Научная статья на тему 'Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза'

Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1867
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНАЯ / ОРГАНИЗАТОРСКАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТЕХНИКА / TEACHER / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / CONSTRUCTIVE / ORGANIZING / COMMUNICATIVE / RESEARCH ACTIVITY / PEDAGOGICAL SKILL / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уваров Александр Иванович, Мерзликин Дмитрий Викторович, Червинский Владислав Геннадьевич

В статье раскрыты характерные особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя военно-учебного заведения и сущность его педагогического мастерства. Подробно рассмотрены составные компоненты педагогической деятельности преподавателя: конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная. В качестве обязательной составляющей профессиональной деятельности преподавателя, дополняющей педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности. Понимание структуры, специфики и содержания каждой из них позволяет установить критерии оценки и правильно определить уровень педагогического мастерства преподавателя. Рассматривая сущность педагогического мастерства как сложное, многогранное понятие, авторы затронули его составные части, каковыми являются психолого-педагогическая эрудиция, педагогические способности и педагогическая техника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уваров Александр Иванович, Мерзликин Дмитрий Викторович, Червинский Владислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article authors revealed characteristics of professional and pedagogical activity of the teacher of military school and essence of his pedagogical skill, in detail considered compound components of pedagogical activity of the teacher: constructive (design), organizing, communicative and revealed features of research activity as the obligatory making professional activity of the teacher supplementing pedagogical. The understanding of structure, specifics and keeping of each of them allows to establish evaluation criteria and it is correct to determine the level of pedagogical skill of the teacher. Considering essence of pedagogical skill as a difficult, many-sided concept, authors mentioned its components which are psychology and pedagogical erudition, pedagogical abilities and the pedagogical equipment.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя военного вуза»

УДК 378.015.2 10.20310/1810-231Х-2017-16-2-74-78

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

Уваров Александр Иванович, Мерзликин Дмитрий Викторович, Червинский Владислав Геннадьевич

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»,

Россия, г. Воронеж, е-шаД: aiuvarov1957@mail.ru

В статье раскрыты характерные особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя военно-учебного заведения и сущность его педагогического мастерства. Подробно рассмотрены составные компоненты педагогической деятельности преподавателя: конструктивная (проектировочная), организаторская, коммуникативная. В качестве обязательной составляющей профессиональной деятельности преподавателя, дополняющей педагогическую, раскрыты особенности научно-исследовательской деятельности. Понимание структуры, специфики и содержания каждой из них позволяет установить критерии оценки и правильно определить уровень педагогического мастерства преподавателя. Рассматривая сущность педагогического мастерства как сложное, многогранное понятие, авторы затронули его составные части, каковыми являются психолого-педагогическая эрудиция, педагогические способности и педагогическая техника.

Ключевые слова: преподаватель, военный вуз, педагогическая деятельность, конструктивная, организаторская, коммуникативная, научно-исследовательская деятельности, педагогическое мастерство, техника

Известно, что любая деятельность осуществляется на основе определенной системы знаний, навыков и умений. Обычно она имеет вполне сложившуюся структуру и ряд взаимосвязанных элементов, одни из которых считаются первостепенными, другие - второстепенными. Все это относится и к труду военного педагога.

Среди многих элементов структуры деятельности военного педагога можно выделить четыре основные области: конструктивную (проектировочную), организаторскую, коммуникативную, научно-исследовательскую [1]. Понимание структуры и специфики и содержания каждой из них позволяет определить критерии оценки и правильно оценить уровень педагогического мастерства преподавателя, наметить пути его совершенствования. Степень и оттенки педагогического мастерства каждого преподавателя как раз и объясняются сочетанием различных уровней мастерства в основных областях педагогического труда. Так в чем же сущность и характерные особенности деятельности военного педагога в каждой из этих областей?

Конструктивная деятельность направлена на творческую переработку учебного ма-

териала применительно к составу аудитории, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их развития, целей и задач обучения. Эта работа важна, поскольку на ее основе строится вся организаторская и коммуникативная деятельность педагогов [2]. В своей работе преподаватель руководствуется требованиями федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов МО РФ и других руководящих инстанций. Помимо этого, педагог проектирует свою деятельность в соответствии с учебным планом и программой изучаемой дисциплины, указаниями руководящих лиц кафедры и учебного заведения, использует научную литературу, учебники, методические пособия, и наконец, опыт педагогического коллектива кафедры.

