Научная статья на тему 'САМОКОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ'

САМОКОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ / АЛГОРИТМ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ / ФИКСАЦИЯ ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ / SELF-CONTROL / MODELING / SELF-CONTROL FUNCTIONS / ELEMENTARY SCHOOL / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INTERNAL ACTION PLAN / EDUCATIONAL ACTION ALGORITHM / FIXING THE ORDER OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соснина Е. Г.

Данная статья посвящена проблемам формирования действия самоконтроля как компонента учебной деятельности младших школьников. В статье дан анализ литературы, выделены характеристики самоконтроля младших школьников в структуре учебной деятельности. Особое внимание в статье уделено обоснованию необходимости внутреннего плана действий как основы формирования самоконтроля. Обоснована продуктивность использования моделирования при становлении самоконтроля, приведены примеры различных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONTROL IN THE STRUCTURE OF YOUNGER PUPILS' LEARNING ACTIVITY

This article is devoted to the problems of the formation of the action of self-control as a component of the educational activity of primary schoolchildren. The article analyzes the literature, identifies the characteristics of self-control of primary schoolchildren in the structure of educational activity. Particular attention is paid to substantiating the need for an internal action plan as the basis for the formation of self-control. The productivity of modeling usage in establishing self-control is substantiated, examples of various models are given.

Текст научной работы на тему «САМОКОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 373.3

САМОКОНТРОЛЬ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья посвящена проблемам формирования действия самоконтроля как компонента учебной деятельности младших школьников. В статье дан анализ литературы, выделены характеристики самоконтроля младших школьников в структуре учебной деятельности. Особое внимание в статье уделено обоснованию необходимости внутреннего плана действий как основы формирования самоконтроля. Обоснована продуктивность использования моделирования при становлении самоконтроля, приведены примеры различных моделей.

Ключевые слова: самоконтроль, моделирование, функции самоконтроля, начальная школа, учебная деятельность, внутренний план действий, алгоритм учебного действия, фиксация порядка действий.

В педагогической науке учебная деятельность представляет единую структуру, компоненты которой образуют сложную систему. Возрастные особенности младших школьников обусловливают наиболее успешное формирование учебной деятельности на уровне начального образования, что подтверждается периодизацией Д. Б. Эльконина [13]. «Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия» [9]. «Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой

Е. Г. Соснина

Аспирант лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: [email protected]

Ekaterina G. Sosnina

Postgraduate Student of the Laboratory of Primary General Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Соснина Е. Г. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 6 (72). С. 175-181.

деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя» [12, с. 250]. Наиболее важным для педагогической деятельности по формированию учебной деятельности является появление у младших школьников умений самостоятельно подходить к решению поставленной учебной задачи, осуществлять поиск выхода из учебной ситуации на основе принятия самостоятельных решений без побуждающих и поддерживающих действий со стороны учителя.

Хорошо известна структура учебной деятельности: «1) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия; 2) учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца; 3) действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ; 4) действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте» [12, с. 164].

Успешное освоение учебной деятельности выступает основой качества образования в целом. Под качеством образования понимают «... интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых» [5, с. 13].

Для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью особое значение имеют контроль и самоконтроль. Действие самоконтроля и самооценки, являясь важными компонентами учебной деятельности, на уровне начального образования способствуют формированию произвольности и сознательности действий субъекта. Однако проведенные нами анализ педагогической практики, анкетирование педагогов и младших школьников позволяют сделать вывод о том, что обучение самоконтролю остается одной из проблемных точек начального образования. С целью рассмотрения места контроля и самоконтроля в учебной деятельности и поиска эффективных путей формирования этого компонента учебной деятельности, необходимо еще раз проанализировать учебные действия, которые выполняет школьник для решения учебной задачи [7]. Особую роль в формировании самоконтроля может играть моделирование осваиваемого действия. Важность использования моделирования отмечена в федеральном государственном

образовательном стандарте начального общего образования 2009 года. Моделирование определено как один из метапредметных результатов, который должен быть достигнут младшими школьниками: «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [11, с. 9].

Именно поэтому нам важно было обратиться к классической теории учебной деятельности и проанализировать, какое место в структуре учебной деятельности уже занимает моделирование [3]. С точки зрения В. В. Давыдова, это «.постановка учебной задачи; преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношения для изучения его свойств в „чистом виде."» [2, с. 154]. Подчеркнем, что в структуре учебной деятельности В. В. Давыдов и А. У Варданян характеризуют моделирование как «средство выделения и фиксации внутренних отношений изучаемых вещей» [4, с. 137].

