Научная статья на тему 'Военный преподаватель, как формирователь профессиональной компетентности студентов, обучающихся на военных кафедрах при гражданских вузах по программе подготовки офицера запаса'

Военный преподаватель, как формирователь профессиональной компетентности студентов, обучающихся на военных кафедрах при гражданских вузах по программе подготовки офицера запаса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2395
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАСТЕРСТВО / ЭРУДИЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / КРУГОЗОР / СOMPETENCY / MASTERSHIP / ERUDITION / THINKING / CREATION / ORGANIZATION / REQUIREMENTS / HORIZON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобнихов А. И.

Статья посвящена определению и анализу требований к качеству личности и педагогического мастерства военных преподавателей, занимающихся подготовкой офицеров запаса для резерва Вооруженных Сил Российской Федерации. Проанализированы схожесть и отличия требований, предъявляемые к гражданскому и военному преподавателя, рассмотрены особенности выполнения служебных обязанностей офицера-преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to definition and analysis of requirements to the quality of personality and pedagogic mastership of a military teacher, dealing with training of reserve officers for the military reserve of the Russian Federation. There were analyzed similarity and differences of requirements that are made on the civilian and military teacher as well, considered peculiarities of discharge of duties by the instructor officer.

Текст научной работы на тему «Военный преподаватель, как формирователь профессиональной компетентности студентов, обучающихся на военных кафедрах при гражданских вузах по программе подготовки офицера запаса»

УДК 37.035.7

ВОЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, КАК ФОРМИРОВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРА ЗАПАСА

А. И. Бобнихов

MILITARY TEACHER AS A CREATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCY OF STUDENTS, WHO HAVE LESSONS AT SENIOR DIVISIONS OF THE CIVIL UNIVERSITIES BY PROGRAM

OF THE RESERVE OFFICER TRAINING

A. I. Bobnikhov

Статья посвящена определению и анализу требований к качеству личности и педагогического мастерства военных преподавателей, занимающихся подготовкой офицеров запаса для резерва Вооруженных Сил Российской Федерации. Проанализированы схожесть и отличия требований, предъявляемые к гражданскому и военному преподавателя, рассмотрены особенности выполнения служебных обязанностей офицера-преподавателя.

The article is devoted to definition and analysis of requirements to the quality of personality and pedagogic mastership of a military teacher, dealing with training of reserve officers for the military reserve of the Russian Federation. There were analyzed similarity and differences of requirements that are made on the civilian and military teacher as well, considered peculiarities of discharge of duties by the instructor officer.

Ключевые слова: компетентность, мастерство, эрудиция, мышление, творчество, организация, требования, кругозор.

Keywords: ^mpetency, mastership, erudition, thinking, creation, organization, requirements, horizon.

Реформирование системы подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил страны, требует формирование у будущих офицеров компетентностей, связанных с профессионально-педагогической деятельностью в условиях военной службы. Подготовка офицеров запаса для резерва Вооруженных сил возложены на военные кафедры, факультеты при гражданских вузах. Профессиональную компетенцию на будущих офицеров формируют преподаватели военных кафедр. На эту должность может быть назначен офицер Российской армии, отслуживший в Вооруженных силах не менее 5 лет, склонный к педагогической деятельности. Какими требованиями должен обладать военный преподаватель? Условно их можно подразделить на требования к преподавателю как к военному специалисту, требования к качествам личности преподавателя, требования к педагогическому мастерству преподавателя.

Требования к преподавателю как к военному специалисту

Преподаватель военной кафедры в первую очередь является офицером, а во вторую - педагог. Из этого следует, что основополагающим юридическим документом для него являются уставы Вооруженных сил, и только потом документы вуза, регламентирующие его деятельность как преподавателя. Особенностью является то, что, как и на любого офицера, на него не распространяются Трудовой кодекс РФ, коллективный договор, он не может заключить трудовой договор с работодателем, не может быть членом профсоюза, избираться в профсоюзный комитет вуза, освобождаться от должности приказом ректором вуза. Но с другой стороны, военная кафедра является структурным подразделением вуза и офицер-преподаватель может быть избран в состав Ученого совета вуза, уча-

ствовать в научной деятельности вуза, проходить переподготовку, на базе вуза и так далее.