Характер конструктивной деятельности преподавателя меняется по мере роста педагогического мастерства. Неравномерна и активность данной деятельности в различные периоды учебного процесса. Умение выработать рациональное соотношение перспективных и частных задач, найти целесообразный подход к их решению, прогнозировать конечный результат - важный критерий оценки педагогического мастерства преподавателя. Опытные

педагоги выработали принципы подхода к учебному материалу, его отбора и конструирования с учетом перспективы. При разработке конкретной темы, проблемы курса они постоянно имеют в виду всю систему знаний и результат, которого стремятся добиться в конце обучения.

Рассматриваемая область деятельности преподавателя - наиболее сложный вид педагогического труда. Конструктивная деятельность больше всего влияет на успех работы педагога в целом, формирование и совершенствование его мастерства, особенно когда она гармонично сочетается с организаторской деятельностью. Несмотря на хорошо отобранный и спроектированный учебный материал, преподаватель не сможет добиться успеха, если не сумеет активизировать внимание обучающихся на занятиях, эффективно организовать свою работу в ходе всего учебного процесса.

Каждое целесообразное педагогическое действие преподавателя, в конечном счете, представляет какой-либо организаторский акт. Поэтому организаторская деятельность одновременно является практической реализацией проектов, методических планов преподавателя и условием более эффективного проектирования.

Между тем уровень мастерства преподавателя в конструктивной и организаторской деятельности бывает весьма разным. Усилия педагога в организаторской области в основном направлены:

- на четкое, доступное изложение учебного материала;

- определенную регуляцию своего поведения в каждой конкретной учебной ситуации;

- организацию деятельности обучающихся в учебное и внеучебное время.

Успех в данном случае будет зависеть от умения преподавателя сочетать эти аспекты. В психологической структуре труда военного педагога особое место принадлежит коммуникативной деятельности - установлению таких взаимоотношений с обучающимися, которые содействуют наиболее эффективному решению педагогической задачи, создают благоприятные условия для достижения поставленных целей в обучении и воспитании.

Подобные взаимоотношения строятся с учетом психологических особенностей обучающихся, информации об эффективности педагогических воздействий. Эти отношения во многом зависят и от личных качеств преподавателя: подготовленности, чувств, воли, такта, умения показать, раскрыть себя как человека.

При правильных взаимоотношениях между педагогом и обучающимися, достигается взаимопонимание, слаженность в учебно-воспитательной работе, возрастает возможность преподавателя предугадать и как можно точнее оценивать поведение обучающихся, а также способность обучающихся правильно истолковывать требования преподавателя.

Случается, что преподаватели, имеющие солидный педагогический стаж, достаточно хорошо знающие учебную дисциплину, обладающие эрудицией, не пользуются должным авторитетом у обучающихся. Как правило, причинами таких отношений являются:

- несдержанность в общении или высокомерное отношение к запросам обучающихся;

- несобранность и суетливость в методике проведения занятий;

- чрезмерная замкнутость и сухость на занятиях и во внеучебное время;

- несоблюдение уставных требований во взаимоотношениях педагога с обучающимися.

Конечно же, такие причины только снижают познавательную активность у обучающихся, что отрицательно сказывается на эффективности обучения.

В структуре деятельности военного преподавателя определенное место занимает научно-исследовательская работа. В условиях постоянно растущей «индустриализации» образования, повышения требований к подготовке военных специалистов педагог все больше становится не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности обучаемых, их самостоятельной творческой работы. Это требует от преподавателя активного личного участия в научных исследованиях. В настоящее время размах и уровень научной работы в вузах в значительной степени определяет уровень подготовки специалистов, всю атмосферу деятельности учебного заведения [3]. Строгое планирование научно-исследовательских работ кафедр, разумная практическая направленность и комплексность вузовских исследований, межкафедральное кооперирование научных трудов, включение их в сферу образовательного процесса - важный резерв повышения его эффективности, роста профессионального мастерства преподавателей. Мастерство преподавателя в этой области характеризуется умением эффективно и рационально использовать результаты исследований, внедрять последние

достижения психологической и педагогической науки в учебно-воспитательный процесс.

