Научная статья на тему 'Модель формирования у студентов военных кафедр навыков и умений воспитательной работы в подразделении'

Модель формирования у студентов военных кафедр навыков и умений воспитательной работы в подразделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА / EDUCATION / REFORMATION / MODEL / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попок Игорь Адамович, Коберницкий Валерий Евгеньевич

Рассматриваются вопросы методической подготовки для формирования у студентов военных кафедр гражданских вузов педагогических знаний, навыков и умений по организации и проведению воспитательной работы в подразделении в процессе повседневной деятельности. Модель методической подготовки построена на основе системного подхода, теории поэтапного усвоения умственных действий и концепции программированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попок Игорь Адамович, Коберницкий Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model form the students of military departments of skills and abilities of educational work in subdivision

In article questions of methodical preparation of students of military chairs of civil higher education institutions on formation of pedagogical knowledge, skills and abilities of the organization and carrying out educational work in division in the course of daily activity are considered. The model of methodical preparation is constructed on the basis of a system approach, the theory of stage-by-stage assimilation of intellectual actions and the concept of the programmed training.

Текст научной работы на тему «Модель формирования у студентов военных кафедр навыков и умений воспитательной работы в подразделении»

УДК 378.14

И.А. Попок, В.Е. Коберницкий

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР

НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

В государственных решениях последних лет, касающихся проблем совершенствования высшего образования, указывается на необходимость повышения качества подготовки специалистов и укрепления ее связи с производством. Президент РФ В.В. Путин говорил, что молодежь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом и ей будут оказывать всю необходимую поддержку. Будут созданы стимулы для участия бизнеса, работодателей в деятельности учреждений профессионального образования. Более тесная интеграция с промышленными предприятиями и другими организациями позволит не только готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, но и даст учащимся гарантии будущего трудоустройства. Необходимо в обязательном порядке создать условия для прохождения практики по специальности учащимся профессиональных учебных заведений, привлекать к преподаванию тех, кто работает на производстве. В новых формах и более широких масштабах может быть восстановлена система заказа для подготовки специалистов [1].

В Постановлении РФ от 6 марта 2008 года №152 «Об обучении граждан РФ по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» говорится, что нужно обеспечить потребности в специалистах, «сочетающих высокую профессиональную подготовку, идейную зрелость, навыки организаторской, воспитательной и управленческой деятельности» [2].

На основе этих требований министр обороны РФ в своем приказе поставил конкретные задачи перед военными учебными заведениями, выполнение которых направлено на улучшение качества теоретической и практической подготовки будущих офицеров [3]. В комплексе этих мер все большее внимание уделяется рациональной организации и проведению методической

подготовки как фактору, способствующему формированию у обучаемых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы с подчиненными подразделения.

Важное место в контексте исполнения обязанностей военной службы офицера-специалиста ротного звена занимает его деятельность, связанная с организацией и проведением воспитательной работы в подразделении [4], которая проводится с целью обучения и воспитания военнослужащих, психологической подготовки, формирования и развития у них высоких морально-психологических, интеллектуальных, физических и боевых качеств, воинского мастерства, необходимых для поддержания высокой боевой готовности и выполнения воинского долга. По мнению многих авторов [5—8], воспитательная и патриотическая работа в подразделении таит в себе огромные резервы для углубления знаний военнослужащих, расширения их кругозора, овладения навыками самостоятельной работы, развития инициативы, общественной активности военно-профессиональной направленности, вооружает навыками воспитательной работы, связанной со сплочением воинского коллектива, укреплением дисциплины, формированием уставных взаимоотношений, организацией здорового досуга.

Воспитательная работа — это непосредственная живая работа с людьми. Наибольший результат она дает, когда ею охватывается весь личный состав подразделения. При этом главные усилия сосредоточиваются на деятельности в роте и равных ей воинских подразделениях, являющихся центром воспитательной и спортивно-массовой работы. Содержание и формы воспитательной работы непрерывно развиваются, обогащаются, и поэтому люди, которые призваны ее непосредственно организовывать и проводить, должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями.

Однако, несмотря на требования руководящих документов, в теории и практике методической подготовки войск в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации, раскрывающие содержание, условия и последовательность формирования у студентов военных кафедр гражданских вузов твердых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы в подразделении.