Чтобы дать студентам - будущим офицерам -современное военное образование, преподаватель военной кафедры должен быть, прежде всего, высококвалифицированным и всесторонне подготовленным военным специалистом, мастером своего дела. Эти качества закладываются у него при обучении в военном вузе, при прохождении военной службы в войсках. Высокий общеобразовательный уровень студентов, требуют от преподавателя широкой общей и военно-технической эрудиции, высокой теоретической подготовки на уровне последних достижений соответствующих областей науки и техники, знания проблем и перспектив их развития. Практическая направленность военной подготовки, важность привития студентам практических навыков и умений по получаемой военной специальности требуют от преподавателя еще и мастерского овладения всем комплексом этих практических навыков и умений, образцового выполнения им практических приемов, упражнений и нормативов. Только при этом условии преподаватель сможет успешно, на личном примере, подготавливать студентов к военной службе. Армейский принцип "Делай, как я!", применяемый офицером-преподавателем при обучении студентов, позволяет формировать высококвалифицированного военного специалиста. Требования к преподавателям военной кафедры сложнее, чем к преподавателям гражданских кафедр вуза, где естественным образом складывается разделение педагогического труда: профессора и доценты читают лекции, т. е. руководят теоретической подготовкой студентов, а ассистенты, аспиранты ведут упражнения, семинары. На военной кафедре такого разделения быть не

может, и каждый ее преподаватель должен знать и уметь все, чему он хочет научить студентов. Именно всесторонняя военно-профессиональная подготовка преподавателя военной кафедры, глубокое знание им теоретических основ военной специальности, мастерское владение оружием способствуют созданию авторитета преподавателя и формированию у студентов военно-профессиональной направленности.

Требования к качествам личности преподавателя

О роли личности воспитателя К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности... Только личность может воздействовать на личность, только характером можно образовать характер» [1]. К личности военного педагога, предъявляются повышенные требования в силу особой важности и сложности воспитательных задач по формированию качеств личности будущего офицера. Основным требованием к преподавателю военной кафедры является идейная убежденность в полезности и необходимости его труда. Только при этом условии преподаватель сможет воспитывать убежденность своих учеников, преданность и любовь к Родине, готовность к ее вооруженной защите. В процессе формирования военно-профессиональ-ной направленности студентов им должна передаваться и убежденность преподавателя в моральном превосходстве и техническом совершенстве наших Вооруженных Сил, их боевой мощи, уважение к их славным боевым традициям, уверенность в нашей победе, любовь к военному делу и профессии офицера, чувство ответственности перед Родиной за выполнение своего воинского долга. Преподаватель военной кафедры должен уметь передавать свои убеждения, взгляды, свое отношение к явлениям, а для этого воздействовать не только на мысли, но и на чувства, настроение, волю студентов, т. е. обладать эмоциональной выразительностью своей речи, поведения.

Воспитание лучших качеств военного специалиста тесно связано с нравственным обликом самого преподавателя. Преподаватель должен быть безупречно честен, принципиален, скромен и требователен к себе. Своим повседневным поведением, образом жизни, отношением к делу, он должен подавать пример студентам, вызывать у них уважение и потребность подражания.

Неотъемлемой чертой нравственного облика преподавателя должно быть трудолюбие, способность самоотверженно и с полной отдачей своих возможностей осуществлять педагогическую деятельность.

Работа в вузе предъявляет повышенные требования к духовному миру, внутренней культуре преподавателя. Внутренняя культура преподавателя обусловливает и такие существенные компоненты педагогического мастерства, как культура речи преподавателя, культура его общения с людьми,

педагогический такт. В учебно-воспитательном процессе с присущими ему сложными связями и зависимостями преподаватель выступает как организатор и руководитель целеустремленной познавательной деятельности обучаемых, их воспитания. Планирование учебно-воспитательного процесса, подготовка и проведение любых видов занятий, обеспечение их соответствующей учебноматериальной базой, осуществление различных воспитательных мероприятий, систематический учет и контроль результатов учебновоспитательного процесса немыслимы без организаторской деятельности преподавателя. Преподаватель должен обладать развитыми организаторскими способностями, коммуникабельностью, умением работать с коллективом и в коллективе, правильно воспринимать деловую критику в свой адрес, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке.