Необходимо использовать моделирование не только в той функции, которая определена В. В. Давыдовым, но и как способ фиксации алгоритма осуществления формируемого учебного действия. Каждое учебное действие состоит из последовательности операций, соотношение которых может меняться в зависимости от условий, в которых происходит решение учебной задачи. Достижение общей цели происходит через осуществление выбранного действия, а реализация задачи — через набор необходимых операций. Несмотря на варьирование состава операций в действии в зависимости от этапа его освоения, существует некоторый обязательный набор этих операций. И трудность для младшего школьника представляет именно удержание набора операций на этапе первоначального освоения действия. Операции в учебной деятельности строятся не сами по себе, а на основе внутреннего плана действий. Сложность формирования внутреннего плана действий состоит в том, что ребенок, выходя из системы дошкольного образования, часто не владеет навыками систематизации и выстраивания плана действий. Это относится как к социальным, так и учебным навыкам. Именно это и позволяет нам предположить, что моделирование внутреннего плана действия будет эффективно как для овладения действием, так и для осуществления самоконтроля. Предметный способ действия форми-

руется у младших школьников в процессе освоения учебных действий. Самостоятельное осуществление учебного действия начинается только с момента овладения образом действия. «Производимые ребенком действия по составлению предварительного представления о способе действия и по его первоначальному восприятию есть собственно учебные действия» [13, с. 164]. Логично предположить, что внутренний план действий, выбор способа действий при правильном формировании будут способствовать развитию самоконтроля на высоком уровне. Самоконтроль входит в структуру учебной деятельности и неразрывно связан с остальными структурными единицами учебной деятельности, при этом моделирование может выступать именно как способ связи самоконтроля и учебного действия.

Суть самоконтроля заключается в отслеживании соблюдения правильной последовательности операций, входящих в состав осуществляемого действия, а также в соотнесении требований учебной задачи и условий ее решения с учебным действием. Наличие сформированного самоконтроля у младшего школьника обеспечивает сличение условий решаемой задачи с получаемым результатом за счет изменения операционального состава действия. «Самоконтроль позволяет младшему школьнику соотнести выполненную деятельность с поставленной целью» [10, с. 150].

В то же время самоконтроль, в отличие от остальных форм контроля, невозможен без собственных осмысленных рефлексивных действий, без волевых усилий. Подтверждение этому находим в работах Е. П. Ильина, который специально изучал проблему самоконтроля как в российской, так и в зарубежной литературе [6]. Ряд зарубежных психологов отождествляли понятия «самоконтроль» и «самоуправление», называя их волей [8]. Со временем западные психологи начали использовать понятие самоконтроль вместо понятия воля [15].

В практике начальной школы до сих пор проблема становления самоконтроля остается нерешенной. Ученики, овладевая предметными и даже некоторыми универсальными умениями, не могут овладеть навыками планирования и, как следствие, не могут фиксировать последовательность выполняемых действий. Как мы указывали выше, мы предлагаем использовать моделирование как путь становления самоконтроля. В ходе исследования было разработано несколько типов моделей, которые способствуют овладению младшим школьником действием самоконтроля.

1. Модели-схемы. Этот тип моделей подходит для формирования

самоконтроля на предметном материале и предполагает использование готовых схем, которые служат опорой для выбора правильного предметного действия.

2. Модели-алгоритмы. В данных моделях с помощью условных знаков зафиксирована последовательность действий, это служит ребенку опорой для проверки выполняемого действия.

3. Модели-рассуждения, или словесные модели. Эти модели формируют установку на предстоящую деятельность: ребенок перед началом нового действия проговаривает последовательность его выполнения: сначала я буду делать ..., после этого ... и т.д.

4. Телесные модели. Данные модели основываются на тактильных ощущениях. Например, мы предлагаем использовать эту модель при подготовке к написанию диктанта: дети слушают диктант с закрытыми глазами и расставляют пунктуационные знаки в воздухе, это служит опорой при последующей записи текста с правильным оформлением предложений на письме.

5. Модели-ситуации. Эти модели основаны на образной памяти учащихся. Моделируется определенная ситуация, которая разыгрывается как мини-сценка. Например, при отработке темы, связанной с постановкой запятой в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами, разыгрывается сценка, в которой дети играют роли грамматических основ и запятой.

Таким образом, «ученик, являясь субъектом учебной деятельности, должен овладеть действиями самоконтроля и самооценки, поскольку в структуре учебной деятельности ее компоненты всегда взаимосвязаны» [9]. «Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» [14, с. 45].