Специальные исследования, которые раскрывали бы современную систему формирования этих знаний, навыков и умений у названного контингента, не проводились. Данное обстоятельство привело к тому, что большая часть выпускников военных кафедр гражданских вузов не имеют достаточных представлений об объеме и содержания воспитательной работы в подразделении и навыков ее эффективной организации и проведения. Как результат — в отзывах из войск отмечается низкая воинская дисциплина некоторых выпускников, их невысокая общественная активность и недостаточная подготовленность к работе по обучению и воспитанию личного состава подразделения.

Таким образом, налицо принципиальное, социально-значимое противоречие между требующимся высоким уровнем педагогического мастерства выпускников военных кафедр гражданских вузов по организации и проведению воспитательной работы в подразделении и реальным состоянием их подготовки, качество которой проявляется в их последующей профессиональной деятельности в войсках. Данная проблема остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального исследования. Разработка и внедрение новых технологий в этой области будет способствовать дальнейшему развитию теории и методики военно-профессионального обучения.

Очевидно, что разрешение этого противоречия связано с необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, т. е. комплексом организационно-педагогических мероприятий, направленных на пересмотр традиционных способов передачи знаний и формирования навыков и умений у студентов военных кафедр гражданских вузов. Имеющийся опыт формирования командно-методических знаний, навыков и умений у курсантов высших военно-учебных заведений позволили нам раз-

работать модель методической подготовки (МП) по формированию педагогических знаний, навыков и умений в организации и проведении воспитательной работы в подразделении у студентов военных кафедр гражданских вузов (см. рисунок).

Подготовка военных специалистов на базе гражданских вузов показывает, что такой подход оправдан, так позволяет наиболее полно реализовать требования к формированию специалиста, обладающего знаниями и умениями как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки.

Своеобразие структуры модели методической подготовки (МП) определяет ее способность моделировать познавательные и практические задачи к конкретному виду деятельности, а именно к деятельности офицера-командира ротного звена, связанной с организацией и проведением воспитательной работы с личным составом подразделения, в которой механизм опережающей адаптации играет важную роль. Здесь уместно заметить, что при опережающем формировании речь идет не о восстановлении или перестройке, а о развитии и формировании полезного запланированного результата. В предлагаемой модели представлена система методических заданий, которые должен выполнять студент в течение всего периода обучения, для того чтобы сформировать необходимые знания, навыки и умения воспитательной работы с подчиненными подразделения.

В основу обоснования и конструирования модели положены требования, предъявляемые к уровню методического мастерства особенностям военно-профессиональной деятельности офицера-специалиста ротного звена по организации и проведению воспитательной работы с подчиненными подразделения, и два принципа — системности и деятельности [0, 10]. Требования определили цель и задачи процесса методической подготовки, выступающие как средство их реализации. Принцип системности предполагает рассмотрение МП как компоненты многоуровневой системы учебно-воспитательного процесса, второй принцип — как системы деятельности.

Цели и задачи являются ведущим системообразующим фактором и определяют основные

Рис. 1 Модель формирования у студентов военных кафедр гражданских вузов педагогических знаний и умений по организации и проведения ВР в подразделении

направления и пути воспитания военнослужащих, совокупность которых и составляет само содержание системы методической подготовки будущих офицеров. Основные цели и задачи воспитания военнослужащих Российской армии сформулированы в законодательных актах РФ и конкретизированы в документах органов военного управления. Главная цель воспитания в современных условиях состоит в формировании у каждого военнослужащего научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и достижение на этой основе высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности коллектива и способности подразделения (части) успешно решать практические задачи военной службы. Поэтому приоритетная цель воспитания личного состава подразделения — формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высокоразвитой личности [11].

Воспитательная работа в подразделении как сложное педагогическое явление в полной мере обладает признаками системы. Исходя из этого методическую подготовку студентов военных кафедр гражданских вузов целесообразно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования у обучаемых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы в подразделении, т. е. как систему [12].

