Литература:
1. Аринова К.И., Кударинова A.C. Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с нарушениями фения // Научное обозрение. Педагогические науки. - 201?. - № 4.
- С. 1 1-14.
2. Атаиое Г.А. Компьютерные "игры" в обучение // Образовательные технологии и общество. - 2004.
- №2, - С.185-189.
3. Бурачевскзя О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса е специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития; материалы VI Мсждунар. науч.-практ. комф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2016, - № 2 (6),-С. 95-97.
4. Гаркушина Ю.Ф., Черлина H.A., Манина ЕВ. Новые информационные технологии в логопедической работе Ц Логопед. - М., 2004. -N9 2.
5. Горина E.H. Применение компьютерных тех пологий при обучении учащихся различных категорий // Коррекционная педагогика. - 2013. -№ 2. - С. 58-61.
6. Кукушкина О.И. Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии // Педагогика. -2009. - № 6. -С. 33.-39.
7. Редько Я.Я., Слюсарева Е.С. Потенциал сете вого взаимодействия педагогического вуза и общественных организаций в подготовке специалистов для работы с людьми, имеющими комплексные нарушения в развитии П Вестник Костромского государственного университета. -2019, - № 1, - С 127-131.
О си О OJ
м
LD
m ги
MODEL FOR THE FORMA TION OF EDUCA TIONAL ACTIONS OF SELF-CONTROL IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
Sergeeva Bella Viadimirovna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education
Kafachlna Kr/stfna Ateksandrovna, Undergraduate student "
Kuban State University, Krasnodar >
The relevance of the article is determined by the need for primary school teachers to develop a model for the formation of educational actions of self-control in younger students in the lessons of the world and its justification. The purpose of the work is to develop and test the model we have created for the formation of educational self-control actions in the lessons of the surrounding world in elementary school and in highlighting its components. Sources of study were academic work in the field of philosophy and methodology of psychological and pedagogical research, theses of modern pedagogy and psychology affecting the social conditioning of personality formation in activities; works of domestic and foreign scientific researchers on the structure, development and conditions for the development of abilities and creativity. This article talks about the formation of educational actions ofself-control in elementary school students in the framework of the subject "The World Outside" on the basis of a methodology that includes the following structural components: methodological, goal-oriented, substantive, organizational active, and productive-evaluative. The developed model for the formation of educational actions of self-control can be included in the educational process of primary schools in order to increase the effectiveness ofprimary school teachers.
Keywords: self-control; a modei for the formation of educational self-control actions; elementary school students.
00! 10.24923/2222-243Х.2020-35.66
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Актуальность статьи определяется потребностью учителей начальных классов в разработке модели формирования учебных действий самоконтроля у младших школьников на уроках окружающего мира и ее обосновании. Цель работы заключается в разработке и апробировании созданной нами модели формирования учебных действий самокон троля на уроках окружающего мира в начальной школе и в выделении ее составных компонентов. Источниками изучения послужили академические работы в области философии и методологии психолого-педагогических исследований, тезисы современной педагогики и психологии, затрагивающие общественную обусловленность формирования личности в деятельности; труды отечественных и зарубежных научных исследователей о структуре, развитии и условиях развития способностей и творчества, в данной статье говорится о формирования учебных действий самоконтроля у младших школьников в рамках предмета "Окружающий мир"на основе методики, включающей последующие структурные компоненты: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельноетный, результативно-оценочный. Разработанная модель формирования учебных действий самоконтроля может быть включена в учебный процесс начальной школы с: целью повышения эффективности деятельности учителей начальных к/1ассов.
Ключевые слова: самоконтроль, модель формирования учебных действий самоконтроля, младшие школьники.
УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.01
? Сергеева Б.В., 2020 J Кала чина К.А., 2020
СЕРГЕЕВА Бэлла Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и методики начального образования
КАЛА ЧИНА Кристина Александровна, магистр
Кубанский государственный университет, Краснодар
S
313
LH
s ^
о
LH
< et
LH
# * *
314
В соответствии с функционирующим на данный момент федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) наиважнейшей задачей современной начальной школы считается развитие удетей младшего школьного возраста универсальных учебных действий. Самоконтроль, являющийся составным компонентом регулятивных универсальных учебных действий, выступает базой всей учебной деятельности, поскольку он дает ученику возможность без внешнего контроля обнаружить и скорректировать ошибки, совершенные входе выполнения заданий различных уровней. Умение учащегося осуществлять контроль собственной работы, выявлять, а также ликвидировать образующиеся в процесседеятельности погрешности осуществляет непосредственное воздействие и на эффективность его учебной деятельности.
