УДК 378.14
И.А. Попок, В.Е. Коберницкий
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
В государственных решениях последних лет, касающихся проблем совершенствования высшего образования, указывается на необходимость повышения качества подготовки специалистов и укрепления ее связи с производством. Президент РФ В.В. Путин говорил, что молодежь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом и ей будут оказывать всю необходимую поддержку. Будут созданы стимулы для участия бизнеса, работодателей в деятельности учреждений профессионального образования. Более тесная интеграция с промышленными предприятиями и другими организациями позволит не только готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, но и даст учащимся гарантии будущего трудоустройства. Необходимо в обязательном порядке создать условия для прохождения практики по специальности учащимся профессиональных учебных заведений, привлекать к преподаванию тех, кто работает на производстве. В новых формах и более широких масштабах может быть восстановлена система заказа для подготовки специалистов [1].
В Постановлении РФ от 6 марта 2008 года №152 «Об обучении граждан РФ по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» говорится, что нужно обеспечить потребности в специалистах, «сочетающих высокую профессиональную подготовку, идейную зрелость, навыки организаторской, воспитательной и управленческой деятельности» [2].
На основе этих требований министр обороны РФ в своем приказе поставил конкретные задачи перед военными учебными заведениями, выполнение которых направлено на улучшение качества теоретической и практической подготовки будущих офицеров [3]. В комплексе этих мер все большее внимание уделяется рациональной организации и проведению методической
подготовки как фактору, способствующему формированию у обучаемых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы с подчиненными подразделения.
Важное место в контексте исполнения обязанностей военной службы офицера-специалиста ротного звена занимает его деятельность, связанная с организацией и проведением воспитательной работы в подразделении [4], которая проводится с целью обучения и воспитания военнослужащих, психологической подготовки, формирования и развития у них высоких морально-психологических, интеллектуальных, физических и боевых качеств, воинского мастерства, необходимых для поддержания высокой боевой готовности и выполнения воинского долга. По мнению многих авторов [5—8], воспитательная и патриотическая работа в подразделении таит в себе огромные резервы для углубления знаний военнослужащих, расширения их кругозора, овладения навыками самостоятельной работы, развития инициативы, общественной активности военно-профессиональной направленности, вооружает навыками воспитательной работы, связанной со сплочением воинского коллектива, укреплением дисциплины, формированием уставных взаимоотношений, организацией здорового досуга.
Воспитательная работа — это непосредственная живая работа с людьми. Наибольший результат она дает, когда ею охватывается весь личный состав подразделения. При этом главные усилия сосредоточиваются на деятельности в роте и равных ей воинских подразделениях, являющихся центром воспитательной и спортивно-массовой работы. Содержание и формы воспитательной работы непрерывно развиваются, обогащаются, и поэтому люди, которые призваны ее непосредственно организовывать и проводить, должны обладать определенными знаниями, навыками и умениями.
Однако, несмотря на требования руководящих документов, в теории и практике методической подготовки войск в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации, раскрывающие содержание, условия и последовательность формирования у студентов военных кафедр гражданских вузов твердых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы в подразделении.
Специальные исследования, которые раскрывали бы современную систему формирования этих знаний, навыков и умений у названного контингента, не проводились. Данное обстоятельство привело к тому, что большая часть выпускников военных кафедр гражданских вузов не имеют достаточных представлений об объеме и содержания воспитательной работы в подразделении и навыков ее эффективной организации и проведения. Как результат — в отзывах из войск отмечается низкая воинская дисциплина некоторых выпускников, их невысокая общественная активность и недостаточная подготовленность к работе по обучению и воспитанию личного состава подразделения.
Таким образом, налицо принципиальное, социально-значимое противоречие между требующимся высоким уровнем педагогического мастерства выпускников военных кафедр гражданских вузов по организации и проведению воспитательной работы в подразделении и реальным состоянием их подготовки, качество которой проявляется в их последующей профессиональной деятельности в войсках. Данная проблема остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального исследования. Разработка и внедрение новых технологий в этой области будет способствовать дальнейшему развитию теории и методики военно-профессионального обучения.
