентами.

Ниже приведены результаты анализа «Положения о порядке сертификации продукции» (далее - Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.07.2004 № 318 «О дополнительных мерах по упрощению процедур сертификации продукции» [8] в отношении таможенного оформления импортируемых товаров с кодом ТН ВЭД «1001990000 - пшеница и меслин: - прочее».

Так, для выполнения данной операции необходимо сертифицировать товар, т.е. для таможенного

оформления данного товара требуется «Сертификат соответствия». «Сертификат соответствия» выдается органами сертификации, аккредитованных Агентством «Узстандарт». Процесс сертификации товара в свою очередь порождает еще несколько этапов, связанных с оформлением гигиенического сертификата, разрешения в органах карантина растений и ветеринарного сертификата.

Последовательность выдачи разрешительного документа со стороны трех уполномоченных органов (Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения, Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров и Государственного комитета по ветеринарии и развитию животноводства Республики Узбекистан) представлена в таблице.

П. 3 Положения гласит: «Проведение сертификации осуществляется, как правило, в два этапа по схеме согласно приложению.

Первый этап включает в себя оформление гигиенического сертификата в аккредитованных Агентством «Узстандарт» органах государственного санитарного надзора с одновременным оформлением, по мере необходимости, ветеринарного и фитосанитарных заключений соответственно в органах государственного ветеринарного надзора и государственной службы по карантину растений. При этом субъект предпринимательской деятельности вправе:

- одновременно с заявлением на оформление гигиенического сертификата подать заявление на оформление сертификата соответствия в органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке (далее - органы по сертификации);

- при необходимости самостоятельно обратиться в органы ветеринарного и фитосанитар-ного надзора для получения соответствующих заключений.

Второй этап - выдача сертификата соответствия органами по сертификации [8].

Так, в п. 3 Положения упоминается участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) «при необходимости самостоятельно обратиться в органы ветеринарного и фитосанитарного надзора для получения соответствующих заключений». Как известно, временные издержки всегда порождают финансовые. Также у каждого уполномоченного органа имеются свои правила и нормативные документы. Для самостоятельного обращения к ним участнику ВЭД необходимо изучать эти правила и подготовить документы в соответствии с требованиями.

В п. 4 Положения сообщается, что: «Органы по сертификации согласно письменному заявлению субъектов предпринимательства вправе оказывать агентские услуги по проведению сертификации и получению всех необходимых заключений в органах государственного санитарного надзора, в органах государственного ветеринарного надзора и государственной службы по карантину растений,

Исследование косвенной эффективности таможенной

а также в государственных органах по охране природы.

При этом обязанность, а также ответственность за правильность отбора проб и их предоставления в соответствующие государственные органы несут органы по сертификации.

Оплата указанных услуг осуществляется по тарифам, задекларированным в Министерстве финансов Республики Узбекистан».

Так, участникам ВЭД могут быть оказаны агентские услуги. Поскольку «оплата указанных услуг осуществляется по тарифам, задекларированным в Министерстве финансов Республики Узбекистан», необходимо организовать заключение договора, что может усилить коррупционный риск.

Согласно вышеприведенному анализу нормативных документов по сертификации товаров можно сделать вывод о том, что все непосредственные встречи участника ВЭД с сотрудником уполномоченного органа до выдачи разрешительного документа образуют основные зоны коррупционных рисков, которые отражены на рисунке.

Таким образом, авторами отмечены зоны

коррупционных рисков сертификации внешнеторговых товаров до внедрения ТИС «Единое окно».

Если учесть, что в 2021 г. были оформлены таможенные грузовые декларации на 9 179 партий товаров кода ТН ВЭД «1001 99 000 0 - пшеница и мес-лин: прочие», то косвенная эффективность ТИС «Единого окна» выражается в количественном выражении. Так, до внедрения ТИС «Единое окно» для каждой партии данного товара существовали 4 зоны коррупционных рисков. Благодаря возможности удаленной сертификации товаров ТИС «Единое окно» в 2021 г. сократилось количество личных контактов персонала с клиентами и, следовательно, коррупционные риски.