Согласно суждению Л.С. Выготского, учебный самоконтроль начинает формироваться уже на седьмом году жизни. При развитии этого действия весьма немаловажно принимать во внимание его специфику, 8 научных трудах П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной представлены фазы формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста с учётом их возрастных особенностей. В исследованиях Л.М. Фридмана представлено, что рациональная учебная деятельность не способна осуществляться в отсутствии операции самоконтроля. С целью формирования самоконтроля как одного из неотъемлемых средств учебной деятельности нужно применять соответствующие подходы к его становлению и развитию. Таким образом, П.Я. Гальперин и СЛ. Кабыльницкая говорят о целесообразности использования произвольного внимания как инструмента формирования самоконтроля и самодисциплины. Следует отметить, что ранее упомянутых ученых поддерживают и Г.8. Релкина, £.8. Заика. Сторонниками другой концепции являются А.В. Вершинина, А.Б. Воронцов, Л.Е. Дичинская, которые полагают, что развитие самоконтроля допустимо посредством его операционного состава.
Вместе с тем все без исключения ученые, работающие над проблемой развития самоконтроля детей, обучающихся в начальной школе, пришли к единому мнению о том, что самодисциплина окутывает всю образовательную деятельность, поскольку при его отсутствии практически невозможно достичь значительных академических результатов.
Способность учащегося сознательно контролировать свою работу, находить и устранять предпосылки затруднений, возникающих при осуществлении деятельности, позволяет младшему школьнику достичь учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Когда учащийся начальной школы становится субъектом образовательного процесса, занимает в нем активное созидательное положение, выявляет личные латентные способности. Итогом данного типа деятельности является преобразование самого младшего школьника, а также уровня его развития. По этой причине формирование учебной деятельности в начальной школе выступает целью, которая имеет первостепенное значение.
Значимым компонентом учения младшего школьника считается процесс самоконтроля, когда получаемые им академические итоги рефлексивно обнаруживаются и оцениваются им лично по отношению к раннее индивидуально предъявленным целям. В отличие от внешнего контроля, исходящего со стороны педагога, с целью выявления уровня усвоен-ности знаний и прогнозирования дальнейших перспектив освоения нового материала, процесс самоконтроля обязан реализовываться в течение становления и развития учебной деятельности.
В контексте личностно-ориентированного обучения особую роль играет формирование самоконтроля у младшего школьника, потому что недостаток внутреннего контроля и умения самостоятельно обнаруживать и предотвращать погрешности у учащихся способен послужить причиной задержки развития личности, обучающейся в начальной школе.
Проанализировав и обобщив результаты исследований, можно выделить соответствующие компоненты структуру контрольно-оце-ночной деятельности школьника с опорой на работы A.C. Лында:
- установление цели деятельности, поверхностное изучение конечного результата;
- сопоставление хода работы и полученного результата с имеющимся образцом;
- оценка качества выполненной работы, обнаружение и анализ допущенных ошибок;
- коррекция работы на основе данных самооценки, внесение усовершенствований.
8 психолого-педагогических трудах отсутствует единый подход к установлению критериев сформированности контрольно-оценочной деятельности у учащихся младшего школьного возраста.
наличие потребности в самоконтроле (стремление к самоконтролю и оценке)
В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин в развивающей системе обучения выделили следующие критерии сформированности учебных действий самоконтроля: потребность в контроле, осознание необходимости контроля, осуществление контроля и _
обнаружение ошибок, умение разъяснять причины возникновения найденных ошибок, умение корректировать ошибки с опорой на сличение хода и результата действия заданной схеме действия [5].
В.В. Репкин к критериям сформированности учебных действий самоконтроля у учащихся относит умение:
- первоначально спланировать ход работы;
- переменить состав действий при изменившихся условиях деятельности;
- сознательно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
- самостоятельно формировать системы проверочных заданий [1].