Очевидно, что разрешение этого противоречия связано с необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, т. е. комплексом организационно-педагогических мероприятий, направленных на пересмотр традиционных способов передачи знаний и формирования навыков и умений у студентов военных кафедр гражданских вузов. Имеющийся опыт формирования командно-методических знаний, навыков и умений у курсантов высших военно-учебных заведений позволили нам раз-
работать модель методической подготовки (МП) по формированию педагогических знаний, навыков и умений в организации и проведении воспитательной работы в подразделении у студентов военных кафедр гражданских вузов (см. рисунок).
Подготовка военных специалистов на базе гражданских вузов показывает, что такой подход оправдан, так позволяет наиболее полно реализовать требования к формированию специалиста, обладающего знаниями и умениями как по основной гражданской специальности, так и в сфере военно-профессиональной подготовки.
Своеобразие структуры модели методической подготовки (МП) определяет ее способность моделировать познавательные и практические задачи к конкретному виду деятельности, а именно к деятельности офицера-командира ротного звена, связанной с организацией и проведением воспитательной работы с личным составом подразделения, в которой механизм опережающей адаптации играет важную роль. Здесь уместно заметить, что при опережающем формировании речь идет не о восстановлении или перестройке, а о развитии и формировании полезного запланированного результата. В предлагаемой модели представлена система методических заданий, которые должен выполнять студент в течение всего периода обучения, для того чтобы сформировать необходимые знания, навыки и умения воспитательной работы с подчиненными подразделения.
В основу обоснования и конструирования модели положены требования, предъявляемые к уровню методического мастерства особенностям военно-профессиональной деятельности офицера-специалиста ротного звена по организации и проведению воспитательной работы с подчиненными подразделения, и два принципа — системности и деятельности [0, 10]. Требования определили цель и задачи процесса методической подготовки, выступающие как средство их реализации. Принцип системности предполагает рассмотрение МП как компоненты многоуровневой системы учебно-воспитательного процесса, второй принцип — как системы деятельности.
Цели и задачи являются ведущим системообразующим фактором и определяют основные
Рис. 1 Модель формирования у студентов военных кафедр гражданских вузов педагогических знаний и умений по организации и проведения ВР в подразделении
направления и пути воспитания военнослужащих, совокупность которых и составляет само содержание системы методической подготовки будущих офицеров. Основные цели и задачи воспитания военнослужащих Российской армии сформулированы в законодательных актах РФ и конкретизированы в документах органов военного управления. Главная цель воспитания в современных условиях состоит в формировании у каждого военнослужащего научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и достижение на этой основе высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности коллектива и способности подразделения (части) успешно решать практические задачи военной службы. Поэтому приоритетная цель воспитания личного состава подразделения — формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высокоразвитой личности [11].
Воспитательная работа в подразделении как сложное педагогическое явление в полной мере обладает признаками системы. Исходя из этого методическую подготовку студентов военных кафедр гражданских вузов целесообразно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования у обучаемых педагогических знаний, навыков и умений воспитательной работы в подразделении, т. е. как систему [12].
Второй принцип предполагает, что формирование у обучаемых необходимых навыков и умений воспитательной работы будет проходить в процессе их методической практики (деятельности) по организации и проведению мероприятий воспитательного характера. Именно в процессе деятельности возникают новые мысли, формируется так называемое наглядно-образное мышление, присущее каждому человеку [13]. Именно через нее мы будем формировать и закреплять на практике педагогические знания, приобретенные на кафедрах гуманитарных дисциплин. Исходя из этого нам представляется, что обучение, строящееся на практической деятельности, связанной с организацией и проведением воспитательных мероприятий, преодолением противоречий в проблемных ситуациях, — наиболее верный путь эффективного
формирования у будущего офицера специалиста ротного звена профессионально-важных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых ему для обучения и воспитания коллектива и личности, т. е. формирования, в конечном итоге, у студентов готовности более эффективного социального функционирования в условиях учебно-боевой деятельности в войсках. Поэтому при создании системы методической подготовки студентов военных кафедр гражданских вузов необходима скоординированная исходящая из общих целей обучения и воспитания будущих офицеров запаса работа кафедр гуманитарных дисциплин и физического воспитания. В существующих же учебных программах формирования командно-методических знаний, навыков и умений по организации и проведении боевой подготовки структурно-логические связи воспитательной работы с гуманитарными дисциплинами, несмотря на общность их задач, не учитываются.