Все виды деятельности военного преподавателя взаимосвязаны и протекают в ходе решения разнообразных учебных и воспитательных задач. Их эффективная реализация невозможна без высокого уровня педагогического мастерства преподавателя. Как уже было сказано, педагогическое мастерство - это сложное, многогранное понятие, составными частями которого являются психолого-педагогическая эрудиция, педагогические способности и педагогическая техника.

Психолого-педагогическая эрудиция является теоретической базой педагогического мастерства преподавателя, представляющей собой систему знаний научных основ психологии и педагогики. Она включает в себя понимание целей и задач воспитания, знание закономерностей развития и формирования личности, сущности и особенностей педагогического процесса, факторов, влияющих на его эффективность, принципов, методов и форм обучения и воспитания, способов управления учебно-воспитательным процессом, оценки и учета его результатов.

Психолого-педагогическая эрудиция преподавателя позволяет ему сознательно, с научных позиций подходить к своей педагогической деятельности, осуществлять творческий подход при решении стоящих перед ним разнообразных и сложных учебно-воспитательных задач.

В основе педагогических способностей преподавателя лежит педагогическое мышление, которое отражает интеллектуальную сущность педагогического процесса и является центральным компонентом педагогического мастерства. Педагогическое мышление должно носить самостоятельный, творческий характер. Это позволяет преподавателю проявлять инициативу, настойчивость и изобретательность в выборе наиболее эффективных путей и приемов учебно-воспитательных воздействий, избегать в этом шаблона, однообразия, механического копирования. Творческий характер мышления преподавателя должен вызывать у него потребность заниматься научно-педагогической работой, проводить педагогические исследования, ставить педагогические эксперименты в целях оптимизации образовательного процесса.

Педагогическое мышление опирается на педагогическую наблюдательность и педаго-

гическое воображение преподавателя. Педагогическая наблюдательность обеспечивает преподавателю непрерывную обратную связь с аудиторией: позволяет ему по различным признакам определять настроение обучаемых, их отношение к излагаемому материалу, степень его понимания и усвоения, эффективность своих воспитательных воздействий. Используя эту информацию, преподаватель вводит необходимые коррективы в своей работе (повторное разъяснение материала под другим углом зрения, изменение форм воспитательных воздействий и т. д.). Педагогическая наблюдательность помогает преподавателю замечать, анализировать и использовать опыт других преподавателей при взаимном посещении занятий, присутствии на открытых и показных занятиях.

Педагогическое воображение позволяет преподавателю прогнозировать результаты своей работы, мысленно моделировать задуманные или планируемые педагогические мероприятия и предусматривать их эффективность, предвидеть и своевременно предупреждать недостатки и трудности в обучении и воспитании слушателей, на основе педагогической наблюдательности проектировать их развитие.

Педагогический такт можно определить как умение преподавателя применять наиболее педагогически целесообразные формы общения с обучающимися, проявлять осмотрительность и чувство меры в выборе путей, средств и приемов воспитательных воздействий. Наличие педагогического такта позволяет установить преподавателю такие отношения с обучающимися, которые в наибольшей мере способствуют достижению целей образовательного процесса: создать на занятиях благоприятный психологический климат, обстановку взаимного уважения, плодотворный деловой контакт с аудиторией. В результате повышается интерес к занятиям, активизируется познавательная деятельность обучающихся, раскрывается их творческая активность, возникает положительное отношение к воспитательным воздействиям преподавателя. Н. И. Пирогов писал, что «учитель, владеющий педагогическим тактом и опытный в искусстве изложения предмета, и при несовершенной программе может сделать то, чего другой и при самой лучшей не сделает» [4, с. 343]. Педагогический такт является выражением педагогической культуры преподавате-

ля, в его основе лежит заинтересованность преподавателя в результатах своей педагогической деятельности, уважение к личному достоинству обучаемых, знание их типологических и индивидуальных особенностей, умение прогнозировать их поведение, проявлять чуткость и внимательность, найти правильный подход к каждому из них [5]. Поэтому педагогический такт предполагает наличие у преподавателя педагогической наблюдательности и воображения, вежливости, выдержки и самообладания в любых педагогических ситуациях, способности воздерживаться от необдуманных действий.