На основе анализа психолого-педагогических исследований, федеральных государа венных обра-зовательных стандартов начального и основного общего образования нами были определены следующие учебные действия самоконтроля, формируемые у учащихся:
- наличие потребности в самоконтроле (стремление к самоконтролю, отношение к внешнему контролю и оценке);
- оперативность (овладение учащимися приемами самоконтроля);
- произвольность контрольно-оценочной деятельности (принятие и сохранение учебной задачи, самостоятельность, сосредоточенность), представленные на рисунке 1.
На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана модель формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира, представлены на рисунке 2,
целевой компонент
Социальной заказ - инициативная творческая личность.
Требования ФГОС НОО. Цель начальной ступени образования -формирование универсальных учебных действий. Цель: формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля, обеспечивающих устойчивое качество результатов обучения на уроках окружающего мира
методологический компонент"
Подходы: личностно-ориентированный, целостный, ценностный, аксиологический, систем но-деятел ьностны й
Принципы: целостность, иерархичность, множественность,
активности, цикличности в _самоконтроле_
содержательный компонент
Учебные действия самоконтроля младших школьников
оперативность (овладение учащимися приёмами самоконтроля)
произвольность контрольно-оценочной деятельности(принятие и сохранение учебной
задачи, самостоятельность, сосредоточен ность)
Основные этапы формирования учебных действий самоконтроля
Мотивационно-ориентировочный
Операционно-исполнительский
Рефлексивный
диагностический компонент
Уровни: высокий, средний, низкий
результативный компонент
Положительная динамика формирования у обучающихся учебных действий самоконтроля, обеспечивающая устойчивое качество _результатов обучения на уроках окружающего мира_
Рисунок 1 - Учебные действия самоконтроля
Рисунок 2 Модель формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира
В результате формирующего этапа педагогического эксперимента разработана модель формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира. В рамках данной модели разработано учебно-методическое обеспечение по формированию у учащихся учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира.
Результаты исследования уровня сформированности учебных действий самоконтроля обучающихся контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 3.
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе высокий уровень - 59% обу-
чающихся;средний уровень- 22% обучающихся; низкий уровень - 17% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень -41% обучающихся; средний уровень - 36% обучающихся; низкий уровень - 17% обучающихся.
I о
* 2
100 80 ео
40 20 о
Контропьный класс »Экспериментальный класс
59
41 36
22 17 17
высоким уровень средним уровень низким уровень
уровень наличия потребности в самоконтроле
Рисунок 3 Результаты исследования уровня сформированное™ учебных действий самоконтроля, обучающихся экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе экспериментальной работы
и га х и т и
1- I
Г ж
аЛ
С
100 80 60 40 20 О
Контропьный класс
| Экспериментальный класс
58
39 35 _
25 £Г
высокий уровень средний уровень
низкий уровень
уровень овладения учащимися приемами самоконтроля
Рисунок 4 Результаты исследования уровня сформированное™ учебных действий самоконтроля, обучающихся экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе экспериментальной работы
Контропьный класс «Экспериментальный класс
высокий уровень средний уровень низкий уровень уровень произвольности контрольно-оценочной деятельности
Рисунок 5 - Результаты исследования уровня сформированное™ учебных действий самоконтроля экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе экспериментальной работы.
Анализ итогов по критерию потребность а самоконтроле уровня сформированное™ учебных действий самоконтроля продемонстрировал, что отличие в экспериментальном классе в конце эксперимента больше, нежели до обучения в 5,2 раза.
Результаты исследования уровня сформи-рованности учебных действий самоконтроля,
обучающихся экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе опыта, представлены на рисунке 4,
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе высокий уровень - 58% обучающихся; средний уровень - 25% обучающихся; низкий уровень -27% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень - 39% обучающихся; средний уровень-35% обучающихся; низкий уровень -27% обучающихся.
В соответствии с методикой обработки эксперимента определено, что отличие в экспериментальном классе (экспериментальная группа) в конечном срезе на высоком и выше среднего уровнях в 4,69 раз больше, нежели в констатирующем.
Результаты изучения уровня сформированности учебных действий самоконтроля экспериментального и контрольного класса на контрольном этапе экспериментальной деятельности презентованы на рисунке 5, Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе высокий уровень - 55% обучающихся; средний уровень - 35% обучающихся; низкий уровень - 10% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень - 25% обучающихся; средний уровень -52% обучающихся; низкий уровень - 23% обучающихся.