Нам представляется, что организация системы МП, построенная на основе теории поэтапного усвоения умственных действий и концепции программированного обучения, позволяет выработать структурно-логические взаимосвязи тех дисциплин вуза, изучение которых способствует комплексному росту у обучаемых навыков и умений воспитательной работы в подразделении [14]. Особенность программированного обучения состоит в том, что оно позволяет надежно управлять формированием знаний, навыков и умений в соответствии с заранее смоделированным оптимальным вариантом этого процесса [15].
Применительно к предмету нашего исследования концепция программированного обучения, на наш взгляд, имеет некоторые специфические аспекты. Прежде всего, это неизменно связано с вопросами отбора и кодированием информации, ее ввода и передачи в соответствии с алгоритмами деятельности, налаживанием обратной связи, с текущей переработкой информации и внесением коррективов в работу.
В качестве общеметодологического обоснования, доказывающего возможность группового воздействия на личность в процессе совместной деятельности, выступает положение об общественной природе человеческой личности. Конкретизированное в рамках социально-психологической теории, это положение находит свое
воплощение в факте решающей роли общения в условиях ближайшего социального окружения (подразделение, спортивная команда, боевой расчет и т. д.) для формирования, а следовательно, и изменения, коррекции социального поведения личности [16].
Пытаясь понять, каким образом требуется использовать законы социального развития в процессе воспитательной работы, осмыслить социальную реальность, обладающую наибольшими возможностям развития коллектива и личности, мы пришли к выводу, что главным таким механизмом является сам коллектив, его жизнедеятельность (принципы, правила и условия работы этого механизма, как известно, всесторонне разработаны А.С. Макаренко) [17]. Именно целеустремленное развитие коллектива и личности в процессе совместной деятельности с соблюдением норм межличностных отношений воспитывает у каждого его члена патриотизм, добросовестное отношение к труду, активность, ответственность, заботливость и т. д.
Концептуальным в этой модели стало то, что формирование у студентов требуемых знаний, навыков и умений по организации и проведению воспитательной работы в подразделении будет проходить в процессе повседневной деятельности: учебно-плановых занятий, служебно-плановых мероприятий, общественно-плановых мероприятий (внеучебная работа). Не случайно А.С. Макаренко определял суть воспитания через организацию всей личной и общественной жизни воспитуемых: «Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора, — указывал великий педагог. — В воспитательной работе нет пустяков... Хорошая организация в том заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежемесячно, из них складывается жизнь. Руководить этой жизнью, организовывать ее и будет самой ответственной вашей задачей» [18].
Повседневная деятельность военнослужащих в мирное время — это совокупность занятий, мероприятий и работ, согласованных по цели, задачам, времени, месту и направленных на поддержание боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к выполнению боевых и других поставленных задач. Основное содержание повседневной деятельности военнослужащих составляет боевая подготовка. Зна-
чительные возможности повседневной деятельности в деле подготовки офицеров-специалистов ротного звена как организаторов воспитательной работы в подразделении, на наш взгляд, определяются следующим:
во-первых, она не всегда ограничена с рамками обязательной программы. Ее содержание зависит от требований, предъявляемых к военному специалисту. Программы и планы ее проведения составляются с учетом конкретных условий и пожеланий занимающихся, что определяет гибкость, подвижность и динамичность данной работы. В этом случае происходит как бы временное «сжатие» процессов взаимоотношений и взаимопознания между военнослужащими, происходит более ускоренная групповая дифференцировка и т. д.;
во-вторых, повседневная деятельность, особенно в служебно-плановых и внеслужебных формах ее проведения, удовлетворяет запросам и интересам каждого военнослужащего в той мере, в какой нельзя сделать это в учебное время. Данное положение говорит о демократичности и коллегиальности в ее руководстве и проведении;
в-третьих, имеются большие воспитательные возможности повседневной деятельности личности военнослужащего и межличностных взаимоотношений, заключающиеся в многообразии ее форм и методов проведения и их относительной пространственно-временной обособленности;
в-четвертых, доверительность как норма взаимоотношений между военнослужащими в процессе повседневной деятельности, реализуя свои специфические функции (обеспечение объективной обратной связи, психологическое облегчение, социальное сближение), стимулирует личностную и групповую спонтанную активность и при переходе этих норм во «внутренний план» обучаемого соответственно обеспечивает достижение конечной цели этого процесса — воспитание коллектива и личности.