Второй принцип предполагает, что формирование у обучаемых необходимых навыков и умений воспитательной работы будет проходить в процессе их методической практики (деятельности) по организации и проведению мероприятий воспитательного характера. Именно в процессе деятельности возникают новые мысли, формируется так называемое наглядно-образное мышление, присущее каждому человеку [13]. Именно через нее мы будем формировать и закреплять на практике педагогические знания, приобретенные на кафедрах гуманитарных дисциплин. Исходя из этого нам представляется, что обучение, строящееся на практической деятельности, связанной с организацией и проведением воспитательных мероприятий, преодолением противоречий в проблемных ситуациях, — наиболее верный путь эффективного

формирования у будущего офицера специалиста ротного звена профессионально-важных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых ему для обучения и воспитания коллектива и личности, т. е. формирования, в конечном итоге, у студентов готовности более эффективного социального функционирования в условиях учебно-боевой деятельности в войсках. Поэтому при создании системы методической подготовки студентов военных кафедр гражданских вузов необходима скоординированная исходящая из общих целей обучения и воспитания будущих офицеров запаса работа кафедр гуманитарных дисциплин и физического воспитания. В существующих же учебных программах формирования командно-методических знаний, навыков и умений по организации и проведении боевой подготовки структурно-логические связи воспитательной работы с гуманитарными дисциплинами, несмотря на общность их задач, не учитываются.

Нам представляется, что организация системы МП, построенная на основе теории поэтапного усвоения умственных действий и концепции программированного обучения, позволяет выработать структурно-логические взаимосвязи тех дисциплин вуза, изучение которых способствует комплексному росту у обучаемых навыков и умений воспитательной работы в подразделении [14]. Особенность программированного обучения состоит в том, что оно позволяет надежно управлять формированием знаний, навыков и умений в соответствии с заранее смоделированным оптимальным вариантом этого процесса [15].

Применительно к предмету нашего исследования концепция программированного обучения, на наш взгляд, имеет некоторые специфические аспекты. Прежде всего, это неизменно связано с вопросами отбора и кодированием информации, ее ввода и передачи в соответствии с алгоритмами деятельности, налаживанием обратной связи, с текущей переработкой информации и внесением коррективов в работу.

В качестве общеметодологического обоснования, доказывающего возможность группового воздействия на личность в процессе совместной деятельности, выступает положение об общественной природе человеческой личности. Конкретизированное в рамках социально-психологической теории, это положение находит свое

воплощение в факте решающей роли общения в условиях ближайшего социального окружения (подразделение, спортивная команда, боевой расчет и т. д.) для формирования, а следовательно, и изменения, коррекции социального поведения личности [16].

Пытаясь понять, каким образом требуется использовать законы социального развития в процессе воспитательной работы, осмыслить социальную реальность, обладающую наибольшими возможностям развития коллектива и личности, мы пришли к выводу, что главным таким механизмом является сам коллектив, его жизнедеятельность (принципы, правила и условия работы этого механизма, как известно, всесторонне разработаны А.С. Макаренко) [17]. Именно целеустремленное развитие коллектива и личности в процессе совместной деятельности с соблюдением норм межличностных отношений воспитывает у каждого его члена патриотизм, добросовестное отношение к труду, активность, ответственность, заботливость и т. д.

Концептуальным в этой модели стало то, что формирование у студентов требуемых знаний, навыков и умений по организации и проведению воспитательной работы в подразделении будет проходить в процессе повседневной деятельности: учебно-плановых занятий, служебно-плановых мероприятий, общественно-плановых мероприятий (внеучебная работа). Не случайно А.С. Макаренко определял суть воспитания через организацию всей личной и общественной жизни воспитуемых: «Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора, — указывал великий педагог. — В воспитательной работе нет пустяков... Хорошая организация в том заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежемесячно, из них складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовывать ее и будет самой ответственной вашей задачей» [18].

Повседневная деятельность военнослужащих в мирное время — это совокупность занятий, мероприятий и работ, согласованных по цели, задачам, времени, месту и направленных на поддержание боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к выполнению боевых и других поставленных задач. Основное содержание повседневной деятельности военнослужащих составляет боевая подготовка. Зна-

чительные возможности повседневной деятельности в деле подготовки офицеров-специалистов ротного звена как организаторов воспитательной работы в подразделении, на наш взгляд, определяются следующим:

во-первых, она не всегда ограничена с рамками обязательной программы. Ее содержание зависит от требований, предъявляемых к военному специалисту. Программы и планы ее проведения составляются с учетом конкретных условий и пожеланий занимающихся, что определяет гибкость, подвижность и динамичность данной работы. В этом случае происходит как бы временное «сжатие» процессов взаимоотношений и взаимопознания между военнослужащими, происходит более ускоренная групповая дифференцировка и т. д.;