Сравнительные итоги по степени сформированности учебных действий самоконтроля младших школьников на высоком и выше среднего уровнях в экспериментальном классе существенно увеличился в 2,2 раза на контрольном этапе экспериментальной деятельности
Таким образом, приобретенные данные дают возможность сделать заключение о позитивной динамике формирования всех количественных показателей, что доказывает результативность разработанной модели формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира.
Контрольный этап эксперимента показал наличие положительной динамики у младших школьников учебных действий самоконтроля
на уроках окружающего мира. Итоги, полученные в процессе экспериментальной деятельности, обосновали результативность исследованной модели формирования у младших школьников учебных действий самоконтроля на уроках окружающего мира, включающая методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельносгный, результативно-оценочный компоненты.
Литература:
1. Воронцов А.Б. Подходы к организации конт рольно оценочной деятельности школы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / А.Б. Воронцов // Начальная школа - Первое сен тября. - 2011. - N9 13. - С.16-19,
2. Демидова М.Ю. "Окружающий мир" в стандартах второго поколения / М.Ю, Демидова // На родное образование. - 2010. - № 9.-С. 193-200,
3. Ижойкина Л.6. Методическая система формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников е процессе обучения естествознанию / Л.В. Ижойкина // Письма
в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - ART 1911. -■ СПб. - 2012г. (дата обращения: 11,03.2020).
4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова, - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 120 с.
5. Микерова Г.Г., Сергеева 6.В. Learning environment affecting primary school Student's mental development. International Electronic Journal of Elementary Education [Электронный ресурс]: scientific journal. - Режим доступа: htfps:// www.iejee.com/i ndex.php/iEJ EE/atticle/view/383/ 335-Vol. 10. - No4 Oslo. Норвегия. T&K Academic. A Non-Profit Educational Organization 2018
6. Миронов A.8. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.Ё. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
7. Сергеева Б.В. Содержание профессионального самосовершенствования педагога начального образования П Успехи современной науки. - N® 8. -Т. 2.
8. Тюрина Т.Н. Взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся в системе педагогического контроля: монография / Т.Н. Тюрина. - Голицино : ("ПИ ФСБРоссии, 2010.- 152С.
HEALTH AS ONE OF THE MOST IMPORTANT FACTORS OF THE UNIVERSITY EDUCA TfONAL PROCESS Speranskaya Nina Ivanovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor latcevlch Olga Evgenyevna, PhD of Philosophical science, Associate Professor Department of Foreign Language, Tyumen industrial University, Tyumen
The relevance of this article is determined by the acceleration of modern migration processes, which on the one hand, have positive aspects (dose business cooperation, educational exchanges, etc.), and on the other hand, negative consequences, expressed in the extremely rapid spread of very dangerous diseases (for example, the current situation with coronavirus strains), which causes the necessity not only for joint activities of medical and social institutions for the prevention of epidemics, but also for educational institutions, it allows to activate subjective factors through education of an individual's social responsibility, his conscious attitude to his own health. The authors investigate the phenomenon of health as a key component of higher education.
Keywords: education; health; motivation to health - saving; higher education.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.67
ЗДОРОВЬЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Актуальность данной статьи определена ускорением современных миграционных процессов, имеющих, с одной стороны, положительные стороны (тесные бизнес-сотрудничества, образовательные обмены и т.д.), а с. другой стороны, негативные последствия, выражающиеся в чрезвычайно быстром распространении весьма опасных заболеваний (например, сегодняшняя ситуация со штаммами коронавируса), что вызывает необходимость не только совместной деятельности медицинских социальных институтов по профилактике эпидемий, но и образовательных учреждений, позволяющих активизировать субъективные факторы через воспитание социальной ответственности отдельного индивида, его осознанного отношения к собственному здоровью. Авторы исследуют феномен здоровья как ключевого компонента высшего образования.
Ключевые слова: образование; здоровье; мотивация к здоровьесбережению; высшее образование.
В настоящее время вопросы здоровья приобретают глобальный характер, сложившаяся ситуация с быстрым распространением за-
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
& Сперанская Н,И., 2020 ФЯцевич О.Е, 2020
СПЕРАНСКАЯ Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент
ЯЦЕВИЧ Ольга Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент
кафедра Иностранных языков. Тюменский индустриальный университет, Тюмень