Под самоконтролем мы понимаем операции, выполняемые ребенком с целью осуществления проверки и фиксации правильности выполняемого действия. Учащийся, обладающий высоким уровнем самоконтроля, способен обнаруживать, фиксировать, исправлять ошибки, давать себе установку не повторять ошибок, способен к творчеству и воссозданию алгоритма действия. Напротив, учащийся с низким уровнем самоконтроля не может самостоятельно отслеживать и тем более воспроизводить порядок выполняемых операций, не способен воссоздать алгоритм,

действует ситуативно или после побуждающих действий со стороны учителя.

Моделирование может сопровождать и поддерживать реализацию операционального состава действий самоконтроля процесса или результата. «Модель фиксирует всеобщее отношение объекта и обеспечивает его дальнейший анализ» [1]. В то же время состав модели фиксирует внутренние составляющие объекта, не видимые на первый взгляд. Формирование самоконтроля посредством действий моделирования может значительно облегчить задачу освоения учебной деятельности в целом.

Литература

1. Ахтамьянова И. И. Генезис когнитивной культуры личности // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 2 (15). С. 44-62.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

4. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. 218 с.

5. Звонников В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентност-ный подход). М.: Логос, 2012. 280 с.

6. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

7. Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: дис. ... докт. пед. наук. М., 2017. 488 с.

8. Макарова М. С. Историко-дисциплинарный аспект изучения самоконтроля речевой деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (30). С. 118-123.

9. Соснина Е. Г. Использование метода моделирования при формировании самоконтроля младшего школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 50-58.

10. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2016. 224 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. С. 8-10.

12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

14. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Педагогика и психология. 1974. № 10. С. 45.

15. Kuhl J. Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention and volution / F. Halish, J. Kuhl (eds.). Berlin, 1987. P. 279-291.

SELF-CONTROL IN THE STRUCTURE OF YOUNGER PUPILS' LEARNING ACTIVITY

This article is devoted to the problems of the formation of the action of self-control as a component of the educational activity of primary schoolchildren. The article analyzes the literature, identifies the characteristics of self-control of primary schoolchildren in the structure

I Е. f. CocHUHa

of educational activity. Particular attention is paid to substantiating the need for an internal action plan as the basis for the formation of self-control. The productivity of modeling usage in establishing self-control is substantiated, examples of various models are given.

Keywords: self-control, modeling, self-control functions, elementary school, educational activities, internal action plan, educational action algorithm, fixing the order of actions.

References

• Ahtamyanova I.I. Genezis kognitivnoj kul'tury lichnosti // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2008. № 2 (15). S. 44-62. [In Rus].

• Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya. Opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psihologicheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1986. 240 s. [In Rus].

• Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. M.: INTOR, 1996. 544 s. [In Rus].

• Davydov V. V., Vardanyan A. U. Uchebnaya deyatel'nost' i modelirovanie. Erevan: Lujs, 1981. 218 s. [In Rus].

• El'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 224 s. [In Rus].

• El'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. 560 s. [In Rus].

• El'konin D. B. Psihologiya obucheniya mladshego shkol'nika // Pedagogika i psihologiya. 1974. № 10. S. 45. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2011. S. 8-10. [In Rus].

• Il'in E. P. Psihologiya voli. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 368 s. [In Rus].

• Kuhl J. Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention and volution / F. Halish, J. Kuhl (eds.). Berlin, 1987. P. 279-291.

• Kuznecova M. I. Sistema kontrolya i ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij mladshih shkol'nikov kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya: dis. ... dokt. ped. nauk. M., 2017. 488 s. [In Rus].

• Makarova M. S. Istoriko-disciplinarnyj aspekt izucheniya samokontrolya rechevoj deyatel'nosti // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 2 (30). S. 118-123. [In Rus].

• Sosnina E. G. Ispol'zovanie metoda modelirovaniya pri formirovanii samokontrolya mladshego shkol'nika // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 2 (59). S. 50-58. [In Rus].

• Universal'nye uchebnye dejstviya kak rezul'tat obucheniya v nachal'noj shkole: soderzhanie i metodika formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshego shkol'nika / pod red. N. F. Vinogradovoj. M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016. 224 s. [In Rus].

• Zvonnikov V. I. Ocenka kachestva rezul'tatov obucheniya pri attestacii (kompetentnostnyj podhod). M.: Logos, 2012. 280 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.