Педагогическая техника представляет собой комплекс педагогических навыков и умений, с помощью которых преподаватель оказывает наиболее эффективные непосредственные воздействия на обучающихся. Педагогическая техника предполагает овладение преподавателем всем разнообразием средств и приемов педагогического воздействия. На первом месте стоит речь преподавателя - Verba Magistri (слово учителя). Живая речь преподавателя является не только основным средством передачи учебной информации (И. Д. Павлов называл речь высшим регулятором человеческого познания), но и оказывает на слушателя большое психологическое воздействие, действует на его чувства и потому формирует его убежденность, направленность личности, отношение к предмету. Но для этого преподаватель должен уметь грамотно, логично, точно, ясно и образно излагать свои мысли, владеть дикцией, интонацией, мимикой и жестом, его речь должна быть рациональна - являть собой гармонию мысли и слова - и эмоциональна - выражать его личные чувства и отношение к излагаемому материалу, убежденность в его истинности, увлекать обучающихся.

Педагогическая техника преподавателя включает в себя и тесно связанное с качествами его речи умение активизировать познавательную деятельность обучающихся, прежде всего, формулировать вопросы, создавать на занятиях увлекательные проблемные ситуации. В педагогическую технику, безусловно, входят навыки и умения преподавателя в подготовке и проведении различных видов занятий и воспитательных мероприятий, осуществлении кон-

троля и учета усвоения обучаемыми учебного материала и эффективности воспитательных воздействий. Важным элементом педагогической техники является рациональное использование преподавателем классной доски (в том числе графические навыки преподавателя), учебных наглядных пособий, совершенное владение разнообразными техническими средствами обучения и контроля.

Литература

1. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. М., 2004.

2. Копытова Н. Е., Макарова Л. Н. Конструктивно-проектировочная функция в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 5(133). С. 30-35.

3. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Научная деятельность в контексте модернизации исследовательской инфраструктуры университета: проблемы оценивания // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8 (41-42). С. 225-230.

4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

References

1. Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov [Pedagogics: 100 questions - 100 answers]. M., 2004.

2. Kopytova N. E., Makarova L. N. Kons-truktivno-proektirovochnaya funktsiya v profession-nal'noj deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly [Constructive and design function in professional activity of the teacher of the higher school] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014. № 5(133). S. 30-35.

3. Sharshov I. А., Makarova L. N. Nauchnaya deyatel'nost' v kontekste modernizatsii issledovatel'skoj infrastruktury universiteta: problemy otsenivaniya [Scientific activity in the context of modernization of research infrastructure of university: estimation problems] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2012. № 7-8 (41-42). S. 225-230.

4. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Chosen pedagogical compositions]. M., 1985.

5. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. M., 2002.

* * *

FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Uvarov Aleksandr Ivanovich, Merzlikin Dmitry Viktorovich, Chervinsky Vladislav Gennadyevich

Military Educational Scientific Center of the Air Force «Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Russia, Voronezh, e-mail: aiuvarov1957@mail.ru

In article authors revealed characteristics of professional and pedagogical activity of the teacher of military school and essence of his pedagogical skill, in detail considered compound components of pedagogical activity of the teacher: constructive (design), organizing, communicative and revealed features of research activity as the obligatory making professional activity of the teacher supplementing pedagogical. The understanding of structure, specifics and keeping of each of them allows to establish evaluation criteria and it is correct to determine the level of pedagogical skill of the teacher. Considering essence of pedagogical skill as a difficult, many-sided concept, authors mentioned its components which are psychology and pedagogical erudition, pedagogical abilities and the pedagogical equipment.

Key words: teacher, military higher education institution, pedagogical activity, constructive, organizing, communicative, research activity, pedagogical skill, equipment

Об авторах:

Уваров Александр Иванович, доцент кафедры управления повседневной деятельностью подразделений Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Мерзликин Дмитрий Викторович, преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью подразделений Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

Червинский Владислав Геннадьевич, преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью подразделений Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

About the authors:

Uvarov Aleksandr Ivanovich, Associate Professor of the Management of Daily Activity of Divisions Department, Military Educational Scientific Center of the Air Force, Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin, Voronezh

Merzlikin Dmitry Viktorovich, Senior Teacher of the Management of Daily Activity of Divisions Department, Military Educational Scientific Center of the Air Force, Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin, Voronezh

Chervinsky Vladislav Gennadyevich, Senior Teacher of the Management of Daily Activity of Divisions Department, Military Educational Scientific Center of the Air Force, Military and Air Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.