Представленная модель впоследствии должна быть интерпретирована в понятиях реального учебного процесса в вузе, методических указаниях к педагогической деятельности, структуре и содержанию учебного материала.
Таким образом, формирование у студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса военных кафедр гражданских вузов, педагогических знаний, навыков и умений по организации и проведению воспита-
тельной работы в подразделении будет проводиться не только в рамках специально запланированных учебно-плановых занятий, но и в процессе выполнения служебно-плано-вых и внеслужебных мероприятий повседневной деятельности путем включения обучаемых в командно-организаторскую деятельность
(организация и проведение в подразделении мероприятий воспитательного характера) на основе специально разработанных методических заданий. А это предполагает, наряду со стереотипностью выполнения методического задания, разнообразие действий обучаемых в условиях постоянно меняющейся обстановки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа президента РФ В.В. Путина [Электрон. ресурс] /http://putin2012.ru/program, 12.01.2012 г.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 152 от 6 марта 2008 г. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст].
3. Совместный приказ министра обороны Российской Федерации №666 и министерства образования и науки Российской Федерации №249 от 10 июля 2009 г. [Текст] / Минобороны.
4. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации [Текст] / Минобороны РФ. — М.: Воениздат, 2008.— С. 29, 74, 75.
5. Барабанщиков, А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков [и др.].— М.: Изд-во ВПА, 1987.— с. 212.
6. Бахтин, В.К. Формирование у курсантов высших ВПУ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении [Текст]: Автореф. ... канд. пед. наук [Текст] / В.К. Бахтин.— М., 1980.— С. 27.
7. Кондаков, А.М. Управление подразделением в мирное время [Текст]: Учебник / А.М. Кондаков.— М.: Голден Би, 2007.— С. 74-149.
8. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика [Текст] / О.Ю. Ефремов [и др.].— СПб., 2008.— С. 640.
9. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин.— М.: Наука,1980.— С. 22-38.
10. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста [Текст] / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы.— 1985. № 5.— С. 3236.
11. Голден, Б.И. Управление подразделением в мирное время [Текст]: Учебник / Б.И. Голден.— М., 2007.— С. 202.
12. Вазина, К.Я. Эффективный метод решения проблем. О системном подходе к построению учебного процесса в вузе [Текст] / К.Я. Вазина, Ф.Н. Та-расенко // Вестник высшей школы.— 1987. №7.— С. 7-12.
13. Леонтьв, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьв.— М.: Политиздат, 1975.— С. 35-40.
14. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина.— М.: Изд-во МГУ, 1975.
15. Беспалько, В.П. Программированное обучение, дидактические основы [Текст] / В.П. Беспалько.— М.: Высшая школа, 1970.
16. Бодылев, А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации [Текст] / А.А. Бодылев, Г.А. Ковалев // Сб. научных трудов.— М.: Изд-во АПН, 1983.— С. 98.
16. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А.С. Макаренко.— Собр. соч.: в 7-ми томах.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.— Т. 5.— С. 9-103.
17. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 7-ми томах [Текст] / А.С. Макаренко.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.— Т. 4.— С. 349-350.