во-вторых, повседневная деятельность, особенно в служебно-плановых и внеслужебных формах ее проведения, удовлетворяет запросам и интересам каждого военнослужащего в той мере, в какой нельзя сделать это в учебное время. Данное положение говорит о демократичности и коллегиальности в ее руководстве и проведении;

в-третьих, имеются большие воспитательные возможности повседневной деятельности личности военнослужащего и межличностных взаимоотношений, заключающиеся в многообразии ее форм и методов проведения и их относительной пространственно-временной обособленности;

в-четвертых, доверительность как норма взаимоотношений между военнослужащими в процессе повседневной деятельности, реализуя свои специфические функции (обеспечение объективной обратной связи, психологическое облегчение, социальное сближение), стимулирует личностную и групповую спонтанную активность и при переходе этих норм во «внутренний план» обучаемого соответственно обеспечивает достижение конечной цели этого процесса — воспитание коллектива и личности.

Представленная модель впоследствии должна быть интерпретирована в понятиях реального учебного процесса в вузе, методических указаниях к педагогической деятельности, структуре и содержанию учебного материала.

Таким образом, формирование у студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса военных кафедр гражданских вузов, педагогических знаний, навыков и умений по организации и проведению воспита-

тельной работы в подразделении будет проводиться не только в рамках специально запланированных учебно-плановых занятий, но и в процессе выполнения служебно-плано-вых и внеслужебных мероприятий повседневной деятельности путем включения обучаемых в командно-организаторскую деятельность

(организация и проведение в подразделении мероприятий воспитательного характера) на основе специально разработанных методических заданий. А это предполагает, наряду со стереотипностью выполнения методического задания, разнообразие действий обучаемых в условиях постоянно меняющейся обстановки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Программа президента РФ В.В. Путина [Электрон. ресурс] /http://putin2012.ru/program, 12.01.2012 г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 152 от 6 марта 2008 г. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст].

3. Совместный приказ министра обороны Российской Федерации №666 и министерства образования и науки Российской Федерации №249 от 10 июля 2009 г. [Текст] / Минобороны.

4. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации [Текст] / Минобороны РФ. — М.: Воениздат, 2008.— С. 29, 74, 75.

5. Барабанщиков, А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков [и др.].— М.: Изд-во ВПА, 1987.— с. 212.

6. Бахтин, В.К. Формирование у курсантов высших ВПУ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении [Текст]: Автореф. ... канд. пед. наук [Текст] / В.К. Бахтин.— М., 1980.— С. 27.

7. Кондаков, А.М. Управление подразделением в мирное время [Текст]: Учебник / А.М. Кондаков.— М.: Голден Би, 2007.— С. 74-149.

8. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика [Текст] / О.Ю. Ефремов [и др.].— СПб., 2008.— С. 640.

9. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин.— М.: Наука,1980.— С. 22-38.

10. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста [Текст] / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы.— 1985. № 5.— С. 3236.

11. Голден, Б.И. Управление подразделением в мирное время [Текст]: Учебник / Б.И. Голден.— М., 2007.— С. 202.

12. Вазина, К.Я. Эффективный метод решения проблем. О системном подходе к построению учебного процесса в вузе [Текст] / К.Я. Вазина, Ф.Н. Та-расенко // Вестник высшей школы.— 1987. №7.— С. 7-12.

13. Леонтьв, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьв.— М.: Политиздат, 1975.— С. 35-40.

14. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина.— М.: Изд-во МГУ, 1975.

15. Беспалько, В.П. Программированное обучение, дидактические основы [Текст] / В.П. Беспалько.— М.: Высшая школа, 1970.

16. Бодылев, А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации [Текст] / А.А. Бодылев, Г.А. Ковалев // Сб. научных трудов.— М.: Изд-во АПН, 1983.— С. 98.

16. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А.С. Макаренко.— Собр. соч.: в 7-ми томах.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.— Т. 5.— С. 9-103.

17. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 7-ми томах [Текст] / А.С. Макаренко.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.— Т. 4.— С. 349-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.