Обучение и воспитание офицеров запаса предполагает наличие у преподавателя определенных волевых качеств. В своей работе преподаватель может попадать в самые различные, в том числе и весьма неблагоприятные педагогические ситуации. В любых условиях он должен проявлять выдержку и самообладание, уметь сдерживать себя, управлять своим поведением, не терять уверенности и контролировать положение. От преподавателя требуется терпение и настойчивость в достижении поставленных целей. В условиях гражданского вуза особенное значение имеют разумные формы и мера проявления требовательности, которые должны соответствовать достигнутому уровню воспитанности студентов, сочетаться с педагогическим тактом преподавателя. Однако это нисколько не умаляет воспитательного значения требовательности пре-подавателя-офицера как необходимого и эффективного средства формирования качеств личности студента. Именно это значение требовательности даже в крайней форме ее проявления - взысканиях

- подчеркивал А. С. Макаренко: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает формироваться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [2].

Наконец, необходимым качеством личности преподавателя должно быть педагогическое призвание - внутренняя потребность посвятить себя педагогической деятельности, передавать обучаемым свои знания и опыт, воспитывать защитников Отечества.

Требования к педагогическому мастерству преподавателя

«Педагогическое мастерство это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения» [3]. Как всякое искусство, по своему содержанию педагогическое мастерство нельзя определить однозначно. Это сложное, интегральное образование, представляющее собой органический синтез психолого-педагогической эрудиции, педа-

гогических способностей и педагогической техники преподавателя. Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя во взаимосвязи с его педагогическим призванием и высокоразвитыми другими качествами его личности выражается в педагогическом таланте преподавателя и обеспечивает его успешную педагогическую деятельность.

При назначении на должность преподавателя на военную кафедру в гражданском вузе в течение трех лет под руководством опытного наставника идет становление военного преподавателя. Офицер должен изучить руководящие документы, требования государственных образовательных стандартов, квалификационные требования, учебные планы и программы, содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету, основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности, педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения, современные формы и методы обучения и воспитания студентов, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Полученная информация поможет ему лучше понимать студентов, сочетать получаемыми ими знания в вузе со знаниями, получаемые на военной кафедре.

Психолого-педагогическая эрудиция является теоретической базой педагогического мастерства преподавателя и представляет собой систему знаний научных основ психологии и педагогики. Она включает в себя понимание целей и задач воспитания, знание закономерностей развития и формирования личности, сущности и особенностей педагогического процесса, факторов, влияющих на его эффективность, принципов, методов и форм обучения и воспитания, способов управления учебно-воспитатель-ным процессом, оценки и учета его результатов.

В основе педагогических способностей преподавателя лежит педагогическое мышление, которое отражает интеллектуальную сущность педагогического процесса и является центральным компонентом педагогического мастерства. Самостоятельный, творческий характер педагогического мышления позволяет преподавателю проявлять инициативу, настойчивость и изобретательность в выборе наиболее эффективных путей и приемов учебновоспитательных воздействий, избегать в этом шаблона, однообразия, механического копирования. Педагогическое мышление опирается на педагогическую наблюдательность и педагогическое воображение преподавателя.

Педагогическая наблюдательность обеспечивает преподавателю непрерывную обратную связь с аудиторией, позволяет ему по различным признакам определять настроение обучаемых, их отношение к излагаемому материалу, степень его понимания и усвоения, эффективность своих воспитательных воздействий. Педагогическая наблюдательность помогает преподавателю замечать, анализировать и использовать опыт других преподавателей при взаимном посещении занятий, присутствии на

открытых и показных занятиях. Педагогическое воображение позволяет преподавателю прогнозировать результаты своей работы, мысленно моделировать задуманные или планируемые педагогические мероприятия и предусматривать их эффективность, предвидеть и своевременно предупреждать недостатки и трудности в обучении и воспитании студентов, на основе педагогической наблюдательности проектировать их развитие.