Концепцией создания ТИС «Единое окно» Республики Узбекистан предусмотрено инте-гировать 17 уполномоченных органов для выдачи 45 разрешительных документов по внешнеторговым операциям [9]. В настоящее время данной системой охвачены только 12 уполномоченных органов и 26 разрешительных документов. Сегодня главной задачей развития ТИС «Единое окно» остается реализация ее концепции в полном объеме, т.е. регистрация через ТИС «Единое окно»

Таблица

Этапы выдачи документов разрешительного характера, необходимых для таможенного

оформления импортных операций

№ п/п Этапы

Подготовительный этап

1. Обращение в органы по сертификации

2. Подготовка пакета документов для санитарно-эпидемиологического надзора

3. Подготовка пакета документов для инспекции по карантину растений

4. Подготовка пакета документов для ветеринарного контроля

5. Обращение к органам санитарно-эпидемиологического надзора

6. Обращение к органам инспекции по карантину растений

7. Обращение к органам ветеринарного контроля

8. Анализ документации и заключение договора о выдачи фитосанитарного сертификата

9. Анализ документации и заключение договора о выдачи ветеринарного свидетельства

10. Анализ документации и заключение договора о выдачи гигиенического сертификата

Основной этап

1. Выдача карантинных разрешений или отказ

2. Территориальный орган ветеринарного контроля изучает эпизоотическую ветеринарую обстановку на соответствующей административной территории, куда планируется импорт подконтрольного товара

3. Территориальный орган ветеринарного контроля обращается в письменной форме к Главному государственному ветеринарному инспектору Республики Узбекистан о выдаче разрешения на ввоз подконтрольного товара

4. Главный государственный ветеринарный инспектор расматривает представленное заявление и принимает решение о выдачи разрешение на ввоз подконтрольного товара или отказ

5. Территориальный орган ветеринарного контроля предоставляет в письменной форме выданное разрешение или отказ на ввоз подконтрольного товара

6. Отбор образцов продукции для проведения лабораторных исследований и обследование объекта для санитарного надзора

7. При положительном результате лабораторных испытаний, а также ветеринарных и фитосанитарных заключений, выдать заявителю гигиеническое заключение

Заключительный этап

1. Представляет в аккредитованный орган для получения сертификата соответствия заявление с приложением необходимых документов

2. Выдать сертификат соответствия или письменный отказ

Источник: составлено авторами на основе данных [8]

Схема основных зон коррупционных рисков сертификации товаров внешней торговли

(составлено авторами)

16 видов разрешительных документов, которые реализованы частично, и 12 видов документов, которые вовсе не реализованы.

Библиографический список:

1. Конвенция организации объединенных наций против коррупции // Организация объединенных наций, Нью-Йорк, 2004 г. Издано при финансовой поддержке со стороны правительства Японии. 72 с.

2. Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции // Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2012 г. 302 с.

3. Декларация совета по таможенному сотрудничеству по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне // Всемирная таможенная организация. 1993. Аруш. Танзании. URL: https://rad.wcoomd. org/wp-content/uploads/2022/04/revised-arusha-declaration_rus.pdf

4. Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии // Центр политической информации. Специальный доклад. Москва. 2018. 37 с.

5. Бровка Г.М., Назарчук А.В. Управление коррупционными рисками в таможенных органах ЕАЭС: базовые аспекты // Экономическая наука сегодня. 2019. № 10. С. 195-203.

6. Алексеева Е.В., Бугаева, Ю.В. Анализ международного опыта противодействия коррупции в таможенных органах: практика стран европейского союза // Вестник Академии знаний. № 40 (5). 2020.С. 30-33.

7. Рожкова Д.Ю., Рожков Ю.В. Управление коррупционными рисками в таможенных органах Российской Федерации // Управленческий учет. 2021. № 9. С. 216-225.

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.07.2004 № 318 «О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции» // Национальное законодательство Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/uz/ docs/337775.

9. Хакимова Ф.А., Саидов А.А., Донокулов Н.Х. Модели и алгоритмы системы управления рисками нетарифного регулирования внешней торговли // «Вестник Российской Таможенной Академии». 2022. № 1 (58). С. 68-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.