Педагогический такт можно определить, как умение преподавателя применять наиболее педагогически целесообразные формы общения с обучаемыми, проявлять осмотрительность и чувство меры в выборе путей, средств и приемов воспитательных воздействий. Наличие педагогического такта повышает интерес к занятиям, активизируется познавательная деятельность обучаемых, повышается их творческая активность, возникает положительное отношение к воспитательным воздействиям преподавателя. Педагогический такт предполагает наличие у преподавателя педагогической наблюдательности и воображения, вежливости, выдержки и самообладания в любых педагогических ситуациях, способности воздерживаться от необдуманных действий. Для Вооруженных сил эта проблема имеет особое значение как проблема взаимоотношений между начальниками и подчиненными в условиях их тесного взаимодействия в современном бою, особенно при использовании коллективных средств вооружения, воспитания у всех категорий военнослужащих взаимного уважения и доверия, чувств взаимопомощи и взаимовыручки. Систематическое проявление педагогического такта военными преподавателями способствует формированию педагогического такта и у будущих офицеров, необходимого им как руководителям и воспитателям своих подчиненных. Большое значение имеет педагогический такт руководства кафедры, циклов по отношению и к студентам, и к преподавателям. От этого зависит создание на кафедре, циклах благоприятной психологической обстановки, способствующей дружной работе педагогического коллектива кафедры, деловому решению задач. Педагогическая техника представляет собой комплекс педагогических навыков и умений, с помощью которых преподаватель оказывает наиболее эффективные непосредственные воздействия на обучаемых. Педагогическая техника предполагает овладение преподавателем всем разнообразием средств и приемов педагогического воздействия. На первом месте стоит речь преподавателя. Живая речь преподавателя является не только основным средством передачи учебной информации, но и оказывает на слушателя большое психологическое воздействие, действует на его чувства и потому формирует его убежденность, направленность личности, отношение к предмету. Но для этого преподаватель должен уметь грамотно, логично, точно, ясно и образно излагать свои мысли, владеть дикцией, интонацией, мимикой и жестом, его речь должна быть рациональна - являть собой гармонию мысли и слова, и эмоциональна - выражать его личные чув-

ства и отношение к излагаемому материалу, убежденность в его истинности, увлекать слушателей. Аврелий Августин писал: «В действительности же нас слушают гораздо охотнее, когда мы сами увлекаемся делом обучения; наша радость окрашивает всю словесную ткань нашей речи: нам легче говорить, нас лучше воспринимают » [4].

Воспитывающую роль речи преподавателя подчеркивал В. А. Сухомлинский. «Слово учителя

- ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [5]. Качества речи преподавателя военной кафедры, работающего в условиях вуза, имеют особенное значение, так как являются основным показателем его педагогического мастерства, выражением общей и педагогической культуры преподавателя. Профессиональная компетентность преподавателя как специалиста, его личностные качества и педагогическое мастерство создают ему авторитет у студентов, без которого воспитатель не может быть воспитателем.

На основе требований, предъявляемых к военному преподавателю, коротко можно сформулировать его обязанности. Итак, он отвечает за организацию и качественное проведение занятий со студентами по военному обучению, высокое качество подготовки студентов по своей дисциплине, воинское воспитание и состояние дисциплины в закрепленных учебных взводах. Преподаватель военной кафедры должен: тщательно готовить и на высоком научном и методическом уровне проводить занятия со студентами, добиваться усвоения ими программного материала, привития устойчивых практических и командирских навыков; систематически повышать уровень своих профессиональных знаний, совершенствовать своё педагогическое мастерство; участвовать в планировании учебного процесса, разрабатывать учебно-методическую документацию, своевременно выполнять задания по учебно-методической работе; участвовать в военно-научной, научно-исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе и других мероприятиях, проводимых кафедрой; знать индивидуальные качества и способности каждого студента в закрепленных учебных взводах, предъяв-

лять к ним высокую требовательность, формировать у них необходимые военно-профессиональные качества; проверять выполнение студентами учебных заданий, практических работ, добиваться своевременного и качественного их выполнения; обеспечивать занятия необходимой учебной литературой, наглядными пособиями, вооружением, военной техникой и приборами, постоянно вести работу по совершенствованию учебно-

материальной базы кафедры; вести журналы учета занятий, личные карточки студентов, составлять на них аттестационные листы; изучать и использовать в учебно-воспитательной работе опыт боевой подготовки войск, военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и передовой опыт военных кафедр других вузов; организовывать и проводить зачеты и экзамены у студентов; разрабатывать и вести индивидуальный план работы на учебный год и план работы на месяц; обеспечивать выполнение установленных мер безопасности при проведении занятий и работе с техникой и вооружением и сохранность государственной и военной тайны.

Современный этап развития Вооруженных сил России требует повышение уровня подготовки офицеров запаса как военных специалистов, что существенно меняет взгляды на формирование военных кафедр преподавательским составом.

Литература

1. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1992.

2. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма /

A. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1975.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2006.

4. Безрогова, В. Г. Антология педагогической мысли христианского Средневековья / В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. - М.: АО Аспект Пресс, 1994. -Т. 1.

5. Сухомлинский, В. А. О воспитании /

B. А. Сухомлинский. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.